Научная статья на тему 'Украинская миграция и проблема европейской интеграции (1991-2015)'

Украинская миграция и проблема европейской интеграции (1991-2015) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / АССОЦИАЦИЯ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / MIGRATION AND INTEGRATION / EUROPEAN UNION / ASSOCIATION / FREE TRADE ZONE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Агафонов А.И.

Рассматриваются вопросы украинской миграции как одного из факторов ожидаемой для современной Украины интеграции с Европой. Показаны объемы и направления эмиграции из Украины и иммиграции в нее на протяжении 1990-2010 годов, национальный состав эмигрантов и иммигрантов, приведена статистика по этой тематике. Использованные материалы позволяют проследить динамику численности и направления миграции и сделать выводы о причинах, влияющих на изменение этой динамики (экономические проблемы начала 1990-х годов, внутриполитический кризис последних лет и др.), а также о влиянии этой динамики на перспективы интеграции Украины с Европой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINIAN MIGRATION AND THE PROBLEM OF THE INTEGRATION WITH EUROPE (1991-2015)

The problems of Ukrainian migration as a factor of the expected for modern Ukraine integration with Europe are considered. The volume and direction of emigration and immigration from Ukraine into it over the 1990-2010-ies, the national composition of emigrants and immigrants are showed. The statistics on this subject is presented. The materials used allow to trace the dynamics of the number and the direction of migration and to draw conclusions on the causes of affecting change in this dynamics (economic problems of the beginning of the 1990s, the political crisis of recent years, and others).As well as the materials showed the impact of these dynamics on Ukraine's integration with Europe prospects.

Текст научной работы на тему «Украинская миграция и проблема европейской интеграции (1991-2015)»

Агафонов А.И. Украинская миграция и проблема европейской интеграции (1991-2015) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2016. - № 3. - С. 41-46.

Agafonov A.I. Ukrainian migration and the problem of the integration with Europe (1991-2015). Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Culture. History. Philosophy. Law. 2016. No. 3. Pp. 41-46.

УДК 325.14 (091)(47+57)

А.И. Агафонов

УКРАИНСКАЯ МИГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (1991-2015)

Рассматриваются вопросы украинской миграции как одного из факторов ожидаемой для современной Украины интеграции с Европой. Показаны объемы и направления эмиграции из Украины и иммиграции в нее на протяжении 1990-2010 годов, национальный состав эмигрантов и иммигрантов, приведена статистика по этой тематике. Использованные материалы позволяют проследить динамику численности и направления миграции и сделать выводы о причинах, влияющих на изменение этой динамики (экономические проблемы начала 1990-х годов, внутриполитический кризис последних лет и др.), а также о влиянии этой динамики на перспективы интеграции Украины с Европой.

Ключевые слова: миграция, интеграция, Европейский союз, ассоциация, зона свободной торговли.

A.I. Agafonov

UKRAINIAN MIGRATION AND THE PROBLEM OF THE INTEGRATION WITH EUROPE (1991-2015)

The problems of Ukrainian migration as a factor of the expected for modern Ukraine integration with Europe are considered. The volume and direction of emigration and immigration from Ukraine into it over the 1990-2010-ies, the national composition of emigrants and immigrants are showed. The statistics on this subject is presented. The materials used allow to trace the dynamics of the number and the direction of migration and to draw conclusions on the causes of affecting change in this dynamics (economic problems of the beginning of the 1990s, the political crisis of recent years, and others).As well as the materials showed the impact of these dynamics on Ukraine's integration with Europe prospects.

Keywords: migration and integration, European Union, association, Free Trade Zone.

В современной Украине вопросы миграции и европейской интеграции являются наиболее сложными. Еврокомиссия уже назвала сложившуюся ситуацию самым тяжёлым миграционным кризисом с момента окончания Второй мировой войны.

За период с 2012 по 2015 год число прибывающих в Европу в течение 12 месяцев увеличилось в 10 раз. Только в 2012 году число просителей убежища составило от 800 тыс. до 1 млн человек [1].

© Агафонов Александр Иосифович - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук, Северодонецкий институт Межрегиональной академии управления персоналом, e-mail: agafonovalex37@mail.ru.

