Научная статья на тему 'УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НАЧАЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НАЧАЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедев Семен Яковлевич

В статье обосновывается необходимость укрепления социально-правовых начал предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел, раскрывается терминологическая специфика теории предупреждения преступности, определяются понятия, уровни и стадии предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING OF COMMON SOCIO-LEGAL PRINCIPLES IN THE PREVENTION OF CRIMES AND ADMINISTRATIVE OFFENSES BY INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article substantiates the need to strengthen the socio-legal principles of the prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies, reveals the terminological specifics of the theory of crime prevention, defines the concepts, levels and stages of the prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies

Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НАЧАЛ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-249-254 NIION: 2007-0083-2/23-290 MOSURED: 77/27-005-2023-02-490

Укрепление общих социально-правовых начал в предупреждении преступлений и административных правонарушений

органами внутренних дел

Лебедев Семен Яковлевич

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия, lebedev-sya@rguk.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость укрепления социально-правовых начал предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел, раскрывается терминологическая специфика теории предупреждения преступности, определяются понятия, уровни и стадии предупреждения органами внутренних дел преступлений и административных правонарушений.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, органы внутренних дел, предупреждение преступлений, предупреждение административных правонарушений

Для цитирования: Лебедев С. Я. Укрепление общих социально-правовых начал в предупреждении преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 249-254. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-249-254.

Original article

Strengthening of common socio-legal principles in the prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies

Semyon Ya. Lebedev

Kosygin Russian State University, Moscow, Russia, lebedev-sya@rguk.ru

Abstract. The article substantiates the need to strengthen the socio-legal principles of the prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies, reveals the terminological specifics of the theory of crime prevention, defines the concepts, levels and stages of the prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies Keywords: law enforcement, law enforcement agencies, crime prevention, prevention of administrative offenses For citation: Lebedev S. Ya. Strengthening of common socio-legal principles in the prevention of crimes and administrative offenses by internal affairs bodies // Criminological journal. 2023. (2):249-254. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-2-249-254.

Всякому криминологу известно, что предупреждение преступлений является главной теоретической и практической целью криминологической науки. Именно криминологическая наука, изучая, описывая, объясняя и прогнозируя явления преступности, выявляя ее причины, условия, факторы и обстоятельства, познавая особенности личности преступника, викти-мологические качества потенциальных и реальных

потерпевших, механизмы преступного поведения, создает для всех субъектов правоохранительной деятельности, государства и общества в целом научно обоснованную базу практического предупреждения преступности.

Накопив более чем за полувековой период своего активного развития поистине бесценный опыт научного познания и практического оформления системы

© Лебедев С. Я., 2023

предупреждения преступлений, именно криминология из всех наук так называемого криминального цикла претендует на безусловное свое первенство в объяснении закономерностей антикриминогенной деятельности, а потому, несомненно, заслуживает не просто адекватного, а по большому счету, уважительного отношения к созданной ею теории предупреждения преступности и, разумеется, к сопровождающим таковую постулатам, понятиям, признакам, определениям, терминам и др. Как бы это ни показалось, на первый взгляд, странным, но для многих считающих себя специалистами в области правоохранительной деятельности, в особенности, полицейских, весьма характерно довольно поверхностное, а вслед за ним, нередко, пренебрежительное отношение к подобной терминологической специфике, что неизменно приводит к размыванию сущности и содержания многих сторон и направлений профессиональной превентивной деятельности, каждая из которых обладает своей концептуальной спецификой, нацеленной на достижение антикриминогенного результата. Все это, с одной стороны, вызывает обоснованное криминологическое недоумение, а с другой, подвигает на дополнительные разъяснения общих социально-правовых начал предупреждения, прежде всего, органами внутренних дел, преступлений и административных правонарушений, поскольку от их уяснения правоохранителями и з н а ч а л ь н о (прошу прощения за тавтологию) зависит эффективная организация и осуществление всего целенаправленного предупредительного процесса.

