JIM. Боженко. Томский педагогический институт: к истории открытия
11. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 24.
12. Там же. С, 46, 48, 61; П.Е. Евсевьев, выпускник Учительского института, пишет в своих воспоминаниях: «Программы занятий строились так, что по основным предметам материал проходился за старшие классы средней и первые курсы высшей школы».
С. 48.
13. ГАТО. Ф.Р-72. Оп. 1. Д. 36а. Л. 706.
14. Цит. по: Желваков H.A. Начало строительства советского педагогического образования. 1917-1920 гг. // Советская педагогика. 1947. № 10. С. 73.
15. Там же. С. 74.
16. См.: Васильев К.Н. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932). Воронеж, 1966. С, 43, 48.
17. Соскин В.Л, Высшая школа Сибири в начале 20 х годов // Культурное строительство в Сибири. Новосибирск. 1965. С. 39.
18. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 12.
19. Там же. С. 36, 57.
20. Пичурин Л.Ф. Указ, соч. С. 18.
21. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 15-16.
22. Там же. С. 62.
23. Пичурин Л.Ф. Указ. соч. С. 14.
24. Трофимов П.Л. К истории народного образования в Сибири во второй пятилетке (1933-1937 гг.) // Культурное строительство в Сибири. Новосибирск, 1965. С. 137.
Л. И. Боженко
ТОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: К ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ
Томский государственный педагогический университет
Данную статью уместно начать с вопроса -когда впервые возникла идея открыть в Томске высшее педагогическое учебное заведение, которое готовило бы кадры учителей с высшим образованием? Если обратиться к литературе о ТГГТУ, то в ней утверждается, что это произошло в 1929 г., после того как было принято решение о введении в СССР всеобщего обязательного начального, а потом и семилетнего, обучения и возникла необходимость обеспечения школ всеобщего обучения педагогическими кадрами. Это не совсем так. И в литературе, и в архивных документах есть свидетельства, согласно которым вопрос о создании при Томском университете Педагогического института в связи с «острой потребностью в педагогических кадрах» стал обсуждаться сразу же после установления в Томске Советской власти. В начале 1918 г. С.И. Гессен, профессор по кафедре философии и логики историко-филологического факультета Томского университета, читавший также лекции по педагогике на учительских курсах и в Томском учительском институте, составил проект организации в университете Педагогического института для «подготовки к педагогической деятельности тех студентов университета, которые выразят желание быть педагогами», Однако специальная комиссия в составе ведущих профессоров университета, образованная ректором, отвергла это предложение. Комиссия предложила - вместо пединститута ограничиться введением на историко-филологическом факультете преподавания педагогики и психологии, которые тогда вообще отсутствовали в учебных пла-
нах университета, как и соответствующие кафедры. Вопрос об организации при университете пединститута, оставшийся, таким образом, нерешенным, возник снова, но уже в совершенно новых условиях, после свержения Советской власти. В 1919 г. С.И. Гессен направил в колчаковскос Министерство народного просвещения вновь разработанный им проект создания пединститута. Министерство возвращает проект ректору, обязав рассмотреть его на совете университета, который отнесся к нему отрицательно [1]. И все же предложение С.И. Гессена, как свидетельс твуют документы, оставило свой след. В этом же году, то же самое Министерство народного просвещения, определяя свои «Предстоящие задачи», заявило, что «необходимо, по возможности безотлагательно, разработать вопрос о создании смешанных педагогических институтов, как высших учебных заведений, или педагогических факультетов в том или ином виде при университетах» и что «это должно иметь огромное значение, так как только всесторонне специально подготовленный педагог имеет возможность поднять школу на должную высоту» [2].
