Научная статья на тему 'Развитие начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в связи с планами введения всеобщего обучения'

Развитие начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в связи с планами введения всеобщего обучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
445
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВСЕОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / WESTERN AND SIBERIAN EDUCATIONAL DISTRICT / ELEMENTARY EDUCATION / GENERAL ELEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Войтеховская Марина Петровна

Хронологические рамки статьи ограничены периодом существования Западно-Сибирского учебного округа с 1885 г. до установления Советской власти в Сибири; географические границами Тобольской и Томской губерний, Акмолинской и Семипалатинской областей. Статья посвящена проблемам развития начального образования в регионе в связи с планами введения всеобщего начального обучения. Работа написана на основе изученных документов Российского государственного исторического архива и Государственного архива Томской области, опубликованных нормативных, информационных и статистических документов XIXначала XX в., исторической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of elementary education in Western and Sibirian educational district in connection with introduction of general education

Chronological frames of the article are limited by the period of existence of Western and Sibirian educational district since 1885 till Soviet power establishment in Sibiria; geographical frames are limited by the boundaries of Tobolsk and Tomsk provinces, Akmolinskaya and Semipolatinskaya regions. The article is devoted to the problems of development of elementary education in the region in connection with the plan of introduction of general elementary education. Elementary education in pre-revolutionary Russia consisted of two stages, they were elementary of 3-4 years of study and upper elementary of 5-7 years of study. One-form elementary schools of the Ministry of Public Education and the schools of other institutions, that corresponded the level of the basic educational programs, belonged to elementary educational institutions. Rural two-form elementary and municipal schools belonged to elementary schools of upper level according to the Statute of May 31, 1872. They were renamed as upper elementary schools in 1912. The development of education in Western and Siberian educational district had a series of peculiarities. Firstly, in the region the local territorial self-administration was not established, in particular in the central part of the empire district councils were occupied with building of schools and providing children of school age with general education. During the period of Stolypin's reforms Sibiria became the place of massive peasant migration from western and central parts of Russia. Significant migrational processes prevented the establishment of integrated school network, made difficult the opportunity to predict the population and children of school age in some regions. The territory of educational district differed its low density of population. The question of finantial practicability of opening of state schools arose. Multicultural population needed the development of education regarding cultural needs and opprtunities of the region. By 1885 in Western and Siberian educational district there were only 666 elementary schools; by 1909 their amount became two times bigger. In 1907-1908 the government and the State Duma discussed the bill of introduction of general elementary education in the extent of elementary school. In the Russian Empire this project didn't become law, but since 1908 additional finances were given for the needs of elementary education. In Western Siberia as well as in Russia as a whole the plans of elementary schools extension were thought of. It was done due to the initiative of the locals since 1909, then due to the financial support of MNE since 1912. During 8 years the number of elementary schools in the district increased in 2.2 times, particularly due to the additional finances for schools in in-migrant regions. A very important role in the process of literacy extension was played by schools of Orthodox Department. In 1911 it was possible to provide all 8-11-year-old children with elementary education in some towns of Western Siberia due to the joint efforts of different departments. The First World War and the revolution put some changes into the peace plans of the country. According to the data of 1918 in Western Siberia about 35 % of school age children were taught in elementary schools of all types. In Tobolsk province there were 113 literate persons among 1000 citizens, in Tomsk province 104, in Akmolinskaya region 99, in Semipolatinskaya region 43. In October, 1918 "The Statute about General Labour School of the RSFSR" was adopted; and only in August, 1930 the resolution "About General Compulsory Elementary Education" for 8-15-year-old children in the extent of 4-year-course of elementary school was taken.

Текст научной работы на тему «Развитие начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в связи с планами введения всеобщего обучения»

2011 История №4(16)

VII. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.075:93 (571.1)

М.П. Войтеховская

РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ В СВЯЗИ С ПЛАНАМИ ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Хронологические рамки статьи ограничены периодом существования Западно-Сибирского учебного округа - с 1885 г. до установления Советской власти в Сибири; географические - границами Тобольской и Томской губерний, Акмолинской и Семипалатинской областей. Статья посвящена проблемам развития начального образования в регионе в связи с планами введения всеобщего начального обучения. Работа написана на основе изученных документов Российского государственного исторического архива и Государственного архива Томской области, опубликованных нормативных, информационных и статистических документов XIX- начала XX в., исторической литературы.

