Научная статья на тему 'Укрепление педагогических кадров системы среднего специального образования в Западной Сибири 1957-1963 гг'

Укрепление педагогических кадров системы среднего специального образования в Западной Сибири 1957-1963 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локтин Константин Михайлович

Процесс подготовки педагогических кадров для средних специальных учебных заведений Западной Сибири в период с 1957 по 1963 гг. характеризовался значительным многообразием форм и методов. Преодолевая имеющиеся трудности, администрация и педагогические коллективы смогли наладить работу по комплектованию сети техникумов преподавателями и мастерами производственного обучения, а также организовать работу методического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Локтин Константин Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Укрепление педагогических кадров системы среднего специального образования в Западной Сибири 1957-1963 гг»

11. Энциклопедический словарь. [Текст]/ Т. 6. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона. 1890. - М.: ТЕРРА, 1990. - 952 с.

УДК 32

Локтин Константин Михайлович

Аспирант кафедры педагогики и психологии НГПУ, преподаватель Новосибирского промышленно - экономического колледжа, [email protected], Новосибирск

УКРЕПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 1957-1963 ГГ.

Loktin Konstantin Mihaylovich

The graduate student of department of pedagogy and psychology NGPU, the instructor of the Novosibirsk industrial college, [email protected], Novosibirsk

STRENGTHENING PEDAGOGICAL PERSONNEL OF THE SYSTEM OF THE AVERAGE SPECIAL FORMATION IN WEST SIBERIA 1957-1963 YEARS

Качество подготовки специалистов в большей мере зависит от преподавателя, его знаний, умений, творческой инициативы. Педагогическое мастерство включает и психолого-педагогическую эрудицию, профессиональный опыт.

Несмотря на идеологическое засилье со стороны партийных органов в большинстве педагогических коллективов техникумов трудились самоотверженные, испытанные жизнью люди, не потерявшие выдержку и смелость, принёсшие с собой в аудитории самодисциплину, ответственность, коллективизм, благородство, обладающие высокими профессиональными навыками. Общение студентов с интеллигентными высокообразованными преподавателями способствовало становлению трудолюбивых, грамотных, ярких специалистов. Жажда творчества, поиски путей для дальнейшего интеллектуального и профессионального роста были движущими силами в деятельности преподавателей [4].

В 1959-60 учебном году в средних специальных учебных заведениях Западной Сибири работало 4797 преподавателей. К рассматриваемому периоду в Западной Сибири сложился хороший коллектив педагогических кадров средних специальных учебных заведений. Среди лучших преподавателей, работавших в техникумах Западной Сибири, следует отметить преподавателей Н. Г. Прозорова и Е. Л. Макаревич (г. Томск), Э. В. Мазурека (г. Новосибирск) и многих другие [1].

Для работы в средних специальных учебных заведениях администрация техникумов стремилась привлекать главным образом преподавателей с высшим образованием. Такая установка в вопросе по комплектованию учебных заведений кадрами привела к тому, что число преподавателей, имевших высшее образование, было значительным [7].

В техникумах Западной Сибири ощущалась нехватка преподавателей специальных дисциплин. Так, в машиностроительном и электромеханическом техникумах г. Томска из 78 работавших преподавателей 31 работал по совместительству. Не было укомплектовано преподавателями-специалиста-ми вновь открытое в Томском лесотехническом техникуме отделение «Лесопильно-деревообрабатывающее производство». Не лучше положение было и в Новосибирской области. Так, преподаватели Юргинского механического и Анжеро-Судженского горного техникумов в среднем в год вели от 1670 до 2100 часов. Например, в кемеровском горном техникуме директор техникума П. И. Пархоменко имел 827 часов, его заместитель 1432, а преподаватель специальных дисциплин А. К. Лукин - 1771. Это превышало норму соответственно: у директора на 347 часов, заместителя - 952 часа, преподавателя -371, если иметь в виду максимальную нагрузку преподавателя 1400 часов. Учитывая такое положение с педагогическими кадрами, руководство техникумами было вынуждено широко привлекать совместителей с производства. Чтение специальных курсов опытными инженерами с производства помогало глубже связать процесс обучения с практикой, ознакомить учащихся с новыми достижениями в той или иной отрасли производства. Однако в начале семилетки использование совместителей в техникумах Западной Сибири приобрело слишком массовым, что создавало значительные трудности в работе учебных заведений. В техникумах Новосибирской области в 1960-1961 учебном году работало 685 (29,9%) совместителей, в Кемеровской - 292 (38%), в Омской -141 (24,7%). Совещание директоров техникумов Кемеровского совнархоза, состоявшееся в октябре 1960 г., отметило большое число совместителей в Междуреченском вечернем горностроительном, Кузнецком и Прокопьевском горных, Кемеровском коксохимическом [6].

