Научная статья на тему 'К вопросу об исторической преемственности Томского Учительского института и Томского государственного педагогического университета'

К вопросу об исторической преемственности Томского Учительского института и Томского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about historical continuity of the Tomsk Teacher's Training Institute and the Tomsk State Pedagogical University.

The group of the authors proves the historical continuity of two Pedagogical educational institutions of Tomsk, reflects common features and tendencies in their development, marks the main stages in the formation of the TSPU.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исторической преемственности Томского Учительского института и Томского государственного педагогического университета»

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 4 (20). Серия; ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ (СПЕЦВЫПУСК)

К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

МАТЕРИАЛЫ ДИСКУССИИ

С.Ф. Фоминых, Л.М. Найбороденко, М.П. Широкова

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТОМСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА И ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Томский государственный педагогический университет

Проблема периодизации истории Томского государственного педагогического университета является актуальной. До недавнего времени в литературе существовали две точки зрения, очень близкие между собой: первая, традиционная, - связывает создание ТГПУ с решением советских государственных органов об открытии Педагогического института в 1931 г. [1]; вторая - принадлежала видному исследователю истории образования в Сибири Ф.Ф. Шамахову. Моментом отсчета истории ТГПИ Ф.Ф. Шама-хов считал открытие педагогического факультета при ТГУ в 1930 г., полагая, что уже в Томском государственном университете был заложен фундамент нового вуза [2]. В последнее время была предложена новая периодизация истории Томского государственного педагогического университета. Ее сторонники, к числу которых относятся и авторы данной статьи, связывают начало истории ТГПУ с Томским учительским институтом.

В 1902 г. по высочайшему повелению императора Николая II в Томске был открыт первый в Сибири Учительский институт, который действовал до 1920 г. [3]. В этот период был построен учебный корпус (на улице Киевской, 60), заложены основы профессиональной и теоретической подготовки педагогов, подготовлены первые квалифицированные учительские кадры. К 1917 г. только в школах Западной Сибири работало около 100 выпускников Томского учительского института [4]. Выпускники этого института работали в начале 30-х гг. и в Педагогическом институте. Довольно длительный период (1933-1937 гг.) во гла-

ве ТГПИ был замечательный сибирский педагог, в прошлом видный деятель краевого отдела народного образования, выпускник Учительского института 1917 г. и впоследствии аспирантуры при Московском научно-исследовательском институте проблем педагогики Василий Андреевич Жданов [5]. Он был одним из авторов сибирских краеведческих учебников, а его монография «Идея трудового воспитания в ее истории развитая» (в рукописи) получила положительные отзывы профессоров М.Ф. Свадковского, С.М. Шабалова и М.Н. Скат-кина [6]. В.А. Жданов был представлен к должности и.о. профессора, при нем был взят курс на тесное сближение со школой. В составе кафедр появилась большая группа опытных педагогов средней школы, среди которых был и выпускник Учительского института П.Е. Бвсевьев. В сожалению, В.А. Жданов в 1937 г. был репрессирован и только в 1939 г. освобожден за отсутствием состава преступления [7]. В последний период перед выходом на пенсию он работал ректором Челябинского педагогического института [8].

Важную роль в развитии сибирского педагогического образования сыграл Томский государственный университет. Отметим, что первый сибирский Учительский институт был открыт в Томске во многом именно благодаря университетскому статусу города. В институте работали в качестве совместителей сотрудники университета профессора В.В. Сапожников, С.И. Гессен, П .Ф. Ломовицкий и др. В составе ТГУ, после ряда неудачных попыток реорганизации Учительского института, в 1930 г. усилиями ведущих преподавателей университета создан педагогический

С.Ф. Фоминых. ILM. Найбороденко, М.П. Широкова. К вопросу об исторической.

факультет. Профессора педагогического факультета составили впоследствии костяк преподавательского коллектива Томского индустриально-педагогического института.

