ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2022, Том 2, № 2 (55). С. 268-281.
Научная статья. Исторические науки УДК 94:323(597)
DOI: 10.31696/2072-8271-2022-2-2-55-268-281
БУДДИЙСКИЙ КРИЗИС 1963 ГОДА В ЮЖНОМ ВЬЕТНАМЕ: СОБЫТИЙНАЯ КАНВА И ПРИРОДА ЯВЛЕНИЯ. ЧАСТЬ 3. ОТ ЗАПРЕТА РЕЛИГИОЗНЫХ ФЛАГОВ ДО ПАДЕНИЯ РЕЖИМА
Максим Алексеевич СЮННЕРБЕРГ 1
1 ИСАА МГУ, Москва, Россия, hongik@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0111-9551
Аннотация: В завершающей части статьи автор восстанавливает событийную канву буддийского кризиса 1963 г., показывает, как его ход повлиял на отношение к властям Республики внутри страны и за ее пределами. Особое внимание уделено противостоянию двух фигур -архиепископа Нго Динь Тхука, старшего брата президента страны, и буддийского монаха Тхить Чи Куанга. Существенна и та роль, которую сыграли супруги Ню (Нго Динь Ню и Чан Ле Суан) в эскалации конфликта.
Ключевые слова: Буддийский кризис, религиозные флаги, Нго Динь Тхук, Тхить Чи Куанг, Чан Ле Суан
Для цитирования: Сюннерберг М.А. Буддийский кризис 1963 года в Южном Вьетнаме: событийная канва и природа явления. Часть 3. От запрета религиозных флагов до падения режима // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 2, № 2 (55). С. 268-281. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-2-2-55-268-281
Original article. Historical science
THE 1963 BUDDHIST CRISIS IN SOUTH VIETNAM: COURSE OF EVENTS AND ITS NATURE. PART 3. FROM THE BAN ON RELIGIOUS FLAGS TO THE FALL OF THE REGIME
Maxim A. SYUNNERBERG 1
1 IAAS MSU, Moscow, Russia, hongik@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0111-9551
Abstract: In the final part of the article, the author restores the eventual outline of the Buddhist crisis of 1963 and how its course influenced the public attitude towards the authorities of the Republic within the coun-
© Сюннерберг М.А., 2022
try and abroad. Particular attention is paid to the confrontation between two figures - the Archbishop Ngo Dinh Thuc, the elder brother of the country's president, and the Buddhist monk Thich Tri Quang. The role played by the Nhu spouses (Ngo Dinh Nhu and Tran Le Xuan) in the escalation of the conflict is also significant.
The author comes to the conclusion that initially Hanoi adhered to the "zero tolerance" strategy against the virus, however, when faced with a more virulent strain of COVID-19, it was forced to coexist with it.
Keywords: Buddhist crisis, religious flags, Ngo Dinh Thuc, Thich Tri Quang, Tran Le Xuan
For citation: Syunnerberg M.A. The 1963 Buddhist Crisis in South Vietnam: course of events and its nature. Part 3. From the ban on religious flags to the fall of the regime. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2022, T. 2, № 2 (55). Pp. 268-281. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-22-55-268-281
Окончание. Начало в: Том III, № 3 (52), 2021. С. 282-297; Том IV, № 4 (53), 2021. С. 262-263.
Триггером буддийского кризиса стал приезд в Центральный Вьетнам Нго Динь Тхука. Родившийся 6 октября 1897 г., Тхук был на 4 года старше своего брата-президента. Известно, что в юности последний подумывал о стезе священника, под влиянием Тухка проведя несколько месяцев в католическом монастыре. Что из себя представлял старший брат президента, какое влияние имел на него и какую роль сыграл в ходе драматичных событий 1963 г.?
Тхук был единственным из многочисленных братьев Нго, кто с детства и до конца жизни был верен религиозному пути. В 12 лет поступил в духовную просеминарию в провинции Куангчи, в 20 лет - в духовную семинарию в Хюэ, после окончания которой отправился на обучение в Рим. Получил три диплома в Григорианском университете - по философии (1922), теологии (1926) и каноническому праву (1927). В 1925-1926 гг. преподавал в Сорбонне. 20 декабря 1925 г. был рукоположен в сан священника. В 1927 г. вернулся во Вьетнам. 8 января 1938 г. был назначен титулярным епископом Сессины. 4 мая того же года был рукоположен в сан епископа (апостольского викария) Виньлонга, став третьим в истории епископом-вьетнамцем. Эта дата оказалась весьма значимой четверть века спустя, отчасти спровоцировав события, и к ней мы вернемся ниже.
