Научная статья на тему 'Идеология Хо Ши Мина в теории и практике национально-освободительного движения Вьетнама'

Идеология Хо Ши Мина в теории и практике национально-освободительного движения Вьетнама Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
871
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Идеология Хо Ши Мина / национально-освободительное движение / стратагематика / Middle East / Turkey / regional order / moral realism / just world / foreign policy / inter-civilizational dialogue

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Николаевич Колотов

Статья посвящена описанию основных параметров, периодизации и роли теоретического наследия Хо Ши Мина, показаны его основные составные части. Особое внимание уделено влиянию традиционной китайской военностратегической мысли, прежде всего концепций Сунь-цзы, на формирование стратегии вьетнамского национальноосвободительного движения накануне Первой Индокитайской войны (1946-1954). Включение древних трактатов в курс политической учебы руководящих партийных и военных работников привело к распространению умения мыслить стратагемными категориями. Эти стратегические подходы позднее активно использовались представителями ДРВ в борьбе против США в ходе Второй Индокитайской войны (1965-1975), а также в наши дни для анализа подходов политических деятелей ведущих стран мира в отношении актуальных проблем региональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF HO CHI MINH IN THE THEORY AND PRACTICE OF THE NATIONAL-LIBERATION MOVEMENT OF VIETNAM

The article is devoted to the description of the main parameters, periodization and the role of Ho Chi Minh ideology, as well as its main components. Particular attention is paid to the infl uence of traditional Chinese military-strategic thought, fi rst of all the concepts of Sun Tzu, on the formation of the strategy of the Vietnamese national liberation movement on the eve of the First Indochina War (1946-1954). The inclusion of ancient treatises in the political studies of leading party and military staffs led to the spread of the ability to think stratagemically. These strategic approaches were later actively used by DRV leaders in the confl ict against the United States during the Second Indochina War (19651975), as well as today to analyze the approaches of political leaders of the great powers to solve regional security problems.

Текст научной работы на тему «Идеология Хо Ши Мина в теории и практике национально-освободительного движения Вьетнама»

001: 10.24411/2221-3279-2019-10042

ИДЕОЛОГИЯ ХО ШИ МИНА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО

ДВИЖЕНИЯ ВЬЕТНАМА

Владимир Николаевич Колотов

Санкт-Петербургский государственный университет,

Санкт-Петербург, Россия

Аннотация: Статья посвящена описанию основных параметров, периодизации и роли теоретического наследия Хо Ши Мина, показаны его основные составные части. Особое внимание уделено влиянию традиционной китайской военно-стратегической мысли, прежде всего концепций Сунь-цзы, на формирование стратегии вьетнамского национально-освободительного движения накануне Первой Индокитайской войны (1946-1954). Включение древних трактатов в курс политической учебы руководящих партийных и военных работников привело к распространению умения мыслить стратагемными категориями. Эти стратегические подходы позднее активно использовались представителями ДРВ в борьбе против США в ходе Второй Индокитайской войны (1965-1975), а также в наши дни для анализа подходов политических деятелей ведущих стран мира в отношении актуальных проблем региональной безопасности.

Ключевые слова:

Идеология Хо Ши Мина; национально-освободительное движение; стратагематика

Информация о статье:

Заявлено к публикации:

15 марта 2019

Поступила в редакцию:

22 ноября 2019

Принята к печати:

9 декабря 2019

Об авторе:

заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока, СПбГУ

e-mail: vladimirkolotov@mail.ru

История и периодизация идеологии Хо Ши Мина

Среди социально-политических трансформаций колониальных обществ особое место занимает теоретический и практический опыт весьма успешного национально-освободительного движения во Вьетнаме, которое в середине ХХ века развивалось под определяющим воздействием национального лидера Хо Ши Мина (1890-1969), который, творчески заимствуя и перерабатывая под потребности освободительной борьбы вьетнамского народа теоретические и практические построения как восточных, так и западных мыслителей, в итоге создал собственную систему взглядов, которая в конце XX века последователями была названа его именем - идеологией Хо Ши Мина

(вьетн. Tu twang Ho Chi Minh). Сам Хо Ши Мин при жизни никогда не использовал данный термин, который впервые появился в официальных документах VII Съезда КПВ только в 1991 году1. Хо Ши Мин всю жизнь разрабатывал данную систему взглядов в процессе поиска реалистичных путей освобождения Вьетнама в условиях радикальной асимметрии баланса сил в сравнении с французским колониальным режимом. Сформированная Хо Ши Мином система аналитических призм позволила увидеть теоретический путь освобождения страны и

1 Та Ngoc Tan (Chü bien). Tu dien Ho Chi Minh hoc.

Ha Noi: NXB Chinh tri quöc gia, 2017, tr. 531.

практически приступить к борьбе по избавлению от внешнего контроля. В 1991 году, через 16 лет после воссоединения страны, на первом после распада СССР съезде КПВ произошло «исправление имен» и данный феномен был назван своим именем.

Периодизация становления и развития идеологии Хо Ши Мина включает следующие основные этапы:

- Режим поиска эффективной стратегии освобождения. 1911 год - выезд за рубеж в поисках эффективной теоретической базы для создания идеологии национального спасения.

- Знакомство с ленинизмом и теоретическая учеба. 1923 год - прибытие в СССР, учеба и участие в деятельности Коминтерна.

- Практическая организация партийных структур. 1930 год - создание Коммунистической партии Индокитая (КПИК) в Гонконге и развитие коммунистического движения в колониальном Вьетнаме

- Практическая организация первичных государственных структур на партийной основе. 1945 год - провозглашение ДРВ.

- Идеология Хо Ши Мина в борьбе против французского колониализма. Победа в Первой Индокитайской войне (по вьетнамской классификации войне сопротивления) и создание государственного аппарата. 1954 год - победа в сражении при Дьенбьенфу, заключение Женевских соглашений по Индокитаю и установление фактического контроля над территорией страны севернее 17-й параллели.

- Идеология Хо Ши Мина в борьбе против США. 1964-65 годы - вынужденное вступление в войну против США, которые взяли курс на увековечивание раздела страны, с целью освобождения Южного Вьетнама

- Победа во Второй Индокитайской войне и государственное строительство в общенациональном масштабе. 1975 год -освобождение Южного Вьетнама и объединение страны.

- Провозглашение политики Обновления в 1986 году на VI Съезде КПВ. Реализация нового курса привела к успешным экономическим реформам и впечатляющим результатам в области внешней и внутренней политики Вьетнама.

