Научная статья на тему 'Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX начале XX века'

Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
578
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / PRIMARY EDUCATION / SECONDARY EDUCATION / WESTERN SIBERIA EDUCATIONAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гач Ольга Богдановна

В работе исследуется динамика общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX начале XX в. Представлен анализ состояния начального и среднего образования, приведены статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION IN THE WEST SIBERIAN EDUCATIONAL DISTRICT AT THE END OF THE 19TH BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

This article describes the dynamics of general education in the West Siberian educational district at the end of the 19th and at the beginning of the XX centuries. It shows the analysis of state primary and secondary education, and it also presents statistical data.

Текст научной работы на тему «Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX начале XX века»

УДК 94 (470); 373 (091).

О. Б. Гач

РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА1

В работе исследуется динамика общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX -начале XX в. Представлен анализ состояния начального и среднего образования, приведены статистические данные.

Ключевые слова: начальное образование, среднее образование, Западно-Сибирский учебный округ.

Отсутствие в Западной Сибири университета откладывало решение вопроса об учреждении Западно-Сибирского учебного округа (ЗСУО). Возникновению административно-территориальной единицы в сфере управления образованием региона предшествовали три периода: 1803-1828 гг. - учебные заведения Западной Сибири, находясь в административном подчинении Казанского учебного округа, управлялись через институт визитатора; 1828-1859 гг. - учебные заведения находились в ведении гражданских губернаторов; 1859-1885 гг. - учебные заведения были переданы во власть генерал-губернатора Западной Сибири [1; 2].

Основанием к открытию учебного округа явилось решение Государственного совета об учреждении в Томске университета, которое было утверждено Александром II 16 мая 1878 г. [3, с. 442]. Западно-Сибирский учебный округ (ЗСУО) был учрежден 1 июля 1885 г. в составе Тобольской и Томской губерний, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областей [4, с. 1]. Первым попечителем ЗСУО был назначен профессор Казанского университета Василий Маркович Флорин-ский. С его именем связано начало интенсивного развития образования и науки в ЗСУО, открытие высших учебных заведений, формирование сети начальных и средних школ.

Эффективное административное управление огромной территорией ЗСУО с разрозненными населенными пунктами, многообразием видов учебных заведений предполагало создание нескольких дирекций народных училищ с отдельными инспекторскими районами. С 1 января 1900 г. были открыты дирекции народных училищ Томской и То -больской губерний [5, с. 218]. В Акмолинской и Семипалатинской областях в 1902 г. была учреждена единая дирекция [4, с. 28].

На момент возникновения в 1885 г. ЗСУО на его территории находилось всего 687 начальных и средних учебных заведений всех видов, в которых обучалось 24 808 учащихся. Весь годовой бюджет составлял чуть более 722 тысячи рублей [4, с. 6.].

Среднее образование в округе обеспечивало 21 учебное заведение [4, с. 6.]. Остальные учебные заведения относились к начальной ступени образования. Сеть начальных школ отличалась многообразием видов учебных заведений: городские училища по Положению 1872 г., преобразованные в высшие начальные училища по Положению 1912 г., приходские училища по Уставу 1828 г., сельские (земские) - Положение 1874 г., сельские министерские (образцовые) - Инструкция 4 июня 1875 г., училища Сибирского казачьего войска, русско-киргизские, частные училища и др.

За время работы первого попечителя В. М. Фло-ринского (1885-1899) были достигнуты некоторые успехи в вопросах открытия новых учебных заведений, дефицит которых особо остро ощущался в Сибири. По данным на 1900 г., количество начальных и средних учебных заведений выросло до 966. Численность учащихся в них увеличилась в два раза и достигла 50 534 человека. Общее число педагогов и других должностных лиц возросло с 1 966 до 2 437 человек. Бюджет округа увеличился на 87.3 % и составил 1 363 415.63 руб. [4, с. 17].

К началу деятельности ЗСУО В. М. Флоринский сообщал в отчете о состоянии начального образования: «... положение большинства учебных заведений и содержание в них учебно-воспитательной части в особенности отражается весьма неблагоприятно.» [6, л. 226]. В лучшем положении находились училища в больших городах, как правило, за счет помощи городских обществ и общественных организаций попечения об образовании.

