Научная статья на тему 'У истоков филологического факультета Томского государственного педагогического университета (к 110-летию со дня рождения Г. Т. Чуича и Л. А. Чуич)'

У истоков филологического факультета Томского государственного педагогического университета (к 110-летию со дня рождения Г. Т. Чуича и Л. А. Чуич) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Destiny of the philologists: (110 years from birthday The Chyichs)

On an example of Chyich's family is shown the role of high school intelligency in development and strengthening of spiritual potential of Tomsk. Here is considered the scientific pedagogical and public activity of the first rector of Tomsk State Pedagogical Institute, professor Georgy Trifonowitch Chyich and his wife, senior lecturer Ljudmila Alexandrovna Chyich. The new archival materials on a history of this family are entered into a scientific revolution.

Текст научной работы на тему «У истоков филологического факультета Томского государственного педагогического университета (к 110-летию со дня рождения Г. Т. Чуича и Л. А. Чуич)»

в стране и в мире, с текущими задачами. Гордостью исторического факультета были выпускники, получившие диплом с отличием. Таких в рассматриваемый период оказалось 37 человек, или 1/5 часть выпускников: в 1938 г. - 9 выпускников, в 1939 г. -6, в 1940 г. - 11, в 1941 г. - 11. Среди выпускников-отличников были И.А. Жежеря, Р.Н. Аксенюк, И.И. Жуков, H.H. Аксенов, О.М. Маняхина, VI.В. Столярова, С.А. Заруцкий, Й.В. Игнатов, В,В. Шестаков, Ф.С. Боровой, Ф.С. Пестриков, В.Е. Цысь и др.

Таким образом, всего со времени первого выпуска и до начата Великой Отечественной войны исторический факультет Томского пединститута дал стране, Сибири 173 выпускника дневного обу-

чения и 31 заочника, или всего 204 специалиста -учителей истории.

В заключение можно сказать, что один из старейших факультетов в Педагогическом институте -исторический - со времени своего основания сравнительно скоро прошел период становления, стал одним из крупнейших факультетов по числу студентов, сделав к началу Великой Отечественной войны шесть выпусков, дав более 200 специалистов - преподавателей истории. Вместе с историко-филологическим факультетом Томского университета, восстановленным в 1940 г., исторический факультет Томского педагогического института превращался в базу подготовки квалифицированных кадров историков на востоке страны.

Литература

1. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р. - 815. Оп. 12. Д. 1729. Л. 225,255,

2. ГАТО. Ф. Р.-815, Оп. 12. Д. 1914. Л, 65.

3. Архив Томского государственного педагогического университета (АТГПУ), Ф. Р - 566. Оп. 19. Д. 1. Л. 2,3,7,8,14, 4 Там же. Д. 2. Л. 13-14; Д. 3. Л. 135-138,147,162.

5. Там же,

6. Там же. Д. 6. П. 335,344-345.

7. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. док, М.; П., 1947. С. 170-171.

8. АТГПУ. Ф. Р. - 566. Оп. 19. Д, 6. Л. 513-514, 574.

9. Там же. Л. 599.606; Оп. 1. Д. 21. Л. 11.

10. Там же. Оп. 19. Д. 148. Л. 21.

11 Там же. Оп. 9. Д. 19. Л. 23; Оп. 18, Д. 21. Л. 11,

12. Там же. Оп, 1.Д. 172, Л. 55.

13. Там же. Оп. 19. Д. 2. Л. 13-14; Д. 3. Л. 147; Д. 6. Л. 2,443; Д, 7, Л. 2.

14. Там же. Оп, 4. Д. 7. Л, 12; Оп. 19. Д, 147. Л. 50.

15. Там же. Оп. 1. Д. 9, Л. 49, 52, 55; Д. 10, Л. 56; Оп. 9. Д. 19, Л, 44, 62: Оп. 19. Д. 6. Л. 199, 724.

16. Там же. Оп. 13, Д. 17. Л. 8.

17. Там же. Оп, 1. Д. 172, Л. 53-54.