Такое положение с преподавательскими кадрами объяснялось рядом причин. Прежде всего, отсутствием централизованной подготовки преподавателей для техникумов системе высшей школы, большой многопрофиль-ностью учебных заведений, отсутствием устойчивого набора учащихся на ряд лет, текучестью кадров и другими причинами. Партийно-правительственные документы и их содержание указывало на особую актуальность проблемы обеспечения кадрами средних специальных учебных заведений и необходимость её решения в ближайшее время [5].

В Западной Сибири реализация директив партии и правительства происходила в основном по двум направлениям: во-первых, централизованным порядком, когда выпускников вузов и техникумов распределяли в учебные заведения целевым направлениям для работы в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения;

Во-вторых, администрация средних учебных заведений вела работу по привлечению инженерно-технических работников предприятий к преподавательской деятельности в качестве совместителей;

В-третьих, педагогов, не имеющих высшего образования, направляли на обучение в вузы на вечернее и заочное отделение [8].

Главным источником пополнения средних специальных учебных заведений Западной Сибири педагогическими кадрами являлись сибирские вузы. К рассматриваемому периоду в Сибири насчитывалось 39 высших учебных заведений, выпускники которых работали во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и народном образовании, составной частью которого является среднее специальное образование. В техникумах и училищах преподавали выпускники университетов, педагогических, сельскохозяйственных, политехнических и других институтов. К сожалению, среди вузов Западной Сибири не было не одного, который бы специально готовил преподавателей для средних специальных учебных заведений. Педагогику и методику преподавания изучали в университетах и педагогических институтах. Поэтому вполне естественно, что для специалистов, закончивших другие вузы, преподавание в учебных заведениях представляло значительные трудности и им требовалось определённое время для овладения методикой преподавания [9].

В 1960-е г. происходит значительный приток в систему среднего профессионального образования СССР контингента сокращенных по демобилизации из Советской Армии офицеров, что существенно укрепило кадры средних специальных учебных заведений [10].

Общеобразовательные предметы (математику, литературу, историю) в техникумах преподают чаще всего, окончившие педагогический институт или университет. Общетехнические предметы (техническая механика, черчение, электротехника, технология металлов) преподаватели выпускники высших технических учебных заведений. Обучение по теоретическим предметам специального цикла осуществляется также выпускниками соответствующих вузов. Например, металлорежущие станки, допуски и технические измерения обычно читают инженеры-механики или инженеры-технологи. Практическую подготовку по специальностям в мастерских и на производстве вели мастера производственного обучения, бывшие выпускники техникумов с достаточным производственным опытом. Подготовка мастеров производственного обучения проводилась, кроме того, и в техникумах профтехобразования, в которые принимаются лица, окончившие по этой специальности профессионально-техническое училище или имеющие 2-х летний стаж работы по специальности и высокий разряд. В этих техникумах, наряду с обычными образовательными предметами, обязательными для получения среднего образования изучалась психология, педагогика, методика практического обучения. В СССР началась проводиться целенаправленная работа по расширению подготовки преподавателей для техникумов и училищ в ВУЗах [2].

Значительное внимание занимала проблема текучести кадров педагогов и мастеров производственного обучения. Для её решения старались находить на предприятиях и в учебных заведениях более опытных специалистов. Одним из направлений в деятельности по комплектованию штата средних специальных учебных заведений явилось изменение порядка приёма работников в техникумы. Уже с начала 50-х годов начался постепенный отход от той системы, когда на работу принимались кадры без предварительного изучения, проверки деловых и профессиональных качеств, без учёта способностей работать с молодёжью. Подобная система, возникшая ещё в годы войны, наносила ущерб делу подготовки специалистов и в новой обстановке начала меняться [5].

Также велась работа по выделению средств на развитие материальной базы техникумов и жилищное строительство, что способствовало закреплению специалистов на педагогической работе. К примеру, в Омском техникуме им. Жуковского по завершению строительства хозяйственным способом шестнадцатиквартирного дома почти наполовину сократилось число совместителей за счёт штатных преподавателей, что, несомненно, сказалось на качестве учебно-воспитательного процесса [3].

