РАЗДЕЛ VIII
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 33.02
Локтип Константин Михайлович
Аспирант кафедры педагогики и психологии НГПУ, преподаватель Новосибирского промышленно - экономического колледжа, [email protected]. Новосибирск
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ 1954-1965 ГГ. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Loktin Konstantin Mihaylovich
The graduate student of department of pedagogy and psychology NGPU, the instructor of the Novosibirsk industrial college, [email protected]. Novosibirsk
FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF SPECIAL SECONDARY EDUCATION IN WESTERN SIBERIA 1954 -1965 y.y, WHAT IS FOR SOCIOCULTURAL PHENOMENON
Исторический путь среднего профессионального образования в Западной Сибири проходит через три столетия, однако лишь во второй половине двадцатого века оно принимает устоявшиеся формы. Наиболее интенсивное развитие системы среднего профессионального образования начинается в 60-е годы прошлого века. На начало 1966г. из каждых четырёх дипломированных специалистов, занятых в народном хозяйстве страны, примерно трое были выпускниками средних специальных учебных заведений.
Стратегической целью современной системы российского образования является вхождение в мировое образовательное пространство. В ситуации задач, детерминированных глобальными процессами образования, перед профессиональным образованием, как компонентом непрерывной системы, встаёт вопрос поиска оптимальных механизмов их реализации. Поэтому представляется не только целесообразным, но и необходимым обращение к историческому опыту становления системы профессионального образования России в целом и специфическому опыту регионов, как составных частей России, отражающих как общероссийские тенденции, так и специфические, местные. Это важно потому, что обращение к имеющемуся наследию позволит избежать и минимизировать возможные негативные последствия и ошибки, а также сопоставить сегодняшние решения с историческим опытом и тем самым оценить целесообразность принятых решений.
Осмысление путей общего и специального образования в СССР и России - один из необходимых компонентов создания эффективной системы подготовки профессиональных кадров во всех областях отечественной экономики, а также сферы быта и услуг. Выработка новой парадигмы образования неотделима от изучения его истории, его традиций, которые
уходят своими корнями в дореволюционную Россию. Одним из важнейших аспектов образования, имеющих огромное и совершенно бесспорное практическое значение, является специальное образование. Тем не менее, развитие системы средних специальных учебных заведений, как и в СССР, так и конкретно в Западной Сибири как целостная научная проблема до настоящего времени не привлекала внимания педагогов.
Следует отметить, что при проведении историко-педагогических исследований необходимо учитывать региональные особенности, т.к. территория России складывается из многих существенно отличающихся друг от друга регионов.
Западная Сибирь - один из самых крупных регионов России, занимающий площадь 2427,2 тыс кв. км. или 14,22% от всей территории Российской Федерации. Численность населения региона составляет примерно 10% населения России. В состав Западной Сибири входят Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области [14 с,465].
Западно-Сибирский регион относительно молод. И на примере развития и становления средних специальных учебных заведений в регионе мы можем проследить динамику развития, выявить особенности и закономерности эволюционных процессов, ознакомиться со спектром идей выдвигавшихся в сфере среднего специального образования в XX веке. Здесь сконцентрированы уникальные природные богатства, позволяющие параллельно размещать крупные предприятия всех отраслевых групп, что позволило превратить Сибирь в важнейший экономический район страны. В решении этой задачи определённую роль сыграли квалифицированные кадры. Основным источником увеличения технических кадров для нужд народного хозяйства региона были высшая и средняя специальная школы Западной Сибири. Здесь была создана широкая сеть техникумов и училищ с многообразным профилем подготовки специалистов. Только в1959 году на её территории находилось 156 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось более 202 тыс. человек. Заметные изменения произошли в территориальном размещении средних специальных учебных заведений [13].
