УДК 323.1 (=161.1) DOI 10.12737/2818
Получено 13.11.2013 Одобрено 22.11.2013 Опубликовано 17.03.2014
Яхшиян О.Ю.
канд. ист. наук, доцент кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления, г. Москва
e-mail: yakhshiyan@mail.ru
Русский народ как проблема государственной национальной политики Российской Федерации
Аннотация
В статье на основе анализа официального контента государственной национальной политики Российской Федерации (прежде всего - Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и выступлений В.В. Путина) рассматривается проблема роли русского народа в укреплении единства российской нации.
Ключевые слова:
государственная национальная политика Российской Федерации, российская нация, русский народ, единый культурный (цивилизационный) код, этнокультурное многообразие народов России, доминирующая этнокультурная группа, русская культура, русский язык, мультикулыурализм.
Yakhshiyan O.Yu.
Candidate of sciences (History), Associate Professor, Department of Public administration and political technologies, State University of Management, Moscow
e-mail: yakhshiyan@mail.ru
The Russian People as a Problem of the Russian Federation State Nationalities Policy
Abstract
The issue of the Russian people role in the unity enhancement of the Russian nation is considered based on analysis of the state nationalities policy official content (primarily on the Strategy of the state nationalities policy of the Russian Federation up to 2025 and speeches of V.V.Putin).
Keywords:
state nationalities policy of the Russian Federation, the Russian nation, the Russian people, common cultural (civilizational) code, ethno-cultural diversity of the peoples of Russia, dominant ethno-cultural group, the Russian culture, the Russian language, multiculturalism.
20 августа 2013 г. постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014— 2020 гг. )». В паспорте программы к числу ключевых проблем в сфере состояния межэтнических отношений в современной России отнесено «...сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей» [6]. В таком же контексте и в такой же формулировке проблематика русского народа обозначена в Концепции соответствующей ФЦП, утвержденной распоряжением Правительства РФ 22 июля 2013 г. Комментируя и критикуя программу, президент Института национальной стратегии М . В . Ремизов отметил, что проблема называется, но в числе задач и мероприятий в рамках программы она отражения не получила: «такой опции там нет» [7]. И удивляться надо не тому, что нет опции, а тому, что проблема называется и признается
В рамках формального административно-бюрократического подхода к государственной политике и государственному управлению сама интерпретация проблемы самочувствия русского народа как проблемы государственной национальной политики Российской Федерации возможна только опосредованно . В ФЦП она указывается, а в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. — нет. Сама федеральная целевая программа понимается как механизм реализации государственной национальной политики: «.впервые для решения национальных вопросов был использован так называемый программно-целевой метод» [15]. Поскольку в пакет документов, содержательно и технологически обеспечивающих реализацию государственной национальной политики, ФЦП входит, постольку упомянутая в ней проблема самочувствия русского народа может опосредованно трактоваться как проблема государственной национальной политики России
Конечно, проблематику русского народа можно игнорировать при разработке и обсуждении контента государственной национальной политики . Но факт, что это одна из фундаментальных, сложнейших и реальных проблем современной России — гони ее в дверь, она влезет в окно . Так, после взволновавших всю страну событий в Западном Бирюлеве, она совершенно неожиданно «влезла в окно» в блоге В . В . Познера: «Конечно, удобно объяснить все действиями каких-то экстремистских групп, националистов, которые зажгли толпу Но ведь для того, чтобы что-то зажечь, должен быть горючий материал . И этого материала у нас более чем достаточно . А уж если продолжать эти сравнения, то я бы сказал, что этот материал не горючий — материал уже взрывчатый... Мне говорили люди: "Выходишь из дома, и такое впечатление, что попал то ли в Азербайджан, то ли в Узбекистан, то ли в Таджикистан". Или: "Заставили народ встать на рога" . Или: "Эти приезжие ведут себя все наглее и наглее. Идешь в полицию, а толку никакого". Дело ведь не в мигрантах и не в гастарбайтерах Это внешний раздражитель Повторяю, дело не в них, дело в коррумпированных представителях власти и, что важнее, дело в отсутствии национальной политики . Еще дело в том, что не желают открыто и честно признавать наличие проблемы.» [3]. А ведь такой искушенный наблюдатель политической жизни России, как В В Познер наверняка знает о Стратегии государственной национальной политики, о Совете при Президенте по межнациональным отношениям, об аналогичных документах и о структурах в субъектах Российской Федерации . Почему же тогда он — и если бы только он — говорит об «отсутствии национальной политики»? Понятно почему: закономерность отечественного политического процесса — если государственная национальная политика в нашей стране «открыто и честно» не признает наличие проблемы самочувствия русского народа, даже не артикулирует ее в своих базовых документах, то неизбежно складывается впечатление, будто отсутствует сама такая политика (именно политика отсутствует, а не проблема) .
Выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации 22 октября 2013 г. в Уфе, министр регионального развития РФ И . Н . Слюняев отметил: «Градус общественных настроений напрямую зависит от самочувствия русского народа Мы справедливо уделяем много внимания Северному Кавказу, Дальнему Востоку, коренным малочисленным народам Севера, однако тема русского народа в наших
программных документах и целевых установках присутствует недостаточно» [15]. О значимости проблемы нередко весьма определенно высказываются и руководители российских республик, например, глава Северной Осетии ТД . Мансуров: «Нужно открыто говорить — судьба страны зависит от самочувствия русского народа» [17]. По данным социологов, мнение «Люди моей национальности многое потеряли за последние 15—20 лет» среди русских респондентов разделяют 64%, среди опрошенных других национальностей — 44% [2, с . 29]. По общероссийской выборке увеличилась доля тех, кто считает, что «Россия должна быть государством русских людей», — с 25% в 1995 г. до 45% в 2011 г. [2, с . 31]. Социологи фиксируют актуализацию этнического сознания русских: 79% разделяют мнение, что «в наше время человеку нужно ощущать себя частью своей национальности», а 82% отнесли себя к тем, кто «никогда не забывает о своей национальности» [2, с . 32, 33]. В .А. Тишков приводит данные исследований: «Проживая с рождения или длительное время в республиках, русские скептически оценивают возможности быть избранными на региональных и местных выборах, указывая, что это в значительной степени зависит от их национальности . Две трети респондентов-русских в республиках Юга России и Северного Кавказа заявляют о неравенстве в части возможности быть назначенными на ответственный пост. В Татарстане о соответствующих приоритетах по этническому признаку при избрании на ответственный пост указали 48% русских, живущих в Казани, а в Башкирии — 68% русских, проживающих в Уфе» [19, с . 643, 644]. Весомо прозвучали слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на XVII Всемирном русском народном соборе 31 октября 2013 г. : «Миллионы русских людей, дорожащих своей идентичностью, должны почувствовать, что их чаяния получают живой отклик, в том числе на бытовом, повседневном уровне, в том числе на уровне диалога с властью, которая должна быть голосом народной души, исполнительницей ее надежд, ожиданий, мировоззренческих предпочтений Давайте признаем очевидное: развитое самосознание и единство русского народа — это незыблемое основание целостности России и единства нашей полиэтничной цивилизации» [9]. В Соборном слове к согражданам и к соотечественникам говорится: «Упадок русского национального сознания будет иметь катастрофические последствия, в историческом плане сравнимые с крахом Римской империи и гибелью Византии: это будет конец России как государства и как
особого культурно-исторического мира Всемерное же укрепление национального самосознания русских, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России, формирование многонациональной цивилизационной общности — это триединая задача отечественной национальной политики» [10]. Из этих трех составляющих триединой задачи, в ее соборной формулировке, в официальных документах государственной национальной политики фигурируют две . Один из основных разработчиков Стратегии государственной национальной политики В .А. Тишков говорит о «четырехединой» задаче: утверждение (формирование) российской идентичности, обеспечение гражданского согласия, поддержка и этнокультурное развитие народов, интеграция мигрантов (в тексте Стратегии сформулированы пять целей политики, добавлено обеспечение равенства прав человека независимо от национальности) [11, с . 285]. Задачи (цели) укрепления русского национального сознания Стратегия в своем нынешнем виде не ставит Учитывая тот факт, что Собор принял на себя функцию представительства русского народа во внутрироссийском межнациональном диалоге, можно ожидать в обозримом будущем постановки проблемы русского народа в рамках реализации и корректировки государственной национальной политики О возможности такой корректировки по ходу реализации политики говорится и в тексте Стратегии, и в выступлениях ее разработчиков [11, с . 276].