Общероссийские миграционные процессы (в том числе приток населения в наиболее развитые страны «старой Европы») не оставили в стороне и Украину, которая под влиянием углубляющейся депопуляции и расширяющейся эмиграции теряет часть своего населения. Если в 1993 году население Украины достигало 52224,1 тыс. человек, то в 1994 году его численность снижается до 52114,4 тыс. человек, а в 1996 году - до 51320 тыс. человек. Таким образом, потери населения в Украине за три года составляют примерно 1 млн человек. И в последующие годы численность населения Украины продолжает снижаться. На 1 января 1997 года оно составило 50,9 млн человек, а на 1 сентября 2015 года соответственно 42,910000 [2].

Исследованию миграционной политики Украины посвящены работы Е.М. Либановой, О.В. Позняка, В. Мукомель, А. Вищневский, А.Г. Мучник и др.

Институциональное обеспечение сотрудничества Украины и Европейского союза определено стратегией интеграции Украины в ЕС, решениями Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета министров Украины. Соглашением о партнёрстве и сотрудничестве между Украиной и Европейском сообществом и его государствами-членами предусмотрено создание совместных органов между Украиной и ЕС - Совета и Комитета по парламентскому сотрудничеству. Верховная Рада Украины определяет основы внутренней политики.

В украинском обществе активно обсуждают вопросы, связанные с миграционными процессами в государстве. Расширение миграционного поля обусловлено развитием экономических, политических, правовых и иных сторон жизни общества и государства в целом. В то же время анализ современной миграционной ситуации в Украине свидетельствует об очень серьезных проблемах. Так, наблюдаются следующие тенденции:

- интенсивный отток украинских граждан за рубеж по большей части связан с трудовой миграцией из Украины. Выступая государством - донором рабочей силы для развитых европейских стран, Украина тем самым лишается квалифицированных рабочих кадров;

- учитывая, что Украина является частью центрального - европейского маршрута, территорию государства используют для нелегального проникновения иммигрантов из стран Дальнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, СНГ в страны Западной Европы.

Отток населения из Украины стал одной из причин того, что за двадцатилетие независимости Украина сохранила 30 % промышленного потенциала от уровня 1991 года. Только в 2012 году было свёрнуто 40 % металлургических мощностей, а в 2013 году закрыто 30 % угледобывающих предприятий и шахт [3].

Миграционный обмен Украины характеризуется отношениями с ближним и дальним зарубежьем. Ближнее зарубежье - в основном Россия и Белоруссия -являются странами миграционного выбора. «Отрицательное сальдо миграции в

А. И. Агафонов

обмене населения с Беларусью увеличивается год от года, а отток кадров из Украины в Россию зафиксирован впервые с 1994 года. В Беларусь в большей массе уезжали белорусы и русские, а в Россию - русские, украинцы и крымские татары. В небольшой массе отмечено движение жителей коренных национальностей на родину - в Казахстан, Молдову, Литву, Эстонию и другие республики. Согласно статистике, из общего числа эмигрантов 78,5 % выехали в страны СНГ и Балтики, из которых 88,6 % - в Россию. За границы Украины на постоянное место проживания в 1996 году переехало 165,8 тыс. граждан Украины. Из них 61,8 % - трудоспособного возраста; 20 % - младше трудоспособного; 18,2 % - старше трудоспособного. Из общего числа лиц возраста старше 15 лет имели среднее образование 37,3 %, средне специальное - 28,3 %, высшее - 20,1 % (из них имели степень доктора наук - 56 человек, кандидата наук - 172 человека)» [3].

В миграционном обмене с дальним зарубежьем Украина также теряет собственное население. Привлекательными странами здесь выступают США, Израиль, Германия, Канада, Австрия, Польша, Венгрия, Словакия и др. Среди эмигрантов преобладают евреи, русские, украинцы, немцы, греки, армяне. Например, среди выехавших в 1994 году в Израиль 63,9 % - евреи, 16,4 % - украинцы; доля евреев, уехавших из Украины в США, составила 53,5 %, украинцев - 27,6 %, русских - 14,6 %, армян - 5,5 % [4].

Наиболее ощутимые миграционные потери населения Украины приходятся на рубеж ХХ - ХХ1 веков и составили в пределах 196 тысяч человек. После чего отрицательное сальдо миграции населения Украины постепенно уменьшалось.

Главные причины массовой эмиграции:

- разница в условиях жизни и уровне заработной платы в Украине и других странах;

- экономическая нестабильность;

- отсутствие безопасности граждан;

- ухудшение экономической ситуации;

- отсутствие перспектив профессионального роста;

- военные действия.

