Укрепление моделей образования и ценностей Вьетнамской Буддийской общины в обществе Вьетнама
Нго Шать Тхык,
аспирант университета гуманитарных и социальных наук, Национальный Университет Вьетнама E-mail: dcqa1608@gmail.com
Цели исследования: укрепить образовательную модель буддизма в обществе Вьетнама. Объекты исследования: образовательные модели буддизма во Вьетнаме. Методы исследования: метод религиозной потребности, метод функциональной структуры, организационно-правовой метод, метод единства и логического, методы социальной антропологии: интервью, наблюдения. Масштабы исследования: по локализации -Вьетнам. Результат исследования: за последнее время Вьетнамская буддийская община провела множество мероприятий, демонстрирующих ее усилия по участию в создании множества образовательных моделей для служения сообществу. Участие в создании образовательных моделей со многими типами обучения, такими как общее образовательное, центры профессионального обучения, центры нравственного обучения и т.д. Однако, помимо достигнутых результатов, образовательная модель буддизма имеет определенные ограничения, которые не в полной мере способствуют ее развитию в обществе Вьетнама. Заключение: для передачи ценностей буддизма из поколения в поколение, нужно укрепить образовательную модель буддизма в обществе Вьетнама, придать ей системность и оказать помощь со стороны правительства Вьетнама.
Ключевые слова: образовательная модель, буддизм, Вьетнам.
Введение
Буддийская образовательная модель и ценность хорошо показана в своей идеологии и философии. Она заключается в следующем: всё для людей, и основой для всех истоков являются люди. Каждый индивид по сути представляет собой осознанный субъект, который имеет чувства, долг и другие обязательства перед обществом. Это хорошо видно на примере буддистов-мирян во Вьетнаме, когда они посредством своей веры помогают вьетнамскому обществу безвозмездно, из этого извлекают для себя жизненный опыт, также чувство сострадания к людьми с тяжёлой судьбой.
Надо признать, что одним из выдающихся учений буддизма, оказавшим большое влияние на историю развития этнической общности Вьетнама являются четыре брахма-вихары: «любящая доброта, сострадание, сорадование, невозмутимость». Вытекая из брахмы-вихары, следователи Бодхисаттвы не разделяются на хорошие или плохие, они все равны, и несут идеологию взаимной помощи, что и является образовательной моделью для развития и объединения вьетнамского общества.
Объект исследования, методы и цели исследования
Цели исследования: укрепить образовательную модель буддизма в обществе Вьетнама.
Методы исследования: метод религиозной потребности, метод функциональной структуры, организационно-правовой метод, метод единства и логического, методы социальной антропологии: интервью, наблюдения.
Масштабы исследования: по локализации -Вьетнам.
Результат исследования
Вьетнамский буддизм представляет собой духовную структуру, формировавшуюся в течение долгой истории на основе определенных природных, экономических, социальных и культурных условий, которые очень медленно изменяются в его движении и развитии. Буддизм - это вера в систему ценностей «Создателей», образуя мощный толчок в духовной жизни следователей и верующих, и это отображается в ритуальных практиках, указывающих на то или иной выбор каждого, что предопределяет судьбу отдельных личностей или общества.
За последние 10 лет экономика во Вьетнаме сильно развилась, и на фоне пандемии COVID-19
сз о
о Л о
о сз о в
социальная электронная сеть сыграла немаловажную роль в поддержании бизнеса и образовании. Информационная технология на сегодня оказывает сильное влияние на различные области, тем самым повышая производительность труда, экономя производственные затраты, принося большую пользу государству, обществу, производителям и потребителям. В целом это прорыв для вьетнамской экономики и возможность для более быстрого и устойчивого развития в будущем. Как указывал Карл Маркс: инструмент расширяет чувства человека.
