Научная статья на тему 'К вопросу о становлении системы высшего педагогического образования в Тюменском регионе во второй половине XX века'

К вопросу о становлении системы высшего педагогического образования в Тюменском регионе во второй половине XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЮМЕНСКИЙ РЕГИОН / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / СТУДЕНТЫ / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / TYUMEN REGION / THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL CADRE / STUDENTS / MATERIAL BASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канакина Е. Е.

В послевоенный период руководство страны проявляло всемерную заботу о развитии высшего образования как в стране в целом, так и в отдельно взятых ее регионах. Во второй половине XX века в Тюменском регионе сложилась система высшего педагогического образования, которая включала в себя следующие учебные заведения: Тобольский педагогический институт (1954 г), Тюменский агропедагогический институт (1930 г.), Ишимский педагогический институт (1954 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE GUESTION OF FORMATION OF SYSTEM OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE TYUMEN REGION IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

The country leaders showed the world care of development of higher education both in the country and in its regions during the post-war period. There was a system of the higher pedagogical education in the Tyumen region in the second half of the 20th century, which included the following educational institutions: Tobolsk Teacher Training Institute (1954), Tyumen Agroteacher Training Institute (1930) and Ishim Teacher Training Institute (1954).

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении системы высшего педагогического образования в Тюменском регионе во второй половине XX века»

УДК 93/99 (908)+008

Kanakina E.E. TO THE GUESTION OF FORMATION OF SYSTEM OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE TYUMEN REGION IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY. The country leaders showed the world care of development of higher education both in the country and in its regions during the post-war period. There was a system of the higher pedagogical education in the Tyumen region in the second half of the 20th century, which included the following educational institutions: Tobolsk Teacher Training Institute (1954), Tyumen Agroteacher Training Institute (1930) and Ishim Teacher Training Institute (1954).

Key words: the system of higher education, Tyumen region, the higher pedagogical education, pedagogical cadre, students, material base.

Е.Е. Канакина, аспирант Тобольской гос. социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева,

г. Тобольск, E-mail: ekaterinakanakina@rambler.ru

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА*

В послевоенный период руководство страны проявляло всемерную заботу о развитии высшего образования как в стране в целом, так и в отдельно взятых ее регионах. Во второй половине XX века в Тюменском регионе сложилась система высшего педагогического образования, которая включала в себя следующие учебные заведения: Тобольский педагогический институт (1954 г), Тюменский агропедагогический институт (1930 г.), Ишим-ский педагогический институт (1954 г.).

Ключевые слова: система высшего образования, Тюменский регион, высшее педагогическое образование, педагогические кадры, студенты, материальная база.

Сегодня в экономике неизмеримо возросла роль специалиста, сочетающего в себе способность к интеллектуальной и практической деятельности. И задача высшей школы - всемерно способствовать подготовке таких высококвалифицированных кадров.

В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений [1].

Отечественная историческая наука долгое время не уделяла должного внимания изучению вопросов, касающихся развития системы высшего образования Тюменского региона, во второй половине XX века. Ряд исследований, проведённых в 80-е -90-е гг. ХХ в., привел к появлению работ общего характера, раскрывающих состояние высшей школы в СССР в исследуемый период. Это работы Ш.Х. Чанбарисова «Формирование советской университетской системы» Москва, 1980, «Очерки истории высшего и среднего специального образования (1917 - 1980 гг.)» Новосибирск, 1986; П.П. Фролкина «Исторический опыт реформирования отечественной высшей школы» Саратов, 2001, «Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современность» Томск, 2002; Т.А. Исаевой «Развитие высшего педагогического образования в Западной Сибири (1961-1983)» Челябинск, 1988, «Развитие высшей школы Сибири в конце 1950х - начале 1990-х годов». Автореферат докторской диссертации по истории Петрик Валерий Владимирович (Специальность 07.00.02 - Отечественная история), Кемерово, 2009; Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона: монография. Тюмень,1998 и другие.

Отдельные сведения о первых вузах Тюменского края содержатся в сборнике «Тюменский исторический сборник» Вып. 13. Тюмень, 2010 (статья д.и.н. В.М. Кружинова «Тюменскому государственному университету - 80 лет»). Работы Авдеева В.В. затрагивают проблемы повышения качества обучения в вузах региона и раскрывают основные этапы развития материальной базы высшей школы: «Высшая школа Тюменской области в 1980 - 1991 гг. Некоторые проблемы и перспективы» // Исторический опыт народного образования Тюменского края: материалы областной научной конференции. Тобольск, 1992; // Народное образование Тюменского края: историография, источниковедение: материалы научной конференции. Тюмень, 1993.