Ключевые слова: Западно-Сибирский учебный округ, начальное образование, всеобщее начальное обучение.

Проблема распространения общего начального образования в связи с планами введения всеобщего обучения, как одна из ключевых в развитии отечественного образования в начале XX в., сегодня привлекает внимание исследователей в связи с потребностью более объективно оценить достижения российского образования в дореволюционной период и попытками привлечь педагогический опыт общественности начала XX в. по демократизации школы. В советской историографии по традиции отмечался низкий уровень грамотности населения дореволю-ционной России и неспособность, а часто и нежелание, царского правительства решать проблемы распространения образования в центре и на местах. В современных научных публикациях предпринята попытка восстановить историческую справедливость. На основе объективного изучения широкого круга источников исследователями высоко оцениваются мероприятия Министерства народного просвещения (МНП), деятельность депутатов государственных дум и широкой общественности по развитию системы российского образования и введению всеобщего начального обучения [1; 2; 3; 4], в том числе в сибирском регионе [5; 6; 7; 8]. К сожалению, в некоторых современных работах накопились неточности с объяснением содержания и значения нормативных документов начала XX в., так или иначе связанных с распространением начального обучения. Так,

В.С. Сулимов пишет: «... школьной реформой от 3 мая 1908 года предусматривалось введение обязательного начального бесплатного образования для детей от восьми до двенадцати лет» [9. С. 61]. Неточности в объяснении значения документа от 3 мая 1908 г. можно найти в учебном пособии Н.К. Гуркиной [10. С. 33], в статьях Г.А. Окуше-

вой и Е.Г. Пьяных, О. А. Голиковой и В. А. Волчека [11. С. 72; 12].

Действительно, закон 3 мая 1908 г. расширял возможности распространения начальных училищ, поскольку сверх обычных сумм, ассигнуемых по смете МНП, выделялись дополнительные средства «на поддержание и дальнейшее расширение начального образования» в размере в 6,9 млн руб. в год. Порядок выдачи пособий на начальные училища управлениям образованием губерний и областей, в которых не было введено Положение о земских учреждениях, определялся существовавшим Уставом ученых учреждений и учебных заведений ведомства МНП для одноклассных и двухклассных училищ. Пособия в «земских» губерниях выделялись местным органам самоуправления и сельским обществам на содержание учительского персонала (не менее 360 руб. в год учителю и 30 руб. законоучителю на 50 учащихся школьного 8-11-летнего возраста) тех начальных учебных заведений, которые вошли в школьную сеть. Условиями выдачи кредитов являлись готовность органов самоуправления взять на себя обязательства составления школьных сетей, сохранение прежних размеров расходования средств на образование и обеспечение бесплатности обучения в тех начальных учи-лищах, на которые выделялись казенные средства. Также из суммы указанного кредита 1908 г. было выделено 1,9 млн руб. на строительство зданий и оборудование новых училищ [13. Т. 28. Ч. 1. С. 228-229].

В законе нет ни слова о всеобщем начальном (тем более обязательном) обучении и сроках его введения, а дискуссии по этим вопросам велись вплоть до установления Советской власти. В октябре 1918 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил

«Положение о единой трудовой школе РСФСР», которым было узаконено обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста. Только 14 августа 1930 г. ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.

В истории образования различают понятия «всеобщего начального образования» и «всеобщего начального обучения». Под первым понимают требование наличия соответствующего образования у всех граждан, прежде всего, работающих и военнослужащих как непременного условия допуска к выполнению должностных обязанностей. То есть требование всеобщей ликвидации неграмотности населения со школьного возраста. Под «введением всеобщего начального обучения», как правило, понимали организацию начальных школ для детей соответствующего возраста. В начале XX в. российской общественностью и правительством рассматривались и просчитывались возможности введения всеобщего начального обучения как права реализовать образовательные потребности. Вопрос об обязательности начального обучения (как нормативного требования к родителям обеспечить обучение детей), хотя и поднимался в программах ряда политических партий и союзов, требовал значительных финансовых затрат и воспринимался даже сторонниками обязательности как следующий за введением всеобщего обучения шаг. В дореволюционной России различали понятия образования (как системы полученных знаний определенного уровня) и грамотности (в России грамотным считался человек, умеющий читать, в других европейских странах - читать и писать). В начале XX в. стало общепризнанным утверждение, что простая грамотность не может заменять образования, а подчас даже вредна людям невежественным.

