Л.И. Боженко. Исторический факультет Томского пединститута: основание и первое.
24. Там же.
25. Там же.
26. См., например: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3102, Л. 9.
27. Сибирская жизнь. 1916.12 янв. № 8,
28. ГАТО, Ф. 126. Оп. 2. Д. 3012, Л. 129.
29. ГАТО, Ф. 126. Оп, 2. Д. 3139. Л. 32 об,
30. ГАТО. Ф. 126, Оп. 2. Д. 3101. П. 82.
31. ГАТО, Ф. 126, Оп. 2. Д. 3102. Л, 112, Реально военно-промышленный комитет осуществил заказ на 75 двуколок по 220 р. каждая. См.: ГАТО. Ф. 126. Оп. 2, Д. 3139. Л. 32 об.
32. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3102. Л, 112.
33. ГАТО. Ф, 126. Оп. 2. Д. 3102. Л. 123.
34. ГАТО, Ф. 126. Оп. 2, Д. 3102. Л. 110.
35. ГАТО. Ф. 126, Оп. 2. Д. 3102. Л. 122.
36. Там же.
37. ГАТО. Ф, 126. Он. 2. Д. 3102. Л. 149.
38. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2, Д. 3102. Л, 149 об.
39. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3102. Л. 169,169 об,, 176.
40. ГАТО, Ф. 126. Оп. 2. Д. 3102. Л. 174.
41. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3102. Л, 173,173 об.
42. Утро Сибири. 1915.18 сент. №203; 18 дек. N»277.
43. ГАТО. Ф. 126, Оп. 2, Д. 3012, Л. 247,
44. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2, Д. 3102. Л. 324.
45. Сибирская жизнь. 1916.8 марта. № 53.
46. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3102. Л, 414,414 об.
47. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3102. Л. 172 об.
48. Утро Сибири. 1914,23 сент. № 210.
ЛИ. Боженко
Томский государственный педагогический университет
Обращение к данной теме диктуется прежде всего юбилейными соображениями - в 2002 г. историческому факультету Томского государственного педагогического университета исполнится 70 лет. Учитывая то, что объем журнальной статьи ограничен, автор ее расскажет только о том, когда и при каких обстоятельствах был основан исторический факультет, о его структуре, кафедрах, преподавательских кадрах, студенческом контингенте и о выпусках учителей истории, которые произвел факультет в первое десятилетие своего развития.
28 сентября 1930 г. открылся педагогический факультет Томского государственного университета. В его составе было образовано 11 кафедр различного профиля, в том числе кафедра всеобщей истории. В приказе директора Томского университета профессора Д.В. Горфина, подписанном им 3 октября 1930 г., среди зачисленных по педагогическому факультету преподавателей был указан как «преподаватель истории классовой борьбы» «тов. Жуховицкий» (к сожалению, инициалы отсутствовали), После образования кафедр он был «допущен
к временному исполнению обязанности ассистента (с почасовой оплатой)» по кафедре всеобщей истории с 1 октября 1930 г, [I]. Данная кафедра и этот преподаватель, можно сказать, положили самое начало будущему историческому факультету пединститута,
В 1931 г. на основании постановления Совнаркома РСФСР от 13 июля 1931 г. «О реорганизации государственных университетов» на базе педагогического факультета Томского университета был организован Томский педагогический институт [2]. Исходя из функциональных признаков управления и с учетом местных особенностей работы, а также штатного расписания Наркомпроса РСФСР, в Томском педагогическом институте была установлена структура управления, которая кроме прочего включала три отделения во главе с заведующими -литературное, физико-техническое и химико-технологическое. В составе литературного отделения была открыта теперь уже общая кафедра - кафедра истории, заведующим которой был назначен Николай Яковлевич Костеша, он же - первый заведующий литературным отделением [3].
