_ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / POLITOLOGY_
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.110
УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ДЕЭТНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Научная статья
Гриценко Г.Д.*
ORCID: 0000-0001-8281-7409, Южный научный центр РАН, Ростов-на-Дону, Россия
* Корреспондирующий автор (dissovet[at]rambler.ru)
Аннотация
Статья посвящена процессу укрепления общероссийской идентичности на Северном Кавказе как направлению деэтнизации региональных политических процессов. Усиление общероссийской идентичности в структуре идентичностей жителей СКФО осуществляется различными акторами. Для их уточнения проведен опрос экспертов. Наиболее значимыми - названы органы федеральной власти, СМИ, институты образования и культуры. Эксперты полагают, что совместные действия основных акторов формирования общероссийской идентичности на основе патриотизма могут привести к межэтническому согласию и деэтнизации политической жизни в северокавказском регионе.
Ключевые слова: Северный Кавказ, экспертный опрос, акторы, общероссийская идентичность, патриотизм.
STRENGTHENING OF THE ALL-RUSSIAN IDENTITY AS A TREND OF DE-ETHNICIZATION OF SOCIOPOLITICAL LIFE IN THE NORTH CAUCASUS: AN EXPERT OPINION
Research article
Gritsenko G.D.*
ORCID: 0000-0001-8281-7409, Southern Scientific Center of the Russian Academy of Science (SSC RAS), Rostov-on-Don, Russia
* Corresponding author (dissovet[at]rambler.ru)
Abstract
The current article deals the process of strengthening the all-Russian identity in the North Caucasus as a direction of de-ethnicization of regional political processes. The strengthening of the all-Russian identity in the structure of the identities of the residents of the North Caucasian Federal District is carried out by various actors. To clarify them, the study conducted an expert survey, among which federal authorities, mass media, educational and cultural institutions were named the most significant. The experts believe that the joint actions of the key actors in the formation of an all-Russian identity based on patriotism can lead to inter-ethnic harmony and de-ethnicization of political life in the North Caucasus region.
Keywords: North Caucasus, expert survey, actors, all-Russian identity, patriotism.
Укрепление общероссийской гражданской идентичности остается ключевой темой для нашей страны. Проблемам, с которыми по-прежнему сталкивается российское общество в этой сфере, уделяется приоритетное внимание как на политическом уровне, так и в научном дискурсе. Это нашло отражение, с одной стороны, в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1], с другой - в возрастании числа эмпирических исследований, констатирующих уровень сформированности общероссийской идентичности в отдельных регионах или в масштабах страны [2].
Позитивные результаты в формировании общероссийской идентичности достигнуты и в таком сложном в этнокультурном плане и проблемном с точки зрения этнополитической стабильности регионе, каким является Северный Кавказ [3]. В то же время следует констатировать противоречивость ситуации, которая обусловлена не только «конкуренцией идентичностей», характерной для жителей северокавказского региона [4], но и актуальностью тенденции этнизации политики, общественно-политической жизни на Северном Кавказе [см. подробнее 5]. Известно, что под этнизацией понимается процесс манифистации этничности в публичном пространстве, мобилизация этничности для решения тех или иных, как правило, политических целей, что ведет нередко к политизации этничности. В свою очередь политизация этничности в полиэтничном регионе обусловливает дестабилизацию этнополитической ситуации. «Знакомыми» конфликтами с выраженным этническим компонентом на Северном Кавказе считаются острый земельный конфликт в Дагестане с участие кумыков и ногайцев в 2017 г., конфликт между кабардинцами и балкарцами, обусловленный празднованием юбилея Канжальской битвы в 2018 г., чечено-ингушский этнотерриториальный конфликт в 2018-2019гг. С другой стороны, усиление общенационального самосознания, общероссийской идентичности у населения Северного Кавказа может обусловить деэтнизацию социально -политических процессов на Северном Кавказе, «вывода» этнического компонента из публичной сферы, уход от ситуаций, при которых чувство этнической принадлежности начинает диктовать конфигурацию этнополитического устройства [6]. Именно поэтому важно уделять укреплению общероссийской идентичности пристальное внимание. В этом аспекте необходимо целенаправленно отслеживать, как проходит формирование и усиление общероссийской идентичности. С этой целью в 2020 году был проведен опрос экспертов (26 экспертов), являющихся специалистами в области идентичностных процессов в своих северокавказских регионах. Одной из значимых проблем стал вопрос о структурах (акторах), которые играют или могут играть ведущую роль в нарастании общероссийских компонентов в «портфеле» идентичностей жителей Северного Кавказа.