18. Там же, Оп, 9. Д, 142,

19. Там же, Оп, 1, Д. 8. Л. 88, 269; Оп, 7, Д. 21; Оп. 9. Д. 24. Л, 28-30; Оп. 19. Д. 21. Л. 23-25,75; Оп. 20. Д. 142,

Г. В. Галкина

V "истоков с-илолс гчческе, с факультета

7СИСКОГС ~ОГ-'ДАРС1ВЕ№ ОГО ПЕДА'ОГ^ 1С КО ГО УНИВЕРСИТЕТА 'К ¡1:"'-ПЕ7Ц:С СО ПНЯ К^деьчя Г г Ч-'ИЧА и ЛА ШЧ]

Томский государственный педагогический университет

Изучение истории отдельной семьи, рассматриваемой в качестве фрагмента истории целого народа, не только имеет непреходящее значение для понимания ценностных ориентиров самой семьи, но и является отражением духовной сущности всего народа. Семья живет едиными устремлениями, переживаниями, тревогами и заботами с окружающими ее людьми, ассоциативно сознавая свою целостность и общую судьбу. Революционные преобразования и установление Советской власти в России в 1917 г.

привели к небывалому подъему общественной активности людей, сливая их в «народные массы», строящие коммунистическое общество. Происходило становление человека общественного, повлекшее, однако, за собой невнимание к индивидуальности, «стандартизация» личности советского человека. Последующие сталинские времена также не способствовали проявлению ярких личностных характеристик: люди предпочитати молчать, не вынося своих личных оценок и глубоких чувств за пределы узкого

семейного круга. Может быть, поэтому сохранившиеся архивные документы поражают своей типичностью: характеристики отдельных людей, отзывы о работе, справки, написанные установившимися в те времена штампами, начисто лишенными индивидуальных черт и личных качеств данного человека, В связи с этим поиски индивидуального, личного, сокровенного должны помочь понять не только отдельного человека первой половины XX в., но и попытаться раскрыть неповторимый духовный мир каждой семьи.

Сербско-русская семья Чуич оставила заметный след в истории педагогического образования г. Томска. Деятельность этой семьи на педагогическом поприще в Томском государственном университете и Томском педагогическом институте была яркой и плодотворной [I].

Георгий Трифонович Чуич родился 22 апреля (ст. ст.) 1891 г. в сербском городе Б о гати че [2, л. 2]. По национальности он серб. Его отец - выходец из крестьян - работал инспектором-ревизором Сербского государственного контроля. Мать — домохозяйка.

Начальное и среднее образование Г.Т. Чуич получил в Белграде, а высшее - в Москве, так как сербское правительство выделило средства для его обучения в России, Он окончил историко-филологический факультет (славяно-русское отделение) Московского университета (1910-1914 гг.) и получил специальность филолога-славяноведа (славянский язык и литература) [3].

В 1913 г. Г.Т. Чуич, будучи студентом МГУ, женился на Людмиле Александровне Шестериковой. Она родилась 8 июля 1891 г. в г. Чернигове на Украине. Ее дед был сельским дьячком, а отец -смотрителем духовного училища, и хотя, как она писала, «принадлежал к духовному сословию, всю свою жизнь занимался педагогической деятельностью» [4, л. б]. Он умер в 1919 г. в г. Задонске Воронежской губернии. Мать, Мария Николаевна Шестерикова, учительствовала с шестнадцати лет. Работала в дореволюционной школе и два года после революции - в школе соцвоса II ступени в г. Задонске (до 1920 г.) [4, л. 6]. В 1930 г. в преклонном возрасте (70 лет) она жила вместе с семьей дочери в Иркутске. Скончалась М.Н. Шестерикова в 1931 г.

Людмила окончила в 1909 г. Черниговскую женскую гимназию и в 1910 г. поступила на отделение русской литературы историко-философского факультета Московских высших женских курсов. В дипломе № 1312, выданном 19 мая 1914 г., по истории русской литературы, истории всеобщей литературы, всеобщей истории, русской истории, введению в сравнительное языковедение, истории русского языка, логике, психологии, педагогике, истории новой философии, истории искусств, французскому

языку Л.Д. Чуич получила оценку «весьма удовлетворительно» [5]. Получив специальность преподавателя русского языка и литературы, Л .А. Чуич с 15 августа 1915 г. стала работать по своей специальности в Торговой школе, вскоре преобразованной в школу соцвоса II ступени г. Задонска.