Итак, предупреждение преступности может трактоваться в узком (уголовно-правовом) и широком (социально-политическом) смысле1. В сущности, под уголовно-правовым предупреждением, взятом в традиционном и узком смысле, понимается институт, описанный в нормах соответствующих наук, требования которого подлежат претворению в жизнь главным образом в процессе назначения и исполнения наказания. Можно сказать, что идея предупреждения преступности пронизывает всю систему уголовно-правовых и уголовно-исполнительных институтов (частная и

1 Следует учитывать, что многосторонняя превентивная деятельность органов внутренних дел, направленная как на преступления, так и на административные правонарушения, причины и условия тех и других, совершающих их лиц и страдающих от их преступлений потерпевших, охватывается общим понятием предупреждения преступности. Это объясняется не столько формальной потребностью в лаконичности формулировки, сколько содержательным по своей сути объемом предупредительной правоохранительной практики органов внутренних дел, ее общими правовыми, организационными и тактическими основами, нацеливающими полицию на любые противоправные деяния, находящиеся в компетенции ее социально-правового контроля, независимо от того, носят эти деликты уголовно-правовой или административно-правовой характер. При этом, с точки зрения криминологического понятия преступности как совокупности преступлений, образующих определенный масштаб (размер) этого социально опасного явления, вполне правомерно говорить об ограничении этого размера путем недопущения совершения новых преступлений, что и отражает термин «предупреждение преступности».

общая превенция, общее и частное предупреждение). Нередко эта идея связывается даже с исправлением осужденных, предупреждением рецидива преступлений. Однако правоохранительная практика показывает, что при определении понятия предупреждения преступности необходимо исходить из более широких позиций - социально-политических, экономических, идеологических и др. Такой подход дает возможность сформулировать рассматриваемое понятие в широком смысле, что включает в себя различные (далеко не только правовые) мероприятия государства и общества. Речь идет о предупреждении преступности именно как явления. При этом учитываются исторический характер процесса предупреждения преступности, его объективные основы и роль субъективного фактора в ускорении данного процесса.

Учитывая широкий смысл понятия предупреждения преступности, его можно определить как исторически сложившуюся и развивающуюся в новых социальных условиях систему нейтрализации (минимизации, устранения) социальных процессов и явлений, порождающих и стимулирующих преступность, а равно формирования объективных и субъективных предпосылок для ее сокращения в обществе.

Применительно к деятельности органов внутренних дел предупреждение преступлений является не столько научной дисциплиной, сколько определенной практической интерпретацией общей криминологической теории предупреждения преступности, лишь технологически реализуемой органами внутренних дел.

Теория предупреждения преступности возникла не на пустом месте. Уголовно-правовые науки (в частности, криминология) давно обладают арсеналом различных теорий, развивающих идеи сокращения преступности. То одна из них, то другая оказывались ведущими. Самыми надежными были те из них, которые имели «выход» в широкую социальную сферу. Основы такой общей теории в отечественной криминологии были сформированы в нашей стране в середине 70-х - начале 80-х годов прошлого века [1]. Тогда же сформировалась соответствующая этой теории терминология, имеющая концептуальное значение для практической реализации предупреждения преступности. Согласно ей, предупреждение преступности рассматривается в теории и практике в общесоциальном и специально-криминологическом значениях. Иногда общесоциальное и специально-криминологическое предупреждение называются в литературе уровнями предупреждения преступности. При этом под общесоциальным предупреждением преступности понимается вся социально-позитивная деятельность общества и государства (политическая, экономическая, нравственная и др.), создающая основу для сокращения негативных и антиобщественных проявлений в обществе. В то же время такое общесо-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

циальное предупреждение одновременно выступает условием для эффективного специально-криминологического предупреждения, которое, в отличие от общесоциального, непосредственно направлено на недопущение совершения преступлений.