Важно отметить, что эксперты указывают на сложность «однозначно ответить на этот вопрос». Но, несмотря на это обстоятельство, систематизация ответов позволила выстроить следующую иерархию акторов (см. Табл. 1).
Таблица 1 - Акторы, которые принимают / должны принимать активное участие _в формировании общероссийской идентичности_
№ Количество ответов, % Субъекты формирования российской идентичности Ответы-подтверждения
1 18 / 21,7 Органы федеральной власти Прежде всего, федеральная власть, глава государства, руководители профильных министерств и ведомств. ... работа Правительства, профильных министерств РФ должна быть направленна на консолидацию и укрепление общности интересов жителей Северного Кавказа и России в целом
2 15 / 18,2 Институты образования Упор должен делаться на подрастающее поколение, активная работа должна вестись среди учащихся общеобразовательных учреждений и среди молодежи
3 12 / 14,4 СМИ В условиях информационного общества приоритетной становится роль СМИ и информационных технологий. Они манипулируют массовым сознанием, которое ситуационно подстраивается под факты, предлагаемые интернет-сетями и СМИ
4 11 / 13,2 Общественные организации И все общественные организации региона также должны вести патриотическую работу с молодёжью. Именно через патриотизм, через знание истории народов и страны, и края люди становятся настоящими гражданами России. Также нужно . участвовать в выборах, в голосованиях по важным вопросам развития государства
5 8 / 9,7 Институты культуры Без культуры нет нации!
6 5 / 6,0 Органы региональной власти В развитии общероссийской идентичности играет роль внутрирегиональная политика
7-9 3 / 3,6 Семья Семья
Религиозные организации Руководители конфессиональных . организаций. призваны усиливать российский правовой, гражданско-патриотический компонент деятельности
Спортивные организации На данный момент подобную роль играют спортивные, .структуры
10-11 2 / 2,4 Традиционные институты Совет старейшин, Мекх-Кхел -народный суд.
Местное самоуправление МСУ региона, а также их руководители.
12 1 / 1,2 Политическая элита региона Политическая элита региона призвана к прочным и привлекательным компетенциям гражданского характера, к правовой грамотности, а также к пониманию этногенеза народов, проживающих на территории края
Итого 83 / 100
Согласно результатам экспертного опроса, органы государственной федеральной власти: «федеральная власть, глава государства, руководители профильных министерств и ведомств» - были названы в качестве самого важного субъекта формирования и укрепления общероссийского компонента в «портфеле» идентичностей жителей Северного Кавказа: 18 ответов или 21,7% от общего количества ответов. При этом «...самым главным субъектом российской политики, - по мнению ряда экспертов, - является Президент РФ». Такой подход экспертов к определению акторов укрепления общероссийской идентичности согласуется с политикой, которую проводит президент в сфере межнациональных отношений. Так, во исполнение указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. «Об обеспечении межнационального согласия» был образован совещательный и консультативный орган при главе государства: Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ (5 июня 2012 г.). Цель его создания - «совершенствование государственной политики в области межнациональных отношений и . обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации» [7]. Об особой значимости Северного Кавказа для многонациональной России может свидетельствовать тот факт, что заседание Совета в 2019 году было проведено в одной из столиц северокавказского региона, а именно столице Кабардино-Балкарии - Нальчике. Отмечая, что «здесь веками бок о бок живут представители многих народов нашей страны. и народы Кавказа не раз делом доказывали свою готовность . встать как один на защиту нашего общего большого Отечества, на защиту России», президент потребовал от руководителей субъектов федерации постоянной, последовательной и серьёзной работы в сфере межнациональных отношений и укрепления общероссийской идентичности: «Это как здоровье человека - нужно заниматься этим постоянно» [8].
