УДК 378.02.5
Локтин Константин Михайлович
Аспирант кафедры педагогики и психологии, ФНК НГПУ, преподаватель Новосибирского промышленно-экономического колледжа, [email protected], Новосибирск
Беловолов Валерий Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФНК НГПУ, [email protected], Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В 1954-1965 ГГ.
(НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА)
Loktin Konstantin Mihaylovich
The graduate student of department of pedagogy and psychology NGPU, the instructor of the Novosibirsk industrial college, [email protected], Novosibirsk
Belovolov Valeriy Alecandrovich
Doctor of Pedagogical Science, Professor, Head of department ofpedagogy and psychology NGPU, [email protected], Novosibirsk
MOLDING OF THE CONTINGENT OF THE STUDENTS OF AVERAGE SPECIAL TRAINING INTO 1954-1965 YEAR’S
BASED ON THE EXAMPLE OF WESTERN SIBERIAN REGION
Сегодня во всем мире принято за аксиому, что без образования у народа не может быть будущего.
В настоящее время для развития экономики страны большое значение имеет наличие трудовых ресурсов. Изменения, происходящие в стране, потребовали от образовательных учреждений специалистов нового типа, обладающих высоким профессионализмом, передовой технологией, творческим мышлением, высокой исполнительской культурой труда и многими другими качествами. В этих условиях возрастает, прежде всего, роль специалистов среднего звена в силу специфики их профессиональных задач: обслуживание сложных технологических систем и инфраструктур, банковское дело, маркетинг и т. д.
Важнейшее значение для формирования современных концепций развития среднего специального образования в Российской Федерации является актуализация предшествующего опыта, накопленного в данной области.
Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе и в области среднего специального образования, приобретает в настоящее время особое значение. Стремление России войти в число наиболее индустриально развитых стран ставит на одно из первых мест проблему подготовки специалистов, ориентированных на высокий уровень научно-технического прогресса [2].
Актуальность данной темы определяется огромным значением среднего специального образования для функционирования жизни страны и, в особенности, её промышленности и сельского хозяйства. Более того, можно утверждать, что в определённые периоды истории страны среднее техническое звено являлось одним из самых важных. В частности, годы строительства развитого социализма потребовалось огромное число специалистов среднего звена, которые не могли быть одновременно выпущены вузами. Необходимо учитывать, что техник является центральным связывающим звеном между технической наукой и непосредственно производством. Это особенно справедливо для нашего времени, когда складываются и утверждаются новые формы образования и типы учебных заведений, которые дают образование между средним и высшим.
Выработка новой парадигмы образования требует всестороннего осмысления не только сегодняшнего состояния, но и исторического пути одного из уровней российского профессионального образования - среднего специального образования.
Шестидесятые годы - время больших надежд. И не только надежд, но и больших свершений. Позывные первого космического спутника послужили отсчётом для стремительного забега человеческого общества в космическую эру. И забег этот возглавила наша страна, громогласно, на весь мир объявившая в 1959 г. о полной и окончательной победе социализма и вступлении в период строительства коммунистического общества. Как показало время, теоретические построения будущего оказались далеки от реальной жизни. Но поначалу научно-технический прогресс давал обнадёживающие результаты. В это время происходили качественные изменения в отраслевой, профессиональной и квалификационной структуре рабочего класса.
В экономике страны резко усилились процессы расширения производства, модернизации оборудования, разработки и внедрения новых типов машин, автоматов и приборов.
Автоматизация производства формирует новый тип квалифицированного рабочего - рабочего широкого профиля. Ежегодно возникает примерно 600 новых профессий и отмирает 500 старых. Почти все новые профессии по своей сложности требуют рабочих, имеющих среднее профессиональное образование.
Не удовлетворён ещё спрос на техников в связи с ускоренным ростом числа научных, научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений, проектных и проектно-исследовательских организаций. Отрасли, в первую очередь определяющие научно-технический прогресс, -приборостроение, электроника, химия - продолжают предъявлять спрос на работников со средним профессиональным образованием.
Директивы по планам развития народного хозяйства страны на 1961-70 гг. главной задачей объявляли обеспечение значительного роста промышленности, высоких устойчивых темпов развития сельского хозяйства, чтобы достичь «существенного подъёма уровня жизни народа, более полного удовлетворения материальных потребностей всех советских людей»
Большие надежды в успешном решении всех этих задач возлагались на научно-технический прогресс. Ускорить научно-технический прогресс предполагалось на основе широкого развития научных исследований и быстрого использования их результатов в производстве, внедрения изобретений.
В планах развития народного хозяйства важнейшее значение придавалось увеличению темпов подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Нельзя не отметить, что в эти годы ещё значительное число инженерно-технических должностей было занято практиками. Это стабильное положение на протяжении долгих предшествующих лет было резко нарушено вследствие значительного расширения заочной подготовки, которое обеспечивалось, прежде всего, заочными отделениями, открывавшимися при дневных техникумах.
