УДК 13; 294.311.23 ББК 87.3 (2); 86.35
С.А. Нижников1, Ле Тхи Хонг Фыонг2
1Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова 2Российский университет дружбы народов
ИЗУЧЕНИЕ БУДДИЗМА ВО ВЬЕТНАМЕ (ПО РОССИЙСКИМ И ВЬЕТНАМСКИМ ИСТОЧНИКАМ)
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00118 «Россия и буддийский мир в дискурсе философского востоковедения»).
В статье анализируется изучение буддизма во Вьетнаме по российским и вьетнамским исследовательским источникам. Особое внимание уделяется такому направлению буддизма, как махаяна, так как именно она получила наибольшее распространение в данном регионе. Вскрывается своеобразие вьетнамского буддизма и трансформация понятия нирваны. Авторы приходят к выводу, что буддизм развивался поэтапно, каждый раз внося нюансы в концепцию нирваны и освобождения. Буддизм прошел длительный путь поисков и развития, отвечая потребностям человека и общества: от позиции ухода от мирской суеты, предлагавшейся в раннем буддизме, до махаянской концепции активного участия в жизни.
Ключевые слова: Буддизм во Вьетнаме, нирвана, махаяна, тхеравада, концепция освобождения, просветление, дзен-буддизм.
S-А. Nizhnikov1, Le Thi Hong Phuong2
'Kalmyk state University named after B.B. Gorodovikov
2Peoples'Friendship University of Russia
STUDYING BUDDHISM IN VIETNAM (BASED ON RUSSIAN AND VIETNAMESE SOURCES)
The article analyzes the study of Buddhism in Vietnam according to Russian and Vietnamese research sources. The authors pay particular attention to such branch of Buddhism as Mahayana, because it is widely spread in the region.The article reveals the originality of Vietnamese Buddhism and the transformation of the concept of nirvana. The authors came to the conclusion that Buddhism developed in stages, each time introducing nuances into the concept of nirvana and liberation. Buddhism had a long way of searching and developing, meeting the needs of a person and society:from the position of moving away from ordinary life which was proposed in early Buddhism to the Mahayana concept of active participation in life.
Key words: Buddhism in Vietnam, nirvana, Mahayana, Theravada, the concept of liberation, enlightenment, Zen Buddhism.
1. Вьетнамский буддизм как объект изучения в России и Вьетнаме
Согласно Дао Мань Хунгу, из трех мировых религий - конфуцианства, даосизма и буддизма - именно последний признается национальной религией большинством вьетнамского народа и играет важную роль в жизни современного вьетнамского общества [3, с. 58]. Если элита обычно ориентировалась на конфуцианство, то в народной жизни преобладали буддизм и даосизм, включившие в себя элементы народного культа. Буддизм распространился во Вьетнаме примерно во втором веке нашей эры и быстро стал религией, оказывающей глубокое влияние на духовную жизнь вьетнамцев как в прошлом, так и в настоящее время, наряду с конфуцианством и даосизмом,
а если брать христианство, то католицизмом (протестантизм получил малое распространение во Вьетнаме, в связи с неприятием традиционной вьетнамской культуры, прежде всего - культа предков [11]. В процессе строительства страны в переходный к социализму период в качестве руководящей идеологии был взят марксизм-ленинизм. Тем не менее буддийское учение как теоретическая система оказывало большое влияние на духовную жизнь значительной части вьетнамского населения. Буддизм всегда присутствовал в жизни вьетнамцев и был связан с этикой вьетнамской нации на протяжении всех периодов истории. Поэтому использование положительного, рационального ядра буддизма для формирования мировоззрения вьетнамского народа на новом этапе развития страны является в высшей степени необходимым. В процессе развития во Вьетнаме буддизм воспринял черты местной культуры и сформировался особый феномен - вьетнамский буддизм. Он стал результатом оригинального синтеза буддийских учений и местных традиций.
