ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СИБИРСКОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-1938 гг.
TEACHERS» TRAINING COLLEGES OF THE SIBERIAN DEPARTMENT OF PUBLIC EDUCATION IN 1920-1938
С.Н. Ценюга, Л.Э. Мезит, Ю.С. Корытько S.N. Tsenyuga, L.E. Mezit, Y.S. Koryt'ko
Педагогические учебные заведения, Институты народного образования (ИНО), педагогические техникумы, педагогический рабфак, Красноярский учительский институт (КУИ).
Всестороннее изучение и анализ богатейшего наследия развития народного образования Восточной Сибири в 1920-1938 гг. вызывает закономерный интерес к предпосылкам, процедурам и организационно-институциональному оформлению сети педагогических учебных заведений в сибирской провинции, их развитию, становлению и последующей трансформации. Данный процесс рассматривается автором как непрерывный поиск оптимальных решений его фундаментальных и прикладных проблем.
Teachers' training colleges, Institutes of Public Education (IPE), teacher training schools, teacher training workers faculty, Krasnoyarsk Teachers' Institute (KTI).
A comprehensive study and analysis of the richest heritage of public education development in Eastern Siberia in the 1920-1938 arouses a logical interest in the background, procedures, and organizational-institutional design of the network of teacher s training colleges in the Siberian province, as well as to their development, formation and further transformation. The authors consider this process to be a continuous search for optimal solutions to its basic and applied problems.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в истории отечественного образования привлекает внимание судьба оригинальных идей, управленческих решений и практических дел, продвинувших вперед или, наоборот, отбросивших назад естественный процесс становления,развития и последующей трансформации сети педагогических учебных заведений в сибирской провинции. Среди них есть известные только узкому кругу исследователей или вовсе неизвестные педагогическому сообществу материалы и документы прошлого. Многие из них публикуются впервые, а между тем они оставили заметный след в развитии народного образования Восточной Сибири в 1920-1938 гг.
Объективная обстановка Восточной Сибири после окончания Гражданской войны в целом не способствовала скорому решению многочисленных проблем формирования региональной
системы подготовки школьных учителей, которые были вызваны бурным предреволюционным прошлым и своеобразными условиями восстановления народного образования в стране, впервые осуществлявшей грандиозный социальный эксперимент.
Ситуация с восстановлением деятельности немногочисленных педагогических учебных заведений в сибирских губерниях и уездах усугублялась тяжелейшим системным кризисом и политикой военного коммунизма, приведшими к полному развалу народного хозяйства; расстройству финансов и товарного рынка; гиперинфляции; расстройству транспортного сообщения; нарушению культурных связей центра и регионов; значительному сокращению числа учебных заведений; увольнению и перерегистрации школьных работников, росту социального напряжения и бойкоту с их стороны мероприятий советской власти [Жолудев, 1970, С. 136].
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
Общая и беспристрастная картина состояния системы образования была удручающей. Низкий культурный уровень населения и его руководителей губернского, окружного и районного уровней таил серьезные опасности для новой власти. Положение усугублялось и резким сокращением материальных расходов на образование и науку в 4 раза. Согласно постановлению ВЦИК СНК РСФСР от 10 декабря 1921 г. и СНК РСФСР от 18 апреля 1922 г., 1/10 часть всех государственных расходов на просвещение и науку были возложены на местные бюджеты, для которых эта ноша была непосильной.
Вследствие сказанного видно, что до 1920 г. открытие новых педагогических учебных заведений (в том числе и вузов) проходило стихийно, как правило, на основе заявок местных или предложений центральных органов советской власти, без реального учета условий необходимости и возможности их нормальной работы. В то же время повышение образовательного и культурного уровней являлось одним из ключевых направлений государственной политики 1920-х гг. Для Сибири эта задача была непосильной [Мезит, 2002, с. 144]. Именно поэтому Сиб-наробраз хотел получить в распоряжение имеющиеся педагогические учебные заведения Сибири, дабы целиком переориентировать их на подготовку местных учительских кадров в духе трудовой школы и для покрытия нужд исключительно Сибирского региона.
В 1921 г. в организацию и открытие новых педвузов вносятся плановые основы и государственный расчет. Открытие происходило только по особому постановлению Совнаркома. При этом учитывались все необходимые условия для жизни и работы вуза. С 1921 г. происходит реорганизация педвузов, в том числе закрытие и слияние. Сокращение происходило в силу разных причин: сокращались те педвузы, выпускники которых не могли найти применения своим силам, например педологические и дефектологические институты; сливались близкие по профилю учебные заведения; реорганизовывались в отдельные факультеты и отделения мелкие педвузы, которые не имели соответствую-
щей материальной базы. Таким образом, сокращение сети педвузов шло одновременно с укрупнением оставшихся, усилением их учебно-материальной базы и улучшением качественного состава преподавателей, которое, правда, не всегда оборачивалось «улучшением» из-за неуважительного обращения с преподавателями.
