7. Батурина Н. А. Проблемы института исправления описок и явных арифметических ошибок в судебных актах (на основе анализа судебной практики по гражданским делам) // Российский судья. 2015. № 12. С. 12-15.
8. Решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10.04.2017 по делу 33-7370/2017. URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-bashkortostan-respublika-bashkortostan-s/act-555293446 (дата обращения: 27.01.2020).
9. О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. 2012.
© Пономарева Е. В.
© Курбанов Д. А.
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК
УДК 343.85(470)
Г. Ю. КАРИМОВА, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
G. YU. KARIMOVA, senior instructor of the Chair of Administrative and Legal Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
Э. Р. ГОЛУБЕВА, доцент кафедры административно-правовых дисциплин
Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
E. R. GOLUBEVA, assistant professor of the Chair of Administrative and Legal Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ преступлений И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
FEATURES OF PREVENTION OF CRIMES AND ADMINISTRATIVE OFFENSES
BY INTERNAL AFFAIRS AGENCIES
Аннотация. В статье рассматриваются особенности предупреждения преступлений и административных правонарушений. Выделяются два уровня предупреждения: обещесоциальный и специально-криминологический. Среди субъектов предупредительной деятельности необходимо выделить специализированные и неспециализированные субъекты предупреждения, особое место среди которых занимают органы внутренних дел.
Ключевые слова и словосочетания: предупреждение, противодействие, превентивные меры, профилактика, государственная программа.
Annotation. The article deals with the features ofprevention of crimes and administrative offenses. There are two levels of prevention: General social and special criminological. Among the subjects of preventive activity, it is necessary to distinguish specialized and non-specialized subjects of prevention, a special place among which is occupied by the internal Affairs agencies.
Keywords and phrases: prevention, counteraction, preventive measures, prevention, state program.
Одной из центральных проблем в деятельности правоохранительных органов является предупреждение и профилактика преступности, преступлений и административных правонарушений.
В юридической литературе все мероприятия или, вернее, вся совокупность мероприятий по недопущению преступлений и правонарушений называется по-разному. В основном именуется она как «предупреждение», но возможны и другие варианты, такие как «предотвращение», «профилактика», «пресечение». В работах прежних лет данные термины употреблялись как синонимы в программных и нормативных актах. Но есть и другая точка зрения о том, что эти понятия не являются равнозначными. Так, в первую очередь, речь идет о нормативных актах МВД России, в которых закреплялись соответствующие определения. В 1960-1970 годах все меры по недопущению преступлений и правонарушений назывались термином «предотвращение». Но в последующем данный термин был заменен на «предупреждение» [1, с. 475].
В литературе высказывается мнение, что понятие «предупреждение» с понятием «профилактика» соотносится как род с видом. Профилактика рассматривается как одна из составных частей предупреждения, является наиболее важной и эффективной, способна предотвратить преступность в самом ее начале. Помимо понятия «профилактика преступлений» существуют еще определения «профилактика правонарушений», «социальная профилактика» [2, с. 39].
Особое значение имеет так называемая социальная профилактика, под
которой понимается широкий комплекс мер воздействия на причины, условия не только преступлений, но и всех социальных патологий, разных форм отклоняющегося поведения, таких как пьянство, наркотизм, проституция, хулиганство, суицид и многое другое, что нарушает не только правовые, но и моральные, а также иные нормы человеческого общежития. Сложно разработать единую систему социальной профилактики, однако выработке универсальных концептуальных подходов к преодолению, минимизации вредных последствий в последние годы уделяется больше внимания.
Применительно к правонарушениям и преступности, а также их отдельным видам, в интересах профилактики изучаются разнообразные объективные (внешние) и субъективные (внутренние) факторы - как по отдельности, так и в их сложных взаимодействиях; выявляются и исследуются как на макроуровне (при изучении преступности в целом), так и по конкретным делам об отдельных преступлениях антиобщественные взгляды, установки и привычки, потребности и интересы людей, мотивы их противоправного поведения, неблагоприятные условия нравственного формирования личности, действующие в семье, в школе и других типах социальной среды; анализируются, в сущности, неисчислимые конкретные жизненные ситуации криминогенного свойства, многообразные обстоятельства, способствующие преступлениям, облегчающие их совершение.
Немаловажное значение имеет и вопрос о субъектах профилактики преступлений и других правонарушений. Если рассматривать в широком смысле, то к
их числу следует относить всю систему государственных органов и общественных объединений, а также отдельно взятых граждан.