Благотворная идея - открыть в Томске педагогический вуз - не «канула в Лету», она была вновь возрождена как только в Томске восстановилась Советская власть. В марте 1921 г. школьный подотдел Томского губнаробраза в своем отчете отметил, что «в целях восполнения крайнего недостатка преподавательского персонала подотдел обсуждал вопросы об открытии при Томском университете Педагогического ин-
статута» [3]. Переход к новой экономической политике и резкое временное сокращение государственных расходов на культуру не дали возможности решить этот вопрос и он так и остался на стадии обсуждения. К вопросу об открытии в Томске педагогического вуза вернулись только спустя пять лет. 14 августа 1927 г. в томской газете «Красное знамя» была опубликована статья «Педагогический вуз или педагогический факультет», в которой констатируется «недостаточная подготовленность учителей в Томском округе» и «невозможность решить эту проблему одним педтехяикумом». «Нужен педагогический вуз, -пишет автор, - который обслуживал бы не только Томск, а всю Сибирь». В составленном проекте организация такого педагогического вуза была убедительно обоснована возможность создания его именно в Томске, главным образом по причине «наличия в городе профессорских и педагогических сил». К сожалению, вопрос этот тогда не получил окончательного решения. Было выдвинуто другое мнение - о возможности заменить педагогический вуз педагогическим факультетом при университете. С этого времени вопрос об организации теперь уже педагогического факультета в Томском университете стал неоднократно подниматься на заседаниях правления университета, выступившего пионером в организации высшего педагогического образования в Западной Сибири - 16 мая, затем 18 июля 1929 г. В этом же году для постановки перед Наркомпро-сом РСФСР вопроса об открытии педфака руководством Томского университета были составлены докладные записки с обстоятельным обоснованием необходимости его открытия. В новом 1930 г. в Томском университете снова вернулись к вопросу о создании в университете педагогического факультета. Он был вынесен на ученый совет университета, который на заседании 26 февраля принял решение: «Считать необходимым организацию при ТГУ педагогического факультета для подготовки преподавателей средних индустриально-технических ФЗС (фабрично-заводских семилеток. - Л.Б.)» [4].
То, что педагогический факультет в Томском университете был открыт, в значительной степени способствовало принятие 25 июля 1930 г. ЦК партии постановления «О всеобщем обязательном начальном обучении», в котором прямо записано: «В целях обеспечения школ всеобщего обучения необходимыми педагогическими кадрами срочно развернуть сеть и контингенты пединститутов и педтехникумов, а также специальных педагогических курсов и прочих форм подготовки педагогов». Постановление ЦК партии и принятый тогда же Закон о введении с 1930/31 уч. г. всеобщего обязательного начального обу-
чения в промышленных городах и рабочих поселках, реорганизация системы народного образования с широким внедрением политехнизма в школы массового просвещения, число которых заметно увеличилось, а также развертывание сети ипд\ стриально-промышлеяных и сельскохозяйственных техникумов, - все это потребовало многих тысяч новых квалифицированных педах о- ив. И еще одна серьезная причина, вызывавшая острую необходимость подготовки новых квалифицированных кадров учителей, - качество их подготовки в дореволюционных педагогических учебных заведениях, прежде всего в учительских институтах. Официальное «Положение об учительских институтах» и «Инструкция касательно объема и методов преподавания учебных предметов» значительно ограничивали общеобразовательные и педагогические знания воспитанников института, приводили к тому, что теоретическая и практическая подготовка, даваемая учительскими институтами, оказывалась все же недостаточной дам учебно-педагогической работы. К такому выводу пришли устроители I Всероссийского съезда учителей (1909 г.), проведя специальное анкетирование выпускников учительских институтов, работавших в училищах. К такому же выводу пришел и Ф.Ф. Шамахов, обстоятельно изучив учебные планы и программы Томского учительского института [5]. Односторонняя подготовка педагогов старой школы заметно отражалась на работе школ, и особенно это чувствовалось в средней и высшей школе. Введение всеобуча в Западной Сибири, где неграмотного населения было больше, чем в европейской части страны, представляло особенно сложную задачу, и потому проблема подготовки педагогических кадров, прежде всего с высшим образованием, требовала незамедлительного решения. Тем более что к этому времени к востоку от Урала учителей готовили всего два педагогических факультета - при Иркутском и Дальневосточном университетах. Основным претендентом на открытие первой в Западной Сибири кузницы педагогических кадров для среднего звена общеобразовательной школы по праву являлся Томск с одним из старейших университетов страны - матерью многих сибирских вузов.
