В.П. Ларин
О ХАРАКТЕРЕ ДВУХ ИНДОКИТАЙСКИХ ВОЙН XX в. В ФОКУСЕ НОВЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ И ОЦЕНОК
Аннотация. Вопрос о том, носили ли Первая (1946—1954) и Вторая (1964—1975) Индокитайские войны характер гражданской войны, в последние годы привлёк к себе внимание вьетнамских и зарубежных экспертов. Характеристика этих конфликтов как «гражданской войны» признана в российской науке, но во вьетнамской историографии официально отсутствует. Обе войны трактуются как борьба за национальное освобождение и воссоединение Вьетнама, в связи с чем выдвинута гипотеза, что тем самым руководство СРВ обеспечивает сохранение общей социально-политической стабильности в стране.
Целесообразность внимания к этому вопросу автор видит в сравнении с историей гражданских войн в России и Китае, а также реакции на прорывающуюся на поверхность неофициальную экспертную и общественную дискуссии по проблеме «гражданской войны» во Вьетнаме. Выводы важны с точки зрения её возможного исторического влияния на современное внутреннее положение и международные отношения СРВ и России.
Ключевые слова: Вьетнам, Первая и Вторая Индокитайские войны, «гражданская война», научный контроль.
THE NATURE OF TWO INDOCHINA'S WARS
IN XX CENTURY IN THE FOCUS OF NEW SCIENTIFIC
APPROACHES AND ASSESSMENTS
Abstract. The question of whether the First (1946—1954) and the Second (1964—1975) Indochina wars had the character of a civil war has attracted the attention of Vietnamese and foreign experts in recent years. The characterization of these conflicts as "civil wars" is recognized in Russian
science, but it is officially absent in Vietnamese historiography. The nature of the Indochina wars is interpreted as a struggle for national liberation and the reunification of Vietnam. In this context, it has been hypothesized that the leadership of the Socialist Republic of Vietnam is tackling the tasks of preserving general socio-political stability and sustainable development.
The author sees the expediency of attention to this issue in comparison with the history of the civil wars in Russia and China, as well as the reaction to the unofficial expert and public discussion on the problem of the "civil war" in Vietnam breaking through to the surface. The conclusions are important from the point of view of its possible historical impact on the current internal situation and international relations between the Socialist Republic of Vietnam and Russia.
Keywords: Vietnam, First and Second Indo-Chinese wars, "civil war", scientific control.
Введение
Настоящий анализ осуществляется нами на основе исторических сведений о Первой и Второй Индокитайских войнах, а также ряда контекстных исторических и современных сведений. Данное исследование предполагает более объективную оценку характера Индокитайских войн с учетом того, что гражданская война не является в СРВ официально признанным фактом1. В частности, полковник Нгуен Минь Там, бывший директор центра Научной информации и учебных пособий Государственной политической академии Хо Ши Мина пишет: «Во Вьетнаме не было гражданской войны, но только военная агрессия и война против агрессии»2 со стороны Франции и США. В своём исследовании мы исходим из того, что необходимо более объективное понимание вьетнамской истории XX в., так как это оказывает влияние на состояние современных российско-вьетнамских отношений и процесс их изучения в сфере вьетнамоведения.
Принятая ранее в СССР характеристика приведена в каноническом труде «Новейшая история Вьетнама». В разделе, написанном А.А. Белецкой и В.М. Мазыриным, сказано, что «...национально-освободительное движение в Южном Вьетнаме в 1960—1975 гг. представляло собой развитие национальной народно-демократической революции и имело антиимпериалистическое и антифеодальное содержание. Если воспользоваться словами В.И. Ленина, оно было соединением гражданской войны трудящихся против эксплуататоров с национальной войной против международного империализма» .
Определение гражданской войны
«Гражданская война — война между организованными группами внутри государства, или, реже, между двумя нациями, входившими в состав ранее единого государства. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе, независимость региона или изменение политики правительства. Признаками гражданской войны являются наличие элементов государственной военно-политической машины у обеих воюющих сторон и общенациональный размах событий»4.
