Научная статья на тему 'Профессиональные вопросы на съездах учителей Сибири в марте-июне 1917 года'

Профессиональные вопросы на съездах учителей Сибири в марте-июне 1917 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional questions at the congresses of the teachers of Siberia in March-June, 1917

The problems of Siberian teachers in the in the difficult period of the development of the Russian revolution are considered and the attempts of their solving at the professional congresses in 1917 are analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессиональные вопросы на съездах учителей Сибири в марте-июне 1917 года»

В.А. Дробченко. Профессиональные вопросы на съездах учителей Сибири..

6. Шамахов Ф.Ф. Общественно-педагогическое движение 60-х годов и начальная школа Западной Сибири во второй половине

XIX века // Уч. зап. Томского пединститута, 1955, Т. XIV; Он же. Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. Томск, 1957: Он же. Нерусская школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917) // Уч.' зап. Томского пединститута, 1962, Т. XX. Вып. 3; Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской школы (1917-1931 гг.). Учебное пособив. Новосибирск, 1976.

7. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966; Войтик П.Д, Педагогическая деятельность декабристов в Сибири // Народное образование. 1975. № 12.; Соскин В.Л. Очерки истории культуры в Сибири в годы революции и гражданской войны. Новосибирск, 1965; Широкова Е.Ф., Дремова О.И., Федяева В.И. Из истории образования на Алтае // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1977.

8. См., к примеру: Тобольская духовсная семинария: 250 лет. Тобольск, 1993; Прибыльский Ю.П. Школа тюменского края в XVIII-

XX вв. к трехсотлетию сибирской школы. Тобольск, 1998; Высшее образование в Сибири. Очерк истории 1917. М., 1995; Педагогический университет им. А.И. Герцена. От Императорского Воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета. СПб., 1997; Московский педагогический государственный университет. 125 лет. М., 1997; Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. СПб., 1998.

9. См., например: О временном прекращении занятий в Томском учительском институте // ЖМНП. 1995. № 10.; О научной и педагогической подготовке в учительских институтах // Вестник воспитания, 1904; № 7. Клюжев Д.И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 3-8 и др.

10. ГАТО. Ф. 126. Ол. 2. Д. 2150. Л. 219.

11. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1, Д. 36. Л. 66 об., 67.

12. Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва (1907-1912). Ч. 1. Спб., 1912.

13. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 36. Л. 67.

14. См.: Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. V. Спб., 1877, Спб., 1188-1189.

15. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1428. Л. 37, 37 об., 92.

16. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2150. Л. 217 об.

17. ГАТО. Ф. 126, Оп. 2. Д. 1428. Л. 4, 5, 5 об., 14.

18. ГАТО. Ф. Р-72 Оп, 1. Д. 36. Л. 69 об., 70.

19. Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной Западной Сибири Ц Уч. зап. ТГПИ, 1952. Т, ¡X. С. 48,

20. См.: Клюжев Д.И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. № 3. С. 99.

21. ГАТО. Ф. Р-72. Оп. 1. Д. 36. Л. 67, 67 об.

22. См.: Знамя революции. 1920. 16 мар., 20 апр., 22 июня; 7, 10 нояб.; 1921 29 янв., 6 февр., 7 июня; Школы Западной Сибири за 60 лет Советской власти, Барнаул, 1982. С. 20-21; Шамахов Ф.Ф. Учительские институты... С. 61-62.

В.Л. Дробченко

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА СЪЕЗДАХ УЧИТЕЛЕЙ СИБИРИ В МАРТЕ-ИЮНЕ 1917 ГОДА

Филиал КемГУ, г. Анжеро-Судженск

После свержения самодержавия возникла настоятельная потребность пересмотра школьных программ и изменения содержания образования в целом. Актуальные вопросы реформирования образования обсуждались в педагогических коллективах, выносились на уездные, районные, городские, губернские, региональные съезды и совещания.

В марте-июне 1917 г. сибирскими учителями были проведены 30 съездов и 3 совещания. Наряду с профессиональными на них обсуждались политические вопросы, принимались решения о создании профессиональных организаций, вырабатывались программы действий. Сибирское учительство поддерживало Временное правительство и проводимую им политику в сфере образования. В марте - начале апреля многие педагогические коллективы направили а адрес правительства приветственные телеграммы. О полном доверии правительству заявили 7 съездов

учителей. Омский уездный учительский съезд (17-22 апреля 1917 г.) призвал оказать правительству всемерную поддержку [1].

