УДК 378:94(571.1/.5)
Д. В. Хаминов
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ СИБИРИ В 30-Е ГОДЫ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА1
Представлен краткий обзор становления, развития и современного состояния системы исторического образования в педагогических институтах, университетах и академиях Сибири на протяжении 30-х гг. XX - начале XXI в. Сибирский регион рассматривается в рамках установленного в настоящее время административно-территориального деления Российской Федерации и по своей территории главным образом совпадает с Сибирским федеральным округом.
Ключевые слова: историческое образование, педагогический вуз, историк, специалист, Сибирь.
Актуальность темы исследования объясняется необходимостью в современных условиях реформирования исторического образования, как школьного, так и высшего (классического и педагогического), начавшегося в Российской Федерации на рубеже 1990-х - 2000-х гг., обратиться в ретроспективном аспекте к изучению опыта организации советской и постсоветской системы исторического образования в педагогических вузах страны. Историческое образование как таковое и подготовка профессиональных педагогов-историков является той важнейшей областью государственной политики, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, формируется сознание личности, ее гражданская и политическая культура, мировоззренческие установки, нравственные ценности и чувство патриотизма у членов сообщества на любом этапе его развития. В первую очередь это относится к ученикам средних школ.
В настоящее время центральным предметом исследований, связанных с данной проблематикой, должно стать изучение регионального опыта организации исторического образования, включающего все ценное, что было накоплено в работе педагогических вузов по преподаванию истории и подготовке профессиональных кадров в разных регионах страны. Именно сегодня, в отличие от советского периода, когда образовательное пространство в России перестало быть единообразным, унифицированным, и становится многомерным, многоукладным комплексом разнообразных систем, в число активно разрабатываемых направлений входит регионализация образовательного процесса. В этом отношении Сибирь представляет собой специфический российский регион в экономическом, политическом и культурном отношении, в котором уже в 1920-е гг. заложены традиции истори-ко-педагогического образования в классических университетах, а с начала 1930-х гг. они были раз-
виты и усилены в педагогических и учительских институтах.
Пространственные рамки исследования определяются территорией Сибири (Западной и Восточной) как специфического российского региона, включающего в себя субъекты Российской Федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа с их педагогическими вузами. Кроме того, к ним примыкает также и Тюменская область с ее автономными округами как субъект, исторически тяготевший к Западной Сибири в политическом и экономическом отношении, но, в силу определенных причин, входящий сегодня в состав Уральского федерального округа [1, с. 38, 166-167, 1230].
Долгое время региональный аспект в исследовании проблемы развития высшего исторического образования в Сибири вообще и педагогического в частности не получал должного освещения в советской историографии, поскольку считался второстепенным и малозначительным сюжетом для глобального исторического познания [2, с. 300-302]. Только в постсоветский период начали появляться исследовательские работы, затрагивающие в той или иной мере эти вопросы на общесибирском уровне (напр., см.: [3]). Большинство этих работ носят обобщающий характер и не ставят своей целью конкретное изучение развития системы исторического образования в педагогических вузах Сибири указанного периода. Вместе с тем появляющиеся в последнее время исследования, посвященные истории конкретных сибирских педагогических вузов и развитию в них исторического образования, рассматривают этот вопрос лишь в рамках отдельных учебных заведений, без связи с общими тенденциями развития педагогического исторического образования в Сибири (напр.: [4-6]). Поэтому возникла необходимость в данной работе, в которой был бы выделен в отдельный предмет исследования процесс становления и развития системы
1 Работа выполнена по теме научно-исследовательского проекта «Значение научно-образовательного комплекса Западной Сибири конца XIX - середины XX веков в условиях модернизации российского общества» в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Государственный контракт № 16.740.11.0698 от 8 июня 2011 г.
исторического образования в педагогических вузах Сибири как комплексный и многоукладный аспект.
Целью данной работы является ретроспективное изучение становления, развития и современного состояния системы организации исторического образования в педагогических вузах Сибири в 30-х гг. XX - начале XXI в., а также выявление особенных черт, характеризующих каждый из этих этапов.
