Научная статья на тему 'Зарождение и становление профессионально-педагогического образования в Сибири (конец XIX - начало XX веков)'

Зарождение и становление профессионально-педагогического образования в Сибири (конец XIX - начало XX веков) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
639
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origin and development of professional-pedagogical education in Siberia (the end of XIX - the beginning of XX centuries).

The author undertakes an attempt to follow the process of origin and development of pedagogical education at the end of XIX and at the beginning of XX centuries in Siberia both in general and in professional educational institutions (teacher's institutes and seminaries).

Текст научной работы на тему «Зарождение и становление профессионально-педагогического образования в Сибири (конец XIX - начало XX веков)»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СИБИРИ

М.П. Широкова

ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СИБИРИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКОВ)

Томский государственный педагогический университет

Для решения современных проблем общего и профессионально-педагогического образования большое значение имеет всестороннее изучение и творческое использование его исторического опыта. Достигнутое ныне состояние всей системы образования является следствием ее длительного развития, позволяет оценить процесс возникновения и становления различных моделей учебных заведений, проследить их эволюцию и прогнозировать их функционирование в перспективе.

История педагогического образования в Сибири долгое время не являлась предметом специального научного исследования, а рассматривалась в непосредственной связи с историей народного образования вообще. Историография проблемы имеет ряд особенностей и может быть поделена на несколько периодов. Историографический обзор по вопросам развития народного образования в Сибири следует начинать уже с первых научных и публицистических работ, изданных на рубеже XIX XX вв. К числу таковых относятся труды A.A. Мисюрева, Д. Вольфсона, К.В. Ельницкого, Я. Корейша и других [1] по истории отдельных учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа; H.H. Палопежен-цева, П. Виноградова - о состоянии народного образования в отдельных сибирских губерниях [2]; монографии П. Соколовского, Г.Я. Маляр ев-ского [3], специально посвященные развитию общего и профессионального образования в Сибири и на Дальнем Востоке. Работы дореволюционных авторов интересны как с точки зрения историографической, так и общеисторической, поскольку принадлежат перу современников описанных событий и отражают позиции определенной части общественности по вопросам образования.

В советской историографии первой работой обобщающего характера по истории сибирской школы явилась монография Н.С. Юрцовского [4], изданная в 1923 г. Работа представляет значительный интерес, так как в ней впервые предпринята попытка научного анализа накопленных статистических и фактических данных по истории просвещения в Сибири.

Историческая литература 1930-50-х гг. по проблемам развития системы общею и профессионально-педагогического образования в Сибири в конце XIX - начале XX вв., как и по другим направлениям исследований, несет на себе отпечаток «классового подхода» и определенного субъективизма в оценках событий. История России в целом, история отдельных г осударственных и других учреждений была искусственно поделена на две неравные части; до и после октября 1917 г. Историки были поставлены в четко очерченные рамки исследований, был ограничен доступ к архивным материалам. Тем не менее именно в этот период начинается интенсивное изучение региональной истории, в том числе истории просвещения [5].

Значительный вклад в дело исследования истории общего и профессионально-педагогичес-кого образования в Сибири внес Ф.Ф. Шамахов. Его труды 1950-70-х гг., написанные на основе богатейшего архивного материала, во многом заполнили пустовавшую ранее нишу в изучении истории западно-сибирской школы дореволюционного периода [6]. Разумеется, работы Ф.Ф, Шамахова не свободны от идеологических клише (таков был общий дух эпохи), но именно с них и начинается по-настоящему серьезный научный подход к изучению названной темы.

Советских историков 1960-80-х гг. в большей степени интересовали проблемы развития народ-

ною образования после 1917 г. Дореволюционная история просвещения в Сибири рассматривалась с явно критических позиций, изучались главным образом демократические традиции в педагогике, участие студентов и учащихся в революционном движении, развитие национальных школ и т.д. [7].

В современной историографии преобладает стремление авторов к объективному изучению исторического прошлого российской школы на основе использования обширного архивного материала, преодолению неоправданного дробления истории образовательных учреждений на досоветский и послеоктябрьский. Исследователи доказывают историческую преемственность многих современных столичных и провинциальных учебных заведений с дореволюционными [8].