Однако такая ситуация также создает серьезные проблемы для отдельных организаций, личностям, государствам. Пандемия COVID-19 повлияла не только на изменение подходов к работе, но и на экономическую карту мира в целом. Пострадали те государства, чьи основные направления в экономике строилась на добыче природных ресурсов. На подобию «эфффекта бабочки», это повлекло за собою изменения отношения людей к традиционным культурным и духовным устоями, и это чётко выражается на политической сцене, где ведутся информационные войны. Молодёжь легко впадает в «виртуальный» мир, молодое поколение и даже часть взрослого поколения не способны отличать настоящее от будущего, правдивое от лживого, хорошее от плохого. Сетевое соединение расширяет возможностей для обмена информации, но также приносит скрытую и прямую угрозу людям. Люди теряются в «виртуальности», «виртуальных валютах» и «виртуальном бизнесе». Отношение между культурно-этическим поведением в сообществе с национальными обычаями и традициями постепенно разрывается. Люди стали рабами собственной технологии, отрицая ценностей истории и культуры. Другими словами, современная система нравственной культуры сильно склоняется к материализму и прагматизму, игнорируя духовный элемент.
Проявление этой тенденции происходит не только во Вьетнаме, но также и по всему миру. Люди стали бесчувственными, нет чувства сострадания к собратьям, родственникам. Во Вьетнаме тревожная деградация моральных ценностей с увеличением ряда социальных зол, таких как ме-тамфетамин, проституция и уголовные преступления, они с каждым днем приобретают все большее значение. Типичные массовые убийства в городах Бинь Фуок, Йен Бай, Лаокай, даже в центре столицы Ханоя...уже не являются что-то особенными, они стали чаще проявляться на фоне простых разборок ради маленькой материальной выгодой. Традиционная система ценностей в семье все более серьезно переворачивается с ног на голову. Дети из одной семьи оскорбляют друг друга из-за денег, убивают родителей, родных братьев и се-е стёр из-за богатства, отворачиваются друг от дру-е га, современные матери с виртуальным образом й жизни, готовы продать своих новорожденных де-° тей за деньги или же убивая их как неодушевлен-ав ный объект.
Все приведённые примеры являются доказательством извращения человеческой морали в обществе. Задаётся вопрос, а как свести эту ситуацию к минимуму? Есть ли необходимость в более суровых наказаниях? Думаю, это имеет смысл. Однако эти решения всего лишь являются «симптоматическими лечениями», они лишь пугают, существуют массово другие пути избежания закона. Проблема здесь в том, как пробудить в каждом человеке здравый смысл, добродушие, провести обществу «симптоматическое лечение». Воспитание ценностей и личностное образование сформирует более здорое общество.
Речь идёт о сохранении о человеческой нравственности в современном обществе. Национальная религия в каждой стране играет значительную роль в поддержании ценностей, хотя Вьетнам и является коммунистической страной, но власти не препятствуют развитию буддизма в стране, и количестов биддистов-мирян преобладают над количеством других религий. Существующая образовательная модель, построенная Вьетнамской буддийской общиной для служения и помощи вьетнамскому обществу, объединяет в себе социальную этику, идеологию буддизма и мораль нынешнего общества. Религиозная этика буддизма не что-то далёкое, она уже издревле существует в обществе Вьетнама, приживая в систему «семья - деревня - государство». В случае если при постройке или укреплении образовательного мо-деля ценностей в обществе без буддизма, это всё равно как строить дом на песке, так как буддизм уже является неотъемлемой части в жизнм вьетнамцев. Человечность - вот на что буддизм строит свою идеологию, и главные ценности в этом: сострадание, добредетель, просветление.