Как уже говорилось, формирование кадров советского учительства в 1920-е гг. шло в двух направлениях: с одной стороны, по линии перевоспитания старых специалистов, с другой - по линии подготовки новых кадров из среды рабочих и крестьян [Лукинский, 1982, с. 42]. При этом конкретное соотношение этих путей на разных исторических этапах было различным. В частности, в первой половине 1920-х гг. формирование советского учительства проходило преимущественно по линии привлечения, перевоспитания и использования педагогов с дореволюционным стажем работы, в процессе подготовки советских педагогических кадров разъяснительно-воспитательная работа среди учителей, направленная на привлечение их к труду, сочеталась с мерами принудительного характера. Наряду с переподготовкой дореволюционных учителей готовились новые кадры.
В Сибири в целях централизации подготовки дошкольных и школьных работников высшей квалификации все педагогические учебные заведения также объединялись или преобразовывались в Институты народного образования (ИНО), они были открыты в Барнауле, Омске, Красноярске, Иркутске. В июне 1920 г. была создана Сибирская Академия народного образования в Томске. Из-за причин материально-финансового характера перечисленные учреждения вскоре были закрыты или реорганизованы в педагогические факультеты и техникумы. В первые годы нэпа продолжалась работа по подготовке новых кадров. Педагогов высшей квалификации готовил педагогический факультет Иркутского университета - в основном для городских школ 2 ступени и средних учебных заведений.
В частности, история высшего образования в Енисейской губернии началась в 1920-1923 гг.,
когда в Красноярске стало функционировать полноценное высшее учебное заведение, созданное на базе учительского института, учительской семинарии, 3-годичных учительских курсов -Красноярский ИНО.
Интересно проследить его судьбу. Красноярский ИНО был образован в 1920 г., а в 1924 г. преобразован в педагогический техникум с 4-го-дичным сроком обучения. (В 1924 г. был соединен с Иркутским институтом народного образования.) Это было большим событием в губернии, отразилось в местной печати и получило общественный отклик. В статье газеты «Красноярский рабочий» об открытии ИНО цитируется речь зам. зав. отделом народного образования по поводу данного торжества: «...старые специалисты никак не могут примениться к новым условиям жизни. Институт уже работает, его гулкие стены давно уже населены, к сожалению, не многолюдной, но зато искренне желающей работать студенческой семьей».
В разгар тотального реформирования системы высшего образования страны педагогический совет КУИ направил в Москву прошение о придании институту статуса учебного заведения, дающее полное высшее образование. В марте 1920 г. по поручению Наркомата просвещения РСФСР Коллегия по управлению вузами тщательно рассмотрела ходатайство крас-ноярцев, разработала и рекомендовала к внедрению программу реформирования института. Летом 1920 г. состоялся второй и последний выпуск учительского института. Постановлением Сибревкома от 21 сентября 1920 г. ИНО в Красноярске был объявлен высшим педагогическим учебным ведением. В начале нового, 1920/21 учебного года 47 учащихся бывшего КУИ приступили к занятиям уже в качестве студентов II-III курсов Красноярского института народного образования учебного заведения, призванного готовить специалистов с полным высшим педагогическим образованием.
Институт явился фактическим правопреемником Красноярского учительского института, и поэтому механизм управления вузом остался прежним с некоторыми поправками, связан-
ными с революционным временем. Красноярский ИНО находился в подчинении Народного комиссариата просвещения РСФСР. На региональном уровне контроль деятельности вузов Сибири осуществляла Коллегия Сибирского отдела народного образования, которая находилась в подчинении не только НКП РСФСР, но и Сибревкома. Право контроля над жизнью института имела и местная власть, представленная Енисейским губернским отделом народного образования.
Красноярский ИНО состоял из четырех отделений: воспитателей дошкольных учреждений; преподавателей старших классов общеобразовательных школ; преподавателей техникумов; работников по внешкольному образованию. Подготовка велась по пяти специализациям: социально-исторической, естественно-математической, физико-математической, естественно-географической, философско-педа-гогической.
В июне 1920 г. в Енисейской губернии была открыта школа, которая готовила работников по внешкольному образованию, - учителей школ грамоты для взрослых и т.п. С 1924 г. важную роль стало играть добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН), сибирское отделение которого возглавил Р.И. Эйхе. Общество содержало на свои средства до 30 % всех ликпун-ктов [Мезит, Ценюга, 2014, с. 139].