Труды, посвященные отдельным учебным заведениям, содержат ценную информацию для дальнейшего исследования

вузовской системы. История Тобольского педагогического института раскрыта в работе Ю.П. Прибыльского и С.В. Слинкина «Имени Д.И. Менделеева. Документальный очерк о прошлом и настоящем Тобольского педагогического института» Тобольск, 1999; История Тюменского гос. Университета - в работе Шаф-ранова-Куцева Г.Ф. «Университет и регион».

Имеющиеся сведения дополняет справочная литература: История Сибири. Т. 5; Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. Ленинград, 1969; Раздел VI. Развитие народного образования в Западной Сибири за годы советской власти (1919 - 1990 гг.) // Энциклопедия образования в Западной Сибири. Т.1. Барнаул, 2003.

Вклад в изучение проблем высшей школы региона внесли ряд исследователей-участников ежегодных научно-практических конференций. Материалы сборников «Менделеевские чтения: материалы конференции студентов, аспирантов и молодых ученых» 2007, «Образование в Западно-Сибирском регионе: история, современность, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции», «Образование и культура как фактор развития региона: материалы всероссийских менделеевских чтений» содержат небольшие статьи, посвященные истории становления высшего образования в Тюменском регионе. Это работа Кашлач В.М. «Качество подготовки педагогических кадров как фактор развития региона» и статья Слинкина С.В., Скачковой Г.К., Аксарина В.В. «Истоки педагогического образования Тюменской области».

В последние десятилетия работа по изучению высшего образования Западной Сибири активизировалась. Основными темами исследований являлись народное образование, светская школа, церковно-приходские школы. В результате в научный оборот были введены многие документы различных жанров, хранящиеся в местных архивных фондах городов Западной Сибири, Урала, а также в самих вузах.

Исследование системы высшего образования региона может послужить для выработки и составления практических рекомендаций и их внедрения в вузах Тюменского региона. Изучение условий функционирования и динамики роста кадров высшей квалификации учебных заведений поможет принять с учетом сложившегося исторического опыта взвешенные решения в области управления, функционирования и дальнейшего развития системы высшего образования Тюменского региона. Предполагаемое использование результатов работы в учебном процессе: Теоретические положения проведенного исследования могут обогатить историческую науку - теорию и практику преподавания. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов по выбору, учебных пособий (печатных и электронных), посвященных процессу подготовки кадров специали-

стов - важнейшему условию успешного развития личности и общества, а также в исследованиях студентов, аспирантов и молодых ученых, направленных на познание опыта становления и развития высшего образования как в отдельно взятом регионе Сибири, так и всей территории РФ.

В современный период продолжается реформирование всей системы образования, всех ее звеньев. Кардинальные изменения, происходящие в последние два десятилетия в политике, экономике, культуре, социальной жизни, отразились и на состоянии высшей школы, поставив ее практически в условия само-выживания. В связи с этим весьма актуальным является обращение к историческому опыту, накопленному отечественной высшей школой на разных этапах развития страны, в различных ее регионах, и не утратившему своего значения и в наши дни. Его осмысление позволяет извлечь уроки прошлого, правильно оценить причины кризисных явлений, избежать ошибок в проведении реформы высшего образования в настоящем.

Не составляет исключения и высшая школа Сибири, где в рассматриваемый период был накоплен богатый опыт и сложились традиции вузовского строительства. Их изучение, обобщение будет способствовать повышению эффективности обучения и воспитания студентов, решению задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, совершенствованию научно-исследовательской работы, расширению и укреплению международных связей и использованию этого опыта в процессе вхождения российского высшего образования в европейское образовательное пространство [2].

Изучение истории и современного состояния образования традиционно является одним из ключевых направлений отечественной науки.

Западная Сибирь издавна приковывала и до сих пор приковывает к себе внимание ученых, деятелей культуры и просвещения. Объясняется это, прежде всего, возрастанием роли, которую играет этот регион в социально-экономическом развитии страны. В Западно-Сибирском экономическом районе сосредоточены огромные природные ресурсы страны: добывается 90 процентов газа, 70 - нефти и 40 процентов каменного угля.