Сегодня, когда международное положение характеризуется многополярностью и многовекторностью, заслуживает внимания следующее мнение англо-германского учёного Ральфа Дарендорфа: «Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной»5. Джеймс Ферон, изучающий гражданские войны в Стэнфордском университете, определяет гражданскую войну как «насильственный конфликт внутри страны, борьбу организованных групп, которые стремятся захватить власть в центре и в регионе или изменить государственную политику». Энн Хиронака уточняет, что одной из сторон является государство. Точка, после которой гражданские беспорядки становятся гражданской войной, оспаривается учёными. Некоторые политологи определяют гражданскую войну как имеющую более чем 1000 жертв, в то время как другие считают достаточным по 100 жертв с каждой стороны. Проект «Корреляция войн», данные которого широко используются учёными-конфликтологами, классифицируют гражданскую войну как войну с более чем 1000 погибших за один год6.
Если использовать критерий в 1000 жертв за весь конфликт, то более 90 гражданских войн произошло в мире между 1945 и 2007 г., причём 20 из них продолжались до 2007 г.7 Для сравнения приведём известные данные о погибших во вьетнамской войне 1965—1975 гг. Потери армии Республики Вьетнам (союзника США) составили 254 тыс. человек, боевые потери Вьетнамской народной армии (ВНА) и партизан Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) — более 1 млн 100 тыс. человек. При этом потери гражданского населения Вьетнама оцениваются за тот же период как
о 8
преввышающие 3 млн человек .
Данные о потерях в ходе генерального наступления ВНА и НВСО (Народных вооруженных сил освобождения Южного Вьетнама)
1968 г., со ссылкой на Нгуен Ки Фонга, приводит Г.М. Локшин: «Американцы насчитали только убитыми около 40 тыс. бойцов сил освобождения. Их собственные потери тоже были немалые — около 4 тыс. человек. Сайгонские войска в ходе этого наступления НВСО потеряли убитыми около 30 тыс. и ещё 70 тыс. ранеными. Эти данные несильно отличаются от тех, которые приводят и вьетнамские источники, в том числе такой авторитетный источник, как "История Коммунистической партии Вьетнама", во 2-м томе которой говорится, что в ходе этого наступления погибли 45 тыс. кадровых работников и бойцов НВСО и 61 тыс. были ранены». Здесь же Г.М. Локшин, со ссылкой на Марка Боудена, приводит мнение генерала Фам Ван Ча о политической необходимости жертв, понесённых силами освобождения для достижения победы 1975 г.9
О противоречивости ситуации и политических оценок по Индокитаю
Первая Индокитайская война и Женевская конференция 1954 г.
Оценки характера конфликта даже его участниками очень противоречивы. В заявлении министра иностранных дел СССР В.М. Моло-това о ситуации и условиях мирного урегулирования говорится, что в Индокитае и прежде всего во Вьетнаме «идет не гражданская война», «это — национально-освободительная война». В то время как министр иностранных дел Франции Ж. Бидо называл эту войну гражданской10.
Российский учёный Е.В. Кобелев в личной беседе высказал мнение, что гражданскими войнами можно считать лишь несколько, например войну между Севером и Югом в США; войну между красными и белыми в России; войну между КПК и Гоминьданом в Китае. Индокитайские же войны начинались с агрессивных действий внешних сил, к тому же нарушивших основные положения Женевских соглашений. При этом внешние силы создавали из местного населения вооруженные армии, что придавало развернутой ими войне характер гражданской.
Соглашениями о прекращении военных действий между Францией и ДРВ предусматривалось временное разделение Вьетнама по 17-й параллели; проведение в июле 1956 г. выборов, предполагавших объединение Северного и Южного Вьетнама; вывод французских военных подразделений с Севера и запрет наращивания вооружений в
любой из зон; создание международной комиссии для наблюдения за выполнением соглашения11.