Деятельность администрации техникумов развивалась по линии качественного улучшения преподавательских кадров. В результате мер, проведённых по пополнению средних учебных заведений педагогическими кадрами, число преподавателей к концу семилетки значительно увеличилось. К примеру, в 1965 г. в техникумах и училищах Алтайского края, Томской, Омской и Новосибирской областях количество педагогов выросло до 5834, из них 4608 человек имели высшее и 299 - незаконченное высшее образование. К концу семилетки число преподавателей в средних специальных учебных заведениях Западной Сибири составило 7833 человека, т. е. на 3036 человек больше, чем в начале семилетки. Несколько сократилось число совместителей [4].

Отделами кадров и учебных заведений совнархозов проводилась большая работа, направленная на создание благоприятных условий для повышения педагогического мастерства преподавателей. Так, в канун 1957-1958 уч. года была проведена тарификация преподавателей, в результате которой была упорядочена их педагогическая нагрузка. Годовая нагрузка некоторых преподавателей с 1600-1800 часов была сокращена до 1100-1200 часов, для руководителей техникумов установлена не более 400 часов [1].

Наряду с количественным ростом преподавателей администрации техникумов большое значение придавали совершенствованию их педагогического мастерства. Эта задача была центральной в деятельности дирекций техникумов. Работа велась по двум основным направлениям: повышение квалификации преподавателей и их идейно-политического уровня. Особые требования предъявлялись к идейно-теоретическому уровню преподавателей. С целью повышения, которого в техникумах создавались различные формы политической учёбы: семинары по коммунистическому воспитанию

молодёжи, кружки по изучению марксистко-ленинской философии, конкретной экономики, истории КПСС. Ряд преподавателей учились в вечернем университете марксизма-ленинизма. Так, на семинаре по конкретной экономике занимались преподаватели индустриального и горного техникумов (г. Томск). Историю Коммунистической партии Советского Союза изучали преподаватели педагогического училища и техникума механической обработки древесины (г. Бийск). В Новосибирском электромеханическом техникуме транспортного строительства в сети политического просвещения учились 45 преподавателей. В том числе 10 человек обучались в вечернем университете марксизма-ленинизма, 18 преподавателей изучали марксист-ко-ленинскую философию [2].

Значительная часть преподавателей, в дальнейшем, использовало приобретённые знания, работая в качестве пропагандистов, лекторов, агитаторов, руководителей кружков текущей политики среди технического персонала средних специальных учебных заведений.

Значительную роль в повышении квалификации педагогов и общем решении проблемы кадров для техникумов играло заочное обучение преподавателей в высших учебных заведениях. В решении вопроса о подготовке педагогических кадров для Западной Сибири определенную роль сыграла Московская сельскохозяйственная Академия им. К. А. Тимирязева. С 1960 г. на ее педагогическом факультете впервые было организовано заочное обучение преподавателей сельскохозяйственных техникумов. Заочное обучение вызвало большой интерес. Только в 1964 г. на заочное обучение направили свыше 40 преподавателей. Педагогический факультет Академии проводил большую работу по усовершенствованию знаний преподавателей сельскохозяйственных техникумов на разнообразных курсах и семинарах. Только за 1964 г. на курсах и семинарах повысили свою квалификацию 3874 преподавателя и руководителя сельскохозяйственных техникумов [3].

Большое значение в деле повышения квалификации преподавателей техникумов сыграло постановление Совета Министров РСФСР от 5 августа 1964 г., которое обязывало Министерство среднего специального образования РСФСР организовать при вузах, подготовку и переподготовку преподавателей всех средних специальных учебных заведений по техническим дисциплинам. С этой целью были определено 40 вузов, в которых будет вестись переподготовка преподавателей по 100 профилирующим дисциплинам. Преподаватели общеобразовательных предметов техникумов должны были повышать свою квалификацию при институтах усовершенствования учителей [10].

Администрация техникумов Западной Сибири направляли преподавателей на курсы в Томский политехнический институт по специальностям: технология машиностроения, металлорежущие станки, в Новосибирский инженерно-строительный институт - гражданские и промышленные здания, строительные конструкции, технология строительно-монтажных работ, санитарно-техническое устройство зданий.