Развитие образования в Западной Сибири в советский период происходило на основе общесоюзных программ и директив. В силу этого в Западно-Сибирском регионе функционировали такие же, как в целом по стране, типы средних специальных учебных заведений; развитие их сети осуществлялось согласно общегосударственным нормативам; учебноматериальное и кадровое обеспечение учебных заведений базировалось на общегосударственных постановлениях; содержание среднего профессионального образования было единым для всей страны.
В то же время в развитии образования Сибири всегда существовали специфические особенности. Как показывают исследования Ф.Ф. Шама-хова, становление советского сибирского образования сталкивалось с рядом трудностей, обусловленных экономической и культурной отсталостью Сибири, труднодоступностью многих территорий и т.д. Развитие
экономики, науки, культуры сделало Сибирь крупнейшим индустриальным краем, что постепенно позволило стереть грань между сибирской школой и школой европейской части России. « Однако процесс общей нивелировки Сибири и Европейской России ещё не означает полного сглаживания всех отличий сибирской школы от школы европейской части страны [16, с.3-17].
Актуальность исследования данной темы определяется огромным значением среднего специального образования для функционирования жизни страны и, в особенности, её промышленности и сельского хозяйства. Более того, можно утверждать, что в определённые периоды истории страны среднее техническое звено являлось одним из самых важных. В частности, годы строительства развитого социализма потребовалось огромное число специалистов среднего звена, которые не могли быть одновременно выпущены вузами. Необходимо учитывать, что техник является центральным связывающим звеном между технической наукой и непосредственно производством. Это особенно справедливо для нашего времени, когда складываются и утверждаются новые формы образования и типы учебных заведений, которые дают образование между начальным и высшим [3, с.370-371],
Внедрение высоких технологий возможно только при наличии квалифицированных специалистов не только высшего, но и среднего звена. Следовательно, изучение истории и методологии среднего специального образования в настоящее время чрезвычайно актуально. Ретроспективное рассмотрение данной проблемы позволяет выявить идеи, которые сегодня могут получить сегодня новое воплощение.
Дальнейшее реформирование и развитие среднего специального образования невозможно без знания истоков, тенденций развития, закономерностей и специфики процессов, этапов и особенностей их исторического движения и прогресса. Практика историко-педагогических исследований подтверждает, что в историческом прошлом можно найти корни, проследить становление и формирование педагогических явлений и систем, получивших своё наиболее полное выражение в наши дни. Совершенствование любой системы невозможно без детального анализа её развития в прошлом, без опоры на положительный и негативный опыт, без учёта тенденций и закономерностей её функционирования.
Последние годы появилась возможность свободного от идеологического влияния изучения истории, в том числе истории педагогики. Период с 1954 по 1965 годы, это десятилетие стало временем мощного подъёма и развития среднего специального образования в стране, который не повторялся ни до, ни после того в истории. Большую роль в развитии средней специальной школы региона сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 августа 1954г. «Об улучшении подготовки, распределения специалистов с высшим и средним специальным образованием в стране». 28 декабря 1958 года был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который предопределил перестройку работы
всей системы народного образования в делом и среднего специального в частности [15 с.7-10].
С другой стороны, это время носило особую политическую и морально-психологическую окраску. Развитие отечественной науки и образования, в первую очередь, тогда определялось лидерством СССР в мировом сообществе и подтверждением «исключительной правильности » советской системы. В соответствии с этими задачами строилась государственная и партийная политика по развитию системы и содержания среднего специального образования.
Как и во всех других сферах социально-экономической жизни, в эти годы в системе среднего специального образования происходила глубокая перестройка: изменялась структура и содержание теоретического и производственного обучения, по-новому формировалась материальнотехническая база техникумов, существенно обновлялся состав педагогических кадров. Перемены затронули и систему воспитания учащихся. Всё это свидетельствовало о качественно новом этапе развития среднего специального образования в рассматриваемый период.
Но всесторонней объективной картины положения в сфере среднего специального образования в литературе и в архивных данных нет, так как приукрашивались количественные и качественные показатели работы учебных заведений тех лет. Тем не менее, развитие системы средних специальных учебных заведений, как в СССР, так и в Российской Федерации как целостная научная проблема до настоящего времени не привлекала ученых - педагогов, историков, экономистов.