В научной литературе на русском языке буддизм во Вьетнаме изучен еще в недостаточной степени. В связи с этим мы рассмотрим вьетнамский буддизм махаяны прежде всего по вьетнамским и российским источникам. Изучением распространения буддизма и его влияния на народную культуру Вьетнама занимались такие исследователи, как Е.Ю. Кнорозова [6], В.З. Нгуен [13], Т.К.О. Чан [25], М.Х. Дао [4], А.Б. Поляков [18], О.В. Новакова [17], Л.В. Во [2] и др. Тема дзен-буддизма, также популярного во Вьетнаме, рассмотрена в исследованиях таких российских ученых, как С.В. Ускова и С.Т. Глухова [23], Н.Л. Богомазовой и Г.В. Валеевой [1], И.С. Родичевой и О.С. Новиковой [19], С.К Кудрина [7], О.А. Матвейчева [11] и др. Дзен-буддизм во вьетнамском буддизме рассмотрен в работе Нгока Чонга Л. [12].
Интересна статья О.С. Новаковой «Своеобразие вьетнамского буддизма», в кото -рой дается подробный обзор статьи Дао Мань Хунга «Распространение буддизма и его влияние на народную культуру Вьетнама». Автор в своем анализе подчеркивает важность географического положения Вьетнама на пересечении двух мировых цивилизаций Азии - индийской и китайской. Поэтому Вьетнам находился под влиянием духовных культур этих цивилизаций. Это сказалось и на распространении буддизма в его двух основных течениях: хинаяны из Индии и махаяны из Китая [17, с. 68; 3, с. 57].
Можно также сказать, что буддизм во Вьетнаме имеет два основных направления: народный буддизм и буддизм просвещенных людей. Народный буддизм представляет собой соединение буддийской философии и мифологии. Это массовое буддийское течение, которое носит мистический характер. В нем переплетаются понятия о Небе, Будде и духах. Что касается такого течения, как буддизм просвещенных людей, то ему присущ философский характер, это течение объединяет различные школы, которые относятся к трем основным направлениям: хинаяна («Малая колесница»), махаяна («Большая колесница») и буддизм нищенствующих монахов (является симбиозом хинаяны и махаяны). Наибольшее развитие во Вьетнаме получило направление махаяны, в разные исторические периоды оно оказывало существенное влияние на культурную и духовную жизнь вьетнамцев. По словам ученого-энциклопедиста Нгуен Ланга, автора книги «История вьетнамского буддизма», «в начале III века буддизм во Вьетнаме был представлен исключительно махаяной, учением "Тхиен" ("Созерцание")» [16, с. 81].
Во Вьетнаме представлены три главные ветви махаяны - дзэн (в Китае эта ветвь называется - чань, во Вьетнаме - тхиен), ваджраяна и амидаизм. Эти три школы получили развитие в Китае, а потом пришли во Вьетнам. В Китай буддизм пришел из Индии, но названные выше буддийские школы явились специфическим продуктом
развития буддизма в Китае, в первую очередь, это касается чань-буддизма. Как считает японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (Макашига На_дше), в Китае и в Восточной Азии в целом не могла развиваться логика индийского буддизма, а чань-буддизм получил в этом регионе мощное развитие именно из-за его нелогичности [26, с. 46.].
Если в Китае, Японии, Корее буддизм развивался в многообразии различных буддийских течений, то на протяжении истории буддизма во Вьетнаме самостоятельное существование имела лишь школа тхиен. До настоящего момента не встречалось ни одного документального материала, на основе которого можно было бы уверенно утверждать о самостоятельном существовании других течений. Ни ваджраяна, ни амидаизм не стали во Вьетнаме отдельными школами, они явились лишь элементами, которые восприняло учение тхиен. Говоря иными словами, история буддизма во Вьетнаме - это в основном история школ тхиен [25]. Многие исследователи считают, что вьетнамцы восприняли тхиен-буддизм (дзэн-буддизм), так как в его вероучении есть большое количество постулатов, которые близки вьетнамской культуре. Это любовь к природе, трудолюбие, превознесение чувства сострадания к человеку и всему живому. Вьетнамский буддизм также является патриотичным: «буддийская идеология слита с идеологией национального патриотизма» [17, с. 69] (на это указывает и М.Х. Дао [3, с. 65]).
Можно предположить, что буддизм махаяны появился, чтобы преодолеть ограничения буддизма тхеравады (хинаяны). Буддизм тхеравады, объяснявший буддийские источники с различных точек зрения, обогатил буддийское учение, но в то же время сделал его более жестким и консервативным. В результате была утеряна гибкость, присущая раннему буддизму. Путь освобождения через монашескую практику, предлагаемый тхеравадийским направлением, труден для понимания и реализации, что приводит к потере привлекательности буддизма для большинства народа. Появление махаяны было вызвано необходимостью вернуть буддийскому учению опору в массах. Буддизм махаяны глубоко развил концепцию освобождения во многих новых аспектах [15, с. 36]. Махаянисты, как поясняет В.И.Рудой, «шли дальше» в своих гносеологических построениях, развив учение о «пустотности дхарм» [20, с. 30].