Когда обсуждался вопрос о введении всеобщего начального обучения, то учитывалось, что в России начальное образование имело две ступени - элементарное (одноклассные начальные училища МНП с 3-4-летним курсом обучения и школы, соответствовавшие им по уровню основных образовательных программ иных ведомств) и высшее начальное (сельские двухклассные училища и городские училища по Положению от 31 мая 1872 г., которые с 1912 г. переименовывались в высшие начальные училища). Правительство и большинство российского обще-ства склонялось к требованию введения за счет государства

(средств МНП и органов местного самоуправления) на первом этапе осуществления программ всеобщего обучения в объеме 4 классов начальной школы.

МНП регулярно информировало педагогическую общественность о ходе рассмотрения проекта о введении всеобщего начального обучения. Подтверждением этому являются письма МНП в адрес учительских институтов, семинарий и низших учебных заведений № 687 от 14 января и № 5027 от 20 февраля 1907 г. с текстами проекта и внесенными правительством и парламентариями коррективами [14. Л. 338-342]. Вне зависимости от решения вопроса по законопроекту о введении всеобщего начального обучения в Российской империи, который после длительного обсуждения в Государственной думе и Государственном совете так и не был принят, дополнительные средства МНП на начальное образование выделялись каждый год. Их объём в

1909 г. по закону 10 июня составил 6 млн руб.; в

1910 г. по закону 14 июня - 10 млн руб.; в 1911 г. законом 9 мая - 7 млн руб.; а законом 13 июня 1912 г. - вновь 10 млн руб. [13. Т. 29. Ч. 1. С. 472; Т. 30. Ч. 1. С. 759-760; Т. 31. Ч. 1. С. 310; Т. 32. Ч. 1. С. 652-653].

Западно-Сибирский учебный округ был учрежден с 1 июля 1885 г. [13. Т. 5. Ч. 1. С. 102] в составе Тобольской и Томской губерний, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областей (последняя была выведена из состава округа в 1889 г.). Территории, вошедшие в состав округа, отличались низкой плотностью населения, что часто ставило перед правительством вопрос о финансовой целесообразности открытия государственных училищ, малочисленность учебных заведений была и во многом остается отличительной чертой сибирской школы. В этих условиях дело просвещения часто попадало в сибирской глубинке либо в руки священнослужителей (церковь, в отличие от школы, была в любом населенном пункте России), либо в частные и общественные руки. Из всех учебных заведений (690) к моменту образования учебного округа собственно принадлежащих МНП было 158 (22,9%), МВД - 164 (23,8 %), Министерству гос. имуществ - 218 (31,6%), станичных и поселковых школ Сибирского казачьего войска -145 (21%), частных - 5 (0,7%) [15. Л. 270]. Основное количество учебных заведений округа (666 - 96,5 %) принадлежало к числу начальных. За период деятельности окружного управления почти в четверть века начальных школ всех ведомств, подчиненных в учебном отношении МНП, стало в 2 раза больше. Основная их часть находилась в сельской ме-

стности. По данным на 1908/1909 уч. год, из 1363 начальных школ округа в городах располагалось 135 (9,9 %), в селах - 1228 (90,1 %) начальных школ [16. Л. 385].

Городские училища находились под опекой местных просветительных обществ и организаций, чаще всего располагали благоустроенными помещениями, были обеспечены учебно-методи-

ческими пособиями, современным учебным оборудованием, литературой и т.д. Важную роль в распространении народного просвещения играли частные пожертвования на открытие учебных заведений и создание дополнительных стипендиальных фондов. К 1909 г. в Западной Сибири было 31 городское училище повышенного типа и 129 низших начальных городских приходских училищ: 61 - в Томской губернии, 30 - в Тобольской губернии, 27 - в Акмолинской области и 11 - в Семипалатинской области [17. С. 201-387].