В процессе становления и развития системы исторического образования и подготовки кадров историков в педагогических вузах Сибири можно выделить три основных периода. Первый период (1930-е гг. - первая половина 1950-х гг.) - время становления на территории Сибири системы самого педагогического образования вообще и истори-ко-педагогического в частности. Второй период (2-я половина 1950-х - начало 1990-х гг.) включает в себя два этапа. Первый продолжался до первой половины 1970-х гг., когда в ряде регионов Сибири начался процесс университезации высшего образования, т. е. реорганизации педагогических институтов в классические университеты. Второй этап длился с середины 1970-х до начала 1990-х гг., когда перестала существовать советская система высшего педагогического образования. Третий современный (постсоветский) период приходится на 1990-е - 2000-е гг. Он характеризуется радикальными реформами в сфере педагогического и исторического образования. Прежде всего педагогические институты национальных субъектов реорганизовывались в университеты; все педагогические институты других сибирских субъектов меняли свой организационно-правовой статус - становились университетами, а в случае непрохождения ими государственной аттестации получали статус академии. Само историческое образование претерпевало определенные изменения - оно начинало включать в себя новые направления подготовки специалистов.
Основой для данного исследования послужили две группы источников. К первой относятся нормативно-правовые акты СССР и РСФСР, регулировавшие систему педагогического образования. Большая часть этих документов (постановления, приказы, инструкции и т. п.) была опубликована в сборниках «Высшая школа» [7]. Ко второй группе относятся статистические и иные информативные данные о состоянии педагогического и исторического образования в СССР и Российской Федерации. Эти данные публиковались в статистических сборниках «Высшее образование в СССР» (напр., см.: [8]), «Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации» (напр., см.: [9]), размещались на официальных сайтах учебных заведений и их подразделений, а также в иных информационных ресурсах сети Интернет.
По мере социально-экономического и культурного развития Сибири ее население нуждалось в организации здесь, на месте, высших учебных заведений, которые бы готовили разносторонние профессиональные кадры для хозяйственного освоения региона, а также для управленческих, культурных и иных нужд. Первыми сибирскими центрами подготовки профессиональных кадров еще в дореволюционный период и в годы Гражданской войны стали Томск и Иркутск с действовавшими в них классическими университетами и институтами. Еще в 80-х гг. XIX в. в правительственных кругах Томский университет рассматривался как важнейший центр для подготовки специалистов на местах, из сибиряков, в различных областях народного хозяйства: врачей, учителей, юристов, экономистов, чиновников [10, л. 154].
Сибирь всегда нуждалась в подготовке собственных кадров с высшим образованием ввиду их дефицита на местах и нежелания специалистов из европейской части России сюда приезжать. Особенно остро стояла проблема с подготовкой педагогических кадров для начальных и средних учебных заведений, большинство из которых давали историко-филологические и физико-математические факультеты классических российских университетов. Например, историко-филологические факультеты давали для гимназий большое количество преподавателей по самому широкому кругу учебных гимназических дисциплин гуманитарного цикла. Также исторические отделения историко-филологических факультетов в досоветский период призваны были готовить профессиональных историков для изучения исторического, археологического, этнографического и антропологического прошлого Сибирского, Дальневосточного и Среднеазиатского регионов.
Так, в составе Томского (с 1917 г.) и Иркутского (с 1918 г.) университетов открылись историко-филологические факультеты с историческими отделениями. Именно они, по замыслам правительства и сибирской общественности, должны были стать центрами исторического образования и науки в Западной и Восточной Сибири. Однако проработали они недолго. На протяжении 1920-1921 гг., после восстановления в Сибири власти большевиков, в университетах была проведена реформа высшей школы по советскому образцу. В итоге юридические и историко-филологические факультеты были ликвидированы, а на их основе были открыты факультеты общественных наук (ФОН), которые в течение первой половины 1920-х гг. также оказались закрытыми.
