Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 7 (23). Серия; ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ
К СТОЛЕТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ
М.П. Широкова, С.А. Кочурина
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРЕЕМНИК ТОМСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
Томский государственный педагогический университет
Зарождение профессионально-педагогического образования в г. Томске относится к 1902 г. По Высочайшем}' повелению Государя Императора от 04.02.1902 г. на основании представления департамента промышленности, науки и торговли Государственного Совета с 1 июля 1902 г. в г. Томске учреждался первый в Сибири Учительский инсти-"тут. II. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1428. Л. 37, 37 об.].
Положением от 31 мая 1872 г. учительские институты наделялись статусом средних специальных мужских бессословных учебных заведений с трехлетним сроком обучения. Учреждались инстшуты с целью подготовки учителей для городских (пяти-шесга-летних) бессословных училищ. Отличительной особенностью учительских институтов являюсь то, что они готовили учителей по всем предметам для повышенной школы, соответствующей, примерно, современной неполной средней школе [2]. В учительские институты принимались выпускники учительских семинарий, городских и уездных училищ, гимназий. Воспитанники института изучали специальные педагогические дисцигаины, получали знания по предметам городских и уездных училищ в расширенном объеме, приобретали навыки педагогической практики в специально созданном при институте городском училище [3]. Томский учительский институт находится в ведении попечителя Западно-Сибирского учебного округа и существовал за счет государственной казны. Западно-Сибирский учебный округ был создан в 1885 г. и включат территорию Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев и Северного Казахстана. Попечитель округа находился в Томске, в 1900 г. попечителем был назначен тайный советник Л. И. Лаврентьев [4].
Одновременно с учреждением в Томске Учительского института Государственным советом бы-л о принято рем б НИ6 об ассигновании средств (216 тыс. 200 руб.) на строительство для него специального корпуса [1. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1428. Л. 37 об], на выделенном в дар томскими городскими властями (городской думой, городским головой, городской управой) участке земли в 3600 кв. саженей на пере-
сечении улиц Киевской, Новгородской, Александровской (ныне - Герцена). Нечаевской (ныне - пр. Фрунзе) [1. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1428. Л. 4, 5, 5 об.. 13, 14, 15]. Открытие в университетском городе Томске 26 сентября 1902 г. Учительского института явилось заметным событием в культурной жизни всего Сибирского региона. Первоначально институт располагался в арендованном частном доме по ул. Никитской. Строительство специального корпуса института завершилось к лету 1905 г. Однако занятия в нем были отложены до августа 1906 г., поскольку поступило распоряжение о передаче выстроенного здания под военный госпиталь для раненых на Дальнем Востоке [5]. Подобные же распоряжения в чрезвычайных условиях русско-японской войны касались многих учебных заведений Сибирского региона.
Учительский институт просуществовал в Томске до начата 1920 г. В числе его преподавателей работали сотрудники Томского государственного университета (В.В. Сапожников, С.И. Гессен, П.Ф. Ломовицкий и др.) и Технологического института (A.B. Угаров, В.Н. Пинегин, В.Ф. Юферов и др.). Институт заложил основы профессиональной и теоретической подготовки педагогов, подготовил первые квалифицированные учительские кадры. К 1917 г. только в школах Западно-Сибирского учебного округа работало около 100 выпускников Томского учительского института [6]. Постепенно учебные программы и методы преподавания в институте приобретали черты выше средних учебных заведений, слушатели института при подготовке к занятиям пользовались вузовскими учебниками, которыми располагал библиотечный фонд института [1. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1704. Л. 215, 215 об. 216, 216 об ].
С 1905 г. неоднократно на самом высоком уровне обсуждался вопрос о реформировании учитель-СКИХ ИНСТИТУТОВ, Так, в 1907 г. Министерство народного просвещения издало распоряжение о специализации подготовки учителей в инеттутах по отделениям: а) естественно-математическому и б) литературно-историческому, но эта специализация так и не была проведена официально [2]. В 1912-1914 тт. депутатами
М.П. Широкова, СЛ. Кочурина. Томский государственный педагогический университет.
г ос\ дарственных дум III и IV созыва обсуждался вопрос об увеличении срока обучения в учительских институтах до 4-х лет и превращении этих учебных заведений в высшие [7]. Однако начавшаяся в августе 1914 г. первая мировая война не позволила окончательно решить назревший вопрос. 14 июня 1917 г. Временным правительством была объявлена коренная реформа учительских инстшугов в России. Законом от 17 июня 1917 г. «Об изменении штата учительских институтов» они были преобразованы в учебные заведения шла выше средней школы. Согласно новым правилам приема в институт допускались лица, получившие среднее образование и имевшие педагогический стаж. Срок обучения по-прежнему составлял три года. В институте, подобно вузам, учреждались три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-географическое. Выпускники института получали звание учителя высшего начального училища [8, с. 73]. Из архивных материалов следует, что в Томске уже летом 1917 г. закон Временного правительства был принят к исполнению [1. Ф.Р. 72. On. 1. Д. 36. Л. 67, 67 об.].