Весьма популярной в учительской среде была идея созыва Учредительного собрания. Губернский съезд учителей (3 8 апреля, Иркутск) неотложной задачей народного учителя назвал укрепление народовластия и активное участие в выборах в Учредительное собрание [2]. Съезд учащих народных школ Каинского уезда в конце апреля 1917 г. призвал учителей «принять деятельное участие в политической жизни страны, в организации выборов в Учредительное собрание, в закреплении основ республиканского демократического государственного строя» [3].

Но все же основное внимание на съездах учителей отводилось обсуждению профессиональных вопросов. Учителя выступали за упразднение старой системы управления образованием. Съезд народных учителей Нерчинского уезда

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 4 (20). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СПЕЦВЫПУСК)

(14-16 марта 1917 г.) постановил отстранить от должности прежних инспекторов народных училищ и избрать новых из среда учителей [4].

Делегаты съезда учащих Томской железной дороги (2.5 27 марта 1917 г.. Красноярск) признали архаичными, подлежащими уничтожению должности ревизора образовательных учреждений, инспекторов и директоров народных училищ. Съезд постановил «пригласить к делу воспитания родителей учащихся» и образован, ро,щтельскне комитеты при школе, уничтожить экзамены, репетиции и «др\ гис прелести покойного царизма»

И-

В начале мая 1917 г. на съездах Ишимского, Ялуторовскою и Тюкалинского уездов Тобольской губернии выразили недоверие директору губернских народных училищ ГЛ. Маляревскому, отличавшемуся реакционностью взглядов [6]. Съезд учителей Прибайкальского района (9-11 мая 1917 г., Верхнеудинск) отметил решающую роль реформированных самоуправлений в организации и руководстве делом народного образования [7].

Съезд учителей Курганского уезда (20-24 апреля 1917 г.) предложил передать дела народного образования органам местного управления и национальным организациям. Съезд учащих школ Каннского уезда (22 30 апреля 1917 г.) и 1-й свободный Тобольский губернский учительский съезд (12 -21 июня 1917 г.) высказались за создание временных уездных учебных комитетов, в состав которых предлагали ввести учителей и представителей общественных организаций.

На съездах активно обсуждались вопросы демократизации школы и гуманизации образования. Съезд учащих Томской железной дороги признал школу автономной и постановил ввести в школах дорога выборное начало. На съездах предлагалось укреплять связь школы с родителями, как можно шире привлекать их к делу образования и воспитания, создавать при школах родительские комитеты. Съезд народных учителей и учительниц Барнаульского уезда (6-18 апреля 1917 г.) заявил о необходимости развития самоуправления. Делегаты съездов говорили о том, что необходимо оказывать большее доверие учащимся, развивать самодисциплину, содействовать созданию органов ученического самоуправления, отказаться от каких-либо «внешних мер воздействия на учащихся», уважения их личности, формирования гармонически развитых и сознательных граждан, развития нравственности, воспитания у учеников чувства гражданского долга.

На многих съездах подчеркивалась исключительная роль учителя в учебном процессе. Западно-Сибирский краевой учительский съезд (25 мая - 2 июня 1917 г., Омск) в принятой резолюции

подчеркнул, что «личный пример учителя, как предмет невольного подражания, являйся одним из важных факторов педш отческого воздействия» [8].

Отделение церкви от государства выдвинуло на повестку дня вопрос о судьбе церковноприходских школ, которые ранее находились в ведении Св. Синода. Для светской школы необходимо было решить вопрос о преподавании Закона Божьего. Съезд народных учителей и учительниц Барнаульского уезда (15 18 апреля 1917 г.) заявил, что «все народные школы, находившиеся в заведывании духовенства, ставят своей задачей воспитание не гражданина, а раба и потому в первую очередь должны быть переданы государству». В резолюции съезд отметил, что религиозное воспитание должно быть «совершенно добровольным согласно желанию учащихся. Уроки религии должны быть не в ущерб учебным занятиям. ...В исполнение учениками религиозных обязанностей школа совершенно не должна вмешиваться» [9].

За исключение Закона Божьего из числа обязательных предметов и добровольность его изучения высказались делегаты Бийского учительского съезд (10-15 мая 1917 г.), первою учительского съезда Минусинского уезда (10 14 мая 1917 г.), съезда народных учителей Томской губернии (21 -31 мая 1917 г.), 1-го делегатского съезда учащих Енисейской губернии (28 мая - 6 июня 1917 г., Красноярск), областного съезда педагогов Восточно-Сибирского учебного округа (10-23 июня 1917 г., Иркутск) и др. Делегаты предлагали передать церковноприходские школы в государственное подчинение, создать единую государственную систему образования.