Положение в деле подготовки профессиональных историков стало некоторым образом меняться лишь с началом 1930-х гг. Эти изменения были связаны с тем, что ЦК ВКП(б) в своем постановле-
нии от 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении» признал необходимым ввести с 1930/31 уч. г. повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте от 8 до 10 лет, после чего ЦИК и СНК СССР в развитие постановления ЦК ВКП(б) приняли 14 августа того же года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившим обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы [11]. Эти постановления заставили центральные и местные власти начать реализацию мер по организации сети педагогических высших и средних специальных учебных заведений (педагогических и учительских институтов) для подготовки большого количества педагогов для системы народного образования.
Прежде всего организация пединститутов начала проводиться в старейших образовательных центах Сибири - в Томске и Иркутске. Дело в том, что в межвоенный период, на протяжении 1920-х - начале 1930-х гг., в некоторых университетах СССР стали организовываться педагогические факультеты, открывавшиеся на базе закрытых или реорганизованных ФОНов и гуманитарных факультетов этих вузов. Так, еще в 1921 г. в Иркутском университете организован такой педагогический факультет с историческим отделением на базе открытого в 1920 г. Института народного просвещения. В 1931 г., согласно постановлению СНК РСФСР за № 752 от 13 июля 1931 г. «О реорганизации государственных университетов» [12], педфак снова обрел самостоятельность - на его базе создан Восточно-Сибирский индустриально-педагогический институт с историко-экономическим отделением. Позже в нем появился самостоятельный исторический факультет. В 1930 г. в Томском университете также был открыт педагогический факультет, в составе которого было 11 кафедр различного профиля, в том числе и кафедра всеобщей истории. В 1931 г. на основании того же постановления «О реорганизации государственных университетов» [12] создан Томский индустриально-педагогический институт (с 1933 г. институт переименован в Томский педагогический институт), в котором в 1932 г. открыто историческое отделение, реорганизованное в 1934 г. в исторический факультет.
Следует отметить, что на протяжении почти целого десятилетия (с середины 1920-х до середины 1930-х гг.) во всей стране высшее историческое образование переживало серьезный кризис. С начала 1920-х гг. историческое образование и история как таковая стали не угодными большевикам, поскольку в них они не видели необходимости. Перед советским правительством тогда стояла задача идеологического воспитания населения в новом социа-
листическом духе, что было невозможно без пропаганды марксизма в широких массах. В этих условиях особое значение получали в основном политические, социальные и экономические науки. Идея патриотизма, которую проповедует любое национальное историческое образование, отошла на второй план, уступив место интернационализму. Новая власть нуждалась в новых специалистах, стоявших на марксистских позициях. Именно по этой причине к середине 1920-х гг. в университетах Томска и Иркутска были ликвидированы сначала историко-филологические факультеты, а затем и ФОНы.
С начала 1930-х гг. Коммунистическая партия и Советское правительство, в первую очередь сам И. В. Сталин, осознали острую потребность в том, чтобы начать уделять намного больше внимания историческому образованию в средних учебных заведениях СССР и подготовке для школ специалистов-историков в вузах страны, прежде всего в классических университетах и педагогических институтах. По мнению И. В. Сталина, история в ее традиционных, «национальных», рамках как нельзя лучше позволяла внедрить установку на восстановление государственной преемственности (между Российской империей и СССР), все более утверждавшуюся в мировоззрении руководства и постепенно в идеологии правящей партии. Не отменяя официальный культ Октябрьской революции, требовалось только укрепить легитимность установленного режима всей глубиной национального прошлого. Именно этим целям и оказалось теперь подчинено преподавание истории, а ее преподавателей провозгласили «бойцами идеологического фронта» [13, с. 274]. Историческое образование и воспитание патриотизма на славных исторических примерах оказались теперь востребованными советским государством в условиях надвигавшейся угрозы новой мировой войны.
Следуя этой линии, 3 апреля 1934 г. нарком просвещения РСФСР А. С. Бубнов издал приказ № 260 «Об открытии исторических факультетов в университетах» [14]. Согласно ему, исторические факультеты в вузах страны восстанавливались «в целях подготовки высококвалифицированных специалистов для научно-исследовательской и педагогической работы по истории» [14, с. 5], а с 1 сентября 1934 г. должны были быть организованы исторические факультеты в составе Московского и Ленинградского университетов. Управлению университетов СССР в лице его начальника Х. З. Габидуллина было поручено «в двухмесячный срок проработать вопрос о дальнейшем развертывании исторических факультетов в составе других университетов, в первую очередь, в Томском, Казанском, Ростовском и Саратовском [там, где они существовали в
начале 1920-х гг. - прим. автора] и представить предложения об очередности и сроках их открытия» [14, с. 5].