Как показала история Вьетнама, когда буддизм достигал своего пика развития во времён династии Ли - Чан, вьетнамское государство тоже прибывало в невиданное до этого истории процветания страны. Династия Ли - Чан приняли буддизм в качестве национальной религии [3]. Буддизм привнёс в тогдашнее общество этику, культуру, экономику и нравственность. Храмы и монастыри в эпохе Ли - Чан не были только религозными центрами, но и образовательными и культурными центрами в деревнях. Как уже завелось, люди считали храмы и монастыри школой, клиникой, местами проведения благотворительности и фестивалей. Не кажется и странным, что во времён войны за особождение страны от иноземных захватчиков, буддизм в общем и буддисты-миряне сыграли значительную роль в освобождении страны. С лозунгом: «Народ требует хорошей жизни, а буддизм - мирной жизни», многие герои - освободители пали жертвой в войне против французских колонизаторов и американских вторжен-цев. Как писал вьетнамский исследователь Фан Нгок: «Вьетнамский буддизм - это национальная религия» [1]. Отсюда, буддизм во Вьетнаме откладывает особые чувства в сердце каждого вьетнамца - это чувство ответственности: перед на-
родом, страной, семьей и родословной. Буддизм направляет разум людей строить мирную жизнь, преодолевать жизненные трудности, распространять альтруизм, а именно помощь обществу и благотворительная деятельность: бесплатное медицинское обслуживание, забота о сиротах, помощь нуждающимся и бездомным. Помимо этого, буддисты и буддисты-миряне организовали многие пропагандисткие кампании по распространению базовых знаний и обучению населения жизненным навыкам, профилактикам заболеваний ВИЧ/ СПИДа. Для больных ВИЧ/СПИДом проводят консультирование и раздача бесплатных лекарственных средств.
Как мы уже говорили ранее, моральные устои вьетнамцев схожи с буддистской философией. Подобно состраданию, как одна из главных черт в буддизме, имеются во Вьетнаме знаменитые пословицы, которые несут в себе смысл этой ценности: «рваные листья завертываются целыми листьями» (подставлять свое плечо, протягивать руку помощи), «помощь людям это как подношение к Будде». Буддистское сообщество, чтобы развить во Вьетнаме эту ценность, активно практикует связь «Пути» с «Жизнью», и на примере крупных буддистских праздников, такие как «великий праздник перерождения», «день рождения Будды», «фестиваль голодных духов» (праздник двойной девятки - люди выражают свое почтение умершим предкам и родственникам, во Вьетнаме обычно воздают должное умершим родителям), побуждает в людях чувство сострадания, направляя их в нужное русло, закрепляет национальные традиции: «когда пьешь воду, помни об источнике», «когда ешь плоды, помни о тех, кто посадил это дерево» (без корня и полынь не растет).
Таким образом, образовательные модели, служащие буддийскому сообществу, служат ориентирами для украшения ума и культурной самобытности Вьетнама. Буддизм является способом освобождения от грехов, дающий человеку свободу и умиротворние в душе, избавляя от пороков: жадность, ненависть, заблуждение и похоть. В буддизме «благородство» и «добродетель» служат основой для сознания последователей учения Бодхисаттвы, достижения «Праджни» и «Благородной Восьмеричной пути». «Четыре благородные истины» трактует равенство, не различает людей на бедных и богатых, добрых и злых, а концентрирует свое внимание именно на человеческое отношение друг к другу, возвышая ценности взаимопомощи. Стало быть, модель общественного служения в буддизме вносит много ценностей во вьетнамском обществе, поскольку она возносит духовный идеал современного общества, а именно человечность и сострадание. По этой причине нравственная философия буддизма и есть связь человеческого сознания с сегодняшним современным технологическим обществом.
