УДК 631.1.017.3
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
А.Л. АСТАПЧИК, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
PERFORMANCE ANALYSIS (PEASANT) FARMS IN THE REPUBLIC OF BELARUS
A.L. ASTAPCHIK, postgraduate student The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
Фермерское хозяйство является одной из относительно новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства, возникновение которой связано с осуществлением в республике аграрной реформы. Аграрная реформа, важной задачей которой является придание адекватных благоприятных условий всем субъектам хозяйствования в целях обеспечения продовольственной безопасности, обусловливает развитие и такой организационно-правовой формы, как фермерское хозяйство. В статье рассмотрены тенденции развития фермерских хозяйств с 2008 по 2012 годы, проведен анализ численности работников, объема производимой продукции, производства продукции по областям и основных экономических показателей деятельности фермерских хозяйств.
Farming is one of the relatively new legal forms of agrarian business, the occurrence of which is associated with the implementation of agrarian reform in the country. Agrarian reform, an important task which is to give adequate favorable conditions for all economic entities in order to ensure food security, and this causes the development of the legal form as a farm. The article examines trends in the development of farms from 2008 to 2012, an analysis of the number of employees, volume of production, production by regions and major economic indicators of farms.
Введение. Теоретические основы организационного устройства семейных крестьянских хозяйств были заложены в трудах таких известных ученых-экономистов прошлого столетия, как А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, С.М. Маслов и Н.П. Макаров. Проблемой становления и развития крестьянских хозяйств занимался А.В. Чаянов, который поставил в центр анализа изучение условий и особенностей семейно-трудового крестьянского хозяйства. Среди современных ученых-
экономистов, в той или иной степени касавшихся вопросов совершенствования и выбора эффективных форм организации крестьянских хозяйств, можно назвать В.Ф. Башмачникова, И.Н. Буздалова и Л.В. Корбут.
Современные экономические отношения способствуют формированию новых, прогрессивных подходов к организации производства сельскохозяйственной продукции с целью закрепления в сельском хозяйстве способов хозяйствования, основанных на экономическом стимулировании. Способы хозяйствования, базирующиеся только на государственной собственности, по нашему мнению, показали свою недостаточную эффективность. Практика эффективного развития сельскохозяйственного производства в высокоразвитых странах подтверждает необходимость создания в аграрном секторе экономики условий для свободного развития предпринимательства в различных не запрещенных законодательством формах [1].
Основная часть. Согласно Закону Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-ХП «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянским (фермерским) хозяйством признается «коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим имущественные вклады для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель» [5].
Недостаточная полнота правового регулирования, пробелы, противоречивость действующих норм законодательства не способствуют увеличению численности крестьянских (фермерских) хозяйств в республике. Если в 1999 году их насчитывалось 2652, то в 2003 году -2503, в 2009 году - 2136, в 2010 году - 2045 и только в 2012 году -2821 крестьянское (фермерское) хозяйство [4].
В 2012 году по сравнению с 2008 годом численность работников КФХ увеличилась по республике на 1824 человека, или 28,6%, наибольшее увеличение произошло в Гродненской, Брестской и Гомельской областях - на 52,5, 48,4 и 41,3% соответственно. В Витебской и Могилевской областях количество работников КФХ увеличилось всего на 3,2 и 8,4%, что составило 36 и 83 человека. Члены КФХ в общей численности работающих в них в 2012 году составили от 29,1%
в Брестской области до 43,5% в Гомельской области, в целом же по республике они составляют 35,3%, остальные 64,7% это наемные работники.
Изменение количества работников, занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах, представлено в таблице 1.1 [7].
Таблица 1.1 - Списочная численность работников КФХ по областям, чел.
Область Годы 2012 г. к 2008 г. в %
2008 2009 2010 2011 2012
Брестская 1290 1299 1476 1851 1915 148,4
Витебская 1141 1096 1057 1175 1177 103,2
Гомельская 828 907 957 1239 1170 141,3
Гродненская 714 857 986 1074 1089 152,5
Минская 1414 1428 1482 1573 1777 125,7
Могилевская 994 972 957 1075 1077 108,4
Республика Беларусь 6381 6559 6915 7987 8205 128,6
Количество производимой продукции КФХ увеличивается с каждым годом, если в 2008 году объем произведенной сельскохозяйственной продукции в денежном выражении составил 216 млрд. рублей, то в 2012 году - 1052 млрд. рублей (таблица 1.2) [7].