Нго Динь Тхук сыграл значительную роль в приходе Нго Динь Зьема к власти. Именно он фактически организовал Зьему зарубежное
турне 1950-1954 гг., во время которого будущему президенту удалось заручиться поддержкой Ватикана и Вашингтона. Помощь Нго Динь Тхука была всесторонней: от оформления документов на выезд из страны до организации встреч с высокопоставленными духовными иерархами, в том числе с самим Папой в Риме и кардиналом Спеллма-ном в США1. Значительную роль он сыграл и в истории переселения жителей из Северного Вьетнама в 1954-1955 гг., подавляющее большинство из прибывших были католиками.
Важная роль епископу была отведена в государственном строительстве Республики Вьетнам (РВ) - Тхук был ответственен за духовно-религиозную и отчасти культурно-идеологическую сферу жизни южновьетнамского общества. Именно он в октябре 1956 г. возглавил экспериментальные курсы по обучению философии персонализма, которые были организованы в его епархии - Виньлонге. В 1957 г. Нго Динь Тхук открыл первый вьетнамский католический университет - в Далате.
Впрочем, даже столь широкая представленность в государственных делах и высокий религиозный пост не удовлетворяли его чаяний. Виньлонг был далек от звания политического или религиозного центра страны, коим был Сайгон. Взоры амбициозного иерарха были устремлены именно в сторону столицы.
Серьезный удар по самолюбию епископа был нанесен в самом начале существования Республики Вьетнам - в 1955 г., когда Ватикан так и не назначил его на ставший вакантным пост епископа Сайгона после сложения Жаном Кассенем2 полномочий из-за болезни. Первым епископом-вьетнамцем Сайгона стал Симон Хоа Нгуен Ван Хиен (1906-1973). Это вызвало резкое недовольство как самого Тхука, так и властей РВ в целом. В результате Ватикан был вынужден переместить Нгуен Ван Хиена из Сайгона в Далат, а епископом Сайгона был назначен более устраивавший руководство Нгуен Ван Бинь (19101995).
24 ноября 1960 г. Ватикан учредил во Вьетнаме три архиепархии - в Ханое, Сайгоне и Хюэ. Первым архиепископом Сайгона стал все тот же Нгуен Ван Бинь (рукоположен 2 апреля 1961 г.), менее политизированный католик. Нго Динь Тхука же в том же 1960 г. назначили архиепископом Хюэ (рукоположен 12 апреля 1961 г.).
В научной литературе встречаются предположения, что Тхук специально был отослан президентом страны и его политическим советником младшим братом Нго Динь Ню подальше от политического центра страны. Их, особенно последнего, все больше и больше насто-
раживала активность Тхука, порой выходящая за чисто религиозную сферу. По словам американского историка Э. Хаммер, оставшийся в Сайгоне Нгуен Ван Бинь был более скромным, и достаточно умным, чтобы не идентифицировать церковь или себя лично с президентом Зьемом.
Как бы там ни было, в новом месте Тхук развил бурную деятельность - были отреставрированы католические храмы и духовные семинарии, проведена реорганизация некоторых приходов. Особое внимание было уделено реконструкции католической святыни - собора Лаванг, расположенного в общине Хайфук, уезде Хайланг недалко от Хюэ. Изначально Лаванг и территории вокруг него были буддийской святыней. Это второй пример во вьетнамской истории, когда буддийская пагода была трансформирована в католический собор (помимо пагоды Баотхиен в Ханое, ставшей знаменитым Собором Святого Иосифа, он же Нотр-Дам де Ханой). Перед ним была построена большая площадь, установлено 15 мраморных скульптур3.
22 августа 1961 г. католический храм Лаванг в Хюэ получил статус Малой базилики, став всего дишь вторым храмом в истории Вьетнама с таким статусом (после Сайгонского в 1959 г.). Всего сейчас во Вьетнаме только 4 храма с таким статусом. В 1962 г. в архиепархии Хюэ было около 100 тысяч верующих католиков.