Одним из следствий перехода страны к нэпу явилась полная хозяйственная и финансовая неразбериха, 1921 г. был отмечен глубоким финансовым и системным кризисом. Например, из центра приходили распоряжения о переводе народного образования на местное финансирование. Однако каких-либо разъяснений о том, из каких источников черпать средства, не было.
В итоге в 1922 г. из-за недостатка средств все педагогические техникумы, расположенные в городах Енисейской губернии: Красноярске, Енисейске, Ачинске, Канске, были закрыты как самостоятельные учебные заведения и включены в структуру Красноярского ИНО на правах его УКП. 20 мая 1922 г. состоялся вечер, посвященный торжественному событию - выпуску первых
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
Д
н
U
W М
учителей с полным высшим образованием. Институт окончили 36 человек из числа студентов, принятых в 1920 г. сразу на III курс [Мезит, Ценюга, 2014, с. 215].
В 1920/21 учебному году в ИНО насчитывалось 45 преподавателей. Здесь уместно отметить, что на начальном этапе идейного завоевания вузов советская власть не прибегала к массовым чисткам, так как достойной замены в научном плане из «новых специалистов» пока не было. Поэтому Сибнаробраз прекратил начавшиеся гонения на специалистов, которые «не сочувствовали новому режиму». Директор А.С. Го-бов в связи с обыском в его кабинете в знак протеста с негодованием подал заявление об уходе из правления института [Ценюга, 2014, с. 151]. Но протест отклонили: высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям высшей школы, в Красноярске недоставало.
В условиях политики военного коммунизма студенты красноярского ИНО получали продовольственные пайки и нетрудовую повинность, которая контролировалась Комиссией по социальному обеспечению. В случае уклонения от несения повинностей виновный немедленно лишался пайка. Комсобес строго проверял посещаемость студентами занятий, работу в летней трудовой колонии, участие в отрядах чрезвычайного особого назначения (ЧОН).
В мае 1923 г. состоялся второй и последний выпуск ИНО. Проработав 6 лет в школах края (такой срок устанавливался контрактом при поступлении на службу), многие учителя остались на местах. Другие же перешли работать в различные советские и общественные учреждения.
В условиях острого финансового кризиса в СССР Наркомпросом была определена новая линия в области народного образования: в стране должно было остаться 100 крупных вузов (в 1922/23 учебном году было 248 высших учебных заведений). План так и не был реализован полностью. Тем не менее в 1923/24 учебном году сеть вузов сократилась на 61. Среди упраздненных оказался и красноярский ИНО. Решением коллегии Главного профессионального образования от 14 августа 1923 г. он был реоргани-
зован в Красноярский педагогический техникум. Ему были переданы все денежные и материальные средства, здания, библиотеки, лаборатории и оборудование ИНО [Ценюга, 2014].
Студенты либо остались в педтехникуме, либо по ходатайству Сибнаробраза перед центром были зачислены в Томский, Екатеринбургский и Казанский университеты, Томский технологический институт, Сибирскую сельскохозяйственную академию (Омск), Петроградский и Вятский педагогические институты.
Из преподавателей в Иркутск поехали немногие, хотя Сибирский отдел народного образования желал, чтобы наставники студенческой молодежи из Красноярска работали в ИрГУ. Часть научных кадров осталась в Красноярском педагогическом техникуме и впоследствии составила ядро преподавательского состава будущего КГПИ. Некоторые перешли на административные должности. Остальные преподаватели были вынуждены удовлетвориться ликвидационным пособием.
На такой минорной ноте закончилась недолгая история Красноярского учительского института и Красноярского института народного образования - первых высших учебных заведений Енисейской губернии. Нам представляется, что именно они проложили дорогу современной системы высшего образования в Красноярском крае. Они сделали четыре выпуска молодых специалистов общей численностью 285 человек.
В связи с низким общеобразовательным уровнем учителей Сибири для подготовки квалифицированных кадров была увеличена сеть высших педагогических учебных заведений. Открылись учительские институты: 4 - в Западной Сибири (Томске, Тюмени, Омске и Барнауле) и 2 - в Восточной (Красноярске и Иркутске). Эти учебные заведения в те годы также не могли полностью удовлетворить потребности Восточной Сибири в учителях высшей квалификации.