Учитывая все это, Наркомпрос РСФСР поддержал ходатайство Томского университета об организации при нем педагогического факультета. По постановлению Совнаркома РСФСР он был открыт с 1 сентября 1930 г. Торжественное открытие педагогического факультета Томского университета состоялось 28 сентября 1930 г. [6]. Достаточно полное представление о первом наборе на педагогический факультет дают: «Статистические сведения и отчеты о приеме студентов
Л. И. Боженко. Томский педагогический институт: к истории открытия
в ТГУ за 1930 год» и «Список студентов педфака» с 21 сентября по 1 декабря 1930 г. Из общего числа принятых осенью 1930 г. в Томский университет (784 человека, в т.ч. 457 женщин) на педагогический факультет поступило 150 человек, в т.ч. 100 женщин. Социальный состав студентов педфака характеризовался следующими цифрами: рабочих и детей рабочих - 69 человек (46%), крестьян и детей крестьян - 39 (26%), служащих - 42 (28 %). Партийно-комсомольская прослойка среди принятых составляла почти 57%. Показательны данные и по академической подготовке: 84% принятых на педфак окончили пед-тсхникумы (в т.ч. томский) и школы с педагогическим уклоном, проработав на педагогической ниве от 3 до 7 лет, причем окончивших Томский учительский институт среди приня тых на педфак в списке не оказалось [7]. Что касается профессорско-преподавательских кадров, то общие и специальные кафедры педфака были укомплектованы в достаточной степени. Приказом № 343 директора университета Д.В. Горфина по педагогическому факультету было зачислено 1 8 преподавателей и лаборантов, из них 14 - штатных. Высококвалифицированная часть преподавателей - профессора и доценты (В.А. Малеев, М.И Усанович, Г.Т. Чуич, А.К. Иванов) - составляла одну треть к общему числу сотрудников педфака, что для того времени было достаточно высоким качественным показателем. Младший преподавательский состав кафедр (ассистенты Брюханов, А.Г. Елисеев, В.А. Игнатьева, И.А. Мона-стырев, П,И. Редченко, В.П. Старков, М.Г. Тимофеев, Ф.Ф. Шамахов) состоял из вчерашних студентов университета и из тех, кто пришел на педфак из ряда учителей средней школы, которую они хорошо знали и были тесно связанны с ней. Несколько позднее, в 1932 г., на должность старшего преподавателя кафедры русского языка будет принят выпускник Томского учительского института 1913 г. П.Е. Евсевьев, а в 1933 г. директором пединститута станет другой выпускник Учительского института (1917 г.) - В.А. Жданов, что подтверждает некоторую связь этих учебных заведений. Первым деканом педагогического факультета был назначен доцент Г.Т. Чуич, который был допущен к исполнению обязанностей профессора по кафедре общего и русского языкознания с поручением ему заведовать кафедрой. Одновременно с этим было возбуждено ходатайство перед Наркомпросом о его утверждении штатным профессором [8].
Работа педагогического факультета со всеми его отделениями развертывалась только на учебно-научной и материальной базе университета, (поскольку от Томского учительского института ее не осталось), которая, к сожалению, не полнос-
тью удовлетворяла потребности нового факультета, хотя что касалось учебников, то ими студенты педфака были в основном обеспечены. Педагогический факультет университета размещался частично в здании университета (кафедры математики, физики и химии), частично в помещении бывшего Алексеевскою монастыря (ул. Крылова, 12), так как хозяином здания бывшего Учительского института на ул. Киевской, на которое стал претендовать педагогический факультет, продолжал оставаться педтехникум, в котором университет арендовал для педфака несколько комнат для гуманитарных кафедр, учебной части и дирекции. В соответствии с постановлением, педагогический факультет с промышленным и сельскохозяйственным уклоном должен был готовить преподавателей для техникумов, рабфаков и фабрично-заводских училищ. Свою деятельность он начал в составе четырех отделений - литературного, физико-технического, химико-технологического и химико-биологического. Весной 1931 г. в составе этих отделений появились группы по подготовке учителей для ФЗС и школ крестьянской молодежи (ШКМ). В первом же учебном году по инициативе городских общественных организаций при педфаке открывается вечерний педфак с общественно-литературным и химико-технологическим отделениями и отделение заочного обучения [9].