Таблица 1.2 - Динамика производимой КФХ продукции сельского хозяйства, млрд. руб.
Область Годы 2012 г. к 2008 г. в %
2008 2009 2010 2011 2012
Продукция сельского хозяйства - всего 216 226 367 748 1052 487,0
В том числе:
продукция растениеводства 181 183 314 656 856 472,9
продукция животноводства 35 43 53 92 196 560,0
Продукция сельского хозяйства за рассматриваемый период увеличилась более чем в 4 раза, на это повлияли следующие факторы: интенсификация производства КФХ; увеличение занимаемой площади фермерскими хозяйствами; инфляционные процессы в экономике страны. Из данных таблицы 1.2 видно, что растениеводство является доминирующей отраслью в фермерских хозяйствах и в 2012 году его удельный вес составил 81,3% [7].
Таблица 1.3 - Продукция сельского хозяйства по областям, млрд. руб.
Годы Структура 2012
Область 2008 2009 2010 2011 2012 продукции по областям за г. к 2008 г. в %
2012 г., %
Брестская 44 60 96 182 257 24,4 584,1
Витебская 23 22 21 64 97 9,2 421,7
Гомельская 27 30 51 108 138 13,1 511,1
Гродненская 34 31 55 110 177 16,8 520,6
Минская 49 43 81 166 204 19,4 416,3
Могилевская 39 40 53 118 179 17,0 459
Республика Беларусь 216 226 367 748 1052 100 487
Рассматривая структуру производимой продукции по областям, следует отметить, что ведущее место занимают Брестская и Минская области, за 2012 год их удельный вес составил 24,4 и 19,4% соответственно, наименьший удельный вес продукции отмечен Витебской области, который составил 9,2% (таблица 1.3).
Фермерские хозяйства являются участниками отраслевых программ в области сельского хозяйства. В настоящее время в Государственной комплексной программе развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства на 2011-2015 годы участвуют 40 фермерских хозяйств, Республиканской программе по племенному делу в животноводстве на 2011-2015 годы - 5 хозяйств, в Государственной программе по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств в Республике Беларусь на 2010-2014 годы и на период до 2020 года -2 хозяйства. Для закупки тракторов и сельскохозяйственных машин отечественного производства на условиях, предусмотренных поста-
18
новлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2002 года № 1563, 95 фермерским хозяйствам были предоставлены льготные кредиты на сумму 15 млрд. рублей.
В целом за период с 2008 по 2012 годы фермерскими хозяйствами на условиях финансовой аренды (лизинга) приобретено 767 тракторов, 121 грузовой автомобиль, 122 комбайна различных модификаций и 464 прочих объекта лизинга, в том числе в 2011-2012 годах на условиях финансовой аренды (лизинга) фермерскими хозяйствами было приобретено 212 тракторов, 57 комбайнов и 233 прочих единиц техники и оборудования на сумму 104 млрд. рублей [6].
Объем государственного финансирования за 2011-2012 годы составил 221259,7 млн. рублей, наибольшее количество средств было выделено фермерам Минской и Брестской области, а наименьшее Гродненской. На лизинг и модернизацию производственных объектов было выделено 103596,8 млн. рублей, или 46,8% от всей государственной поддержки, что в первую очередь связано с покупкой импортной дорогостоящей техники и оборудования, а также для реконструкции производственных объектов (таблица 1.4).
Таблица 1.4 - Государственная финансовая поддержка фермерских хозяйств в 2011-2012 годах, млн. руб.