В молодой семье Чуич в декабре 1913 г. родился первенец Александр, а в феврале 1915 г. - второй сын Игорь. Это было трудное время для семьи. В 1914 г. с началом первой мировой войны Георгий Трифонович как военнообязанный сербской армии был мобилизован на войну - на Балканский (Македонский) фронт. Семья его оставалась в России, пока он с 1914 по 1917 г. находился в армии в чине подпоручика, командира взвода, командира роты. Впоследствии, заполняя графу «Служба в армиях», Г.Т. Чуич писал: «Как в старой русской армии, так и в Красной Армии не служил. Служил во время империалистической войны 1914-1917 гг. как сербский военнообязанный в сербской действующей армии на Балканах (Сербия)» [6].

Летом 1917 г. Г.Т. Чуичу и четырем его соотечественникам, владевшим русским языком, посчастливилось. По предложению сербского премьер-министра Н. Пашича они должны были поехать в Россию для изучения опыта русской революции. Кроме того, им вменялось в обязанности ведение пропаганды в русской прессе в целях оказания материальной и военной поддержки Сербии со стороны России до окончания империалистической войны. До России Г.Т. Чуич добирался два с половиной месяца кружным путем через Грецию, Италию, Францию, Англию, Норвегию, Швецию и Финляндию.

8 сентября 1917 г. Г.Т. Чуич прибыл в Петроград. Вернувшись в Россию, он, видимо, определил для себя главные жизненные приоритеты и вполне сознательно выбрал себе новую родину. «С 1917 г. муж мой навсегда порвал со своей родиной и остался навсегда в России, питая к ней с 25 октября 1917 г. большие симпатии», - писала Л.А. Чуич [4, л. 24]. Поэтому, когда в 1922 г. власти Королевства сербов, хорватов и словенцев предложили Г.Т. Чуичу вернуться в Сербию, он ответил категорическим отказом. Он писал в краткой автобиографии в 1937 г.: «Приехав в конце 1917 г. в Россию, где проживала моя семья, я отказался впоследствии вернуться на родину в Сербию и примкнул к диктатуре пролетариата, вступив в члены ВКП(б) в октябре 1920 года, состоя в ВКП(б) и в настоящее время. Партбилет № 0108064» [7]. По неофициальным данным, югославские власти приговорили его за отказ к смертной казни.

В сентябре 1917 г. Г.Т. Чуич поселился в Задонске Воронежской губернии со своей семьей, внимательно наблюдая за событиями в Советской России и изучая «марксизм-большевизм» [2, л. 105].

Университетское образование, знание нескольких иностранных языков (свободное владение сербским, русским, болгарским, французским; мог объясняться на немецком; мог читать на польском, чешском, итальянском, украинском., белорусском) позволило Г.Т. Чуичу активно включиться в работу образовательных учреждений г. Задонска. С ноября 1918 по август 1919 г. читал лекции по истории русской литературы в школе взрослых повышенного типа, С августа 1919 по декабрь 1921 г. заведовал внешкольным подотделом «Школа», был заместителем, а затем заведующим Задонским уездным отделом народного образования, С декабря 1921 по июнь 1923 г. работал заместителем и заведующим Воронежским губернским отделом народного образования.

Наряду с профессиональной деятельностью, Чуичи активно занимались общественной работой, «В июне - июле 1919 г. на каникулах мы с мужем, который заведовал в то время внешкольным подотделом УОНО, разъезжали по деревням, просвещали массы. Я читала лекции «О грозе», «Об электричестве», о том, что «ученье - свет, а неученье - тьма». В это время я уже политически «прозрела», а поэтому приходилось и разъяснять, кто такие большевики и чего они хотят. Все мои симпатии, несомненно, в то время были уже на стороне советской власти. Мамонтов пробыл в Задонске несколько дней всего. Нас не тронули, так как белые занимались грабежами, и им некогда было наводить обо всех гражданах справки... нас не тронули, хотя в квартире в течение суток скрывались у нас некоторые большевики» [8]. В течение 1920-х гг. Г.Т, Чуич занимал ряд выборных должностей в Задонском уездном исполкоме, Воронежском губернском исполкоме, Воронежском горсовете, Воронежском облисполкоме центральной черноземной области и др.

