Научная статья на тему 'Украинский рынок рекламы в специализированных СМИ в i полугодии 2008 г. '

Украинский рынок рекламы в специализированных СМИ в i полугодии 2008 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК РЕКЛАМЫ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОДАЖ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комар Екатерина, Савич Александр

По мнению экспертов, несмотря на трудности, которые испытывает сегодня украинский фармрынок, у него есть дополнительные резервы роста и возможности для динамичного развития отрасли в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украинский рынок рекламы в специализированных СМИ в i полугодии 2008 г. »

Екатерина КОМАР, Александр САВИЧ, компания SBC Consulting1

Украинский рынок рекламы

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СМИ В I ПОЛУГОДИИ 2008 г.

По мнению экспертов, несмотря на трудности, которые испытывает сегодня украинский фармрынок, у него есть дополнительные резервы роста и возможности для динамичного развития отрасли в будущем.

С целью повышения продаж практически все игроки рынка увеличивают объем инвестиций в маркетинг и продвижение ЛС. Однако, оценивая результат своей деятельности, многие понимают, что «больше — не всегда лучше». В такой ситуации уместно оглянуться назад и оценить реальную отдачу всех используемых каналов коммуникаций. Следует проанализировать основные тенденции, наметившиеся на рынке рекламы печатных специализированных СМИ в I полугодии 2008 г.2.

Все участники рынка активно использовали прессу, в свою очередь, каждое издание находило отклик у своего благодарного читателя. Полученные нами результаты свидетельствуют, что при распределении рекламных бюджетов фармкомпании отдают предпочтение специализированной прессе.

В I полугодии в медицинские и фармацевтические СМИ было инвестировано более 8,1 млн. долл. США. Распределение рекламных инвестиций в специализированных печатных СМИ в I и II кварталах 2008 г. представлено на рисунках 1 и 2.

Несмотря на некоторые различия между фармацевтическими и медицинскими СМИ, особенности целевых аудиторий, общие тенденции рынка специализированной прессы прослеживаются довольно четко:

1. Наиболее крупные вложения в рекламу происходят в последние месяцы квартала.

2. С началом лета (отпускного сезона) традиционно наблюдаются затишье и спад как объемов продаж, так и рекламных коммуникаций с врачами и фармацевтами.

С высокой долей вероятности можно предположить, что по итогам 2008 г. рынок рекламы специализированных СМИ перешагнет 15-миллионный рубеж. Управление активами такого порядка всегда связано с финансовыми рисками для компаний, особенно в условиях недостатка информации.

На рисунках 3 и 4 представлены Топ-10 компаний, лидирующих по объему рекламных инвестиций в фарма-

цевтическую и медицинскую прессу. Высокая конкуренция вынуждает участников украинского фармрынка активнее бороться «за место под солнцем». В результате одни увеличивают инвестиции в рекламу, другие, оценив ситуацию в группе, ищут более эффективные способы распределения рекламных бюджетов. Сопоставление данных, представленных на рисунках 3 и 4, позволяет выявить некоторые особенности рекламных стратегий в специализированной прессе. Так, в фокусе внимания компаний, чьи портфели состоят в основном из ОТС-препаратов, находятся издания, рассчитанные на фармацевтов, другие же распределяют свои рекламные инвестиции приблизительно поровну между всеми видами специализированных СМИ.

По показателям наибольшей рекламной активности в медицинских изданиях первенство принадлежит группе ^Т01 «Антибактериальные средства для системного применения». Схожие параметры зафиксированы для «Средств, действующих на ренин-ан-гиотензиновую систему» (группа С09) и «Противовоспалительных и противоревматических средств» (группа М01). Сумма рекламных инвестиций по каждой из упомянутых выше АТС-категорий в медицинских изданиях в I полугодии составила более 350 000 долл.

В Топ-10 в I полугодии 2008 г. группы препаратов разместились следующим образом (рис. 5).

В фармацевтических СМИ лидерство (более 200 000 долл. в категорию) удерживали группы А11 «Витами-

РИСУНОК 1

Распределение рекламных инвестиций в медицинские СМИ по месяцам, источник 4M Med, Q1, Q2 2008*

$ 1000000 800000 600000 400000 200000 0

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

I — Реклама ЛС

□ — Корпоративная реклама

* Категория «реклама ЛС» включает инвестиции в рекламу препаратов, БАДов и ЛС с неустановленной АТС-категорией; «корпоративная реклама» - имиджевые публикации компаний в случае неоднократного упоминания препаратов либо без упоминания препарата.

w.sbc.biz.ua

2 В статье использованы данные аналитического проекта 4М Medical Mass Media Monitoring: Мониторинг специализированных СМИ компании SBC Consulting. Объемы рекламных инвестиций представлены в ценах open-rate, в долл. США. Проект проводится на регулярной основе с января 2007 г., подробное описание - на сайте www.sbc.biz.ua.

ФАРМРЫНКИ СНГ. УКРАИНА

69

РИСУНОК 2

Распределение рекламных инвестиций в фармацевтические СМИ по месяцам, источник 4М Pharm, Q1, Q2 2008*

1000000

800000

600000

400000

200000

О

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

I — Реклама ЛС

| | — Корпоративная реклама

* Категория «реклама ЛС» включает инвестиции в рекламу препаратов, БАДов и ЛС с неустановленной АТС-категорией; «корпоративная реклама» - имиджевые публикации компаний в случае неоднократного упоминания препаратов либо без упоминания препарата.

