Научная статья на тему 'Педагогические учебные заведения сибирского отдела народного образования в 1920-1938 гг'

Педагогические учебные заведения сибирского отдела народного образования в 1920-1938 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ИНСТИТУТЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИНО) / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКУМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБФАК / КРАСНОЯРСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (КУИ) / TEACHERS'' TRAINING COLLEGES / INSTITUTES OF PUBLIC EDUCATION (IPE) / TEACHER TRAINING SCHOOLS / TEACHER TRAINING WORKERS'' FACULTY / KRASNOYARSK TEACHERS'' INSTITUTE (KTI)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценюга Сергей Николаевич, Мезит Людмила Эдгаровна, Корытько Юлия Сергеевна

Всестороннее изучение и анализ богатейшего наследия развития народного образования Восточной Сибири в 1920-1938 гг. вызывает закономерный интерес к предпосылкам, процедурам и организационно-институциональному оформлению сети педагогических учебных заведений в сибирской провинции, их развитию, становлению и последующей трансформации. Данный процесс рассматривается автором как непрерывный поиск оптимальных решений его фундаментальных и прикладных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS» TRAINING COLLEGES OF THE SIBERIAN DEPARTMENT OF PUBLIC EDUCATION IN 1920-1938

A comprehensive study and analysis of the richest heritage of public education development in Eastern Siberia in the 1920-1938 arouses a logical interest in the background, procedures, and organizational-institutional design of the network of teacher's training colleges in the Siberian province, as well as to their development, formation and further transformation. The authors consider this process to be a continuous search for optimal solutions to its basic and applied problems.

Текст научной работы на тему «Педагогические учебные заведения сибирского отдела народного образования в 1920-1938 гг»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СИБИРСКОГО ОТДЕЛА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-1938 гг.

TEACHERS» TRAINING COLLEGES OF THE SIBERIAN DEPARTMENT OF PUBLIC EDUCATION IN 1920-1938

С.Н. Ценюга, Л.Э. Мезит, Ю.С. Корытько S.N. Tsenyuga, L.E. Mezit, Y.S. Koryt'ko

Педагогические учебные заведения, Институты народного образования (ИНО), педагогические техникумы, педагогический рабфак, Красноярский учительский институт (КУИ).

Всестороннее изучение и анализ богатейшего наследия развития народного образования Восточной Сибири в 1920-1938 гг. вызывает закономерный интерес к предпосылкам, процедурам и организационно-институциональному оформлению сети педагогических учебных заведений в сибирской провинции, их развитию, становлению и последующей трансформации. Данный процесс рассматривается автором как непрерывный поиск оптимальных решений его фундаментальных и прикладных проблем.

Teachers' training colleges, Institutes of Public Education (IPE), teacher training schools, teacher training workers faculty, Krasnoyarsk Teachers' Institute (KTI).

A comprehensive study and analysis of the richest heritage of public education development in Eastern Siberia in the 1920-1938 arouses a logical interest in the background, procedures, and organizational-institutional design of the network of teacher s training colleges in the Siberian province, as well as to their development, formation and further transformation. The authors consider this process to be a continuous search for optimal solutions to its basic and applied problems.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в истории отечественного образования привлекает внимание судьба оригинальных идей, управленческих решений и практических дел, продвинувших вперед или, наоборот, отбросивших назад естественный процесс становления,развития и последующей трансформации сети педагогических учебных заведений в сибирской провинции. Среди них есть известные только узкому кругу исследователей или вовсе неизвестные педагогическому сообществу материалы и документы прошлого. Многие из них публикуются впервые, а между тем они оставили заметный след в развитии народного образования Восточной Сибири в 1920-1938 гг.

Объективная обстановка Восточной Сибири после окончания Гражданской войны в целом не способствовала скорому решению многочисленных проблем формирования региональной

системы подготовки школьных учителей, которые были вызваны бурным предреволюционным прошлым и своеобразными условиями восстановления народного образования в стране, впервые осуществлявшей грандиозный социальный эксперимент.