В марте 1923 г, (по апрель 1927 г.) он был назначен деканом педагогического факультета и членом правления Воронежского государственного университета. Наряду с этим он занимался преподавательской деятельностью как доцент кафедры славяноведения педфака. Одновременно с января 1924 по июнь 1927 г. Г.Т. Чуич являлся председателем научно-методического совета губернского отдела народного просвещения. В марте 1927 г. (по апрель 1929 г.) его перевели на должность ректора Воронежского государственного университета [2, л. 10].

Семья Чуич прожила в г. Воронеже 8 лет, В это время (с декабря 1921 но 1 сентября 1922 г.) Людмила Александровна работала воспитателем и преподавателем французского языка в школе-коммуне, преподавателем русского языка и литературы (с 1 сентября 1922 по 1 сентября 1925 г.) в педтех-никуме, а с 1 сентября 1925 по 9 июня 1929 г. - в опытной школе педфака Воронежского университе-

та [4, л. 7]. «В этот период веду методическую работу под руководством доцента педфака Воронежского университета М.И. Корнеевой-Петрулан» [9].

Бескорыстная общественная работа была важной частью жизни советского педагога. Л .А. Чуич вспоминала: «Общественная работа моя проходила, главным образом, по линии художественного воспитания масс - детей, юношества, взрослых. В Задонске и в Воронеже я была организатором детского театра, руководителем постановок для детей. В Воронеже сделан был мной ряд докладов по художественному воспитанию, по организации досуга среди пионеров, по детской литературе. В Воронеже принимала активное участие в работе методического совета губоно, давала статьи и методическую разработку вопросов, главным образом, художественного воспитания» [4, л. 7]. В г. Воронеже 1 июня 1923 г. в семье Чуич родился третий сын - Воислав.

В июне 1929 г. семья Чуич переехала в Восточную Сибирь в г. Иркутск. Г.Т. Чуич был назначен ректором Иркутского государственного университета, а также выполнял обязанности доцента кафедры общего и русского языкознания на педфаке университета. Л.А. Чуич преподавала на рабфаке этого же университета.

В сентябре 1930 г. Чуичи переехали в г. Томск. Здесь 28 сентября 1930 г. состоялось торжественное открытие педагогического факультета в Томском государственном университете, поддержанное Нар-компросом РСФСР. С 1 сентября 1930 г. Г.Т. Чуич был зачислен на должности декана педагогического факультета и доцента кафедры общего и русского языковедения [101. Согласно постановлению ГУСа 23 декабря 1930 г. Г.Т. Чуич был утвержден в должности профессора кафедры общего и русского языкознания [12]. Надо отметить, что некоторое время в апреле - мае 1931 г. профессор Г.Т. Чуич исполнял обязанности директора ТГУ, замещая уехавшего в командировку профессора Д.В. Гор-фина [11]. 18 июня 1931 г. партийное бюро педфака ТГУ ходатайствовало перед Томским горкомом ВКП(б) о назначении профессора Г.Т. Чуича, владевшего несколькими иностранными языками и имевшего печатные научные труды, директором Педагогического института. Уже 15 августа 1931 г. Г.Т. Чуич подписал приказ № 1 о реорганизации педагогического факультета ТГУ в Томский индустриально-педагогический институт [13]. Основанием для этого послужило постановление № 735 Совета Народных Комиссаров РСФСР от 13 июля 1931 г. и акт соглашения между директором ТГУ и заведующим педфаком ТГУ от 10 августа 1931 г, [13],

В первых приказах по Томскому индустриально-педагогическому институту, подписанных директором Г.Т. Чуичем, определялась структура управления институтом, штаты профессорско-преп одава-