- Признание идеологии Хо Ши Мина на государственном уровне. 1991 год - провозглашение на VII Съезде КПВ идеологии Хо Ши Мина и включение ее в партийные документы и Конституцию СРВ в качестве идеологической основы КПВ и государства.

Этапы с 1 по 6 тесно связаны с постоянным развитием теоретических воззрений самого Хо Ши Мина, которые определили стратегическое направление создания независимого вьетнамского государства нового типа. Остальные этапы стали творческой реализацией мировоззрения национального лидера его последователями и сыграли важную роль в изучении и развитии духовного наследия Хо Ши Мина, которое в настоящее время включено в программы обучения и подготовки руководящих кадров партии и государства.

В соответствии с современным пониманием, во Вьетнаме идеология Хо Ши Мина представляет собой результат вьет-намизации марксизма-ленинизма2, а также наиболее эффективных политических концепций Запада и Востока как классических, так и новых, что в итоге привело к весьма необычному, но жизнеспособному симбиозу древнекитайской стратагематики и вьет-намизированным марксизмом-ленинизмом, в котором здорового национализма существенно больше.

Сам Хо Ши Мин на первых этапах своей политической деятельности особо выделял ленинизм, чей передовой теоретический и организационный компоненты легли в основу Коммунистической партии Индокитая (КПИК). Хорошо известно, что именно первоначальный набросок тезисов В.И. Ленина по национальному и колониальному вопросам привлек внимание Нгуен Ай Куока (Хо Ши Мина), который увидел в них реальный путь спасения для своей страны. Знакомство с этим произведением привело Нгуен Ай Куока в СССР, где он прошел передовую школу теоретической и практической работы по построению идеологически мотивированных партийных структур и государства нового типа.

2 Dang Cong san Viet Nam: Van kien Dai hoi dai bieu toan quöc lan thu IX. Ha Noi: NXB Chinh tri quöc gia, 2001, tr. 83.

Таблица 1

Составные части идеологии Хо Ши Мина

Вьетнамский национализм Марксизм-ленинизм Восточная философия Западная философия

Патриотизм Марксизм Стратагематика Диалектика

Ленинизм Конфуцианство

Table 1. The constituent parts of the ideology of Ho Chi Minh

Позднее Хо Ши Мин писал: «Партия станет сильной, когда она имеет какую-то доктрину как основу, все в Партии должны понимать и соблюдать эту доктрину. Партия, не имеющая своей доктрины, всё равно, что человек без мозгов, как пароход без компаса.

Ныне много теорий, много доктрин, но самая подлинная, самая убедительная и самая революционная - это ленинизм»3.

В приведенной выше цитате, в присущей Хо Ши Мину метафоричной манере лаконично выражена идея об исключительной важности адекватной политической теории, поскольку без нее даже наличие значительных ресурсов не позволит добиться желаемой цели.

Из практического советского опыта и теории марксизма-ленинизма, помимо диалектики, вьетнамские коммунисты позаимствовали партийную систему, которая прижилась на вьетнамской почве и существует до наших дней.

Согласно классическому подходу, следует определить источники и составные части идеологии Хо Ши Мина. Во Вьетнаме полагают, что идеология Хо Ши Мина состоит из трех основных частей: марксизма-ленинизма, а также западной и восточной философии, однако при этом не раскрывается состав западных и восточных компонентов, который может быть реконструирован на основе анализа основных трудов Хо Ши Мина.

Более подробное рассмотрение составных частей идеологии Хо Ши Мина до сих не разработано и, в определенном смысле, данный вопрос, применительно к восточной философии, впервые рассматривается в данной статье и представлен в Таб. 1.

Из предложенной выше таблицы видно, что восточная философия представлена

3 Ш Chi Minh. Toan tap, Tap 2. Ha Noi: NXB Chinh Tri Quöc Gia - Su That, 2011, tr. 289-290.

в идеологии Хо Ши Мина стратагематикой и конфуцианством.

Во время Индокитайских войн как французы, так и американцы упорно не замечали использования противником стратагематики и влияния трактата Сунь-цзы «Искусство войны» на формирование взглядов Хо Ши Мина и военное искусство его военачальников, в то время как восточная философия, прежде всего в ее китаизированном варианте, исторически оказывала глубокое влияние на вьетнамское общество в целом и на самого Хо Ши Мина в частности, отец которого был лауреатом конкурсных экзаменов и создал благоприятные условия для изучения сыном китайского языка, благодаря чему Хо Ши Мину с детства стали доступны труды выдающихся мыслителей древности и современных ему китайских политиков. Вне всякого сомнения, такие положения конфуцианства как чувство долга, гуманность и моральная составляющая органично вошли в систему взглядов вьетнамского национального лидера, которые на многие десятилетия определили курс национально-освободительного движения и развития страны.

Стратагематика в Первой Индокитайской войне

Во время Индокитайских войн в полном соответствии с заветом Сунь-цзы «война - это путь обмана» основная уловка вьетнамских коммунистов состояла в навязчивом демонстрировании противнику коммунистических лозунгов, тогда как глубинная суть их стратегии базировалась на вьетнамском национализме и китайской стратагематике, почерпнутой из классического древнекитайского трактата Сунь-цзы «Искусство войны».

Известный российский востоковед акад. В.С. Мясников полагает, что «Огром-

ное влияние на теоретическую разработку стратагемности оказал великий военный мыслитель Древнего Китая Сунь-цзы, автор трактата "О военном искусстве", который требовал облекать предварительные расчеты в форму стратагем»4.

В феврале 1945 года Хо Ши Мин с целью обучения партийных работников и военного командования опубликовал свой адаптированный к современной ситуации перевод трактата Сунь-цзы «Искусство войны» на вьетнамский язык5, а с 17 мая по 13 декабря 1946 г. в 16 номерах6 газеты «Спасение Родины» (Bao Cuu quoc)1 было опубликовано 18 глав комментариев Хо Ши Мина о военной стратегии и тактике под общим названием «Искусство войны Сунь-цзы»8, которые позднее были включены в состав Полного собрания сочинений Хо Ши Мина. В комментариях концептуальный подход

4 Мясников В.С. Стратагематика - наука точная // Кастальский ключ китаеведа. Т. 4. Квадратура китайского круга. М.: Наука, 2014. [Myasnikov, V.S. Stratagematika - nauka tochnaya (Stratagematics - Exact Science) // Kastal'skij klyuch kitaeveda. Vol. 4. Kvadratura kitajskogo kruga. Moscow: Nauka, 2014.]