Ситуация с восстановлением деятельности немногочисленных педагогических учебных заведений в сибирских губерниях и уездах усугублялась тяжелейшим системным кризисом и политикой военного коммунизма, приведшими к полному развалу народного хозяйства; расстройству финансов и товарного рынка; гиперинфляции; расстройству транспортного сообщения; нарушению культурных связей центра и регионов; значительному сокращению числа учебных заведений; увольнению и перерегистрации школьных работников, росту социального напряжения и бойкоту с их стороны мероприятий советской власти [Жолудев, 1970, С. 136].

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

Общая и беспристрастная картина состояния системы образования была удручающей. Низкий культурный уровень населения и его руководителей губернского, окружного и районного уровней таил серьезные опасности для новой власти. Положение усугублялось и резким сокращением материальных расходов на образование и науку в 4 раза. Согласно постановлению ВЦИК СНК РСФСР от 10 декабря 1921 г. и СНК РСФСР от 18 апреля 1922 г., 1/10 часть всех государственных расходов на просвещение и науку были возложены на местные бюджеты, для которых эта ноша была непосильной.

Вследствие сказанного видно, что до 1920 г. открытие новых педагогических учебных заведений (в том числе и вузов) проходило стихийно, как правило, на основе заявок местных или предложений центральных органов советской власти, без реального учета условий необходимости и возможности их нормальной работы. В то же время повышение образовательного и культурного уровней являлось одним из ключевых направлений государственной политики 1920-х гг. Для Сибири эта задача была непосильной [Мезит, 2002, с. 144]. Именно поэтому Сиб-наробраз хотел получить в распоряжение имеющиеся педагогические учебные заведения Сибири, дабы целиком переориентировать их на подготовку местных учительских кадров в духе трудовой школы и для покрытия нужд исключительно Сибирского региона.

В 1921 г. в организацию и открытие новых педвузов вносятся плановые основы и государственный расчет. Открытие происходило только по особому постановлению Совнаркома. При этом учитывались все необходимые условия для жизни и работы вуза. С 1921 г. происходит реорганизация педвузов, в том числе закрытие и слияние. Сокращение происходило в силу разных причин: сокращались те педвузы, выпускники которых не могли найти применения своим силам, например педологические и дефектологические институты; сливались близкие по профилю учебные заведения; реорганизовывались в отдельные факультеты и отделения мелкие педвузы, которые не имели соответствую-

щей материальной базы. Таким образом, сокращение сети педвузов шло одновременно с укрупнением оставшихся, усилением их учебно-материальной базы и улучшением качественного состава преподавателей, которое, правда, не всегда оборачивалось «улучшением» из-за неуважительного обращения с преподавателями.

Как уже говорилось, формирование кадров советского учительства в 1920-е гг. шло в двух направлениях: с одной стороны, по линии перевоспитания старых специалистов, с другой - по линии подготовки новых кадров из среды рабочих и крестьян [Лукинский, 1982, с. 42]. При этом конкретное соотношение этих путей на разных исторических этапах было различным. В частности, в первой половине 1920-х гг. формирование советского учительства проходило преимущественно по линии привлечения, перевоспитания и использования педагогов с дореволюционным стажем работы, в процессе подготовки советских педагогических кадров разъяснительно-воспитательная работа среди учителей, направленная на привлечение их к труду, сочеталась с мерами принудительного характера. Наряду с переподготовкой дореволюционных учителей готовились новые кадры.

В Сибири в целях централизации подготовки дошкольных и школьных работников высшей квалификации все педагогические учебные заведения также объединялись или преобразовывались в Институты народного образования (ИНО), они были открыты в Барнауле, Омске, Красноярске, Иркутске. В июне 1920 г. была создана Сибирская Академия народного образования в Томске. Из-за причин материально-финансового характера перечисленные учреждения вскоре были закрыты или реорганизованы в педагогические факультеты и техникумы. В первые годы нэпа продолжалась работа по подготовке новых кадров. Педагогов высшей квалификации готовил педагогический факультет Иркутского университета - в основном для городских школ 2 ступени и средних учебных заведений.