тельского состава и административно-технического персонала, разрабатывался проект типового устава вуза [14, л. 3]. Большое внимание уделялось созданию собственной учебно-производственной базы, заключению договоров с заводом. «Металлист» и предприятиями Кузбасса об условиях прохождения производственной практики студентами. Одной из важнейших задач директор Г.Т. Чуич считал организацию научно-исследовательской, методической, воспитательной работы как необходимых условий повышения качества учебного процесса. В приказе № 10 от 21 октября 1931 г. указывалось, что для «более углубленной проработки наиболее принципиальных вопросов учебно-методической работы в Томском пединституте необходимо создать следующие комиссии: методическую, по непрерывной производственной практике, по планированию и учету работ и комиссию по организации массовых мероприятий [14, л. 6]. Кроме этого, методической комиссии предлагалось организовать работу консультативного бюро по оказанию педагогической и методической помощи учителям начальной и средней школы Западно-Сибирского края [15]. Обозначенное направление работы Томского педагогического института свидетельствует о понимании дирекцией большого значения вуза в деле подготовки высококвалифицированных педагогов не только для Западно-Сибирского региона, а также для всей' Сибири. Обязанности директора (ректора) ТГПИ Г.Т. Чуич выполнял по 20 января 1933 г. [16]. Одновременно он г 1911 г. ятшгпся деканом литературно-. - - .- _ ;';•'>>* 1932 г. Г.Т. Чуич* был ,. -- - ^ .о .х асезрой языкознания [17]. А С I пгОд.ш 1V.}л I, оь приступил к исполнению обязанностей заведующего кафедрой общего и русского языкознания [18]. Он преподавал современный русский язык, историю русского языка, общее языкознание и старославянский язык. Его учебная нагрузка год от года увеличивалась: если в 1937/38 уч. г. она составляла 372 ч, то в 1939/40 уч. г. - 769 ч, а в 1940/41 уч. г. - 810 ч [19]. Наряду с этим Г.Т. Чуич систематически назначался председателем государственных экзаменационных комиссий на истфаке, факультете русского языка и литературы и факультете иностранных языков, а также входил в комиссии по приему кандидатских экзаменов.

В результате многосторонней деятельности директора Томского педагогического института Г.Т. Чуич а, стоявшего у истоков создания первого в Западной Сибири педагогического вуза, состоялось определение его в качестве самостоятельной структуры, отвечающей потребностям времени и выполняющей строго специализированные функции.

В г. Томске Людмила Александровна Чуич сначала работала в Профтехкомбинате, на рабфаке ТГУ, руководила художественным сектором в До-

ме коммунистического воспитания, а с 1 сентября 1932 г. поступила в качестве ассистента кафедры языкознания в Томский педагогический институт. В марте 1933 г. от имени дирекции института ей была объявлена благодарность за плодотворную работу по обучению и воспитанию «пролетарского студенчества» [20].

В феврале 1933 г. старший сын Александр Чуич перевелся из Томского университета на математическое отделение Педагогического института [21], второй сын Игорь тоже учился в педагогическом -на литературном отделении [22]. С этого времени жизнь семьи Чуич тесно связана с этим вузом.

С середины 1930-х гг. наступили тяжелые для семьи времена. 28 января 1935 г. был арестован старший сын Александр, аспирант НИИ ММ при ТГУ [23]. Ему инкриминировалась известная 58-я статья, по которой 7 июня 1935 г. он был осужден на 5 лет. Это событие вызвало не только родительскую боль и недоумение, стремление помочь сыну, но и большую ответственность за свою семью, ответственность перед партией и народом. Видимо, именно в таких чрезвычайных ситуациях проявляются истинные чувства человека, позволяющие считать его личностью. Как член партии, Г.Т. Чуич должен был сделать как тысячи других советских людей, вынужденных поверить этим страшным провокациям, - отказаться от своего сына — «врага народа». Но любящее отцовское сердце не могло навсегда отторгнуть сына, давая ему надежду и опору. Эта двойственность видна в заявлении Г.Т. Чуича, поданном в партком пединститута 1 февраля 1935 г. Он писал: «...несмотря на кровное родство, я своего сына Александра не считаю больше своим сыном. Своего бывшего сына Александра буду вправе вновь признать своим сыном только в том случае, если он своим дальнейшим поведением и работой на благо Родины сумеет искупить вину перед Советской властью и рабочим классом» [24]. В этом заявлении видна надежда скорее на исправление сына и примирение с ним, чем на безоговорочный отказ от него.