Но, отсылая Тхука из столицы, ни Ватикан ни Нго Динь Ню не ожидали, что Хюэ вовсе не такое отдаленное место, как это могло показаться. А ведь эта территория, как показано в предыдущих статьях, стала еще и буддийским центром. Было ли назначение Тхука попыткой усилить в Центральном Вьетнаме католичество на фоне буддизма или же желанием устранить епископа из столицы, но в любом случае приезд Нго Динь Тхука привел к явной дестабилизации обстановки в Хюэ. Причем это касалось даже самого рода Нго Динь. С этого момента позиции Нго Динь Кана, до тех пор полновластного «властелина центра», пошатнулись. В начале 1963 г. ему якобы даже предложили уехать из страны.
Особенно накалилась ситуации по поводу вывешивания религиозных флагов. Напомним, что в соответствии с подписанным еще Бао Даем Декретом №10 деятельность буддийских организаций подлежала такому же регулированию, как и деятельность политических партий, профсоюзов и спортивных ассоциаций, в о время как для католиков и протестантов было сделано исключение. 12 мая 1958 г. в силу вступил в силу Декрет № 189/ВКУ/МА/Р 5, ограничивший использование религиозной символики: флаги могли вывешиваться только в дни рели-
гиозных праздников в местах поклонения или в частных домах с раз-
„4
решения местных властей .
На 4 мая 1963 г. пришлась 25-я годовщина рукоположения Нго Динь Тхука в сан священника. И хотя в 1962 г. президент Нго Динь Зьем убрал привилегию религиозным флагам быть вывешенными помимо национального флага (в соответствии с Указом они могли быть на общественных мероприятиях только если рядом с ними висел национальный флаг большего размера), на праздновании Тхука католических флагов было много. Это вызвало недовольство президента, после чего он решил еще больше ужесточить свой прошлогодний указ. Особое внимание президента к религиозным флагам можно объяснить его столкновениями с политико-религиозными сектами Каодай и Хоахао в 1955 г., когда он осознал, что его соперники могут маскировать собственное политическое недовольство под религиозное. Ужесточение регулирования флагов в 1962 г. было вызвано присутствием Нго Динь Зьема на одном из буддийских мероприятий, где посреди множества буддийских флагов был только один национальный. А именно национальная символика была приоритетной для лидера государства. Разноцветный всемирный буддийский флаг лишний раз напоминал властям о том, что вьетнамские религиозные группы были связаны с транснациональной религиозной сетью, которая по выражению американского исследователя Э. Миллера могла соперничать или даже бросить вызов преданности государству5.
Не смог глава государства не отреагировать и на нарушение запрета даже во время празднования собственного брата. Однако сделано это было в самый неподходящий момент. Служебная телеграмма №9195 (Cong dien so 9195, 06.05.1963 г.) в которой в еще большей степени накладывались ограничения на использования религиозной символики, фактически лишала буддистов возможности полноценно отметить свой главный праздник - Весак (День Рождения Будды), который в том году приходился на 8 мая, то есть спустя всего два дня. В соответствии с телеграммой вывешивание любых религиозных флагов в публичных местах было запрещено без исключений, в том числе снаружи частных домов и в местах поклонений.
И хотя мотивация Зьема вряд ли исходила из неприязни буддистов, сколько была реакцией на ослушание со стороны своих же единоверцев-католиков, но в подобных условиях все посчитали ограничение направленным исключительно на буддистов, а не на религии вообще. «Националистическое» объяснение властей мало кого устроило: «В прежние времена, из-за своего нежелания использовать флаг
Вьетминя или французский триколор, религиозные группы использовали множество типов флагов. Сейчас Родина независима, а потому мы должны вывешивать только национальный флаг»6.
Запрет не помешал буддистам начать активно вывешивать флаги по всей стране и особенно в Центральном Вьетнаме. Это не укрылось от взора Нго Динь Тхука, который в тот же день 6 мая, возвращаясь из католического собора Лаванг, был неприятно поражен количеством буддийской символики вдоль дорог. Тхук пригласил на встречу Хо Дак Кхыонга (представителя Сайгона в Центральном Вьетнаме) и потребовал, чтобы тот запретил флаги в четком соответствии с телеграммой. Кхыонг протестовал, что подобное действие крайне несвоевременно, но Тхук настоял на своем. Когда Кхыонг обратился напрямую в Сайгон, то и там подтвердили - запретить флаги. Ответственность за соблюдение запрета была возложена на заместителя губернатора провинции по вопросам безопасности майора Данг Ши, католика по вероисповеданию.