Среди органов федеральной власти представители экспертного сообщества выделяют «само государство как главный политический институт», поскольку, полагают эксперты, «все держится на государственных структурах, ибо «.только верховная власть может обеспечить справедливость и все условия для того, чтобы люди в этой стране любили свою Родину, работали и приносили пользу обществу, жили достойно». Именно поэтому «работа Правительства, профильных министерств РФ» должна быть направлена, утверждают эксперты, «на консолидацию и укрепление общности интересов жителей Северного Кавказа», что позволит снизить уровень этнизации политики и этнополитической напряженности.
К наиболее значимым структурам государственной федеральной власти эксперты отнесли министерство образования и министерство культуры, курируемые системы которыми занимают второе и пятое места в иерархии (см. Табл. 1). Отметили систему образования: образовательные учреждения, школу, вузы - 15 экспертов, что составляет 18,2% от общего числа ответов. По мнению представителей экспертного сообщества, начинает формироваться общероссийская идентичность, как и любой другой ее вид, в раннем возрасте, поэтому «упор должен делаться на подрастающее поколение, активная работа должна вестись среди учащихся общеобразовательных учреждений и среди молодежи», приоритетной сферой жизнедеятельности которых и является система образования.
Подтверждением важности роли образования в укреплении общероссийской идентичности в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране может являться то, что одним из основных докладов на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям 30 марта 2021 года стал доклад министра просвещения РФ «Об образовании как инструменте гармонизации межнациональный отношений.», в котором подчеркнуто, что именно в школе «закладываются главные ценностные установки в сфере межэтнического общения, принципы взаимопонимания и уважения друг к другу представителей различных этносов и конфессий, ... возникают те прочные защитные барьеры, которые на протяжении всей жизни оберегают человека от различных деструктивных влияний» [9], в том числе этнофобии. С целью усиления воспитательной составляющей в системе образования, как отмечено в докладе, создается институт советников по воспитанию, в рамках подготовки которых предусмотрено «изучение темы межнациональных отношений, включая защиту и развитие общероссийских культурных традиций, патриотизма, исторических особенностей» российского общества как полиэтничного пространства [9].
Следующее, третье, место по употребляемости экспертами возможных акторов формирования общероссийской идентичности занимают СМИ (пресса, телевидение, общероссийские телеканалы, медиа). Это обусловлено, по утверждению экспертного сообщества, тем, что «. в условиях информационного общества СМИ с помощью информационных технологий манипулируют массовым сознанием, которое ситуационно подстраивается под факты, предлагаемые интернет-сетями и СМИ». Именно поэтому, убеждены эксперты, «органы власти должны правильно формировать информационную политику», исходя из которой, СМИ «должны быть патриотичными», что уменьшает возможность использования этничности как деструктивного фактора
Именно на этот аспект процесса формирования общероссийской идентичности обратил внимание на последнем заседании Совета по межнациональным отношениям В.Г. Газзаев, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей. Он указал: «Наша задача . на самую ближайшую перспективу - обеспечить закрепление в законодательстве конституционных норм о патриотическом воспитании, о сохранении исторической памяти.». Газзаев также выразил сожаление: «Сегодня, к сожалению, деятельность большинства интернет-ресурсов направлена на разрушение традиционных для нашего государства и общества основ воспитания. Молодёжные интернет-сайты и социальные сети пропагандируют наркотики, насилие, разврат, суицид. Всему этому должны противостоять посредством эффективных инструментов - образования и патриотического воспитания молодёжи. Мы должны передать нашим детям, внукам, правнукам здоровые и традиционные для нашей страны представления о семье, о традициях, богатейшей многовековой истории нашего государства, о героизме многонационального народа и, конечно же, о любви к своему Отечеству» [10].