Вестник ТГПУ. 2001. Выпуск 3 (28). Серия: ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
Этапным в истории основания исторического факультета пединститута стал 1932 г. И неслучайно - этот год вообще был знаменательным в развитии педагогического образования в нашей стране. В этот год совершился, без всякого преувеличения, крутой поворот в сторону решительного отказа от всякого рода методического прожектерства в жизни Педагогического института, совершенный постановлением ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». В постановлении было прямо сказано, что вузы уделяют совершенно недостаточное внимание качеству учебной подготовки, и делался вывод - надо перестроить работу в высшей школе таким образом, чтобы и структура вуза, и формы и методы работы во всей их совокупности способствовали бы совершенствованию подготовки специалистов, вооружали бы их более глубокими знаниями.
Составной частью этой перестройки стали меры дирекции Томского пединститута по углублению знаний студентов по истории, их большей специализации, прежде всего по истории своей Родины -СССР. Кафедра истории, функционирующая в составе литературного отделения, эту задачу выполнить в полной мере не могла уже потому, что не обладала нужной самостоятельностью. И руководство института принимает единственно верное решение -вояб\'Г(ить ходатайство пепел Наркомпросом об оттого самостоятельно--- ¿лучить разрешение о
приеме ауденчо» на 1-й курс этого отделения, о назначении заведующего и о начале занятий. Суда по немногим сохранившимся архивным' документам, это ходатайство было удовлетворено и в начале первого семестра 1932/33 уч. г. (официально ! октября 1932 г.) в Педагогическом институте было открыто историческое отделение, заведующим которого был назначен Н.Я. Костеша, и произведен набор на это отделение [4].
Историческое отделение, с которым связано основание исторического факультета, действовало вначале в составе единственной кафедры - кафедры истории, заведующим которой остался Н.Я. Костеша. В декабре 1932 г. «в целях повышения качества работы кафедр института» кафедра истории была укрупнена путем объединения ее с кафедрой философии в единую кафедру истории и философии, заведовать которой стал философ доцент К.В. Лейзен. В 1932/33 уч. г. кафедра истории и философии, заведование которой перешло к доценту Г.М. Акимову, имела в своем составе 6 сотрудников, в том числе историки - доцент Н.Я. Костеша и ассистенты С.Н. Бенклиев и А.И. Немиев. Для занятий студентов при кафедре был открыт специальный кабинет истории и философии [5].
Сказать что-либо об историческом отделении и о кафедре истории и философии в 1932/33 —
1933/34 уч. гг. довольно трудно, поскольку информация об этом и в государственном архиве Томской области, и в архиве ТГПУ, по сути дела, отсутствует. Некоторое представление об этом дает приказ директора пединститута № 653 от 25 марта 1934 г. «О состоянии работы кафедр Томского пединститута за январь - февраль месяцы». В приказе отмечено, что в работе кафедр института «есть определенные достижения», и в качестве конкретного примера приведена кафедра истории и философии (заведующий - доцент Г.М. Акимов), которая является «одной из передовых кафедр института» и «ей по праву должно быть отдано первенство по общественной работе вне стен кафедры». В приказе отмечено также, что кафедра развернула большую работу и по оказанию помощи студентам. В приказе отмечена также хорошая работа кабинета истории и философии, который является «наиболее посещаемым студентами». Отметив в работе кафедры отдельные недостатки, директор института отнес кафедру истории и философии к числу лучших в институте [6].
К сожалению, в приказе не было сказано о характере и качестве преподавания на историческом отделении истории как предмета. А здесь, судя по документам того времени о состоянии исторического образования не только в школах, но и в вузах, требовалась серьезная перестройка, имея в виду те серьезные недостатки, которые были в преподавании истории. Преодолению их существенным образом способствовало принятие Совнаркомом СССР и ЦК партии 15 мая 1934 г. постановления «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Отметив, что преподавание истории носит отвлеченный, схематический характер, что исторические факты и события излагаются преподавателями без хронологической последовательности, что они не дают характеристики историческим деятелям и что связное изложение истории подменяется отвлеченными социологическими схемами, высшие государственные и партийные органы потребовали коренным образом изменить преподавание гражданской истории. Если оценивать в целом, это постановление при всех его идеологических издержках, неизбежных в то время, восстанавливало историю как предмет [7].