Спецификой Западной Сибири традиционно являлись и являются оборонные и машиностроительные предприятия. Поэтому подготовка отряда специалистов высокой квалификации была стратегически важным шагом для обеспечения работы всего оборонно-промышленного комплекса Западной Сибири. Кроме того, изучение данной темы в рамках региона позволяет проследить решение проблемы подготовки кадров и социально-культурного развития населения в указываемый период.
Проблема подготовки кадров специалистов со средним специальным образованием начала изучаться со средины 50-х годов. Объектом пристального внимания исследователей тема становится в 1954 - 1965-е годы в связи с постановлениями ЦК КПСС и советского правительства, указывающими на развитие сферы профессионального образования. В этот период публикуются коллективные труды по истории советской культуры образования, педагогике, обзорные справочные издания по среднему специальному образованию.
Для материалов этого времени характерны обоснования и пропаганда новаций в среднем специальном образовании, требования связи обучения с жизнью и максимального использования учащихся и педагогов на производстве, приоритет практики (и поэтому вечернего и заочного обучения), самообслуживания.
Одним из значительных исследований в области профессионального образования является работа А.Н. Веселова «Профессионально-
техническое образование в СССР», изданная в 1961 году. В ней прослеживается история становления низшего и среднего специального образования в СССР от его истока до 1960 г. В книге опубликован обширный фактологический материал, таблицы, отражающие динамику среднего специального образования, в том числе и по Западно-Сибирскому региону. В качестве недостатка данной работы следует отнести отсутствие сравнения положительных и отрицательных сторон в деятельности партийных и общественных структур. Естественно книга содержит оценки, соответствующие тому моменту времени [5].
Первые серьёзные шаги в этом направлении были предприняты в середине 60-х годов. Наиболее интересной представляется статья Ф.А. Лу-кинского, в которой рассматривается становление и развитие среднего специального образования в Сибири, приводятся данные о росте контингента учащихся, национальной принадлежности, а также показана роль средней специальной школы в формировании состава сибирской интеллигенции и рассмотрены другие проблемы. Книга В.А. Рощинской «Совхоз-техникум - новый тип сельскохозяйственного учебного заведения» иллюстрирует развернутую пропаганду связи обучения с производством с точки зрения интересов производства.
В 1966 г. вышла книга Б.А. Кузьмина «Что такое техникумы в СССР», в которой описываются типы средних специальных учебных заведений, правила приема и организация учебного процесса. В 1975 г. этот же автор выпустил книгу «Техникумы и училища СССР» [11].
В изучаемый период по вопросам развития средних специальных учебных заведений был принят ряд важных постановлений партии и правительства. Большое внимание в них уделено связи школы с жизнью, улучшению профессиональной и идейно-политической подготовки специалистов, а также рациональному использованию их в народном хозяйстве страны. Важное значение в этих постановлениях придавалось мерам по развитию и совершенствованию среднего специального образования, улучшению руководства им.
Успех в подготовке специалистов в значительной мере зависел и зависит от формирования контингента учащихся техникумов. В начале исследуемого периода с этой целью создавались приёмные комиссии, издавались типографским способом рекламы, делались объявления в печати о приёме учащихся и др. Контингент формировался за счёт выпускников семилетних и средних школ. Большинство абитуриентов сдавало экзамены на «удовлетворительно», что в дальнейшем приводило к значительному отсеву из-за неуспеваемости. Так, в 1956/57 учебном году 75% абитуриентов на базе 7 классов и 80% на базе 10 классов на вступительных экзаменах в Новосибирский станкостроительный техникум получили удовлетворительные оценки.
В соответствии с Законом « Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» средняя специальная школа подготовку специалистов должна была осуществлять на базе восьмилетней школы, а по отдельным специальностям - на базе
полного среднего образования. Данная мера способствовала повышению качества подготовки специалистов среднего звена [15].