Четвертое место в рейтинге структур, которые играют или могут играть ведущую роль в расширении общероссийского компонента в системе идентичностей жителей Северного Кавказа, принадлежит различным общественным организациям: Общероссийскому Народному Фронту, волонтерским организациям, национально -культурным организациям, некоммерческим общественным организациям и т.д. Их высокое место в ранжированном ряду субъектов формирования общероссийской идентичности обусловлено, с точки зрения экспертного сообщества, тем, что «все общественные организации региона должны вести патриотическую работу с молодёжью. Именно через патриотизм, через знание истории народов и страны, и края люди становятся настоящими гражданами России».
Функционируя в условиях сложных современных систем, которые характеризуются гетерогенностью этнической, конфессиональной, статусной, поколенческой и т.д., общественные организации, как правило, манифестируют и отстаивают интересы различных социокультурных сообществ [11]. Именно такое многообразие общественных организаций может помочь сегодняшней молодежи, которая «находится в поисках ориентиров, смыслов», ответить «на вопрос: что значит по-настоящему любить свою Родину и уважать память своих предков?», исходя из ценностей общероссийской цивилизации. Тем более, сожалеют эксперты, «... нашей молодёжью целенаправленно занимаются те, кто с усердием навязывает им новых кумиров и чуждую нашей цивилизации идеологию и ценности» [10].
В данном контексте следует вспомнить об общественных организациях и движениях, деятельность которых связана с историей Великой Отечественной войны, Именно ВОВ многие эксперты расценивают как главный инструмент, главный фактор формирования общероссийской идентичности, основное звено гражданской идентичности [12]. Это и движение «Бессмертный полк», и проект «Без срока давности», и поисковые движения, и определение Севастополя патриотической столицей России, и многое другое. Постепенно благодаря деятельности общественных организаций фокус государственного внимания по поводу патриотического воспитания как основы общероссийской идентичности смещается в сторону отдельных людей, приобретая личностный, персонифицированный аспект. В частности «Бессмертный полк» - это свидетельство перехода истории войны с официально государственного уровня на личностно-семейный [12]. Сохранение исторической памяти, как полагают эксперты, должно стать смыслом общественной деятельности, честью и долгом для общественных организаций [13].
Эксперты в качестве структур, обеспечивающих нарастание общероссийской составляющей в общей системе идентичностей, назвали также институты культуру (министерство культуры, деятели культуры /Гергиев/, культурно-просветительские учреждения, творческие работники, литература, кинематограф, культурные учреждения). Об этом заявили восемь экспертов, что равно 9,7 % от общего числа ответов. «Без культуры нет нации!», утверждают эксперты. Культура, в отличие от других структур, последовательно формирует общероссийскую идентичность, начиная с погружения подрастающего поколения «в колорит своего народа, в непрерывный процесс получения знаний о его истории и культуре». Расширяя словарный запаса родного языка, более глубоко проникая в смысл ритуалов и обрядов, молодежь, по утверждению экспертного сообщества, «укрепляет родовые и семейные связи. В итоге происходит передача традиционных знаний от старшего поколения к младшему» [10]. Одним из таких знаний, полагают эксперты, и является память о Великой Отечественной войне, «ведь в каждой российской семье есть гордость за своих предков, которые внесли свой вклад в победу над нацизмом, в каждой семье есть люди, о которых благодарные потомки помнят и никогда не забудут» [14]. Именно так формируется у человека ощущение собственной принадлежности к своему народу, своей стране, своему государству, то есть происходит становление гражданского самосознания, общенациональной, общероссийской идентичности. Постепенно этот процесс «подкрепляется правовыми и уставными нормами, такими как присяга в армии или клятва при получении гражданства, возможность занятия высоких должностей в государственных органах. Эксперты отмечают, что «в вопросе об общероссийской идентичности важно понимать, что в сложной по составу населения России существуют две основные, не исключающие друг друга формы самосознания, - по стране и по своей этнической принадлежности: я и русский, и россиянин» [15]. Это и есть связующий элемент российской национально-культурной идентичности. В данном контексте уместно вспомнить и процитировать слова советского поэта Расула Гамзатова: «В Дагестане я аварец, в Москве я дагестанец, а за границей я русский».
