Научная статья на тему 'Томский педагогический институт: к истории открытия'

Томский педагогический институт: к истории открытия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tomsk State Teacher's Training Institute: to the history of its foundation.

The author had reflected the history of the TSTTI since 1930 when the Pedagogical Faculty was opened at the TSU and then transformed to the Institute in 1931.

Текст научной работы на тему «Томский педагогический институт: к истории открытия»

JIM. Боженко. Томский педагогический институт: к истории открытия

11. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 24.

12. Там же. С, 46, 48, 61; П.Е. Евсевьев, выпускник Учительского института, пишет в своих воспоминаниях: «Программы занятий строились так, что по основным предметам материал проходился за старшие классы средней и первые курсы высшей школы».

С. 48.

13. ГАТО. Ф.Р-72. Оп. 1. Д. 36а. Л. 706.

14. Цит. по: Желваков H.A. Начало строительства советского педагогического образования. 1917-1920 гг. // Советская педагогика. 1947. № 10. С. 73.

15. Там же. С. 74.

16. См.: Васильев К.Н. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932). Воронеж, 1966. С, 43, 48.

17. Соскин В.Л, Высшая школа Сибири в начале 20 х годов // Культурное строительство в Сибири. Новосибирск. 1965. С. 39.

18. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 12.

19. Там же. С. 36, 57.

20. Пичурин Л.Ф. Указ, соч. С. 18.

21. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 15-16.

22. Там же. С. 62.

23. Пичурин Л.Ф. Указ. соч. С. 14.

24. Трофимов П.Л. К истории народного образования в Сибири во второй пятилетке (1933-1937 гг.) // Культурное строительство в Сибири. Новосибирск, 1965. С. 137.

Л. И. Боженко

ТОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: К ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ

Томский государственный педагогический университет

Данную статью уместно начать с вопроса -когда впервые возникла идея открыть в Томске высшее педагогическое учебное заведение, которое готовило бы кадры учителей с высшим образованием? Если обратиться к литературе о ТГГТУ, то в ней утверждается, что это произошло в 1929 г., после того как было принято решение о введении в СССР всеобщего обязательного начального, а потом и семилетнего, обучения и возникла необходимость обеспечения школ всеобщего обучения педагогическими кадрами. Это не совсем так. И в литературе, и в архивных документах есть свидетельства, согласно которым вопрос о создании при Томском университете Педагогического института в связи с «острой потребностью в педагогических кадрах» стал обсуждаться сразу же после установления в Томске Советской власти. В начале 1918 г. С.И. Гессен, профессор по кафедре философии и логики историко-филологического факультета Томского университета, читавший также лекции по педагогике на учительских курсах и в Томском учительском институте, составил проект организации в университете Педагогического института для «подготовки к педагогической деятельности тех студентов университета, которые выразят желание быть педагогами», Однако специальная комиссия в составе ведущих профессоров университета, образованная ректором, отвергла это предложение. Комиссия предложила - вместо пединститута ограничиться введением на историко-филологическом факультете преподавания педагогики и психологии, которые тогда вообще отсутствовали в учебных пла-

нах университета, как и соответствующие кафедры. Вопрос об организации при университете пединститута, оставшийся, таким образом, нерешенным, возник снова, но уже в совершенно новых условиях, после свержения Советской власти. В 1919 г. С.И. Гессен направил в колчаковскос Министерство народного просвещения вновь разработанный им проект создания пединститута. Министерство возвращает проект ректору, обязав рассмотреть его на совете университета, который отнесся к нему отрицательно [1]. И все же предложение С.И. Гессена, как свидетельс твуют документы, оставило свой след. В этом же году, то же самое Министерство народного просвещения, определяя свои «Предстоящие задачи», заявило, что «необходимо, по возможности безотлагательно, разработать вопрос о создании смешанных педагогических институтов, как высших учебных заведений, или педагогических факультетов в том или ином виде при университетах» и что «это должно иметь огромное значение, так как только всесторонне специально подготовленный педагог имеет возможность поднять школу на должную высоту» [2].

