Этические ценности бхикшуни во вьетнамском обществе на сегодня
Ву Тует Тхань (Тхить Дам Тхань)
аспирант кафедры религиоведения, Университет гуманитарных и социальных наук, Национальный Университет Вьетнама
E-mail: dcqa1608@gmail.com
Цели исследования: исследовать особенности этических ценностей бхикшуни во вьетнамском обществе. Объект исследования: бхикшуни на территории Социалистической Республики Вьетнам. Методы исследования: используются такие методы, как аналитический, логический, исторический, сравнительный и обзор фактических данных. Результаты исследования: Этическая ценность бхикшуни играет немаловажную роль в становлении общества во Вьетнаме и внесла значительный вклад в социальную стабильность, подтвердив важность буддийской культуры во Вьетнаме. «Путь» и «Жизнь» являются основой для распространения моральных ценностей бхикшуни всем народам Вьетнама. Но помимо этого существуют ограничения в распространении этические ценности бхикшуни, на что должны обратить внимание Вьетнамская Буддийская община.
Ключевые слова: Бхикшуни, этические ценности, Вьетнамская Буддийская община.
Введение
Обсуждение этических ценностей бхикшуни во вьетнамском обществе сегодня актуально и очень важно в нынешних реалиях, потому что «мораль» является ключевой областью социальной культуры - это основа социальной психологии. Без прочной духовной основы общество ослабевает и рушится. С другой стороны, «мораль» - это показатель уровня духовной культуры и человечности в каждом обществе и в разные эпохи.
В прошлом существовало мнение, что религиозная жизнь - это «бегство» от трудностей, жизнь в уединении вдали от реальности. Однако на самом деле с момента своего появления во Вьетнаме буддизм всегда сопровождал вьетнамский народ, помогая вьетнамскому обществу и Дхарме. На сегодня буддизм продолжает выполнять социальную функцию общества и это выражается через проповеди бхикшу и бхикшуни, но в этой статье я сделаю акцент на бхикшуни во Вьетнаме.
Объект исследования, методы и цели исследования
Объект исследования: бхикшуни на территории Социалистической Республики Вьетнам.
Методы исследования: используются такие методы, как аналитический, логический, исторический, сравнительный и обзор фактических данных.
Цели исследования: исследовать особенности этических ценностей бхикшуни во вьетнамском обществе.
Масштабы исследования: Социалистическая Республика Вьетнам.
Результаты исследования
Вьетнам находится в процессе индустриализации, модернизации и урбанизации на базе отсталой сельскохозяйственной страны, в настоящее время фермеры по-прежнему составляют подавляющее большинство населения (почти 80%). Наряду с трансформацией социально-экономической структуры, в области культуры идёт процесс преобразования традиционной, социальной и этической норм фермеров в сельких районах, а также из периода централизации и планирования экономики в ориентированную на социализм и хозрасчетную рыноч-е ную экономику [1 ].
и
Более того, процесс индустриализации и модернизации в азиатских странах и Вьетнаме идет ~ «коротким путём». С одной стороны, это создаёт
импульс для ускоренного роста экономики и повы-
шения уровня жизни людей. Однако отрицательная сторона быстрорастущей рыночной экономики является нравственные отклонения людей, такие как: любовь к зарубежным товарам, пренебрежение национальными культурными ценностями, прагматичный образ жизни, появление эгоистичных личностей. Во многих случаях из-за денег и славы попираются семейные привязанности, портятся отношения в образовательных сферах, возникает недоверие в работе между товарищами и коллегами, расцветает контрабанда и коррупция в стране... » [2].
Из этого следует, для построения процветающей социалистической страны требуется хорошее воспитание в семье и высокие моральные качества у молодого поколения.
Этика бхикшуни в современном обществе Вьетнама является важным вопросом. Многие вьетнамские авторы отмечают, что традиционные верования являются незаменимым фактором формирования культурной самобытности вьетнамского народа. Религия в этом случае не является исключением из правил. Благодаря своему появлению и давнему существованию, буддизм оказал глубокое влияние на материальную и духовную культурную жизнь вьетнамского народа во всех аспектах политики, общества, культуры и особенно морали [3].
В этику бхикшуни входят этические ценности, этическое сознание, этическое поведение, этические отношения, а также все способы проповедования для буддистов-мирян и нравственного воспитания монахинь в обществе. Кроме всего перечисленного, этика бхикшуни включает в себе такие факторы, такие как обычаи и ритуалы.