Приём в средние специальные учебные заведения в эти годы в три раза превышает приём студентов в вузы.
Утверждённый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г. закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», ставший важной вехой в развитии отечественного образования, на долгие годы определил и пути развития средней профессиональной школы. Существенным явилось и то, что согласно закону средние специальные учебные заведения наравне со средней образовательной школой были отнесены к основным типам учебных заведений, дающих полное среднее образование. Иными словами, выпускникам средних специальных учебных заведений открылся путь к получению высшего образования по любой специальности.
Успех в подготовке специалистов в значительной мере зависел и зависит от формирования контингента учащихся техникумов. В начале исследуемого периода с этой целью создавались приёмные комиссии, издавались типографским способом рекламы, делались объявления в печати о приёме учащихся и др. Контингент формировался за счёт выпускников семилетних и средних школ. Большинство абитуриентов сдавало экзамены на «удовлетворительно», что в дальнейшем приводило к значительному отсеву из-за неуспеваемости. Так, в 1956-57 учебном году 75% абитуриентов на базе 7 классов и 80% на базе 10 классов на вступительных экзаменах в Новосибирский станкостроительный техникум получили удовлетворительные оценки.
В соответствии с Законом « Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» средняя специальная школа подготовку специалистов должна была осуществлять на базе восьмилетней школы, а по отдельным специальностям - на базе полного среднего образования. Данная мера способствовала повышению качества подготовки специалистов среднего звена [4].
В техникумы стало поступать больше производственников, имеющих перерыв в учёбе. Если в 1955-56 учебном году в числе принятых в техникумы Новосибирского совнархоза производственников не было, то уже в 1956-57 учебном году из принятых на дневное отделение техникумов 1010 человек производственный стаж более 2 лет имели 178 человек, или 17%. Всё
это требовало совершенствования системы набора, улучшения предварительной работы с будущими учащимися, особенно выпускниками сельских школ и производственниками. Одной из форм повышения базовых знаний поступающих стали подготовительные курсы. В феврале 1958 г. в Новосибирском техникуме сельхозмашиностроения были организованы платные курсы по подготовке в техникум.
В 1957-58 учебном году подготовительные курсы в той или иной мере стали использовать все техникумы Новосибирска, что способствовало повышению удельного веса производственников в составе учащихся. За 1957-58 учебный год техникумы Новосибирского совнархоза приняли на дневное отделение 500 человек с производственным стажем, что в 2,8 раза больше чем в 1956-57 учебном году.
Так, в станкостроительном техникуме в 1958 г. в группы на базе 10 классов на 90 мест было принято 26 человек со стажем более 2-х лет. Таким образом, подготовительные курсы оказались эффективными, и техникумам было рекомендовано их использование в дальнейшем.
В годы семилетки подготовительные курсы получили широкое распространение по всей Западной Сибири. В марте 1959 г. на партийном собрании Томского электромеханического техникума было отмечено, что в техникуме не ведётся планомерной и систематической работы по новому приёму, и руководству техникума было рекомендовано выявить на предприятиях желающих учиться на подготовительных курсах, а также выяснить возможность организации этих курсов за счёт заводов. В Томском машиностроительном техникуме с целью организации подготовительных курсов были привлечены преподаватели к проведению бесед в цехах заводов.
В целях более основательной подготовки к вступительным экзаменам продлевались сроки обучения на подготовительных курсах, увеличивалось число обучающихся. В Томском электромеханическом техникуме уже в 1959-60 учебном году срок обучения на подготовительных курсах был продлён с 3,5 до % месяцев. Если в 1959-60 учебном году на подготовительных при Новосибирском станкостроительном техникуме занималось 130 человек, то уже в 1960-61 учебном году - 210 человек. В Новосибирском электромеханическом техникуме в 1961-62 учебном году на курсах занималось 150 человек, то в 1962-63 учебном году - 300. В Омском техникуме им. Жуковского в 1962-63 учебном году на курсах занималось ЗООчеловек, а 1963-64 учебном году - 500. Увеличение числа обучающихся на курсах позволило значительно пополнить контингент учащихся производственниками. В техникумах Кузбасса в 1959-60 году составляли 24%, а в 1960-61 учебном году - 30%. На дневные отделения техникумов Омска в 1963-64 учебном году было принято 32%) производственников и демобилизованных из рядов Советской армии [1].
Промышленные предприятия испытывали большую нужду в специалистах среднего звена. Это учитывалось и в постановлении Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. «Об участии предприятий, совхозов и колхозов
в комплектовании вузов и техникумов в подготовке специалистов для своих предприятий», которое предусматривало направление непосредственно промышленными предприятиями работающей молодёжи на обучение в ВУЗы и техникумы. Учащимся, поступившим в техникум, по направлению стипендия выплачивалась направившими их организациями. Окончившие техникум специалисты возвращались на то предприятие, которое направило их на учёбу. Участие предприятий в подготовке специалистов явилось прогрессивной и перспективной формой, поскольку она давала возможность предприятиям готовить для себя специалистов по наиболее важным и дефицитным специальностям из той части рабочей молодёжи, которая получила хорошие производственные и организаторские навыки. Это постановление Совета Министров открыло широкие возможности для подготовки инженерно-технических кадров.