5 Ho Chi Minh. Phep dung binh cua ong Ton Tu // Toan Tap. Xuat ban lan thu ba. Tap 3. 1930-1945. Ha Noi: NXB Chinh Tri Qu6c ' Gia - Su That, 2011, tr. 555-588.

6 Bao Cuu qu6c: № 242 от 17-5-1946; № 248 от 24-5-1946; № 254 от 31-5-1946; № 260 от 7-61946; № 272 от 21-6-1946; № 344 от 13-9-1946; № 351 от 20-9-1946; № 358 от 27-9-1946; № 365 от 4-10-1946; № 372 от 11-10-1946; № 386 от 25-10-1946; № 399 от 8-11-1946; № 406 от 15-11-1946; № 413 от 22-11-1946; № 427 от 6-12-1946; № 434 от 13-12-1946.

7 Подробно данный вопрос освещен в статье: Колотов В.Н. Идеология Хо Ши Мина против французской стратегии молниеносной войны // Вопросы истории. 2017. № 6. C. 3952. [Kolotov, V.N. Ideologiya Ho Shi Mina protiv francuzskoj strategii molnienosnoj vojny (The Ideology of Ho Chi Minh against the French Strategy of Lightning War) // Voprosy istorii, 2017, No. 6, 2017, pp. 39-52.]

8 Ho Chi Minh. Binh phap Ton Tu // Toan Tap.

Xuat ban lan thu ba. Tap 4. 1945-1946. Ha Noi:

NXB Chinh Tri Qu6c Gia - Su That, 2011, tr.

258-260, 261-264, 267-270, 275-278, 284-287, 296-298, 337-339, 342-344, 358-360, 363-365, 366-368, 474-476, 487-489, 494-496, 506-508, 515-517, 527-529, 530-533.

Сунь-цзы был встроен в практические задачи недавно созданной в декабре 1944 года вьетнамской народной армии, которая вступила в период практической подготовки к Первой Индокитайской войне (1946-1954) против французских колонизаторов. Перевод и комментарии, выполненные национальным лидером, вошли в систему обязательной для военных политучебы и способствовали развитию навыков мышления категориями классической китайской стратегии. Так наработки Сунь-цзы через систему политической подготовки советского типа вошли в повседневную жизнь политработников, дипломатов и военных ДРВ, а затем и СРВ.

В самом первом выпуске газеты «Спасение Родины», ссылаясь на полководческий пример Сунь-цзы, Хо Ши Мин призывал изучать противника. Практически каждый образованный вьетнамец в наши дни знает эту фразу «Biet dich biet ta», что значит «познай себя, познай другого». В оригинале на кит. она выглядит следующим образом «^Пй^П Ш». Полностью данный пассаж из трактата Сунь-цзы в переводе акад. Н. И. Конрада выглядит так: «Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение»9.

Опираясь на знание о противнике и о себе, Хо Ши Мин также призывал своих последователей сравнивать и систематизировать собранные знания о себе и о противнике, а в дальнейшем на этой основе развивать в себе умение предвидеть его поведение.

Использование принципов стратегии Сунь-цзы и стратагем в битве при Дьенбьен-фу под руководством генерала армии Во Нгуен Зяпа уже было подробно описано10.

9 Сунь-цзы. Искусство войны / пер. Н.И. Конрад // Искусство войны: Антология военной мысли. СПб.: Амфора, 2009. [Sun Tzu. Iskusstvo vojny (The Art of War) / Iskusstvo vojny: Antologiya voennoj mysli. SPb.: Amfora, 2009.]

10 Колотов В.Н. Стратагемность мышления вьетнамского полководца Во Нгуен Зяпа как ключевой элемент исторической победы при Дьен-бьенфу // Восток-Запад: историко-культурный альманах: 2013-2014. М.: Наука - Вост. лит.,

Таблица 2

Четыре стратегических уровня Сунь-цзы. Сравнительный анализ вьетнамского и французского подходов

Стратегические уровни Сунь-цзы Французская стратегия Вьетнамская контрстратегия

Щ туи (тэи) Замыслы Блицкриг Затяжная война

X ^во ^¡ао) Связи Навязать противнику генеральное сражение и, выманив на оперативный простор, используя военно-техническое превосходство, разгромить его. Одновременно проводить рейды в горно-лесистой местности для подавления баз сопротивления Создавать видимость попыток прорыва в Дельту Красной реки с разных сторон, чтобы заставить противника растянуть коммуникации, затем сконцентрировать превосходящие силы против одного из уязвимых мест противника и нанести сокрушающий удар

Й Ьо^ (ЪшЬ) Войска Французский экспедиционный корпус и дополнительные силы Вьетнамская народная армия

^ сЬйп§ (&апЬ) Штурм городов Контроль над основными стратегическими пунктами и создание «неприступных» баз в труднодоступной местности чтобы уничтожить силы противника при их штурме Окружение и захват удаленного французского укрепрайона, который заранее был признан уязвимым местом

Table 2. The four strategic levels of Sun Tzu. Comparative analysis of the Vietnamese and French approaches

Соединение стратагематики с военной техникой середины ХХ века позволило существенно повысить уровень концептуального стратегического мышления и военного искусства вьетнамских полководцев, а также эффективность проведения военных операций, что в сочетании с передовыми для того времени технологиями политического воспитания позволило создать народную армию нового типа, бойцы которой заслужили уважение противника на поле боя.

Древнекитайский стратег Сунь-цзы в своём трактате «Искусство войны» писал: «Самое лучшее - разбить замыслы противника, затем - разбить его связи, затем - разбить его войска, самое худшее - осаждать крепости»11. Первая Индокитайская война в середине ХХ века была завершена в полном соответствии с этой схемой: окружением и разгромом расположенной в удаленном труд-

2014. C. 80-103. [Kolotov, V.N. Stratagemnost' myshleniya v'etnamskogo polkovodca Vo Nguen Giapa kak klyuchevoj element istoricheskoj pobedy pri D'enb'enfu (The Stratagem of the Thinking of the Vietnamese Commander Vo Nguyen Giap as a Key Element of the Historic Victory at Dien Bien Phu) // Vostok-Zapad: istoriko-kul'turnyj al'manah: 2013-2014. Moscow: Nauka - Vost. lit., 2014, pp. 80-103.] 11 Mode of access: http://www.thetao.

info/artofwar.thetao.info/china/chinatext.htm

нодоступном районе (стратагема «Заманить на крышу и убрать лестницу»)12 французской «неприступной крепости» Дьенбьенфу. Сначала были разбиты замыслы Ш противника, что стало следствием ошибочности его знаний ^П о противнике, далее были нарушены связи ^ окруженного гарнизона с основными силами, войска ^в крепости попали в окружение Ш, что в итоге привело к поражению французского экспедиционного корпуса13, подписанию Женевских соглашений по Индокитаю и освобождению Северного Вьетнама (см. Таб. 2).