Также экспертами была отмечена важность органов региональной власти в становлении общероссийской идентичности: «в формировании и развитии общероссийской идентичности играет роль внутрирегиональная политика». Чтобы выполнять данную роль, «политическая элита региона», как полагают эксперты, должна обладать «прочными компетенциями гражданского характера, правовой грамотностью, а также пониманием этногенеза народов, проживающих на территории» региона. Их деятельность сопряжена не только с изданием нормативно-правовых актов, но и реализацией основ национальной политики в регионах, не только с сохранением этноконфессиональных особенностей, но и развитием чувства сопричастности к многонациональной стране, где этничность не выводится в публичную сферу и не осуществляется политизация этничности.
Некоторые эксперты к структурам, играющим определенную роль в увеличении общероссийского компонента, отнесли семью, религиозные и спортивные организации, органы местного самоуправления, а также традиционные институты, таких как «Мекх-Кхел - народный суд» и «Совет старейшин», которые должны прививать любовь к малой и большой Родине. Например, эксперты подчеркивают: «руководители конфессиональных организаций призваны усиливать российский правовой, гражданско-патриотический компонент деятельности», способствуя деэтнизации
Подводя итоги, следует отметить, что большая часть экспертов из всех субъектов федерации СКФО полагает, что самыми важными структурами укрепления общероссийской идентичности на Северном Кавказе являются органы федеральной власти, от политики которых зависит степень консолидации и укрепления общности интересов жителей Северного Кавказа, снижения межэтнической напряженности в регионе, деэтнизации общественно-политической жизни северокавказского сообщества. Именно органы центральной власти определяют информационную политику, реализатором которой выступают СМИ, и образовательную политику, реализуемую представителями системы образования. Значимость этих структур в процессе укрепления общероссийской идентичности, по мнению экспертов, обусловлена тем, что от их деятельности зависит уровень патриотизма, являющегося основой общенационального самосознания, общероссийской идентичности. Идентичность не даётся при рождении, она формируется моделями и образами поведения, которые закрепляются государством, транслируют средства массовой информации, реализуются в образовательной и культурной средах, осуществляются общественными организациями и воспитываются семьей. Всё это вносит вклад в усилении общероссийской идентичности в системе идентичностей жителей Северного Кавказа как тенденции деэтнизации региональных политических процессов, стабилизации межэтнических взаимодействий в регионе.
Финансирование
Funding
Публикация подготовлена в рамках научного проекта «Тенденции этнизации / деэтнизации общественно-политической жизни на Северном Кавказе», грант РФФИ № 20-011-00132.
The publication was prepared as part of the scientific project "Tendencies of Ethnicization / De-ethnicization of Social and Political Life in the North Caucasus", grant RFBR No. 20-011-00132.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 703 URL: http://docs.cntd.ru/document/902387360 (дата обращения 05.03.2021).
2. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения / Л. М. Дробижева // Социологические исследования. - 2020. - № 8. - С.37-50.
3. Авксентьев В. А. Институциональные рамки формирования общероссийской идентичности в северокавказском регионе: трудности и достижения / В. А. Авксентьев, Б. В. Аксюмов, Г. Д. Гриценко и др. // Общество: политика, экономика, право. - 2020. - № 12 (89). - С. 13-20.