Установление советской власти в России сопровождалось перестройкой всей системы народного образования. В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 5 июня 1918 г. все учебные заведения были переданы в ведомство Народного комиссариата по просвещению. Положением СНК РСФСР от 18 июня 1918 г. общее руководство делом народного образования было возложено на Государственную комиссию по просвещению, высшим руководящим органом которой являлся Всероссийский съезд по просвещению [9. с. 13-16]. I Всероссийский съезд по просвещению (август 1918г.) принял решение о реорганизации специальных профессионально-педагогических учебных заведений. Зам. наркома просвещения М.Н. Покровский поддержал идею превращения учительских институтов в высшие учебные заведения. На Всероссийском совещании по подготовке преподавателей в августе 1918 г. он говорил о «необходимости коренной реформы учительских институтов, которые с прошлого года номинально возведены в ранг вуза... Учительские институты основаны были для мужиков и приноровлены к тому, чтобы наука там преподавалась в урезанном и сокращенном виде,.. (Теперь) учитель должен быть хорошо и широко образованным, но вместе с тем чуждым дилетансгва» [Цит, по: 8, с. 73], Осенью 1918 г. Отдел подготовки учителей Наркомпроса под руководством заведующего К.Н. Левина разработал план мероприятий, в котором было преду смотрено, в том числе «I. Немедленное преобразование учительских институтов в высшие педагогические учебные заведения, подготовляющие глубоко образованных педагогов...» [10,11].
5 октября 1918 г. план преобразований был доложен пленуму Государственной комиссии по просвещению и получал ее одобрение. Тогда же был разработан проект «Устава учительских институтов и опытных при них школ». В проекте указывалось, что «Учительский институт есть высшее учебное
заведение...» [Цит. по: 8, с. 73].. Председательствовавший зам. наркома просвещения М.Н. Покровский вновь поддержал предложение Отдела подготовки учителей Наркомпроса о переходе учительских инстшугов на положение высших учебных заведений. При этом он резко подчеркнул, что новое учебное заведение должно называться исторически установившимся именем высшего специального педагогического учебного заведения - «Педагогический институт» [8, с. 74].
В течение ноября - декабря 1918 г. началась реорганизация учительских институтов. Между тем в августе 1919 г. II Всероссийское совещание деятелей по подготовке учителей приняло новое решение о преобразовании педагогических учебных заведений с целью их сближения с единой трудовой школой. Педагогические и учительские институты, учительские семинарии, педагогические курсы объединялись в институты народного образования (ИНО). II Всероссийский съезд деятелей по подготовке учителей поддержал это решение и принял устав ИНО, из которого следовало, что «1. Институты народного образования - суть высшие учебные заведения...» [12, с. 43]. Эти институты как единый тип высшего педагогического учебного заведения хотя и получили широкое распространение в 1919-1920 гг., оказались нежизненными по ряду причин и были реорганизованы в практические институты народного образования.
В Практический институт принимали лиц, не имевших среднего образования, и первый год обучения в институте отводился на устранение пробелов в освоении программы средней школы. Последующие три года студенты Практического института должны были усвоить вузовские дисциплины. В «Положении о практических институтах» указывалось: «2. Практические институты имеют все права высших учебных заведений...» [12, с. 48]. Организация практических институтов была неудачной попыткой подготовки квалифицированных кадров, и через полтора года Главпрофобр отказался от этой реформы. Практические институты были вновь подвергнуты преобразованиям:.часть из них была реорганизована в институты политпросвещения, часть - в педагогические факультеты университетов, часть в педагогические курсы и т.д.).
Томский учительский институт, как и другие учебные заведения Сибири, вусловиях революции и гражданской войны подвергся серьезным испытаниям. Дело в том, что советская власть в Томске была установлена в начале декабря 1917 г. Однако уже весной 1918 г. она быш свергнута в результате начавшейся гражданской войны. До середины декабря 1919 г. в Сибири попеременно правили Западно-Сибирский комиссариат, Временное Сибирское правительство и Всероссийское правительство адмирала A.B. Колчака. В 1918 г. был ликвидирован Западно-Сибирский учебный округ, и Томский учительский инстапут входил в подчинение Министерства народного просвещения этих правительств. Во главе министерства долгое вре-
Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 7 (23). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
мя был профессор Томского университета В.В. Сапожников. Следовательно, весь этот период на территории Сибири законодательство РСФСР не действовало. Сибирское правительство неоднократно поднимало вопрос о преобразовании Учительского института в педагогический [14; 1. Ф. 102. On. 1. Д. 895. JI. 23], однако он так и не был решен в течение 1918-1919 гг. С установлением советской власти в Томске деятельность Учительского института была приостановлена, а его корпус в нарушение Декрета СНК РСФСР от 2 июля 1918 г. и Постановления СНК РСФСР от 5 октября 1918 г. [9, с. 515] был передан военному ведомству под курсы комсостава и госпиталь [1. Ф. Р. 28. On. 1. Д. 1217. Л. 14], При этом ни СНК РСФСР, ни местными органами власти решения о закрытии института не принималось, и как юридическое лицо он продолжал существовать.