Минрегион сделал бы большое и очень полезное дело, если бы заказал и оплатил серьезный научно-исследовательский проект о причинах и симптомах сложного социокультурного самочувствия русского народа, о неудовлетворенности его этнокультурных потребностей М В Ремизов прав: если уж проблема как-то фиксируется на правительственном уровне, да еще как одна из ключевых, то надо ее хотя бы исследовать В чем заключается сложность социокультурного самочувствия русских? В чем неудовлетворенность? В чем специфика этнокультурных потребностей и запросов русского народа? Что надо предпринять государству? Результаты такого исследования целесообразно было бы обсудить на Совете по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации
Декан Высшей школы телевидения МГУ В . Т Третьяков, когда разговор о разработке стратегии национальной политики только начинался, заметил: «Русский вопрос — важнейший, коренной и основополагающий в этой стратегии . Если он не будет упомянут или будет упомянут лишь лозунгово-де-
кларативно, то эту стратегию можно сразу будет сдать в архив» [4]. В утвержденной Стратегии говорится: «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ . Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного развития всех народов России единый культурный (цивилизационный) код.» [16, с . 253]. Обратим внимание на принципиальный момент: объединяющая роль русского народа признается, но как-то в прошедшем времени . Является ли сегодня русский народ народом-стержнем, народом-интегратором, народом, обеспечивающим единство этнокультурного многообразия полиэтничной российской нации? Признается ли русский народ в таком качестве государственной властью? Понимается ли современное Российское государство «как единение народов, системообразующим ядром которого» и сегодня выступает русский народ?
Стратегия фиксирует, что «Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира» . На территории России проживают представители 193 национальностей, разговаривающих на 277 языках и диалектах [16, с . 253]. И точка . Разве в констатирующей части документа, где обозначаются исходные кардинальные факты для вырабатываемой политики, можно на этом остановиться? Разработчики ФЦП по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России заметили одно немаловажное обстоятельство: «Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами» [6] Оказывается, при всем многообразии имеется очевидная этнокультурная доминанта По итогам Всероссийской переписи 2010 г. , русскими по национальности идентифицировали себя более 80% населения страны Почему наличие доминирующей этнокультурной группы — «фигура умолчания» для авторов Стратегии? Государство намерено сохранять многоэтничность и мультикультурность (как провозглашал Мао Цзэдун (правда, по другому поводу): «Пусть расцветают сто цветов!»). Это понятно . На-
мерено ли оно сохранять доминанту — этническую (русскую) и религиозную (православную)? Причем не просто как элемент многообразия, а именно как большинство, обеспечивающее «единство в многообразии» . Поскольку Стратегия умалчивает о доминирующей этнокультурной группе, такого вопроса вроде бы и не предполагается А ведь он более чем уместен, и где же искать на него ответ, как не в Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г. ? И может ли не быть сложным социокультурное самочувствие русского народа, если государство в своих стратегических документах, что называется, в упор не видит доминирующую этнокультурную группу страны?