В ответ на французскую стратегию «молниеносной войны» Хо Ши Мин призвал ответить стратегией затяжной войны, которая по его замыслу должна была сло-

12 Сунь-цзы. Искусство войны / пер. Н. И. Конрад // Искусство войны: Антология военной мысли. СПб.: Амфора, 2009. [Sun Tzu. Iskusstvo vojny (The Art of War) / Iskusstvo vojny: Antologiya voennoj mysli. SPb.: Amfora, 2009.] Глава 11, § 18.

13 Колотов В.Н. Идеология Хо Ши Мина против французской стратегии молниеносной вой-

ны // Вопросы истории. 2017. № 6. C. 39-52. [Kolotov, V.N. Ideologiya Ho Shi Mina protiv francuzskoj strategii molnienosnoj vojny (The Ideology of Ho Chi Minh against the French Strategy of Lightning War) // Voprosy istorii, 2017, No. 6, 2017, pp. 39-52.]

мать планы колонизаторов. При этом основной политический лозунг той эпохи «Война Сопротивления обязательно победит» везде круглосуточно сопровождал Хо Ши Мина. «С Президентом в течение всей войны Сопротивления постоянно находилось всего восемь человек [личной охраны, - прим. В.К.]. Для конспирации Хо Ши Мин дал каждому прозвище: Кханг, Тиен, Чыонг, Ки, Нят, Динь, Тханг, Лой. Он, шутя, говорил: "Вы - мой живой лозунг"»14. В таком порядке имена наиболее близких к Хо Ши Мину восьми телохранителей составляли широко известный в те времена лозунг «Kháng chiên truàng ку nhât dinh thäng lai» (Война Сопротивления обязательно победит).

В результате активной политической деятельности Хо Ши Мина в борьбе за освобождение страны был разработан жизнеспособный симбиоз вьетнамизированной версии марксизма-ленинизма и традиционных дальневосточных учений, прежде всего стратагематики, которая лежит в основе дальневосточной стратегической мысли и конфуцианства. С таким теоретическим и практическим багажом, который был существенно дополнен советскими политтех-нологиями и новейшей военной техникой, ДРВ окрепла в борьбе с Францией и подготовилась к вступлению в войну с США за контроль над Южным Вьетнамом.

Стратагематика во Второй Индокитайской войне

В период Второй Индокитайской войны, которую США вели против ДРВ, против вьетнамских стратегических наработок американцы выдвинули теорию игр, которую разрабатывали, так называемые, системные аналитики. Так началось противостояние стратагемной комбинаторики против игровой догматики, закончившееся убедительной победой модернизированной древнекитайской стратегии, существенную поддержку которой оказало советское оружие. Подобные подходы имели место и в соседнем Китае, чей опыт внимательно изучался во Вьетнаме.

14 Song Thành (Chù biên). Hô Chí Minh - Tiêu sû.

Hà Nôi: NXB Ly luán chính tri, 2006, tr. 401.

Как отмечает акад. А.А. Кокошин «Духом Сунь Цзы проникнута формула партизанской войны Мао Цзэдуна: «Враг наступает - мы отступаем; враг остановился - мы его тревожим; когда враг устал - мы атакуем; он отступает - мы наступаем». Она успешно использовалась не только в борьбе КПК и Красной Армии, но и национально-освободительными движениями многих других стран.

Во многом этой формулой руководствовались, как автору этой работы [А.А. Коко-шину, - В.К.] рассказывал легендарный генерал Во Нгуен Зиап, вьетнамские патриоты в их борьбе с США и американскими марионетками в 1960-19Ю-е гг.»15.

Один из наиболее компетентных американских экспертов по Индокитайским войнам ген. Ф.Б. Дэвидсон полагает, что самой сильной стороной противника была вьетнамская стратегия борьбы «the dau tranh strategy», подразделявшаяся на военную и политиче-скую16. Подобные взгляды стали типичными для западных экспертов. Так, рассматривая вьетнамское стратегическое мышление «Strategic Thinking», американские аналитики пришли к выводу, что «Центральным фактором стратегического мышления Ханоя, которое применяется и к внешним и к внутренним делам, является концепция КПВ "dau tranh (struggle)". Короче говоря, стратегия дау чань представляет собой устойчивое применение в целом военных и невоенных сил в течение длительных периодов времени ради достижения цели. Её главной характеристикой является концептуальная широта, ибо она имеет более широкие возможности, чем обычные методы ведения войны и требует полной мобилизации общественных ресурсов и психической энергии»11.

15 Кокошин А.А. Актуальные вопросы трактата Сунь Цзы «Искусство войны». М.: ФГБУН ИСПИ РАН, 2011. [Kokoshin, A.A. Aktual'nye voprosy traktata Sun' Czy «Iskusstvo vojny» (Actual Issues of the Treatise Sun Tzu "The Art of War"). Moscow: FGBUN ISPI RAN, 2011.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Davidson P.B. Vietnam at War. Oxford: Oxford

University Press, 1988. P. 25.

11 Vietnam: a Country Study I ed. by Ronald J. Cima. Washington, D.C.: Federal Research Division, Library of Congress: For sale by the Supt. of Docs, U.S. G.P.O., 1989. Р. 242.

Это вполне годное определение по форме, но не по сути. Если убрать из него вьетнамское слово дау чань, то получится самое общее определение стратегии. Но с этим словом в определении мы не получим специфического понимания характерного именно для Вьетнама стратегического мышления, о чем далее пишут американские специалисты: «Стратегия, которой они следовали, является уникальной для Вьетнама из-за её тесной связи с источниками силы национальной безопасности Вьетнама»18.