Таким образом, в сентябре 1930 г. на базе Томского университета было открыто новое сибирское высшие учебное заведение первоначально в виде одного из его факультетов - педагогического, который и положил начало высшему педагогическому образованию в Западной Сибири. Это было, несомненно, важное событие в развитии педагогического образования в Томске и Западной Сибири. Однако первый же учебный год показал, что перспективные задачи по подготовке учительских кадров, поставленные перед педфаком университета при его создании, не могли быть успешно решены в рамках только факультета университета. В связи с этим уже в 1931 г. встал вопрос о необходимости создания самостоятельного педагогического вуза в Западной Сибири. В целях расширения и улучшения подготовки кадров Совнарком РСФСР 13 июля 1931 г. принимает постановление №752 «О реорганизации государственных университетов», в котором содержался п. 2 о выделении из состава существующих университетов ряда факультетов, в том числе педагогических, и превращении их в самостоятельные институты. В перечне таких институтов значился и Томский педагог ический институт, который, как было отмечено в постановлении, создавался «на базе педагогического факультета Томского университета» (ГАТО. Ф. 102. Оп. 19. Д. 1924. Л. 4;
Ф.Р-815. Оп. 12. Д. 1914. Л. 65 66). На основании этого постановления декан педагогического факультета Томскою университета Г.Т. Чуич 15 августа подписал приказ №1: «С сего числа педфак ТГУ с его вечерним педфаком считать реорганизованным в Томский инду стриально-псдагогичсс-кий инетип 1 с вечерним педагогическим институтом при нем». Помощником директора по учебно-научной работе (зав, учебной частью) был назначен Ф.Ф. Шамахов, заведующим физико-техническим отделением М.М.Дегтярев,литературным отделением - И.Я. Костеша, химико-технологическим - З.П. Старкова. Секретарем партбюро института был избран Ф.П. Щетинин. Основной задачей образованного с 1 сентября на базе педагогического факультета Томского университета самостоятельного Педагогического института оставалась подготовка учителей для школ фабрично-заводского ученичества, чем и объяснялось название «индустриально-педагогический». Вскоре, 30 ноября, был составлен специальный «Акт о выделении педагогического факультета во вновь организованный Томский педагогический институт», где говорилось, что «ввиду организации из состава педагогического факультета Томского государственного университета Томского педагогического института» переданы из канцелярии по студентам ТГУ в Томский пединститут семестровые списки педфака, личные дела действительных студентов первого курса (мужчин - 48, женщин -69, всего - 117), стипендиальные дела, студбиле-ты, зачетки, особый список студентов педфака, переданных Томским университетом в пединститут и личные дела «парттысячников», а также архив педфака. Вновь созданный самостоятельный Педагогический институт получил от университета немногое учебное оборудование, поскольку молодой педфак не успел еще накопить, а от оборудования бывшего Учительского института не осталось ничего. По постановлению Томского горсовета Педагогическому институту было выделено небольшое здание бывшего мужского монастыря по ул. Семашко, 14 (ныне Советской), и в новом помещении, по сути дела заново, стал создаваться молодой педагогический вуз. Постепенно здание стало заполняться новой мебелью и учебным оборудованием, начали создаваться новые, хорошо оснащенные кабинеты и лаборатории. В августе 1932 году, т.е. в следующем г., по решению городских организаций состоялся, наконец, обмен учебными корпусами и общежитиями между Педагогическим институтом и педагогическом техникумом. Пединститут переселился на Киевскую, 60, в здание, где временно, в 1906-1920 гг., размещался Томский учительский институт, а потом, в 1923-1932 гг. - Томский педагогический техникум [10].