Выход в свет постановления высших органов власти, значительно повысившего значимость истории как предмета, способствовало тому, что уже в 1934 г. последовало решение - историческое отделение Томского пединститута преобразовать в самостоятельный исторический факультет. Решение это было принято, если обратиться к приказам директора пединститута, в октябре 1934 г.: в приказе № 781 от 3 октября в числе пяти отделений еще указано историческое отделение, а в следующем приказе Ад 782 от 5 октября вместо отделений на-
Л,И, Боженко, Исторический факультет Томского пединститута: основание и первое.
званы факультеты, в том числе исторический. Деканом. трех гуманитарных факультетов - исторического, литературного и педагогического - был назначен историк Н.Я. Костеша, а временно исполняющим обязанности заместителя декана - филолог П.Е. Евсевьев, но уже в ноябре его сменил филолог В.А. Плышевский [8].
Следовательно, о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что исторический факультет в Томском педагогическом институте был официально открыт 3-5 октября 1934 г. в составе одной кафедры - кафедры истории и философии, заведующим которой оставался доцент Г.М. Акимов.
Преподавательский состав исторического факультета в первые годы оставался немногочисленным. В приказе по институту от 19 ноября 1934 г. по кафедре истории и философии числилось всего три преподавателя - доценты Н.Я. Костеша и Г.М. Акимов и и. о. доцента С.Н. Бенклиев. В следующем 1935 г. кафедра истории и философии вновь была разделена, и на кафедре истории стали работать 5 преподавателей - и. о. профессора В.Я. Ягов, доценты Н.Я. Костеша и Озерская, и. о. доцента С.Н. Бенклиев и ассистент М.П. Кувшин-ская [9].
Конечно, и этих кадров преподавателей-историков было совершенно недостаточно, чтобы обеспечить учебный процесс на факультете. К этому времени на трех курсах факультета обучалось более 70 студентов. Между тем штаты факультета были определены только в 8 ставок, 3 из которых оставались по разным причинам вакантными. Имея в виду заметно возросший к концу 30-х гг. контингент обучавшихся тогда на истфаке, а также ставший к этому времени многопредметным учебный план, нельзя не отметить, что такие скудные штаты преподавателей сильно ограничивали возможности осуществления всей работы на факультете; и учеб-но-методической, и научно-исследовательской, и полити ко-воспитате л ьной.
Положение с кадрами преподавателей на историческом факультете стало несколько улучшаться с 1938/39 уч. г., когда на факультете было принято несколько новых штатных преподавателей и совместителей почасовиков, что позволило, наконец-то, образовать две самостоятельные специальные исторические кафедры - кафедру истории СССР и кафедру всеобщей истории в следующем составе. Кафедра истории СССР: первый временно и. о. заведующего кафедрой - и. о. доцента И.Д. Непомилуев, сотрудники -и.о. доцента Н.Я Костеша (он же декан истфака), ассистенты Г.В. Трухин, М.П. Кувшинская и Н.С. Рукив. Кафедра всеобщей истории: первый временно и. о. заведующего кафедрой - и. о, доцента P.E. Кутель, и. о. доцента С.Н. Бенклиев, старший преподаватель Л .А. Плискина и ассистент И.С. Ма-наенков [10].
В конце рассматриваемого периода на исторических кафедрах факультета, которые то сливались, то делились, работали 16 сотрудников, среди которых (кроме названных) были профессор К.Э. Гри-невич, Г.М. Акимов, И.П. Матвеев, И.В. Ластиков, Ф.Д. Виданов, В.А. Рулевой, Г.Т. Уваров, Е.Т. Те-кутьева. В числе преподавателей истории оказалось в это время несколько первых выпускников истфака - В .Д. Верходубов, H.H. Аксенов, Р.Н. Оксенюк, И.П. Рекута, А.И. Житников [11].