В частности, история высшего образования в Енисейской губернии началась в 1920-1923 гг.,

когда в Красноярске стало функционировать полноценное высшее учебное заведение, созданное на базе учительского института, учительской семинарии, 3-годичных учительских курсов -Красноярский ИНО.

Интересно проследить его судьбу. Красноярский ИНО был образован в 1920 г., а в 1924 г. преобразован в педагогический техникум с 4-го-дичным сроком обучения. (В 1924 г. был соединен с Иркутским институтом народного образования.) Это было большим событием в губернии, отразилось в местной печати и получило общественный отклик. В статье газеты «Красноярский рабочий» об открытии ИНО цитируется речь зам. зав. отделом народного образования по поводу данного торжества: «...старые специалисты никак не могут примениться к новым условиям жизни. Институт уже работает, его гулкие стены давно уже населены, к сожалению, не многолюдной, но зато искренне желающей работать студенческой семьей».

В разгар тотального реформирования системы высшего образования страны педагогический совет КУИ направил в Москву прошение о придании институту статуса учебного заведения, дающее полное высшее образование. В марте 1920 г. по поручению Наркомата просвещения РСФСР Коллегия по управлению вузами тщательно рассмотрела ходатайство крас-ноярцев, разработала и рекомендовала к внедрению программу реформирования института. Летом 1920 г. состоялся второй и последний выпуск учительского института. Постановлением Сибревкома от 21 сентября 1920 г. ИНО в Красноярске был объявлен высшим педагогическим учебным ведением. В начале нового, 1920/21 учебного года 47 учащихся бывшего КУИ приступили к занятиям уже в качестве студентов II-III курсов Красноярского института народного образования учебного заведения, призванного готовить специалистов с полным высшим педагогическим образованием.

Институт явился фактическим правопреемником Красноярского учительского института, и поэтому механизм управления вузом остался прежним с некоторыми поправками, связан-

ными с революционным временем. Красноярский ИНО находился в подчинении Народного комиссариата просвещения РСФСР. На региональном уровне контроль деятельности вузов Сибири осуществляла Коллегия Сибирского отдела народного образования, которая находилась в подчинении не только НКП РСФСР, но и Сибревкома. Право контроля над жизнью института имела и местная власть, представленная Енисейским губернским отделом народного образования.

Красноярский ИНО состоял из четырех отделений: воспитателей дошкольных учреждений; преподавателей старших классов общеобразовательных школ; преподавателей техникумов; работников по внешкольному образованию. Подготовка велась по пяти специализациям: социально-исторической, естественно-математической, физико-математической, естественно-географической, философско-педа-гогической.

В июне 1920 г. в Енисейской губернии была открыта школа, которая готовила работников по внешкольному образованию, - учителей школ грамоты для взрослых и т.п. С 1924 г. важную роль стало играть добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН), сибирское отделение которого возглавил Р.И. Эйхе. Общество содержало на свои средства до 30 % всех ликпун-ктов [Мезит, Ценюга, 2014, с. 139].

Одним из следствий перехода страны к нэпу явилась полная хозяйственная и финансовая неразбериха, 1921 г. был отмечен глубоким финансовым и системным кризисом. Например, из центра приходили распоряжения о переводе народного образования на местное финансирование. Однако каких-либо разъяснений о том, из каких источников черпать средства, не было.

В итоге в 1922 г. из-за недостатка средств все педагогические техникумы, расположенные в городах Енисейской губернии: Красноярске, Енисейске, Ачинске, Канске, были закрыты как самостоятельные учебные заведения и включены в структуру Красноярского ИНО на правах его УКП. 20 мая 1922 г. состоялся вечер, посвященный торжественному событию - выпуску первых

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

Д

н

U

W М

учителей с полным высшим образованием. Институт окончили 36 человек из числа студентов, принятых в 1920 г. сразу на III курс [Мезит, Ценюга, 2014, с. 215].