Преобладающими видами сельских начальных школ в ЗСУО в конце XIX - начале XX в. являлись низшие училища по Положению 1874 г. (земские) и Инструкции 1875 г. (образцовые). Благосостояние земской школы зависело от состоятельности местного населения. Зачастую принудительное строительство и содержание школы вызывали недовольство, а иногда и протест со стороны местных жителей. Так, директор народных училищ Тобольской губернии Г. Я. Маляревский описывал случай в од-

1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых. Свидетельство МК-3486.2011.6.

ном из сел Ишимского уезда, в котором по решению крестьян были разобраны на дрова школьные забор, сарай и баня. Им же были названы 12 сельских обществ, которые отказались возводить школьные здания согласно утвержденному строительному плану, заявив о желании разместить учебные заведения в крестьянских избах [7, л. 238].

Осмотр сельских низших училищ учебной администрацией нередко выявлял бедственное положение учебного заведения в связи с отказом крестьян брать на себя ответственность за материальное обеспечение школы. «Сельская школа, забитая, загнанная, приниженная. Не могла она снискать симпатии и расположения крестьян; напротив авторитет школы до того пал. что крестьяне иногда наотрез отказываются поддерживать школу и даже присылают приговоры о закрытии», - писал о сельской школе директор народных училищ Том -ской губернии Н. К. Рамзевич [8, л. 79 об.].

Однако, несмотря на сопротивление сельского населения «навязыванию» школ, архивные документы показывают, что именно земские училища по Положению 1874 г. в большинстве своем были обеспечены собственными помещениями. Так, согласно отчету директора народных училищ Тобольской губернии Г. Я. Маляревского, к 1 января

1908 г. в Тобольской губернии 82 % земских школ располагались в собственных специально построенных или оборудованных для учебного заведения зданиях, в то время как только 51 % министерских образцовых школ имели собственные помещения [9, л. 251]. Отчасти это можно объяснить достаточно поздним возникновением в ЗСУО министерских по Инструкции 1875 г. училищ и более поздним формированием их материальной базы. Г. Я. Маля-ревский писал: «Вместо того, чтобы быть школами «образцовыми», министерские училища являются второсортными сравнительно с училищами, содержимыми на земские средства» [9, л. 252].

С 1908 г. в связи с планами введения всеобщего начального обучения было начато формирование школьных сетей и увеличены расходы на начальное образование. По закону 3 мая 1908 г. «Об отпуске 6 900 000 руб. на нужды начального образования» [10, с. 228-229] ассигнования на начальные училища со стороны Министерства народного просвещения (МНП), по оценкам А. Н. Роппа, превзошли расходы за все его столетнее существование [11, с. 36]. Выделение средств на начальное образование предполагало содержание учительского персонала начальных учебных заведений, вошедших в школьную сеть, из расчета 360 руб. в год учителю и 60 руб. законоучителю. Также из названной суммы кредита выделено 1 млн 900 тыс. руб. на пособия для единовременных расходов на строительство зданий и оборудование училищ [10, с. 228-229].

Вне зависимости от утверждения закона о введении всеобщего начального обучения, который после длительного обсуждения в Думе и Государственном совете до 1917 г. так и не был принят, суммы на начальное образование с каждым годом увеличивались. В 1909 г. по закону 10 июня размер дополнительных ассигнований МНП на начальные школы составил 6 млн руб. [12, с. 179], хотя думская комиссия запрашивала почти вдвое больше -11,5 млн руб. Зато в 1910 г., согласно закону 14 июня, кредит на эти цели был выделен в размере 10 млн руб. В 1911 г. Дума отпустила на эти же нужды новых 7 млн руб., а в 1912 г. - вновь 10 млн руб. [13, с. 173; 14, с. 80-82].

Финансирование начального образования, как видно из годовых отчетов, способствовало росту числа начальных школ. Однако внешние успехи не всегда соответствовали внутреннему благополучию сельской школы. Учреждение начального учебного заведения и его материальное обеспечение, прежде всего собственным помещением, не всегда осуществлялись синхронно. Строительство школьных зданий задерживалось и носило запаздывающий характер по отношению к открытию новых школ.