В статье «Россия: национальный вопрос», положившей начало современному этапу выработки и реализации государственной национальной политики в нашей стране, В В Путин с заслуживающей уважения и редкой для российских государственных деятелей внятностью высказался по вопросу о роли русского народа и в национальной ретроспективе, и в национальной перспективе . С одной стороны, солидаризировался с теми, кто говорит о «провале мультикультурного проекта» Это, между прочим, само по себе означает признание доминирующей этнокультурной группы в качестве либо стержня-интегратора полиэтничной нации, либо национального большинства в моноэтничном народе За полтора года до валдайской речи подчеркнул необходимость уравновесить право меньшинства на отличие гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к большинству, к обществу в целом С другой стороны, осудил принуждение к ассимиляции Именно в таком контексте отверг идею построения русского «национального» государства как моноэтнического, принуждающего к ассимиляции или изгоняющего этнокультурные меньшинства. Далее — прямое цитирование, и понятно почему
«Самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром»
«Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации, — русский народ, русская культура» . «Русский народ является государствообразующим — по факту существования России Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, "всемирной отзывчивостью", по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар. Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей
культурой и общими ценностями Такая цивилиза-ционная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителями которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности Это культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать Тем не менее он, безусловно, сохранился Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь» [8]
Отметим моменты, принципиальные для сравнения с текстом Стратегии Русский народ признается и в прошлом, и в настоящем, понятно, что и в будущем — если мы хотим, чтобы у России было будущее — народом-интегратором, народом-объединителем, стержнем уникальной полиэтничной цивилизации (она же сегодня — гражданская российская нация) Конечно, русский народ понимается не в узкоэтническом смысле, а в культурном, не в статике, а в динамике . И русская культура понимается не в застывшем виде некоего «фольклорного минимума», а в развитии, в формате, открытом для диалога культур, их взаимного обогащения Таким образом, не только единый культурный код, но и сам русский народ, и сама русская культура обеспечивают единство полиэтничной и мульти-культурной гражданской российской нации Единый культурный код как основу гражданской идентичности В В Путин практически отождествляет с русской культурной доминантой Стратегия основывает единый культурный код на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России
Русский народ признается государствообразую-щим «по факту» Многие обиделись на В В Путина, когда он менее чем через три месяца после публикации статьи не поддержал предложение о закреплении этого факта в виде конституционной поправки При этом однозначно высказался: «То, что русский народ является костяком, основой, цементом многонационального российского народа — это безусловно» [13]. Не всякую даже очень важную и существенную реальность обязательно отражать в законе А вот в политическом дискурсе, политической риторике властей констатация государствооб-разующей роли русского народа и нациецементи-рующей роли русской культуры должна стать постоянной темой В государственных СМИ целесообразно было бы усилить линию «Слава великому русскому народу — народу-объединителю!» . Акцентирование выдающейся объединяющей роли русского народа и базовой интегративной и идентифицирующей роли русской культуры должно стать
принципом и нормой государственной национальной политики Российской Федерации Закон принимать не обязательно, а в Стратегии воздать должное русскому народу и русской культуре, выдерживая «дозировку» и акценты статьи В . В . Путина, — было бы самым правильным политическим решением Самочувствие русского народа сразу бы улучшилось без особых затрат из федерального бюджета. И . В . Сталин знал толк в адекватной и духоподъемной наци-естроительной риторике: «братья и сестры», «русский — старший брат» в дружной семье советских народов, «русские — наиболее выдающаяся нация из всех наций, входящих в состав Советского Союза» и т д Например, журнал «Пропагандист» в одном из номеров за 1945 г. : «.история народов России есть история преодоления. вражды и постепенного их сплочения вокруг русского народа», а его освободительная миссия и руководящая роль заключаются только в том, чтобы «.помочь всем другим народам нашей страны подняться в полный рост и стать рядом со своим старшим братом» [1, с . 264]. Национальная политика вообще является такой сферой политики, в которой, более чем в какой-либо другой, слова являются делом Точно подобранные, вовремя и к месту сказанные слова руководителя страны могут с лихвой компенсировать в общественном сознании многие недостатки и несправедливости реального этнополитического процесса
Принципиальные положения предвыборной статьи В В Путина вряд ли корректно объяснять «борьбой за голоса большинства» [18, с . 87]. Хотя, конечно, факт, что они оказались в существенной части выхолощенными в Стратегии государственной национальной политики, сам по себе почти скандален 24 августа 2012 г на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации в г Саранске В В Путин вновь подчеркнул, что «.мы с полным основанием можем говорить о ключевой, скрепляющей роли русского языка, русского народа, его великой культуры» [14]. В Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. , за несколько дней до утверждения Стратегии, Президент высказался вполне в духе предвыборной статьи: «Россия веками развивалась как многонациональное государство — изначально так было, — государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире» [5].
