В.А. Дробченко. Профессиональные вопросы на съездах учителей Сибири..
6. Шамахов Ф.Ф. Общественно-педагогическое движение 60-х годов и начальная школа Западной Сибири во второй половине
XIX века // Уч. зап. Томского пединститута, 1955, Т. XIV; Он же. Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. Томск, 1957: Он же. Нерусская школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917) // Уч.' зап. Томского пединститута, 1962, Т. XX. Вып. 3; Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской школы (1917-1931 гг.). Учебное пособив. Новосибирск, 1976.
7. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966; Войтик П.Д, Педагогическая деятельность декабристов в Сибири // Народное образование. 1975. № 12.; Соскин В.Л. Очерки истории культуры в Сибири в годы революции и гражданской войны. Новосибирск, 1965; Широкова Е.Ф., Дремова О.И., Федяева В.И. Из истории образования на Алтае // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1977.
8. См., к примеру: Тобольская духовсная семинария: 250 лет. Тобольск, 1993; Прибыльский Ю.П. Школа тюменского края в XVIII-
XX вв. к трехсотлетию сибирской школы. Тобольск, 1998; Высшее образование в Сибири. Очерк истории 1917. М., 1995; Педагогический университет им. А.И. Герцена. От Императорского Воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета. СПб., 1997; Московский педагогический государственный университет. 125 лет. М., 1997; Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. СПб., 1998.
9. См., например: О временном прекращении занятий в Томском учительском институте // ЖМНП. 1995. № 10.; О научной и педагогической подготовке в учительских институтах // Вестник воспитания, 1904; № 7. Клюжев Д.И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 3-8 и др.
10. ГАТО. Ф. 126. Ол. 2. Д. 2150. Л. 219.
11. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1, Д. 36. Л. 66 об., 67.
12. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва (1907-1912). Ч. 1. Спб., 1912.
13. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 36. Л. 67.
14. См.: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. V. Спб., 1877, Спб., 1188-1189.
15. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1428. Л. 37, 37 об., 92.
16. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2150. Л. 217 об.
17. ГАТО. Ф. 126, Оп. 2. Д. 1428. Л. 4, 5, 5 об., 14.
18. ГАТО. Ф. Р-72 Оп, 1. Д. 36. Л. 69 об., 70.
19. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири Ц Уч. зап. ТГПИ, 1952. Т, ¡X. С. 48,
20. См.: Клюжев Д.И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 3. С. 99.
21. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 36. Л. 67, 67 об.
22. См.: Знамя революции. 1920. 16 мар., 20 апр., 22 июня; 7, 10 нояб.; 1921 29 янв., 6 февр., 7 июня; Школы Западной Сибири за 60 лет Советской власти, Барнаул, 1982. С. 20-21; Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 61-62.
В.Л. Дробченко
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА СЪЕЗДАХ УЧИТЕЛЕЙ СИБИРИ В МАРТЕ-ИЮНЕ 1917 ГОДА
Филиал КемГУ, г. Анжеро-Судженск
После свержения самодержавия возникла настоятельная потребность пересмотра школьных программ и изменения содержания образования в целом. Актуальные вопросы реформирования образования обсуждались в педагогических коллективах, выносились на уездные, районные, городские, губернские, региональные съезды и совещания.
В марте-июне 1917 г. сибирскими учителями были проведены 30 съездов и 3 совещания. Наряду с профессиональными на них обсуждались политические вопросы, принимались решения о создании профессиональных организаций, вырабатывались программы действий. Сибирское учительство поддерживало Временное правительство и проводимую им политику в сфере образования. В марте - начале апреля многие педагогические коллективы направили а адрес правительства приветственные телеграммы. О полном доверии правительству заявили 7 съездов
учителей. Омский уездный учительский съезд (17-22 апреля 1917 г.) призвал оказать правительству всемерную поддержку [1].
Весьма популярной в учительской среде была идея созыва Учредительного собрания. Губернский съезд учителей (3 8 апреля, Иркутск) неотложной задачей народного учителя назвал укрепление народовластия и активное участие в выборах в Учредительное собрание [2]. Съезд учащих народных школ Каинского уезда в конце апреля 1917 г. призвал учителей «принять деятельное участие в политической жизни страны, в организации выборов в Учредительное собрание, в закреплении основ республиканского демократического государственного строя» [3].