Из числа сельских училищ за счет земских сборов и средств сельских обществ Томской и Тобольской губерний содержалось 664 (41%) начальных училища округа. К 1909 г. одно- и двухклассных сельских училищ МНП насчитывалось 438 (27% от общего числа); училищ Сибирского казачьего войска - 173 (10,7 %), училищ на линиях железных дорог - 13; сельских приходских училищ Акмолинской области - 5; «бывших горнозаводских и юбилейных Алтайского округа школ» -38; инородческих русско-киргизских училищ и школ Акмолинской и Семипалатинской областей - 80; евангелическо-лютеранских училищ Акмолинской области - 5. Частные училища третьего разряда, как правило, располагались в городах или крупных поселениях, общее число их по округу составляло к 1909 г. 45 (30 - в Томской губернии, 10 - в Тобольской губернии и 5 - в Акмолинской области) [17. С. 223-397].

Значительную роль в распространении начального образования играли церковно-приходские школы и школы грамоты. Разумеется, главным в содержании работы таких учебных заведений было воспитание в православных традициях, по уровню образовательных программ эти школы соотносились с аналогичными Синода из общего числа в 1561 учебное заведение губернии [18. С. 312-313]. К 1912 г. число томских начальных училищ увеличилось до 1932, из них 981 школа (50,8%) принадлежала ведомству Православного вероисповедания [19. С. 32]. По данным на 1916 г., в Томской губернии из 1905 начальных школ 1002 (52,6 %) относились к числу церковных [20. С. 11]. В Тобольской губернии школы Православного ведомства из общего числа составляли около 46-

48%: в 1908 г. - 309 церковно-приходских и 164 школы грамоты из 994 [21. С. 107]; в 1912 - около 600 из 1400 школ [22. С. 15]. В Акмолинской и Семипалатинской областях церковных школ было относительно немного - по данным на 1912 г., в Акмолинской области из 644 учебных заведений таких школ насчитывалось 121 (18,8 % общего числа) [23. С. 71-72].

Развитие образования в Сибири мало соответствовало реальным потребностям населения и запросам местной интенсивно развивающейся экономики. Одна школа в Западной Сибири приходилась в 1908 г. на 2160 жителей и 192 ребенка школьного возраста [24. С. 459]. С 1908 г. по всей России было начато формирование школьных сетей в соответствии с положениями законопроекта

о введении всеобщего обучения. Создание сетей предусматривало прогнозирование численности детей школьного возраста на ближайшие 10 лет; планирование необходимого числа школ в радиусе до трех (позднее - пяти) верст от каждого населенного пункта из расчета до 50 детей на один класс-комплект; расчет финансовых затрат на строительство, открытие и содержание училищ. В земских губерниях задача составления школьных сетей легла на плечи органов местного самоуправления. В территориях, где не было земств, такая задача вплоть до

1912 г. не ставилась, но в Западной Сибири, к примеру, она начала осуществляться благодаря местной инициативе. Из переписки вице-директора МНП И. Воронцовского с попечителем округа Л.И. Лаврентьевым и окружным инспектором А.В. Поповым известно, что работа по составлению школьных сетей была начата в 1909 г. и наиболее успешно осуществлялась в Томской губернии и Семипалатинской области [25. Л. 11об.].

Правительственные структуры управления образованием в Западной Сибири в вопросах составления школьных сетей успешно сотрудничали с местными властями, а городские думы специально создавали соответствующие комиссии. В Томске в такую комиссию вошли семь гласных думы, к участию в работе комиссии были приглашены представители от народных училищ и управления округом (П.Н. Алекторов, А.И. Мисюрев, П.Т. Виноградов, Н. К. Рамзевич). Первое заседание комиссии состоялось 20 декабря 1909 г. и постановило ускорить работу по составлению планов с тем, чтобы привлечь дополнительные средства из казны, главным образом, ссуды из школьно-строительного фонда на училища МНП [26. С. 80-81]. Уже в 1908 г. Рамзевич, преисполненный оптимизма, писал, что «. вопрос о всеобщем обучении в городах, по-видимому, близится к концу» [27. С. 58].

Основания для подобного прогноза были: существовавшие городские училища могли увеличить число учащихся до 50 учеников на 1 учителя; общее число неохваченных образованием детей в городах составляло всего до тысячи человек, вселяло оптимизм и отношение педагогов к поставленной задаче. Как отмечается в Памятной книжке Томской губернии, «наличный контингент учащих в приходских училищах губернии в большинстве случаев правоспособный, работает успешно и держится сравнительно крепко своих мест» [27.