В праздничный день 8 мая статуя Будды была помещена в пагоду Зиеуде, откуда ее должны были торжественно перенести в пагоду Тыдам. Ту самую пагоду, где в 1951 г. была создана Генеральная буддистская ассоциация Вьетнама и помощь в реставрации которой оказал президент Зьем. Процессию несколько раз останавливали из-за нарушений декрета о флагах, но все же позволили завершить путь. После проведения церемонии монах Тхить Чи Куанг в своей проповеди остановился на политике дискриминации по религиозному признаку, которая, по его мнению, проводилась властями в течение девяти лет. Особый гнев монаха вызывал запрет вывешивать религиозные флаги. В выступлении были затронуты и политические проблемы.
Тональность речи Тхить Чи Куанга была вызвана личностью самого оратора. Он родился 31 декабря 1923 г., в провинции Куанг-бинь. Постригся в монахи в 1936 г. Обучался в буддийской школе при Генеральном совете буддийской ассоциации в Хюэ в 1937-1943 гг. По некоторым данным, в юности отправился на Цейлон для изучения буддийских канонов, впрочем, в своей краткой автобиографии сам монах об этом не упоминает7. В 1940-1950-е гг. Тхить Чи Куанг активно выступал против колониальной политики Франции, участвовал в войне Сопротивления. В 1946 г. написал проект объединения всех вьетнамских буддистов и отправил его Хо Ши Мину, однако он так и не был реализован8. Западные дипломаты, встречавшиеся с Чи Куан-гом отмечали его необыкновенную харизму, ораторские способности, неповторимый мистицизм9. Здесь мы видим все те качества, которых
столь недоставало президенту страны Нго Динь Зьему1. В то же время сотрудники ЦРУ характеризовали его как «амбициозного, умелого, политического манипулятора и прирожденного демагога»10. Заметно политизировавшемуся вьетнамскому буддизму требовалась именно такая фигура. Так именно Тхить Чи Куанг, не являясь самым авторитетным буддийским монахом в стране (хотя бы в силу своего возраста), возглавил буддийское движение и стал главным противником режима. Религиозное по форме явление управлялось не только религиозным, но во многом и политическим лидером2, что само по себе ставит под сомнение исключительно религиозную суть буддийского кризиса. Как верно отметила Э. Хаммер, в тот вечер «Тхить Чи Куанг вышел из мрака на политическую сцену»11.
Именно непримиримость Нго Динь Тхука и Тхить Чи Куанга разожгла пламя конфликта, и она же не позволила потушить его в дальнейшем. Показательно, что 6 мая, в день указа об ужесточении указа о запрете флагов, к Чи Куангу пришли мэр города Хюэ и глава провинции и попросили не вывешивать флаги на праздник. Монахи совещались и 7 мая отправили три телеграммы (президенту страны, буддистам всего мира и вьетнамским буддистам), в целом уже тогда готовя буддийское население к сопротивлению. 7 мая Нго Динь Кан предложил обсудить ситуацию с буддистами. Чи Куанг с другими буддистами пришел в дом Кана, где также был министр внутренних дел Буй Ван Лыонг, Согласно свидетельствам встреча была дружелюбной и продуктивной. Кан и Лыонг заверили буддистов, что запрет на флаги будет приостановлен на время празднования. Однако на это решение было наложено вето. Чье? Очевидно, что лично Нго Динь Тхука.
8 мая буддисты потребовали, чтобы власти передали по радио выступление Чи Куанга, однако директор радиостанции в Хюэ Нго Гань отказал им в этом. Тогда несколько тысяч буддистов направились к радиостанции. Майор Данг Ши вызвал отряды безопасности и бронетехнику, надеясь устрашить буддистов. Начались переговоры между губернатором провинции Нгуен Ван Дангом, Нго Ганем и Чи
1 Отсутствие ораторских способностей, излишнюю застенчивость во время публичных выступлений часто ставили в вину вьетнамскому руководителю американские советники и журналисты. Символично, что на защиту Зьема в этом отношении встал не он сам, а человек прекрасно всеми этими качествами владеющий - Чан Ле Суан, подвергшая в западной прессе яростной критике американский подход к оценке качеств государственного лидера.
2 О политическом призвании Чи Куанга и о восприятии его именно как политика свидетельствует тот факт, что ЦРУ рассматривало его кандидатуру как возможного преемника Нго Динь Зьема, в случае свержения последнего.