Важнейшими источниками по изучению истории народного образования в XIX XX вв., в том числе и профессионально-педагогического, служат, во-первых, опубликованные документальные мат ериалы: приложения к «Всеподданнейгаим отчетам» губернаторов - «Обзоры» губерний, отчеты о деятельности народных училищ, «Памятные книжки» губерний и областей, отчеты попечителя Западно-Сибирского учебного офуга и т.д.; во-вторых, неопубликованные источники. Ценнейшие материалы: отчеты о работе отдельных учебных заведений, переписка попечителя Западно-Сибирского учебного округа с выше- и нижестоящими инстанциями, различного рода циркуляры, личные дела преподавателей, протоколы педагогических советов и многое другое все это сохранилось в фондах Государственного архива Томской области. В этих источниках содержатся статистические данные, сведения об учебно-воспитательной работе и состоянии материальной базы учебных заведений, кадровом составе педагогических советов, численности учащихся и т.д. Документальные материалы позволяют более или менее объективно оценить состояние дел в сфере общего и профессионально-педагогического образования в Сибири.

Богатый фактический материал содержится в периодической печати конца XIX - начала XX вв. В сибирских газетах и журналах вне зависимости от их политической направленности находили отражение вопросы народного просвещения. Чаще всего это были небольшие статьи или заметай хроникального характера, которые показывали, насколько серьезно местная общественность относилась к проблемам образования. Следует отметить, что нередко материалы по состоянию сибирской школы и отдельных учебных заведений Западно-Сибирского учебного округа публиковались в центральных изданиях, таких как «ЖМНП», «Вестник воспитания», «Русская школа» [9] и др.

Г1од1 отовка учительских кадров в конце XIX -- начале XX вв. в Сибири осуществлялась как в специальных профессионалыю-педа! огнческих учебных заведениях, учительских семинариях и институтах, так и в общеобразовательных - з им-назиях, училищах, высших женских курсах и т.д. Для получения места преподавателя начальной или средней школы претенденту необходимо было предъявить документ об окончании педагогического учебного заведения или свидетельство о праве учительствовать, которое можно было получить лишь после успешного прохождения соответствующих испытаний.

Преподавателей начальной школы - одно- или двухклассных училищ - готовили учительские семинарии. Первая в Сибири Омская учительская семинария была открыта в августе 1872 г. на основании высочайше утвержденных 25 апреля 1872 г. мнения Государственного Совета и 17 марта 1870 г. Положения и штатов Молоде-ченской учительской семинарии [10]. На рубеже XIX XX вв. в Западно-Сибирском учебном округе насчитывалось всего три подобного рода семинарии: Омская, Семипалатинская и Павловская. К середине 1917 г. их численность в Западной Сибири увеличилась до десяти. К этому времени дополнительно были открыты учительские семинарии в Новониколаевске, Барнауле, Тобольске, Ялуторовске, Верном, Акмолинске, Зме-иногорске. В Восточной Сибири к осени 1917 г. также имелось десять учительских семинарий: в Иркутске, Красноярске, Чите, Александровском заводе, Минусинске, Якутске, Благовещенске, Никольск-Уссурийском, Селе Спасском, Кирен-ске [11]. Семинарии существовали главным образом на казенный счет и имели статус государственных всесословных ниже среднего учебных заведений со сроком обучения 3-4 г. Программами учительских семинарий предусматривалось изучение специальных педагогических дисциплин, однако объем теоретических знаний по общеобразовательным предметам был немногим выше уровня начального училища. Приобретение педагогических знаний требовало укрепления их на практике. С этой целью при семинариях были открыты начальные училища, в которых преподавали семинаристы старших курсов под руководством опытных наставников.

Вопрос о необходимости реформирования учительских семинарий неоднократно поднимался российской педагогической общественностью. Депутаты III Государственной думы разработали законопроект о преобразовании учительских семинарий, предусмотрев 4-летний курс обучения для лиц, окончивших высшие начальные училища. Этот проект и был утвержден третьей сессией Думы в 1909 г. [12]. Вопрос о дальнейшем ре-

формировании учительских семинарий поднимался и Временным правительством. Законом от 14 июня 1917г. семинариям был официально придан статус средних учебных заведений и было предложено пересмотреть программы с целью увеличения часов на теоретические курсы [13].