Как известно, основоположником буддизма был принц Сиддхартха - Будда Шакьямуни (563483 гг. до н.э.). Первостепенной задачей со дня
образования буддизма являлся создание буддийской организации, а затем создание системы священных писаний, винаи и учений. В своих учениях Будда излагал собственное познание о вечных проблемах философии, такие как природа жизни, причина рождения и смерти, откуда зародилось человечество и куда ведет оно ведет, каков смысл столетнего существования человеческой жизни в бесконечном потоке времени и пространства. Буддизм также объясняет связь между сознанием и деятельностью, противоречием в обществе и счастьем, положительными и негативными эмоциями: жадность, ненависть, заблуждение, радость, любовь, гнев, ревность и т.д. Все эти аспекты являются связующими нитями между прошлым, настоящим и будущим живых существ. Буддизм Тхеравады, хотя и имеет определенные ограничения, обладает огромной всепроникающей силой. Сегодня на Западе также имеются миллионы буддийских последователей самых разных школ и направлений. Мирные, терпимые и простые атрибуты буддизма позволили буддизму открыть множество путей в жизни людей разных национальностей. Уникальность буддизма, вероятно, заключается в учении «Будда находится в сердце» или «пострения внутреннего мира». Именно это «мягкое» и «открытое» учение поддерживает единство буддизма, несмотря на его многочисленные течения [4]. В мантрах буддизма содеждит фундамент построения единого общества и социальной гармонии, основываясь на понятия: «сострадание», «щедрость», «истина», «благо» и «справедливость». Собственно, эти понятия помогают обществу преодолеть многие проблемы, такие как: бедность, болезни, эпидемии и т.д. «Истина» дает обществу единое понятие нравственности, а «справедливость» обеспечивает устойчивое развитие обществу и социальные изменения. С таким подходом, буддизм объединяет все существующие формы общества и мировых религий. Имея это в виду, образовательные модели буддизма (благотворительность, работа в области социального обеспечения, профессиональное образование и обучение ...) создают условия для объединения всех слоев общества, национальностей, религиозных направлений во Вьетнаме. Они не претендуют на главенство сознания людей в обществе, позво-ля людям быть свободными, в то же время образовательные модели буддизма претворяют ценности учения Будды в жизнь, тем самым повышают качество жизни и формируют прочный блок национального единства. В духовной и культурной жизни нет более сильного влияния, чем религия, но именно в социалистической стране, буддизм прижился, концептируя с национальными традициями вьетнамцев. Помощь нуждающимся людям, предоставляя им навыки социализации, подталкивает общество к развитию, при этом не навязывая этим людям прислужение, подношение или конкретную политическую активность.
Как однажды в своем сочинении писал Карл Маркс: «Религия опиум для народа», Вьетнам
сз о
о Л о
о сз о в
строит свое государство она основании идеологии Хошимина и ленинизма. Интерпретируя слово «опиум», мы понимаем, это как кратковременное лекарство для залечивания душевных ран, при этом оно парализируется на подсознание человека, не даёт человеку ясно мыслить. Буддизм, со времен проникновения во Вьетнам, уже сосуществовал с вьетнамским народом более тысячи лет, и является ли буддизм «опиумом» для вьетнамского народа? Или вьетнамский буддизм - это совокупность материальных и духовных ценностей, принесенных буддизмом вьетнамскому этническому сообществу, и он стал основой силой всей нации в процессе развития вьетнамского общества? На эти вопросы мы должны отталкиваться от результатов, которые отражают ситуацию во вьетнамском обществе, основываясь на работу буддистского сообщества.
Действительно, за последнее время Вьетнамская буддийская сангха провела множество мероприятий, демонстрирующих ее усилия по участию в создании множества образовательных моделей для служения сообществу. Участие в создании образовательных моделей со многими типами обучения, такими как общее образовательное, центры профессионального обучения, центры нравственного обучения и т.д. В таблице 1 приведена статистика работы центров обучения от департамента социальной благотворительности Вьетнамской Буддийской Сангхи в 2019 году [2].
Таблица 1
№ Области, города Количество центров обучения Количество обучающихся Количество преподавателей
1 Кханьхоа 3 282 15
2 Ха Занг 1 0 0
3 Куангчи 1 4684 130
4 Тьензянг 1 200 13
5 Ламдонг 1 0 0
6 Тхыатхьен-Хюэ 3 362 32
7 Зялай 2 150 9
Общее количество 12 5678 199
Помимо центров обучения, Вьетнамская Буддийская Сангха также открывает деткие сады для малообеспеченных семьей. Дошкольное образование является самым важном звеном в формировании человеческой личности, и поэтому с момента своего основания Вьетнамская Буддийская Сангха очень заинтересована в организации и участии создания детских садов. С 1992 года Де-е партамент социальной благотворительности Вьет-£ намской буддийской сангхи сотрудничает со Сай-сч гонским колледжем, чтобы обеспечить специали-~ зированную подготовку более 100 монахинь и буд-зе дистов для преподавания в детских садах.
