Научная статья на тему 'Становление и развитие высшего педагогического образования в Западной Сибири'

Становление и развитие высшего педагогического образования в Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Тамара Алексеевна

В статье прослеживаются становление и развитие системы высшего педагогического образования в Западной Сибири. Выделяются основные этапы, показывается динамика развития педагогических институтов, ставших основой формирования системы высшего педагогического образования в регионе. При этом в качестве ведущей выявлена региональная тенденция развития, результатами исследования подтверждается ее рациональность и актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation and the Development of the Higher Teaching Training System in the Western Siberia

The article shows the way of the formation and the development of the higher teaching training system. According to the results of the pedagogical research each period demanded nearly 30 years. The regional tendency became the leading one in the experience of the development of the Western Siberia. The results of the research prove that it was the only way on for the development of all territories, situated far from the center of Russia.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие высшего педагогического образования в Западной Сибири»

Т.А. Исаева

Становление и развитие высшего педагогического образования в Западной Сибири*

Социально-экономические и культурные’ предпосылки развития высшего педагогического образования в Западной Сибири сложились еще задолго до Октябрьской революции. Этому способствовало развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, повлекшее за собой заметный рост численности населения и обнажившее проблему дефицита (если не отсутствие вообще) квалифицированных кадров, в первую очередь инженерных, медицинских, педагогических. Однако царское правительство, рассматривая всю Сибирь, и Западную -в частности, местом ссылки и каторги, весьма неохотно реагировало на проблему развития высшего образования в этом регионе. Потребовалось 85 лет, чтобы, наконец, претворилось в жизнь первое обещание царя об открытии в Сибири университета. Так, в 1880 г. было заложено здание главного корпуса Томского университета, официально же он начал свою работу в 1888 г. в составе одного лишь медицинского факультета. Через десять лет открылся юридический факультет, еще позже (в канун Октября) начались занятия на физико-математическом и историко-филологическом факультетах. Бесспорно, Томский университет являлся центром научной мысли, кузницей квалифицированных кадров, оказал огромное культурно-образовательное влияние на развитие Западно-Сибирского региона. Только в дореволюционный период этот вуз подготовил более 2000 дипломированных специалистов. Это были медики и юристы. К сожалению, лишь небольшое число его выпускников направлялись в качестве преподавателей в гимназии, средние школы, специальные учебные заведения, где они, популяризируя свои научные знания, формировали вокруг себя педагогические * Статья подготовлена при поддержке РГНФ.

коллективы, становились учителями учителей. Однако их удельный вес в общем числе требующихся педагогов был практически мизерным. Назревала необходимость в создании системы собственно педагогического высшего образования. С этой целью в начале 90-х гг. в ряде городов Западной Сибири открываются трехгодичные учительские институты, задачей которых была подготовка преподавателей для высших начальных училищ. И хотя они были маломощными (контингент каждого из них не превышал 70 человек), их создание можно считать первой попыткой организации системы высшего педагогического образования. Именно на их базе стали создаваться педагогические институты, которые, пройдя в дальнейшем сложный путь кропотливой и напряженной работы, путь, не лишенный проблем и противоречий, превратились в крупные учебные заведения и в наши дни продолжают составлять основу системы высшего педагогического образования в регионе.

Так, в 1931 г. начал действовать Томский пединститут, в 1932 - Омский, в 1933

- Барнаульский, в 1935 г. - Новосибирский и Тюменский. Особое значение имело открытие в 1939 г. Тобольского пединститута Тюменской области. С его появлением стали получать дипломированных учителей, подготовленных из числа местной молодежи, школы Крайнего Севера, что, конечно же, незамедлительно сказалось на повышении уровня населения этого отдаленного края. В начале 50-х гг. были открыты пединституты в Горно-Алтайске и Бийске, что также заметно сказалось на обеспечении квалифицированными учителями национальных школ ГорноАлтайской автономной области. Подобное формирование сети педагогических институтов произошло и в Кузбассе: были от-

крыты вузы в Новокузнецке и Кемерове. Всего к началу 60-х гг. было создано в регионе 11 педагогических институтов.