К специальным профессионально-педагогическим заведениям более высокого, чем семинарии, статуса относились учительские институты. По Положению 31 мая 1872 г. институты представляли собой средние всесословные закрытые учебные заведения с трехлетним сроком обучения. Институты учреждались с целью подготовки квалифицированных преподавателей для городских училищ, открывались они на казенный счет и принимали в число воспитанников только мужчин с 16 лет, выпускников городских и уездных училищ, учительских семинарий, нескольких классов гимназий, имеющих стаж работы учителем не менее 1 г. [14].

Первый за Уралом Учительский институт был открыт в Томске 26 сентября 1902 г. на основании высочайшего повеления Государя Императора [15]. Следует отметить, что вопрос об учреждении в Сибири такого института был практически одновременно поднят как в Министерстве народного просвещения, так и на съезде инспекторов народных училищ Томской губернии [16]. В борьбу за право открыть у себя первый в Сибири Учительский институт вступили Омск и Томск. Выбор был сделан в пользу последнего, поскольку Томск являлся университетским городом с двумя высшими учебными заведениями и располагал более квалифицированными кадрами. Кроме того, в Томске находилась администрация Западно-Сибирского учебного округа, и Томская городская дума безвозмездно выделила под строительство специального корпуса института земельный участок, на котором к 1905 г. он и был построен.

Всего к 1917 г. в Сибири находилось 8 учительских институтов. Из них в Западной Сибири было четыре: Томский, Омский, Тобольский, Новониколаевский; и в Восточной Сибири четыре: Хабаровский, Иркутский, Красноярский, Владивостокский [18].

Программы учительских институтов по Положению 1872 г. соответствовали средним учебным заведениям (за исключением часов на изучение классических и новых языков). Для приобретения воспитанниками педагогических навыков при институтах были открыты городские училища, в которых и проходили практику будущие учителя. С г.ми сама жизнь выдвинула требования расширения учебных программ учительских институтов. Педагогическими коллективами на местах принимались решения об углублении содержания и уве-

личен™ часов на изучение теоретических курсов. Так, в Томском учительском институте, среди преподавателей которого были сотрудники университета, технологического института, уже к 1912 -1914 гг. объем знаний, передаваемых воспитанникам, соответствовал уровню старших классов гимназий и начальных курсов вузов [19].

Вопрос о необходимости реформирования Положения об учительских институтах активно поднимался российской передовой педагогической общественностью уже с начала XX в. В 1906 г. в Санкт-Петербурге съезд выпускников институтов обсудил проблему развития педагогического образования и предложил реформу учительских институтов. В 1907 г. по инициативе Министерства народного просвещения состоялось совещание представителей учительских институтов, которое разработало законопроект и передало его в Государственную думу третьего созыва. К обсуждению Положения учительских институтов народные избранники приступили лишь в 1912 г. При этом депутатом Д.И. Клюжевым было внесено предложение о расширении общего и специального курса дисциплин до уровня высшего педагогического учебного заведения, как того требовала российская действительность. Свое предложение депутат мотивировал тем, что подобного рода мероприятие обойдется казне значительно дешевле, чем организация новых высших учебных заведений педагогического профиля или проведение послевузовской подготовки учителей при университетах.

Проект реформы предполагал преобразование учительских семинарий в учительские институты, а последние - в вузы с расширенной программой и новыми факультетами [20]. Проект в 1912 г. принят не был, однако Дума провела законы о праве выпускников институтов поступать в вузы и «О введении новых предметов в учительских институтах и семинариях». Дальнейшему изучению вопроса о состоянии средних профессионально-педагогических учебных заведениях помешала первая мировая война. Однако Временным правительством 14 июня 1917 г. была объявлена коренная реформа учительских институтов в России. Законом 17 июня 1917 г. они были преобразованы в учебные заведения типа выше средней школы. Согласно новым правилам приема в институт допускались лица, получившие среднее образование и имеющие педагогический стаж. Срок обучения по-прежнему составлял 3 г. В институте учреждались три отделения: словесно-историческое, физико-ма-тематическое и естественно-историческое. Выпускники после успешного завершения курса обучения получали звание учителя высшего начального училища [21]. Закон 17 июня 1917 г. был лишь первым шагом по пути реформы, предполагалось

в последствии дальнейшее совершенствование программ учительских институтов в сторону превращения их в вузы.