В результате безграмотного реформирования научная, учебная и материальная база Томского учительского института была фактически утрачена. В тех условиях привлечение потенциала Томского государственного университета к реорганизации Учительского института было единственной возможностью восстановления системы подготовки педагогических кадров. Предлагалась следующая схема возрождения института: сначала на базе ТГУ открыть педагогический факультет, сформировать преподавательский корпус, подготовить материальную базу, а затем придать высшему педагогическому учреждению статус самостоятельного учебного заведения. В соответствии с этим планом мероприятий, благодаря усилиям преподавателей ТГУ В.Н. Наумовой-Широких, Г.Т. Чуич, В.А. Малеева, М.И. Усанович. Ф.Ф. Шамахова и других в феврале 1930 г. в университете начал работу педагогический факультет [1. Ф.Р. 815. On. 1. Д. 652. Л. 286]. С самого начала он был наделен автономностью. Дирекция, учебная часть и гуманитарные кафедры педагогического факультета располагались в корпусе Учительского института (Киевская, 60) [1. Ф. Р. 566. On. 1. Д. 1. Л. 2]. В авгу сте 1931 г. данный этап реорганизации был в основном завершен. Постановлением СНК РСФСР № 752 педагогический факультет был преобразован
в Педагогический институт. Осенью 1932 г. институт полностью освоил помещение на ул. Киевской, 60 и, таким образом, Учительский институт был фактически восстановлен как Томский государственный педагогический институт. Подобным образом возрождалось большинство высших педагогических заведений страны.
Дальнейшее реформирование системы педагогического образования привело к организации в 1935 г. в стенах Томского государственного педагогического института на его научной и материальной базе нового структурного подразделения - учительского института. Этот институт предназначали для у ско-ренной подготовки учителей У-УП классов. Срок обучения студентов был двухлетним. По окончании института его выпускники имели возможность продолжить образование в Педагогическом институте, при этом они зачислялись сразу на 3-й курс. Учительский институт при ТГПИ просуществовал до 1956 г. Новая реформа педагогических учебных заведений привела к ликвидации учительских институтов, сыгравших свою историческую роль в деле ускоренной подготовки кадров [13].
В 1990-х гг. началась новая перестройка всей системы общего и профессионального образования. В 1995 г. Томский государственный педагогический институт успешно прошел государственную аттестацию. Приняв во внимание высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и научно-педагогический потенциал ТГПИ, оценив качество подготовки специалистов, Министерство образования РФ присвоило вузу ст ату с Педагогического университета (приказ № 352 от 26 июня 1995 г.).
Таким образом, реформирование профессионально-педагогических учебных заведений происходило в течение всего времени их существования с учетом конкретно-исторических условий, возможностей и задач подготовки квалифицированных кадров для системы народного образования. Есть все основания говорить об исторической преемственности Томского учительского института с Педагогическим ин-стшутом и Педагогическим университетом.
Литература
1. Госудаственный архив Томской области.
2. Шимберев П.Н. Педагогическая подготовка учителя средней школы в царской России //Педагогическое образование. 1949. №12. С. 58.
3. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. V. СПб., 1877. Стлб. 1888-1197.
4. Город Томск. Томск, 1912. С. 14.
5. Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существования. 1885-1910 гг. Томск, 1910. С. 23.
6. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. Изд. 8-е. Томск, 1916.
7. Клюжев Д.И. О реформе учительских институтов II Русская школа. 1912. № 3, С. 99.; Обзор деятельности Государственной Думы III созыва (1907-1912) Ч. 1. Спб., 1912. С. 167,233 и др.
8. Желваков НА Начало строительства советского педагогического образования (1917-1920 гг.) II Советская педагогика. 1947. № 10. С. 73,
9. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917 -1973 гг. М„ 1974.
10. Народное просвещение. 1919. №26.
11. Народное просвещение. 1921. № 21-22.
12. Васильев К.И. Очерки по истории высшего педагогического образования в РСФСР (1918-1932). Воронеж. 1966.
13. Томский педагогический институт. 1931-1981. Томск, 1981. С. 13.
14. Сегодня. 1919. 5 апр.