Таблица 1

Школьные здания низших училищ ЗСУО [7, л. 395; 15, л. 424; 16, л. 413; 17, л. 517]

Год Количество школ Школы, имевшие собственные помещения Школы, арендовавшие помещения

1908 1221 898 (73.5 %) 323 (26.5 %)

1909 1363 950 (69.7 %) 413 (30.3 %)

1911 1745 1136 (65.1 %) 609 (34.9 %)

1912 2036 1254 (61.6 %) 782 (38.4 %)

1913 2205 1476 (66.9 %) 729 (33.1 %)

1914 2660 1685 (63.3 %) 975 (36.7 %)

Исходя из данных табл. 1, средний процент ежегодного увеличения числа новых учебных заведений в ЗСУО составлял около 15 % в год (в 1912— 1913 гг. - 20.6 %, или 455 учебных заведений), в то время как строительство новых или передача в собственность школьных зданий осуществлялись в среднем на 12 % в год. Рост числа школ происходил в основном за счет сельских одноклассных училищ, финансовое обеспечение которых возлагалось на плечи местного сельского общества. В результате, несмотря на расширение школьной сети в ЗСУО, более трети начальных учебных заведений оставалось без собственных помещений.

Нередко в отчетах инспекторов и директоров народных училищ о ревизиях школ и после 1908 г. встречались негативные отзывы о помещениях сельских училищ. Инспектор 3-го района Томской губернии П. Грязнов после ревизии училищ в 1909-1910 уч. г. описывает сельские школы следу-

ющим образом: «.простые крестьянские избы, в одну комнату, с большой русской печью, занимающей чуть не третью часть комнаты. Окна в таких избах обыкновенно маленькие, с одинарными рамами и со стеклами, обильно покрытыми снегом и льдом. Особых раздевательных комнат, конечно, не имеется. Ученическая одежда складывается на пол в углу или же на холодную русскую печь... Классная мебель в большинстве школ устроена примитивным способом. Парты обыкновенно слишком длинные, устроенные для сидения на них 8-10 учеников. некрашены, грубой крестьянской работы.» [18, л. 174 об.-175].

Даже к 1915 г. в некоторых районах ЗСУО ситуация со школьными зданиями не улучшилась. В Акмолинской области, согласно архивным сведениям, около 50 % начальных школ размещались в неприспособленных помещениях [19, л. 39]. Отсутствие хороших условий и низкая оплата труда отражались на работе сельских учителей, вынуждая их оставлять службу.

Городские начальные училища находились в лучшем положении. Будучи под опекой городских обществ и просветительских организаций, низшие начальные школы в городах чаще всего располагались в благоустроенных помещениях и в полном объеме были обеспечены учебно-методическими пособиями, учебным оборудованием, литературой и т. д. Не менее важную роль для народного просвещения играли частные пожертвования как на открытие учебных заведений, так и на создание стипендиальных фондов. Филантропическая деятельность состоятельных граждан в городах проявлялась чаще, чем в сельской местности.

Городские низшие начальные школы составляли около 10 % от всех начальных училищ округа. По подсчетам, на 1908-1909 уч. г. из общего количества низших начальных школ (1 363 школы) в городах насчитывалось 135 учебных заведений (9.9 %), а в селах - 1 228 начальных школ, или 90.1 % [7, л. 385]. В 1911-1912 уч. г. из 2 036 начальных школ 217 (10.7 %) располагались в городах и 1819 училищ (89.3 %) - в сельской местности [15, л. 412]. Преобладающим типом городских начальных школ являлись приходские училища по Уставу 8 декабря 1828 г. На 1908-1909 уч. г. их число составляло 128 учебных заведений, или 95 % от числа всех городских низших начальных школ [7, л. 385]. Примерно такое же соотношение сохранялось и в 1911-1912 уч. г.: 207 приходских училищ, или 95.4 % от числа городских низших училищ [15, л. 423]. В селах в эти годы насчитывалось всего 5 учебных заведений подобного вида.