Тюменский регион, состоящий из трёх субъектов РФ (Тюменская обл., ХМАО-Югра, ЯНАО), является одним из наиболее развитых в экономическом и культурном отношениях регионов России.

В 1944 году была образована Тюменская область, статус Тюмени изменился, функции города как центра области расширились, появились возможности для более интенсивного хозяйственного и социокультурного развития.

Вторая половина XX века - это время стремительной научно-технической революции, технического перевооружения производства, что потребовало в свою очередь децентрализации науки и подготовки кадров. Освоение нефтегазовых месторождений было связано с крупными инвестициями. Это позволяло поддерживать высокий уровень заработной платы северян, что привлекало в Тюменский регион, в первую очередь, молодых людей.

С середины 50-х годов и до конца 80-х Тюменский регион стал местом притяжения мощных миграционных потоков из самых различных районов страны: молодежное добровольческое движение на целину и ударные стройки, массовое направление молодых специалистов, организованный набор и самостоятельное переселение людей, в поисках лучшей доли. И сегодня в силу некоторых объективных обстоятельств Тюменская область привлекательна для вынужденных мигрантов из некоторых стран, возникших после распада СССР [3].

Интересы более полного использования природных богатств и экономического потенциала не могли не сказаться на развитии сферы образования в этом районе.

Первые учебные заведения Тюменского региона положили начало развитию образовательной системы всей Западной Сибири действующей на сегодняшний момент. Особое место в этой системе занимает высшее педагогическое образование, получившее дополнительный импульс в середине XX в. Исследование пройденного пути педагогического образования, выявление его реальной значимости в жизни одного из важнейших регионов России - Тюменского, представляется не только весьма актуальным, но и жизненно необходимым [4].

Победа в Великой Отечественной войне вызвала, как в СССР, так и неотъемлемой его части, Сибири, понятный энтузиазм и готовность восстановить разрушенное и достигнуть уров-

ня развитых Западных стран. Задача хоть и была сложной, но оказалась по плечу нашему народу, в том числе и сибирякам.

Советская власть стремилась решить задачу оптимального размещения науки как непосредственной производительной силы по территории огромной страны. Вне такого важного дела в стране, еще не залечившей своих тяжелых ран, не могла остаться Сибирь, и, естественно она включилась в этот исторический процесс [5].

Хотя на территории Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны не велись военные действия, условия деятельности учебных заведений здесь резко ухудшились. Не хватало учебников, тетрадей, наглядных пособий, лабораторного оборудования. Война вызвала серьезные изменения в составе учителей и их подготовке. Многие работники просвещения не вернулись с фронта. Взамен профессионалов, мобилизованных в армию и флот, пришли неопытные практики из числа выпускников средних школ. Сократили выпуск специалистов педагогические училища и вузы. Курсовая подготовка начинающих работников способствовала приобретению элементарных педагогических знаний. В целом, профессиональный уровень учителей значительно уступал показателям довоенных лет.

Трудности войны, пережитые тюменской высшей школой, убедительно подтвердили ее дееспособность, устойчивость и стабильность. Ощущая острую нужду жизненно необходимых средств к существованию, она в меру своих возможностей настойчиво и последовательно реализовывала присущие ей социальные функции образования и воспитания целого поколения убежденных, честных, трудолюбивых, образованных людей [6].

В 50-е годы в Западной Сибири создавались предпосылки для окончательного преодоления последствий войны и дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Задачи послевоенного развития экономики Сибири выдвинули на передний план проблему ускорения темпов в деле подготовки кадров советской интеллигенции. Необходимо было перестроить высшую школу так, чтобы она полностью могла обеспечить потребность в специалистах, в первую очередь ведущих отраслей народного хозяйства. Для этого следовало, прежде всего, укрепить материальную базу высшей школы, в частности открыть новые вузы, в существующих высвободить дополнительную учебную площадь, поставить новейшее оборудование для лабораторий, построить новые студенческие общежития.

Все эти задачи нельзя было решить сразу, но они решались по мере восстановления и развития народного хозяйства. С каждым годом расширялась материальная база высшего и среднего специального образования.