4. Гриценко Г. Д. Национальная идентичность - фактор стабилизации или напряженности в полиэтничном регионе / Г. Д. Гриценко // Социально-политические и историко-культурные аспекты современной геополитической ситуации: материалы III Международной научно-практической конференции и круглого стола; 09-11 апреля 2019 года, Сочи / ответ редактор В. В. Бобылев. Вып. 3. - М.: Перо, 2019.- С. 296-300.
5. Авксентьев В.А. Этничность в политических конфликтах: этнизация политики и политизация этничности / В. А. Авксентьев, Б. В. Аксюмов, Г. Д. Гриценко // Политическая наука. - 2020. - № 3. - С. 74-97
6. Гриценко Г.Д. Этнизация социально-политических процессов в полиэтничном регионе: теория и практика / Г. Д. Гриценко // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / отв. редактор В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. - Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020 - С. 3593-3601.
7. Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям // Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики. - [Электронный ресурс]. -URL: https://sovetnational.ru/sovet/ (дата обращения 05.03.2021).
8. Выступление В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям // Заседание Совета по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 29 ноября 2019 г., Нальчик - [Электронный ресурс]. - URL: https://sovetnational.ru/sovet/materialy-zasedaniy-soveta/materialy-zasedaniy_10.html (дата обращения 05.03.2021).
9. Выступление С. Кравцова на заседании Совета по межнациональным отношениям // В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва. -[Электронный ресурс]. - URL: https://sovetnational.ru/information-support/news/v-rezhime-videokonferencii-sostoyalos-zasedanie-soveta-pri-prezidente-rf-po-mezhnacionalnym-otnosheniyam.html (дата обращения 05.03.2021).
10. Выступление В. Г. Газзаева на заседании Совета по межнациональным отношениям // В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва. -[Электронный ресурс]. - URL: https://sovetnational.ru/information-support/news/v-rezhime-videokonferencii-sostoyalos-zasedanie-soveta-pri-prezidente-rf-po-mezhnacionalnym-otnosheniyam.html (дата обращения 05.03.2021).
11. Данакари Р. А. Национальные общественные организации и их роль в формировании новой общероссийской идентичности / Р. А. Данакари // Primo Aspectu. - 2017. - № 1(29). - С. 7-11.
12. Выступление Ю. А. Петрова на заседании Совета по межнациональным отношениям // В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва. -[Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/UqGhQ (дата обращения 05.03.2021).
13. Выступление С. Кандыбовича на заседании Совета по межнациональным отношениям // В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва. -[Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/UqGhQ (дата обращения 05.03.2021).
14. В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям // Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики. 30 марта 2021 г., Москва. - [Электронный ресурс]. - URL: - https://clck.ru/UqGhQ (дата обращения 05.03.2021).
15. Выступление В. А. Тишкова на заседании Совета по межнациональным отношениям // В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва. -[Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/UqGhQ (дата обращения 05.03.2021).