Представляется, что вьетнамский термин ääu tranh «дау чань» (в переводе с вьетн. борьба) имеет иное, скорее идеологическое измерение, которое подразумевает борьбу за сохранение своего государства в критический период, но у этой борьбы должна быть своя стратегия и тактика! По нашему мнению, ääu tranh совсем не стратегия, а форма политической работы с народом и войсками, посредством которой проходила их индоктринация и мобилизация, а самый главный «секретный ингредиент» содержался именно в идеологии, которая, проникнув в массы, в ходе индоктринации, поднимала их на борьбу. При этом происходило объединение очень ограниченных сил для реализации единой задачи, а борьба, естественно, велась как политическими, так и военными методами, баланс между которыми гибко менялся в зависимости от ситуации. Поскольку марксизм-ленинизм изначально базировался на идее классовой борьбы, то нет никаких оснований наделять характерный для него термин «борьба» или его перевод на вьетнамский язык «ääu tranh» сугубо вьетнамским военно-стратегическим смыслом, которого он не имел. Западные эксперты, пытаясь понять сокровенное, создали этакий фантом (the dau tranh strategy), с помощью которого они попытались постичь непонятное, но вместо этого отдалились от него.

Западные аналитики не поняли сути идеологической работы противника, сводя все только к термину «ääu tranh» (борьба), чем занимались отделы по политическому воспитанию в войсках армии Северного Вьетнама, которые, кстати, как раз и транс-

18 Ibid. P. 242.

лировали в доступной для населения форме основные положения идеологии Хо Ши Мина - того самого «невидимого оружия», которое работало на духовном уровне и формировало в массах новую идентичность, несовместимую с колониальным, а также с проамериканским режимом.

Поле идеологических битв находится не вне, а внутри человека. Именно на этом поле, в сердцах и умах, ведутся самые жестокие сражения и битвы, из которых люди выходят преображенными. Изменившись внутренне, они начинают активно воздействовать на внешний мир. В борьбе против Франции и США идеология Хо Ши Мина показала свои сильные стороны, выдержав изощренные психологические операции со стороны умного, коварного и жестокого противника.

Чтобы понять вьетнамскую стратегию революционной борьбы следует вооружиться «бритвой Оккама», хорошо известным методологическим принципом Уильяма Оккама (1285-1347), который гласит «не следует множить сущее без необходимости», отсечь все лишнее и обратиться к имеющим прямое отношение к исследуемой проблеме источникам - трудам Хо Ши Мина, в которых мы найдем ссылки на В.И. Ленина и Сунь-цзы.

Не случайно один из наиболее проницательных западных экспертов полковник Дуглас МакКриди в начале XXI в. отметил, что «американские военные до сих пор не понимают, что произошло во Вьетнаме»19, причем он не случайно сделал это наблюдение в своей статье в разделе «Северный Вьетнам и западная философия». Связано это с тем, что категории восточной философии не улавливаются западными стратегами, которые с этой философией не знакомы. Это важное замечание полностью относится не только к американским военным в период Первой и Второй Индокитайских войн, которые, кстати, не только финансировали французскую войну в Индокитае и принимали участие в разработке военных планов с 1950 г., но и к их французским коллегам.

19 McCready, D.M. Learning from Sun Tzu //

Military Review, 2003, No. 3, Vol. 83, pp. 85-88.

Р. 85.

В истории человеческой цивилизации конфликты и войны разного типа и интенсивности, как правило, играли очень важную роль. В этом контексте становится понятным, почему трактаты военных мыслителей пользуются неослабевающим вниманием со стороны власть имущих в любой исторический период. Вот только перед использованием их надо правильно понять, интерпретировать и применять не только на поле боя, но и в политических битвах.

Академик В.С. Мясников полагает, что стратагематику использовали не только военные, но и политики. Победа требовала тщательной системной стратагемной подготовки20.

Именно эти задачи и решались вьетнамским руководством в период ожесточенной борьбы за независимость в середине ХХ века, в то время как самоуверенный противник гордо шел в заранее расставленные для него идеологические ловушки. Вспоминая данное американскими аналитиками определение вьетнамской «the dau tranh strategy», следует признать, что предложенное акад. В. С. Мясниковым толкование куда больше подходит к пониманию теории и практики стратегической линии ДРВ.

В.С. Мясников, продолжая свою мысль, отметил: «В этом плане стратагемность, раскрывая способность просчитать ходы в политической игре, а порой не просто просчитать, но и запрограммировать их, исходя из особенностей ситуации и качеств противника, служит образцом политической дальновидности, причем дальновидности активной»21. Не случайно и Хо Ши Мин, усвоив эту премудрость, во многих своих речах и статьях говорил о необходимости перехвата стратегической инициативы, что позволяло в известном смысле программировать противника на определенные ответные шаги. Аналогичная деятельность в тео-

20 Мясников В.С. Стратагематика - наука точная // Кастальский ключ китаеведа. Т. 4. Квадратура китайского круга. М.: Наука, 2014. [Myasnikov, V.S. Stratagematika - nauka tochnaya (Stratagematics - Exact Science) // Kastal'skij klyuch kitaeveda. Vol. 4. Kvadratura kitajskogo kruga. Moscow: Nauka, 2014.]

21 Ibid. P. 56.

рии игр получила название рефлексивного управления. Так появился новый западный термин для давно описанного стратагемати-кой явления.

Стратагематика как наука об эффективном использовании стратагем представляет собой более глубокий уровень именно стратегического мышления вьетнамских политиков и полководцев, тогда как борьба &аы 1гапк является, по мудрому замечанию А.А. Зиновьева «способом выживания» страны в условиях борьбы за существование и эта борьба, разумеется, требует напряжения всех сил. «Реальный коммунистический строй есть прежде всего и по преимуществу способ выживания в предельно трудных условиях, угрожающих деградацией и гибелью, а не способ достижения некоего общества всеобщего благополучия и счастья»22. Основная особенность вьетнамской стратегии как в войнах, так и в мирное время - состоит в том, что это не просто использование хитрых уловок для обмана противника, это иной тип именно стратегического мышления, нацеленного на решение долгосрочных задач!

Много лет спустя после проигранной войны во Вьетнаме в США сделали работу над ошибками, и в XXI веке руководство Пентагона настоятельно рекомендует американским военным повышение военно-теоретического уровня. «К. Пауэлл (занимавший посты председателя Комитета начальников штабов США, помощника Президента США по вопросам национальной безопасности, госсекретаря США) говорил о том, что из трудов Сунь Цзы можно черпать вдохновение для солдат и политиков. Пауэлл отмечал, что руководство вооруженных сил США требует, чтобы американские командиры читали трактат Сунь Цзы»23.

22 Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М.: Центрполиграф, 1994. [Zinov'ev, A.A. Kommunizm kak real'nost' (Communism as a Reality). Moscow: Centrpoligraf, 1994.]