Известное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР» [15] положило начало восстановлению исторических факультетов в вузах страны, в первую очередь в университетах Москвы и Ленинграда. Лишь в 1940 г., после долгих усилий дирекции и советов Томского и Иркутского университетов, в них были открыты исторические факультеты, которые с 1941 г. преобразованы в историко-филологические факультеты с историческими отделениями.
На протяжении 1930-х гг., до открытия исторических факультетов в сибирских университетах, решение проблемы подготовки профессиональных педагогов-историков в Сибири оставалось наиболее серьезным вопросом. Поэтому для организации подготовки историков для школ Западной и Восточной Сибири было решено прежде всего начать подготовку специалистов в педагогических и учительских институтах, которые начали в большом количестве открываться на территории Сибири в 1930-х гг.
Таким образом, в течение 1930-50-х гг. во всех педагогических (срок обучения в них составлял 4 года) и учительских институтах (срок обучения - 2 года, со временем они все реорганизованы в пединституты) Западной и Восточной Сибири, были открыты исторические факультеты и отделения. Так, в Западной Сибири в 1931 г. открылось исто-рико-экономическое отделение Тюменского пединститута (сам институт открыт в 1930 г.), позже из него было выделено историческое отделение. В 1933 г. открыт историко-филологический факультет в Барнаульском учительском институте (институт был основан в 1933 г., а в 1941 г. реорганизован в пединститут). В 1935 г. в Новосибирске образован вечерний городской пединститут, в составе которого был открыт исторический факультет. В 1936 г. открыт исторический факультет в Омском пединституте (институт основан в 1932 г.). В 1939 г. был открыт Тобольский учительский институт с историко-географическим факультетом (в 1954 г. реорганизован в пединститут). В том же году на базе Сталинского (прежнее название Новокузнецка) педучилища был открыт Сталинский учительский институт (в 1944 г. реорганизован в пединститут) с историческим факультетом. В 1954 г. исторический факультет Сталинского пединститута переведен в Кемеровский пединститут (последний был открыт в 1949 г. как учительский институт на базе педучилища).
В 1930-х - начале 1950-х гг. подготовка историков была организована также в педагогических
и учительских институтах Восточной Сибири. В 1932 г. в Красноярске открыт агропединститут, реорганизованный в 1934 г. в пединститут (в 1942 г. в нем был открыт исторический факультет). В 1932 г. образован Бурят-Монгольский пединститут на базе Бурят-Монгольского отделения Иркутского пединститута с историко-экономическим отделением (оно в последующие годы несколько раз изменяло свою организационную форму, пока не стало историческим факультетом). В 1938 г. был открыт Читинский пединститут с историческим факультетом. В 1944 г. основан Абаканский пединститут с историческим отделением. С 1953 г. на базе Горно-Алтайского учительского института (открыт в 1949 г.) образован пединститут, в котором позже был открыт историко-филологический факультет.
Рамки данной статьи не дают возможности более подробно остановиться на характеристике и анализе всех происходивших организационных изменений на исторических факультетах и отделениях педагогических институтов Сибири в послевоенный период, а также рассмотреть их структуру, профессорско-преподавательский состав, контингент студентов, работу кафедр, научных, учебно-методических и иных подразделений. Можно отметить главное - структура практически всех подразделений по подготовке историков постоянно претерпевала значительные организационные изменения: менялись названия, состав исторических факультетов и отделений (они сливались или выделялись из других структурных подразделений), а бывало и так, что вовсе упразднялись. В частности, как указывалось выше, исторический факультет Сталинского пединститута был переведен в Кемеровский пединститут в 1954 г. В 1955 г. историческое отделение Томского пединститута было закрыто и передано вместе со студентами и преподавателями на историческое отделение Томского университета (см. подр.: [5, с. 88-90]). Как правило, все эти организационные изменения в системе историко-педагогического образования связывались с деятельностью в этом же регионе университета или другого педагогического вуза, в связи с чем, во избежание параллелизма при подготовке историков, Министерство высшего и среднего специального образования (МВиССО) СССР и РСФСР, принимало такие решения.