Однако, несмотря на заявление Г.Т. Чуича, волна отчуждения и неприятия захлестнула семью Чуич. В ноябре 1937 г. в Педагогическом институте вышел приказ об освобождении от работы Людмилы Александровны Чуич. Мотивами увольнения были следующие: «1) Л.А. Чуич до самого последнего времени, несмотря на имевшее место предупреждение общественных организаций института, продолжает регулярную связь со своим сыном, осужденным и отбывающим наказание врагом народа. 2) В отношениях и разговорах со студентами не может удержаться от выражения сожаления к своему сыну, в чем проявляет политически вредное влияние на студенческую массу» [25]. В том же месяце, 10 ноября 1937 г., бюро ВКП(б) Кировского района г. Томска

Г.Т. Чуич был исключен из партии «за связь с сыном - врагом народа» [26, л. 120]. Только благодаря активной помощи партийного бюро института Новосибирский обком В КI I (б) 20 февраля 1940 г. восстановил его в партии [26, л. 67].

В феврале 1938 г. Л.А. Чуич обратилась в обком профсоюза работников высшей школы и научных учреждений с заявлением о пересмотре приказа директора института, и в марте 1938 г. она была восстановлена на работе [27].

В таких условиях большое значение приобретает самоактуализация личности. Чуичи нашли в себе силы активно работать, несмотря на тяжелое состояние здоровья Георгия Трифоновича. Он сосредоточил внимание на улучшении работы кафедры общего и русского языкознания. В январе 1934 г. он стал заведующим кафедрой русского языка, а в 1936 г. заведовал учебной частью института, В январе 1937 г. ученый совет Томского пединститута обратился в Высшую аттестационную комиссию с ходатайством о присвоении профессору Г.Т. Чуичу ученой степени кандидата филологических наук без защиты диссертации. В постановлении совета отмечался 15-летний стаж вузовской преподавательской работы Г.Т. Чуича, утверждение его Государственным ученым Советом НКП в 1930 г. в должности профессора кафедры общего и русского языкознания, успешное проведение им лингвистических курсов и заведование кафедрой языкознания, а также наличие у него печатных и рукописных работ и широкую административную и общественную работу [28]. К главным его научным трудам относятся «М.В. Ломоносов» и «Русская литература», написанные на сербском языке [29]. ВАК поддержал ходатайство института и в 1937 г. Г.Т. Чуичу была присвоена степень кандидата филологических наук. Одним из научных направлений работы его кафедры стало изучение сибирских говоров и фольклора в Новосибирской области. Отмечая его плодотворную работу, дирекция института в апреле 1940 г. представила Г.Т. Чуича к стипендии имени И.В. Сталина [30].

Путь в науку для Людмилы Александровны Чуич начался с поступления в 1935 г. в аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Успешно сдав в 1938-

1939 гг. 7 кандидатских экзаменов, в феврале

1940 г. она первой в Томском педагогическом институте защитила первую филологическую кандидатскую диссертацию на тему «Творительный падеж сравнения в русском языке» [31, л. 46]. В отзыве официального оппонента профессора Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена Е.С. Ист-риной сказано: «...тов. Чуич пришла к очень интересным и новым научным выводам о возникновении и развитии творительного падежа сравнения в русском языке. Во все время пребывания в Ленин-

граде Л.А. Чуич проявляла огромную работоспособность, непоколебимую энергию и горячий интерес к делу» [31, л. 52]. В сентябре 1940 г. она была утверждена в звании доцента [32].

Начавшаяся Великая Отечественная война стаза серьезным испытанием для всего народа. Учебный корпус Томского педагогического института был занят под военный госпиталь, но занятия проводились в разных местах по городу. Преподаватели, студенты и служащие неустанно работали на вывозке дров и заготовке угля, копали котлованы, помогали колхозам в уборке урожая. В октябре 1941 г. профессор Г.Т. Чуич был командирован в Туганский район в качестве уполномоченного партбюро и дирекции института во главе бригады студентов, научных работников, рабочих и служащих института [33]. До места работы им пришлось пройти пешком 80 км. Для профессора Г.Т. Чуича, принимая во внимание его слабое здоровье, это была тяжелая командировка. Простудившись на сельхозработах, 10 декабря 1941 г. Г.Т. Чуич скоропостижно окончатся.