Буддизм тхеравады исходит из того, что жизнь - это страдание, из чего выводит концепцию освобождения через уход в монастырь, отстранения от жизни, чтобы достичь состояния высшего покоя - нирваны. Если смотреть в целом, то это освобождение пассивного характера. Преодолевая указанные выше недостатки, махаяна ищет новый путь освобождения человека. Это направление буддизма делает акцент на освобождении ума, подчеркивает, что можно достичь освобождения и не уходя от жизни. Теория махаянского буддизма считает, что в душе человека есть и заблуждение, и просветление, есть и природа Будды, и земная природа, а человек, душой устремленный к просветлению, избавляется от заблуждений.
2. Трансформация понятия нирваны в махаяне
Понятие нирваны как цели буддистского пути имеет глубокий смысл [4, с. 1083]. Все толкования нирваны имеют общий смысл: она означает, прежде всего, избавление от желаний, прерывание кармического круга, абсолютную чистоту. В нирване больше нет потока линейного времени, но есть вечное измерение пространства-времени в человеческом сознании. Таким образом, нирвана в буддизме - это не какой-то блаженный край, который имеет положение в пространстве-времени. Нирвана - это духовное состояние, которое предполагает совершенное умиротворение, покой, мудрость, уничтожение привязанностей и желаний, избавление от неведения, прекращение всех
страданий и несчастий. Будда Шакьямуни определял это переживание как безграничное умиротворение, бесконечную свободу, абсолютное счастье освобождения. По сути, нирвана в буддизме - это вневременное, внепространственное понятие, неопределенное, не имеющее ни начала, ни конца. Согласно махаяне, истину находят не на краю света, она здесь и сейчас. И именно неправильное мышление мешает людям увидеть Нирвану в существующей реальности. Поэтому Нирвана достигается в первую очередь путем отказа от заблуждений в человеческом сознании. Нирвана - это всего лишь вопрос устранения всех ошибок в нашем воображении [14, с. 265]. Таким образом, исходя из страданий как отправной точки буддийского учения, Будда советует людям не слепо принимать свою судьбу в любых обстоятельствах, а стремиться уничтожить само страдание.
Появление буддизма махаяны явилось движением возрождения буддизма, стремившегося найти место в обществе, возникшим из необходимости преодоления ограничений тхеравады. С появлением махаяны понимание нирваны расширилось на основе концепции бодхисаттвы. В махаяне развит идеал освобождения. Поскольку нирвана раннего буддизма была ограничена индивидуальными рамками, а махаяна ориентируется на путь бодхисаттвы, что означает необходимость приносить пользу другим, постольку в буддизме махаяны концепция нирваны претерпела определенную трансформацию, хотя суть ее осталась неизменной. Возникло понятие «нирваны без [достижения] вершины».
«Нирвана без [достижения] вершины» (ЛргаЙБ Ш^тгуага) - оригинальная концепция буддизма махаяны, предполагающая, что живущие в эмпирическом мире и пребывающие в кругу сансары, обладают имманентной свободой, способны полностью стать хозяином самому себе, при этом активно действуя, помогая другим добиться освобождения. «Нирвана без [достижения] вершины» - это компромисс между идеями освобождения и бесконечностью перерождений сансары. Таким образом, нирвана махаяны по сути разрывает путы сансарного мира, позволяя адепту достичь освобождения здесь и сейчас, а также помогать освободиться другим.
Концепция «нирваны без [достижения] вершины» подчеркивает неустанный дух подвижничества, стремление к освобождению других от заблуждений. Нирвана достигается в любом месте, как только возникает полное пробуждение. Следовательно, для освобождения не нужно отрицать жизнь, а нужно просто достичь состояния, при котором больше нет различий между этим берегом - сансарой - и другим - освобождением. Больше нет различий между всем живым и Буддой, заблуждением и просветлением. Сансара становится тождественна нирване, омраченное сознание (клеша) тождественно просветлению (бодхи). Нирвана и сансара - одно и то же, но если смотришь, пребывая в неведении, - то видишь круговорот перерождений, если же смотреть, достигнув просветления, - то это Нирвана [15, с. 41].