Учительский институт просуществовал до конца Гражданской войны и был подвергнут реорганизации. Дело подготовки кадров для новой трудовой школы было возложено на учебные заведения близкого профиля - педагогическое отделение Рабочего практического института и Академию народного образования. В 1921-1922 гг. эти вузы были вновь, как и по всей России, подвергнуты преобразованиям. В период 1923-1932 гг. в корпусе бывшею Учительского института размещались Томский педагогический и тюрко-татарс-кий педагогический техникумы. Причем уже в 1930 г. в этом же корпусе находились дирекция, учебная часть и гуманитарные кафедры педагогического факультета ТГУ [9]. Стоит подчеркнуть, что и педтехникум внес определенный вклад в формирование кадрового потенциала Педагогического института: его директор, выпускник Первого Московского университета, по совместительству ассистент кафедры педагогики ТГУ, впоследствии известный исследователь истории образования в Сибири Феодосии Феодосьевич Шамахов стал сначала помощником директора ТГГ1И по учебно-научной работе (1931-1938 гг.), а затем ректором вуза (1942 1949 гг.) [10].

Могут возразить, что Учительский институт не был по сути высшим учебным заведением. Действительно, он имел статус среднего педагогического заведения, готовил учителей для повышенной начальной школы, прием учащихся в него осуществлялся на базе городского училища. Однако учебные заведения подобного типа были очень престижными, конкурс при поступлении в них достигал 5 человек на место. Среди воспитанников института в то время преобладали молодые люди в возрасте 18-23 лет, имевшие опыт учительской работы. Состав обучающихся в них был весьма демократический: в основном это были выходцы из крестьян, мещан, рабочих, духовенства и т.д. [11]. Очень важно отметить, что под влиянием известных общественных процессов с начала XX в. в России шла интенсивная эволюция учительских институтов в сторону сближения их с вузами. Совершенствовались программы основных учебных дисциплин. К примеру, история в Томском учительском институте изучалась по трудам В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, Н.И. Кареева, П.Г. Виноградова. Менялась и структура института. В Учительском институте появились отделения, а точнее, циклы обучения - естественно-математический и гуманитарный. Эти специальные педагогические учебные заведения дважды, в 1912-м и 1917 г., предполагалось реформировать с целью

сближения их с высшими. Так, в 1917 г. Временное правительство предполагало придать учительским институтам статус выше средней специальной школы, прием воспитанников в институты должен был осуществляться на базе средней школы и наличии стажа учительской работы [12]. В Сибири предполагалось укрупнить учительские институты. В Томске должен был в два раза увеличиться контингент за счет ликвидации институтов в других городах. К тому же государство тратило на подготовку одного педагога в Учительском институте больше средств, чем на содержание студента университета [13].

Установление Советской власти в России сопровождалось перестройкой всей системы народного образования, в том числе и профессионально-педагогического. Пленум Государственной комиссии по просвещению 5 октября 1918 г. принял «Устав учительских институтов и опытных при них школ». По этому проекту «Учительский институт есть высшее учебное заведение...» [14]. Председательствующий на пленуме зам. наркома просвещения М.Н. Покровский настоял на переименовании учительских институтов в педагогические [15]. В августе 1919 г. прошла новая реорганизация педагогических учебных заведений. Педагогические институты, учительские семинарии и курсы рекомендовалось объединять в институты народного образования (ИНО). В 1920-1921 гг. поступило новое распоряжение об организации вместо ИНО практических институтов народного образования или Рабочих практических институтов с педагогическими отделениями [16]. История практических институтов оказалась недолгой: через полтора года Главпрофобр отказался от принятого решения. В результате постоянных и непродуманных преобразований система подготовки учительских кадров была значительно подорвана. В условиях гражданской войны многие учебные заведения были выселены из приспособленных к занятиям помещений, возникли серьезные проблемы кадрового обеспечения. В этих условиях единственной возможностью восстановления прежнего научного, материального и кадрового потенциала педагогических учреждений было проведение их реорганизации на базе классических университетов, что и произошло впоследствии. Кроме того, хорошо известно, что и советские вузы в первое время принимали в число студентов лиц, не имеющих среднего образования. Для них создавали «подгоночные» группы, длительное время действовали рабфаки. Вузы пережили период «левацких» педагогических проб и ошибок, прежде чем пришла известная стабильность [17].