Таким образом, материалы проведенного нами историко-педагогического исследования показывают, что период становления системы высшего педагогического образования в Западной Сибири занял практически 30 лет. Созданные за это время педагогические институты позволили региону в определенной степени улучшить состояние по обеспеченности учителей квалифицированными кадрами:

- количество всех учителей в регионе, имеющих высшее педагогическое образование к началу 60-х гг., составляло около одной трети (24%);

- образовательный уровень директоров школ поднялся до 56%;

- дипломированные учителя по предметам физико-математического цикла стали составлять около 50%, историко-педагогического цикла - 53% [!]•

Однако сравнительно-сопоставительный анализ статистических данных свидетельствует о том, что по сравнению с другими регионами РСФСР к началу 60-х гг. школы Западной Сибири по-прежнему были укомплектованы квалифицированными кадрами хуже всех. Проблему дефицита обострял целый ряд факторов.

1. Начавшееся в 60-х гг. широкомасштабное хозяйственное освоение природных ресурсов Западной Сибири повлекло за собой увеличение спроса на квалифицированные кадры, вследствие чего в этот регион усилилось переселение людей, особенно молодежи, число детей-учащихся стало расти более высокими темпами, чем в целом по РСФСР.

2. Введение всеобщего среднего образования резко увеличило число учащихся 9-10 классов, потребовало расширения сети школ.

3. Направляемые в Сибирь выпускники из педагогических институтов и университетов европейской части России в силу тяжелых климатических условий и отсутствия жилья задерживались в регионе ненадолго. Закрепля-

емость этих специалистов не превышала и 10%.

В силу всех перечисленных обстоятельств в регионе со всей очевидностью возникла проблема развития «своей» системы высшего педагогического образования. Это означало, с одной стороны, что расположенные на территории региона педагогические институты должны были увеличить число выпускаемых специалистов, с другой стороны, предупреждая текучесть кадров, эти квалифицированные специалисты должны были готовиться в большинстве своем из числа «местной» (проживающей в регионе) молодежи. «Чтобы подготовить своего учителя, надо подготовить своего абитуриента», ~ такой девиз стал направляющим в работе по отбору и приему молодежи в педагогические институты. Для решения такой задачи рассматриваемым нами вузам необходимо было создать прежде всего соответствующие организационно-педагогические условия: укрепить свою материальную базу, совершенствовать работу по отбору и приему молодежи, сформировать потенциал научно-педагогических кадров высококвалифицированных вузовских преподавателей. Как показали результаты нашего исследования, на это ушло более двадцати лет.

Изученные архивные материалы свидетельствуют о том, что состояние материально-технической базы всех без исключения институтов Западной Сибири было крайне неудовлетворительным. Катастрофически не хватало учебных площадей, вузы работали в 2 - 3 смены, при этом в среднем на одного студента приходилось 2,7 кв.м (соответствующий показатель по России был 5,7 кв.м) (в так называемых периферийных вузах - Бий-ском, Новокузнецком, Горно-Алтайском, Тобольском - и того хуже - 1,3 кв.м). Обеспеченность иногородних студентов общежитиями составляла в Тюменском пединституте - 24,1%, в Кемеровском -26%, Горно-Алтайском - 30%, в среднем по региону - около 30% [2]. В силу этих причин представлялось практически невозможным делом расширение контин-

гента студентов. Поэтому 60“70-е гг. явились для вузов сложным и долгим периодом строительства новых и реконструкции старых учебных корпусов, студенческих общежитий. Так, в 1962 г. была введена в строй вторая очередь нового учебного корпуса Омского пединститута. В 1964 г. справил свое новоселье Тюменский пединститут. В 1965 г. в новое здание главного учебного корпуса вселился Барнаульский пединститут. К началу 70-х гг. дополнительные учебные площади получили Томский, Тобольский пединституты, началось строительство большого комплекса Новосибирского пединститута, в 80-е гг. этот вуз стал располагать самой лучшей материальной базой в регионе.

Как показывает изучение документов, в годы восьмой — девятой пятилеток практически все педагогические институты региона развернули активное строительство студенческих общежитий. В результате в начале 80-х гг. обеспеченность студентов жильем увеличилась вдвое и составляла в среднем 80%.

С вводом дополнительных учебных площадей, студенческих общежитий расширились и возможности для решения первоочередной задачи: увеличения числа выпускаемых специалистов, открытия новых специальностей, соответственно, факультетов, кафедр. Так, уже к 1980 г. набор в эти вузы поднялся в 2,5 раза, особенно активно развивались в этом направлении Новосибирский, Томский и Барнаульский педагогические институты. Увеличение контингента студентов шло как за счет расширения подготовки по ранее действующим специальностям, так и путем открытия новых специальностей, соответствующих нуждам региона. Так, набор на физико-математические факультеты увеличился более чем в 2 раза, на историко-филологические в - 1,7 раза. Всего к началу 80-х гг. 9 педагогических институтов региона (на базе Тюменского и Кемеровского в 70-е гг. создали университеты) вели подготовку будущих учителей более чем по 20 специальностям, при этом контингент вырос по сравнению с началом 60-х гг. на 26% [3].