Женевские соглашения США подписаны не были. Их выполнение было сорвано в результате провозглашения в октябре 1955 г. Республики Вьетнам в южной части Вьетнама и отказа президента этой страны Нго Динь Зьема от проведения свободных выборов. Международная комиссия по контролю не сумела выполнить своих функций и фактически бездействовала12.
Необходимо отметить, что Китай к этому времени уже прошёл период гражданской войны (кит. трад. Ш^Р^Щ палл. гогун нэйчжань, буквально: «внутренняя война между Гоминьданом и Компартией»). Данная аналогия уместна, так как этот период тоже включал в себя серию вооружённых конфликтов на территории Китая между силами Китайской Республики и китайскими коммунистами в 1927—1950 гг. с перерывами13. В Южном Вьетнаме борьба шла между Республикой Вьетнам и также коммунистами.
Положение, высказанное В.М. Молотовым и Фам Ван Донгом на Женевской конференции 1954 г. относительно национально-освободительного характера Первой Индокитайской войны, сохранило актуальность и в годы Второй Индокитайской войны, и в послевоенный восстановительный период, сохраняет её и сегодня. В 50—70-е годы XX в. это, безусловно, определялось общей международной ситуацией, т. е. противостоянием двух систем и основной задачей вьетнамской революции достичь национального освобождения и объединения страны14. Признавать этот конфликт гражданской войной было нецелесообразным в условиях восстановленного в 1976 г. национального единства, необходимости сохранения стабильности для успешного развития.
Рассматриваемые нами аргументы существенно дополняет учёный из США (Винсконсинский университет в Мэдисоне) Брет Рейли. Автор приводит доводы в пользу понимания Индокитайских войн и холодной войны как «эндогенного процесса, зародившегося во вьетнамском обществе»15. Он, в частности, отмечает, что «боевые действия между вьетнамцами начались до прибытия Франции или Америки и закончились спустя много времени после их ухода. Действительно, гораздо больше вьетнамцев погибало в битве с Вьетминем, чем французов»16. Причинами гражданской войны Рейли называет конфликт между Коммунистической партией Индокитая, Вьетминем и Национальной партией, который развивался с конца 1920-х годов внутри позднеколониального общества до 1975 г.17
Не столько проясняет ситуацию, сколько заставляет поставить некоторые вопросы статья от 18 декабря 2013 г., опубликованная на сайте «Голос народа». Автор пишет: «...война периода 1954—1975 гг. являлась захватнической войной США против Вьетнама и вооруженным противодействием вьетнамцев военной агрессии (курсив мой. — В.Л.)»18.
Вторая Индокитайская война
и Парижское мирное соглашение 1973 г.
Вторая Индокитайская война началась как гражданская в Южном Вьетнаме [партизанская война в Южном Вьетнаме (1955—1965)]. В дальнейшем в войну включился Северный Вьетнам, позднее получивший поддержку КНР и СССР19, а также США и их союзники (военный блок СЕАТО), выполнявшие обязательства по защите дружественного им Южного Вьетнама. По мере развития событий война оказалась переплетена с шедшими параллельно гражданскими войнами в Лаосе и Камбодже.
В качестве предыстории Второй Индокитайской войны напомним, что «Нго Динь Зьем низложил Бао Дая, сам назначил себя президентом марионеточных властей и, заявив, что никаких консультативных совещаний с Севером не будет, приступил к жестокому подавлению борьбы южновьетнамского народа за мир и объединение»20. При американо-зьемовском режиме в Южном Вьетнаме только с июля 1955 г. до февраля 1956 г. было казнено и отправлено в тюрьмы более 93 тысяч членов компартии и патриотов21.