Куангом. Внезапно раздались выстрелы и взрыв гранаты, в результате 9 человек погибли и 15 были ранены12. До сих пор остается невыясненным, кто взорвал гранату, вызвавшую самые большие жертвы. Власти поспешили обвинить в кровавом инциденте коммунистов, те в свою очередь обвинили городскую полицию, превысившую свои полномочия. В ночь трагедии Нго Динь Кан и совещающиеся с ним даже были склонны считать виновными американцев, которые могли устроить взрыв, чтобы надавить на правительство Зьема. Один из американских офицеров косвенно подтвердил это - «Майор Данг Ши лишь жертва и я не понимаю, как люди могли считать, что взрывы устроил Вьетконг»13. Но в общественном мнении эта трагедия осталась на совести властей, которые выставили против безоружных людей вооруженных солдат.
Уже 10 мая буддисты, собравшиеся в пагоде Тыдам, обнародовали манифест, состоявший из 5 требований: прекратить дискриминацию в отношении буддийских флагов; разрешить буддистам пользоваться теми же привилегиями в отношении Декрета №10, которые были у католиков; прекратить репрессии по отношению к буддизму; предоставить буддистам равную с католиками свободу вероисповедания; выдать компенсации пострадавшим во время инцидента у радиостанции в Хюэ и наказать виновных в кровопролитии14. В буддийском издании «Историческая борьба вьетнамского буддизма» текст манифеста был сопровожден личным мнением Тхить Чи Куанга, что в очередной раз демонстрирует его значимость в тех событиях: «5 справедливых требований буддизма не означают желания соперничать с какими-либо религиями или зачинать антиправительственное движение, но имеют основной целью повлиять на то, чтобы правительство выработало и претворяло политику равноправия ко всем религиям»15. 15 мая этот манифест был вручен президенту Нго Динь Зьему, тогда же состоялась первая пресс-конференция авторов документа.
Поначалу переговоры правительства Зьема с буддистами были достаточно конструктивными. Президент разъяснил свою позицию по флагам и сказал, что закон об ассоциации — это ошибка, и он рад, что ему о ней сообщили. На следующий день Нгуен Ван Бинь напомнил католикам, что флаги могут вывешиваться только в религиозные праздники внутри религиозных учреждений.
30 мая прошли массовые буддийские демонстрации в Сайгоне, в нескольких местах города начались публичные 48-часовые голодовки (350 буддистов перед зданием Национального Собрания; 405 монахов в пагоде Салой и 200 монахинь в пагоде Анкуанг)16.
В ответ 4 июня правительство Нго Динь Зьема заявило о создании специального комитета во главе с вице-президентом Нгуен Нгок Тхо, которому поручалось разрешить буддийскую проблему. 5 июня состоялась встреча членов комитета и лидеров буддийской сангхи. Хотя стороны и не выработали единого решения, однако после встречи выразили надежду на скорейшее разрешение проблемы. Пожалуй, это был наиболее благоприятный момент для разрешения кризиса.
Но спустя несколько дней, 8 июня на авансцену событий вышла Чан Ле Суан, жена Нго Динь Ню - брата и политического советника президента. Возглавляемое ей Движение женской солидарности выпустило резонансное заявление, в котором обвинило буддистов в сотрудничестве с коммунистами. В результате манифест буддистов так и остался без ответа.
Чтобы повлиять на президента и его окружение, 11 июня 66-летний монах Тхить Куанг Дык публично принес себя в жертву путем самосожжения. Действие происходило напротив Камбоджийского ди-ппредставительства и совсем недалеко от Президентского дворца и Президентской резиденции. Монахи не дали подъехать пожарным машинам к телу Дыка. В микрофон повторялось на вьетнамском и английском «Буддийский монах сжег себя, буддийский монах стал мучеником». Потом монахи забрали тело с собой в пагоду Салой.
Оставив этическую сторону самосожжения17, отметим лишь мощнейший пропагандистский эффект данной акции. Монахи рассчитывали на международное освещение этого события, особенно от стран с большим буддийским населением. Потому и выбрали место напротив Камбоджийского посольства. Но эффект был даже большим. Акт самосожжения был сфотографирован, в том числе известным американским журналистом М. Брауном. Это событие потрясло мировую общественность.
Ещё большее негодование в мире вызвала оценка самосожжения буддийского монаха, прозвучавшая из уст мадам Ню. Сгоревшего заживо монаха она обозвала «барбекю из монаха», а прочим недовольным буддистам посоветовала "продолжить в том же духе"18. Мадам Ню и до этого славилась своими жесткими, порой чрезвычайно едкими и циничными замечаниями, благодаря которым часто попадала на страницы мировой прессы. Однако это её выступление было повсеместно расценено как оскорбление религиозного духа вьетнамского народа.