Общесоциальное предупреждение преступности достигает своего результата опосредованно в процессе совершенствования всей системы отношений в обществе. Ясно, что совершенное с точки зрения экономики, политики и социальной сферы общество больше, нежели несовершенное, защищено от разного рода противоправных и криминальных деликтов. Однако и в общесоциальных вопросах заложен определенный целенаправленный антикриминогенный потенциал, когда речь идет о социальной помощи семье, развитии молодежной политики, государственной поддержке малого предпринимательства и др. Все эти направления, безусловно, работают в первую очередь на укрепление общих позитивных начал развития всего населения страны. Однако они же «выбивают из-под ног» преступности почву, на которой «произрастает» все негативное, стимулирующее преступное поведение. Поэтому любые государственные программы, разрабатываемые и реализуемые на благо разрешения социальных противоречий априори (пусть факультативно), способны предупреждать преступность. Развитие таких внешне опосредованных от собственно предупреждения преступности программ в итоге создает благоприятные условия для системы специально-криминологического предупреждения. Чем активнее и результативнее первые, тем меньше остается проблем для последней.

Под специально-криминологическим предупреждением преступности понимается система государственных и общественных мер, непосредственно направленных на минимизацию преступности, целенаправленная деятельность государственных, общественных, иных органов и организаций, всех граждан, связанная с воздействием на причины и условия правонарушений и преступлений, реализацией мер по их устранению, оказанию превентивного влияния на лиц, от которых можно ожидать противоправных поступков. В этом смысле специально-криминологическое предупреждение преступности созвучно понятию профилактики преступлений (о ней пойдет речь далее). Однако у специально-криминологического предупреждения преступности, в отличие от почти идентичного понятия профилактики преступлений, более высокий уровень организации предупредительного процесса. Это - макроуровень нейтрализации криминогенной детерминации преступности и обеспечения контроля над поведением людей в целях недопущения совершения с их стороны правонарушений. Такое специально-криминологическое предупреждение реализуется в принятии

нормативных актов, непосредственно затрагивающих решение вопросов предупреждения правонарушений и преступлений: Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Специально-криминологическому предупреждению способствуют принимаемые на федеральном и региональном уровнях специальные программы предупреждения правонарушений и преступлений. Профилактику преступлений, учитывая ее направленность также на детерминанты преступности, лиц, совершающих преступления и, одновременно, лиц, потерпевших от преступлений (виктимологический аспект в криминологическом знании), можно условно рассматривать как уровень специально-криминологического предупреждения преступности, реализуемый в деятельности конкретных правоохранительных органов: органов внутренних дел, прокуратуры, налоговых органов и др.

Однако специально-криминологическое предупреждение преступности, реализуемое в виде профилактики преступлений на уровне конкретной правоохранительной деятельности, не ограничивается только собственно профилактикой. В научной литературе, как и среди практических работников, когда речь идет о воздействии на преступность, наряду с предупреждением и профилактикой используются и такие понятия, как «предотвращение» и «пресечение», причем в одних случаях как равнозначные, в других — как отличные по содержанию. Для правильного толкования понятий «предупреждение» и «профилактика», «предотвращение» и «пресечение» важно провести терминологический анализ, который имеет собственное смысловое содержание и соответствующее функциональное правоохранительное наполнение.

Попытаемся в соответствии с данным требованием разобраться в особенностях понятий «предупреждение преступности» и «профилактика правонарушений» и их соотношении. Это окажется полезным и для правильного восприятия других (близких к указанным) понятий — «предотвращение преступлений» и «пресечение преступлений». Вновь подчеркнем, что каждое такое понятие, несмотря на их кажущуюся тождественность, прежде всего, с точки зрения русского языка, имеет самостоятельное смысловое значение и, главное, функциональное предназначение и оформление в реализации предупредительной деятельности органов внутренних дел.