В послевоенные годы система подготовки педагогов-историков для Сибири претерпевает существенные изменения. Значительную роль в этом процессе начинают играть исторические факультеты и исторические отделения университетов, открывавшихся на протяжении 1960-70-х гг. в административных центрах сибирских субъектов РСФСР по мере социально-экономического и культурного
развития сибирского региона. До этого времени ТГУ и ИГУ, вплоть до начала 1960-х гг., оставались единственными в Сибири университетами, которые готовили историков на своих историко-филологических факультетах. Но уже в 1960-70-е гг., согласно постановлениям Совмина СССР, начинают появляться исторические отделения при гуманитарных и историко-филологических факультетах [16, т. 12]. Так, в 1962 г. в Новосибирском университете, основанном в 1958 г., открыт гуманитарный факультет с историческим отделением. В 1973 г. на базе пединститута был образован Тюменский университет с историко-филологическим факультетом, в том же году открыт Алтайский университет с историко-филологическим факультетом. В 1974 г. на базе пединститута был создан Кемеровский университет с историческим факультетом, в том же году открыт Омский университет с историческим отделением факультета гуманитарных наук. Со временем во всех этих университетах (кроме Новосибирского) исторические отделения выделились в самостоятельные исторические факультеты.
Характерной чертой процесса открытия университетов в регионах Сибири являлось то, что практически во всех случаях бывшие педагогические институты реорганизовывались в университеты с соответствующими своими структурными подразделениями (историческими и историко-филологическими факультетами). Только Новосибирский, Алтайский и Омский университеты создавались на самостоятельной основе. Вместе с тем на месте реорганизуемых в университеты пединститутов новых педагогических вузов не создавалось, поэтому в некоторых крупных городах Сибири историков готовили только университеты, например в Тюмени и Кемерово, в них педагогические институты сохранялись в периферийных областных городах с подготовкой историков (в Тобольске и Новокузнецке соответственно).
К 1991 г. в Сибири оставались следующие пединституты, готовившие историков на своих исторических факультетах и отделениях. В Западной Сибири к ним относились: Новосибирский, Омский им. А. М. Горького, Барнаульский, Новокузнецкий, Горно-Алтайский и Тобольский им. Д. И. Менделеева педагогические институты. В Восточной Сибири: Иркутский, Красноярский, Бурятский им. Дор-жи Банзарова, Читинский им. Н. Г. Чернышевского, Абаканский и Кызылский педагогические институты. В старейшем педагогическом институте Сибири - Томском пединституте им. Ленинского комсомола - долгие годы не было специального подразделения по подготовке историков, поскольку эти функции МВиССО СССР в 1955 г. передало историческому отделению историко-филологического факультета ТГУ. Только с 1986 г. в ТГПИ
было создано историческое отделение факультета иностранных языков, а с 1992 г. на базе отделения был открыт самостоятельный исторический факультет.
В течение первой половины 1990-х гг. в национальных субъектах Сибири стало происходить реформирование высшей школы. Главной составляющей этих преобразований явилось то, что изменялся статус национальных вузов. Бывшие пединституты, иные вузы и средние специальные учебные заведения национальных субъектов путем слияния реорганизовывались в университеты, где наряду с прежними специальностями появлялись и новые. При этом в них продолжала вестись подготовка национальных кадров историков. В течение 1993-1995 гг. рядом указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных органов государственной власти были созданы Горно-Алтайский (1993 г.) и Хакасский (1994 г.), а в 1995 г. - Тывинский и Бурятский университеты. Создав на базе бывших пединститутов собственные университеты, правительства национальных субъектов не оставили в своих республиках педагогических вузов, которые бы вели специальную подготовку педагогов для республиканских школ, в том числе и педагогов-историков, хотя в большинстве из них остались педагогические колледжи. Поэтому основная задача по их подготовке лежит сегодня на республиканских университетах.
