Научная статья на тему 'Украинский радикальный национализм: идеология войны и террора'

Украинский радикальный национализм: идеология войны и террора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / РАДИКАЛЬНЫЙ УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / RADICAL UKRAINIAN NATIONALISM / РУСОФОБИЯ / RUSSOPHOBIA / АНТИСЕМИТИЗМ / ANTI-SEMITISM / ВОЙНА / WAR / ТЕРРОР / TERROR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гудименко Дмитрий Владимирович

В статье анализируются идеология и практика современного украинского радикального национализма, выделяются его наиболее характерные черты и проявления, в частности антироссийская направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukrainian radical nationalism: ideology of war and terror

The article analyzes the ideology and practice of contemporary Ukrainian radical nationalism, highlighted its most characteristic features and manifestations, in particular anti-Russian orientation.

Текст научной работы на тему «Украинский радикальный национализм: идеология войны и террора»

www.kremlin.ru/media /events/tiles/ 41d4da83f8a-4el696e94.pdf. (Дата обращения 12 апреля 2015 г.).

5. См.: Российская газета. 2015. 7 апреля.

6. См.: Лихачев В. Правый экстремизм в Украине на подъеме. Ч. I, II // URL: http://eajc.org/page18/ news34105.html (Дата обращения 20 апреля 2015 г.); URL: http://eajc.org/page18/ news34106.html (Дата обращения 21 апреля 2015 г.); Его же. Место антисемитизма в идеологии и пропаганде Всеукраинского объединения «Свобода» // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры, 2013. № 1; Никулин П., Лизер Ю. Майдан Независимости, выход на правую строну. URL: http://rusplt.ru/world/Maidan-pravi-ye-7765.html (Дата обращения 27 апреля 2015 г.) и др.

References

1. See: KynevA. Peculiarities of the system of political parties in Ukraine: evolution and prospects. URL: http:// polit.ru/article/2002/10/11/473556/ (accessed April 13, 2015).

2. See: Byshok S., Kochetkov A. Euromaidan behalf of Stepan Bandera: from democracy to dictatorship. M.: Book world, 2014.

3. Rossiyskaya Gazeta, 2014. March 19.

4. See: White book on violations of human rights and the rule of law on Ukraine// URL: http://www. kremlin. ru/media /events/tiles/ 41d4da83f8a4el696e94.pdf. (Accessed April 12, 2015).

5. See: Russian newspaper. 2015. On 7 April.

6. See: Likhachev V. Right-wing extremism in Ukraine on the rise. Part I and II // URL: http://eajc. org/page18/news34105.html (accessed April 20, 2015); URL: http://eajc.org/page18/ news34106.html (accessed April 21, 2015). The place of anti-Semitism in the ideology and propaganda of the all-Ukrainian Union «Freedom» // Forum newest East European history and culture, 2013. No. 1; Nikulin P., Lieser J. Independence square, exit on the right side. URL: http://rusplt.ru/ world/Maidan-praviye-7765.html (accessed April 27, 2015) and others.

УДК 316 ББК 60.5

УКРАИНСКИЙ РАДИКАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ: ИДЕОЛОГИЯ ВОЙНЫ И ТЕРРОРА

ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГУДИМЕНКО,

старший научный сотрудник сектора мировой политики ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук E-mail: v.belskiy@bk.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье анализируются идеология и практика современного украинского радикального национализма, выделяются его наиболее характерные черты и проявления, в частности антироссийская направленность.

Ключевые слова: идеология, радикальный украинский национализм, русофобия, антисемитизм, война, террор.

Annotation. The article analyzes the ideology and practice of contemporary Ukrainian radical nationalism, highlighted its most characteristic features and manifestations, in particular anti-Russian orientation.

Keywords: ideology, radical Ukrainian nationalism, russophobia, anti-Semitism, war, terror.

Драматические процессы в Украине, развернувшиеся в 2014 г., заставляют пристально присмотреться к феномену украинского радикального национализма и его идеологии. То, что еще недавно вызывало у многих наблюдателей снисходительную улыбку или, по меньшей мере, недоумение, сегодня становится фактором реальной опасности. В 2014 г. в Украине произошел редкий в истории послевоенной Европы случай, когда националисты захватили всю полноту политической, информационной и военной власти в отдельно взятом

государстве и получили возможность «железной рукой» претворять свои идеи в жизнь.