Благотворная идея - открыть в Томске педагогический вуз - не «канула в Лету», она была вновь возрождена как только в Томске восстановилась Советская власть. В марте 1921 г. школьный подотдел Томского губнаробраза в своем отчете отметил, что «в целях восполнения крайнего недостатка преподавательского персонала подотдел обсуждал вопросы об открытии при Томском университете Педагогического ин-

статута» [3]. Переход к новой экономической политике и резкое временное сокращение государственных расходов на культуру не дали возможности решить этот вопрос и он так и остался на стадии обсуждения. К вопросу об открытии в Томске педагогического вуза вернулись только спустя пять лет. 14 августа 1927 г. в томской газете «Красное знамя» была опубликована статья «Педагогический вуз или педагогический факультет», в которой констатируется «недостаточная подготовленность учителей в Томском округе» и «невозможность решить эту проблему одним педтехяикумом». «Нужен педагогический вуз, -пишет автор, - который обслуживал бы не только Томск, а всю Сибирь». В составленном проекте организация такого педагогического вуза была убедительно обоснована возможность создания его именно в Томске, главным образом по причине «наличия в городе профессорских и педагогических сил». К сожалению, вопрос этот тогда не получил окончательного решения. Было выдвинуто другое мнение - о возможности заменить педагогический вуз педагогическим факультетом при университете. С этого времени вопрос об организации теперь уже педагогического факультета в Томском университете стал неоднократно подниматься на заседаниях правления университета, выступившего пионером в организации высшего педагогического образования в Западной Сибири - 16 мая, затем 18 июля 1929 г. В этом же году для постановки перед Наркомпро-сом РСФСР вопроса об открытии педфака руководством Томского университета были составлены докладные записки с обстоятельным обоснованием необходимости его открытия. В новом 1930 г. в Томском университете снова вернулись к вопросу о создании в университете педагогического факультета. Он был вынесен на ученый совет университета, который на заседании 26 февраля принял решение: «Считать необходимым организацию при ТГУ педагогического факультета для подготовки преподавателей средних индустриально-технических ФЗС (фабрично-заводских семилеток. - Л.Б.)» [4].

То, что педагогический факультет в Томском университете был открыт, в значительной степени способствовало принятие 25 июля 1930 г. ЦК партии постановления «О всеобщем обязательном начальном обучении», в котором прямо записано: «В целях обеспечения школ всеобщего обучения необходимыми педагогическими кадрами срочно развернуть сеть и контингенты пединститутов и педтехникумов, а также специальных педагогических курсов и прочих форм подготовки педагогов». Постановление ЦК партии и принятый тогда же Закон о введении с 1930/31 уч. г. всеобщего обязательного начального обу-

чения в промышленных городах и рабочих поселках, реорганизация системы народного образования с широким внедрением политехнизма в школы массового просвещения, число которых заметно увеличилось, а также развертывание сети ипд\ стриально-промышлеяных и сельскохозяйственных техникумов, - все это потребовало многих тысяч новых квалифицированных педах о- ив. И еще одна серьезная причина, вызывавшая острую необходимость подготовки новых квалифицированных кадров учителей, - качество их подготовки в дореволюционных педагогических учебных заведениях, прежде всего в учительских институтах. Официальное «Положение об учительских институтах» и «Инструкция касательно объема и методов преподавания учебных предметов» значительно ограничивали общеобразовательные и педагогические знания воспитанников института, приводили к тому, что теоретическая и практическая подготовка, даваемая учительскими институтами, оказывалась все же недостаточной дам учебно-педагогической работы. К такому выводу пришли устроители I Всероссийского съезда учителей (1909 г.), проведя специальное анкетирование выпускников учительских институтов, работавших в училищах. К такому же выводу пришел и Ф.Ф. Шамахов, обстоятельно изучив учебные планы и программы Томского учительского института [5]. Односторонняя подготовка педагогов старой школы заметно отражалась на работе школ, и особенно это чувствовалось в средней и высшей школе. Введение всеобуча в Западной Сибири, где неграмотного населения было больше, чем в европейской части страны, представляло особенно сложную задачу, и потому проблема подготовки педагогических кадров, прежде всего с высшим образованием, требовала незамедлительного решения. Тем более что к этому времени к востоку от Урала учителей готовили всего два педагогических факультета - при Иркутском и Дальневосточном университетах. Основным претендентом на открытие первой в Западной Сибири кузницы педагогических кадров для среднего звена общеобразовательной школы по праву являлся Томск с одним из старейших университетов страны - матерью многих сибирских вузов.