Основой для построения этики бхикшуни является доктрина кармы. Вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия и мысли человека определяют его судьбу. Следовательно, каждый человек хозяин своей жизни, но также скован в колесе Сансары, и чтобы освободиться от колеса Сансары, человек должен достичь Нирваны, а если он не ищет «освобождения», то вынужден бесконечно перерождаться. По идеологии человек сам творит свою «Карму», возможно страдания и наказания могут быть не в этой жизни, а перенесутся на следующую, «счастье» и «наказание» находятся в балансе, и когда одна из сторон исчерпывает себя, то может случиться беда или удача. Для жизни без страдания, человек должен всегда творить добро, следить за своими действиями и мыслями, а не искать счастья где-то вдалеке от реальности. В этом основная разница между теми, кто исповедует буддизм, и теми, кто исповедует другие религии.
Таким образом, этика бхикшуни является складом жизни и мышления, она влияет на жизнь вьетнамского народа и интегрируется в культуру нашей страны. Принципы, ценности, пять священных заповедей, десять заповедей, парамита и виджня-на в буддизме направлены на поддержание мира и устранение аморальности в обществе. Этиче-
ское поведение бхикшуни играет важную роль, так как они проповедуют идеодогию буддизма.
В условиях индустриализации, модернизации и глобализации Вьетнама, моральные идеалы бхикшуни сохраняют ценности вьетнамского народа, сподвигая жителей к сострадании и альтруизму [4]. В последние годы, чтобы быть ближе к народу, сообщество бхикшуни постепенно проникает в общество Вьетнама, помогая людям в трудностях и бедствиях, занимаются социальной благотворительностью. Помимо этого, они помогают бороться с бедностью, защищают народ от социального недуга, строят больницы, школы и пагоды.
Как известно, на протяжение истории Вьетнама существовали великие бхикшуни, которые своим действиям помогали народу в трудное время, они не только развивали Дхарму, но и сформировали этические ценности общества. В первую очередь надо упомнить о Бхикшуни Зиеу Ньан (1041-1113), известна как принцесса династии Ли. Настоящее её имя Ли Тхи Нгок Киеу, старшая дочь Ли Ньат Чунг, позже была провозглашена как принцесса императором Ли Тхань Тонг в 1058 году. Не менее известная бхикшуни на сегодняшний день Тхери Дам Шоан - настоятельница пагоды Тхань Ньан, была первой бхикшуни приглашенной во дворец императора династии Нгуен для проповедничества идеологии буддизма королеве, имперским наложницам и знати. Помимо этого она ещё поддерживала организацию женщин буддистов-мирян, вместе с лекарем Жа Динь преподнесла пагоду императору для образования школы-монахини. Тхери Дам Хыу (1911-1981) во время войны со США сама лично присутствовала на поле боя, занималась провизией и славилась на севере Вьетнама умением проводить буддийские культы. Бхикшуни Дам Тин (1899-1982), уроженица Ханоя (территория бывшего Хатай) во время войны защищала Триратну своей пагоды, а также исследовала новые территории для строительства новых храмов. Во время войны, очень многие бхикшу и бхикшуни были на поле боя, воевали за независимость Отечества. Вслед за самосожжением Тхе-ро Тхить Куанг Дык, Бхаданта Тхить Нгуен Хыонг повторила этот акт перед дзен-храмом в городе Бинь Тхуан. Все они жертвовали собой ради мира и Дхармы, а также за свободу Вьетнама. Поэтому если брать бхикшуни-сангху в отдельности, и буддизм в целом, то мы видим картину полного растворения буддизма в культуру Вьетнама. Неспроста император Вьетнама Ли Нам Де в VI веке, хотя время его правления длилось не долго, первым делом построил буддийскую пагоду «Чанку-ок». В начале своего существования пагода называлась «Кхай Куок», что означало «открытое государство». Как писал историк, учёный Фан Нгок про буддизм во Вьетнаме: «Многие религии имеют мировой характер, и при распространении в государство, отрицает само существование государства. Буддизм же отличается от этого, войдя через «призму» вьетнамского государства, слился воедино с Вьетнамом. Во время нахождения вьет-
сз о
о Л о
о сз о в
намского государства под властью Китайской империи, именно бхикшу и бхикшуни поддерживали и сохраняли культурные ценности Вьетнама, жертвовали собою под знаменем отечества» [5].