Согласно Ланкаватара сутре, Нирвана познается не как нечто, отличное от круга рождения и смерти, или сансары; поскольку стремление к различиям - результат ложных суждений. Представление будущего, которое наступит, когда мир чувств будет полностью устранен, - это нирвана «старейших» (тхеравады). Нирвана же махаяны преодолевает пределы двойственности нирваны и сансары» [8, с. 118]. Таким образом, махаяна, исходящая из утверждения, что «сансара есть нирвана», показала человечеству, что колесо рождений и смертей и нирвана неразделимы, и просветление достигается в самом земном мире. Благодаря этому, буддизм стал ближе людям, дав им веру в избавление от страданий.
В сущности, нирвана махаянского буддизма является продолжением концепции нирваны буддизма тхеравады, однако при этом делает акцент на активном участии в жизни. В период раннего буддизма нирвана понималась как прекращение земного существования, уход в царство пассивного спокойствия, что представлялось трудно достижимым, из-за чего буддизм постепенно терял свою привлекательность. В буддизме махаяны концепция нирваны была выведена на более высокий уровень, адаптирована к эпохе, потребностям общества. Это более деятельное, более активное понимание нирваны.
Мысль о том, что «всё живое способно стать Буддой» глубоко развито в буддизме махаяны. Согласно этой идее, любой, кто практикует буддизм, может стать Буддой. Шурангама сутра (Surangama Sutra) считает, что любой, независимо от того, мужчина это или женщина, старый человек или молодой, покинул ли он семью и постригся в монахи или по-прежнему остается в семье, живет ли он в городе или в деревне, каждый может достичь освобождения и оставаться свободным в круге перерождений, если его ум (сознание) станет абсолютно ясным. Махапариниббана-сутра («Сутра о великой паринирване», «Великое Окончательное Освобождение») также утверждает, что природа Будды есть во всем, и всё живое в конечном итоге превратится в Будду, но надо сначала преодолеть множество разных препятствий.
В Татхагатагарбхе сутре (Tathagatugarbha Sutra, сформировалась в Индии в IV-V вв,) говорится о том, что семена, которые в будущем прорастут в Будду, есть в душе у каждого человека, и они не могут проявиться из-за опутывающих их страданий и заблуждений (клеш). Появление Будды в этом мире как раз и направлено на то, чтобы пробудить семена просветления, скрытые в каждом человеке, помочь им вырасти в деревья просветления и дать плоды освобождения. Так, согласно толкованию Е.А.Торчинова, все существа могут стать буддами, поскольку в природе существ нет ничего, что могло бы этому воспрепятствовать, ибо все существа суть будды, им надо лишь раскрыть, реализовать свою «буддовость» [22, с. 111-112].
Одной и известнейших и наиболее почитаемых в Восточной Азии является также «Лотосовая сутра», которая известна с первых веков нашей эры. В ней синтезируются идеи буддизма хинаяны и махаяны, с преобладанием махаянских представлений. В этой сутре довольно глубоко обсуждается природа Будды в человеке и достижение освобождения. Исходя из «Сутры Лотоса» все живые существа являются бодхисаттвами. В ней объединяются пути монашеского служения и мирской жизни, принимая сознание бодхи (альтруизм и сострадание к людям), чтобы освободить себя и принести освобождение другим, достичь блаженства здесь и сейчас в этом земном мире [21; 9, с. 69.]. Вьетнамский буддизм впитал в себя мудрость данных сутр, адаптировав ее к местным верованиям.
Выводы
Стремление освободить людей от страданий имеет глубокий гуманистический смысл. Вера в возможность самостоятельного освобождения, перспектива абсолютного счастья и спокойствия в нирване помогают людям обрести духовные силы, выстоять в жизненных перипетиях. Идея освобождения - это душа вьетнамского буддизма.
Концепция освобождения самого себя и всего живого в буддизме махаяны - активный шаг в развитии буддийского учения. Ранний буддизм направлял к освобождению своими силами, советуя «самостоятельно зажечь факел и идти». Буддизм махаяны подчеркивает, что, если хочешь обрести освобождение, необходимо помочь другим освободиться вместе с тобой. Помогая освободиться другим, освобождаешь себя.