Так произошло отпочкование педагогического факультета от своей аЬпа-пШег - в самостоятельное высшее педагогическое учебное заведение - Томский педагогический институт. И вот здесь совершенно уместно поставить вопрос, который в небольшой заметке в томской газете «Красное знамя» (1998. 22 авг.) был сформулирован следующим образом: «Так сколько же лет ТГПУ?» Вопрос, вызывающий недоумение, ведь до 1998 г. рождение Томского пединститута (ныне псдуниверситета) накрепко связывалось только с педфаком Томского университета, который был открыт в 1930 г. и в 1931 г. преобразован в пединститут, и за свои 70 лет ТГПИ уже отметил более десятка своих годовщин и юбилеев (один раз - 50-летие, с награждением орденом), что нашло отражение в публикациях в периодической печати. При этом в каждом случае датой рождения пединститута считался, соответственно, 1930 г. или 1931 г. В связи с чем летом 1998 г. вдруг возник этот вопрос, я написал в специальной статье, которая будет опубликована в «Томском учителе». Здесь же скажу только о том, что достаточно точный ответ на этот вопрос дал в том же номере газеты «Красное знамя» один из старейших сотрудников псдуниверситета, которого всегда считали «главным летописцем» псдуниверситета, -профессор Л.Ф. Пичурин. Он считает, что «учреждение в 1920 г. Томского учительского института, и то, что он занимал некоторое время здание, в котором сейчас располагается 2-й корпус ТГПУ, вовсе не означает, что Томский государственный педагогический университет был основан 100 лет тому назад». «Наш вуз, - заключает он, - безусловно, является наследником добрых традиций Учительского института и должен достойно организовать празднование 100-летнего юбилея педагогического образования в Сибири (правильнее в Томске. - Л.Б.). Однако, по моему мнению, он был основан осенью 1930 г. как факультет в составе ТГУ».
Казалось, что после такого вывода можно было бы поставить точку в выяснении вопроса «Так сколько же лет ТГПУ?» Однако, к сожалению, вместо этого в статьях, заметках, печатных интервью и в устных выступлениях руководителей вуза стал «раскручиваться» миф о том, что документ («Высочайшее повеление») об учреждении в 1902 г. в Томске учительского института был впервые «открыт», «обнаружен», «найден» в архиве только недавно (хотя о том и другом историки знали еще с 50-х гг.), что ТГПУ - это «прямой преемник» Учительского института и, следовательно, он близок к своему 100-летию и т.д и т.п.
Все это не соответствует действительности. Самый тщательный анализ литературы по теме,
Комментарий редакционной коллегии: Томский педагогический
- старейший за Уралом
информации периодической печати, опубликованных и неопубликованных документов и материалов архивных фондов, проверка и, если требовалось, перепроверка фактов убедительно подтверждает одно - Томскому государственному институту, ныне Педагогическому университету, в 2000 г. исполнилось 70 лет, поскольку он, как и другие сибирские вузы, возник в сентябре 1930 г. в стенах Томского университета и на его базе сначала как педагогический факультет, преобразованный в следующем 1931 г. в самостоятельное высшее учебное заведение - Томский педагогический институт, унаследовавший дело подготовки учителей не только Томского учительского института, но и других педагогических учебных заведений Томска 1920-х гг. Томский педагогический институт стал первым педагогическим вузом Западной Сибири, которому «досталась роль пионера в облас-
ти подготовки учительских кадров с высшим образованием для огромной территории, простиравшейся с запада на восток от Урала до Енисея и с севера на юг от берегов Ледовитого океана до монгольской границы». Позднее появились, и не без влияния и участия Томского пединститута, педагогические вузы в Омске (1932), Красноярске (1932), Барнауле (1933), Новосибирске (1935), а потом, в 40-50-х гг., и в других городах Сибири.
70-летие ТГПУ - это весьма солидная и достойная юбилейная дата. А в 2002 г. необходимо будет отметить и 100-летие Томского учительского института, который сыграл свою историческую роль как первенец специального педагогического образования в Томске. И это событие в преддверии 400-летнего юбилея нашего родного города должно быть отмечено со всей торжественностью.
Литература
1. Зайченко П.А. Томский государственный университет. Томск, 1960. С. 130-136, 198, 213, 220; Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып. 1. Томск, 1996, С. 81.
2. Журнал Министерства народного просвещения. 1919. № 1. С. 28.
3. ГАТ0. Ф.Р28. On. 1. Д. 31. Л. 23.
4. ГАТО.Ф.Р-815. Оп. 1. Д. 652. Л. 286.
5. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т. 10. М,, 1910. С. 79-81; Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири // Ученые записки ТГПИ. Т. 9. 1952. С. 32-60.
6. ГАТО. Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 172. Л. 2; Ф. 1555. Оп. 1. Д. 133.
7. ГАТО .Ф.Р-566, Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Ф.Р-815. Оп. 1. Д. 698. Л. 59-62.