В 2007 году произошло событие, собравшее всех бхикшуни со всего мира воедино. В Гамбурге был организован «Международный конгресс о роли буддийских женщин в Сангхе» о вопросах линий преемственности бхикшуни. Начало линии преемственности бхикшуни по Тхеравадовской школе возникло от Махападжапати Готами, которая смогла стать бхикшуни с помощью хранителя Дхаммы Ананды. Через некоторое время Будда убедился в факте, что бхикшуни, как и бхикшу, способны достичь все 4 стадии нирваны: со-тапанна, сакадагами, анагами и арахант, и учредил разрешение бхикшуни создать свой сангха. Позже из неопределенного источника был создан восемь Гарундхамм для бхикшуни, поставшее их положение ниже бхикшу. Из-за малого количества бхикшуни на период Х-ХШ вв., многие линии преемственности бхикшуни оборвались, и совсем не остались бхикшуни на территории многих стран [6]. Вдобавок к этому, запрещалось бхикшу посвящать женщин в бхикшуни, с чем и усложнялась задача. Для решения этой задачи и был организован мировой конгресс в Гамбурге, в итоге которого многие бхикшуни смогли продолжить линии преемственности в своей стране.
Особенностью буддизма во Вьетнаме является отсутствие дискриминации, сексизма по отношению к бхикшуни. Бхикшу и бхикшуни имеют равные права и имеют свою линию преемственности.
Следуя традициям великих бхикшуни, монахини в наше время живут в соответствии с религиозной этикой, строго соблюдают доктрины буддизма, стараются быть социальными. Как уже известно, для бхикшуни виная (свод правил) в любом направлении буддизма имеет больше правил и запретов, поэтому они являются примером для жителей Вьетнама. Когда женщина становится бхикшуни, то это навсегда, и если она решается вернуться в «жизнь», то больше не допускается в монастырь, в отличие от бхикшу, которым разрешено 7 раз на передумывание [7].
Деятельность бхикшуни ничем не отличается от бхикшу, хотя во Вьетнаме некоторые культы предпочитают больше бхикшу. Это связано с необоснованным мнением общества, которое считает что у бхикшу больше духовных сил для некоторых культов и ритуалов. Во Вьетнамской буддийской общине высокие посты также могут занять бхикшу и бхикшуни, это зависит только от их мудрости, знания, влияния и уважения.
В настоящее время многие бхикшуни активно участвуют в общественном движении и политике. Многие из них занимают параллельно высокие е посты в народном отечественном фронте, Сою-ц зе вьетнамских женщин, национальном собрании й Вьетнама и т.д. Они также занимаются благотво-° рительностью, строят пагоды, приюты, больницы 1 для тяжело больных пациентов ВИЧ/СПИДа.
Бхикшуни также организовывают конференции, лекции для молодёжей. В большинстве случаев они проповедуют идеологию буддима, но также делятся опытом в жизни, рассказывают мифы, легенды и историю Вьетнама. Этим они показывают, как важно хранить культурные ценности вьетнамского народа, давать пищу для размышления. Если провести параллель с периодом китайского завоевания, где долгое время Китайская империя пыталась именить быт и культуру Вьетнама, убивали вьетнамских мужчин и брали в наложниц вьетнамских женщин. Именно вьетнамские женщины и бхикшуни хранили в себе культуру Вьетнама, учили детей и развивали их любовь к родине, в итоге как мы уже знаем, Вьетнам просуществовал до сегодняшних дней с непоколебимым духом.
Буддисты-миряне прислушиваются к словам проповедничества монахини, а затем сами своими действиями распространяют добро на других людей, тем самым показывают эффективность этики бхикшуни. Монахини являются зеркалом подражания для людей. Изменение в сознании и поведении вьетнамского народа подтверждается фактами. Люди приходят в пагоду, монастырь не только для молитвы, но и для общественных дел. Жители Вьетнама с разрешением настоятеля монастыря организовывают помощь бедным людям в пагоде, создают благотворительные фонды для борьбы с природными бедствями.
Помимо общественных работ, некоторые бхик-шуни являются хорошими лекарями и врачами. Часто люди приходят в монастырь с отчаяниями, психологическими проблемами, и в этом случае молитва с сутрой, мантрой очень сильно помогают восстановить и вылечиваться от таких болезней. Даже принимаются люди на последней стадии рака, где они и проживают остатки своих дней в монастыре и пагоде.
Строятся также приюты при монастыре для брошенных и недоношенных детей. Иногда это осложняется бумагами, где эти дети нигде не зарегистрированы, и в этом случае происходит согласованность между настоятельницей монастыря и административной властью.
И именно такие действия приводят к тому, что вырастает количество последователей буддизма. Уже сейчас мы видим огромное количество потока народа в храмы, пагоды, монастыри. Люди приходят чтобы иметь душевное спокойствие и даже ищут своего суженого или суженую.