Томский учительский институт и Педагогический университет роднит и общая материальная

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 4 (20). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)

база. Под строительство корпуса, специально предназначенного для Учительского института городские дума и управа безвозмездно выделили земельный участок, а Государственный совет ассигновал из казны свыше 216 тыс. р. [18]. В чистом, теплом, уютном, просторном здании училось 75 студентов, там же размещалось городское училище и квартиры для преподавателей. Воспитанники жили в этом же корпусе. Учебный корпус института был неплохо оборудован. Цокольный этаж использовался под мастерские: в институте готовили «учителя-хозяина», который бы сам овладел мастерством и мог научить этому детей. В корпусе имелась неплохая библиотека [19]. Здание Учительского института долгое время служило Педагогическому институту и продолжает служить нынешнему Педагогическому университету.

Лишившись этого корпуса в годы войны 1941-1945 гг., ТГПИ оказался на грани закрытия [20]. Да и сам Учительский институт, открытый в 1902 г., не имея «своего угла», вынужден был снимать частный дом на Никитской. Не имея должного финансирования, так как шла русско-японская война, институт на один год был закрыт. И лишь по завершении строительства нового специального корпуса в 1906 г. открылся вновь [21]. Ф.Ф. Шамахов отмечал, что в 1932 г. учебное здание бывшего Учительского института было предоставлено ех о прямому законному наследнику - Педагоги гескому институту [22].

С самого с 1 лр> пия Томского педагогического института в 1931 г. в нем использовались лучшие традиции профессиональной и теоретической подготовки будущих педагогов. В институт, наряду с преподавателями педагогического факультета ТГУ, пришли выпускники Учительского института и педагогического техникума. В 1930-е гг. закладывались основы научно-исследовательской деятельности, уже в то время обратились к истории образования в Сибири (Ф.Ф. Шамахов, В.А. Жданов, М.Г. Тимофеев и др.). В 1935 г. в

составе Педагогического института был открыт Учительский институт для ускоренной подготовки учителей У-VII классов, срок обучения студентов был двухлетним. В составе Учительского института было четыре отделения: историческое, физико-математическое, литературы и русского языка и естественно-географическое. Он просуществовал до 1956 г. с небольшим перерывом во время войны. Учебные планы этого института, как и его предшественника, были ориентированы на практическую работу в школе. По окончании Учительского института его выпускники имели возможность продолжить образование на третьем курсе заочного отделения Педагогического института [23]. Один из авторов пишет об учительских институтах 30-х гг. как о новой форме подготовки педкадров [24]. В то время, по словам Л.Ф. Пичурина, это было удачным решением проблемы учительских кадров, особенно для сельских школ [23].

В 1990-х гг. началась новая перестройка всей системы общего и профессионального образования. В 1995 г. Томский государственный педагогический институт успешно прошел государственную аттестацию. Приняв во внимание высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и научно-педагогичсс-кий потенциал ТГПИ, оценив качество подготовки специалистов, Министерство образования РФ присвоило вузу статус Педагогического университета.

Таким образом, реформирование профессионально-педагогических учебных заведений происходило в течение всего времени их существования с учетом конкретно-исторических условий, возможностей и задач подготовки квалифицированных кадров для системы народного образования. Есть все основания говорить об исторической преемственности между Томским учительским институтом, Педагогическим институтом и Педагогическим университетом.

Литература

1. Пичурин Л.Ф. Томский государственный педагогический университет. Томск, 1995. С. 9.

2. Шамахов Ф.Ф. Страницы истории Томского пединститута // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.). Новосибирск, 1980. С. 206, 210,

3. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири // Томский государственный педагогический институт. Ученые записки. Т. IX. Томск, 1952. С. 3-63.

4. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. 8-е изд. Томск, 1916.

5. Войтик П.Д. Руководители народного образования Сибири // Школа и учительство Сибири (20-е - начало 30-х годов). Новосибирск, 1978. С. 156.

6. Шамахов Ф.Ф. Страницы истории Томского пединститута. С. 214; Архив Томского государственного педагогического университета. Папка Жданова В.А. С. 1, 2, 15, 14, 10, 9.

7. Пичурин Л.Ф. Указ. соч. С. 200,

8. Войтик П.Д. Указ. соч. С, 156.