В настоящее время мы не располагаем сведениями о том, проявлялся ли вьетнамский христианский пацифизм, как на Севере, так и на Юге, в отношении агрессий Франции и США. Однако мы можем отнести выступления буддистов против политики правительства Республики Вьетнам, главным образом, в мае в Хюэ и августе 1963 г. в Сайгоне, к гражданской войне ввиду уничтожения сотен верующих в нескольких пагодах. Причиной кризиса явилось ухудшение положения буддистов, нарушение католиком Нго Динь Зьемом религиозного равенства в отношении прав землепользования и поднятия буддийских флагов в международный праздник Весак, посвящённый Гаута-ме Будде22. Как известно, результатом кризиса стал военный переворот под командованием военного и политического деятеля Зыонг Ван Миня и убийство Нго Динь Зьема и его брата, начальника тайной полиции Нго Динь Ню.
По мнению Э. Гавайлера, «в 1957 г. началась гражданская война между Севером — коммунистами — и Югом — противовесом комму-
нистическим силам в Индокитае»23 . Действительно, определённая, весьма значительная часть боевых действий происходила между ВНА, силами НФОЮВ, с одной стороны, и армией Республики Вьетнам — с другой24 .
Доходившие до ожесточённого противостояния выступления городских слоёв Южного Вьетнама, в том числе буддистов, против политики сайгонского правительства в 1963—1966 гг. также можно отнести к событиям гражданской войны. Вот как объясняет гибель сотен буддийских монахов в 1963 г. российский исследователь В.Н. Коло-тов: «Буддисты пытались воздействовать на власти. В частности, верховное духовенство шести буддийских организаций Южного Вьетнама 30 мая 1963 г. начало 48-часовую голодовку. Сотни монахов устраивали акции протеста и молча сидели перед зданием парламента. <...> В июле власти уже приказали полиции разгонять демонстрации с применением слезоточивого газа, травили протестующих собаками, кидали в толпу бутылки с кислотой. В это же время был отдан приказ о блокировании буддийских пагод, в которых собирались верующие. Правительственная пресса распространяла слухи, что буддистов тайно контролируют коммунисты, политически активных монахов похищали, а в целях раскола единого движения даже была создана псевдобуд-25
дийская секта» .
Вьетнамское электронное издание 'Сопкее' («Попугай») разъясняет как общие, так и различные характеристики «локальной войны» и «особой войны» США на Юге Вьетнама. В пункте «Силы, участвовавшие в войне» сказано, что «армейские прихвостни под командованием американских советников использовали вьетнамцев против вьетнамцев»26. Данное положение относится к стратегии США «вьет-намизации войны», т. е., по сути, превращения войны в гражданскую. Издание обращает внимание, что после «Парижского соглашения 1973 г. партия назвала основной задачей революции на Юге продолжение дела национальной революции, народной демократии и пути
27
революционного насилия» .
Международная ситуация и Вьетнам
Ввиду изменений современного международного положения в целом, экономической и политической обстановки внутри отдельных государств на повестку дня могут выйти новые внутренние противоречия, подобные тем, которые сегодня происходят на Украине. Это, по всей видимости, обуславливает необходимость прогноза возмож-
ностей гражданских конфликтов во Вьетнаме, главным образом ввиду
20
влияния внешних факторов .
Выражаясь в духе Востока, мы можем высказать следующую мысль: «Знамя победы заслонило небо», по причине чего во вьетнамской и соответственно в российской историографии отсутствует детальная оценка данного процесса. Мы позволили себе эту формулировку ввиду приверженности Хо Ши Мина конфуцианской традиции и возрождения интереса вьетнамской общественности к наследию Конфуция в настоящее время. Сегодня, когда во Вьетнаме противоречия прошлого преодолены ради будущего, следует всё же учитывать существование приведённых современных аналитических оценок.