В 1920/21 учебному году в ИНО насчитывалось 45 преподавателей. Здесь уместно отметить, что на начальном этапе идейного завоевания вузов советская власть не прибегала к массовым чисткам, так как достойной замены в научном плане из «новых специалистов» пока не было. Поэтому Сибнаробраз прекратил начавшиеся гонения на специалистов, которые «не сочувствовали новому режиму». Директор А.С. Го-бов в связи с обыском в его кабинете в знак протеста с негодованием подал заявление об уходе из правления института [Ценюга, 2014, с. 151]. Но протест отклонили: высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям высшей школы, в Красноярске недоставало.

В условиях политики военного коммунизма студенты красноярского ИНО получали продовольственные пайки и нетрудовую повинность, которая контролировалась Комиссией по социальному обеспечению. В случае уклонения от несения повинностей виновный немедленно лишался пайка. Комсобес строго проверял посещаемость студентами занятий, работу в летней трудовой колонии, участие в отрядах чрезвычайного особого назначения (ЧОН).

В мае 1923 г. состоялся второй и последний выпуск ИНО. Проработав 6 лет в школах края (такой срок устанавливался контрактом при поступлении на службу), многие учителя остались на местах. Другие же перешли работать в различные советские и общественные учреждения.

В условиях острого финансового кризиса в СССР Наркомпросом была определена новая линия в области народного образования: в стране должно было остаться 100 крупных вузов (в 1922/23 учебном году было 248 высших учебных заведений). План так и не был реализован полностью. Тем не менее в 1923/24 учебном году сеть вузов сократилась на 61. Среди упраздненных оказался и красноярский ИНО. Решением коллегии Главного профессионального образования от 14 августа 1923 г. он был реоргани-

зован в Красноярский педагогический техникум. Ему были переданы все денежные и материальные средства, здания, библиотеки, лаборатории и оборудование ИНО [Ценюга, 2014].

Студенты либо остались в педтехникуме, либо по ходатайству Сибнаробраза перед центром были зачислены в Томский, Екатеринбургский и Казанский университеты, Томский технологический институт, Сибирскую сельскохозяйственную академию (Омск), Петроградский и Вятский педагогические институты.

Из преподавателей в Иркутск поехали немногие, хотя Сибирский отдел народного образования желал, чтобы наставники студенческой молодежи из Красноярска работали в ИрГУ. Часть научных кадров осталась в Красноярском педагогическом техникуме и впоследствии составила ядро преподавательского состава будущего КГПИ. Некоторые перешли на административные должности. Остальные преподаватели были вынуждены удовлетвориться ликвидационным пособием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На такой минорной ноте закончилась недолгая история Красноярского учительского института и Красноярского института народного образования - первых высших учебных заведений Енисейской губернии. Нам представляется, что именно они проложили дорогу современной системы высшего образования в Красноярском крае. Они сделали четыре выпуска молодых специалистов общей численностью 285 человек.

В связи с низким общеобразовательным уровнем учителей Сибири для подготовки квалифицированных кадров была увеличена сеть высших педагогических учебных заведений. Открылись учительские институты: 4 - в Западной Сибири (Томске, Тюмени, Омске и Барнауле) и 2 - в Восточной (Красноярске и Иркутске). Эти учебные заведения в те годы также не могли полностью удовлетворить потребности Восточной Сибири в учителях высшей квалификации.

Иркутский пединститут был создан в 1931 г. на базе педагогического факультета госуниверситета. В соответствии с постановлениями Первой Всероссийской конференции по педаго-

гическому образованию распоряжением Нар-компроса РСФСР в 1931 г. Иркутскому пединституту был придан профиль «индустриально-педагогический». Институт готовил кадры для индустриальных техникумов, рабфаков и школ ФЗУ по математике, физике, биологии, литературе и языку, истмату, политэкономии, философии. С осени 1931 г. в институте имелись отделения: физико-техническое (дневное и вечернее), естественное, литературное, бурят-монгольское, якутское, историко-экономическое с двумя отделениями: история классовой борьбы и философии. С 1931 по 1934 г. институт выпустил 483 человек: в 1931 - 195, в 1932 - 71, в 1933 - 114, в 1934 - 103. Красноярский пединститут оформился в 1932 г. Первый выпуск в 1936 г. составил 46 человек. Кроме того, в Красноярском крае работали три педагогических рабфака (в Красноярске с дневным и вечерним отделениями, в Иркутске и Чите), на которых в 1934 г. обучалось 539 учащихся, а также двухгодичные курсы с историческим и литературным отделениями и одногодичные курсы по подготовке учителей-географов при Иркутском университете. В 1934 г. на них обучалось 70 человек [Ценюга, 2014, с. 155].