Были случаи, когда отделы кадров и учебных заведений совнархозов направляли на курсы преподавателей, специальности которых не соответствовали специальностям, установленным на курсах. Министерство высшего образования СССР, рассмотрев вопрос о работе курсов повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений, издало приказ об устранении недостатков в работе курсов и предложило ввести в практику работы педагогического совета и предметных комиссий проведение информации преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации.

Одной из форм работы по повышению производственной квалификации и совершенствованию педагогического мастерства преподавателей являлись педагогические чтения, на которых происходил обмен опытом работы педагогов, обсуждались вопросы повышения качества преподавания, обобщался опыт работы лучших техникумов. Эта форма родилась в системе Министерством просвещения СССР ещё в 1945 г. и была широко использована в средних специальных учебных заведениях Новосибирской и Кемеровской областей. В 1963 г. были проведены областные педагогические чтения в Кемерово, а в феврале 1965 г. в Новосибирске были проведены педагогические чтения преподавателей средних специальных учебных заведений Западно-Сибирского совнархоза, на которых присутствовало 500 человек. Наибольший интерес у преподавателей техникумов вызванивали доклады «Опыт работы по повышению качества теоретической и практической подготовки учащихся», «Роль предмета физики в формировании материалистического мировоззрения учащихся» и др. Такие мероприятия способствовали повышению педагогического уровня преподавательских кадров техникумов [9].

Большую роль в повышении квалификации преподавателей играла такая форма, как откомандирование их на работу на промышленные предприятия страны. Так, преподаватели горного техникума Томска с вопросами автоматики и телемеханики знакомились на заводах Пензы и Серпухова, изучали новую технологию доменного процесса на кузнецкой металлургическом комбинате, на заводах Урала изучали вопросы экономики и планирования, новейшие машины и новые процессы обогащения угля увидели на обогатительных фабриках Кузбасса. Преподаватели Новосибирского монтажного техникума были откомандированы на промышленные предприятия г. Омска, где совершили экскурсии на заводы синтетического каучука, нефтеперерабатывающий, завод монтажных заготовок и сантехнических изделий. Преподаватели на предприятиях прослушали лекции по прогрессивным методам монтажа оборудования на предприятиях нефтехимической промышленности. Преподаватель Кузнецкого горного техникума П. М. Воронцова была командирована в Кемерово на 2 месяца на новостройки и эксплуатационные шахты для пополнения и обобщения знаний по вопросам планирования и нормирования. С оборудованием спектрального анализа в лабораториях институтов и техникумов Москвы, Ленинграда и Свердлов-

ска ознакомились преподаватели Кемеровского коксохимического техникума. Однако из-за недостатка средств на командировки эта форма не нашла широкого распространения [7].

Важную роль в повышении педагогического мастерства преподавателей играли также педсоветы, предметные (цикловые) и методические комиссии. В своей работе они уделяли большое внимание молодым коллегам и преподавателям с инженерным образованием, не имевшим педагогического стажа работы. Для них проводились теоретические и методические семинары, давались открытые уроки. Опытные преподаватели, обладавшие педагогическим мастерством и имевшие большой стаж работы, посещали их уроки, давали практические советы, делились как своим опытом, так и опытом лучших педагогов страны. Например, в 1963-1964 учебном году в Кемеровском сельскохозяйственном и Кемеровском вечернем строительном техникуме были проведены конференции и педсовет, на которых было уделено внимание изучению опыта липецких и рязанских учителей. Преподаватели Томского топографического техникума ознакомились с опытом работы родственных техникумов в Новосибирске и Семипалатинске [10].

Действенной мерой повышения квалификации считалась самостоятельная работа преподавателей по индивидуальным планам, написание ими методических разработок и учебных пособий. Преподаватели Новосибирского электромеханического техникума транспортного строительства Ю. К. Виноградов и Э. В. Мазурек написали рецензию на учебник А. А. Прохорского «Электрические станции и подстанции». Учебное пособие «Производственное обучение в техникумах» было написано преподавателем монтажного техникума Я. Я. Захаровым [1].