Вьетнамская историография, разумеется, опирается на национальную традицию освещения событий, в том числе деятельности их главных лиц. В частности, вспомним генерала Во Нгуен Зяпа. Ему, создателю ВНА и выдающемуся полководцу, посвящены различные труды вьетнамских историков, но он никоим образом не выступает в этих работах как герой гражданской войны. Подобная оценка сегодня означала бы неминуемо его ответственность за гибель на полях сражений соотечественников и снижение его исторического имиджа. Напротив, национально-освободительная идея и военный талант победителя в недавнем историческом прошлом освободили его от какого-либо отрицательного отношения в современном вьетнамском обществе, живущем традиционным осознанием своих исторических побед над иностранными агрессорами. Этому не мешает даже такая резкая и значимая в изучаемом контексте цитата Во Нуен Зяпа, которую привел американский военный историк Ф.Б. Дэвидсон: «Во всём мире каждую минуту умирают сотни тысяч человек, а потому гибель десятков тысяч в бою, даже если речь идёт о жизни или смерти твоих товарищей по борьбе, не значит почти ничего»29. Следует полагать, что этот подход не изменится существенно не только в ближайшей, но и отдаленной перспективе, оставаясь в русле идеологии КПВ.
Несмотря на совершенствование международных отношений, вооруженные конфликты по-прежнему влияют на их состояние . Факторами, которые нарушают стабильность государств, является борьба за сферы влияния, за ресурсы и т. д. В связи с процессами глобализации даже локальные конфликты имеют тенденцию к расширению и постепенному превращению в конфликты региональные, и даже мировые.
В тех случаях, когда идеологические догматы ложатся на почву классовой борьбы или экономического расслоения общества, тоже
происходят острые внутренние конфликты, сопровождаемые жертвами. Хотя Вьетнам сохраняет после объединения внутреннюю общественно-политическую стабильность, такие проявления также имеют место, хотя далеко не столь острые, как в период коллективизации на Севере31. Здесь, видимо, допустим тот скептический прогноз, что катализатором неблагоприятных общественно-политических изменений в СРВ может стать признание на уровне общественного сознания факта возрождения капиталистической эксплуатации трудящихся, поскольку это расслоение достигло существенного уровня.
Как свидетельствует мировая история, именно социально-экономическое неравенство неоднократно становилось основной причиной социальных революций и гражданских войн. Подобное признание не имеет сегодня значительных перспектив овладеть массами, поскольку объективным мощным препятствием для него является происходящий во Вьетнаме значительный экономический прогресс: растёт доход страны и благосостояние граждан, реализуются эффективные социальные программы, но небольшую вероятность подобного развития событий все же требуется учитывать. Такая осторожность необходима, поскольку современный мир по-прежнему демонстрирует существование антагонистических противоречий и перенесение их центров тяжести из одних стран и регионов в другие.
Заключение
Приведённые оценки и сравнения указывают на возможность корректировки общей оценки сущности Индокитайских войн за счёт включения в них понятия «гражданская война». Это позволило бы констатировать, что вьетнамский народ пережил в XX в. подобное бедствие наряду с другими народами планеты.
Следует полагать, что история вьетнамской «гражданской войны» может стать в перспективе как отдельным разделом истории войн во Вьетнаме, так и всемирной истории войн.
Примечания
1 Согласно общепринятой в историографии ДРВ/СРВ оценке характера обеих Индокитайских войн, это были оборонительные, патриотические войны вьетнамского народа против интервенции французских колонизаторов и агрессии американских империалистов. Естественно, политиками и учёными Франции и США они рассматриваются под другим углом зрения.
2 г г
Nguyen Minh Tam. О Viet Nam khong co noi chien, chi co chien tranh xam lugc va chöng xam lugc. URL: https://vn.sputniknews.com/opinion/202011119713279-o-viet-n am-khong-co-noi-chien-chi-co-chien-tranh-xam-luoc-va-chong-xam-lam-, 11.11.2020.
3
Институт востоковедения АН СССР. Новейшая история Вьетнама. М.: Наука, 1984. С. 172.
4 Крупнейшие гражданские войны XX—XXI веков. URL: https://www.sites. google.com/site/grazdanskiyevoiny (дата обращения: 26.11.2020).
5 Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142—147.
6 Крупнейшие гражданские войны XX—XXI веков.
Там же.