Особенно большую роль в развитии высшей и средней специальной школы сыграли постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 августа 1954 года «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» и решения XX съезд КПСС, предусматривавшие форсированное развитие сети высших и средних специальных учебных заведений на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Казахстане.

В рассматриваемый период времени высшая школа находилась в подчинении многих министерств и ведомств. Большинство вузов входило в систему высшего и среднего специального образования СССР (МВ и ССО СССР) и соответствующих республиканских министерств и ведомств.

В целях обеспечения более эффективного государственного управления вузами в 1960-1980-е гг. при МВ и сСо СССР функционировал Совет по высшей школе. В него входили руководящие работники министерств и ведомств, имевших вузы, Госплана СССР, Госкомитета СССР по науке и технике, Академии наук СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, а также министерств высшего и среднего специального образования союзных республик, представители студенчества. Основное внимание Совета было сконцентрировано на выработке научно-обоснованных рекомендаций по улучшению учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в вузах, на вопросах перспективного планирования подготовки специалистов, их распределения и использования в народном хозяйстве, повышении квалификации научно-педагогических кадров [3].

Значительная часть капиталовложений направлялась на расширение уже действовавших вузов. Она способствовала превращению сибирских вузов в мощные центры подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства и культуры. Учительские институты выполнили свою задачу и были

ликвидированы. Их коллективы слились с педагогическими институтами [2].

Надо отметить, что десятилетиями высшая школа в Тюменском регионе была представлена, в основном, педагогическим образованием.

В Тюменском регионе функционировали следующие педагогические учебные заведения: Тюменский государственный университет (6-ой в Сибири и 59-ый в стране) был открыт 1 января 1973 года на базе существовавшего в городе с 1930 года педагогического института.), Тюменский педагогический техникум, Тобольский учительский институт, Тобольское педагогическое училище, Ишимское педагогическое училище, Ханты-Мансийское педагогическое училище (создано в 1932 году на базе туземного отделения Тобольского педтехникума), Нижневартовское педагогическое училище (В 1993 г. - Нижневартовское педагогическое училище преобразовано в Нижневартовское высшее педагогическое училище (колледж)), Нижневартовский государственный гуманитарный университет и др.

Поэтапно решалась проблема обеспечения школ педагогическими кадрами. Так, в Тобольском педагогическом институте готовили учителей истории, русского и татарского языка, литературы, физики и математики. В Тюменском педагогическом институте готовили учителей истории, математики, физики, русского языка и литературы, а также иностранных языков. В Ишим-ском учительском институте осуществляли профессиональную подготовку учителей математики, физики, русского языка и литературы с неполным высшим образованием (для неполных средних школ сельских районов).

В 1954 году Ишимский и Тобольский учительские институты были преобразованы в педагогические вузы и приступили к подготовке учителей математики и физики, русского и татарского языков, литературы для средних школ области. Вместе с тем потребности тюменской школы в кадрах высшей квалификации во многом удовлетворялись за счет привлечения специалистов извне; большую помощь тюменцам оказали педагогические вузы Ленинграда, Свердловска, Омска, Челябинска [8].

К 1954 году увеличилось количество вузов, и численность студентов педагогических институтов по сравнению с довоенным периодом в Тюменской области. Так в Тобольском педагогическом институте в 1953-1954 учебном году обучалось 575 студентов1 дневного и заочного отделений, а 1969-1970 учебном году уже 2000 студентов2.

Значительно расширился и профиль подготовки кадров внутри вузов.

Так, в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева в 1962 году была открыта станция наблюдения искусственных спутников Земли (совместно с академией наук СССР)3, а в период с 1979 года по 1991 год было открыто шесть новых факультетов: исторический, биолого-химический, педагогики и методики начального обучения, физической культуры, художественно-графический. На «старых» факультетах (физико-математическом и филологическом) открылись новые специальности и специализации: информатика, мировая художественная культура, иностранные языки и другие.

В Тюменском педагогическом институте началось строительство агробиостанции (1950г.)4, на кафедре физики открыта первая в истории института аспирантура (1955г.). Отделение иностранных языков на историко-филологическом факультете было преобразовано в самостоятельный факультет (1961 г.), на котором готовились учителя немецкого, английского, а с 1962 года -французского языков. В 1990 году открыт факультет физической культуры [9]. В Ишимском педагогическом институте в 1974 году открывается третий факультет педагогики и методики начального обучения5.