Учитывая все это, Наркомпрос РСФСР поддержал ходатайство Томского университета об организации при нем педагогического факультета. По постановлению Совнаркома РСФСР он был открыт с 1 сентября 1930 г. Торжественное открытие педагогического факультета Томского университета состоялось 28 сентября 1930 г. [6]. Достаточно полное представление о первом наборе на педагогический факультет дают: «Статистические сведения и отчеты о приеме студентов

Л. И. Боженко. Томский педагогический институт: к истории открытия

в ТГУ за 1930 год» и «Список студентов педфака» с 21 сентября по 1 декабря 1930 г. Из общего числа принятых осенью 1930 г. в Томский университет (784 человека, в т.ч. 457 женщин) на педагогический факультет поступило 150 человек, в т.ч. 100 женщин. Социальный состав студентов педфака характеризовался следующими цифрами: рабочих и детей рабочих - 69 человек (46%), крестьян и детей крестьян - 39 (26%), служащих - 42 (28 %). Партийно-комсомольская прослойка среди принятых составляла почти 57%. Показательны данные и по академической подготовке: 84% принятых на педфак окончили пед-тсхникумы (в т.ч. томский) и школы с педагогическим уклоном, проработав на педагогической ниве от 3 до 7 лет, причем окончивших Томский учительский институт среди приня тых на педфак в списке не оказалось [7]. Что касается профессорско-преподавательских кадров, то общие и специальные кафедры педфака были укомплектованы в достаточной степени. Приказом № 343 директора университета Д.В. Горфина по педагогическому факультету было зачислено 1 8 преподавателей и лаборантов, из них 14 - штатных. Высококвалифицированная часть преподавателей - профессора и доценты (В.А. Малеев, М.И Усанович, Г.Т. Чуич, А.К. Иванов) - составляла одну треть к общему числу сотрудников педфака, что для того времени было достаточно высоким качественным показателем. Младший преподавательский состав кафедр (ассистенты Брюханов, А.Г. Елисеев, В.А. Игнатьева, И.А. Мона-стырев, П,И. Редченко, В.П. Старков, М.Г. Тимофеев, Ф.Ф. Шамахов) состоял из вчерашних студентов университета и из тех, кто пришел на педфак из ряда учителей средней школы, которую они хорошо знали и были тесно связанны с ней. Несколько позднее, в 1932 г., на должность старшего преподавателя кафедры русского языка будет принят выпускник Томского учительского института 1913 г. П.Е. Евсевьев, а в 1933 г. директором пединститута станет другой выпускник Учительского института (1917 г.) - В.А. Жданов, что подтверждает некоторую связь этих учебных заведений. Первым деканом педагогического факультета был назначен доцент Г.Т. Чуич, который был допущен к исполнению обязанностей профессора по кафедре общего и русского языкознания с поручением ему заведовать кафедрой. Одновременно с этим было возбуждено ходатайство перед Наркомпросом о его утверждении штатным профессором [8].

Работа педагогического факультета со всеми его отделениями развертывалась только на учебно-научной и материальной базе университета, (поскольку от Томского учительского института ее не осталось), которая, к сожалению, не полнос-

тью удовлетворяла потребности нового факультета, хотя что касалось учебников, то ими студенты педфака были в основном обеспечены. Педагогический факультет университета размещался частично в здании университета (кафедры математики, физики и химии), частично в помещении бывшего Алексеевскою монастыря (ул. Крылова, 12), так как хозяином здания бывшего Учительского института на ул. Киевской, на которое стал претендовать педагогический факультет, продолжал оставаться педтехникум, в котором университет арендовал для педфака несколько комнат для гуманитарных кафедр, учебной части и дирекции. В соответствии с постановлением, педагогический факультет с промышленным и сельскохозяйственным уклоном должен был готовить преподавателей для техникумов, рабфаков и фабрично-заводских училищ. Свою деятельность он начал в составе четырех отделений - литературного, физико-технического, химико-технологического и химико-биологического. Весной 1931 г. в составе этих отделений появились группы по подготовке учителей для ФЗС и школ крестьянской молодежи (ШКМ). В первом же учебном году по инициативе городских общественных организаций при педфаке открывается вечерний педфак с общественно-литературным и химико-технологическим отделениями и отделение заочного обучения [9].