Таким образом, преподавательские кадры исторического факультета росли и укреплялись. Что касается уровня квалификации., то, как можно заключить из приведенных данных, количество высококвалифицированных преподавателей-историков (профессоров и доцентов) было сравнительно большим. Правда, среди них было довольно много совместителей, состоявших в штатах других вузов Томска, а среди доцентов половина еще не имела ученых степеней и званий и носила поэтому приставку «и. о.». Впрочем, исторический факультет не был в этом отношении исключением среди других факультетов, о чем говорит сводная таблица «Профессорско-преподавательский состав Томского пединститута», в которой приведены данные о числе профессоров, доцентов, и. о. профессоров, и. о. доцентов, старших преподавателей, ассистентов и преподавателей института с 1935/36 по 1940/41 уч. г. I12].
В рассматриваемый период заметные изменения претерпел контингент студентов исторического факультета.
В 1932/33 уч. г. на открытое в этом году историческое отделение было принято 20 человек. Среди первых студентов исторического отделения, которые стали потом первыми выпускниками истфака, были А.Д. Аникеева, К.С. Глебов, А.Ф. Дмитриева, А.И. Жаховская, И.П. Леонов, A.M. Павдюк и др. В год преобразования исторического отделения в исторический факультет на первый курс было принято 20 человек, на втором курсе осталось 11 человек, на третьем - 8, т.е. на дневном отделении факультета в 1934/35 уч. г. обучалось 39 студентов. В следующем 1935/36 уч. г. в итоге зачетной сессии были переведены: с первого курса на второй - 40 студентов, со второго на третий курс -11, с третьего на выпускной четвертый курс - 29, т.е. в общей сложности более 100 студентов [13].
В последующие годы объемы набора студентов на исторический факультет постоянно увеличивались: в 1937/38 уч. г. выдержали вступительные испытания и подлежали зачислению 21 человек, В 1938/39 уч. г. на первый курс были зачислены 50 человек, и общее число студентов на факультете достигало 130 человек. Достаточно полное представление о контингенте студентов на истфаке дают сведения, содержащиеся в принятых накануне
Вестник ТГПУ, 2001. Выпуск 3 (28). Серия: ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
Великой Отечественной войны, в 1940/41 уч. г., приказах директора института о зачислении на получение стипендии. В этом учебном году были приняты на первый курс 28 человек, зачислены на получение стипендий: первый курс (гр. 79) - 26 человек, второй курс (гр. 74) - 24 человека, третий курс (гр. 66 и 67) - 53, четвертый курс (гр. 54 и 55) - 46 человек, всего 149 студентов. В этом учебном году были зачислены студентами-заочниками исторического факультета 74 человека, это почти столько же, сколько было принято на все остальные факультеты: на литфак - 48, на физмат - 14, естественный - 93 [14].
Таким образом, численность студентов на историческом факультете в течение 30-х гг. неуклонно росла. Она могла быть большей, если бы не отсев студентов с факультета. Отчисляли по разным причинам. Одних отчисляли, как сказано в приказе директора института, «по личной просьбе». Других исключали из числа студентов истфака как «дизер-тиров с фронта учебы» или «за морально-бытовое разложение». Во второй половине 30-х гг., отмеченных широким применением репрессий, прежде всего политических, особенно в 1937-1938 гг., студентов факультета исключали с привлечением к судебной ответственности или за «беззастенчивое сокрытие своего социального происхождения при поступлении в вуз», из-за чего «ряды студенчества нашего советского вуза засорены в значительной степени выходцами из класеовочуждых слоев», или «за связь с врагами народа», выражавшуюся, в частности, в «участии в троцкистской группировке» [15]. Начиная с 1940 г. и до лета 1941 г. появилась еще одна причина, по которой отчисляли из состава студентов факультета - призыв на службу в Красную Армию в связи с неотвратимо надвигающейся военной угрозой нападения на СССР. Так, уже с 8 января 1940 г. были отчислены «в связи с призывом в РККА» студенты 1-го курса истфака М. Ко-шелев, Н. Параев; 2-го курса Ф. Петров и Н, Полив-цев; 3-го курса Н. Скачков. Отчисление из состава студентов факультета в связи с призывом в армию продолжалось на факультете вплоть до начала Великой Отечественной войны [16].