Сегодня по всему Вьетнаму действует множество буддийских дошкольных учреждений, таких как частный детский сад Хоа Ми (в сторудниче-стве с пагодой Заклам, район Фу Ньуан, город Хошимин), детский сад с бесплатным пансионом Тиньнгием (город Тьензянг) и т.д.
Образовательная программа в буддийских учебных заведениях также близко соответствует содержанию национальной образовательной программы.
В целях содействия созданию рабочих мест для людей с инвалидностью, ветеранов войны, детей-сирот, детей из малообеспеченных семьей, Вьетнамская буддийская сангха организовала множество профессиональных школ во многих населенных пунктах, обучающих профессиям, таким как швея, мастеров, плотников, машинистов и т.д. После завершения обучения их устраивают на работу в компаниях, на фабриках. В таблице 2 приведена статистика работы центров обучения от департамента социальной благотворительности Вьетнамской Буддийской Сангхи в 2019 году [2].
Таблица 2
№ Области, Коли- Количе- Коли- Коли-
города чество ство об- чество чество
цен- учаемых обучаю- препода-
тров профес- щихся вателей
сий
1 Куангчи 1 4 360 4
2 Тхыатхьен- 1 2 30 2
Хюэ
Общее ко- 2 6 390 6
личество
Хотя приведенные выше статистические данные неполны, они отчасти показывают усилия Вьетнамской Буддийской Сангхи в развитии общества во Вьетнаме. Все эти центры являются бесплатными, и не навязывают никакие условия для вступления или по окончанию курсов подготовки.
Однако, помимо достигнутых результатов, образовательная модель буддизма имеет определенные ограничения, которые не в полной мере способствуют ее развитию в обществе:
1. Во-первых, образовательная модель буддийской общины помогает только на определенный период времени. Нет дальнейшего наблюдения за развитием окончивших обучения граждан.
2. Во-вторых, образовательная модель буддийской общины основана на саморазвитие, нет определенной структуры, и безсистемна.
3. В-третьих, образовательные модели общественной работы Вьетнамской буддийской сангхи не имеют тесной координации и связи с местными властями и другими буддийскими благотворительными организациями во Вьетнаме, особенно с Центральной буддийской общины Вьетнама.
Заключение
Буддизм в обществе Вьетнама играет немаловажную роль. По своей идеологии и нравственности буддизм идентичен с культурой Вьетнама. На этом основании образовательная модель буддизма имеет важное значение для общества Вьетнама в эпоху технологического развития.
Вьетнамский буддизм в процессе становления и существования во Вьетнаме способствовал созданию таких общечеловеческих ценностей, как сыновняя почтительность, доброта, благодарность, общность, трудолюбие, творчество, старательность и патриотизм. Патриотизм является ведущим нравственным идеалом во воспроизведении традиционной ценности страны. Ценности общества видоизменяются с течением времени, но ценности в буддизме остаются неизменными. Для передачи ценностей буддизма из поколения в поколение, нужно укрепить образовательную модель буддизма в обществе Вьетнама, придать ей системность и оказать помощь со стороны правительства Вьетнама.
Литература
1. Фан Нгок - Культурная самобытность Вьетнама, моног., изд. «Литература», Вьетнам, 2002 г., стр. 49.
2. Вьетнамская будийская община - официальная страница: подведение итогов в 2019 г., ссылка: https://vbgh.vn/index.php?lan-guage=vi&nv=news&op=tai-lieu-hinh-anh-hoi-ng-hi-tong-ket-ghpgvn-nam-2019/bao-cao-tong-ket--сопд^ас^а^и-пат-2019-Ьап-Ш^Ыеп-ха^о^ trung-uong-ghpgvn-1105.html - последнее посещение сайта: 26.10.2022 г.