Другой составляющей комплекса реформирования системы высшего образования, и в первую очередь педагогического, стало то, что педагогические институты всех сибирских субъектов в 1990-е гг. изменили свой организационно-правовой статус. Наиболее старые и известные пединституты получили статус университетов, а те, которые не прошли государственной аккредитации, сменили свой статус на академию. Все они сегодня также продолжают вести подготовку специалистов-историков, но уже не только для школ разного уровня, привнося в подготовку этих кадров новые элементы их будущей компетенции, а также несколько меняя свою структуру и организационную форму. Происходит постоянное расширение спектра специальностей подготовки, к ним добавляется право, документоведение, реклама, социальная работа и т. п.
На сегодняшний день университетами и академиями стали бывшие педагогические институты Западной Сибири: Томский педуниверситет (с 2004 г. исторический факультет реорганизован в историко-географический, с 2010 г. преобразован в историко-филологический), Новосибирский пед-университет с институтом истории, гуманитарного и социального образования, Омский педуниверси-тет с историческим факультетом, Барнаульский пе-
дуниверситет (с 2008 г. - Алтайская педакадемия) с историческим факультетом, Кузбасская государственная педагогическая академия (бывший Новокузнецкий пединститут) с историческим факультетом, Бийский педуниверситет им. В. М. Шукшина (с 2010 г. реорганизован в Алтайскую государственную академию образования им. В. М. Шукшина) с факультетом истории и права, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева с историческим факультетом. В Западной Сибири в 1990-е гг. появились и новые педагогические вузы, где готовят историков, например Сургутский пединститут с социально-гуманитарным факультетом.
В Восточной Сибири ситуация с подготовкой историков в педагогических вузах выглядит следующим образом. Здесь осталось только три педагогических вуза, которые готовят профессиональных историков: Иркутский пединститут с 1997 г. получил статус университета, а с 2009 г. был преобразован в Восточно-Сибирскую государственную академию образования с гуманитарным факультетом (в него вошел бывший исторический факультет), Красноярский педуниверситет им. В. П. Астафьева и Забайкальский гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского с историческими факультетами.
Таким образом, в данной работе в ретроспективном аспекте был комплексно изучен процесс становления, развития и современного состояния системы организации исторического образования в педагогических вузах Сибири в 30-х гг. XX - начале XXI в. Вместе с тем были выявлены особенные черты, характеризующие каждый из этапов развития.
На первоначальном этапе педагогические и учительские (позже реорганизованные в педагогические) институты Западной и Восточной Сибири, созданные, в основной своей массе, на протяжении 1930-х гг., сразу же стали включать в свой состав исторические отделения и факультеты. Педагогические учебные заведения Сибири в межвоенный период сыграли значительную роль в деле подготовки преподавателей истории для средних и средне-специальных учебных заведений не только Сибири, но и других регионов СССР. Это обстоятельство было тем более значимым в предвоенные годы, поскольку историческое преподавание в школах имело тогда важное значение в деле патриотического воспитания советских граждан в усло-
виях надвигающейся угрозы мировой войны и в течение военных лет.
В послевоенные годы историческое образование в педагогических институтах Сибири также продолжало играть значительную роль в деле подготовки педагогов-историков для учебных заведений сибирских и других регионов СССР. В последующие десятилетия исторические факультеты и отделения пединститутов, несмотря на расширение сети университетов в Сибири, продолжили подготовку историков для школ этого и других регионов, хотя и испытывая определенную конкуренцию с университетами. За многие годы пединститутами были подготовлены тысячи высококвалифицированных историков, которые становились не только учителями в школах, но и учеными, преподавателями в вузах, общественными и государственными деятелями, они шли на службу в правоохранительные органы, работали в СМИ и т. п.