Людмила Александровна проработала в институте до 15 сентября 1942 г. Ее научные интересы касались грамматики русского языка [34]. Она вела самостоятельные курсы по языковедческим дисциплинам, систематически выступала с лекциями и докладами перед общественностью города и института, оказывал. • "-ч -оскую помощь учителям русского языке . . ' _ - .т/ры средних школ, руководила драмкружков, кружками чтецов и художественной самодеятельности, с которыми выступала в военных госпиталях.

Однако после смерти мужа она решила переехать к невестке и внуку в г. Камень (на Оби). Там она год (с 1 октября 1942 по 1 октября 1943 г.) проработала в Барнаульском пединституте, но по совету врачей оставила преподавание и, получив инвалидность в связи с истощением нервной системы, перешла на работу в детский дом. «Пишу несколько детских пьес, одна из них получает премию, а меня награждают грамотой», - писана она в 1944 г. [35]. К весне 1944 г., восстановив свои силы, она смогла вернуться к прежней работе. Л.А. Чуич возвратилась в Томск, где в Индустриальном институте учился ее младший сын, и устроилась на работу в ТГУ (с 1 мая 1944 г.). Здесь она исполняла обязанности заведующей кафедрой русского языка и литературы, была членом ученого совета ТГУ. В сентябре 1946 г. была уволена из университета в связи с переходом на инвалидность [36].

Из личного дела студента Томского индустриального института Воислава Георгиевича Чуича выяснилось, что в августе 1941 г. его старший брат Александр работаз преподавателем математики в педучилище в г. Камне Новосибирской области, а средний брат Игорь - секретарем Краснопреснен-

ского райкома ВЛКСМ в Москве. Позже, в 1944 г., Л.А. Чуич писала о том, что на фронте, защищая Родину, погиб один из ее сыновей - политрук, но не называет его по имени [35].

Воислав Чуич в институте характеризовался как активный комсомолец и отличный организатор [37]. В 1945 г. он перевелся в Ленинградский горный институт.

Таким образом, налицо глубокий личностный потенциал семьи Чуич, проявленный ими в духовной жизни Томска, в истории становления Томского педагогического института. В этой семье нашла свое отражение целая историческая эпоха, полная трагизма и вдохновения. Стремление узнать этих людей - одна из многочисленных попыток понять и прочувствовать историю и семьи, и страны.

Примечания

1. Литература о Г.Т. Чуиче: Сысоева A.C. Он так верил, что отказался от сына... II Советский учитель. 1991. 21 опт,; То же II Красное знамя. 1991. 7 нояб.; Первый ректор, первые годы II Томский государственный педагогический университет, 2-е изд., перераб. / Авт,-сост. Л.Ф, Пичурин. Томск, 1995. С. 8-9; Найбороденко Л.М., Бабий НА. Первый ректор Томского государственного педагогического университета II Молодежь и наука: проблемы и перспективы. I! областная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 1998, С. 57-59; Чуич Георгий Трифонович II Профессора Томского университета. Томск, 1998. С. 482-484. К сожалению, эти статьи, кроме последней, не содержат указаний на источники исследования. В статье о Г.Т. Чуиче (Профессора Томского университета) приводятся научные труды Г.Т. Чуича и один источник, номер которого в настоящее время изменен. Это - личное дело Г,Т. Чуича II Архив ТГПУ. Ф. Р. - 566. Оп. 1. Д. 912.

2. Личный листок по учету кадров Г.Т. Чуича // Архив ТГПУ. Ф. Р-566. Оп. 1, Д. 912.

3. В Личном листке по учету кадров, составленном 7 февраля 1941 г. Г.Т. Чуич писал; «...окончил Московский университет (ныне (МГУ)»//Там же. Л. 118.

4. Автобиография ассистента Л.А. Чуич. 13 октября 1937 г. //Там же. Д. 1155.

5. Диплом № 1312 Л.А. Чуич от 19 мая 1914 г. II Там же. Л. 1.

6. Личный листок по учету кадров Г.Т. Чуича от 7 февраля 1941 г. /7 Там же. Д. 912. Л. 100.

7. Краткая автобиография профессора Г.Т. Чуича. 14 октября 1937 г. //Там же. Л. 113.

8. Автобиография Л.А. Чуич (кафедра языкознания) II Там же. Д. 1155, Л. 24,

9. Автобиография Л.А. Чуич, 8 мая 1944 г, IIГАТО. Ф, 815, Оп. 29. Д. 434. П. 5.