12 июня временный поверенный США в Республике Вьетнам Уильям Трухарт вручил Нго Динь Зьему официальный протест Ва-
шингтона по поводу того, что вьетнамское правительство не решает буддийскую проблему. Отношение Белого дома к сайгонским властям резко ухудшилось в этот период. Лояльного к президенту посла Фредерика Нолтинга было решено заменить на Генри-Кэбота Лоджа3. О его назначении было официально объявлено 27 июня. Новый посол должен был вступить в должность в сентябре. Очевидно, США давали Нго Динь Зьему некоторое время на пересмотр политики в отношении буддистов. В то же время эта пауза была нужна и США, чтобы выработать новую концепцию отношений с сайгонскими властями.
Однако летом 1963 г. США так и не нашли подходящей кандидатуры на роль преемника Нго Динь Зьема; более того, некоторые считали его единственно возможным некоммунистическим лидером в стране. 5 июля Ф. Нолтинг в Вашингтоне встретился с представителями высших политических кругов США и заявил, что «попытка свергнуть Нго Динь Зьема приведёт к затяжной гражданской войне, которая в свою очередь откроет двери для захвата Вьетконгом власти»19. Разведка США во Вьетнаме провела тщательное исследование эвентуальных последствий переворота и пришла к такому же неутешительному выводу. В результате Белому дому не осталось ничего иного, как вновь надавить на Нго Динь Зьема с тем, чтобы он наконец разрешил буддийскую проблему.
Сам Зьем все больше сомневался в истинных мотивах буддистов, в чем его особенно убеждал Нго Динь Ню. 20 августа в стране было введено военное положение. В тот же день произошло наиболее масштабное событие буддийского кризиса: в ночь на 21 августа политический советник президента Нго Динь Ню с супругой организовали нападения на буддийские пагоды. Были задействованы силы военной полиции и специальные подразделения во главе с лично преданным Нго Динь Ню полковником Ле Куанг Тунгом. В результате ночного нападения на пагоду Салой в Сайгоне было тяжело ранено 30 буддистов и арестовано свыше 1400. Среди арестованных оказался и Тхить Там Тяу, лидер Буддийского комитета. Тхить Чи Куангу же удалось вовремя сбежать и получить убежище в американском консульстве. Тогда же в стране было введено военное положение под предлогом предполагаемой массивной атаки коммунистов.
Рейд по пагодам на следующий же день привел к двум резонансным отставкам. Речь идет об Ву Ван Мау (1914-1998), знамени-
3 По прибытии он повел диалог с сайгонскими властями с крайне жестких позиций, называя свою политику по отношению к президенту РВ «политикой отчужденности».
том правоведе, ректоре и профессоре Института права при Сайгон-ском университете (1955-1957), который был министром иностранных дел с момента начала режима до 22 августа 1963 г., а также о посла РВ в США Чан Ван Тьыонге (1898-1986) - отце Чан Ле Суан, ранее занимавшего пост министра иностранных дел Вьетнамской империи4 (апрель - сентябрь 1945 г.), а с 1955 г. представлявшего интересы страны в США. Чуть ранее в том же месяце произошло отстранение католического священника Као Ван Луана (1908-1986) с поста ректора Университета Хюэ, поскольку он не справлялся с протестами буддийских студентов. В ответ на это последовала массовая отставка преподавателей Университета.
Еще более негативные последствия рейд имел для взаимоотношений с США, тем более что сайгонские власти выбрали крайне неудачный момент для нападения на пагоды. Ведь именно на той неделе все политики, принимавшие ключевые решения по Вьетнаму, - президент Д. Кеннеди, госсекретарь Д. Раск и министр обороны Р. Мак-намара отсутствовали в Вашингтоне. Все перечисленные деятели крайне настороженно относились к возможной смене власти в Южном Вьетнаме. Однако до них сведения о рейдах на пагоды дошли лишь 24 августа. До того же момента сотрудники сайгонского отделения ЦРУ оказались свободны в принятии решений. Учитывая их стремление избавиться от Нго Динь Зьема и его брата, оппозиционерам предоставлялся уникальный шанс.