Такие темпы заметно сказались на обеспеченности школ региона квалифицированными учительскими кадрами. Образовательный уровень учителей-предметников (5-10 кл.) повысился в среднем до 88%, и отставание от соответствующего российского показателя сократилось в 3,7 раза. Улучшилась кадровая обеспеченность сельских школ, число дипломированных учителей повысилось более чем на 30%, отставание от городских сократилось наполовину. Наилучших показателей в этом направлении добился Алтайский край (66%). Особое значение имела организация таких факультетов, как физическое воспитание, художественнографический, факультет начальных классов. Начавшаяся в регионе подготовка учителей по этим специальностям наметила положительные изменения в качественном составе педагогических кадров. Так, образовательный уровень учителей физвоспитания повысился с 12 до 36%, черчения - с 8,3 до 39,6%, начальных классов - с 2 до 10%.

Материалы проведенного исследования показали, что наряду с развитием материальной базы в 70-е гг. все без исключения педагогические институты вели большую и, как подтвердила в дальнейшем жизнь, плодотворную работу по совершенствованию отбора молодежи. Именно в это время рождались сохранившие свою актуальность до наших дней подготовительный курсы, отделения, очно-заочные школы будущего учителя. В результате широко проводимой профориентационной работы уже в конце 70-х гг. школы региона стали комплектоваться почти полностью «своими» выпускниками, т.е. специалистами, подготовленными в ближайших вузах своего региона из числа своей, т.е. местной молодежи. В этом можно убедиться на примере Новосибирской области. В конце 70-х гг. здесь городские школы были укомплектованы на 67,6% - за счет выпускников западносибирских вузов, на 8% -- за счет вузов Урала, Средней Азии и Казахстана. Выпускники педагогических вузов и университетов из центральных

районов страны составляли чуть более 10% [4]. В 1983 г. в Алтайском крае школы были укомплектованы выпускниками сибирских вузов на 95% [5]. При формировании научно-педагогических кадров самих вузов проявилась та же тенденция - оставлять своих выпускников и направлять их в целевую аспирантуру.

Наряду с ведущими университетами центральной части России большую роль в подготовке дипломированных специалистов для пединститутов Западной Сибири сыграли Томский и Новосибирский университеты. В результате уже к началу 80-х гг. кадровый состав рассматриваемых нами вузов состоял наполовину из своих выпускников, аспирантов, что положительно сказалось на закрепляемое™ специалистов.

Таким образом, материалы проведенного нами историко-педагогического исследования позволяют утверждать, что для становления системы высшего педагогического образования в Западной-Сибирском регионе понадобился длительный период

(1930-1960-е гг.). Период развития, укрепления этой системы занял 70—80-е гг. При этом ведущей явилась тенденция развития региональной системы образования. Не будучи свободной от проблем, недостатков и противоречий она выдержала испытание временем и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности.

Заданный объем статьи позволил нам проследить деятельность педагогических вузов в регионе по решению проблемы подготовки квалифицированных педагогических кадров с одной стороны - количественной. За рамками статьи остались проблемы качественного роста и самих вузов, и выпускаемых ими учителей. Не затронули мы и период 90-х гг., когда з России и в Западной Сибири, в частности, начался активный процесс преобразования педагогических институтов в педагогические университеты. Представляется, что все эти проблемы могут стать материалом для отдельных самостоятельных исследований.

Литература

1. Подсчитано по: ГААК. Ф. 573. Оп. 5. Д. 30. П. 1; ГАКО. Ф. 323. Оп. 8. Л. Зж; ГАНО. Ф. 1366. Оп. 1. Д. 1638. Л. 2.

2. Подсчитано: ЦГА РСФСР. Ф. 2306. Оп. 73. Д. 3454. Л. 3.

3. Подсчитано по: ЦАМП РСФСР. Оп. 76. Д. 6415. Л. 39, 51, 52, 65, 67.

4. Борисова Л.Г. Учительские кадры -решающий фактор развития народного образования // Проблемы и перспективы развития образования в Сибири. Новосибирск; 1982.

5. Подсчитано по: ГААК. Ф. 573. Оп. 5. Д. 90. Л 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.