В техникумы стало поступать больше производственников, имеющих перерыв в учёбе. Если в 1955-1956 учебном году в числе принятых в техникумы Новосибирского совнархоза производственников не было, то уже в 1956-1957 учебном году из принятых на дневное отделение техникумов 1010 человек производственный стаж более 2 лет имели 178 человек, или 17%. Всё это требовало совершенствования системы набора, улучшения предварительной работы с будущими учащимися, особенно выпускниками сельских школ и производственниками. Одной из форм повышения базовых знаний поступающих стали подготовительные курсы. В феврале 1958г. в Новосибирском техникуме сельхозмашиностроения были организованы платные курсы по подготовке в техникум В 1957-1958 учебном году подготовительные курсы в той или иной мере стали использовать все техникумы Новосибирска, что способствовало повышению удельного веса производственников в составе учащихся. За 1957-1958 учебный год техникумы Новосибирского совнархоза приняли на дневное отделение 500 человек с производственным стажем, что в 2,8 раза больше чем в 1956-1957 учебном году [7].
Так, в станкостроительном техникуме в 1958 году в группы на базе 10 классов на 90 мест было принято 26 человек со стажем более 2-х лет. Таким образом, подготовительные курсы оказались эффективными, и техникумам было рекомендовано их использование в дальнейшем [7].
В годы семилетки подготовительные курсы получили широкое распространение по всей Западной Сибири. В марте 1959 года на партийном собрании Томского электромеханического техникума было отмечено, что в техникуме не ведётся планомерной и систематической работы по новому приёму, и руководству техникума было рекомендовано выявить на предприятиях желающих учиться на подготовительных курсах, а также выяснить возможность организации этих курсов за счёт заводов. В Томском машиностроительном техникуме с целью организации подготовительных курсов были привлечены преподаватели к проведению бесед в цехах заводов.
Следует отметить, что в работах, изданных в этот период (19601980-е годы) идёт идеализация деятельности учебных заведений. Это не позволяло осуществить всесторонний анализ особенностей экономического, политического и духовного развития страны на примере развития среднего специального образования. Подобная позиция приводила к тому, что для анализа использовались в основном документы, демонстрирующие положительные результаты. Вместе с тем, трудности, ошибки, противоречия оставались за пределами исследований.
Предприятия, заинтересованные в увеличении кадров со средним специальным образованием, оказывали техникумам помощь в организации подготовительных курсов для желающих учиться без отрыва от производства. В 1959-1960 учебном году для работающих на электромеханическом и инструментальном заводах в г. Томска были организованы под-
готовительные курсы для поступающих на вечернее отделение приборостроительного техникума. В сентябре 1959 года для повышения технического уровня мастеров отделом кадров Томского инструментального завода были организованы подготовительные курсы для поступающих в машиностроительный техникум. В результате координации усилий администраций техникумов и предприятий по формированию контингента учащихся вечерних и заочных отделений удалось добиться определённых успехов. Увеличилось количество производственников, поступивших в техникумы. В Томском приборостроительном техникуме при плане приёма 150 человек от производственников в 1959 году было подано 100 заявлений. В 1963-1964 учебном году в Новосибирском вечернем машиностроительном техникуме на 210 мест было подано 320 заявлений. Из числа выдержавших экзамены (219 человек) производственники составляли большинство (197 человек) [7].
Происходит дальнейшее повышение роли вечернего и заочного обучения. Большое влияние на рост численности учащихся вечерних и заочных отделений оказало постановление Совета Министров СССР от 2 июля 1959 года «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений предусматривавшее оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов и выполнения лабораторных работ обучающимся без отрыва от производства [17, с.408- 409].