Область Финансирование -всего В том числе
средства респуб-ликан-ского бюджета на первичное обустрой-ство лизинг и модернизация производ- вод-ственных объектов долгосрочные кредиты на при-обретение техники отечествен-ного производства краткосрочные кредиты на посевную и уборочную кампании прочее финан-сирова-ние
Брестская 58964,9 1051,8 18144,7 3365,6 9480,5 26922,3
Витебская 40987,6 430,4 25435,3 533,5 3278,1 11310,3
Гомельская 20740,9 316,8 8189 953,2 10355,8 926,1
Гродненская 12936,5 315,3 2891,8 1301,5 6947,7 1480,2
Минская 67807 398,8 48279,4 4964,2 7687,1 6477,5
Могилевская 19822,8 390,7 656,6 3736,3 9898,1 5141,1
Республика Беларусь 221260 2903,8 103597 14854,3 47647,3 52257,5
В 2012 году по сравнению с 2010 годом выручка от реализации увеличилась более чем на 200%, чистая прибыль - на 217,4% и рентабельность продаж возросла на 14,2% (таблица 1.5) [6].
Таблица 1.5 - Финансовые показатели КФХ за 2010-2012 гг.
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г. в %
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млрд. руб. 515,1 939,8 1551,4 301,2
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, млрд. руб. 255,2 665,6 1071,4 419,8
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млрд. руб. 90,8 227,8 312,2 343,8
Чистая прибыль (убыток), млрд. руб. 89,8 191,8 285 317,4
Рентабельность продаж, % 17,6 24,2 20,1 114,2
Невысокие темпы роста численности фермеров в стране и низкий удельный вес в общем объеме производимой продукции объясняется наличием имеющихся проблем, которые перечислены ниже.
1. Выделение фермерам земель, имеющих низкий бонитет кадастровой оценки и плодородия (зачастую им достаются бросовые земли с плодородием не более 24-25 баллов, коммерческая успешность земледелия на которых объективно невозможна, поскольку от фермера требуются дополнительные затраты на проведение мероприятий по улучшению плодородия почвы). Как показывает анализ, урожайность растениеводческих культур у фермерских хозяйств республики ниже, чем в сельхозорганизациях республики. Однако если провести пересчет на 1 балл кадастровой оценки земли, урожайность у фермеров оказывается выше.
2. Остаточный принцип осуществления кредитования и поддержки материальными ресурсами крестьянских (фермерских) хозяйств республики. В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» они обеспечиваются тракторами, грузовыми автомобилями, горюче-смазочными и строительными материалами. Оказывается государственная помощь в сферах материально-технического снабжения, приобретения на условиях лизинга, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования; мелиорации земель и известкования почв; ветеринар-
20
ного и племенного дела, защиты растений, семеноводства. Реализация этих направлений осуществляется целевым назначением, для чего в органах материально-технического обеспечения создаются специальные фонды. Распределение материально-технических ресурсов указанных фондов производится местными исполнительными комитетами. Однако здесь обнаруживается та же проблема, что и с выделением земельных участков.
3. Неравные конкурентные условия в отрасли. Теоретически индивидуальные фермеры конкурируют на рынке как равные. Однако крупнейшие фермы и корпорации имеют решающие преимущества при приобретении материально-технических средств (они могут покупать их оптом - на 15-20% дешевле). Кроме того, крупные государственные предприятия выигрывают в конкурентной борьбе и при организации производства, и при реализации своей продукции: перерабатывающие предприятия и заготовительные организации в большинстве случаев предпочитают работать с более крупными производителями, так как их материальные издержки и риск в этом случае существенно ниже. Проблема усугубляется также удаленностью фермерских хозяйств от рынков сбыта, отсутствием пунктов переработки продукции, малыми объемами их производства.
4. Неразвитость рыночной инфраструктуры в сельском хозяйстве: отсутствие мониторинговых и аудиторских компаний, консультационных служб, оказывающих помощь в подготовке бизнес-планов, осуществлении налоговых и прочих расчетов, в получении информации об уровне дотирования, субсидирования и целевой финансовой помощи на производство различных видов продукции и пр. В настоящее время в республике нет структур, заинтересованных и способных содействовать повышению качества производимой продукции, ознакомлению фермеров с последними научными разработками и достижениями в профессиональных областях знаний и пр.
5. Чрезмерная регламентация деятельности фермерских хозяйств со стороны местных исполнительных и распорядительных органов, особенно в случае присоединения или аренды имущества убыточных сельскохозяйственных организаций.
6. Ограниченная возможность участия в государственных отраслевых программах из-за малых размеров посевных площадей, поголовья скота.