С. 60]. Жалованье учителей составляло в среднем 500 руб., и, «будь для всех учащих готовые квартиры», педагоги могли бы справиться с отделением учащихся не только в 50, но и 60-70 учеников [27. С. 59-60]. Открытие к этому времени Томского учительского института, Семипалатинской и Павловской семинарий, а также педагогических курсов для приготовления учителей и учительниц начальных училищ при Томском двухклассном женском приходском училище, Бийском Пушкинском городском училище, Тарской Мариинской женской прогимназии, Тобольском городском училище и Устькаменогорском Мариинском женском училище вселяло уверенность в обеспечении городских училищ кадрами. Управление учебным округом рассчитывало на расширение сети педагогических учебных заведений в ближайшем будущем [28].

Уже с 1 сентября 1911 г. всеобщее обучение было введено в Томске, и с 1 декабря 1911 г. - в Новониколаевске [25. Л. 11 об.]. В счет осуществления плана городского школьного строительства уже на 1912 г. Барнаулу из казны было отпущено 12 тыс. руб. и Кузнецку - 2 тыс. руб. [25. Л. 14].

В 1912 г. из средств государственного кредита было специально выделено до 20 тыс. руб. на выяснение численности детей школьного возраста в неземских губерниях. Задача сбора статистических данных была возложена на правительственные структуры управления образованием и губернские (областные) училищные советы. В

1913 г. по закону от 7 июля на эти же цели из кредита на начальное образование выделялось до 50 тыс. руб. [13. Т. 33. Ч. 1. С. 750-753]. В региональной исторической литературе встречаются неточности: выделение специальных средств на составление школьных сетей в Западной Сибири связывают лишь с законом 1913 г. [9. С. 61]

Для определения потребностей управлений образованием в губерниях, в которых не было введено Положение о земских учреждениях, по финансированию работ, связанных с расчетами по введению всеобщего обучения, на места были на-

правлены соответствующие обращения. По запросам Западно-Сибирского учебного округа в 1912 г. на составление школьных сетей была выделена сумма в 4 904 руб. [25. Л. 18], в 1913 г. на завершение работ были дополнительно выделены 1343 руб. [25. Л. 63]. В марте 1913 г. попечитель Л.И. Лаврентьев сообщил в МНП, что составление школьных сетей по округу почти завершилось [25. Л. 46].

Курс на распространение учреждений начального образования в Сибири совпал с политикой переселения в ходе столыпинских реформ. С одной стороны, это создало большие проблемы с определением численности населения и планами введения школьных сетей, которые по округу были составлены к 1915 г., но впоследствии потребовали значительных корректив, с другой стороны, способствовало привлечению новых средств. Законом 10 июня 1909 г. в целях сооружения церквей и школ в переселенческих поселках Сибири из государственного казначейства были выделены средства - по 50 тыс. руб. в год - на усиление соответствующего фонда Александра III [13. Т. 29. Ч. 1. С. 465]. Распоряжением МНП от 26 июня 1909 г. при сибирских губернаторах были учреждены особые комиссии по вопросам открытия школ в переселенческих поселках. По ходатайствам переселенческих обществ на одну школу отпускалось от 500 до 700 руб. в год на содержание и до половины стоимости на постройку зданий. Как следует из «Кратких сведений по истории дирекции училищ Томской губернии» А. Мисюрева, в Томской губернии комиссией за три года - с

1 сентября 1910 г. по 1 сентября 1912 г. - было открыто 98 школ МНП (из них 10 - двухклассных) [26. С. 77].

Для полного охвата образованием детей школьного возраста в Западной Сибири требовались значительные средства. Так, в Томской губернии, по расчетам директора народных училищ Н.К. Рамзевича, на 1908 г. для обеспечения образованием 208 154 детей необходимо было 4 050 школ, а к этому времени существовало всего 1 611 училищ (103 городских и 1508 сельских). То есть требовалось открыть 2432 начальные школы в сельской местности и 7 - в городах [27. С. 67]. По данным на 1912 г,. в Акмолинской области из 27 463 детей школьного возраста 9 881 - были вне школы. На строительство зданий учебных заведений области требовалось около 246 тыс. руб., на преобразование одноклассных училищ в двухклассные - 50 300 руб. Из 648 селений Акмолинской и Семипалатинской областей не было школ в 350. По предварительным подсчетам, на их учре-