С учетом частичных изменений в студенческом контингенте в конце рассматриваемого периода на историческом факультете обучалось: на дневном отделении - 154 студента, на отделении заочного обучения - 362, всего 516 студентов. Для сравнения приведем общие данные о всех обучавшихся на факультетах пединститута: очников - 675, заочников - 2 480, или всего 3 151 студент [17]. Эти цифры убедительно свидетельствуют о том, что исторический факультет, пройдя организационный период, превратился к началу 40-х гг. по количеству студентов в один из крупнейших факультетов Томского педагогического института.
Своеобразными результатами работы исторического факультета были его ежегодные выпуски специалистов-историков. Знаменательным в этом отношении был 1936 г. - в этом году факультет впервые после своего основания в 1932 г. выпустил молодых специалистов - учителей истории. Правда, существует другая точка зрения на этот счет - Ф.Ф. Шамахова. В его справке «Томский педагогический институт (1930-1950 гг.)», хранящейся в фондах ГАТО, сказано о том, что «в 1933 г. состоялся первый выпуск преподавателей литературы и русского языка, окончивших институт по 3-летней программе, в 1934 г. производятся выпуски физиков, математиков, химиков и биологов, ас 1935 г. начинают выпускаться историки». Эта дата названа и в книге «Томский государственный педагогический университет» (2-е изд. Томск, 1995. С. 149), где сказано, что «первый выпуск - 16 учителей истории -факультет произвел в 1935 году». Внимательный просмотр всех приказов директора института о зачислении абитуриентов на факультет, о допусках к государственным экзаменам", о их сдаче, об окончании института и, наконец, просмотр книг для регистрации выданных выпускникам дипломов, самих дипломов, их копий и копий приложений к дипломам убеждает в том, что первый выпуск исторического факультета состоялся в 1936 г. Что касается числа первых выпускников, то есть такие данные. В 1935 г. были переведены с третьего на четвертый курс (выпускной) в группе 24 -15 студентов, в группе 25-14, т.е. всего 29 студентов. В 1936 г. были допущены к государственным' экзаменам только 15 студентов из названных групп, но в книге регистрации дипломов выпускников истфака, полученных в 1936 г., указаны лишь 8 человек. Учитывая, что это был первый выпуск исторического факультета, укажем их поименно: А.Д. Аникеева, A.A. Аниконова, К.С, Глебов, А.Ф. Дмитриева, Ф.Т. Емельянов, Е.В. Кача-нова, И.П. Леонов, А.М. Павлюк [18].
Далее выпуски студентов-историков дневного отделения выглядели следующим образом: в 1937 г. - 26 выпускников, в 1938 г. - 46, в 1939 -31 выпускник, в 1940 г. - 21. И, конечно, следует особо выделить выпуск историков, произведенный в последний предвоенный учебный год. В 1941 г., которому суждено было стать военным, исторический факультет Томского пединститута окончили 34 историка, в числе которых был и А.П. Калашников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союза [19].
Большинство студентов-выпускников показали на государственных экзаменах достаточно высокий уровень знаний, отлично и хорошо отвечали на экзаменационные вопросы, демонстрировали не только знание предмета, но и умение увязать теоретические положения с современной обстановкой
Т. В. Галкина. У истоков филологического факультета Томского государственного педагогического.
в стране и в мире, с текущими задачами. Гордостью исторического факультета были выпускники, получившие диплом с отличием. Таких в рассматриваемый период оказалось 37 человек, или 1/5 часть выпускников: в 1938 г. - 9 выпускников, в 1939 г. -б, в 1940 г. - 11, в 1941 г. - 11. Среди выпускников-отличников были И.А. Жежеря, Р.Н. Аксенюк, И.И. Жуков, H.H. Аксенов, О.М. Маняхина, VI.В. Столярова, С.А. Заруцкий, Й.В. Игнатов, В,В. Шестаков, Ф.С. Боровой, Ф.С. Пестриков, В.Е. Цысь и др.