Таким образом, в сентябре 1930 г. на базе Томского университета было открыто новое сибирское высшие учебное заведение первоначально в виде одного из его факультетов - педагогического, который и положил начало высшему педагогическому образованию в Западной Сибири. Это было, несомненно, важное событие в развитии педагогического образования в Томске и Западной Сибири. Однако первый же учебный год показал, что перспективные задачи по подготовке учительских кадров, поставленные перед педфаком университета при его создании, не могли быть успешно решены в рамках только факультета университета. В связи с этим уже в 1931 г. встал вопрос о необходимости создания самостоятельного педагогического вуза в Западной Сибири. В целях расширения и улучшения подготовки кадров Совнарком РСФСР 13 июля 1931 г. принимает постановление №752 «О реорганизации государственных университетов», в котором содержался п. 2 о выделении из состава существующих университетов ряда факультетов, в том числе педагогических, и превращении их в самостоятельные институты. В перечне таких институтов значился и Томский педагог ический институт, который, как было отмечено в постановлении, создавался «на базе педагогического факультета Томского университета» (ГАТО. Ф. 102. Оп. 19. Д. 1924. Л. 4;

Ф.Р-815. Оп. 12. Д. 1914. Л. 65 66). На основании этого постановления декан педагогического факультета Томскою университета Г.Т. Чуич 15 августа подписал приказ №1: «С сего числа педфак ТГУ с его вечерним педфаком считать реорганизованным в Томский инду стриально-псдагогичсс-кий инетип 1 с вечерним педагогическим институтом при нем». Помощником директора по учебно-научной работе (зав, учебной частью) был назначен Ф.Ф. Шамахов, заведующим физико-техническим отделением М.М.Дегтярев,литературным отделением - И.Я. Костеша, химико-технологическим - З.П. Старкова. Секретарем партбюро института был избран Ф.П. Щетинин. Основной задачей образованного с 1 сентября на базе педагогического факультета Томского университета самостоятельного Педагогического института оставалась подготовка учителей для школ фабрично-заводского ученичества, чем и объяснялось название «индустриально-педагогический». Вскоре, 30 ноября, был составлен специальный «Акт о выделении педагогического факультета во вновь организованный Томский педагогический институт», где говорилось, что «ввиду организации из состава педагогического факультета Томского государственного университета Томского педагогического института» переданы из канцелярии по студентам ТГУ в Томский пединститут семестровые списки педфака, личные дела действительных студентов первого курса (мужчин - 48, женщин -69, всего - 117), стипендиальные дела, студбиле-ты, зачетки, особый список студентов педфака, переданных Томским университетом в пединститут и личные дела «парттысячников», а также архив педфака. Вновь созданный самостоятельный Педагогический институт получил от университета немногое учебное оборудование, поскольку молодой педфак не успел еще накопить, а от оборудования бывшего Учительского института не осталось ничего. По постановлению Томского горсовета Педагогическому институту было выделено небольшое здание бывшего мужского монастыря по ул. Семашко, 14 (ныне Советской), и в новом помещении, по сути дела заново, стал создаваться молодой педагогический вуз. Постепенно здание стало заполняться новой мебелью и учебным оборудованием, начали создаваться новые, хорошо оснащенные кабинеты и лаборатории. В августе 1932 году, т.е. в следующем г., по решению городских организаций состоялся, наконец, обмен учебными корпусами и общежитиями между Педагогическим институтом и педагогическом техникумом. Пединститут переселился на Киевскую, 60, в здание, где временно, в 1906-1920 гг., размещался Томский учительский институт, а потом, в 1923-1932 гг. - Томский педагогический техникум [10].