Но все же основное внимание на съездах учителей отводилось обсуждению профессиональных вопросов. Учителя выступали за упразднение старой системы управления образованием. Съезд народных учителей Нерчинского уезда
Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 4 (20). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)
(14-16 марта 1917 г.) постановил отстранить от должности прежних инспекторов народных училищ и избрать новых из среда учителей [4].
Делегаты съезда учащих Томской железной дороги (2.5 27 марта 1917 г.. Красноярск) признали архаичными, подлежащими уничтожению должности ревизора образовательных учреждений, инспекторов и директоров народных училищ. Съезд постановил «пригласить к делу воспитания родителей учащихся» и образован, ро,щтельскне комитеты при школе, уничтожить экзамены, репетиции и «др\ гис прелести покойного царизма»
И-
В начале мая 1917 г. на съездах Ишимского, Ялуторовскою и Тюкалинского уездов Тобольской губернии выразили недоверие директору губернских народных училищ ГЛ. Маляревскому, отличавшемуся реакционностью взглядов [6]. Съезд учителей Прибайкальского района (9-11 мая 1917 г., Верхнеудинск) отметил решающую роль реформированных самоуправлений в организации и руководстве делом народного образования [7].
Съезд учителей Курганского уезда (20-24 апреля 1917 г.) предложил передать дела народного образования органам местного управления и национальным организациям. Съезд учащих школ Каннского уезда (22 30 апреля 1917 г.) и 1-й свободный Тобольский губернский учительский съезд (12 -21 июня 1917 г.) высказались за создание временных уездных учебных комитетов, в состав которых предлагали ввести учителей и представителей общественных организаций.
На съездах активно обсуждались вопросы демократизации школы и гуманизации образования. Съезд учащих Томской железной дороги признал школу автономной и постановил ввести в школах дорога выборное начало. На съездах предлагалось укреплять связь школы с родителями, как можно шире привлекать их к делу образования и воспитания, создавать при школах родительские комитеты. Съезд народных учителей и учительниц Барнаульского уезда (6-18 апреля 1917 г.) заявил о необходимости развития самоуправления. Делегаты съездов говорили о том, что необходимо оказывать большее доверие учащимся, развивать самодисциплину, содействовать созданию органов ученического самоуправления, отказаться от каких-либо «внешних мер воздействия на учащихся», уважения их личности, формирования гармонически развитых и сознательных граждан, развития нравственности, воспитания у учеников чувства гражданского долга.
На многих съездах подчеркивалась исключительная роль учителя в учебном процессе. Западно-Сибирский краевой учительский съезд (25 мая - 2 июня 1917 г., Омск) в принятой резолюции
подчеркнул, что «личный пример учителя, как предмет невольного подражания, являйся одним из важных факторов педш отческого воздействия» [8].
Отделение церкви от государства выдвинуло на повестку дня вопрос о судьбе церковноприходских школ, которые ранее находились в ведении Св. Синода. Для светской школы необходимо было решить вопрос о преподавании Закона Божьего. Съезд народных учителей и учительниц Барнаульского уезда (15 18 апреля 1917 г.) заявил, что «все народные школы, находившиеся в заведывании духовенства, ставят своей задачей воспитание не гражданина, а раба и потому в первую очередь должны быть переданы государству». В резолюции съезд отметил, что религиозное воспитание должно быть «совершенно добровольным согласно желанию учащихся. Уроки религии должны быть не в ущерб учебным занятиям. ...В исполнение учениками религиозных обязанностей школа совершенно не должна вмешиваться» [9].
За исключение Закона Божьего из числа обязательных предметов и добровольность его изучения высказались делегаты Бийского учительского съезд (10-15 мая 1917 г.), первою учительского съезда Минусинского уезда (10 14 мая 1917 г.), съезда народных учителей Томской губернии (21 -31 мая 1917 г.), 1-го делегатского съезда учащих Енисейской губернии (28 мая - 6 июня 1917 г., Красноярск), областного съезда педагогов Восточно-Сибирского учебного округа (10-23 июня 1917 г., Иркутск) и др. Делегаты предлагали передать церковноприходские школы в государственное подчинение, создать единую государственную систему образования.