Серьезные изменения произошли и в формах обучения. В послевоенные годы наряду со стационарной системой обучения развивалось заочное и вечернее, которое создало возможность многим рабочим и колхозникам, практикам-коман-дирам производства получить высшее или специальное среднее образование без отрыва от производства и тем самым ослабить дефицит в квалифицированных кадрах. Выросшие и окрепшие вузы стали давать стране все больше квалифицированных кадров.

В 1957 году в районах Сибири в целом работало более 732 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием. В Тобольском, Тюменском и Ишимском педагогических институтах учебный процесс осуществляли более 200 человек

профессорско-преподавательского состава. Многие из них стали творцами новой техники и технологии, новаторами производства, передовыми деятелями науки и просвещения.

Высшие учебные заведения Сибири в период, предшествующей семилетке, сыграли важную роль в пополнении многочисленного состава советской интеллигенции. Тем не менее, численность и состав сибирской интеллигенции не отвечали возрастающим потребностям народного хозяйства. В этих условиях учебные заведения должны были в большей степени, чем раньше, расширить подготовку специалистов, повысить качество их обучения. Партийные организации с помощью центральных органов власти приняли все необходимые меры для решения этих задач. Во многих институтах были созданы новые факультеты, построены новые учебные корпуса и общежития. В основном сибирские вузы стали крупными, многопрофильными.

Значительно пополнился профессорско-преподавательский состав, повысился его качественный уровень. В 1966 году число преподавателей высших учебных заведений Сибири достигло почти 21 тыс., среди них было 270 докторов и 3800 кандидатов наук. Намного вырос и контингент студентов.

В годы семилетки произошло дальнейшее увеличение роли вечернего и заочного обучения, что сыграло положительную роль. Обоснованно расширилась система заочного и вечернего обучения и в некоторых случаях даже противопоставлялась системе стационарного обучения.

Следует отметить, что годы семилетки положили начало коренному изменению учебного процесса. Будущие специалисты во время учебы стали более систематически, чем раньше, расширять свой научно-технический кругозор, овладевать новейшими достижениями науки и техники, осваивать методику научных исследований, элементы исследовательской работы.

Определенное влияние на качество подготовки кадров и их воспитание оказало участие студентов в общественно - полезном труде в процессе прохождения практики, а также в каникулярное время, открытие факультетов и отделений общественных профессий [7].

В государственной политике в сфере высшего образования первая половина 1960-х годов явилась периодом, когда под влиянием вновь принятой программы правящей коммунистической партии, были сформулированы и начали реализовываться масштабные проекты повышения образовательного уровня молодежи. Однако уже тогда наметились «застойные» тенденции в высшем образовании, получившие более яркое выражение в дальнейшем [6].

На базе пединститутов возникли университеты. Пединституты региона стали выделять необходимое число мест для внеконкурсного приема молодежи из отдаленных сельских районов с тем, чтобы затем направить ее на работу по месту жительства. В середине 70- х годов проводилась аттестация учителей, которая способствовала улучшению качественного (по образованию) состава педагогических кадров. Аттестация стимулировала повышение идейно-теоретического и методического уровня учителей и качества их работы [10].

Деятельность высших учебных заведений в любую эпоху невозможна в отрыве от государственной политики, ориентируется на нее и ее реализует, но одновременно с этим трансформирует государственные установки, опираясь на собственный опыт и традиции.

К началу 80-х годов в школах области сложился и окреп стабильный, квалифицированный, дееспособный учительский корпус. В 1982 году в Тюменской области трудилось 19 тысяч педагогов, верных и преданных избранной профессии, знающих и любящих работу с детьми.

В 1989 году численность тюменских учителей возросла до 30,5 тысяч человек; 98 процентов из числа учителей - предметников имели высшее педагогическое образование - один из лучших показателей в Российской Федерации [8].

Согласно переписи 1989 г. на 1000 человек населения РСФСР в возрасте 15 лет и старше имели высшее, незаконченное высшее, среднее (полное и неполное) 693 чел., а в Западной Сибири - 706; впервые в истории государства приведенные показатели региона превысили соответствующие показатели по республике. По уровню образова-ния граждан в расчете на 1000 чел. населения среднероссийские показатели превзошли Кемеровская, Омская, Томская и Тюменская области, а также Республика Алтай, Хан-ты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.