Следует оговориться, что под украинским радикальным национализмом в статье подразумеваются не программные установки и политическая практика отдельных действующих в Украине партий и организаций, наподобие «Свободы» и «Правого сектора», а в целом идеология украинской обособленности и исключительности, которая подспудно вызревала со второй половины XIX в., ненадолго выходила из подполья

после Первой мировой и во время Второй мировой войны, неуклонно усиливала свои позиции в украинском обществе на всем протяжении постсоветского периода и, наконец, после государственного переворота 22 февраля 2014 г. в течение нескольких месяцев стала сначала идеологическим мэйнстримом, а затем и вообще монопольной идеологией, неприятие которой стало приравниваться к государственной измене.

Украинский радикальный национализм во многих отношениях уникален. Он выделяется подчас параноидальным характером, безудержной агрессивностью и экстремизмом. И его идеология фактически стала в Украина государственной.

Необходимо отметить отличительную черту украинских радикальных националистов: у них одна «одна, но пламенная страсть» - ненависть к России. Ксенофобия, свойственная отдельным националистам практически всех стран и народов, у них носит явно односторонний характер. Можно с полной уверенностью утверждать, что становой хребет украинского радикального национализма - патологическая русофобия, зоологическая ненависть к России и всему русскому. Будет правильным сказать, что националисты не видят Украину не только в качестве дружественного России государства, но даже нейтрального. Добиваясь вступления Украины в структуры НАТО и Евросоюза, они рассчитывают сделать «развод» с Россией необратимым. Они стремятся сделать из Украины не просто Не-Россию, а Анти-Россию. Симптоматично, что в качестве национальных героев они превозносят таких одиозных деятелей, как Мазепа и Банде-ра, преклоняются перед УПА времен Второй мировой войны и ее кровавыми «подвигами». Показательными являются употребляемые националистами на массовых мероприятиях речевки: «Русского - на виселицу!» («Мо-скаляку на гиляку!»), «Кто не скачет - тот москаль!» (т.е. русский). Яркими свидетельствами политической паранойи, охватившей деятелей этого направления, стали попытка ввести уголовную ответственность за употребление русского языка (лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок, февраль 2014 г.) и сделанное 18 марта 2014 г. в частной беседе экс-премьером Юлией Тимошенко заявление о желательности ядерного удара по русским («кацапам»). Русофобия подавила даже имманентно присущий украинским националистам антисемитизм - так, они легко нашли общий язык с олигархом-евреем И. Ко-ломойским, который профинансировал создание на базе националистических группировок нескольких батальонов «Национальной гвардии», благодаря чему они получили статус легальных военизированных формирований.

Следует отметить, что украинский национализм -вовсе не кабинетная идеология, разрабатываемая узким кругом политиков и теоретиков. Это идеология, ориентированная на практику «прямого действия», уличного активизма. Украинские радикальные националисты приняли непосредственное участие в «оранжевой революции» (22 ноября 2004 - январь 2005 г.) в событиях на «Евромайдане» ( ноября 2013 - февраль 2014 г.). С помощью западных инструкторов они создали многочислен-

ные штурмовые отряды, боевики которых прошли подготовку в тренировочных лагерях на территории Польши и Литвы и, как выяснилось в ходе их противостояния с «Беркутом» зимой 2013/2014 г., вполне способные на равных бороться с силами правопорядка. После государственного переворота в феврале 2014 г., эти формирования стали украинским аналогом латиноамериканских «эскадронов смерти», которые осуществляют террор против инакомыслящих - избиения, похищения, пытки и публичные издевательства, видеозаписи чего выкладываются в Интернет.

Многие акции украинских радикальных националистов носят явно криминальный характер. Так, 14 июня 2014 г. они осуществили заранее спланированное и хорошо организованное нападение на посольство России в Киеве. Однако самым зловещим примером практической реализации идей украинского национализма стал одесский «холокауст» 2 мая 2014 г., когда от рук боевиков погибло более шестидесяти активистов Антимайдана, многие из которых сгорели заживо. На этом фоне заталкивание неугодных лиц в мусорные контейнеры, обливание их зеленкой и посыпание мукой выглядят просто невинными шалостями.