РИСУНОК 3

Распределение рекламных инвестиций компаний в медицинских СМИ, источник 4M Med, Q1,Q2 2008

Sandoz Sanofi-aventis Pfizer KRKA Richter Gedeon Nycomed ratiopharm Pliva

Berlin-Chemie

87500

175000

262500

Рекламные инвестиции, $

350000

РИСУНОК A

Распределение рекламных инвестиций

компаний в фармацевтических СМИ,

источник AM Pharm, Q1,Q2 2008

KRKA Sanofi-aventis Nabros Pharma Berlin-Chemie ratiopharm Фармак Дарница Bionorica GlaxoSmithKline Sandoz

62500

125000

187500

250000

Рекламные инвестиции, $

РИСУНОК 5

Распределение рекламных

инвестиций в ^п-10 по АТС-категориям,

источник AM Med, Q1,Q2 2008

J01

C09

M01

G04

G03

N06

A11

R05

A05

N02

100000

200000

300000

400000

Инвестиции в рекламу в медицинские СМИ, $

РИСУНОК б

Распределение рекламных инвестиций в ^п-10 по АТС-категориям, источник AM Pharm, Q1,Q2 2008

A11

R05

M01

N02

A05

G04

N06

C09

G03

J01

Инвестиции в рекламу в фармацевтические СМИ, $

РИСУНОК 7

Распределение рекламных инвестиций в ^п-10 по АТС-категориям, источник AM Pharm и AM Med, Q1,Q2 2008

M01

J01

C09

A11

R05

G04

N06

A05

N02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G03

137500

275000

412500

550000

I — Фармацевтические СМИ □ — Медицинские СМИ

ны» и R05 «Средства, применяемые при кашле и простудных заболеваниях». Если высокий уровень вложений в рекламу категории «Витамины» наблюдается постоянно, то рекламные вложения в препараты группы R05 обусловлены сезонным спросом. К высококонкурентным группам следует также отнести N02 «Анальгетики» и М01 «Противовоспалительные и противоревматические средства» (рис. 6).

Общий объем рекламных инвестиций в медицинскую и фармацевтиче-

скую прессу свидетельствует о том, что первенство принадлежит категории М01 (рис. 7).

Подводя итоги, стоит еще раз подчеркнуть, что рынок рекламы в фармацевтических и медицинских СМИ развивается высокими темпами. Фармкомпании выступают активными участниками рынка, используя газеты и журналы в качестве «транспортного средства» для доставки ключевой информации своим целевым группам — врачам и работникам аптек. Такая ситуация обуславливает

высокую конкуренцию среди игроков рынка. При медиапланировании в специализированных СМИ целесообразно учитывать рекламную нагрузку в категории, минимальный стартовый порог рекламных инвестиций, детальные параметры чтения, аффинити, характер читательской аудитории изданий и др. Только основательный и выверенный подход станет залогом высокой практической отдачи рекламных кампаний в специализированных СМИ.

<$>

кроме того...

таблица 1| 10 ведущих отечественных

производителей по объему продаж в Украине

в I полугодии 2008 г. (в денежном выражении)

№ КОРПОРАЦИИ

1 ДАРНИЦА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ФИРМА ЗАО

2 АРТЕРИУМ

3 ФАРМАК АО

4 БОРЩАГОВСКИЙ ХФЗ

5 ЗДОРОВЬЕ-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ФИРМА

6 ЮРИЯ-ФАРМ ООО

7 БИОФАРМА

8 ИНТЕРХИМ СП ОАО

9 КИЕВСКИЙ ВИТАМИННЫЙ ЗАВОД АО

10 ФИТОФАРМ АРТЕМОВ

таблица з| 10 ведущих отечественных торговых

наименований по объему продаж в Украине

в I полугодии 2008 г. (в денежном выражении)

№ ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

1 НАТРИЯ ХЛОРИД

2 ЦЕФТРИАКСОН

3 ТИОТРИАЗОЛИН

4 РЕОСОРБИЛАКТ

5 ГЛЮКОЗА

6 КОДТЕРПИН ІС

7 ЭНТЕРОСГЕЛЬ

8 L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ

9 АМИЗОН

10 ПРОТЕФЛАЗИД

ТАБЛИЦА 4| 10 ведущих импортных торговых

наименований по объему продаж в Украине

в I полугодии 2008 г. (в денежном выражении)

МЕСТО В РЕЙТИНГЕ ТОРГОВОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

1 АКТОВЕГИН

2 ЭССЕНЦИАЛЕ Н

3 МИЛДРОНАТ

4 ПРЕДУКТАЛ МВ

5 МЕЗИМ ФОРТЕ

6 ЛАЗОЛВАН

7 НО-ШПА

8 АУГМЕНТИН

9 ТРАУМЕЛЬ С

10 ЦЕРЕБРОЛИЗИН

таблица 2| 10 ведущих зарубежных

производителей по объему продаж в Украине

в I полугодии 2008 г. (в денежном выражении)

МЕСТО В РЕЙТИНГЕ КОРПОРАЦИИ

1 БЕРЛИН-ХЕМИ/МЕНАРИНИ ГРУПП

2 САНОФИ-АВЕНТИС

3 НОВАРТИС (ВКЛ.САНДОЗ-ЛЕК)

4 БАЙЕР ХЭЛСКЭР

5 СЕРВЬЕ/ЭГИС

6 КРКА Д.Д.

7 ГЛАКСО СМИТКЛЯЙН

8 БИОЛОГИШЕ ХАЙЛЬМИТТЕЛЬ ХЕЕЛЬ ГМБХ

9 НИКОМЕД

10 ГЕДЕОН РИХТЕР ЛТД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.