Однако история распорядилась по-иному. В условиях Советской власш началась коренная реорганизация учительских институтов и семинарий в единую педагогическую школу с новыми требованиями к подготовке кадров. В ряде мест учебные заведения дореволюционной России были преобразованы. В Сибири перес тройка всей системы общего и профессионально-педагогического образования началась с 1920 г. В марте Красноярский учительский институт сначала был превращен в Педагогический институт, затем вместе с семинарией и педагогическими курсами - в Институт народного образования; в апреле Читинский учительский институт стал называться Институтом народного образования; в июне - такой же институт был открыт в Омске вместо учительских института и семинарии. Томский учительский институт был преобразован сначала в педагогическое отделение Рабочего практического института, Сибирскую академию народного образования.

Новые учебные заведения - Институт народного образования, практические институты и академии - оказались малоэффективными и просуществовали по всей России очень недолго. В 1922 г. в помещении бывшего Томского учительского института начали работу средне-специальные индустриально-педагогический и тюрко-та-тарский педагогический техникумы. В 1930 г. при ТГУ открылся педагогический факультет, в 1931 г. он приобрел статус самостоятельного высшего учебного заведения. В 1932 г. Томский государственный индустриально-педагогический институт переехал в помещение своего предшественника - Учительского института, использовал многие традиции профессиональной и. теоретической подготовки учителей и продолжил дело подготовки квалифицированных кадров для школ и рабочих училищ [22]. В педагогическом вузе в качестве руководителей и преподавателей

работали выпускники Учительского института В.А. Жданов и П.Е. Евсевьев. В 1935 г. в недрах ТГПИ был воссоздан учительский инсти тут для ускоренной подготовки преподавателей V VII классов. Этот институт просуществовал до 1956 г. Таким образом, опыт профессионалыю-педаго-I ических учебных заведений дореволюционной России был напрямую использован в последующие десятилетия.

Развитие педагогического образования в Сибири началось еще в XIX в. Под воздействием либерально-демократической общественности в Сибири формировались лучшие педагогические традиции, нарабатывались оригинальные методики преподавания, не утратившие своего значения и в настоящее время, шел процесс реформирования всей системы народного образования. Педагогические учебные заведения, как показывают документы, пользовались большой популярностью, они были открыты для представителей всех сословий, конкурс подчас составлял свыше пяти человек на место. Опыт, накопленный в дореволюционный период учительскими институтами, семинариями, курсами активно использовался впоследствии новыми учебными заведениями педагогического профиля, что позволяет сделать вывод об их преемственности. С годами менялись названия учебных заведений (институты народного образования, академии, педагогические техникумы, училища, индустриально-педагогические институты, педагогические университеты и т.д.), но прежними были задачи подготовки квалифицированных кадров. Судьбы сибирских педагогических учебных заведений, их выпускников и преподавателей тесно взаимосвязаны и переплетены. В наше время, когда появились реальные возможности для объективного изучения и отображения прошлого страны, назрела необходимость восстановления исторической справедливости в оценках развития системы педагогического образования в Сибири в дореволюционный период.

Литература

1. Мисюрев A.A. Столетие Томского уездного училища (историческая записка). Томск, 1889; Ельницкий К.В. Очерк по истории Омской женской гимназии (1858-1888); Бакай H.H. К двадцатипятилетию Красноярской женской гимназии. Красноярск, 1895; Корейша Я. Исторический очерк Иркутской гимназии (1789-1905). Иркутск, 1910; Вольфсон Д. Учащиеся томских воскресных школ в 1904-1905 гг. Томск, 1905 и др.

2. Палопеженцев Н.И. Народное образование в г. Ялуторовске, Ялуторовском округе и Тобольской губернии. Тобольск, 1895; Виноградов П. Начальное образование в Томской губернии в 1908 г. Томск, 1910 и др.

3. Соколовский П. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае. Харьков, 1914; Маляревский Г.Я. Очерк истории современного состояния народного образования в Сибири. Спб., 1896 и др.

4. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1. Общий ход развития школьного дела в Сибири 1703-1917 гг. Новониколаевск, 1923.

5. См., например: Базанов А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север). Л., 1936; Крон-гауз Ф.Ф. Из истории советской школы на Крайнем Севере. У., 1948; Эфиров А.Ф, Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М.: Учпедгиз, 1948 и т.д.

В. А. Дробченко. Профессиональные вопросы на съездах учителей Сибири..