10. Приказ № 288 ректора ТГУ от 4 сентября 1930 г. Н Архив ТГПУ. Ф, Р. - 566, Оп. 1. Д. 912, Л, б,

11. Извещение ТГУ от 1 февраля 1931 г. II Там же. Л. 1.

12. Приказ № 36 директора ТГУ от 26 апреля 1931 г. II Там же. Л. 35.

13. Приказ№1 от 15августа 1931 г.//Тамже. Оп, 19.Д, 1,Л, 1.

14. Приказ № 3 от 9 сентября 1931 г. II Там же; Приказ № 4 от 12 сентября 1931 г. II Там же.

15. Приказ № 18 от 30 октября 1931 г. II Там же, Л. 12.

16. Приказ Na 297 от 20 января 1933 г. II Архив ТГПУ. Ф, 566. Оп, 1, Д, 4. Л, 6.

1?. Приказ Ms 273 от 7 декабря 1932 г. // Там же. Оп. 19. Д. 3. Л, 137.

18. Приказ № 408 от 1 июня 1933 г, II Там же. Д. 4. Л. 57.

19. Приказ № 11 от 4 января 1938 г. II Там же. Д. 146. Л. 9; Приказ № 339-а от 28 сентября 1939 г. // Там же. Д. 152. Л. 81; Приказ № 342 от 28 сентября 1940 г. II Там же. Д. 25. Л. 23.

20. Приказ № 334 от 8 марта 1933 г. II Там же, Ф. 566. Оп. 1. Д. 4, Л, 97,

21. Приказ № 323 от 22 февраля 1933 г. II Там же, Д, 4. Л. 55.

22. Приказ № 182 от 23 июля 1932 г. II Там же. Оп, 19, Д. 3. Л. 4.

23. Характеристика Г.Т, Чуича II Там же. Д. 912. Л. 46.

24. Сысоева A.C. Он так верил, что отказался от сына... II Красное знамя, 1991.7 нояб.

25. Выписка из приказа № 55 по ТГПИ от 4 ноября 1937 г. II Архив ТГПУ. Ф. Р. - 566. Оп. 1. Д. 1155. Л. 11.

26. Личный листок по учету кадров Г,Т. Чуича от 7 февраля 1941 г. II Там же. Д. 912.

27. Выписка из приказа № 50 по ТГПИ от 7 марта 1938 г. II Там же. Д. 1155. Л. 21.

28. Выписка из протокола совета ТГПИ от 14 января 1937 г. II Там же, Д. 912, Л. 67.

29. Чуич Г.Т. М.В. Ломоносов II Венау. Белград, 1911. Кн. Ш и IV; Русская литература (1860-1910 гг.) II Тр. Ворон, ун-та, 1926. Т. III. II Там же. С. 26,

30. Выписка из протокола ученого совета ТГПИ от 20 апреля 1940 г, II Там же. Л. 81,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Выписка из протокола заседания ученого совета Ленинградского государственного педагогического института им, А.И. Герцена от 26 февраля 1940 г. II Тан же. Д. 1155.

32. Выписка из протокола № 30 от 21 сентября 1940 г. // Там же. Л. 54.

33. Удостоверение профессора Г,Т. Чуича. 1941 г. II Там же. Д, 912, Л. 128.

34. Научные труды Л.А, Чуич: Словесно-художественное оформление Октября II Советское просвещение, Воронеж, 1927, Кн. 1. (Соавтор Н. Загоровский); Пьеса «Октябрь» II Там же, В печати: К вопросам борьбы за стилистическую грамотность. 1935.; Грамматическое выражение сравнения в русском языке. 1940,

35. Автобиография ДА Чуич от 8 мая 1944 г, II ГАТО, Ф, 815. Оп, 29. Д. 434, Л. 6.

36. Приказ № 161/с по ТГПИ от 23 июля 1946 г. - «Уволить как инвалида II группы с 1 сентября 1946 г.» II Там же. Л. 3.

37. Личное дело студента В.Г. Чуича. 1941-1945 гг. I/ Архив ТПУ. Ф. 816. Оп. 6. Д. 7141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.