Научная статья на тему 'Укрепление материально-технической базы аграрного предпринимательства'

Укрепление материально-технической базы аграрного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стимулирование инвестиций / аграрное предпринимательство / тенденции формирования / материально-техническая база / investment stimulation / agrarian business / tendencies of formation / material and technical base

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. И. Климин

Признавая необходимость технико-технологической модернизации сельского хозяйства, следует подчеркнуть, что в жестких рамках производственно-ресурсных ограничений, дефицита финансовых средств и низких инвестиционных возможностей субъектов аграрного предпринимательства обостряется необходимость расширения государственного стимулирования инвестиций в технологические инновации. В этой связи необходимы обоснование и разработка рекомендаций по укреплению материально-технической базы аграрного предпринимательства. Решение этой проблемы во многом зависит от наполняемости структурных элементов материально-технической базы, условий ее функционирования и воспроизводства, восприимчивости к различного рода инновациям, высокой адаптивности к меняющейся внешней среде. Приведены результаты исследования процесса укрепления материально-технической базы аграрного предпринимательства. Сделан прогноз потребности в сельскохозяйственной технике для крестьянских (фермерских) хозяйств Могилевской области. Исходя из нагрузки земельной площади на техническую единицу, необходимо дополнительное укомплектование фермеров Могилевской области тракторами и грузовыми автомобилями. При этом предусматривается постепенный переход субъектов аграрного предпринимательства на преимущественно собственные источники инвестиций. Отличительные особенности предлагаемых рекомендаций в том, что норматив обеспеченности крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственной техникой определяется, исходя из региональных тенденций формирования материально-технической базы с учетом обоснованного уровня капитальных вложений в условиях бюджетных финансовых ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening of material-technical base of agrarian entrepreneurship

Recognizing the need for technical and technological modernization of agriculture, it should be emphasized that, in the strict framework of production and resource constraints, lack of financial resources and low investment opportunities for agribusinesses, the need to expand government incentives for investment in technological innovation is becoming more acute. In this connection, it is necessary to justify and develop recommendations on strengthening the material and technical basis of agricultural entrepreneurship. The solution of this problem largely depends on the filling of structural elements of the material and technical base, the conditions of its functioning and reproduction, susceptibility to various kinds of innovations, and high adaptability to the changing external environment. We have presented results of research into the process of strengthening the material and technical basis of agrarian entrepreneurship. We have made a forecast of the need for agricultural machinery for peasant (farmer) households in Mogilev region. Taking into account the load of land area per a technical unit, it is necessary to complement Mogilev region farmers with tractors and trucks. At the same time, a gradual transition of subjects of agrarian entrepreneurship to predominantly own sources of investment is envisaged. Distinctive features of the proposed recommendations are that the standard for provision of peasant (farmer) households with agricultural equipment is determined on the basis of regional trends in the formation of material and technical base, taking into account the justified level of capital investments in the context of budgetary financial constraints.

Текст научной работы на тему «Укрепление материально-технической базы аграрного предпринимательства»

УДК 629.4.084.17:[346.26:63]

УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

С. И. КЛИМИН

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Могилевская область, Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 12.01.2017)

Признавая необходимость технико-технологической модернизации сельского хозяйства, следует подчеркнуть, что в жестких рамках производственно-ресурсных ограничений, дефицита финансовых средств и низких инвестиционных возможностей субъектов аграрного предпринимательства обостряется необходимость расширения государственного стимулирования инвестиций в технологические инновации. В этой связи необходимы обоснование и разработка рекомендаций по укреплению материально-технической базы аграрного предпринимательства. Решение этой проблемы во многом зависит от наполняемости структурных элементов материально-технической базы, условий ее функционирования и воспроизводства, восприимчивости к различного рода инновациям, высокой адаптивности к меняющейся внешней среде. Приведены результаты исследования процесса укрепления материально-технической базы аграрного предпринимательства. Сделан прогноз потребности в сельскохозяйственной технике для крестьянских (фермерских) хозяйств Могилевской области. Исходя из нагрузки земельной площади на техническую единицу, необходимо дополнительное укомплектование фермеров Могилевской области тракторами и грузовыми автомобилями. При этом предусматривается постепенный переход субъектов аграрного предпринимательства на преимущественно собственные источники инвестиций. Отличительные особенности предлагаемых рекомендаций в том, что норматив обеспеченности крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственной техникой определяется, исходя из региональных тенденций формирования материально-технической базы с учетом обоснованного уровня капитальных вложений в условиях бюджетных финансовых ограничений.

Ключевые слова: стимулирование инвестиций, аграрное предпринимательство, тенденции формирования, материально-техническая база.