23 Кокошин А.А. Актуальные вопросы трактата Сунь Цзы «Искусство войны». М.: ФГБУН ИСПИ РАН, 2017. [Kokoshin, A.A. Aktual'nye

voprosy traktata Sun' Czy «Iskusstvo vojny» (Actual Issues of the Treatise Sun Tzu "The Art of War"). Moscow: FGBUN ISPI RAN, 2017.]

Стратагематика в современном Вьетнаме

Некоторые эксперты полагают, что древний трактат по военному искусству годен лишь на то, чтобы с его помощью анализировать события далекого прошлого. Акад. А.А. Кокошин, напротив, считает, что постижение трактата Сунь-цзы в наши дни, несмотря на его почтенный возраст, вполне актуально. «Изучение трактата Сунь Цзы существенно с военно-исторической точки зрения. Роль военно-исторических знаний в научном осмыслении политико-военных и военно-стратегических проблем остается базовой и в современных и перспективных условиях ХХ1 века, когда стремительно изменяется характер войн и вооруженных конфликтов»24.

Аналогичным образом рассуждал и Хо Ши Мин, который включил свои переводы и комментарии к трактату Сунь-цзы в систему политучебы в середине 40-х годов прошлого века, что привело к системному усвоению военными и политиками нового способа стратегического мышления.

Имея, по сравнению со своими противниками, более ограниченные ресурсы, Вьетнам, тем не менее, на протяжении своей многовековой истории в основном успешно решал встававшие перед страной проблемы во многом благодаря системному стратегическому мышлению своих лидеров. Эта традиция продолжается и в наши дни.

В современном мире мало кто обращает внимание на то, что оценка исторических и текущих событий, а также прогнозов в отношении региональной и мировой политики в современном Вьетнаме происходит через призму классической стратагематики. Для этого чтобы в этом убедиться достаточно зайти в интернет и просмотреть некоторые популярные заголовки публицистических статей на вьетнамском языке.

Так, по мнению вьетнамского автора статьи «Путин и стратагема «победить, не сражаясь» в игре на Украине»: «в украинском конфликте Президент РФ использует один из классических заветов Сунь-цзы «bât chiên tu nhiên thành» "победить, не сражаясь"»25.

24 Ibid. Pp. 11-12.

25 Hoài Thanh. Ông Putin và kê sach "bât chiên tu nhiên thành" trong van bài Ukraine. Mode of

В статье «Что думает и чего хочет Президент Путин» тот же автор Хоай Тхань пишет: «В противостоянии с США РФ все время находит подходящую дистанцию поскольку правильно оценивает и хорошо контролирует ситуацию в соответствии с принципом "познай себя, познай другого"»26, что как известно представляет собой цитату из трактата Сунь-цзы «Искусство войны», которая в современную вьетнамскую аналитику была введена Хо Ши Мином в 1945 году.

Вот еще один пример из той же статьи: «российское руководство в целом, и президент Путин в частности стремятся к следующему: поддерживать состояние ничьей (или по меньшей мере под видом ничьей) чем дольше, тем лучше. Мир поможет России получить преимущество, поскольку Москва, не заплатив большой цены, все равно достигнет поставленных целей в более благоприятном геополитическом контексте. Это объясняет почему Россия постоянно использует подход «оливковая ветвь» в отношении противника. Его суть заключается в мирном подходе для решения кризиса в Сирии, чтобы не дать США шанс провести военную атаку. Так создаются и благоприятные условия для Киева по прекращению огня со стремящимися к независимости силами на Востоке после того, как правительственные силы потерпели практически полное военное поражение во время кампании лета 2014. Таким образом, Москва действует на основе принципа Сунь-цзы: победа в сражении низкая стратегия, победа без сражения высокая стратегия»27.

Другой вьетнамский автор Зань Туен в статье «Г-н Трамп использует Искусство войны Сунь-цзы, чтобы справиться с проблемой Северной Кореи» отмечает: «Со времени Сунь-цзы, автора «Искусства войны», внезапность и обманные маневры рассматриваются в качестве высокого военного

access: https://dantri.com.vn/the-gioi/ong-putin-va-ke-sach-bat-chien-tu-nhien-thanh-trong-van-bai-ukraine-1430800996.htm

26 Hoài Thanh. Км hai: Tông thông Putin nghi gM va muôn gM. Mode of access: https://dantri.com. vn/the-gioi/tong-thong-putin-nghi-gi-va-muon-gi-1430801531.htm

27 Ibid.

искусства. Возможно, г-н Трамп использует эти стратагемы из трактата Сунь-цзы, чтобы справиться с Северной Кореей»28.

Еще один вьетнамский автор в статье «РФ использует «Искусство войны» Сунь-цзы в противостоянии с США и НАТО» утверждает: «Чтобы лучше понять то, что РФ делает в настоящее время и как они понимают войну, следует прочитать книгу Сунь-цзы «Искусство войны». Там написано: "«Война - это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко"»29.

Характеризуя внешнюю политику РФ в отношении НАТО, вьетнамский автор Данг Фыонг Тхао утверждает: «В РФ очень любят этот метод. Он характеризуется созданием инцидентов с целью вызвать определенные действия, что называется контроль реакции. Концепция направлена на создание международных инцидентов, на которые другие страны вынуждены реагировать таким образом, чтобы это обычно приносило пользу Кремлю»30. В данном случае мы стали свидетелями еще одного нового названия, который, как и рефлексивное управление, по-новому называет базовый стратагемный принцип косвенного управления действия-

28 Danh Tuyên. Ông Trump äp dung Binh phäp Tôn Tû dê dôi pho vân dê Triêu Tiên? Mode of access: http://www.nguoiduatin.vn/ong-trump-ap-dung-binh-phap-ton-tu-de-doi-pho-van-de-trieu-tien-a323505.html

29 Сунь-цзы. Искусство войны / пер. Н. И. Конрад // Искусство войны: Антология военной мысли. СПб.: Амфора, 2009. [Sun Tzu. Iskusstvo vojny (The Art of War) / Iskusstvo vojny: Antologiya voennoj mysli. SPb.: Amfora, 2009.]: Dang Phuong Thào. Nga dùng Binh phäp Tôn Tû dâu My, NATO. Mode of access:

https://viettimes.vn/nga-dung-binh-phap-ton-tu-dau-my-nato-85806. html

30 Dang Phuong Thào. Nga dùng Binh phäp Tôn Tû dâu My, NATO. Mode of access: https:// viettimes.vn/nga-dung-binh-phap-ton-tu-dau-my-nato-85806.html

ми противника.