Список литературы на английском языке / References in English
1. O Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [About the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025] [Electronic resource] // Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 6 dekabrya 2018 g. № 703 [Decree of the President of the Russian Federation of December 6, 2018 No. 703] URL: http://docs.cntd.ru/document/902387360 (accessed 05.03.2021) [in Russian]
2. Drobizheva L. M. Rossiyskaya identichnost': poiski opredeleniya i dinamika rasprostraneniya [Russian identity: search for definition and dynamics of distribution] / L. M. Drobizheva // Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research]. -2020. - No 8. - Pp. 37-50. [in Russian]
3. Avksent'yev V. A. Institutsional'nyye ramki formirovaniya obshcherossiyskoy identichnosti v severokavkazskom regione: trudnosti i dostizheniya [Institutional framework for the formation of an all-Russian identity in the North Caucasus
region: difficulties and achievements] / V. A. Avksent'yev, B. V. Aksyumov, G. D. Gritsenko et al. // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: politics, economics, law] - 2020. - No 12 (89). - Pp. 13-20. [in Russian]
4. Gritsenko G. D. Natsional'naya identichnost' - faktor stabilizatsii ili napryazhennosti v polietnichnom regione [National identity - a factor of stabilization or tension in a multiethnic region] / G. D. Gritsenko // Sotsial'no-politicheskiye i istoriko-kul'turnyye aspekty sovremennoy geopoliticheskoy situatsii: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii i kruglogo stola; 09-11 aprelya 2019 goda, Sochi [Socio-political and historical-cultural aspects of the modern geopolitical situation: materials of the III International scientific-practical conference and round table; April 09-11, 2019, Sochi] / otvet redaktor V. V. Bobylev. Vyp. 3.- M.: Pero, 2019.- P. 296-300. [in Russian]
5. Avksent'yev V.A. Etnichnost' v politicheskikh konfliktakh: etnizatsiya politiki i politizatsiya etnichnosti [Ethnicity in political conflicts: the ethnization of politics and the politicization of ethnicity] / V. A. Avksent'yev, B. V. Aksyumov, G. D. Gritsenko // Politicheskaya nauka [Political Science]. - 2020. - No 3. - Pp. 74-97. [in Russian]
6. Gritsenko G.D. Etnizatsiya sotsial'no-politicheskikh protsessov v polietnichnom regione: teoriya i praktika [Ethnization of socio-political processes in a multi-ethnic region: theory and practice] / G. D. Gritsenko // Sotsiologiya i obshchestvo: traditsii i innovatsii v sotsial'nom razvitii regionov: sbornik dokladov VI Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa (Tyumen', 14-16 oktyabrya 2020 g.) [Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions: collection of reports of the VI All-Russian Sociological Congress (Tyumen, October 14-16, 2020)] / otv. redaktor V. A. Mansurov; ed. Ye. YU. Ivanova. - M.: ROS; FNISTS RAN, 2020 - Pp. 3593-3601. [in Russian]
7. Sovet pri Prezidente RF po mezhnatsional'nym otnosheniyam [Council under the President of the Russian Federation for interethnic relations] [Electronic resource] // Komissiya po voprosam informatsionnogo soprovozhdeniya gosudarstvennoy natsional'noy politiki [Commission on information support of state ethnic policy] URL: https://sovetnational.ru/sovet/ (accessed 05.03.2021). [in Russian]
8. Vystupleniye V. Putina na zasedanii Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam [V. Putin's speech at a meeting of the Council for Interethnic Relations] [Electronic resource] // Zasedaniye Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam: Komissiya po voprosam informatsionnogo soprovozhdeniya gosudarstvennoy natsional'noy politiki; 29 noyabrya 2019 g., Nal'chik [Meeting of the Council for Interethnic Relations: Commission on Information Support of State Ethnic Policy; November 29, 2019, Nalchik]. URL: https://sovetnational.ru/sovet/materialy-zasedaniy-soveta/materialy-zasedaniy_10.html (accessed 05.03.2021). [in Russian]