Recognizing the need for technical and technological modernization of agriculture, it should be emphasized that, in the strict framework of production and resource constraints, lack of financial resources and low investment opportunities for agribusinesses, the need to expand government incentives for investment in technological innovation is becoming more acute. In this connection, it is necessary to justify and develop recommendations on strengthening the material and technical basis of agricultural entrepreneur-ship. The solution of this problem largely depends on the filling of structural elements of the material and technical base, the conditions of its functioning and reproduction, susceptibility to various kinds of innovations, and high adaptability to the changing external environment. We have presented results of research into the process of strengthening the material and technical basis of agrarian entrepreneurship. We have made a forecast of the need for agricultural machinery for peasant (farmer) households in Mogilev region. Taking into account the load of land area per a technical unit, it is necessary to complement Mogilev region farmers with tractors and trucks. At the same time, a gradual transition of subjects of agrarian entrepreneurship to predominantly own sources of investment is envisaged. Distinctive features of the proposed recommendations are that the standard for provision of peasant (farmer) households with agricultural equipment is determined on the basis of regional trends in the formation of material and technical base, taking into account the justified level of capital investments in the context of budgetary financial constraints.

Key words: investment stimulation, agrarian business, tendencies of formation, material and technical base.

Введение

Основным содержанием процесса укрепления материально-технической базы аграрного предпринимательства предлагается обоснование методов и подходов, позволяющих выявить источники и факторы эффективности инновационно-инвестиционного обеспечения устойчивого развития аграрного предпринимательства.

Разработкой проблем оптимального формирования, развития и эффективного использования материально-технической базы сельского хозяйства занимались такие ученые, как А. П. Шпак, А. С. Сайганов, Г. Г. Мамаева, Г. Павлова, Л. Ф. Кормаков, В. Н. Ариничев, Н. И. Лукашев, В. П. Алфе-рьев, H. A. Дорофеева, В. И. Драгайцев, В. К. Осадчий, А. Г. Папцов, В. Н. Кузьмин. В работах М. Х. Ахохова, В. Я. Лимарева, В. П. Нагребельного, H. A. Попова был сделан акцент на организацию материально-технического снабжения сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях.

Основная часть

В процессе подготовки научной статьи использовались экономико-статистические и общелогические (анализ, синтез, аналогия, обобщение) методы.

Особенности развития диверсификации предпринимательства в сельских населенных пунктах тесно переплетаются и взаимодействуют с обеспечением устойчивости социально-экономического развития сельских населенных пунктов. Предложенные нами рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы диверсификации аграрного предпринимательства, хотя и учитывают общие подходы к устойчивому развитию, тем не менее сформированы без учета особенностей организации экономики конкретных сельских населенных пунктов. В контексте этого селу не отводится особого внимания как региональному хозяйству, экономика которого является одним из элементов целостной системы аграрной экономики, в рамках которой происходят диверсификационные процессы экономического развития, расширения ассортимента производимой продукции и услуг, удовлетворяющих растущий спрос.

Категорию устойчивости социально-экономического развития сельских населенных пунктов, наряду с другими аспектами, предложено рассматривать через призму активизации аграрного предпринимательства и его диверсификации, которая основана на том, что различные местные и внешние рынки продукции и услуг крестьянских (фермерских) хозяйств имеют свой предел насыщения, превышение которого может вести к росту издержек, снижению эффективности производства. В связи с этим укрепление материально-технической базы аграрного предпринимательства на основе технологических инноваций, позволяющее выйти на новые рынки с инновационной продукцией, требует обоснованных рекомендаций и расчетов.

В табл. 1 сделан прогноз потребности в сельскохозяйственной технике для крестьянских (фермерских) хозяйств Могилевской области.

Таблица 1. Прогноз потребности в сельскохозяйственной технике

Наименование районов Поступило в 2015 г. Расчет на 2020 г. Расчет ± к факту

трактора автомобили трактора автомобили трактора автомобили

Белыничский - - 2 1 +2 +1

Бобруйский 7 2 12 2 +5 -

Быховский - - 1 1 +1 +1

Глусский - - 4 1 +4 +1

Горецкий - - 8 2 +8 +2

Дрибинский 2 - 17 4 +15 +4

Кировский - - 2 1 +2 +1

Климовичский - - 1 1 +1 +1

Кличевский - - 3 1 +3 +1

Костюковичский - - 16 3 +16 +3

Краснопольский - - 1 1 +1 +1

Кричевский 2 - 2 1 - +1

Круглянский 4 1 6 1 +2 -

Могилевский - - 13 3 +13 +3

Мстиславский - - 1 1 +1 +1

Осиповичский - - 9 2 +9 +2

Славгородский - - 1 1 +1 +1

Хотимский - - 1 1 +1 +1

Чаусский 5 - 6 1 +1 +1

Чериковский - - 2 1 +2 +1

Шкловский 34 7 4 4 -30 -3

Итого 54 10 113 33 +59 +23

Примечание: Составлена автором на основе расчетов по данным крестьянских (фермерских) хозяйств областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевской области.