8
Вьетнамская война. URL: https://vietnamnews.ru/libwar (дата обращения: 26.11.2020).
9 Локшин Г.М. 50-летие одного из главных сражений вьетнамской войны // Актуальные проблемы вьетнамоведения. М.: ИДВ РАН, 2018. С. 38.
10 Советский Союз и Вьетнам в годы первой Индокитайской войны. Женевская конференция. 1954 г. Сборник документов и материалов. М., 2017. С. 297.
11 Трагическое время для Вьетнама, процесс разделение страны на Север и Юг. URL: http://allviet.ru/history/razdelenie-vetnama.html (дата обращения: 26.11.2020).
12
Женевская конференция (1954). URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5c2c9 b3b1db07f00abad37fa/jenevskaia-konferenciia-1954-5e120b432b616900b17b7f28, 05.01.2020.
13 Юркевич А.Г.Гражданская война в Китае 1927—1937 // Большая российская энциклопедия. Т. 35, 2004—2017. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/237 5305 (дата обращения: 07.10.2019)
14
«Поэтому если сегодня кто-то обвиняет КПВ в тех жертвах, которые пришлось принести на алтарь победы, то сначала следует спросить у тех, кто ... начал репрессии против участников сопротивления, а затем и полномасштабную гражданскую войну против собственного народа при массированной и всеобъемлющей поддержке США». Цит. по: Полная академическая история Вьетнама. М.: Президиум РАН, 2014. Т. IV. C. 349.
15 Reilly Brett. Redefining the Origins of Vietnam's Civil War: the Cold War conflict between Phan Boi Chau and Ho Chi Minh in the 1920s—30s. URL: https://www.acade mia.edu/32965660/Redefining_the_0rigins_of_Vietnams_Civil_War_the_Cold_War_c onflict_between_Phan_Bpi_Chau_and_Ho_Chi_Minh_in_the_1920s_30s (дата обращения: 19.12.2020).
16 Ibid.
17 Ibid.
18
Can phan biet rö noi chien va chien tranh xam lugc. URL: http://www.danoan. net/2013/12/can-phan-biet-ro- noi-chien-va-chien.html, 18.12.2013.
19
Противостоять вооружённым силам США и контингентам вспомогательных сил других государств Северному Вьетнаму помогало также незначительное количество военных и гражданских специалистов из стран социалистического лагеря: Болгарии и Чехословакии, а также Республики Куба. URL: https://kartaslov.
ru/карта-знаний/Группа+советских+военных+специалистов+во+Вьетнаме (дата обращения: 30.11.2020).
20
Хо Ши Мин. Биография. Ханой: Политическая теория. 2016. С. 559.
21 т
Там же.
22
Bien dong Phat giao. URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/Buddhist_crisis (дата обращения: 27.11.2020).
23
Гавайлер Э. Гражданская война во Вьетнаме. URL: https://gavailer.livejour nal.com (дата обращения: 07.12.2020).
24 Война во Вьетнаме 1959—75. Министерство обороны Российской Федерации. URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=4519@ morfDictionary (дата обращения: 08.10.2020)
25 Колотов В.Н. Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах: Южный Вьетнам в период колонизации и индокитайских войн (вторая четверть XVII — третья четверть XX вв.). СПб.: НР-Принт, 2013. С. 492.
26 Tam Nhu. Chi ra nhöng diem giöng va khac nhau giöa hai chien lugc "Chien tranh cuc bo" va "chien tranh dac biet" cüa Mi ä mien Nam Viet Nam? URL: https://conkec. com/de-bai/chi-ra-nhung-diem-giong-va-khac-nhau-giua-hai-chien-luoc-chien-tranh -cuc-bo-va-chien-tranh, 12.03.2019.
27 T
Там же.