Так произошло отпочкование педагогического факультета от своей аЬпа-пШег - в самостоятельное высшее педагогическое учебное заведение - Томский педагогический институт. И вот здесь совершенно уместно поставить вопрос, который в небольшой заметке в томской газете «Красное знамя» (1998. 22 авг.) был сформулирован следующим образом: «Так сколько же лет ТГПУ?» Вопрос, вызывающий недоумение, ведь до 1998 г. рождение Томского пединститута (ныне псдуниверситета) накрепко связывалось только с педфаком Томского университета, который был открыт в 1930 г. и в 1931 г. преобразован в пединститут, и за свои 70 лет ТГПИ уже отметил более десятка своих годовщин и юбилеев (один раз - 50-летие, с награждением орденом), что нашло отражение в публикациях в периодической печати. При этом в каждом случае датой рождения пединститута считался, соответственно, 1930 г. или 1931 г. В связи с чем летом 1998 г. вдруг возник этот вопрос, я написал в специальной статье, которая будет опубликована в «Томском учителе». Здесь же скажу только о том, что достаточно точный ответ на этот вопрос дал в том же номере газеты «Красное знамя» один из старейших сотрудников псдуниверситета, которого всегда считали «главным летописцем» псдуниверситета, -профессор Л.Ф. Пичурин. Он считает, что «учреждение в 1920 г. Томского учительского института, и то, что он занимал некоторое время здание, в котором сейчас располагается 2-й корпус ТГПУ, вовсе не означает, что Томский государственный педагогический университет был основан 100 лет тому назад». «Наш вуз, - заключает он, - безусловно, является наследником добрых традиций Учительского института и должен достойно организовать празднование 100-летнего юбилея педагогического образования в Сибири (правильнее в Томске. - Л.Б.). Однако, по моему мнению, он был основан осенью 1930 г. как факультет в составе ТГУ».

Казалось, что после такого вывода можно было бы поставить точку в выяснении вопроса «Так сколько же лет ТГПУ?» Однако, к сожалению, вместо этого в статьях, заметках, печатных интервью и в устных выступлениях руководителей вуза стал «раскручиваться» миф о том, что документ («Высочайшее повеление») об учреждении в 1902 г. в Томске учительского института был впервые «открыт», «обнаружен», «найден» в архиве только недавно (хотя о том и другом историки знали еще с 50-х гг.), что ТГПУ - это «прямой преемник» Учительского института и, следовательно, он близок к своему 100-летию и т.д и т.п.

Все это не соответствует действительности. Самый тщательный анализ литературы по теме,

Комментарий редакционной коллегии: Томский педагогический

- старейший за Уралом

информации периодической печати, опубликованных и неопубликованных документов и материалов архивных фондов, проверка и, если требовалось, перепроверка фактов убедительно подтверждает одно - Томскому государственному институту, ныне Педагогическому университету, в 2000 г. исполнилось 70 лет, поскольку он, как и другие сибирские вузы, возник в сентябре 1930 г. в стенах Томского университета и на его базе сначала как педагогический факультет, преобразованный в следующем 1931 г. в самостоятельное высшее учебное заведение - Томский педагогический институт, унаследовавший дело подготовки учителей не только Томского учительского института, но и других педагогических учебных заведений Томска 1920-х гг. Томский педагогический институт стал первым педагогическим вузом Западной Сибири, которому «досталась роль пионера в облас-

ти подготовки учительских кадров с высшим образованием для огромной территории, простиравшейся с запада на восток от Урала до Енисея и с севера на юг от берегов Ледовитого океана до монгольской границы». Позднее появились, и не без влияния и участия Томского пединститута, педагогические вузы в Омске (1932), Красноярске (1932), Барнауле (1933), Новосибирске (1935), а потом, в 40-50-х гг., и в других городах Сибири.

70-летие ТГПУ - это весьма солидная и достойная юбилейная дата. А в 2002 г. необходимо будет отметить и 100-летие Томского учительского института, который сыграл свою историческую роль как первенец специального педагогического образования в Томске. И это событие в преддверии 400-летнего юбилея нашего родного города должно быть отмечено со всей торжественностью.

Литература

1. Зайченко П.А. Томский государственный университет. Томск, 1960. С. 130-136, 198, 213, 220; Профессора Томского университета. Биографический словарь. Вып. 1. Томск, 1996, С. 81.

2. Журнал Министерства народного просвещения. 1919. № 1. С. 28.

3. ГАТ0. Ф.Р28. On. 1. Д. 31. Л. 23.

4. ГАТО.Ф.Р-815. Оп. 1. Д. 652. Л. 286.

5. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т. 10. М,, 1910. С. 79-81; Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири // Ученые записки ТГПИ. Т. 9. 1952. С. 32-60.

6. ГАТО. Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 172. Л. 2; Ф. 1555. Оп. 1. Д. 133.

7. ГАТО .Ф.Р-566, Оп. 1. Д. 1. Л. 1; Ф.Р-815. Оп. 1. Д. 698. Л. 59-62.