Рост контингента учащихся вечерних и заочных отделений расширил базу средних специальных учебных заведений и позволил ускорить решение проблемы обеспечения народного хозяйства региона квалифицированными кадрами специалистов среднего звена. Важно подчеркнуть, что учащиеся вечерних и заочных отделений, как правило,- местные жители, связанные тесными узами с Сибирью, Учащимися вечерних и заочных отделений были в основном, как правило, местные жители и они лучше закреплялись на производстве. К тому же они ко времени окончания учёбы приобретали значительный опыт практической работы [1]
В целом вечернее и заочное среднее специальное образование сыграло положительную роль в подготовке специалистов для народного хозяйства, Однако в конце 50-х - первой половине 60-х годов оно необоснованно расширилось и в ряде случаев противопоставлялось системе стационарного образования. Особенно значительное увеличение приёма на дневные, вечерние и заочные отделения техникумов наблюдалось в период семилетки. Если в 1956-1957 учебном году приём на дневное отделение техникумов Новосибирского совнархоза составлял 1010 человек, то уже в 1961-1962 учебном году после установления нового порядка предоставления льгот - 1780 человек, т.е. увеличился в 1,7 раза. В техникумы Западно-Сибирского совнархоза в 1963-1964 учебном году было принято 8500 человек, что в 2,5 раза больше, чем принято в техникумы Новосибирского, Омского и Томского совнархозов в 1957-1958 учебном году. Если на вечерние отделения техникумов Новосибирска в 1956-1957 учебном году было принято 636 человек, а на заочные - 48, то в 1960-1961
учебном году соответственно - 1830 и 486. В техникумы Кемеровского совнархоза в 1957-1958 учебном году было принято 1593 человека на вечерние и 189 человек на заочные отделения, а в 1959-1960 учебном году соответственно 1809 и 330, в 1960-1961 учебном году 2143 и 433, т.е. увеличилось в 1,2 и 1,3 раза [13, с. 193 -194].
Таким образом, увеличение приёма на вечерние отделения техникумов Западной Сибири происходило более быстрыми темпами, чем в среднем по РСФСР. Приём в техникумы промышленности и строительства РСФСР на вечерние отделения составлял в 1958г. 54 тыс. человек, в 1959 - 72 тыс., в 1961 - 99 тыс. человек [7].
В целом приём в техникумы промышленности и строительства Западной Сибири опережал по темпам приём в техникумы РСФСР. Если приём в указанные техникумы по СССР увеличился с 1958 года в 2 раза, по РСФСР в 1,9 раза, то по Омской области - в 2,5 раза, по Новосибирской - 2,6 раза. Рост контингента учащихся вечерних и заочных отделений.
Однако следует отметить, что в использовании этой формы работы имелись недостатки. Во-первых, при приёме в ряд техникумов отсутствовал конкурс, т.к. количество обучающихся на подготовительных курсах не всегда соответствовало плану приёма. Так, на подготовительных курсах в Новосибирский вечерний машиностроительный техникум, открывшихся с 1 октября 1962 года, обучалось 250 человек. Из окончивших подготовительные курсы было подано 170 заявлений и поступило 126 человек. С 1 января 1963 года были открыты подготовительные курсы в Новосибирском электровакуумном техникуме с контингентом 200 человек. 157 человек, окончивших курсы, подали заявления в техникум. Надо было учитывать, что какая-то часть обучающихся на подготовительных курсах в каком-либо техникуме нередко сдавала экзамены в другой техникум. Это не способствовало организации конкурса при поступлении и, естественно, снижало качество формирования контингента [13].
Статистические данные о средней специальной школе по различным экономическим районам республики, в том числе и по ЗападноСибирскому, содержатся в данных архива ЦСУ РФ в фонде отдела статистики культуры. Наибольший интерес представляют сводные отчёты средних специальных учебных заведений.