Итак, в систему предупреждения преступности входят самые разнообразные виды предупредительной деятельности. Часто в литературе их даже называют этапами предупреждения преступлений в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Один из них (первый и приоритетный этап пред-

упреждения преступлений) - профилактика преступлений (правонарушений). Ясно, что без профилактики не может быть предупреждения. Так или иначе, предупреждение преступности (а в итоге ее сокращение), как явления, всегда предполагает эффективную профилактику конкретных преступлений. Однако и в этом случае надо рассматривать понятие профилактики в узком и в широком смысле слова.

В широком смысле слова профилактика представляет собой недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний, представляющих собой преступления, а равно обеспечение защиты объектов (лиц) от таких преступлений. В целом, это деятельность по недопущению нарушений норм права, в частности, уголовного права. В этом смысле, кстати, вся правоохранительная деятельность может охватываться понятием профилактики, поскольку охранять права от преступных посягательств - уже означает не допускать нарушений этих прав, не допускать в итоге правонарушений.

В узком же смысле слова, применительно к правоохранительной деятельности органов внутренних дел, под профилактикой следует понимать деятельность, во-первых, по выявлению причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению (общая профилактика); во-вторых, по выявлению лиц, способных совершить преступление (в силу антиобщественной направленности их поведения), и проведению с ними необходимых мероприятий, удерживающих от совершения правонарушений (индивидуальная профилактика)1. Потому профилактика преступлений (правонарушений) представляет собой лишь часть (пусть и приоритетную) общей системы предупреждения преступности. То же самое касается понятий «предотвращение» и «пресечение» преступлений (правонарушений). Они, также как и профилактика, являются частью общего процесса специально-криминологического предупреждения преступности и проявляются не только как конкретные понятия, но и как конкретные виды (этапы) предупредительной деятельности органов внутренних дел. Профилактика в этом процессе выступает ранним этапом предупредительной деятельности, направленной на недопущение преступления путем устранения их причин и условий и обеспече-

1 В дополнение к приведенному определению профилактики преступлений следует напомнить о так называемой виктимологической профилактике преступлений, выступающей самостоятельным направлением в криминологическом знании о преступности и ее предупреждении, которое имеет собственное антикриминогенное значение с акцентом на превентивный ресурс самих потенциальных и, тем более, реальных жертв преступлений. При этом, виктимологическая профилактика преступлений, по аналогии с основным ее функциональным предназначением, также может быть общей и индивидуальной.

ние профилактического воздействия на индивида, от которого можно ожидать совершения преступления (правонарушения). То же, кстати касается и виктимо-логической профилактики. Когда же профилактика оказывается недостаточно эффективной, тогда и появляется необходимость в предотвращении, а вслед за ним — пресечении преступления. Отсюда понятия «предотвращение» и «пресечение» тоже имеют в системе специально-криминологического предупреждения преступности свой функциональный смысл.

Как известно, любое преступление представляет собой сложную систему поступков и действий виновного как до, так и во время, и после совершения преступления. Плюс ко всему у каждого преступления, главным образом, умышленного, есть еще цели, мотивы, намерения и др. Любое такое преступление как бы «созревает» в сознании и поведении личности. На самой ранней стадии «созревания» можно предупредить преступление с помощью профилактики, т.е. выявить лицо, от которого по его негативному поведению можно ожидать совершения преступления, и воздействовать на него с помощью воспитательно-профилактических мер, а также устранения причин и условий, которые детерминируют успешное совершение преступления этим лицом либо иными подобными лицами в аналогичных условиях.