8. ГАТО. Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 1 Л. 2; Д. 2. Л. 187; Ф.Р-815. Оп. 12. Д. 341. Л, 1-27; Д. 1729. Л. 255; Архив ТГПУ. Личные дела сотрудников. Оп. 1. Св. 3. Д. 238; Войтик П.Д. Организатор народного образования в Сибири В.А. Жданов // Школа и педагогическая мысль в Сибири. Новосибирск, 1977; Профессора Томского университета. Т. 2. Томск, 1998. С. 282-284, 436-438, 482-484.

9. ГАТО. Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 1. Л. 2; Д. 26а. Л. 9.; Ф. 1555. Оп. 1. Д. 133; Томский государственный педагогический университет. 2-е изд. Томск, 1995. С. 7.

10. ГАТО. Ф.Р-815. Оп. 12. Д. 127. Л. 1-12; Ф.Р-566. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.; Томский государственный... С. 9-10.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ: ТОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - СТАРЕЙШИЙ ЗА УРАЛОМ

1 июля 1902 г. в г. Томске по Высочайшему повелению был учрежден первый в Азиатской части России Учительский институт. В советское время большинство учительских институтов решением I Всероссийского съезда по просвещению было реорганизовано в педагогические институты и, таким образом, они явились предшественниками высших педагогических учебных заведений. В Томске же по странному стечению обстоятельств до недавнего времени история Томского государственного педагогического университета не увязывалась с Томским учительским институтам, хотя последний был одним из сильнейших в Российской империи.

Изучением вопроса преемственности педагогических учебных заведений Томска занимается специально созданная в ТГПУ научная лаборатория истории образования в Сибири. Лаборатория, в составе которой в качестве научных консультантов работают три ведущих профессора ТГУ Ю.В. Куперг, М.С. Кузнецов, C.B. Фоминых. два доцента ТГПУ М.П. Широкова, Л.М. Найбороденко и молодой научный сотрудник С.А. Кочурина, изучив имеющуюся историческую литературу и архивные материалы, пришла к убеждению, что есть все основания считать Томский государственный педагогический университет историческим преемником Учительско-

го института. Во-первых, в дореволюционной России с 1859 г. не было высшего педагогического образования и учительские институты играми роль самого высокого уровня учебных заведений, специально предназначенных для подготовки преподавательских кадров, т.е. занимали с обществе то же место, что и современные педвузы. Во-вторых, корпус Томского \ чительского института, построенный на казенный счет в 1905 г., до сих пор, жив, хотя и сильно обветшал. Долгое время он был главным и единственным корпусом ТГПЙ, а сейчас в нем располагается естественный факультет ТГПУ. В-третьих, в недрах Томского учительского института формировались педагогические традиции, не утратившие своего значения, закладывались основы профессиональной школы, готовились квалифицированные кадры для всей Сибири и Дальнего Востока.

Решение вопроса о преемственности ТГПУ и Томского учительского института помогает снять и давнюю правовую проблему. В начале 1920 г. с установлением Советской власти в Томске деятельность Учительского института была приостановлена, а его корпус в нарушение Декрета СНК РСФСР был передан военному ведомству под курсы комсостава и госпиталь. При этом ни СНК, ни местными органами власти решения о закрытии института не принималось, и как

юридическое лицо он продолжал существовать до недавнего времени. Реально же Учительский институт не работал. В феврале 1930 г., после неоднократных обращений в центр с просьбой возродить педагогическое учебное заведение, преподаватели ТГУ поставили перед ученым советом университета вопрос об открытии у себя педагогического факультета, как первого шага на пути к восстановлению Учительского института. Факультет с самого качала был наделен автономностью и в ав; усте 1931 г. постановлением СНК РСФСР был преобразован в Педагогический институт. Только признав ТГПУ правопреемником Томского учительского института, можно было снять противоречие между существованием последнего как юридического лица и фактическим его отсутствием.

В апреле 2000 г. ТГПУ обратился за разрешением вопроса о преемственности в арбитражный суд, который, изучив заявление, а также предъявленные документы, признал законность подобной постановки проблемы и постановил считать ТГПУ правопреемником Томского учительского института. Таким образом. ТГПУ официально признан старейшим педагогическим вузом Сибири, который в 2002 г. имеет все основания отметить свой 100-летний юбилей. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.