По оценке инспекторов народных училищ, помещения большинства городских начальных школ были достаточно хорошо обустроены, библиотеки

оснащены в достаточной мере, учительский персонал был опытным, со специальной педагогической подготовкой. Инспектор первого района Том -ской губернии П. Н. Алекторов называл удобными даже арендованные помещения школ [18, л. 230235].

Частные учебные заведения третьего разряда, работавшие по программам министерских приходских школ, наряду с государственными, инспектировались окружным начальством и чаще получали одобрительные оценки состояния учебно-воспитательной деятельности в них и существовавшей материальной базы. К их числу относились городские приходские школы обществ попечения о начальном образовании, школы взаимопомощи приказчиков, еврейских общин, частные начальные училища Н. А. Тихонравовой, Р. В. Оксеновой, М. Ф. Будкевич, М. А. Дьяковой и др.

К началу XX в. возрастает спрос городского населения на 6-летние программы начального образования по расширенной программе. Начальными учебными заведениями повышенного типа являлись городские училища по Положению 1872 г. и высшие начальные училища по Положению 1912 г. Содержание образования в этих образовательных учреждениях значительно превосходило учебный план элементарных школ. В программу городских училищ входили чтение и письмо, изучение Закона Божьего, русского языка, арифметики, практической геометрии, а также черчение, рисование, отечественная история, география, естествоведение и церковнославянское чтение. В соответствии с правительственным решением с 1 июля 1912 г. городские училища преобразовались в высшие начальные училища, в их учебный план дополнительно включались алгебра, геометрия, физика, рисование, пение, черчение и гимнастика.

В ЗСУО в 1905 г. насчитывалось всего 26 городских училищ на весь округ. Причем обучались в них только мальчики. С 1908 по 1916 гг. количество школ повышенного типа значительно возросло. Открытие высших начальных училищ по Положению 1912 г. и преобразование городских училищ в ЗСУО начались с 1913-1914 уч. г.

Таблица 2

Начальные училища повышенного типа в 19081914 гг. [4, с. 31-33; 7, л. 358-370; 15, л. 441-443;

17, л. 482 492; 20, с. 473-475]

Год Количество училищ Количество учеников Количество служащих

мальчиков девочек всего

1908 28 3896 33 3929 216

1910 35 - - 4696 267

1912 36 4831 149 4980 304

1914 44 5200 915 6115 375

1916 51 5548 2063 7611 -

В табл. 2 представлена динамика начальных школ повышенного типа. Ежегодно увеличивалось их число и количество учащихся в них, особенно заметен рост численности девочек в начальных школах такого типа.

Стремление населения к образованию создавало нехватку учебных мест в существовавших начальных училищах повышенного типа. Так, в Том -ской губернии в 1913-1914 уч. г. в городские училища не было принято из-за отсутствия учебных мест 67 человек [17, л. 28 об.]. Газета «Сибирская жизнь» сообщала, что в Томске в 1913 г. был слишком большой конкурс в городские училища и зачислялись «исключительно выпускники приходских училищ с похвальными листами» [21, с. 5].

Зачастую преобразование городских училищ в высшие не сопровождалось расширением учебных помещений, что ограничивало возможности приема в школу желающих. Некоторые высшие начальные училища размещались в зданиях, построенных в свое время для уездных училищ [17, л. 27]. Согласно отчету директора народных училищ Томской губернии Н. К. Рамзевича, ни одно из 4 открытых высших начальных училищ не имело собственного помещения. Из 11 уже существовавших к 1913 г. городских училищ 7 имели собственные помещения, но только два школьных здания отвечали требованиям санитарных норм [17, л. 27, 55

об.]. В Тобольской губернии материальное состояние начальных училищ повышенного типа было лучше: из 11 училищ 8 имели собственные помещения и для двух школ в 1913 г. шло строительство новых зданий [17, л. 223]. Потребность в высших начальных училищах у городского населения и дефицит учебных мест вызывали необходимость их дальнейшего учреждения в крупных городах -Тюмени, Кургане, Ишиме, Тюкалинске и др. [17, л. 223]. Девочки высшее начальное образование могли получить в Мариинских училищах: Амолин-ском и Усть-Каменогорском. Располагались оба заведения в собственных помещениях, специально приобретенных местными городскими обществами. В открытом в 1900 г. Акмолинском Мариинском женском училище в год основания обучалось 40 девочек, к 1905 г. уже в двух училищах было 220 учениц [20, с. 473], к 1914 г. их число возросло до 455 человек [17, л. 555].