В том же случае, когда у лица появляется з а м ы с е л совершить преступление, формируется соответствующее решение и намечается процесс его исполнения, центр тяжести предупредительной работы переносится на недопустимость осуществления подобного криминального замысла, процесс которого принято обозначать в правоохранительной практике как предотвращение преступлений. Это тоже часть предупреждения преступления, реализуемого на этапе, когда с точки зрения уголовного права преступление, с юридической точки зрения, собственно таковым не является. Ведь мысль совершить преступление, если она не облачена в форму приготовления, а тем более покушения (что уже является стадиями преступления с позиции уголовного права), не попадает в орбиту уголовно-правового воздействия. За мысли, как известно, не судят. Однако с позиции правоохранительного органа подобный замысел безусловно должен стать объектом предупредительного внимания. Именно этому и способствует предотвращение. Таким образом, под предотвращением преступлений применительно к деятельности органов внутренних дел, понимается недопущение ими преступлений со стороны лиц, з а м ы ш л я ю щ и х их совершение, когда в действиях таковых отсутствуют уголовно-правовые признаки приготовления и покушения на преступление.

Пресечение же используется, как правило, тогда, когда появляются необходимость и возможность прекратить (приостановить) процесс совершения престу-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

пления. Следовательно, пресечь преступление - означает остановить начатое противоправное действие, не допустить наступления его общественно опасных последствий. Таким образом, пресечение преступлений как часть их предупреждения реализуется на уголовно-правовых стадиях приготовления к преступлению и покушения на преступление.

В связи с этим нередко можно услышать возражения, что пресечение преступлений не может быть частью предупреждения преступности, поскольку преступление в этом случае уже формально, с точки зрения уголовно-правовой оценки его, по крайней мере, двух стадий - приготовления либо покушения, -уже совершено и факт пресечения его не предупредил. Отсюда, зачастую, на практике мы и встречаем такое словосочетание, как «предупреждение и пресечение преступлений», предполагающее, по мнению употребляющих его специалистов, осуществление разных по содержанию и последствиям видов правоохранительной деятельности.

Тем не менее, нельзя не признать, что общественная опасность преступлений входит в понятие таковых, а общественно опасные последствия преступлений являются основанием для их квалификации и, соответственно, более строгого уголовного наказания. Поэтому предупреждение таких последствий, несомненно, имеет значение для уголовно-правовой характеристики. Если же говорить о криминологической оценке, то недопущение общественно опасных п о с л е д с т в и й преступлений (читай - пресечение) представляет собой не менее важное превентивное значение, чем все предыдущие этапы предупреждения преступности. Наконец, если профилактика и предотвращение не достигают своего предупредительного эффекта, то у правоохранительной системы остается последний шанс предупредить преступление его пресечением, чем и не допустить наступления общественно опасных последствий.

Нетрудно заметить, что большинство из названных видов (этапов) предупреждения преступлений имеют отношение, главным образом, к и н д и в и д у а л ь н о м у предупреждению, поскольку направлены на конкретных людей, способных совершить преступление (за исключением общей профилактики, нацеленной на причины и условия преступлений). Порой допускается более широкое толкование данного понятия. Сюда, помимо указанных моментов, относят неотвратимость наказания, его назначение и исполнение, исправление лица, совершившего преступление, осуществление административного надзора за конкретной личностью и др. Думается, что такое толкование предупреждения, в принципе, допустимо. Преступление носит по преимуществу импульсивный (эмоциональный) характер, его признаками являются ситуативность совершения деяния, внезапность дан-

ного акта, порой даже отсутствие явных мотивов. Но даже в таких случаях преступление далеко не всегда представляет собой мгновенный акт. Это, если говорить о возможностях профилактики, предотвращения и пресечения (в конечном счете предупреждения), весьма длительный процесс. Поскольку же преступление - всегда процесс, развивающийся во времени, то основной путь его предупреждения заключается в том, чтобы, своевременно вмешавшись в такой процесс, не допустить его развития, приостановить. Когда это удается сделать на «нужной» стадии, мы спасаем не только конкретного человека от совершения преступления, но и людей, которые могли пострадать от его криминального поведения. В этом состоит главное предназначение предупреждения преступности как гарантии обеспечения безопасности населения от любого криминального произвола.