Однако не все руководители поняли важность этой работы. Несмотря на то, что заводы испытывали большую нужду в специалистах, руководители целого ряда предприятий отнеслись безответственно к этой работе и не организовали отбор на учёбу работающей молодёжи. Так, например на манометровом, инструментальном, электромеханическом заводах Томска не было отобрано ни одного кандидата для направления в техникумы. Ряд постановлений совнархоза, в которых содержалось требование произвести своевременно отбор работающей молодёжи на подготовительные курсы с тем, чтобы они имели возможность получить соответствующие знания к началу приёма в учебных заведениях, предприятиями практически выполнены не были. В 1961 г. электроламповый, электромеханический заводы направили на учёбу по одному человеку. Руководство Томской области обязало руководителей предприятий обратить особое внимание на выполнение постановления Совета Министров СССР. Уже в 1962-63 учебном году предприятиями совнархоза было направлено 5 человек в машиностроительный техникум, 9 - в приборостроительный и 37 человек - в электромеханический [3].
Следует отметить, что активное участие в формировании контингента учащихся техникумов принимали общественные организации и, прежде всего комсомол. Комитеты комсомола техникумов и предприятий организовали широкую пропаганду специальностей техникумов, разъяснение новых правил приёма, встречи ведущих преподавателей, руководителей техникумов с молодыми рабочими.
Дальнейшее реформирование и развитие среднего специального образования невозможно без знания истоков, тенденций развития, закономерностей и специфики процессов, этапов и особенностей их исторического движения и прогресса. Практика историко-педагогических исследований подтверждает, что в историческом прошлом можно найти корни, проследить становление и формирование педагогических явлений и систем, получивших своё наиболее полное выражение в наши дни. Совершенствование любой системы невозможно без детального анализа её развития в прошлом, без опоры на положительный и негативный опыт, без учёта тенденций и закономерностей её функционирования.
Следует отметить, что при проведении историко-педагогических исследований необходимо учитывать региональные особенности, т. к. территория России складывается из многих существенно отличающихся друг от друга регионов.
Библиографический список
1. Акципетров, А. А. Об улучшении заочного обучения. Исследования условий учебы заочников на примере техникумов Новосибирска. [Текст]/А. А. Акципетров //Среднее специальное образование - 1973 - № 6- С. 43-45.
2. Беляев, И. К. Социалистическая индустриализация Западной Сибири. [Текст] / И. К. Беляев. - Новосибирск, 1958 - 258 с.
3. Борисова, И. В. Становление и развитие системы народного образования в Западной Сибири. [Текст]/ И. В. Борисова. - Кемерово, 2001. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - 26 с.
4. Веселов, А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР [Текст]/ А. Н. Веселов. - М: 1961 - 163 с.
5. Высшее и среднее профессиональное образование Российской Федерации. [Текст]/ Статистический справочник/. Под редакцией А. И. Савельева - М.: НИИВО. 1997, 1998.
6. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Фонд 4. Оп. 28. д 351; Фонд 1653. Оп. 2. д 6. л. 82;
7. Горюшкин, JI. М. Новосибирск в историческом прошлом. [Текст]/Л. М. Горюшкин, Г. А. Бочанова - Новосибирск. Книжное издательство. - 1989.
8. Дёмин, А. Ф. Производственное обучение в техникумах [Текст]/А. Ф. Дёмин, Б. И. Петров. -М: Высшая школа, 1963. - 138 с.
9. История среднего профессионального образования в России. [Текст] - М.: Издательство «Новь», 2000.
10. Кузьмин, H. Н. Низшее и среднее специальное образование в России (подготовка специалистов для промышленности, транспорта, сельского хозяйства). [Текст]: дисс.... на соискание ученой степени доктора педагогических наук./Н. Н. Кузьмин,-М.: 1972.
11. Народное хозяйство СССР в 1967 г. М.: Статистика, 1968.
12. Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири 1917-1980 гг. [Текст] /Под редакцией П. П. Костенкова- Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986 г.
13. Советский энциклопедический словарь. [Текст] - М: Советская энциклопедия. - 1989.
14. Среднее специальное образование. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций [Текст]/Под ред. А. А. Богданова/ М. Высшая школа. - 1970.
15. Шамахов, Ф. Ф. Роль региональной (сибирской) тематики в развитии исто-рико- педагогической науки [Текст]/Ф. Ф. Шамахов, // Вопросы развития педагогики. - Томск, 1976.
16. Экономическое и социалистическое развитие Сибири и Дальнего Востока. -М.: ЦСУ РСФСР,1979.
17. Энциклопедия образования в Западной Сибири. В 3-х т. [Текст] Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат» -2003.