6. Шамахов Ф.Ф, Общественно-педагогическое движение 60-х годов и начальная школа Западной Сибири во второй половине

XIX века // Уч. зап. Томского пединститута, 1955. Т. XIV; Он же. Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. Томск, 1957: Он же. Нерусская школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917) // Уч.' зап. Томского пединститута, 1962. Т. XX. Вып. 3; Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской школы (1917-1931 гг.). Учебное пособив. Новосибирск, 1976.

7. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966; Войтик П.Д, Педагогическая деятельность декабристов в Сибири // Народное образование. 1975. № 12.; Соскин В.Л. Очерки истории культуры в Сибири в годы революции и гражданской войны. Новосибирск, 1965; Широкова Е.Ф., Дремова О.И., Федяева В.И. Из истории образования на Алтае // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1977.

8. См., к примеру: Тобольская духовсная семинария: 250 лет. Тобольск, 1993; Прибыльский Ю.П. Школа тюменского края в XVIII-

XX вв. к трехсотлетию сибирской школы. Тобольск, 1998; Высшее образование в Сибири. Очерк истории 1917. М., 1995; Педагогический университет им. А.И. Герцена. От Императорского Воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета. СПб., 1997; Московский педагогический государственный университет. 125 лет. М., 1997; Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. СПб., 1998.

9. См., например: О временном прекращении занятий в Томском учительском институте // ЖМНП. 1995. № 10.; О научной и педагогической подготовке в учительских институтах // Вестник воспитания, 1904; № 7. Клюжев Д.И. О реформе учительских институтов // Русская школа, 1912. № 3-8 и др.

10. ГАТО. Ф. 126. Ол. 2. Д. 2150. Л. 219.

11. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1, Д. 36. Л. 66 об., 67.

12. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва (1907-1912). Ч. 1. Спб., 1912.

13. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 36. Л. 67.

14. См.: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. V. Спб., 1877, Спб., 1188-1189.

15. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1428. Л. 37, 37 об., 92.

16. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д, 2150. Л. 217 об,

17. ГАТО. Ф. 126, Оп. 2. Д. 1428. Л, 4, 5, 5 об., 14.

18. ГАТО. Ф. Р-72 Оп. 1. Д. 36. Л. 69 об., 70,

19. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири Ц Уч. зап. ТГПИ, 1952. Т. ¡X. С. 48,

20. См.: Клюжев Д.И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 3. С, 99.

21. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 36. Л. 67, 67 об.

22. См.: Знамя революции. 1920. 16 мар., 20 апр., 22 июня; 7, 10 нояб.; 1921 29 янв., 6 февр., 7 июня; Школы Западной Сибири за 60 лет Советской власти, Барнаул, 1982. С. 20-21; Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 61-62.

В.Л. Дробченко

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА СЪЕЗДАХ УЧИТЕЛЕЙ СИБИРИ В МАРТЕ-ИЮНЕ 1917 ГОДА

Филиал КемГУ, г. Анжеро-Судженск

После свержения самодержавия возникла настоятельная потребность пересмотра школьных программ и изменения содержания образования в целом. Актуальные вопросы реформирования образования обсуждались в педагогических коллективах, выносились на уездные, районные, городские, губернские, региональные съезды и совещания.

В марте-июне 1917 г. сибирскими учителями были проведены 30 съездов и 3 совещания. Наряду с профессиональными на них обсуждались политические вопросы, принимались решения о создании профессиональных организаций, вырабатывались программы действий. Сибирское учительство поддерживало Временное правительство и проводимую им политику в сфере образования. В марте - начале апреля многие педагогические коллективы направили а адрес правительства приветственные телеграммы. О полном доверии правительству заявили 7 съездов

учителей. Омский уездный учительский съезд (17-22 апреля 1917 г.) призвал оказать правительству всемерную поддержку [1].

Весьма популярной в учительской среде была идея созыва Учредительного собрания. Губернский съезд учителей (3 8 апреля, Иркутск) неотложной задачей народного учителя назвал укрепление народовластия и активное участие в выборах в Учредительное собрание [2]. Съезд учащих народных школ Каинского уезда в конце апреля 1917 г. призвал учителей «принять деятельное участие в политической жизни страны, в организации выборов в Учредительное собрание, в закреплении основ республиканского демократического государственного строя» [3].

Но все же основное внимание на съездах учителей отводилось обсуждению профессиональных вопросов. Учителя выступали за упразднение старой системы управления образованием. Съезд народных учителей Нерчинского уезда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.