9. Vystupleniye S. Kravtsova na zasedanii Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam [S. Kravtsov's speech at a meeting of the Council for Interethnic Relations] [Electronic resource] // V rezhime videokonferentsii sostoyalos' zasedaniye Soveta pri Prezidente RF po mezhnatsional'nym otnosheniyam: Komissiya po voprosam informatsionnogo soprovozhdeniya gosudarstvennoy natsional'noy politiki; 30 marta 2021 g., Moskva [A meeting of the Council for Interethnic Relations under the President of the Russian Federation took place in videoconference mode: Commission on Information Support of State Ethnic Policy; March 30, 2021, Moscow]. URL: https://clck.ru/UqGhQ (accessed 05.03.2021). [in Russian]
10. Vystupleniye V. G. Gazzayeva na zasedanii Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam [VG Gazzaev's speech at a meeting of the Council for Interethnic Relations] [Electronic resource] // V rezhime videokonferentsii sostoyalos' zasedaniye Soveta pri Prezidente RF po mezhnatsional'nym otnosheniyam: Komissiya po voprosam informatsionnogo soprovozhdeniya gosudarstvennoy natsional'noy politiki; 30 marta 2021 g., Moskva [A meeting of the Council under the President of the Russian Federation on Interethnic Relations took place in the videoconference mode: Commission on Information Support of State Ethnic Policy; March 30, 2021, Moscow]/ URL: https://clck.ru/UqGhQ (accessed 05.03.2021). [in Russian]
11. Danakari R. A. Natsional'nyye obshchestvennyye organizatsii i ikh rol' v formirovanii novoy obshcherossiyskoy identichnosti [National public organizations and their role in the formation of a new all-Russian identity] / R. A. Danakari // Primo Aspectu [Primo Aspectu].- 2017. - No 1(29). - Pp. 7-11. [in Russian]
12. Vystupleniye YU. A. Petrova na zasedanii Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam [Petrov at a meeting of the Council for Interethnic Relations] [Electronic resource] // V rezhime videokonferentsii sostoyalos' zasedaniye Soveta pri Prezidente RF po mezhnatsional'nym otnosheniyam: Komissiya po voprosam informatsionnogo soprovozhdeniya gosudarstvennoy natsional'noy politiki; 30 marta 2021 g., Moskva [A meeting of the Council for Interethnic Relations under the President of the Russian Federation took place in videoconference mode: Commission on Information Support of State Ethnic Policy; March 30, 2021, Moscow]. URL: https://clck.ru/UqGhQ (accessed 05.03.2021). [in Russian]
13. Vystupleniye S. Kandybovicha na zasedanii Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam [Kandybovich at the meeting of the Council for Interethnic Relations] [Electronic resource] // V rezhime videokonferentsii sostoyalos' zasedaniye Soveta pri Prezidente RF po mezhnatsional'nym otnosheniyam: Komissiya po voprosam informatsionnogo soprovozhdeniya gosudarstvennoy natsional'noy politiki; 30 marta 2021 g., Moskva [The meeting of the Council under the President of the Russian Federation on Interethnic Relations was held in the videoconference mode: Commission on Information Support of State Ethnic Policy; March 30, 2021, Moscow]. URL: https://clck.ru/UqGhQ (accessed 05.03.2021). [in Russian]
14. V rezhime videokonferentsii sostoyalos' zasedaniye Soveta pri Prezidente RF po mezhnatsional'nym otnosheniyam [A meeting of the Council for Interethnic Relations under the President of the Russian Federation was held in the videoconference mode] [Electronic resource] // Komissiya po voprosam informatsionnogo soprovozhdeniya gosudarstvennoy natsional'noy politiki. 30 marta 2021 g., Moskva [Commission on Information Support of State Ethnic Policy. March 30, 2021, Moscow]. URL: - https://clck.ru/UqGhQ (accessed 05.03.2021). [in Russian]
15. Vystupleniye V. A. Tishkova na zasedanii Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam [V. A. Tishkov's speech at the meeting of the Council for Interethnic Relations] [Electronic resource] // V rezhime videokonferentsii sostoyalos' zasedaniye Soveta pri Prezidente RF po mezhnatsional'nym otnosheniyam: Komissiya po voprosam informatsionnogo soprovozhdeniya gosudarstvennoy natsional'noy politiki; 30 marta 2021 g., Moskva [The meeting of the Council under the President of the Russian Federation on Interethnic Relations took place in the videoconference mode: Commission on Information Support of State Ethnic Policy; March 30, 2021, Moscow]. URL: https://clck.ru/UqGhQ (accessed 05.03.2021). [in Russian]