24 августа помощник государственного секретаря по Дальнему Востоку Р. Хилсмен, ярый противник сайгонских властей, отправил (воспользовавшись отсутствием своего руководства) телеграмму новому послу США в РВ Г-К. Лоджу, в которой требовал довести до сведения генералов необходимость смещения Нго Динь Ню. Если же Нго Динь Зьем откажется это сделать, то сместить придется самого президента Республики Вьетнам. Послу и всем американским служащим, проживающим в Сайгоне, было настоятельно рекомендовано немедленно «изучить возможные кандидатуры на высший государственный пост и разработать детальные планы смещения Зьема»20. По воспоминаниям министра обороны США Р. Макнамары, он и М. Тэй-лор, советник президента по вопросам обороны, были потрясены этой телеграммой и сочли ее резким поворотом во вьетнамской политике Вашингтона. Генерал Тэйлор заявил, что «телеграмма никогда не по-
4 Вьетнамская империя (вьет. - 0е quoc Viet Nam) - государство, созданное после японского военно-политического переворота 9 марта 1945 г., отстранившего французскую колониальную администрацию от управления страной.
лучила бы одобрения, если бы антизьемовская группировка в Вашингтоне не решилась на отчаянный прорыв в отсутствие высшего руко-
водства»21.
Нападение на буддийские пагоды стало апогеем буддийского кризиса. После этого события исход политической борьбы стал решаться не в открытых политических акциях, а в подковерной, скрытой от глаз борьбе. Исход которой был решен в ходе военного переворота 1 ноября 1963 г.
Заключение
Исходя из приведенных данных, вряд ли можно говорить о каком-либо серьезном притеснении буддизма со стороны властей Республики. Однако в концепции государственного строительства Нго Динь Зьема буддизму явно не отводилось того места, на которое рассчитывали буддийские иерархи с их пониманием буддийского национализма. В этом смысле природу буддийского кризиса можно рассматривать как несовпадение видения государственного строительства и Персоналистской революции со стороны государства и религиозных групп. Действительно имевшие место послабления в адрес католичества в такой ситуации воспринимались особенно остро.
Жестокое подавление буддийских протестов отвернуло от государственного руководства широкие слои населения, в том числе и известных людей, ранее выступавших на стороне президента, например, Као Ван Лыонга, Ву Ван Мау, Чан Ван Тьыонга. Деятельность руководства Республики Вьетнам во время Буддийского кризиса окончательно заставила американские политические круги усомниться в целесообразности сохранения у власти Нго Динь Зьема и его столь одиозного окружения, в первую очередь супругов Ню. Все это подтолкнуло оппозицию внутри Республики Вьетнам к максимально решительным действиям. 1 ноября 1963 г. при молчаливом согласии США вьетнамские военные произвели переворот, в результате которого были убиты президент Нго Динь Зьем, его брат Нго Динь Ню, а также возглавлявший Специальные силы полковник-католик Ле Куанг Тунг. Спустя год военный суд приговорил к смертной казни и того, кто до последнего пытался примирить конфликтовавшие стороны - Нго Динь Кана. Из приближенных к президенту уцелеть удалось лишь Нго Динь Тхуку и Чан Ле Суан, которые в момент переворота были за рубежом.
Столкновение с буддистами стало, выражаясь кинематографическим языком, «сюжетной аркой» политической карьеры первого
президента Республики Вьетнам. Нго Динь Зьем укрепился у власти в Южном Вьетнаме после победы над буддистами (война сект 1955 г.), после поражения от них (буддийский кризис 1963) - сошел со сцены и ушел из жизни.
Закольцованность прослеживается и в других моментах. Хюэ, родной город президента РВ, стал местом буддийской оппозиции и именно здесь разгорелся Буддийский кризис. Куангбинь - родная провинция рода Нго Динь и одновременно буддийского монаха Тхить Чи Куанга, сыгравшего ключевую роль в рассматриваемых событиях. Родственники президента, в частности, Нго Динь Тхук очень сильно помогли ему в 1940-е гг., но они же во многом его и погубили. То же можно сказать и про доминирующую личностную черту Нго Динь Зьема - принципиальность. Именно она помогла ему в решении первой буддийской проблемы в 1955 г., но она же не позволила наладить контакт с оппозицией и американскими кругами.