7. Недостаточно высокая квалификация фермеров. Квалификационный состав глав крестьянских (фермерских) хозяйств характеризу-
ется следующим соотношением: высшее образование имеют 36%, среднее специальное - 43%, среднее - 9,4%, неполное среднее - 1,6% [1, 3].
Исходя из анализа имеющихся проблем, по нашему мнению, одним из наиболее эффективных и перспективных вариантов решения является кооперация. Формы и типы кооперативных предприятий могут быть самыми разнообразными. Проанализировав различные типы, формы и виды сельскохозяйственных предприятий, видим, что практически все они содержат элементы кооперации, используемые при организации хозяйственной деятельности и прямо или косвенно основываются на принципах кооперации труда, организационных функций и капитала.
Формы такого соединения (кооперации) могут быть различными: на основе слияния производственного имущества, интеграции труда и создания единого и неделимого хозяйственного механизма с учетом и без учета начальной минимально необходимой доли взноса каждого участника (интегрированное предприятие); на основе объединения наличных средств и ресурсов в связи с необходимостью первоначального взноса в виде паев или долей и на условиях сохранения первоначальной величины взносов в их количественно неизменном виде при дальнейшем интегрированном производстве (паевое или долевое товарищество); на основе объединения строго одинаковых или фиксированных долей первоначальных взносов при сохранении этой величины за каждым участником предприятия в процессе совместной хозяйственной деятельности и ограниченной ответственности за ее результаты (совместное предприятие с ограниченной ответственностью); на основе соединения одинаковых или разных первоначальных взносов при условии увеличения исходных величин на установленный процент от суммы получаемой прибыли в процессе хозяйствования (акционерное товарищество); на основе вложений средств в создаваемое или действующее производство при необязательности дальнейшего трудового в нем участия и другие [1].
Деятельность фермерских хозяйств в республике за последние три года является прибыльной, рентабельность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением цели развития как каждого предприятия в отдельности, так и общества в целом.
Заключение. Таким образом, фермерские хозяйства представляют собой особый структурный элемент сельской экономики и сельских территорий, особенностью которых является повышение их социально-экономического значения. Несмотря на большое количество имеющихся проблем в функционировании КФХ их количество постепенно увеличивается, как и удельный вес их продукции в общественном производстве. Проблемы в деятельности фермерских хозяйств достаточно обширны, начиная от сложного и затратного по времени документооборота до проблем с государственной поддержкой. Исходя из зарубежного опыта, очевидно, что межфермерская кооперация является тем компонентом, который помогает преодолеть имеющиеся проблемы [1].
Список литературы
1. Астапчик, А.Л. Кооперация - важное условие развития фермерских хозяйств Беларуси / А.Л. Астапчик // Сборник научных трудов / Западнопоморский технологический университет. - Горки-Щецин, 2013. - Выпуск 10: Организационно-правовые аспекты инновационного развития АПК. - С. 35-39.
2. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mshp.minsk.by/ programms/b05296a6fb2ed475 .html. - Дата доступа: 20.01.2014.
3. Казакевич, А. В. Фермерские хозяйства Беларуси: становление, оценка и перспективы развития / А. В. Казакевич // ГП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»: тез. докл., Гродно, 2010 г. : в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т им. Я. Купалы. - Гродно, 2010. - Ч. 1. - С. 1-19.
4. Корбут, Л.В. Развитие фермерских хозяйств в системе сельских территорий Беларуси / Л.В. Корбут. - Вестник БГУ, сер.3, №3. - 2009.
5. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон Респ. Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII. - Минск, 1991.
6. Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mshp.minsk.by/about/podrazd/ eko/fermer/kfh/ad389662246a2236.html. - Дата доступа: 27.05.2013.
7. Статистический бюллетень «О деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь» / под. ред. И.А. Костевич. - Минск, 2013. - 47 с.
8. Чаянов, А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды / А.В. Чаянов. - М.: Институт экономики АН СССР «Экономика», - 1989. - 492 с.
Информация об авторе
Астапчик Алексей Леонидович, аспирант кафедры агробизнеса, УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029)748-00-99. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 24.03.2014 г.