ждение и содержание требовалось 245 тыс. руб. (по 700 руб. на каждую) и на строительство школьных зданий - 1 241 000 руб. [25. Л. 14-15]. Из Тобольска зам. директора инспектор народных училищ Е. Соколов сообщал, что для содержания имеющихся в губернии училищ было ежегодно необходимо 87 163 руб. [25. Л. 3-9], по его расчетам, реализовать программу введения всеобщего обучения в губернии при существовавших темпах школьного строительства возможно было лишь к 1941 г. [25. Л. 14]

Из государственного кредита 1912 г. на нужды по начальному образованию в Западной Сибири, по заявке учебного округа, было выделено 429 671 руб., в том числе 134 740 руб. с 1 сентября 1912 г. и 294 931 руб. с 1 января 1913 г. «При первом отпуске были приняты во внимание новые училища, открытие которых не связано с постройкой школьных зданий. С 1 января 1913 г. пособие назначено и на эти ... училища» [25. Л. 22]. В феврале 1913 г. МНП сообщило Попечителю учебного округа об открытии дополнительного кредита в 10 600 руб. на содержание новых ученических комплектов начальных училищ [25. Л. 37].

Увеличение государственного финансирования МНП по статье начального образования с 1908 г. способствовало росту числа училищ, однако строительство школьных зданий задерживалось и носило запаздывающий характер по отношению к открытию новых учебных заведений. По данным Западной Сибири на 1908 г., 323 низших училища из 1221 (без учета частных), т.е. 26,5%, располагались в арендованных помещениях; к 1914 г. 975 из 2660 (36,7 %) школ не имели собственных зданий [16. Л. 395; 29. Л. 424; 30. Л. 413; 31. Л. 517]. Между тем и существовавшие школьные помещения, как следует из отчетов инспекторов и директоров народных училищ о ревизиях, часто не соответствовали элементарным санитарным требованиям. Положительные оценки состояния учебно-

воспитательной деятельности и существовавшей материальной базы получали, как правило, частные учебные заведения третьего разряда, городские школы Обществ попечения о начальном образовании, школы взаимопомощи приказчиков, еврейских общин и другие [32. Л. 174-175; 33. Л. 39].

Первая мировая война внесла значительные коррективы в ход мирной жизни России, но МНП было полно надежд на сохранение взятых темпов финансирования начальных училищ. Из переписки директора народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей с департаментом народного просвещения известно, что в 1914 г. в Омске было открыто 6 новых комплектов народ-

ных училищ из 69 имеющихся, в Петропавловске - 3 из 19, в Павлодаре один новый из 9, в Устькаменогорске - 4 из 14, в Зайсане - один из 5 существовавших [25. Л. 140-141]. За месяц до начала войны МНП сообщило о выделении в полном объёме необходимых пособий учителям на второе полугодие 1914 г. [25. Л. 96].

В апреле 1915 г. директор народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей М. Филиппов сообщил в МНП о получении кредита в 19 тыс. руб. на строительство новых школ, которое должно было начаться с лета 1915 г. и завершиться к концу 1916 г. [25. Л. 119]. В 1916 г. он же сообщил МНП список начальных училищ, содержавшихся на средства Семипалатинского областного земского сбора, - 20 наименований (из них 4 русско-киргизские аульные школы), общий объём финансирования которых составлял 13,2 тыс. руб.; на средства Акмолинского областного земского сбора в 23,6 тыс. руб. содержалось 36 наименований училищ (из них 5 русско-киргизских аульных школ) [34. Л. 54-56].

Темпы распространения начального обучения нарастали, с каждым годом увеличивалось число детей, желавших получить образование. Попечитель Западно-Сибирского учебного округа Н.И. Тихомиров 25 октября 1916 г. сообщил в Департамент народного просвещения о том, что народные училища переполнены, учителя не справляются с большим количеством детей, и просил разрешения открыть новые классы с дополнительным из казны финансированием [25. Л. 168]. Ведомость о кредитах, необходимых на содержание начальных училищ в Западной Сибири, занимала более 20 листов [34. Л. 9, 10-30]. Всего по округу требовались средства в объёме 430 650 руб. [34. Л. 29об.-30]. 26 ноября 1916 г. МНП направило в попечительство учебного округа письмо с надписью «По всеобщему обучению», в котором сообщило, что из фонда Имени Преобразователя России ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО выделен кредит на школьно-строительные надобности округа в 400 тыс. рублей [34. Л. 49].