8. ГАТО. Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 1 Л. 2; Д. 2. Л. 187; Ф.Р-815. Оп. 12. Д. 341. Л, 1-27; Д. 1729. Л. 255; Архив ТГПУ. Личные дела сотрудников. Оп. 1. Св. 3. Д. 238; Войтик П.Д. Организатор народного образования в Сибири В.А. Жданов // Школа и педагогическая мысль в Сибири. Новосибирск, 1977; Профессора Томского университета. Т. 2. Томск, 1998. С. 282-284, 436-438, 482-484.
9. ГАТО. Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 1. Л. 2; Д. 26а. Л. 9.; Ф. 1555. Оп. 1. Д. 133; Томский государственный педагогический университет. 2-е изд. Томск, 1995. С. 7.
10. ГАТО. Ф.Р-815. Оп. 12. Д. 127. Л. 1-12; Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.; Томский государственный... С. 9-10.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ: ТОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - СТАРЕЙШИЙ ЗА УРАЛОМ
1 июля 1902 г. в г. Томске по Высочайшему повелению был учрежден первый в Азиатской части России Учительский институт. В советское время большинство учительских институтов решением I Всероссийского съезда по просвещению было реорганизовано в педагогические институты и, таким образом, они явились предшественниками высших педагогических учебных заведений. В Томске же по странному стечению обстоятельств до недавнего времени история Томского государственного педагогического университета не увязывалась с Томским учительским институтам, хотя последний был одним из сильнейших в Российской империи.
Изучением вопроса преемственности педагогических учебных заведений Томска занимается специально созданная в ТГПУ научная лаборатория истории образования в Сибири. Лаборатория, в составе которой в качестве научных консультантов работают три ведущих профессора ТГУ Ю.В. Куперг, М.С. Кузнецов, C.B. Фоминых. два доцента ТГПУ М.П. Широкова, Л.М. Найбороденко и молодой научный сотрудник С.А. Кочурина, изучив имеющуюся историческую литературу и архивные материалы, пришла к убеждению, что есть все основания считать Томский государственный педагогический университет историческим преемником Учительско-
го института. Во-первых, в дореволюционной России с 1859 г. не было высшего педагогического образования и учительские институты играми роль самого высокого уровня учебных заведений, специально предназначенных для подготовки преподавательских кадров, т.е. занимали с обществе то же место, что и современные педвузы. Во-вторых, корпус Томского \ чительского института, построенный на казенный счет в 1905 г., до сих пор, жив, хотя и сильно обветшал. Долгое время он был главным и единственным корпусом ТГПЙ, а сейчас в нем располагается естественный факультет ТГПУ. В-третьих, в недрах Томского учительского института формировались педагогические традиции, не утратившие своего значения, закладывались основы профессиональной школы, готовились квалифицированные кадры для всей Сибири и Дальнего Востока.
Решение вопроса о преемственности ТГПУ и Томского учительского института помогает снять и давнюю правовую проблему. В начале 1920 г. с установлением Советской власти в Томске деятельность Учительского института была приостановлена, а его корпус в нарушение Декрета СНК РСФСР был передан военному ведомству под курсы комсостава и госпиталь. При этом ни СНК, ни местными органами власти решения о закрытии института не принималось, и как
юридическое лицо он продолжал существовать до недавнего времени. Реально же Учительский институт не работал. В феврале 1930 г., после неоднократных обращений в центр с просьбой возродить педагогическое учебное заведение, преподаватели ТГУ поставили перед ученым советом университета вопрос об открытии у себя педагогического факультета, как первого шага на пути к восстановлению Учительского института. Факультет с самого качала был наделен автономностью и в ав; усте 1931 г. постановлением СНК РСФСР был преобразован в Педагогический институт. Только признав ТГПУ правопреемником Томского учительского института, можно было снять противоречие между существованием последнего как юридического лица и фактическим его отсутствием.
В апреле 2000 г. ТГПУ обратился за разрешением вопроса о преемственности в арбитражный суд, который, изучив заявление, а также предъявленные документы, признал законность подобной постановки проблемы и постановил считать ТГПУ правопреемником Томского учительского института. Таким образом. ТГПУ официально признан старейшим педагогическим вузом Сибири, который в 2002 г. имеет все основания отметить свой 100-летний юбилей. ■