Средние общеобразовательные заведения в конце XIX - начале XX в. были представлены гимназиями, прогимназиями и реальными училищами. К моменту учреждения ЗСУО работали 4 мужские гимназии, 2 реальных училища, 3 женские гимназии и 12 женских прогимназий [4, с. 31]. Из них одна мужская и одна женская гимназии располагались в Семиреченской области, которая вышла из состава округа в 1899 г. К 1900 г. их количество

практически не изменилось: 4 мужские гимназии, 3 реальных училища, 2 женские гимназии и 12 прогимназий [22, с. 21-99].

В дальнейшие годы рост числа мужских средних учебных заведений происходил очень медленно. Длительное время в округе работали государственные мужские гимназии в Томске, Тобольске, Омске, Семипалатинске и реальные училища в Томске, Тюмени, Барнауле, Петропавловске [23, л. 235; 24, л. 256]. По инициативе педагогов Томска в 1905 г. была учреждена частная мужская гимназия [25; 26]. В 1906 г. Новониколаевское городское общество получило разрешение на открытие частного учебного заведения первого разряда по программе реальных училищ [27, л. 9 об.], преобразованного в 1908 г. в частное реальное училище [28, л. 25]. В 1910 г. оно стало государственным учебным заведением [28, л. 410 об.]. В Бийске мужская гимназия в 1909 г. была открыта как частная школа, получившая государственный статус в мае 1910 г. [29, с. 90].

Пятая государственная гимназия в ЗСУО была открыта в Ишиме лишь в 1910 г. [30, л. 8]. Впоследствии начали свою деятельность мужские гимназии в Кургане (1911), Барнауле (1912), вторая в Омске (1912), вторая в Томске (1913) [30, л. 1-8].

Женское среднее образование развивалось интенсивнее. В 1910 г. работали 15 женских гимназий и 6 прогимназий [4, с. 31]. Многие женские гимназии преобразовались из прогимназий. Значительная часть женских учебных заведений с курсом средних общеобразовательных школ была открыта частными лицами. Первая частная гимназия для девочек была учреждена в 1902 г. в Томске

О. В. Миркович [31, л. 392].

Необходимо отметить, что первые средние школы для совместного обучения мальчиков и девочек в ЗСУО появились также благодаря частной инициативе. Таковыми являлись омские частные гимназии М. В. Каеш и Е. К. Бегичевой, частная гимназия Е. М. Арской в г. Бийске, частное учебное заведение первого разряда В. И. Болдыревой в Томске, частное учебное заведение первого разряда в селе Камень Барнаульского уезда.

В 1916 г. на территории ЗСУО насчитывалось 54 средних учебных заведений: 13 мужских гимназий, 6 реальных училищ, 20 женских гимназий, 5 женских прогимназий, 10 частных учебных заведений с программой средних школ [32].

Таким образом, развитие образования в ЗСУО шло согласно общим закономерностям образовательной политики МНП, имея свои особенности, связанные со спецификой региона. Система образования совершенствовалась исходя из экономических, политических условий и требований времени. Довольно позднее открытие в Сибири универ-

ситета задержало формирование Западно-Сибирского учебного округа до конца XIX в.

Значительные достижения в области общего образования произошли после 1908 г., чему способствовал правительственный курс на введение всеобщего начального обучения и увеличение ассигнований на его реализацию. Согласно сведениям «Памятной книжки ЗСУО на 1916 г.», в округе насчитывалось 59 высших начальных училищ, из которых 8 училищ (13.5 %) располагались в сельской местности, остальные были городскими школами [32]. В составе учебного округа действовали 26 инспекторских районов: в Томской губернии - 8, в Тобольской - 11, в Акмолинской области - 4 и в Семипалатинской - 3. Численность низших начальных учебных заведений всех видов составляла 2 896 школ.