Из табл. 1 следует, что к 2020 г. при доведении уровня обеспеченности крестьянских (фермерских) хозяйств основной сельскохозяйственной техникой до рационального распределения по хозяйствам административных районов, исходя из нагрузки земельной площади на техническую единицу, необходимо дополнительное укомплектование фермеров Могилевской области тракторами и грузовыми автомобилями. Это может потребовать от 580 тыс. до 1 млн инвестиций (в оценке долл. США) в существующих условиях финансовых ограничений государственной поддержки сельского хозяйства. При этом предусматривается постепенный переход субъектов аграрного предпринимательства на преимущественно собственные источники инвестиций, т. е. самофинансирование.

Исследуя вопросы самофинансирования субъектов аграрного предпринимательства Могилевской и Витебской областей, по данным динамики их экономических показателей были построены прогнозные модели взаимной зависимости численности работников, чистой прибыли и инвестиций в основной капитал (табл. 2).

Таблица 2. Прогнозные параметры моделей взаимосвязи инвестиций в укрепление материально-технической базы и результатов аграрного предпринимательства (2015 г.)

Ресурсы и внешняя среда аграрного предпринимательства Дополнительная денежная выручка или ее потери от влияния фактора

Постоянные факторы

Институциональная среда аграрного предпринимательства, млрд рублей -288,0

Переменные факторы

Окупаемость трудовых ресурсов, млн рублей 398,8

Инвестиций в укрепление материально-технической базы, млн рублей 670,9

Примечание: Составлена автором по результатам расчетов.

Из табл. 2 следует, что сложившаяся институциональная среда не способствует окупаемости инвестиций в укрепление материально-технической базы аграрного предпринимательства и расширение занятости в этой сфере, так как приводит к потере доходов субъектов аграрного предпринимательства Республики Беларусь в целом до 288 млрд рублей. Эту сумму можно рассматривать в качестве

минимальной государственной поддержки аграрному предпринимательству в формирование и развитие материально-технической базы. Окупаемость инвестиций в основной капитал и затрат на использование трудовых ресурсов показывает, что прирост инвестиций в укрепление материально-технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств на 1 млрд рублей должен обеспечить 670,9 млн рублей увеличения денежной выручки. Из проведенного анализа следует, что наряду с количественной оценкой взаимосвязи денежной выручки и инвестиций в укрепление материально-технической базы аграрного предпринимательства, требуется провести исследование взаимосвязи численности работников субъектов предпринимательства, уровня получаемой денежной выручки и прибыли. Расчеты по данным субъектов аграрного предпринимательства позволили представить график зависимость денежной выручки и численности работников.

Из построенной эконометрической модели следует, что рост численности субъектов аграрного предпринимательства ведет к увеличению выручки на 41,97 млн рублей в расчете на одного дополнительного работника. Причем связь нелинейная: при дальнейшем увеличении численности работников крестьянского (фермерского) хозяйства будет наблюдаться больший прирост денежной выручки. Коэффициент детерминации (Я2=0,5) показывает, что 50 % вариации денежной выручки крестьянских (фермерских) хозяйств формируется за счет использования трудовых ресурсов. Проведенные расчеты подтверждают возможность укрупнения крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе за счет их участия в реструктуризации экономически несостоятельных сельскохозяйственных организаций, а также образования потребительских сельскохозяйственных кооперативов.

В отличие от денежной выручки вариация численности работников субъектов аграрного предпринимательства только на 40 % объясняет вариацию прибыли. Прирост прибыли субъекта аграрного предпринимательства в среднем на 6,7 млн рублей при найме дополнительного работника связан с эффектом большей производительности труда при увеличении масштабов производственной деятельности и партнерства аграрного предпринимательства, что подтверждает ранее предложенную кооперацию фермеров и других субъектов аграрного предпринимательства.

Расчеты показывают обоснованность оптимизации численности работников субъектов аграрного предпринимательства на основе принципа равенства предельного дохода от дополнительного найма 1 работника и дополнительных затрат на привлечение дополнительной единицы рабочей силы. До достижения уровня численности работников (100 чел.) в расчете на одну крупную организацию аграрного предпринимательства, предельный чистый доход от найма дополнительного работника растет быстрее, чем снижение предельных затрат на рабочую силу. Достижение организацией численности 200 чел. ведет к опережающему росту предельных затрат над доходом. Для крупных (фермерских) хозяйств, созданных на основе присоединения к ним сельскохозяйственной организации, эта численность является максимальной, после которой дополнительный наем рабочей силы является экономически нецелесообразным.