Таким образом, в понимании роли русского народа в укреплении единства российской нации в текстах источников, составляющих официальный каркас государственной национальной политики, обнаруживаются серьезные нестыковки Стратегия
говорит об объединяющей роли русского народа в прошедшем времени, вроде как «мавр сделал свое дело» В В Путин говорит о великой объединительной миссии русских и в настоящем, «здесь и сейчас»
Стратегия говорит о едином культурном (цивили-зационном) коде, который объединяет современное Российское государство и основывается, кроме русской культуры и русского языка, на историко-культурном наследии всех народов России В В Путин говорит о коде как о цивилизационной (национальной) идентичности, основанной на сохранении русской культурной доминанты . Причем о необходимости этот код питать, укреплять и беречь Президент не только говорит, но многое делает 2013 г стал годом решительного наступления Кремля на всех фронтах укрепления единого культурного кода: единый историко-культурный стандарт преподавания истории в школе, меры поддержки русского языка как формирующего «общее гражданское, культурное, образовательное пространство», проект «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации», поддержка отечественного кинематографа и т д Важным вкладом в политику поддержки единого культурного кода стало заявление В В Путина на Валдайском форуме об учительском, преподавательском сообществе, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок. Это сообщество говорит на одном языке — языке науки, знания, воспитания И это на огромной территории — от Калининграда до Владивостока . И уже тем самым это сообщество, имея в виду учительское, преподавательское сообщество в целом, в широком смысле слова, скрепляет страну» [12] .
Стратегия молчит о доминирующей русской этнокультурной группе . Федеральная целевая программа по укреплению единства российской нации фиксирует наличие этнической и религиозной доминанты (соответственно, русской и православной) и упоминает проблему сложного социокультурного самочувствия русского народа и неудовлетворенности его этнокультурных потребностей В В Путин — политически это очень значимо — акцентирует не столько факт наличия этнокультурного большинства внутри российской нации (иначе пришлось бы применять «валдайский принцип»: «Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение»), сколько факт его интегрирующей, скрепляющей роли: русский народ, русский язык и русская культура «для всех нас (россиян . — О.Я.) родные», объединяют нас, но не растворяют в плане ассимиляции, утраты иной этнической, языковой и культурной идентичности . Хотя о русской культурной доминанте как основе цивилизационной
(национальной) идентичности В В Путиным сказано вполне определенно
Отмеченные нестыковки в официальном контенте государственной национальной политики Российской Федерации следовало бы устранить путем корректировки Стратегии «в пользу» В . В . Путина и ФЦП . Разве следует по каким-либо соображениям опасаться признания в тексте Стратегии решающей роли русского народа в укреплении единства российской нации? Как раз попытка стратегически размежевать гражданскую российскую идентичность и этнокультурную идентичность русского народа как народа-объединителя полиэтничной российской нации представляется действительно опасной и научно несостоятельной Попытка освободить русский народ от миссии объединять народы России в единую политическую нацию опасна и для единства нации, и для территориальной целостности государства
Русские всегда эффективно решали задачу собирания земель и объединения народов, задачу обеспечения «единства в многообразии» Веками держали единство страны и целостность государства, не растворив ни одного народа Почему же сейчас в тезисе о решающей роли русского народа в укреплении единства российской нации надо видеть угрозу сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России? Напротив, сохранение русской этнокультурной доминанты и укрепление русского национального самосознания (и самочувствия) — исторически и политически безупречная
Литература
1. Вдовин А.И. Русские в ХХ веке. Трагедии и триумфы великого народа. М.: Вече, 2013. 624 с.
2. Дробижева Л. Российская идентичность и согласие в межэтнических отношениях: опыт 20 лет реформ // Вестник российской нации. 2012. № 4—5.
3. О межнациональных столкновениях // Познер. Online Официальный сайт Владимира Познера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pozneronline. ru/2013/10/5447/.
4. О Совете по межнациональным отношениям. Мои ответы на вопросы Валдайско-го клуба // Политдневник Виталия Третьякова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://v-tretyakov.livejournal.com/2012/07/05/.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г. // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/17118.
6. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 годы)» // Сайт Правительства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/4022.
7. Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Критика ФЦП «Укрепление единства российской нации», «ИТАР-ТАСС», сентябрь
гарантия сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России
Отнесение миссии народа-интегратора в прошлое, в историю, нежелание даже упоминать кардинальный факт наличия абсолютного этнокультурного большинства в полиэтничной стране, стремление к максимальной этнокультурной нейтральности гражданской идентичности (идея единого культурного кода в Стратегии не развивается, да и с русским народом связывается не напрямую) — все это очевидные признаки методологии мультикультурализ-ма В В Путин, ссылаясь на западных политиков и общественных деятелей, и в своей предвыборной статье, и в валдайской речи в осторожной манере поддержал мнение о крахе мультикультурализма. Осторожность оказалась оправданной: мультикуль-турализм, словно в насмешку, расставил свои, а не путинские, акценты в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации
Если в многонациональной (многоэтничной) стране есть очевидная доминирующая этнокультурная группа, относительно бесконфликтно сохраняется многообразие народов и культур (отсутствует принуждение к ассимиляции), обеспечивается гражданское и политическое равноправие, независимо от национальной и религиозной принадлежности, и при этом фиксируется и укрепляется единство гражданской (политической) нации, сама доминирующая этнокультурная группа может отождествляться и с нацией, и со страной (государством).
References
1. Vdovin A.I. Russkie v XX veke. Tragedii i triumfy velikogo naroda [Russian in the twentieth century. Tragedies and triumphs of a great nation]. Moscow, Veche Publ., 2013. 624 p.
2. Drobizheva L. Rossiyskaya identichnost' i soglasie v mezhetnicheskikh otnosheniyakh: opyt 20 let reform [Russian identity and harmony in inter-ethnic relations : the experience of 20 years of reform]. Vestnik rossiyskoy natsii [Bulletin of the Russian nation]. 2012, no. 4—5.
3. O mezhnatsional'nykh stolknoveniyakh [Interethnic clashes]. Pozner. Online Ofitsial'nyy sayt Vladimira Poznera [Pozner. Online official website Vladimir Pozner]. Available at: http://pozneronline.ru/2013/10/5447/
4. O Sovete po mezhnatsional'nym otnosheniyam. Moi otvety na voprosy Valdayskogo kluba [About the Council on International Relations. My answers to the questions of the Valdai Club]. Politdnevnik Vitaliya Tret'yakova [Political Diary of Vitaliy Tret'yakova]. Available at: http://v-tretyakov.livej ournal.com/2012/07/05/.
5. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu so-braniyu ot 12 dekabrya 2012 g. [Message from the President of the Russian Federation Federal Assembly on December 12, 2012]. Sayt Prezidenta Rossii [Website of President of Russia]. Available at: http://kremlin.ru/transcripts/17118.
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20 avgusta 2013 g. № 718 «O Federal'noy tselevoy programme «Ukreplenie edinstva rossiyskoy natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014—2020 gody)» [Government Decree of August 20,
2013 г. Режим доступа: http://www.youtube.com/ watch?v=nV7y7UqgZdc.
8. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 23 января 2012 г.
9. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на XVII Всемирном Русском Народном Соборе // Сайт Всемирного Русского Народного Собора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vrns.ru/news/2237/#. UoJ7TiebGZQ.
10. Соборное слово XVII Всемирного Русского Народного Собора // Сайт Всемирно-го Русского Народного Собора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.vrns. ru/news/223 8/#. UoKDoSebGZR.
11. Стенограмма заседания Консультативного Совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями // Вестник Российской нации. 2012. № 6.
12. Стенограмма заседания международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/19243.
13. Стенограмма отчета Владимира Путина в Госдуме // Сайт «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/04/11/putin-duma. html.
14. Стенограмма заседания Совета по межнациональным отношениям 24 августа 2012 г. // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://state. kremlin .ru/ council/2 8 / news /16292.
15. Стенограмма заседания Совета по межнациональным отношениям 22 октября 2013 г. // Сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// state.kremlin.ru/council/28/news/19475.
16. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Вестник российской нации. 2012. № 6.
17. Судьба страны зависит от самочувствия русского народа // Официальный портал Республики Северная Осетия-Алания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rso-a.ru/vlast/head/activity/detail. php?ID=12168.
18. Тишков В. Национализм и выборные кампании // Вестник российской нации. 2012. № 2—3.
19. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука. 2013. 649 с.
2013 № 718 "On the federal target program" Strengthening the unity of the Russian nation and ethnic and cultural development of the peoples of Russia ( 2014-2020 )"]. Sayt Pravitel'stva Rossii [Website of the Government of Russia]. Available at: http://government.ru/docs/4022.
7. Prezident Instituta natsional'noy strategii Mikhail Remizov. Kritika FTsP «Ukreplenie edinstva rossiyskoy natsii» [National Strategy Institute President Mikhail Remizov. Criticism ofthe Federal Program "Strengthening the unity of the Russian nation"]. «ITAR-TASS», September 2013. Available at: http://www.youtube.com/watch?v=nV7y7UqgZdc.
8. Putin V.V. Rossiya: natsional'nyy vopros [Russia : the national question]. Nezavisimayagazeta [Independent Newspaper ]. 23 January 2012.
9. Slovo Svyateyshego Patriarkha Kirilla na XVII Vsemirnom Russkom Narodnom Sobore [Address of His Holiness Patriarch Kirill at the XVII World Russian People's Council]. Sayt Vsemirnogo Russkogo Narodnogo Sobora [Website of the World Russian People's Council]. Available at: http:// www.vrns.ru/news/2237/#.UoJ7TiebGzQ.
10. Sobornoe slovo XVII Vsemirnogo Russkogo Narodnogo Sobora [Conciliar word XVII World Russian People's Council]. Sayt Vsemirnogo Russkogo Narodnogo Sobora [Website of the World Russian People's Council]. Available at: http://www.vrns.ru/news/2238/#.UoKDoSebGZR.
11. Stenogramma zasedaniya Konsul'tativnogo Soveta pri Predsedatele Soveta Federatsii po mezhnatsional'nym ot-nosheniyam i vzaimodeystviyu s religioznymi ob"edineniyami [Transcript of the meeting of the Advisory Council to the Chairman of the Federation Council on International Relations and Cooperation with Religious Associations]. Vestnik Rossiyskoy natsii [Herald of the Russian nation]. 2012, no. 6.
12. Stenogramma zasedaniya mezhdunarodnogo diskussion-nogo kluba «Valday» 19 sentyabrya 2013 g. [Transcript of meeting international discussion club "Valdai" September 19, 2013]. Sayt Prezidenta Rossii [Website of President of Russia]. Available at: http://kremlin.ru/transcripts/19243.
13. Stenogramma otcheta Vladimira Putina v Gosdume [Transcript of the report in the State Duma Vladimir Putin]. Sayt «Rossiyskoygazety» [Website "Russian Newspaper"]. Available at: http://www.rg.ru/2012/04/11/putin-duma.html.
14. Stenogramma zasedaniya Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam 24 avgusta 2012 g. [Transcript of the meeting of the Council on International Relations August 24, 2012]. Sayt Prezidenta Rossii [Website of President of Russia]. Available at: http://state.kremlin.ru/council/28/news/16292.
15. Stenogramma zasedaniya Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam 22 oktyabrya 2013 g. [Transcript of the meeting of the Council on International Relations October 22, 2013]. Sayt Prezidenta Rossii [Website of President of Russia]. Available at: http://state.kremlin.ru/council/28/news/19475.
16. Strategiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [The strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Vestnik rossiyskoy natsii [Herald of the Russian nation]. 2012, no. 6.
17. Sud'ba strany zavisit ot samochuvstviya russkogo naroda [The fate of the country depends on the health of the Russian people]. Ofitsial'nyy portal Respubliki Severnaya Os-etiya-Alaniya [The official portal of the Republic of North Ossetia -Alania]. Available at: http://www.rso-a.ru/vlast/ head/activity/detail.php?ID=12168.
18. Tishkov V. Natsionalizm i vybornye kampanii [Nationalism and election campaigns]. Vestnik rossiyskoy natsii [Herald of the Russian nation]. 2012, no. 2—3.
19. Tishkov V.A. Rossiyskiy narod: istoriya ismyslnatsional'nogo samosoznaniya [Russian people: the history and meaning of national identity]. Moscow, Nauka Publ., 2013. 649 p.