Результатами расширения школьных сетей явилось увеличение количества обучающихся в школах всех ведомств детей в возрасте 8-11 лет: на 1908 г. процент учащихся составлял 24.5 % от общего числа детей школьного возраста, в 1914 г. - 31 %, в 1916 г. повысился до 35.5 % [20, с. 461].

Несмотря на увеличение количества образовательных заведений в начале XX в., их число в ЗСУО все же оставалось недостаточным для удовлетворения образовательных потребностей населения. Инициатива местных властей и сибирской общественности в сфере начального и среднего образования способствовала повышению интеллектуального потенциала региона, однако не могла в полной мере компенсировать задержку государственных реформ в этой области.

Список источников и литературы

1. Блинов А. В. Реформы в области управления образованием на территории Западной Сибири в деятельности Сибирских комитетов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 105-107.

2. Сеченова А. А. Исторические условия возникновения Западно-Сибирского учебного округа // Там же. 2010. Вып. 9 (99). С. 162-167.

3. Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. 580 с.

4. Краткий обзор деятельности Западно-Сибирского учебного округа за первое двадцатипятилетие его существования (1885-1910 гг.). Томск: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1910. 41 с.

5. Блинов А. В. Образование и устройство Томской дирекции народных училищ в конце XIX - начале XX в. // Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современности: мат-лы V международ. науч. конф. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. С. 217-222.

6. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 1. Д. 256. Л. 254.

7. Там же. Оп. 2. Д. 2351. Л. 440.

8. Там же. Оп. 1. Д. 880. Л. 123.

9. Там же. Оп. 2. Д. 2250. Л. 299.

10. Полное собрание законов Российской империи. 1881-1913 гг. Т. 28. Ч. 1. Закон № 30328. С. 228-229.

11. Ропп А. Н. Что сделала третья Государственная Дума для народного образования? Спб.: тип. А. С. Суворина, 1912. С. 36.

12. Закон о дополнительном отпуске из государственного казначейства средств на нужды начального народного образования от 10 июня

1909 г. // Всеобщее обучение и земство / сост. П. И. Чижевский. Спб.: издание справочно-педагогического бюро Лиги образования, 1910. 188 с.

13. Малиновский Н. П. Итоги деятельности 3-й Государственной Думы в области народного образования // Русская школа, 1912. № 7-8. С. 169-196.

14. Герье В. Значение третьей Думы в истории России. Спб.: [б. и.], 1912. Ч. 1. 98 с.

15. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2816. Л. 489.

16. Там же. Д. 2867. Л. 418.

17. Там же. Д. 2943. Л. 589.

18. Там же. Д. 2539. Л. 276.

19. Там же. Д. 3069 а. Л. 126.

20. Шамахов Ф. Ф. Динамика развития общеобразовательной школы Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. // Ученые записки Томского гос. пед. ин-та, 1955. Т. XIII. С. 399-507.

21. За бортом городских училищ // Сибирская жизнь, 1913. 25.08. № 187. С. 5.

22. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год. Томск: типо-лит. П. И. Макушина, 1900. 216 с.

23. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2291. Л. 235.

24. Там же. Д. 2328. Л. 256.

25. Там же. Д. 2005. Л. 350.

26. Там же. Д. 2033. Л. 495.

27. Там же. Д. 2138 в. Л. 94.

28. Там же. Оп. 2. Д. 2133. Л. 551.

29. Энциклопедия образования в Западной Сибири: в 3 т. Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 2003. Т. 1. 310 с.

30. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3008. Л. 808.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Там же. Д. 2270. Л. 579.

32. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год. Томск: Печатня С. П. Яковлева, 1916. VI, 552, XV с.

Гач О. Б., старший научный сотрудник.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: gacholga@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.10.2011.

O. B. Gach

THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION IN THE WEST SIBERIAN EDUCATIONAL DISTRICT AT THE END OF THE 19th - BEGINNING OF THE 20th CENTURIES

This article describes the dynamics of general education in the West Siberian educational district at the end of the 19th and at the beginning of the XX centuries. It shows the analysis of state primary and secondary education, and it also presents statistical data.

Key words: primary education, secondary education, Western Siberia educational district.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: gacholga@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.