В рассмотренных выше примерах нас интересует не столько вопрос корректности оценки следования В. Путина, Д. Трампа и других ведущих мировых политиков заветам Сунь-цзы, сколько то, что в современном Вьетнаме их шаги на международной арене как в популярной прессе, так и на более высоком профессиональном уровне, оцениваются преимущественно через концептуальную призму выдающегося классического трактата, который активно используется даже журналистами и политическими обозревателями для оценки событий как далекого прошлого, так и происходящих в наши дни!

Выводы

Вышеизложенное приводит к неопровержимому выводу о том, что трактат Сунь-цзы «Искусство войны» благодаря Хо Ши Мину оставил очень глубокий след в мышлении вьетнамских политиков, военных, комментаторов и эти проверенные временем аналитические призмы используются до сих пор в оценке военных, а также внешне и внутриполитических проблем в разных регионах мира.

В данном исследовании на конкретных примерах показано влияние традиционной китайской стратегии на формирование идеологии Хо Ши Мина, который тщательно изучал и творчески использовал наследие мудрецов Древнего Китая для освобождения своей страны в середине ХХ века, приступил к обучению этой науке командиров созданной им армии и партийных работников в критические для безопасности страны месяцы перед началом Первой Индокитайской войны.

Академик А.А. Кокошин полагает, что «Военная сила остается исключительно важным инструментом политики и в условиях ХХ1 века. За две с половиной тысячи лет со времени Сунь Цзы многократно менялись формы и способы применения военной силы, прошло несколько революций в военном деле. Но многие положения его трактата и трактатов других китайских военных мыслителей и полководцев прошлого со-

храняют свою значимость и в современных условиях. Ибо они основаны на глубоком понимании природы человека и отношений между людьми в экстремальных условиях, которые характерны для войны и других ситуаций, связанных с применением военной силы»31. Во Вьетнаме не только полностью согласны с мнением А.А. Кокошина, но и следуют этой линии не один десяток лет. Последние 75 лет руководство Вьетнама активно использовало творчески переработанное наследие Сунь-цзы, что позволило ему победить в асимметричных войнах сильных и умных противников, а также успешно провести экономические реформы в конце XX -начале XXI веков, используя различные идеологические подходы от стратагематики до марксизма-ленинизма и рыночной экономики там, где это было выгодно для страны. Изучение реальной истории формирования идеологии Хо Ши Мина основной идеологической системы современного Вьетнама - позволяет понять подлинную логику политических и военных решений вьетнамского руководства как в период Индокитайских войн, так и в настоящее время. Именно идеология Хо Ши Мина, как квинтэссенция эффективных политтехнологий Востока и Запада, представляет собой теоретическую и практическую основу стратегии современного вьетнамского государства.

Литература:

Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М.: Цен-трполиграф, 1994.

Кокошин А.А. Актуальные вопросы трактата Сунь Цзы «Искусство войны». М.: ФГБУН ИСПИ РАН, 2017.

Колотое В.Н. Идеология Хо Ши Мина против французской стратегии молниеносной войны // Вопросы истории. 2017. № 6. C. 39-52.

Колотое В.Н. Стратагемность мышления вьетнамского полководца Во Нгуен Зяпа как ключевой элемент исторической победы при Дьенбьенфу // Восток-Запад: историко-культурный альманах: 2013-2014. М.: Наука -Вост. лит., 2014. С. 80-103.

Мясников В.С. Стратагематика - наука точная // Кастальский ключ китаеведа. Т. 4. Квадратура китайского круга. М.: Наука, 2014.

31 Кокошин А.А. Актуальные вопросы трактата Сунь Цзы «Искусство войны». М.: ФГБУН ИСПИ РАН, 2017. [Kokoshin, A.A. Aktual'nye voprosy traktata Sun' Czy «Iskusstvo vojny» (Actual Issues of the Treatise Sun Tzu "The Art of War"). Moscow: FGBUN ISPI RAN, 2017.]

Сунь-цзы. Искусство войны / пер. Н. И. Конрад // Искусство войны: Антология военной мысли. СПб.: Амфора, 2009.

Bâng Công sân Viêt Nam: Van kiên Dai hôi dai biêu toàn quôc lân thû IX. Hà Nôi: NXB Chinh tri quôc gia, 2001.

Dang Phuong Thâo. Nga dùng Binh phap Tôn Tù dâu My, NATO. Mode of access: https://viettimes.vn/nga-dung-binh-phap-ton-tu-dau-my-nato-85806.html

Danh Tuyên. Ông Trump ap dung Binh phap Tôn Tù dê dôi pho vân dê Triêu Tiên? Mode of access: http://www. nguoiduatin.vn/ong-trump-ap-dung-binh-phap-ton-tu-de-doi-pho-van-de-trieu-tien-a323505.html

Davidson P.B. Vietnam at War. Oxford: Oxford University Press, 1988.

Hô Chi Minh. Binh phap Tôn Tù // Toàn Tâp. Xuât bân lân thû ba. Tâp 4. 1945-1946. Hà Nôi: NXB Chinh Tri Quôc Gia - Su Thât, 2011, tr. 258-260, 261-264, 267-270, 275-278, 284-287, 296-298, 337-339, 342-344, 358-360, 363-365, 366-368, 474-476, 487-489, 494-496, 506-508, 515-517, 527-529, 530-533.

Hô Chi Minh. Phép dùng binh cùa ông Tôn Tù // Toàn Tâp. Xuât bân lân thû ba. Tâp 3. 1930-1945. Hà Nôi: NXB Chinh Tri Quôc Gia - Su Thât, 2011, tr. 555-588.

Hô Chi Minh. Toàn tâp, Tâp 2. Hà Nôi: NXB Chinh Tri Quôc Gia - Su Thât, 2011.

Hoài Thanh. Ông Putin và kê sach "bât chiên tu nhiên thành" trong van bài Ukraine. Mode of access: https:// dantri.com.vn/the-gioi/ong-putin-va-ke-sach-bat-chien-tu-nhien-thanh-trong-van-bai-ukraine-1430800996.htm

McCready, D.M. Learning from Sun Tzu // Military

Review, 2003, No. 3, Vol. 83, pp. 85-88.

Song Thành (Chù biên). Hô Chi Minh - Tiêu sù. Hà Nôi: NXB Ly luân chinh tri, 2006.

Ta Ngoc Tân (Chù biên). Tù diên Hô Chi Minh hoc. Hà Nôi: nXb Chinh tri quôc gia, 2017.