Значительную работу по обобщению и обмену опытом методической работы в средних специальных учебных заведениях проводили опорные техникумы. Наименование опорного техникума присваивалось Министерством высшего и среднего специального образования СССР лучшему из средних специальных учебных заведений данного города. Например, в Томске опорным техникумом Министерство определило приборостроительный, в Барнауле - строительный, в Новосибирске - авиационный. Важнейшими функциями опорных техникумов были: организация городских предметно -методических объединений преподавателей средних специальных учебных заведений; организация проведения совещаний директоров средних специальных учебных заведений и их заместителей по учебной части, заведующих отделениями и преподавателей; организация выставок работ учащихся по производственному обучению, курсовому и дипломному проектированию, а также работ учащихся - членов предметных кружков. Опорный техникум, наряду с положительно зарекомендовавшими себя традиционными методами обучения рекомендовал применять и новые. Особое внимание уделялось использованию в учебном процессе технических средств обучения [7].

Большое внимание уделялось руководящему составу средних специальных учебных заведений. Основная часть директоров имели среднеспециальное и высшее образование и хотя бы небольшой стаж педагогической работы. Среди лучших директоров, работавших в техникумах Западной Сибири, следует отметить директора Томского ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственного техникума 3. Г. Липатникова, директора Новосибирского дошкольного педагогического, училища им. А. С. Макаренко В. Н. Вельмакину, которой в 1963 г. было присвоено почетное звание заслуженного учителя РСФСР [8].

Несмотря на значительные качественные изменения в кадровом составе, система повышения квалификации руководящих работников, преподавателей и мастеров средних специальных учебных заведений имела определённые недостатки. К ним следует отнести: эпизоотический характер проводимых мероприятий, их частое дублирование, отсутствие целевой установки в деле повышения квалификации, непродуманные учебные планы и программы.

Недостаточно активно велась работа по повышению квалификации преподавателей специальных предметов и экономики. Среди преподавателей техникумов не было энтузиастов, которые вели научно-исследовательскую работу. На городском совещании преподавателей техникумов в г. Томске было решительно осуждено распространенное среди преподавателей ошибочное мнение, что средние специальные учебные заведения не должны заниматься научно-исследовательской работой, а ограничиваться только учебно-педагогической.

Таким образом, процесс подготовки педагогических кадров для средних специальных учебных заведений Западной Сибири в период с 195 8 по 1965 гг. характеризовался значительным многообразием форм и методов. Преодолевая имеющиеся трудности, администрация и педагогические коллективы смогли наладить работу по комплектованию сети техникумов преподавателями и мастерми производственного обучения, а также организовать работу методического характера. В эти годы в системе среднего специального образования выросли высококвалифицированные кадры преподавателей и мастеров, любящих своё дело.

Библиографический список

1. Акципетров, А. А. Об улучшении заочного обучения [Текст]/ А. А. Акци-петров./ Среднее специальное образование. - 1973. -№ 6.

2. Александров, В. Т. Некоторые вопросы развития высшей и средней специальной школы в Сибири.[Текст]/ В. Т. Александров.// О некоторых вопросах усиления роли науки в строительстве коммунизма. Новосибирск, 1965. - С. 155-166.

3. Борисова, И. В. Становление и развитие системы народного образования в Западной Сибири.[Текст]: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук./ И. В. Борисова. - Кемерово, 2001.

4. Дёмин, А. Ф. Производственное обучение в техникумах. [Текст]/ А. Ф. Дёмин, Б. И. Петров. - М.: Высшая школа, 1963. - 138 с.

5. История среднего профессионального образования в России. [Текст] - М.: Издательство «Новь», 2000.

6. Киселёв, Б. В. К вопросу о развитии среднего специального образования в Кузбассе и подготовка специалистов в 1960 -1969 гг. [Текст]/ Б. В. Киселёв. // Осуществление ленинских идей превращения Сибири в экономически развитый район страны. - Кемерово, 1972. с. 558-565.

7. Королёв, Ф. Ф. К решению вопроса о периодизации истории советской школы и педагогики [Текст]/ Ф. Ф. Королёв // Советская педагогика, 1958, - № 1. -С 107-116.

8. Лукинский, Ф. А. Общее и специальное образование в Сибири и на Дальнем Востоке в годы семилетки (1959 -1965 гг.).[Текст]/ Ф. А. Лукинский// Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. Вып. I. - Новосибирск, 1968, - С 194-220.

9. Мигаев, В. И. Региональная модель профессионального образования. [Текст]/ В. И. Мигаев, А. А. Смирнов. - М.: 1998.

10. Очерки истории высшего и ССО в Сибири (1917-1980 гг.). [Текст]- Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.