Для подготовки специалистов высшей квалификации ежегодно в вузы Ленинграда, Москвы, Томска направлялись представители нашего края. В 1932 г. был открыт еще один вуз края - Красноярский педагогический институт с двумя отделениями: физико-математическим и естественно-химическим. Его первым директором был В.Д. Медведев. В 1938 г. появился литературный факультет, преобразованный затем в историко-филологический.

Таким образом, мероприятия, проведенные по обеспечению школ педагогическими кадрами и улучшению их качественного состава в рассматриваемый период, принесли определенные успехи. Имевшаяся система педагогического образования не могла подготовить для общеобразовательных школ нужного количества учителей. Учителей для массовой школы выпускали педагогические техникумы. К концу 1923 г. в Сибири сложилась твердая сеть из 10 педтех-

никумов, в которых обучалось 970 человек. В 1925/26 учебном году педвузы РСФСР выпустили всего 940 предметников, а педтехникумы - 6 135 учителей начальных классов, что было крайне недостаточно в условиях подготовки к введению всеобщего обучения, обострившего потребность в учителях [Школа., 1978, с. 119].

В материалах НК РКИ, проводившего по заданию Агитпропа ВКП(б) обследование среднего педагогического образования в 1926 г., отмечалось, что «существующей сетью педагогических техникумов в губерниях и областях удовлетворяется от 25 до 40 % потребности в учителях. Территориально она распределена неравномерно и количественно не соответствует ни густоте школьной сети, ни плотности населения. Общее состояние педагогических техникумов, являющихся главной базой подготовки учителей для массовой начальной школы, мало удовлетворительно».

Подготовка сибирских учителей для начальных и частично семилетних школ осуществлялась через педагогические техникумы, которых в Сибири к 1923 г. было 10, а в 1927 г. - 12 (в 1927 г. в них обучался 2 131 чел.). Ежегодно они выпускали около 300 учителей.

Список сокращений

1. ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет.

2. СНК - Совета Народных Комиссаров.

3. РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

4. ИНО - Институт народного образования.

5. КУИ - Красноярский учительский институт.

6. ОДН - Общество «Долой неграмотность».

7. Комсобес - Комитет социального обеспечения.

8. ЧОН - Отряд чрезвычайного особого назначения.

9. ИрГУ - Иркутский государственный университет.

10. Наркомпрос - Народный комиссариат просвещения.

11. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

Н

и

щ м

Библиографический список и источники

5.

1. Выписка из протокола заседаний коллегии Губернского отдела народного образова- 6. ния // ГАКК. Ф. 947. Оп. 1. Д. 11. Л. 24.

2. Жолудев А.Г. Краткая история школ Красноярского края. Красноярск, 1970.

3. Лукинский Ф.А. Народное образование

в Сибири (1928-1941 гг.). Красноярск, 7. 1982.

4. Мезит Л.Э. О системе повышения квалификации педагогических кадров края в 1920- 8. 1930-е гг. // Народное образование в Красноярском крае. III Краеведческие чтения. Красноярск, 2002. С. 144.

Мезит Л.Э., Ценюга С.Н. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII - начало XXI вв.). Красноярск, 2014. Гл. 3. С. 139-215.

Ценюга С.Н. Организационно-правовое обеспечение становления сибирского учительства в реконструктивный период 19171930 гг. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1(27). С. 151-155. Шилов А.И. Очерки истории народного образования Восточной Сибири Х1Х-ХХ вв. Красноярск, 2011. С. 200-230. Школа и учительство Сибири: 20-е - начало 1930-х гг.: материалы по истории культуры и интеллигенции советской Сибири. Новосибирск, 1978. С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.