Иркутский пединститут был создан в 1931 г. на базе педагогического факультета госуниверситета. В соответствии с постановлениями Первой Всероссийской конференции по педаго-
гическому образованию распоряжением Нар-компроса РСФСР в 1931 г. Иркутскому пединституту был придан профиль «индустриально-педагогический». Институт готовил кадры для индустриальных техникумов, рабфаков и школ ФЗУ по математике, физике, биологии, литературе и языку, истмату, политэкономии, философии. С осени 1931 г. в институте имелись отделения: физико-техническое (дневное и вечернее), естественное, литературное, бурят-монгольское, якутское, историко-экономическое с двумя отделениями: история классовой борьбы и философии. С 1931 по 1934 г. институт выпустил 483 человек: в 1931 - 195, в 1932 - 71, в 1933 - 114, в 1934 - 103. Красноярский пединститут оформился в 1932 г. Первый выпуск в 1936 г. составил 46 человек. Кроме того, в Красноярском крае работали три педагогических рабфака (в Красноярске с дневным и вечерним отделениями, в Иркутске и Чите), на которых в 1934 г. обучалось 539 учащихся, а также двухгодичные курсы с историческим и литературным отделениями и одногодичные курсы по подготовке учителей-географов при Иркутском университете. В 1934 г. на них обучалось 70 человек [Ценюга, 2014, с. 155].
Для подготовки специалистов высшей квалификации ежегодно в вузы Ленинграда, Москвы, Томска направлялись представители нашего края. В 1932 г. был открыт еще один вуз края - Красноярский педагогический институт с двумя отделениями: физико-математическим и естественно-химическим. Его первым директором был В.Д. Медведев. В 1938 г. появился литературный факультет, преобразованный затем в историко-филологический.
Таким образом, мероприятия, проведенные по обеспечению школ педагогическими кадрами и улучшению их качественного состава в рассматриваемый период, принесли определенные успехи. Имевшаяся система педагогического образования не могла подготовить для общеобразовательных школ нужного количества учителей. Учителей для массовой школы выпускали педагогические техникумы. К концу 1923 г. в Сибири сложилась твердая сеть из 10 педтех-
никумов, в которых обучалось 970 человек. В 1925/26 учебном году педвузы РСФСР выпустили всего 940 предметников, а педтехникумы - 6 135 учителей начальных классов, что было крайне недостаточно в условиях подготовки к введению всеобщего обучения, обострившего потребность в учителях [Школа., 1978, с. 119].
В материалах НК РКИ, проводившего по заданию Агитпропа ВКП(б) обследование среднего педагогического образования в 1926 г., отмечалось, что «существующей сетью педагогических техникумов в губерниях и областях удовлетворяется от 25 до 40 % потребности в учителях. Территориально она распределена неравномерно и количественно не соответствует ни густоте школьной сети, ни плотности населения. Общее состояние педагогических техникумов, являющихся главной базой подготовки учителей для массовой начальной школы, мало удовлетворительно».
Подготовка сибирских учителей для начальных и частично семилетних школ осуществлялась через педагогические техникумы, которых в Сибири к 1923 г. было 10, а в 1927 г. - 12 (в 1927 г. в них обучался 2 131 чел.). Ежегодно они выпускали около 300 учителей.
Список сокращений
1. ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет.
2. СНК - Совета Народных Комиссаров.
3. РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
4. ИНО - Институт народного образования.
5. КУИ - Красноярский учительский институт.
6. ОДН - Общество «Долой неграмотность».
7. Комсобес - Комитет социального обеспечения.
8. ЧОН - Отряд чрезвычайного особого назначения.
9. ИрГУ - Иркутский государственный университет.
10. Наркомпрос - Народный комиссариат просвещения.
11. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
Д
Н
и
щ м
Библиографический список и источники
5.
1. Выписка из протокола заседаний коллегии Губернского отдела народного образова- 6. ния // ГАКК. Ф. 947. Оп. 1. Д. 11. Л. 24.
2. Жолудев А.Г. Краткая история школ Красноярского края. Красноярск, 1970.
3. Лукинский Ф.А. Народное образование
в Сибири (1928-1941 гг.). Красноярск, 7. 1982.
4. Мезит Л.Э. О системе повышения квалификации педагогических кадров края в 1920- 8. 1930-е гг. // Народное образование в Красноярском крае. III Краеведческие чтения. Красноярск, 2002. С. 144.
Мезит Л.Э., Ценюга С.Н. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII - начало XXI вв.). Красноярск, 2014. Гл. 3. С. 139-215.
Ценюга С.Н. Организационно-правовое обеспечение становления сибирского учительства в реконструктивный период 19171930 гг. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1(27). С. 151-155. Шилов А.И. Очерки истории народного образования Восточной Сибири Х1Х-ХХ вв. Красноярск, 2011. С. 200-230. Школа и учительство Сибири: 20-е - начало 1930-х гг.: материалы по истории культуры и интеллигенции советской Сибири. Новосибирск, 1978. С. 119.