В современном мире граждане остаются субъектами профилактики, но в большей степени в связи с выполнением ими определенных социальных ролей (родители, законные представители, психологи, педагоги и др.).
Среди многообразия оснований для выделения классификаций остановимся подробнее на неспециализированных и специализированных субъектах профилактики. К первой категории относятся Президент России, все органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления. На данные субъекты возложены, в первую очередь, самые важные вопросы и задачи, такие как определение нормативного и законодательного основания профилактики, весь комплекс прав и обязанностей остальных участников профилактической деятельности, планирование, координация, контроль за их работой и т. д.
Специализированные субъекты профилактики обладают полномочиями по борьбе с преступностью и другими правонарушениями, и это является их единственной и основной функцией. Среди данной категории можно выделить государственные и негосударственные субъекты. К негосударственным относятся добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, советы профилактики трудовых коллективов, внештатные сотрудники полиции и другие [3, с. 15].
Если говорить о государственных субъектах профилактики, то это система правоохранительных органов государства, наделенных полномочиями по осуществлению контроля за исполнением законов, привлечению к юридической ответственности виновных лиц. При этом предупреждение преступлений и других правонарушений по прямым указаниям закона относится к одной из основных их
функций. В системе правоохранительных органов особую значимость в профилактике преступлений и административных правонарушений приобретает слаженная работа сотрудников органов внутренних дел.
Сама по себе профилактика может быть многоуровневой. В криминологии принято выделять общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный уровни предупреждения.
Общесоциальный уровень характеризуется социально-полезной деятельностью общества и государства, приводящей к уменьшению отрицательных явлений. Сама по себе такая деятельность не преследует цели борьбы с преступностью, но объективно ведет к уменьшению количества таких негативных социальных явлений, как нищета, безработица, беспризорность, повышает уровень культуры, нравственности. Общепрофилактическая же деятельность сотрудников органов внутренних дел заключается в изучении и анализе оперативной обстановки на обслуживаемой территории, информацию о которой получают путем личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данных статистической отчетности, оперативно-разыскных, информационно-справочных и иных учетов, других сведений, имеющихся в органе внутренних дел.
Специально-криминологический уровень предупреждения преступлений и административных правонарушений направлен на выявление и устранение криминогенных факторов. Он представляет собой слаженную эффективную деятельность всех субъектов профилактики правонарушений и преступлений. Мероприятия, входящие в специально-криминологический уровень, проводятся в отношении различных социальных групп, типов преступного поведения.
Индивидуальный уровень предупреждения противоправных деяний конкретизирует общесоциальный и
специально-криминологический уровни предупреждения применительно к отдельным группам или отдельному лицу, поведение которых позволяет прогнозировать возможность совершения преступления в будущем. Индивидуально-профилактические меры осуществляются и в отношении ранее судимых лиц. Целью применения таких мер является устранение негативного воздействия на конкретного человека, отличающегося склонностью к антиобщественному поведению, а также пресечение готовящихся преступлений и попыток их совершить.
Среди многообразия нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и административных правонарушений, а также преступности в целом, остановимся подробнее на одном из них. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», ответственным исполнителем которой является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Одной из основных целей данной программы является повышение качества и результативности противодействия преступности. Государственная программа реализуется в один этап в период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2024 г. Анализ результатов годовых отчетов о ходе реализации программы показал ее эффективность. Рассмотрим это на примере имеющихся статистических данных за 2019 год. Так, в 2019 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 2024,3 преступлений, что несколько выше, чем за аналогичный период прошлого года (+1,6 %). До 2019 года ежегодно наблюдался спад количества зарегистрированных преступлений на территории России. Увеличение количества зарегистрированных преступле-
ний за анализируемый период повлекло за собой увеличение количества тяжких и особо тяжких посягательств с 22,5 % до 24,4 %. 53,5 % всех зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества, среди которых, кражи - 774,2 тыс. (+2,3 %), мошенничества - 257,2 тыс. (+19,6 %), грабежи - 45,8 тыс. (-8,6 %), разбои - 6,7 тыс. (-9,8 %), кроме того, снизилось количество квартирных краж (13 %). Проанализировав имеющиеся статистические данные, мы видим положительную динамику снижения количества наиболее опасных форм хищения, которые совершаются с причинением насилия как опасного, так и не опасного для жизни человека. Также положительная динамика наблюдается и в снижении количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (-3,3 %), выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (-6,8 %).