Украинский радикальный национализм демонстрирует явные тоталитарные наклонности. Его носители, захватившие власть в стране, насильственно навязывают обществу свои взгляды, осуществляют репрессии против инакомыслящих. На президентских, а затем парламентских выборах 2014 г. к участию к ним практически не были допущены кандидаты из числа тех, кто не разделял националистическую идеологию, в результате чего представители оппозиционных национализму организаций и движений сегодня исключены из политической жизни страны. 16 сентября 2014 г. украинский парламент (Верховная Рада») принял закон о люстрациях, после чего началась глобальная чистка государственного аппарата и силовых структур (под действие закона попало миллион человек). Стремясь к полной информационной монополии, украинские радикальные националисты запретили трансляцию российских телеканалов и де-факто ввели жесткую цензуру в украинских СМИ, которые стали инструментом «промывания мозгов», антироссийской пропаганды воистину геббельсовского масштаба.

Как в свое время писал профессор К.С. Гаджиев, в тоталитарных системах «тщательно разработан образ целой социальной общности - чужаков, каких-то недочеловеков, ущербных по своей сущности, ... которых просто не жалко оскорблять, унижать и даже физически уничтожать» [1]. После начала военных действий в Донбассе украинские радикальные националисты, демони-зируя противника, ввели в употребление для обозначения борцов Сопротивления наименования «ватники» и «колорады», а реальная практика, объявленной президентом Украины П. Порошенко «антитеррористической операции», неоднократно давала серьезные основания для заявлений о геноциде на Юго-Востоке Украины.

У украинских радикальных националистов значительный опыт участия в боевых действиях в различных

«горячих точках». Так, они участвовали в конфликте в Нагорном Карабахе (на стороне Азербайджана), в грузино-абхазской войне 1992-1993 гг. (на стороне Грузии), в войне в Югославии (на стороне Хорватии), в Первой Чеченской войне (на стороне самопровозглашенной «Ичкерии»), в грузино-российской войне 2008 г. (на стороне Грузии). С апреля-мая 2014 г. украинские националисты воюют на юго-востоке республики в составе батальонов «Донбасс», «Азов», «Айдар» и других.

Ориентированная на Россию ксенофобия органично сочетается у большинства украинских националистов с комплиментарностью и сервилизмом по отношению к Западу (в том числе к США), со стремлением к интеграции Украины в НАТО и Евросоюз. Им свойственна манипулятивность, готовность и желание быть «цепным псом» Запада в борьбе с Россией.

При наличии многопартийности, когда на Украине существует несколько радикальных националистических партий и организаций, соперничество между ними идет за благосклонность зарубежных кураторов из американского Госдепа и бюрократических структур Евросоюза. Политические лидеры пытаются доказать, что именно они могут наиболее решительно бросить украинских солдат под русские танки и соревнуются в радикальности заявлений.

В нынешней ситуации сторонники идеологии украинского национализма, занимающие ключевые посты в системе государственной власти и руководстве силовых структур Украины, представляют собой реальную угрозу миру в Европе. Им недостаточно военных действий в Донбассе, они хотят использовать этот локальный конфликт в качестве повода для глобального столкновения России и НАТО, безрассудно полагая, что им самим удастся отсидеться за спинами иностранных рейнджеров или, в крайнем случае, успеть сесть в последний улетающий на запад самолет. При этом украинский народ, о благе которого они так любят рассуждать, в реальности представляет для них интерес лишь в качестве пушечного мяса, призванного погибать за их политико-идеологические фантазии.

Литература

1. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1993. № 4. С. 25.

References

1. Gadzhiev K.S. Notes on the totalitarian consciousness // Bulletin of Moscow University. Series 12. Political science. 1993. No. 4. P. 25.

УДК 316 ББК 60.5

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИБЕРАЛЬНОМ РАДИКАЛИЗАЦИИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУНЕТА

АНТОН БОРИСОВИЧ МОИСЕЕВ,

старший преподаватель кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: v.belskiy@bk.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Характеризуются условия и факторы, выделяются особенности либеральной радикализации массового сознания в постиндустриальном обществе. Раскрывается роль Интернета в этом процессе.

Ключевые слова: постмодерн, постиндустриальное общество, массовое сознание, либеральная радикализация, неолиберальный дискурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.