Предотвращение и пресечение преступлений, составляя часть предупреждения преступности, являются криминологическими категориями. Однако, учитывая методику осуществления этих предупредительных средств, они одновременно выступают предметами оперативно-розыскной [2] и административ-но-юрисдикционной [3] деятельности. Можно даже предположить, что предотвращение и пресечение преступлений являются основными целями данных видов правоохранительной деятельности. Достаточно сказать, что предотвращение преступлений как вид предупреждения, осуществляемого на стадии замысла совершения преступления, может эффективно реали-зовываться, часто, с помощью негласных (оперативно-розыскных) методов. Профилактическая деятельность при этом осуществляется как бы попутно. Она наряду с предотвращением и пресечением способствует предупреждению конкретных преступлений.

Однако профилактика может являться и специальной. В этом случае ее также можно именовать профилактикой оперативно-розыскного характера. Собственно, она таковой и является, когда речь идет о специальной профилактике, осуществляемой оперативными подразделениями органов внутренних дел. Достаточно привести пример о выявлении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений (индивидуальная профилактика). Такая работа бессмысленна без оперативно-розыскного участия. То же, кстати, касается полиции так называемой общественной безопасности, призванной обеспечивать общественный порядок, главным образом, патрулируя вверенные территории и наблюдая за поведением людей. Именно в этих случаях обнаруживаются признаки совершаемого преступления, которое должно быть пресечено полицией. Таким образом, в зависимости от средств, используемых в процессе предупреждения преступности, составляющие его части (профилактика, предотвращение, пресечение) могут носить и общий социаль-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

но-правовой, и специальный оперативно-розыскной, и административно-юрисдикционный характер.

Завершая повествование об общих социально-правовых началах предупреждения преступлений и административных правонарушений, реализуемого в правоохранительной деятельности органов внутренних дел, можно сформулировать следующее, безусловно, имеющее концептуальную правоохранительную направленность, его определение. Предупреждение преступлений органами внутренних дел - самостоятельный вид деятельности конкретных служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемой в пределах их компетенции, направленной на выявление причин и условий преступлений, принятие мер к их нейтрализации и устранению, воздействие на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений и которые, в силу их повышенной виктимности, могут стать жертвами преступлений, а также предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Список источников

1. Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика.

Управление. Горький, 1976; Теоретические основы предупреждения преступности. M., 1977; Жалинский А.Э. Теоретические проблемы профилактики преступлений. M., 1980; Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. M., 1980; Криминология. M., 1984.

2. Исиченко А.П. Оперативно-розыскная криминология. M., 2001.

3. Лозбяков В.П., Эриашвили Н.Д. Криминология и административная юрисдикция милиции I Под. ред. В.П. Лозбякова. M., 1998.

References

1. Avanesov G.A. Criminology. Prognostics. Management. Gorky, 1976; Theoretical foundations of crime prevention. M., 1977; Zhalinsky A.E. Theoretical problems of crime prevention. M., 1980; Avanesov G.A. Criminology and social prevention. M., 1980; Criminology. M., 1984.

2. Isichenko A.P. Operational investigative criminology. M., 2001.

3. Lozbyakov V.P., Eriashvili N.D. Criminology and administrative jurisdiction of the police I Edited by V.P. Lozbyakova. M., 1998.

Информация об авторе

С. Я. Лебедев - заведующий кафедрой уголовного права и адвокатуры Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, научный руководитель магистерской программы «Правовое обеспечение безопасности личности, общества, государства».

Information about the author

S. Y. Lebedev - Head of the Department of Criminal Law and Advocacy of the Kosygin Russian State University, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, scientific supervisor of the Master's program "Legal security of the individual, society, state".

Статья поступила в редакцию 20.06.2023; одобрена после рецензирования 21.06.2023; принята к публикации 22.06.2023.

The article was submitted 20.06.2023; approved after reviewing 21.06.2023; accepted for publication 22.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.