В 2019 году сократилось количество зарегистрированных экологических преступлений (-7 %), преступлений экономической направленности (-4,1 %), преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (- 5 %), преступлений экстремистской направленности (-53,8 %). Приведенные статистические данные свидетельствуют о ряде положительных тенденций в противодействии преступности.
Относительно безопасности дорожного движения, как одной из целей реализации государственной программы, можно отметить сохранившуюся положительную динамику снижения количества аварий на дорогах. По сравнению с прошлым годом, число дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 3,5 %, а число погибших - на 9,4 %.
В отчетном году обеспечено определенное положительное влияние результатов реализации Государственной программы на достижение показателей (индикаторов) ряда документов страте-
гического планирования, положенных в ее основу, в частности Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Так, социальный риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях, выраженный в числе погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тыс. населения, должен снизиться до 10,9 в 2020 году.
В ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы осуществляется комплексное воздействие на причины и условия, способствующие снижению количества дорожно-транспортных происшествий, повышению дисциплины водителей транспортных средств и пешеходов, совершенствованию системы оказания помощи пострадавшим. В результате предпринятых мер значение показателя «Социальный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в расчете на 100 тыс. населения)» в 2019 г. составило 11,7 условных единиц.
Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий внесло определенный позитивный вклад в достижение национальной цели развития Российской Федерации по «обеспечению устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет)», определенной основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.
Помимо вышесказанного, в истекшем году, значительное внимание было уделено:
- вопросам организации предварительного расследования в органах внутренних дел путем совершенствования
уголовно-процессуального законодательства и его правоприменительной практики;
- реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения экономической безопасности;
- осуществлению комплекса мероприятий организационного и практического характера, которые направлены на повышение эффективности противодействия экстремистским проявлениям;
- мероприятиям, направленным на совершенствование нормативных, организационных и технических основ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- активизации усилий по совершенствованию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграционных отношений;
- мониторингу общественного мнения о деятельности органов внутренних дел в каждом субъекте Российской Федерации и т. д.
Подводя итог, необходимо отметить, что эффективность реализации государственной программы оценивается в зависимости от значений оценки степени ее реализации и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм (федеральных целевых программ) и может быть высокой, средней, удовлетворительной либо неудовлетворительной.
Учитывая вышеизложенное, приходим к выводу, что эффективность реализации государственной программы может быть оценена как «высокая» на основе анализа имеющихся статистических данных [4].
Таким образом, в предупреждении преступлений и административных правонарушений большую роль играет не только слаженная работа субъектов профилактики на всех уровнях, но и правовая регламентация их деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии. М., 2011. Т. 1: Общая часть. 1003 с.
2. Казак Б. Б., Михайлова Н. В., Столяренко В. М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 39-42.
3. Затолокин А. А. Противодействие экстремизму в деятельности подразделений полиции: учебно-практическое пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2018. 40 с.
4. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https:// мвд.рф (дата обращения: 06.02.2020).
© Каримова Г. Ю.
© Голубева Э. Р.
УДК 343.12:343.143(470)
В. С. ЛАТЫПОВ, заместитель начальника кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
V. S. LATYPOV, deputy chief of the Chair of Criminal Procedure of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor (Ufa)
НУЖЕН ЛИ ПОНЯТОЙ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ?
DOES RUSSIA NEED A LAWYER IN THE MODERN CRIMINAL PROCESS?
Аннотация. Автором в статье рассматривается процессуальный статус понятого, его функциональная принадлежность. Институт понятых является одним из самых стабильных уголовно-процессуальных институтов. Содействие, оказываемое понятыми в ходе уголовного процесса, направлено на удостоверение факта производимых процессуальных и следственных действий, осуществляемых властными субъектами уголовного процесса. На основе анализа действующего уголовно-процессуального законодательства России, зарубежных стран, имеющихся в теории уголовного процесса научных исследований, сформулирована авторская позиция относительно необходимости сохранения процессуальной фигуры понятого в современном уголовном процессе России, недопустимости подмены присутствия «народного элемента» в ходе производства следственных действий техническими устройствами, которые не смогут заменить человеческое внимание. Предложено внесение отдельных изменений в существующий процессуальный статус понятого, направленных на совершенствование требований, предъявляемых к понятым и к расширению их прав и обязанностей.
Ключевые слова и словосочетания: понятой, содействие правосудию, иные участники процесса, уголовный процесс, досудебное производство, предварительное следствие, следственное действие.