Но в эпохе современных технологий бхикшуни должны ещё больше развить своё влияние. Это как замкнутый круг, бхикшуни должны быть больше вовлечены в социальную жизнь, но при этом всегда держать свою этику и нравственность. Многие бхикшуни добились больших успехов в сфере образования. Если до 1975 года количество монахинь получивших образование было скромным, то сейчас количество выпустивших с университетов очень велико. Многие из них становятся кандидатами наук, доцентами в определенной сфере. Неравенство между бхикшу и бхикшуни уже со-
всем не существует, и интеллектуальное развитие бхикшуни создаст условие для доступа к буддийской культуре других стран. Ограниченность ра-вития этики бхикшуни являются они сами, ведь Вьетнам - свободная страна для проповеди буддийской культуры.
Заключение
Этическая ценность бхикшуни играет немаловажную роль в становлении общества во Вьетнаме и внесла значительный вклад в социальную стабильность, подтвердив важность буддийской культуры во Вьетнаме. «Путь» и «Жизнь» являются основой для распространения моральных ценностей бхикшуни всем народам Вьетнама. Но помимо этого существуют ограничения в распространении этические ценности бхикшуни, на что должны обратить внимание Вьетнамская Буддийская община.
Литература
1. Ле Кюи Дык - Хоанг Тьи Бао - Эстетическая культура во Вьетнаме на сегодняшний день -проблемы и решения, изд. «Культура - информация», Ханой, 2007 г., стр. 7
2. Материалы и документы резолюции от ЦК партии Вьетнама на пятой конференции VII съезда.
3. Niels Mulder: Inside Southeast Asia: Religion, Everyday Life, Cultural Change Paperback - «the pepin press», Amsterdam - Kuala Lumpur, 1996, 232 pages.
4. Данг Ван Бай - Определение ценности вьетнамского буддийского культурного наследия, Журнал «религиоведение», № 5, Вьетнам, 2008 г.
5. Зыонг Хоанг Лок - Женщины во вьетнамском буддизме - подходы, изд. «город Хошимин», Хошимин, 247 стр.
6.
7.
Тхить Фыок Дат, Тхить Хань Туэ, Тхить Ны Тхань Куэ, Динь Ван Вьен - История биддизма Вьетнама, изд. «Вьетнамский национальный университет», 2020 г.
Тхить Там Куанг - Буддизм и современная жизнь, изд. «город Хошимин», Хошимин, 1994.
ETHICAL VALUES OF BHIKKHUNIS IN VIETNAMESE SOCIETY TODAY
Vu Tuyet Thanh (Thich Dam Thanh)
University of Social Sciences and Humanities, Vietnam National University
Objectives of the study: to explore the features of the ethical values of bhikkhunis in Vietnamese society. Object of study: bhikkhuni in the territory of the Socialist Republic of Vietnam. Research methods: methods such as analytical, logical, historical, comparative and review of evidence are used. Findings: The ethical value of the bhik-khuni plays an important role in the formation of society in Vietnam and has made a significant contribution to social stability, confirming the importance of Buddhist culture in Vietnam. "The Way" and "Life" are the basis for spreading the moral values of bhikkhunis to all the peoples of Vietnam. But beyond that, there are limits to the dissemination of the ethical values of bhikkhunis, which the Vietnamese Buddhist community should pay attention.
Keywords: Bhikkhuni, ethical values, Vietnamese Buddhist community.
References
1. Le Cuy Duc - Hoang Thi Bao - Aesthetic Culture in Vietnam Today - Problems and Solutions, ed. "Culture - Information", Hanoi, 2007, p. 7
2. Materials and documents of the resolution from the Central Committee of the Party of Vietnam at the fifth conference of the VII Congress.
3. Niels Mulder: Inside Southeast Asia: Religion, Everyday Life, Cultural Change Paperback - "the pepin press", Amsterdam -Kuala Lumpur, 1996, 232 pages.
4. Dang Van Bai - Valuing Vietnamese Buddhist Cultural Heritage, Journal of Religious Studies, No. 5, Vietnam, 2008
5. Duong Hoang Loc - Women in Vietnamese Buddhism - Approaches, ed. Ho Chi Minh City, Ho Chi Minh City, 247 pp.
6. Thich Phuoc Dat, Thich Hanh Tue, Thich Ny Thanh Qué, Dinh Van Vien - History of Biddhism in Vietnam, ed. "Vietnam National University", 2020
7. Thich Tam Quang - Buddhism and Modern Life, ed. "Ho Chi Minh City", Ho Chi Minh City, 1994.
сз о
о Л о
о сз о в