28 Как считают М.Е. Тригубенко и Нгуен Куок Хунг, «... появление внутриполитической нестабильности ... инициировано подрывной деятельностью вьетнамской диаспоры, проживающей за рубежом, и иностранными некоммерческими организациями, работающими в стране». См.: Социализм во Вьетнаме: миф или реальность? // Региональные проблемы преобразования экономики. URL: http:// www.rppe.ru/new/index.php/rppe/article/view/730, 21.05.2018.
29
Дэвидсон Ф.Б. Война во Вьетнаме 1946—1975. Колониальные войны и локальные конфликты. М.: Изографус (ЭКСМО), 2002. С. 23.
30 См.: Современные международные конфликты: причины, последствия, анализ. URL: https://articlekz.com/article/18357 (дата обращения: 30.11.2020).
31 По утверждению Ф.Б. Дэвидсона, кстати не подтверждаемому вьетнамскими источниками, в 50-е годы XX в. в ходе вьетнамской земельной реформы в результате репрессий погибли 100 тысяч крестьян.
Библиографический список
Война во Вьетнаме 1959—1975. Министерство обороны Российской Федерации. URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=4519@ morfDictionary (дата обращения: 08.10.2020).
Вьетнамская война. URL: https://vietnamnews.ru/libwar (дата обращения: 26.11.2020).
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142—147.
Дэвидсон Ф.Б. Война во Вьетнаме 1946—1975. Колониальные войны и локальные конфликты. М.: Изографус (ЭКСМО), 2002.
Колотов В.Н. Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах: Южный Вьетнам в период колонизации и индокитайских войн (вторая четверть XVII — третья четверть XX в.). СПб.: НР-Принт, 2013. 684 с.
Крупнейшие гражданские войны XX—XXI веков. URL: https://www.sites. google.com/site/grazdanskiyevoiny (дата обращения: 26.11.2020).
Локшин Г.М.50-летие одного из главных сражений вьетнамской войны // Актуальные проблемы вьетнамоведения. М.: ИДВ РАН, 2018.
Новейшая история Вьетнама. Институт востоковедения АН СССР. М.: Наука, 1984. 624 с.
Полная академическая история Вьетнама. М.: Президиум РАН, 2014. Т. IV. 848 с.
Советский Союз и Вьетнам в годы первой Индокитайской войны. Женевская конференция. 1954 г. Сборник документов и материалов. М.,2017.
Современные международные конфликты: причины, последствия, анализ. URL: https://articlekz.com/article/18357 (дата обращения: 30.11.2020).
Социализм во Вьетнаме: миф или реальность? // Региональные проблемы преобразования экономики. URL: http://www.rppe.ru/new/index.php/rppe/article/ view/730, 21.05.2018.
Трагическое время для Вьетнама, процесс разделение страны на Север и Юг. URL: http://allviet.ru/history/razdelenie-vetnama.html (дата обращения: 26.11.2020).
Хо Ши Мина. Биография. Государственная политическая академия Ханой: Политическая теория, 2016.
Юркевич А.Г. Гражданская война в Китае 1927—1937 // Большая российская энциклопедия. Т.35, 2004—2017. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/2375305 (дата обращения: 07.10.2019).
Bidn dong Phat giao. URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/Buddhist_crisis. URL: http:// allviet.ru/history/razdelenie-vetnama.html (дата обращения: 26.11.2020).
Nguyen Minh Tam. Ö Viet Nam khong co noi chien, chi co chien tranh xam lugc va chöng xam lugc. URL: https://vn.sputniknews.com/opinion/202011119713279-o-viet -nam-khong-co-noi-chien-chi-co-chien-tranh-xam-luoc-va-chong-xam-nam-, 11.11.2020.
Tam Nhw. Chi ra nhöng diem giöng va khac nhau giöa hai chien lugc "Chien tranh cuc bo" va "chien tranh dac biet" cüa Mi ö mien Nam Viet Nam? URL: https://conkec. com/de-bai/chi-ra-nhung-diem-giong-va-khac-nhau-giua-hai-chien-luoc-chien-tranh -cuc-bo-va-chien-tranh, 12.03.2019.