Сибирские учителя фактически единодушно высказывались за переход к всеобщему, бесплатному, обязательному образованию, за единство типа общеобразовательной школы, совместное обучение, ликвидацию сословных ограничений. В повестку дая рада съездов бьи включен вопрос о преемственности образования. Также поднимались вопросы профессионального образования, организации курсов переподготовки, образования взрослых.

Для учителей, особенно сельских, актуальными были вопросы материальной независимости школы, о государственном финансировании, улучшении материального положения учителей, обеспечении их необходимой литературой, формировании библиотечного фонда, установлении количественных норм учащихся на одного учителя.

Изменение общественно-политической ситуации в стране требовало кардинального пересмотра программ по отдельным дисциплинам. Новым содержанием наполнялось историческое образование. Делегаты первого учительского съезда

— Ю —

Е.Б. Лукиева. Некоторые вопросы создания системы подготовки..

Минусинского уезда предложили ввести в школьную программу курс «Родиноведение».

Февральская революция содействовала пробуждению национального самосознания. Вопросы формирования и развития национальной школы рассматривали: съезд бурятских учителей и деятелей по народному образованию (апрель 1917 г., Иркутск), Бийский учительский съезд, губернский съезд бурятских учителей (16 мая 1917г., Иркутск), Иркутский губернский съезд народных учителей (17-24 мая 1917 г.), 1-й делегатский съезд учащих Енисейской губернии. Делегаты высказались за развитие национального образования и культуры, создание национальных школ, преподавание на родном языке.

Решения педагогических коллективов на местах нашли свое воплощение в резолюциях Западно-Сибирского краевого учительского съезда, проходившего в Омске с 25 мая по 2 июня 1917 г. Съезд высказался за следующее:

- коренную реорганизацию дела народного образования на началах свободы, демократизации и децентрализации, введение всеобщего, бесплатного и обязательного начального образования;

- преподавание на родном языке населения во всех типах школ;

- согласование всех типов школ так, чтобы общеобразовательная школа составляла непосредственное продолжение школ низшего типа;

- введение бесплатности образования на всех его ступенях;

- признание преподавания религии необязательным;

- совместное обучение во всех учебных заведениях;

- установление свободы частной инициативы в области школьного и внешкольного образования, явочного порядка открытия учебных заведений и образовательных учреждений всех типов;

- передачу дела народного образования органам местного самоуправления;

- обязательность для органов, заведывающих народных образованием, организации учреждений по дошкольному воспитанию и удовлетворение потребностей образования взрослого населения [8].

Близкие по смыслу решения принял и областной съезд педагогов Восточно-Сибирского учебного округа, проходивший с 10 по 23 июня 1917 г, в Иркутске.

В марте - июне 1917 г. сибирские учителя активно включились в процесс демократических преобразований в обществе. Составной частью этого процесса стало реформирование системы образования, внесение изменений в структуру и содержание учебного процесса, о чем свидетельствуют решения учительских съездов.

Литература

1. Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Акмолинской области (март 1917 - ноябрь 1918 гг.). Томск, 1992. С. 25.

2. Съезды... в Иркутской губернии... Томск, 1991. С. 18.

3. Съезды... в Томской губернии... В 2 ч. Томск, 1991. С. 26.

4. Съезды... в Забайкальской области... Томск, 1991. С. 10.

5. Съезды... в Енисейской губернии... Томск, 1991. С. 14.

6. Съезды... в Тобольской губернии... Томск, 1992. С. 35, 36, 38.

7. Съезды... в Забайкальской области... Томск, 1991. С. 32-33.

8. Съезды... в Акмолинской области... С. 51-52.

9. Съезды... в Алтайской губернии... Томск, 1992. С. 12.

Е.Б. Лукиева

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-е ГОДЫ

Томский политехнический университет

Общеобразовательной школе в системе народного образования отводилась одна из ключевых позиций. Она должна была стать главным средством реализации прав нерусских народов, в том числе национальных меньшинств, на получение образования на родном языке. Для решения этой

проблемы требовались педагоги, знавшие национальный язык, особенности работы среди нерусского населения и имевшие педагогическое образование.

В начале XX в. учебных заведений, выпускавших учителей для национальных школ, в Запад-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.