Не прекратились работы по расширению сети начальных школ и в условиях революции. Однако, как следует из письма 11 сентября 1917 г. в адрес МНП из Омска, средства на начальные училища задерживались в течение нескольких месяцев [34. Л. 99]. В ответ на обращение вице-директор МНП И. Воронцовский 4 октября 1917 г. сообщил, что деньги направлены, а кредит 1918 г. планировалось отпустить в прежнем объёме [34. Л. 101]. 18 окт. 1917 г. МНП сообщало попечителю Западно-Сибирского учебного округа об открытии но-

вого кредита на содержание 163 дополнительных комплектов по Томской губернии и 7 новых в Барнауле, и еще 5, где Управление округом сочтет нужным [25. Л. 146]. По Тобольской губернии выделялись средства на 2 новых комплекта, на 3 новых - в Тюмени, всего по Тобольской губернии были выделены средства на 200 комплектов первых классов и 34 комплекта вторых классов. По Акмолинской и Семипалатинской областям - на 100 комплектов, в Кокчетаве - на 2 новых первых класса [25. Л. 146об.].

В начале XX в. возрос спрос городского населения на начальное образование по расширенной программе обучения. К 1910 г. в Томской губернии было преобразовано одно и вновь открыты три высших начальных училища, в Тобольской губернии три городских училища переведены в статус высших и одно создано, в Акмолинской области одно преобразовано и одно открыто, в Семипалатинской области было преобразовано одно высшее начальное училище [31. Л. 55, 229, 398, 490]. Стремление населения к начальному образованию повышенного уровня может демонстрировать тот факт, что в Томской губернии, к примеру, в 1913 г. в городские училища не смогли поступить из-за отсутствия мест 67 человек [31. Л. 28об.]. Газета «Сибирская жизнь» сообщала, что в городские училища зачислялись «исключительно выпускники приходских училищ с похвальными листами» [35. С. 5].

Динамика развития начального образования в учебном округе может быть представлена следующим образом. 1. Число начальных школ за 33 года деятельности учебного округа выросло в 4,3 раза (с 666 до 2,9 тыс.), а без учета Семиреченской области - в 4,7 раза. Наиболее продуктивным стал период с 1909 г., когда было увеличено финансирование на нужды начального образования. Численность низших училищ выросла с 1270 в 1909 г. до 2860 в 1916 г. Особенно быстро росло число сельских училищ - с 462 до 1475, т.е. в 3,2 раза [24. С. 444-451]. 2. В Западной Сибири в 1908 г. одна школа приходилась на 1059 кв. верст площади, в 1912 г. - на 792, в 1914 г. - на 647, в 1916 г. -на 622 кв. версты. 3. Выросла численность начальных училищ повышенного уровня: к 1885 г. в Западной Сибири без Семиреченской области было 26 городских и уездных училищ (2406 учащихся), к 1909 г. - 28 училищ (3929 учащихся), к 1912 г. - 36 (4980 учащихся), к 1916 г. - 51 (7611 учащихся) [16. Л. 358-370; 29. Л. 441-443; 31. Л. 482-492] 4. Процент детей 8-11 лет, обучавшихся в школах разных типов и ведомств, поднялся с 8,5 % в 1890 г. до 31,5 % в 1914 г. и 35,5 - в

1916 г. [24. С. 461] По данным на 1918 г., в Западной Сибири грамотных на 1000 жителей в Тобольской губернии было 113 человек, в Томской - 104, в Акмолинской области - 99, в Семипалатинской -43 [36. С. 45]. Всего учреждений начального образования в Западной Сибири к 1918 г. было около 5 790, половину из них составляли школы Ведомства православного вероисповедания, половину - училища, подведомственные в учебном отношении МНП (30% - собственно училища МНП, 19% -МВД, около 1% - прочие) [37. С. 74]. Достижение всеобщего обязательного начального обучения оказалось возможным лишь спустя три десятилетия, в условиях нового государственного строя и новой системы отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соломатина Т.Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX - начала XX веков: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 387 с.

2. Филоненко Т.В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX - первой трети XX вв.: дис. ... д-ра ист. наук. Воронеж, 2004. 540 с.