Динамические таблицы по средним специальным учебным заведениям отражают сведения о количестве учебных заведений и контингентах учащихся, в том числе обучающихся на отделениях: дневных, вечерних и заочных. Эти материалы составлены по отдельным областям и краям республики, что позволило, суммируя их обобщить положение дел по всей Западной Сибири в целом. Составление на основании контрольного учёта, проведённого статистическими органами они дают достоверную количественную характеристику по развитию системы среднего специального образования в Западной Сибири, что позволяет определить её место среди остальных экономических районов страны, сопоставить данные Западно-
Сибирского региона с близлежащими к нему регионами Урала, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Качество подготовки специалистов в большей мере зависит от преподавателя, его знаний, умений, творческой инициативы. Педагогическое мастерство включает и психолого-педагогическую эрудицию, профессиональный опыт.
Проблема пополнения рядов отряда техников, имеющих среднее специальное образование, была тесно связана с улучшением подготовки кадров педагогов.
В 1959-1960 уч. году в средних специальных учебных заведениях Западной Сибири работало 4797 преподавателей. К рассматриваемому периоду в Западной Сибири сложился хороший коллектив педагогических кадров средних специальных учебных заведений. Среди лучших преподавателей, работавших в техникумах Западной Сибири, следует отметить преподавателей Н.Г. Прозорова и Е.Л. Макаревич (г, Томск), Мазурека Э.В. (г. Новосибирск) и многих другие.
Для работы в средних специальных учебных заведениях администрация техникумов стремилась привлекать главным образом преподавателей с высшим образованием. Такая установка в вопросе по комплектованию учебных заведений кадрами привела к тому, что число преподавателей, имевших высшее образование, было значительным.
В целях повышения преподавательского состава средней специальной школы Сибири использовались различные каналы и формы работы. Преподаватели общеобразовательных дисциплин повышали свою квалификацию с отрывом и без отрыва от работы в краевых и областных институтах усовершенствования учителей. Лица, преподающие специальные дисциплины в техникумах и училищах, повышали свой теоретический и методический уровень на факультетах повышения квалификации, а также на курсах повышения квалификации. Такие курсы были организованы, например, при Томском политехническом институте по специальности « Обработка металлов резанием», при Новосибирском инженерно строительном институте по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и в ряде других вузов Сибири [13, с.197].
В 1954 -1965 гг. средняя профессиональная школа решала две важнейшие проблемы. Первая состояла в том, что новые направления в науке не имели обеспечения учебными специальностями. Поэтому и возникла необходимость привести перечень специальностей в соответствии с задачами экономического и социального развития страны. Достаточную остроту приобрела и тенденция нерационального соотношения специалистов с высшим и средним специальным образованием в сфере материального производства.
И в этих новых условиях значительно усиливается социальноэкономическая и воспитательная роль системы среднего профессионального образования. Именно в этот период всё более тесная взаимосвязь образования и труда начала постепенно проявлять себя как движущая сила интеграции науки и производства.
Библиографически» список
1. Акципетров, А.А. Об улучшении заочного обучения. Исследования условий учебы заочников на примере техникумов Новосибирска [Текст] /А.А. Акципетров //Среднее специальное образование. - 1973. - № б. - С. 43-45.
2. Беляев, И.К. Социалистическая индустриализация Западной Сибири [Текст] / И.К. Беляев. - Новосибирск, 1958.
3. Большая Советская Энциклопедия Т.24 Книга 1.Третье издание. М: Издательство Советская Энциклопедия, 1976.
4. Борисова, И.В. Становление и развитие системы народного образования в Западной Сибири [Текст], автореф, канд. пед. наук / И. А.Борисова. - Кемерово, 2001.
5. Веселов, А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР [Текст] / А.Н. Веселов. - М: 1961.
6. Высшее и среднее профессиональное образование Российской Федерации [Текст]. /Статистический справочник/. Под редакцией Савельева А.И. - М.: НИИВО. 1997, 1998
7. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Фонд 4. Оп.28.д 351; Фонд 1653. Оп.2.д 6. л.82;
8. Горюшкин, Л.М., Бочанова Г.А. Новосибирск в историческом прошлом [Текст] / Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова. - Новосибирск. Книжное издательство. 1989.