В целом, буддизм махаяны сделал большой шаг в развитии концепции поиска освобождения через активное участие в жизни. Исследователь Кимура Таикэн (Kimura Taiken) проанализировал основные особенности махаяны в сравнении с хина-янским (тхеравадийским) буддизмом. По его мнению, «Буддизм тхеравады несет негативный характер, махаяна - позитивный; традиционная тхеравада, будучи ориентированной на личную свободу, поддерживается за счет отдельных личностей, махаяна - массовыми движениями. В тхераваде целью является личное освобождение, махаяна видит свою цель в освобождении всего общества; тхеравада выступает за отшельничество, махаяна - за активную деятельность; тхеравада ориентируется на тех, кто принял решение отказаться от мирской жизни и посвятил себя монашеству, а махаяна доступна для всех. Махаяна провозглашает лозунг возвращения к духу Будды и фактически наследует изначальный буддийский дух, поэтому мы можем сказать, что махаяна ближе к истинному учению Будды» [14].
Махаяна - это поиск корней, характеризующих суть учения Будды. Она восстанавливает изначальный дух буддийского учения [5, с. 192]. Можно сказать, что ранний буддизм является фундаментом, мощным корнем, а буддизм махаяны - это цветы и плоды этого древа. Достижение нирваны в буддизме возможно многими путями, важно следовать дхарме, хранить целомудрие и медитировать. Медитация - это способ достичь нирваны и обрести освобождение. В состоянии медитации человек видит истинную природу мира. Поэтому появление и развитие буддизма махаяны связано во Вьетнаме с развитием различных школ дзен (чань) [15, с. 41]. Школы чань процветали в Китае, а затем распространились и на другие страны Восточной Азии. Обновление буддизма Махаяны, направленное на его адаптацию и развитие, привнесло в это учение новую жизненную силу и привлекательность, благодаря чему, несмотря на спад популярности этого направления в Индии, оно получило мощное развитие во многих странах мира, в том числе на Дальнем Востоке и во Вьетнаме.
Можно утверждать, что исходя из «Четырех благородных истин» как ключевых буддизм развивался поэтапно, на каждом из которых внося свои нюансы в концепцию освобождения. От позиции ухода из мирской жизни, отстранения от нее, предлагавшейся в раннем буддизме тхеравады, до махаянской концепции активного участия в жизни, буддизм прошел длительный путь поисков и развития. Вьетнамцы поступили с буддизмом так же, как с даосизмом и конфуцианством, - приспособили его к своим потребностям, отвечающим задачам национального развития. К такому выводу приходят как вьетнамские, так и российские исследователи буддизма во Вьетнаме.
Список литературы
1. Богомазова Н.Л., Валеева Г.В. Идея гуманизма в философии Древнего Востока: конфуцианство, дзен-буддизм // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. -2017. - № 4 (24). - С. 14-19.
2. Во Л.В. Буддистская скульптура Южного Вьетнама культуры фунань-окэо I-VII вв. // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 845-848.
3. Дао М.Х. Распространение буддизма и его влияние на народную культуру Вьетнама // Вьетнамские исследования. - 2018. - № 3. - С. 57-67.
4. Ким Кыонг Ты. Китайско-вьетнамский буддийский словарь. Т. 1. - Ханой: Изд. Институт буддологии, 1992 (Kim Cuong Tu. Tu dien Phat hoc Han - Viet. Tap 1. -Ha Noi: Phan vien nghien cuu Phat hoc, 1992).
5. Кимура Таикэн. Теоретическая мысль буддизма Махаяны. Пер. Тхук Куанг До. -Сайгон: Изд-во Университета Ванхань, 1969 (Kimura Taiken. Tu tuöng Phat giao dai thua. Dich bö Thich Quäng Do. - Sai Gon: Nha xuat bän Dai hoc Van Hanh, 1969. - 583 tr.).
6. Кнорозова Е.Ю. Буддизм и ранние вьетнамские библиотеки // Петербургская библиотечная школа. - 2017. - № 1 (57). - С. 131-137.
7. Кудрин С.К. Проблема разумения языка в дзен-буддизме // Журнал филологических исследований. - 2019. - Т. 4. - № 1. - С. 12-15.