Таким образом, всего со времени первого выпуска и до начала Великой Отечественной войны исторический факультет Томского пединститута дал стране, Сибири 173 выпускника дневного обу-
чения и 31 заочника, или всего 204 специалиста -учителей истории.
В заключение можно сказать, что один из старейших факультетов в Педагогическом институте -исторический - со времени своего основания сравнительно скоро прошел период становления, стал одним из крупнейших факультетов по числу студентов, сделав к началу Великой Отечественной войны шесть выпусков, дав более 200 специалистов - преподавателей истории. Вместе с историко-филологическим факультетом Томского университета, восстановленным в 1940 г., исторический факультет Томского педагогического института превращался в базу подготовки квалифицированных кадров историков на востоке страны.
Литература
1. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р. - 815. Оп. 12. Д. 1729. Л. 225,255,
2. ГАТО. Ф. Р.-815.0л. 12. Д. 1914. Л. 65.
3. Архив Томского государственного педагогического университета (АТГПУ), Ф. Р - 566. Оп. 19. Д. 1. Л. 2,3,7,8,14, 4 Там же. Д. 2. Л. 13-14; Д. 3. Л. 135-138,147,162.
5. Там же,
6. Там же. Д. 6. П. 335,344-345.
7. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сб. док, М.; П., 1947. С. 170-171.
8. АТГПУ. Ф. Р. - 566. Оп, 19. Д, 6. Л. 513-514, 574.
9. Там же. Л. 599,606: Оп. 1. Д. 21. Л. 11.
10. Там же. Оп. 19. Д. 148. Л. 21.
11 Там же. Оп. 9. Д. 19. Л. 23; Оп. 18, Д. 21. Л. 11,
12. Там же. Оп, 1.Д. 172, Л. 55.
13. Там же. Оп. 19. Д. 2. Л. 13-14; Д. 3, Л. 147; Д. 6. Л. 2,443; Д, 7, Л. 2.
14. Там же. Оп, 4. Д. 7. Л, 12; Оп, 19. Д. 147. Л. 50.
15. Там же. Оп. 1, Д. 9, Л. 49, 52, 55; Д. 10, Л. 56; Оп. 9. Д, 19, Л, 44, 62: Оп. 19. Д. 6. Л. 199, 724.
16. Там же. Оп. 13, Д. 17. Л. 8.
17. Там же. Оп. 1. Д. 172, Л. 53-54.
18. Там же. Оп, 9. Д. 142.
19. Там же, Оп, 1. Д. 8. Л. 88, 269; Оп, 7, Д. 21; Оп, 9. Д. 24. Л, 28-30; Оп. 19. Д. 21. Л. 23-25,75; Оп. 20. Д. 142.
Г. В. Галкина
V "истоков с-илолс гчческе, с факультета
7СИСКОГС ~ОГ-'ДАРС1ВЕ№ ОГО ПЕДА'ОГ^ 1С КО ГО УНИВЕРСИТЕТА 'К ¡ФТПЕТ'^С СО ПНЯ К^деьчя Г Г V/ИЧА и ЛА ШЧ]
Томский государственный педагогический университет
Изучение истории отдельной семьи, рассматриваемой в качестве фрагмента истории целого народа, не только имеет непреходящее значение для понимания ценностных ориентиров самой семьи, но и является отражением духовной сущности всего народа. Семья живет едиными устремлениями, переживаниями, тревогами и заботами с окружающими ее людьми, ассоциативно сознавая свою целостность и общую судьбу. Революционные преобразования и установление Советской власти в России в 1917 г.
привели к небывалому подъему общественной активности людей, сливая их в «народные массы», строящие коммунистическое общество. Происходило становление человека общественного, повлекшее, однако, за собой невнимание к индивидуальности, «стандартизация» личности советского человека. Последующие сталинские времена также не способствовали проявлению ярких личностных характеристик: люди предпочитати молчать, не вынося своих личных оценок и глубоких чувств за пределы узкого