3. Ле Мань Тхать - История вьетнамского буддизма, моног., изд. «Хошимин», Вьетнам, 2001 г., стр. 38.
4. Нгуен Ланг - Анализ вьетнамской буддийской истории, моног., изд. «Литература», Вьетнам, 2008 г., стр. 45.
5. Вьетнамская буддийская община, Центральный культурный отдел - Президент Хо Ши Мин и буддизм, моног., изд. «Хошимин», Вьетнам, 2011 г., стр. 24-26.
6. Зыонг Фу Хиеп - Влияние глобализации на развитие культуры и людей во Вьетнаме,
журнал, изд. «Национальная политика», Вьетнам, 2010 г., стр. 7-9.
7. Тхить Минь Тьау - Мадджхима-никая - перевод, 2-ое издание, изд. «Вьетнамская Буддийская община», Вьетнам, 1986, стр. 112.
8. Государственный комитет по делам религий -Сборник документов по организации и руководству религиозной практики во Вьетнаме, изд. «Религия», Вьетнам, 2004 г., стр. 21.
CONSOLIDATING THE EDUCATIONAL MODEL AND VALUES OF VIETNAMESE BUDDHIST COMMUNITY IN VIETNAMESE SOCIETY
Ngo Sach Thuc
University of Social Sciences and Humanities, Vietnam National University
Research objectives: to strengthen the educational model of Buddhism in Vietnamese society. Objects of research: educational models of Buddhism in Vietnam. Research methods: method of religious need, method of functional structure, organizational and legal method, method of unity and logic, methods of social anthropology: interviews, observations. Research result: he Vietnamese Buddhist Sangha has recently held many activities demonstrating its efforts to participate in the creation of many educational models to serve the community. Participation in the creation of educational models with many types of education, such as general education, vocational training centers, moral training centers, etc. However, in addition to the results achieved, the educational model of Buddhism has certain limitations that do not fully contribute to its development in society Vietnam. Conclusion: in order to transfer the values of Buddhism from generation to generation, it is necessary to strengthen the educational model of Buddhism in Vietnamese society, make it systematic and provide assistance from the Vietnamese government.
Keywords: the educational system, Buddhism, Vietnam. References
1. Phan Ngoc - Cultural Identity of Vietnam, monog., ed. "Literature", Vietnam, 2002, p. 49.
2. Vietnamese Buddhist Community -Official Page: 2019 Summary, Link: https://vbgh.vn/index.php?language=vi&nv=news&op=tai-lieu-hinh-anh-hoi-nghi-tong- ket-ghpgvn-nam-2019/bao-cao-tong-ket-cong-tac-phat-su-nam-2019-ban-tu-thien-xa-hoi-trung-uong-ghpgvn-1105.html - last visit website: 10/26/2022
3. Le Manh Thach - History of Vietnamese Buddhism, monog., ed. Ho Chi Minh City, Vietnam, 2001, p. 38.
4. Nguyen Lang - An Analysis of Vietnamese Buddhist History, monog., ed. "Literature", Vietnam, 2008, p. 45.
5. Vietnamese Buddhist Community, Central Cultural Depart- g ment - President Ho Chi Minh and Buddhism, monog., ed. Ho Д Chi Minh City, Vietnam, 2011, pp. 24-26. Ц
6. Duong Phu Hiep - The impact of globalization on the develop- н ment of culture and people in Vietnam, magazine, ed. "National > Policy", Vietnam, 2010, pp. 7-9. g
7. Thich Minh Thau - Majjhima nikaya - translation, 2nd edition, s ed. "Vietnamese Buddhist Community", Vietnam, 1986, p. 112. °
8. State Committee for Religious Affairs - Collection of documents о
on the organization and management of religious practice in Vi- я
etnam, ed. "Religion", Vietnam, 2004, p. 21. ф
s Л
о сз о в
5
л
о» 1э
X £
CD
s
о о
л
CD
la о