Vietnam: a Country Study / ed. by Ronald J. Cima. Washington, D.C.: Federal Research Division, Library of Congress: For sale by the Supt. of Docs, U.S. G.P.O., 1989.

Mode of access: http://www.thetao.info/ artofwar.thetao.info/china/chinatext.htm

References:

Dâng Công sân Viêt Nam: Vân kiên Dai hôi dai biêu toàn quôc lân thû IX. Hà Nôi: NXB Chinh tri quôc gia, 2001.

Dang Phuong Thâo. Nga dùng Binh phap Tôn Tù dâu My, NATO. Mode of access: https://viettimes.vn/nga-dung-binh-phap-ton-tu-dau-my-nato-85806.html

Danh Tuyên. Ông Trump ap dung Binh phap Tôn Tù dê dôi pho vân dê Triêu Tiên? Mode of access: http://www. nguoiduatin.vn/ong-trump-ap-dung-binh-phap-ton-tu-de-doi-pho-van-de-trieu-tien-a323505.html

Davidson P.B. Vietnam at War. Oxford: Oxford University Press, 1988.

Hô Chi Minh. Binh phap Tôn Tù // Toàn Tâp. Xuât bân lân thû ba. Tâp 4. 1945-1946. Hà Nôi: NXB Chinh Trj Quôc Gia - Su Thât, 2011, tr. 258-260, 261-264, 267-270, 275-278, 284-287, 296-298, 337-339, 342-344, 358-360, 363-365, 366-368, 474-476, 487-489, 494-496, 506-508, 515-517, 527-529, 530-533.

Hô Chi Minh. Phép dùng binh cùa ông Tôn Tù // Toàn Tâp. Xuât bân lân thû ba. Tâp 3. 1930-1945. Hà Nôi: NXB Chinh Tri Quôc Gia - Su Thât, 2011, tr. 555-588.

Hô Chi Minh. Toàn tâp, Tâp 2. Hà Nôi: NXB Chinh Tri Quôc Gia - Su Thât, 2011.

Hoài Thanh. Ông Putin và kê sâch "bât chiên tu nhiên thành" trong van bài Ukraine. Mode of access: https:// dantri.com.vn/the-gioi/ong-putin-va-ke-sach-bat-chien-tu-nhien-thanh-trong-van-bai-ukraine-1430800996.htm

Kokoshin, A.A. Aktual'nye voprosy traktata Sun' Czy «Iskusstvo vojny» (Actual Issues of the Treatise Sun Tzu "The Art of War"). Moscow: FGBUN ISPI RAN, 2017.

Kolotov, V.N. Ideologiya Ho Shi Mina protiv francuzskoj strategii molnienosnoj vojny (The Ideology of Ho Chi Minh against the French Strategy of Lightning War) // Voprosy istorii, 2017, No. 6, 2017, pp. 39-52.

Kolotov, V.N. Stratagemnost'myshleniya v'etnamskogo polkovodca Vo Nguen Giapa kak klyuchevoj element istoricheskoj pobedy pri D'enb'enfu (The Stratagem of the Thinking of the Vietnamese Commander Vo Nguyen Giap as a Key Element of the Historic Victory at Dien Bien Phu) // Vostok-Zapad: istoriko-kul'turnyj al'manah: 2013-2014. Moscow: Nauka - Vost. lit., 2014, pp. 80-103.

McCready, D.M. Learning from Sun Tzu // Military Review, 2003, No. 3, Vol. 83, pp. 85-88.

Myasnikov, V.S. Stratagematika - nauka tochnaya (Stratagematics - Exact Science) // Kastal'skij klyuch kitaeveda. Vol. 4. Kvadratura kitajskogo kruga. Moscow: Nauka, 2014.

Song Thành (Chù biên). Hô Chi Minh - Tiêu sû. Hà Nôi: NXB Ly luân chinh tri, 2006.

Sun Tzu. Iskusstvo vojny (The Art of War) / Iskusstvo vojny: Antologiya voennoj mysli. SPb.: Amfora, 2009.

Ta Ngoc Tân (Chù biên). Tù diên Hô Chi Minh hoc. Hà Nôi: NXB Chinh tri quôc gia, 2017.

Vietnam: a Country Study / ed. by Ronald J. Cima. Washington, D.C.: Federal Research Division, Library of Congress: For sale by the Supt. of Docs, U.S. G.P.O., 1989.

Zinov'ev,A.A. Kommunizm kak real'nost'(Communism as a Reality). Moscow: Centrpoligraf, 1994.

Mode of access: http://www.thetao.info/

artofwar.thetao.info/china/chinatext.htm

DOI: 10.24411/2221-3279-2019-10042

THE IDEA OF HO CHI MINH IN THE THEORY AND PRACTICE OF THE NATIONAL-LIBERATION MOVEMENT OF VIETNAM

Vladimir N. Kolotov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

Article history:

Declared:

Received: Accepted:

15.03.2019

25.11.2019

09.12.2019

About the author:

Head of the Department of History of the Far East, Saint Petersburg State University

Abstract: The article is devoted to the description of the main parameters, periodization and the role of Ho Chi Minh ideology, as well as its main components. Particular attention is paid to the influence of traditional Chinese military-strategic thought, first of all the concepts of Sun Tzu, on the formation of the strategy of the Vietnamese national liberation movement on the eve of the First Indochina War (1946-1954). The inclusion of ancient treatises in the political studies of leading party and military staffs led to the spread of the ability to think stratagemically. These strategic approaches were later actively used by DRV leaders in the conflict against the United States during the Second Indochina War (19651975), as well as today to analyze the approaches of political leaders of the great powers to solve regional security problems.

e-mail: vladimirkolotov@mail.ru Key words:

Middle East; Turkey; regional order; moral realism; just world; foreign policy; inter-civilizational dialogue

Для цитирования: Колотов В.Н. Идеология Хо Ши Мина в теории и практике национально-освободительного движения Вьетнама // Сравнительная политика. -2019. - №4 - С. 65-76.

DOI: 10.24411/2221-3279-2019-10042

For citation: Kolotov, Vladimir N. Ideologiya Kho Shi Mina v teorii i praktike natsional'no-osvoboditel'nogo dvizheniya V'yetnama (The Idea of Ho Chi Minh in the Theory and Practice of the National-Liberation Movement of Vietnam)) // Comparative Politics Russia, 2019, No. 4, pp. 65-76.

DOI: 10.24411/2221-3279-2019-10042

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.