Сибирские учителя фактически единодушно высказывались за переход к всеобщему, бесплатному, обязательному образованию, за единство типа общеобразовательной школы, совместное обучение, ликвидацию сословных ограничений. В повестку дая рада съездов бьи включен вопрос о преемственности образования. Также поднимались вопросы профессионального образования, организации курсов переподготовки, образования взрослых.
Для учителей, особенно сельских, актуальными были вопросы материальной независимости школы, о государственном финансировании, улучшении материального положения учителей, обеспечении их необходимой литературой, формировании библиотечного фонда, установлении количественных норм учащихся на одного учителя.
Изменение общественно-политической ситуации в стране требовало кардинального пересмотра программ по отдельным дисциплинам. Новым содержанием наполнялось историческое образование. Делегаты первого учительского съезда
— Ю —
Е.Б. Лукиева. Некоторые вопросы создания системы подготовки..
Минусинского уезда предложили ввести в школьную программу курс «Родиноведение».
Февральская революция содействовала пробуждению национального самосознания. Вопросы формирования и развития национальной школы рассматривали: съезд бурятских учителей и деятелей по народному образованию (апрель 1917 г., Иркутск), Бийский учительский съезд, губернский съезд бурятских учителей (16 мая 1917г., Иркутск), Иркутский губернский съезд народных учителей (17-24 мая 1917 г.), 1-й делегатский съезд учащих Енисейской губернии. Делегаты высказались за развитие национального образования и культуры, создание национальных школ, преподавание на родном языке.
Решения педагогических коллективов на местах нашли свое воплощение в резолюциях Западно-Сибирского краевого учительского съезда, проходившего в Омске с 25 мая по 2 июня 1917 г. Съезд высказался за следующее:
- коренную реорганизацию дела народного образования на началах свободы, демократизации и децентрализации, введение всеобщего, бесплатного и обязательного начального образования;
- преподавание на родном языке населения во всех типах школ;
- согласование всех типов школ так, чтобы общеобразовательная школа составляла непосредственное продолжение школ низшего типа;
- введение бесплатности образования на всех его ступенях;
- признание преподавания религии необязательным;
- совместное обучение во всех учебных заведениях;
- установление свободы частной инициативы в области школьного и внешкольного образования, явочного порядка открытия учебных заведений и образовательных учреждений всех типов;
- передачу дела народного образования органам местного самоуправления;
- обязательность для органов, заведывающих народных образованием, организации учреждений по дошкольному воспитанию и удовлетворение потребностей образования взрослого населения [8].
Близкие по смыслу решения принял и областной съезд педагогов Восточно-Сибирского учебного округа, проходивший с 10 по 23 июня 1917 г, в Иркутске.
В марте - июне 1917 г. сибирские учителя активно включились в процесс демократических преобразований в обществе. Составной частью этого процесса стало реформирование системы образования, внесение изменений в структуру и содержание учебного процесса, о чем свидетельствуют решения учительских съездов.
Литература
1. Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Акмолинской области (март 1917 - ноябрь 1918 гг.). Томск, 1992. С. 25.
2. Съезды... в Иркутской губернии... Томск, 1991. С. 18.
3. Съезды... в Томской губернии... В 2 ч. Томск, 1991. С. 26.
4. Съезды... в Забайкальской области... Томск, 1991. С. 10.
5. Съезды... в Енисейской губернии... Томск, 1991. С. 14.
6. Съезды... в Тобольской губернии... Томск, 1992. С. 35, 36, 38.
7. Съезды... в Забайкальской области... Томск, 1991. С. 32-33.
8. Съезды... в Акмолинской области... С. 51-52.
9. Съезды... в Алтайской губернии... Томск, 1992. С. 12.
Е.Б. Лукиева
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-е ГОДЫ
Томский политехнический университет
Общеобразовательной школе в системе народного образования отводилась одна из ключевых позиций. Она должна была стать главным средством реализации прав нерусских народов, в том числе национальных меньшинств, на получение образования на родном языке. Для решения этой
проблемы требовались педагоги, знавшие национальный язык, особенности работы среди нерусского населения и имевшие педагогическое образование.
В начале XX в. учебных заведений, выпускавших учителей для национальных школ, в Запад-