9. Дёмин, А.Ф., Петров Б.И. Производственное обучение в техникумах [Текст] /А.Ф. Дёмин, Б.И. Петров. - М: Высшая школа, 1963. - 138с.
10. История среднего профессионального образования в России [Текст]. - М.: Издательство «Новь», 2000.
11. Кузьмин, Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в России (подготовка специалистов для промышленности, транспорта, сельского хозяйства) [Текст] дисс. д-ра пед. наук/Н.Н. Кузьмин. - М.: 1972.
12. Народное хозяйство СССР в 1967 [Текст]. - М.: Статистика, 1968.
13. Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири 1917 -1980 г.г. [Текст] / под редакцией Костенкова П.П.. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986.
14. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М: Советская энциклопедия.
1989.
15. Среднее специальное образование. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций [Текст] /Под ред. А.А.Богданова/ М.Высшая школа. - 1970.
16. Шамахов, Ф.Ф. Роль региональной (сибирской) тематики в развитии историко-педагогической науки [Текст] / Ф.Ф. Шамахов // Вопросы развития педагогики. — Томск, 1976.
17. Экономическое и социалистическое развитие Сибири и Дальнего Востока [Текст]. - М.: ЦСУ РСФСР, 1979.
18. Энциклопедия образования в Западной Сибири [Текст]. В 3-х т.Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат» - 2003.
19. Давыдова, Ю. В. Реализация компетентностного подхода в учреждениях дополнительного профессионально-технического образования [Текст] / Ю. В. Давыдова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 367-371.
20. Малашихина, И. А. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива как фактор инновационного развития образовательного учреждения (региональный компонент) [Текст] / И. А. Малашихина, В. М. Ковязина II Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 388-394.
21. Гнатышина, Е. А. Моделирование подготовки педагогов профессионального обучения [Текст] / Е. А. Гнатышина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№4. - С. 21-30.
22. Грииевич, И. М. Факторный анализ развития отечественного образования [Текст] / И. М. Гриневич // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. -С. 367 - 375.
23. Слинкин, С. В. Педагогический вуз в территориальном социокультурном пространстве [Текст] / С. В. Слинкин, 3. И. Колычева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 460 - 469.
24. Полухина, В. И. Инородческие учебные заведения по подготовке учителей в Оренбургской губернии во второй половине XIX — начале XX в. [Текст] / В. И. Полухина// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 229 - 236.
25. Шик, С. В. Развитие «внутреннего человека» у подростков начала XX века как педагогическая проблема [Текст] / С. В. Шик // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 3. - С. 237 - 242.
26. Петригина, В. А. Воспитание «новой породы людей» в просветительской политике Екатерины II [Текст] / В. А. Петригина // Сибирский педагогический журнал. -2009, - № 4. - С. 263 - 269.
27. Валеев, А. С, Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства [Текст] / А. С. Валеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4, - С. 41 - 55.
28. Смышляева, Л. Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л. Г. Смышляева// Сибирский педагогический журнал, — 2009. - № 4. - С. 55 - 64,
29. Каплина, С. Е. Становление проблемы формирования профессиональной мобильности в истории развития общества [Текст] / С. Е. Каплина // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 3. - С. 235-245.
30. Лубашов, В. А. Вопросы реформирования российского образования в материалах общепедагогической дискуссии конца 50-х годов XIX века [Текст] / В. А. Лубашов // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 3. - С. 228-235.
31. Касаткина, Н, Э. Ретроспективный анализ гуманитарной составляющей среднего профессионального образования в России в XX - начале XXI века [Текст] / Н. Э. Касаткина, Т. Н. Рябченкова, Е. В. Фролова // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 4. - С. 280 - 287.
32. Яковлев, М. И. Влияние отношений личности к прошлому, настоящему и будущему на развитие личностного самоопределения специалиста в процессе профессионального становления [Текст] / М. И. Яковлев // Сибирский педагогический журнал. -2009. -№ 4. -С. 288 - 296.