3. Мягков И.В. Государственная политика России в области народного образования в начале XX века: дис. . канд. ист. наук. Курск, 2005. 230 с.

4. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с.

5. Горелова Ю.Р. Проблема просвещения народа в умонастроениях провинциальной интеллигенции конца XIX -начала XX вв. (на примере воззрений томской профессуры) // От краеведения к культурологии. Российскому институту культурологии 70 лет. М., 2002.

6. Гизей Ю.Ю. Участие Томского епархиального училищного Совета в организации сетей всеобщего обучения (1909-1917 гг.) // Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: Материалы Всероссийской конференции. Барнаул, 2002.

7. Блинов А.В. Реформы в области управления образованием на территории Западной Сибири в деятельности сибирских комитетов // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2009. Вып. 12 (90).

8. Войтеховская М.П., Сазонова Н.И. Историкопедагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX - начала XXI вв. // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2009. Вып. 12 (90).

9. Сулимов В.С. Чувства добрые пробуждать. Из истории светской школы Тобольской губернии в конце XIX - начале XX вв. Тюмень: Вектор Бук, 2004.

10. Гуркина Н.К. История образования в России (XXX века): учеб. пособие / СПбГУАН. СПб., 2001.

11. Окушева Г.А., Пьяных Е.Г. Народная школа в дореволюционной России: теоретико-методологические основания и организационная практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2010. Вып. 11 (101).

12. Голикова О.А., Волчек В.А. Создание сети всеобщего начального обучения на территории Томской губернии в начале XX в. [Электронный ресурс] http:// conference. kemsu.ru/

GetDocsFile?id= 13949&^аЫе=рареге _Ё1е&^ре = 1&сопп =оопШБ

13. Полное собрание законов Российской империи. 1881-1913 гг.

14. Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495.

15. Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существования (1885-1910 г.) // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп.2. Д. 2150.

16. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2351.

17. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного

округа на 1909 год. Томск: Товарищество «Печатня

С.П. Яковлева», 1909.

18. Памятная книжка Томской губернии на 1910 год. Томск: Издание Томского Губернского статистического комитета. Тип. Губернского управления. 1910.

19. Памятная книжка Томской губернии на 1914 год. Томск: Издание Томского Губернского статистического комитета под редакцией и. д. Секретаря Комитета П.Т. Виноградова. 1914.

20. Распорядительное бюро Томского Временного Комитета Общественного порядка и безопасности. Томская губерния. Статистический очерк. По поручению бюро составил В.Я. Нагнибеда. Томск: Тип. В.М. Перельман, 1917.

21. Памятная книжка Тобольской губернии на 1909 год. Издание Губернского статистического комитета. Тобольск, 1909.

22. Памятная книжка Тобольской губернии на 1914 год. Издание Тобольского Губернского статистического комитета / Под ред. секретаря комитета Е.Г. Юферова. Тобольск: Губернская типография. 1914.

23. Памятная книжка Акмолинской области на 1914 год. Издание Акмолинского областного статистического комитета. Омск: Областная типография, 1914.

24. Шамахов Ф.Ф. Динамика развития общеобразовательной школы Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. // Ученые записки ТГПИ. Т. XIII. Томск, 1955.

25. РГИА. Ф. 733. Оп. 186. Д. 2022.

26. Мисюрев А. Краткие сведения по истории дирекции училищ Томской губернии. Томск: Тип. Дома трудолюбия, 1913.

27. Рамзевич А. К вопросу о всеобщем обучении в Томской губернии // Памятная книжка Томской губернии на 1908 год. Томск: Издание Томской губернской типографии, 1908. Ч. II.

28. Войтеховская М.П. Подготовка учительских кадров для начальных училищ в Западно-Сибирском учебном округе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2009. № 107.

29. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2816.

30. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2867.

31. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2943.

32. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2539.

33. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3069 а.

34. РГИА. Ф. 733. Оп. 186. Д. 2023.

35. За бортом городских училищ // Сибирская жизнь. 1913. 25авг.

36. Настольный календарь на 1919 год. Издание Министерства народного просвещения / Под ред. М. Н. Пинегина. Томск: Типо-литография Томской железной дороги, 1919.

37. Чеховских К.А. Развитие народного образования в регионах Западной Сибири в 1917-1918 гг. // Вестник Томского государственного университета. Томск. 2008. № 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.