Отсюда следует, что оптимальная численность работников крупных организаций в аграрном предпринимательстве составляет 100 чел. Укрупнение субъектов предпринимательства, их интеграция и кооперация с другими субъектами хозяйствования в агропромышленном производстве положительно отразится на росте денежной выручки. Рассчитанный параметр средней оптимальной численности организации аграрного предпринимательства, наряду с расчетом потребности в сельскохозяйственной технике, при оценке его среднегодового тренда за последний период может выступать основой для расчета ориентировочных объемов государственной поддержки и льготного кредитования фермеров на цели формирования и модернизации материально-технической базы.

Расчет значений аналогичного параметра по другим районам Могилевской и Витебской областей показывает подтверждение выявленной зависимости, но в результате оценки получен различный уровень численности работников в зависимости от преобладающей специализации субъектов предпринимательства, а также развития процессов диверсификации. Подтверждена взаимосвязь между эффективностью функционирования аграрного предпринимательства и степенью насыщенности внутреннего рынка. Так, в Оршанском районе в отличие от других, наблюдается рост денежной выручки при увеличении средней численности субъектов аграрного предпринимательства, что объясняется не до конца реализованной емкостью рынка.

Заключение

Организацию процесса укрепления материально-технической базы крестьянских (фермерских) хозяйств предлагается построить на повышении их обеспеченности сельскохозяйственной техникой и оборудованием. Согласно проведенным расчетам, к 2020 г. при доведении уровня обеспеченности крестьянских (фермерских) хозяйств основной сельскохозяйственной техникой до рационального распределения по хозяйствам административных районов, исходя из нагрузки земельной площади на техническую единицу необходимо дополнительное укомплектование фермеров Могилевской области тракторами и грузовыми автомобилями (поставка 59 тракторов и 23 автомобилей).

Отличительные особенности предлагаемых рекомендаций в том, что норматив обеспеченности крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственной техникой определяется, исходя из региональных тенденций формирования материально-технической базы с учетом обоснованного уровня капитальных вложений в условиях бюджетных финансовых ограничений.

Практическая значимость состоит в определении границ изменения необходимого уровня инвестиций (от 580 тыс. до 1 млн инвестиций долл. США), что позволяет органам государственного регулирования аграрного предпринимательства осуществлять эффективное финансовое управление в условиях жестких бюджетных ограничений. При этом предусматривается постепенный переход субъектов аграрного предпринимательства на преимущественно собственные источники инвестиций, т. е. самофинансирование.

Результаты исследований показывают, что рост численности работников субъектов аграрного предпринимательства, не подкрепленный соответствующим уровнем инвестиций в укрепление материально-технической базы, ведет к падению денежной выручки и прибыли, кроме ситуации высокой точки насыщенности внутреннего рынка и больших возможностей диверсификации деятельности субъектов аграрного предпринимательства.

Новизна результатов проведенных эконометрических расчетов в том, что оптимальная численность организации аграрного предпринимательства количественно увязана с инвестициями в основной капитал, динамика которых отражает возможности укрепления материально-технической базы.

Рекомендованные приемы расчета оптимальных параметров численности работников коммерческих организаций аграрного предпринимательства при эффективной институциональной среде, прежде всего, совершенствовании нормативно-правового обеспечения аграрного предпринимательства позволят обеспечить повышение дополнительной прибыли от использования привлеченных трудовых ресурсов в два раза. Наши предложения будут способствовать повышению социальной эффективности через увеличение занятости в предпринимательском аграрном секторе до 60 чел. в среднем на одну организацию.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Борисов, Д. В. Роль малого агробизнеса в структурной перестройке сельского хозяйства / Д. В. Борисов // Никоновские чтения, 2009. - № 14. - С. 216-218.

2.Воронин, Б. А. Развитие малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере: научно-правовые проблемы / Б. А. Воронин // Аграрный вестник Урала. - 2008. - № 12. - С. 86-88.

3.Гусаков, В. Г. Диверсификация аграрной экономики Беларуси: проблемы, решения [Текст] / В. Г. Гусаков // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси : межведомственный тематический сборник / Институт аграрной экономики НАН Беларуси. - Минск, 2004. - Вып. 32. - С. 3-20.

4. Догиль, Л. Ф. Предпринимательство и малый бизнес / Л. Ф. Догиль, Б. Д. Семенов. - Минск, 2003. - 266 с.

5. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2015: статистический сборник / Отв. за выпуск А. С. Снетков; Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2015. - 442 с.

6.О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь: статистический бюллетень / Отв. за выпуск И. А. Костевич; Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2013. - 48с.

7. О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь: статистический бюллетень / Отв. за выпуск И. С. Кангро; Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2014. - 48с.

8.О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь: статистический бюллетень / Отв. за выпуск И. С. Кангро; Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2015. - 35с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.