9. Шамахов Ф.Ф. Страницы истории Томского пединститута, С. 205-206.

10. Там же. С. 204, 208; Пичурин Л.Ф. Указ. соч. С. 191, 192.

JIM. Боженко. Томский педагогический институт: к истории открытия

11. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 24.

12. Там же. С, 46, 48, 61; П.Е. Евсевьев, выпускник Учительского института, пишет в своих воспоминаниях: «Программы занятий строились так, что по основным предметам материал проходился за старшие классы средней и первые курсы высшей школы».

С. 48.

13. ГАТО. Ф.Р-72. Оп. 1. Д. 36а. Л. 706.

14. Цит. по: Желваков H.A. Начало строительства советского педагогического образования. 1917-1920 гг. // Советская педагогика. 1947. № 10. С. 73.

15. Там же. С. 74.

16. См.: Васильев К.Н. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932). Воронеж, 1966. С, 43, 48.

17. Соскин В.Л, Высшая школа Сибири в начале 20 х годов // Культурное строительство в Сибири. Новосибирск. 1965. С. 39.

18. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 12.

19. Там же. С. 36, 57.

20. Пичурин Л.Ф. Указ, соч. С. 18.

21. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 15-16.

22. Там же. С. 62.

23. Пичурин Л.Ф. Указ. соч. С. 14.

24. Трофимов П.Л. К истории народного образования в Сибири во второй пятилетке (1933-1937 гг.) // Культурное строительство в Сибири. Новосибирск, 1965. С. 137.

Л. И. Боженко

ТОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: К ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ

Томский государственный педагогический университет

Данную статью уместно начать с вопроса -когда впервые возникла идея открыть в Томске высшее педагогическое учебное заведение, которое готовило бы кадры учителей с высшим образованием? Если обратиться к литературе о ТГГТУ, то в ней утверждается, что это произошло в 1929 г., после того как было принято решение о введении в СССР всеобщего обязательного начального, а потом и семилетнего, обучения и возникла необходимость обеспечения школ всеобщего обучения педагогическими кадрами. Это не совсем так. И в литературе, и в архивных документах есть свидетельства, согласно которым вопрос о создании при Томском университете Педагогического института в связи с «острой потребностью в педагогических кадрах» стал обсуждаться сразу же после установления в Томске Советской власти. В начале 1918 г. С.И. Гессен, профессор по кафедре философии и логики историко-филологического факультета Томского университета, читавший также лекции по педагогике на учительских курсах и в Томском учительском институте, составил проект организации в университете Педагогического института для «подготовки к педагогической деятельности тех студентов университета, которые выразят желание быть педагогами», Однако специальная комиссия в составе ведущих профессоров университета, образованная ректором, отвергла это предложение. Комиссия предложила - вместо пединститута ограничиться введением на историко-филологическом факультете преподавания педагогики и психологии, которые тогда вообще отсутствовали в учебных пла-

нах университета, как и соответствующие кафедры. Вопрос об организации при университете пединститута, оставшийся, таким образом, нерешенным, возник снова, но уже в совершенно новых условиях, после свержения Советской власти. В 1919 г. С.И. Гессен направил в колчаковскос Министерство народного просвещения вновь разработанный им проект создания пединститута. Министерство возвращает проект ректору, обязав рассмотреть его на совете университета, который отнесся к нему отрицательно [1]. И все же предложение С.И. Гессена, как свидетельствуют документы, оставило свой след. В этом же году, то же самое Министерство народного просвещения, определяя свои «Предстоящие задачи», заявило, что «необходимо, по возможности безотлагательно, разработать вопрос о создании смешанных педагогических институтов, как высших учебных заведений, или педагогических факультетов в том или ином виде при университетах» и что «это должно иметь огромное значение, так как только всесторонне специально подготовленный педагог имеет возможность поднять школу на должную высоту» [2].

Благотворная идея - открыть в Томске педагогический вуз - не «канула в Лету», она была вновь возрождена как только в Томске восстановилась Советская власть. В марте 1921 г. школьный подотдел Томского губнаробраза в своем отчете отметил, что «в целях восполнения крайнего недостатка преподавательского персонала подотдел обсуждал вопросы об открытии при Томском университете Педагогического ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.