8. Ланкаватара сутра. Перевод на вьетнамский Тич Чон Тхиеном и Чан Туан Мэном. - Хошимин: изд-во Хо Ши Мина, 1998.
9. Лотосовая сутра / Андросов В. П. // Ломоносов - Манизер. - М.: Большая российская энциклопедия, 2011 (Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. 2004-2017, т. 18).
10. Май К Да. Проблемы культурной интеграции протестантизма во Вьетнаме (опыт историко-философского анализа). Диссерт. на соиск. уч. ст. кандид. филос. наук по спец. 09.00.03 - История философии. Москва, ФГСН РУД, 05.06.2019. http://dissovet.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=3&mod=dis&dis_id=2631
11. Матвейчев О. А. Философия человека в дзен-буддизме в современном диалоге культур // Современные гуманитарные исследования. - 2015. - № 3 (64). - С. 56-75.
12. Нгок Чонг Л. Дзен буддизм во Вьетнаме в условиях современной международной интеграции // Наука. Искусство. Культура. - 2017. - № 4 (16). - С. 112-118.
13. Нгуен В.З. Идеи буддизма и даосизма во вьетнамском конфуцианстве XVI-XVIII вв. // Общество: философия, история, культура. - 2017. - № 11. - С. 34-39.
14. Нгуен Данг Тхук, История вьетнамской мысли. Т. 3. - Хошимин: Изд-во г. Хошимина, 1992 (Nguyen Dang Thuc, Lich Su Tu Tuong Viet Nam. T. 3. Thanh pho Ho Chi Minh: Nha xuat ban Thanh pho Ho Chi Minh, 1992).
15. Нгуен Куанг Ку. Основы формирования мысли буддизма махаяны // Религиоведение. - 2014. - № 7 (133) - С. 36-43 (Nguyen Quang Cu. Co sd hinh thanh tu tuong phat giao dai thua // Nghien cuu ton giao. - 2014. - № 7 (133). - Tr. 36-43 ).
16. Нгуен Ланг. История вьетнамского буддизма. Т.1. - Ханой: Литература, 1993 (Nguyen Lang, Viet Nam Phat giao su luan. Tap 1. - Ha Noi: Nha xuat ban Van hoc, 1993).
17. Новакова О.В. Своеобразие вьетнамского буддизма. Обзор эксперта // Вьетнамские исследования. - 2018. - № 3. - С. 68-73.
18. Поляков А.Б. Роль буддизма в политической жизни Вьетнама при первых независимых вьетских династиях (последняя треть X - начало XI вв.) // Вьетнамские исследования. - 2012. - № 2. - С. 184-197.
19. Родичева И.С., Новикова О.С. Опыт самоидентификации в дзен-буддизме // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Материалы научных конференций. Выпускающий редактор Ю.Ф. Эльзессер. Отв. за выпуск Л. А. Павлов. 2019. - С. 167-170.
20. Рудой В.И. Введение в буддийскую философию // Васубандху. Абхидхармакоша. М.: Наука, 1990.
21. Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. / Пер. с кит. и комм. А. Н. Игнатовича. - М.: Янус-К, 1998.
22. Торчинов Е. А. Классическая буддийская философия: Йогачара (Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи // Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 92-119.
23. Усков С.В., Глухов С.Т. Философия дзен-буддизма как нравственно-психологическая основа педагогического процесса дальневосточных единоборств // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России. Сборник статей. Орел, 2018. - С. 165-169.
24. Ха Ван Тан. О трех элементах вьетнамского буддизма: дзэн, ваджраян и амида-изм // Некоторые вопросы буддизма и история вьетнамской мысли. - Ханой: Институт философии, 1986 (Ha Van Tan, Ve ba yeu to cua Phat giao Viet Nam: Thien, Tinh, Mat / May van de ve Phat giao va lich su tu tudng Viet Nam. - Ha Noi: Vien Triet hoc, 1986). -C. 81-96.
25. Чан Т.К.О. Буддизм в эпоху правления династия Чан // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2011. - №3. -С. 178-183; Чан Т.К.О. Буддизм и вера во Вьетнаме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2011. - № 4. - С. 103-111.
26. Rhi, Ki-Yong. Buddhism and National Culture in Korea // S. R. Bhatt (ed.). Buddhist Thought and Culture in India and Korea. New Dehli: Indian Council of Philosophical Research, 2003.