Был ли буддийский кризис обречен на столь печальное разрешение? Ведь несколько раз стороны были близки к улаживанию конфликта, а самого Нго Динь Зьема нельзя трактовать как ярого буддийского противника. Но все же с учетом отмеченных в предыдущем абзаце фактов итог кажется вполне закономерным. Нго Динь Зьем не был готов поступиться своим исходным постулатом «только вьетнамцы отвечают за судьбу Вьетнама» (и потому в штыки воспринимал любые попытки Вашингтона усилить свое влияние в стране) и своей верностью семье. С учетом амбициозности его семейного окружения и столь же яростной политической решимостью буддийского духовенства кризис вряд ли мог просто сойти на нет.
Со свержением президента Нго Динь Зьема в ноябре 1963 г. первая Республика Вьетнам прекратила свое существование, после чего военно-политическая ситуация на юге современного Вьетнама кардинально изменилась. Буддийское же движение, в том числе акции самосожжения, продолжилось и в последующие годы.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
СЮННЕРБЕРГ Максим Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент, Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Статья поступила в редакцию 31.05.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 27.06.2022.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Maxim A. SYUNNERBERG, PhD (Hist.), Assistant Professor, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
The article was submitted 31.05.2022;
approved 08.06.2022;
accepted to publication 27.06.2022.
1 Подробнее о деятельности Нго Динь Тхука - см. отдельную публикацию автора: Сюн-нерберг М. А. Архиепископ Нго Динь Тхук - старший брат президента Нго Динь Зьема (биографической очерк) // Три четверти века. Д.В. Деопику - друзья и ученики. Т. 1. Памятники исторической мысли Москва, 2007. С. 423-435.
2 Жан Кассень (1895-1973) - последний французский епископ Сайгона, 1941-1955.
3 Nha thd cong giao 6 Viet Nam - kien true lich sii. (Католические храмы во Вьетнаме: архитектура и история). HCM. 2004. Tr. 151.
4 Telegram From the Consulate at Hue to the Department of State // Foreign relations of the United States, 1961-1963. Volume III, Vietnam, January-August 1963. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v03/d112
5 Miller E. Religious Revival and the Politics of Nation Building: Reinterpreting the 1963 'Buddhist crisis' in South Vietnam // Modern Asian Studies 49, 6 (2015). P.1903-1962.
6 Miller E. Op. cit. P. 1926.
7 См. напр., Jones H. Death of a Generation: How the Assassinations of Diem and JFK Prolonged the Vietnam War, Oxford, 2003. P. 249.
8 Hoa ThiJdng Thich Tri Quang: Tieu truyen Ш ghi. URL: http://www.buddhismtoday. com/viet/pgvn/nguoi/002-triquang.htm
9 Jones H. Op. Cit. P. 249.
10 Rust W. Kennedy in Vietnam: American Vietnam policy, 1960 - 1963. N.Y. 1985. p. 100
11 Hammer E. A death in November: America in Vietnam, 1963. Oxford University Press, 1987. P. 113.
12 The Pentagon Papers. Boston. 1971. Vol.2. P. 202.
13 Hammer E. A Death in November: America in Vietnam, 1963. Oxford University Press, 1987. P. 107.
14 Manifesto of Vietnamese Buddhist clergy and faithful // FRUS, 1961-1963, vol. 3. P. 287-288.
15 Cuoc tranh dau lich sii cua Phat giao Viet Nam (Историческая борьба вьетнамского буддизма). Sai Gon, 1964. Tr. 9.
16 Ibid. P. 13.
17 Литература о подобной практике: Benn J.A. Where Text Meets Flesh: Burning the Body as an Apocryphal Practice in Chinese Buddhism // History of Religions 37, no. 4, 1998. P. 295-322. Campbell E. Perspectives on Self-Immolation Experiences Among Uzbek Women PhD diss., University of Tennessee, 2005. URL: https://trace.tennessee.edu/utk_graddiss/1893; Jan Yun-hua. Buddhist self-immolation in medieval China // History of Religions. Vol. 4, Winter 1965. P. 243-268; Biggs M. Dying Without Killing: Self-Immolations, 1963-2002 // Making Sense of Suicide Missions, ed. Diego Gambetta. Oxford: Oxford UP, 2005.
18 См. видеозапись выступления Мадам Ню - Madame Nhu's response to Thich Quang Duc. http://www.earthstation1.com/Madame_Nhu.html
19 The Pentagon Papers.Vol.2. Boston, 1971. P. 224.
20 Deptel 243. Ball to Lodge. 1963. August 24 // FRUS, 1961 - 1963. Vol. 3. P. 628-629.
21 Макнамара Р. Вглядываясь в прошлое. Трагедия и уроки Вьетнама. М., 2004. С. 86.