Трудности современного переходного периода, которые стало переживать историческое педагогическое образование (как, впрочем, и все российское педагогическое образование) в 1990-е гг., с одной стороны, поставили ряд вузов и их структурные подразделения на грань выживания, с другой - заставили их искать новые разнообразные пути выхода из кризиса, иные модели и формы подготовки будущих специалистов, ориентируя их на рынок труда, приспосабливаясь к необходимости обеспечения новых специальностей и специализаций. Также следует отметить и то, что сейчас само историческое образование в педагогических вузах переживает существенные изменения, которые не всегда носят позитивный характер - переход на двухуровневую систему обучения, новые образовательные стандарты и т. п. Все это, с одной стороны, ставит современное историческое образование в достаточно жесткие условия существования, а с другой -требует от него дальнейших поэтапных изменений.
Однако, несмотря на все эти сложности финансово-экономического и в некоторой степени организационного характера, сохранившиеся до сегодняшнего дня педагогические вузы Сибири, созданные в разное время и при разных обстоятельствах, продолжают успешно справляться с одной из своих основных задач - вести подготовку профессиональных историков, обеспечивая потребность в них не только сибирского, но и других регионов нашей страны.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь / гл. ред.: А. М. Прохоров. 2-е изд. М.; СПб: Большая Рос. энцикл.; Норинт, 1999. 1454 с.
2. Сахаров А. М. Историческое образование // Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1965. Т. 2. 739 с.
3. Петрик В. В. Высшая школа Сибири в конце 50-х гг. - начале 90-х гг. XX века. Томск: Том. гос. ун-т, 2006. 648 с.
4. Рабецкая З. И., Татаринов В. И. Иркутский педагогический: от учительского института к университету. Иркутск: РИО ГОУ ВПО «ИГПУ», 2007. 179 с.
5. Боженко Л. И. Историческое образование в Томском государственном педагогическом университете: к 70-летию исторического факультета / под ред. Ф. Н. Подустова. Томск, 2003. 144 с.
6. 80 лет Тюменскому государственному университету. История Тюменского педагогического института (1930-1972 гг.). URL: http://80. utmn.ru/site/vexi_bwar_history.html
7. Высшая школа / под ред. Е. И. Войленко. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций: в 2 ч. М.: Высш. шк., 1978. 400 с.; 362 с.
8. Высшее образование в СССР. Статистический сборник. М.-Л.: Госпланиздат, 1940. 176 с.; 1961. 255 с.
9. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: в 3 ч. / под ред. А. Я. Савельева. М., 1996. 126 с.; 2001. 91 с.; 2002. 122 с.
10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1152. Оп. 10. Д. 47.
11. Постановление ЦИК СССР № 43, СНК СССР № 308 от 14.08.1930 «О всеобщем обязательном начальном обучении» // СЗ СССР. 1930. № 39. Ст. 420; Изв. ЦИК СССР и ВЦИК. 1930. № 824.
12. Постановление СНК РСФСР № 752 от 13.07.1931 «О реорганизации государственных университетов» // Документ опубликован не был / Гарант. Электрон. текстовые дан. М.: Гарант-Сервис, 2001. Вып. 3. 1 CD-ROM.
13. Гордон А. В. Восстановление исторического образования (1934-2004) // Философский век: альманах / отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб., 2005. Вып. 29: История университетского образования в России и международные традиции просвещения. С. 271-278.
14. Приказ народного комиссара по просвещению РСФСР «Об открытии исторических факультетов в университетах» // Бюл. Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1934. № 12. 12 апр. Ст. 210.
15. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР» // Собрание законодательства. 1934. № 26. Ст. 206.
16. Свод законов СССР. В 15 т. Официальное издание Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. М.: Изв. Совета народных депутатов СССР, 1990.
Хаминов Д. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры, преддокторант.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.12.2010.
D. V Khaminov
FORMATION AND DEVELOPMENT SYSTEM OF HISTORICAL EDUCATION IN PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOLS OF SIBERIA IN THE 30s OF THE 20th CENTURY AND IN THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY
In the work a short review of formation and development of the system of historical education in teacher training colleges, universities and academies of Siberia in the 30s of the 20th century and in the beginning of the 21st century is presented. Siberian region is considered within the limits of the administrative-territorial division of the Russian Federation established now and on the territory, mainly, coincides with the Siberian Federal district.
Key words: historical education, pedagogical higher school, the historian, the expert, Siberia.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050. Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]