Дальнее зарубежье (страны за пределами бывшего СССР) в меньшей мере является поставщиком рабочей силы для Украины. В большей части это беженцы. По состоянию на 1 января 1997 года статус беженца на Украине имели: из стран Европы - 16 человек ( в том числе из Боснии и Герцеговины -10 человек), из стран Азии - 1079 человек. В 1997 году в Украине работало до 2 тысяч иностранцев (на начало 90-х годов 20,3 тыс. человек) [3].

Увеличение миграционных потоков требует регулирования миграционных процессов. С этой целью на Украине были приняты законы: «О гражданстве Украины» (от 08.10.1991 года); «О беженцах (от 24.11.1993 года); «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» (от 21.01.1994 года); «О правовом статусе иностранцев» (от 04.02.1994 года).

Большие надежды Украина возлагает на сотрудничество с Европейским союзом. ЕС признал Украину как независимое государство 26 декабря 1991 года. Сегодня основополагающим документом является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное в 1994 году и вступившее в силу в 1998 году, которое в будущем будет заменено Соглашением об ассоциации. В соответствии с СПС были созданы Совет по сотрудничеству ЕС-Украина, Комитет по сотрудничеству, в рамках которого работают семь подкомитетов по разным вопросам, а также Комитет по межпарламентскому сотрудничеству. Обычно ЕС заключает такие соглашения об ассоциации в обмен на обязательство проведения политических, экономических, торговых или судебных реформ. Подписав соглашение, государство получает ряд привилегий: беспошлинный доступ на некоторые или все рынки ЕС, финансовая, техническая помощь, создание зоны свободной торговли с ЕС.

В 2007-2011 годы в рамках программы «Восточное партнёрство» ЕС и Украина вели переговоры о заключении Соглашения об ассоциации, составной частью которого является соглашение о зоне свободной торговли. Соглашение не было подписано из-за насильственного захвата власти. Пришедшее к власти «Правительство народного доверия» во главе с Арсением Яценюком заявило о намерении продолжить курс на евроинтеграцию Украины.

Подписанный 21 марта 2014 года блок Соглашения об ассоциации касается вопросов политического взаимодействия, безопасности и борьбы с терроризмом. Экономический блок документа был подписан спустя три месяца -27 июня. Экономическая часть предусматривает создание зоны свободной торговли и затрагивает такие вопросы, как доступ на рынки, торговля энергоносителями, сотрудничество в сфере сельского хозяйства, транспорта, металлургии, космоса, научных исследований, туризма, предпринимательской деятельности, защиты интеллектуальной собственности, порядка рассмотрения споров и условий налогообложения [4].

Подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом для большинства украинцев означало открытие границ. Однако на практике это не так. С другой стороны, что нам делать в Европе, ждут нас там? И главное, что следует сделать для того, чтобы границы были открытыми.

В этих условиях такая важная составляющая интеграционных процессов, как передвижение людей, рядом со свободным движением товаров и капиталов является предметом совместных политических решений Европейского союза. Они касаются как ситуации внутри Сообщества, так и его миграционных отношений с другими странами.

Для Украины миграционная политика объединенной Европы составляет двойной интерес.

Во-первых, ЕС является важным партнёром Украины по обмену населением, куда направляется многочисленный миграционный поток. На террито-

А.И. Агафонов

рии Евросоюза, прежде всего в соседних странах, а также в странах южной Европы, работают, учатся, проживают многочисленные украинцы.

Например, по официальным данным стран пребывания, в Германии 153,4 тыс. выходцев из Украины, в Италии граждан Украины насчитывалось в 2013 году 192,3 тыс., в Чехии - 107,7 тыс., 84 тыс. в Португалии [4].

В докладе Еврокомиссии по миграции от 2012 года было указано, что украинцы по количеству впервые полученных разрешений на пребывание в странах Евросоюза вышли на первое место, им было оформлено в течение года 204 тысячи разрешений. Украина обошла по этому показателю страны, откуда традиционно прибывали в Европу многочисленные мигранты, а именно США, Индия, Китай и Марокко. В этих условиях от миграционной политики ЕС во многом зависит, будет Украина терять рабочую силу или, наоборот, мигранты будут возвращаться на родину, обогащённые новыми знаниями и опытом, и привозить заработанные за границей средства.

Во-вторых, миграционная политика Евросоюза связана с евроинтеграци-онными намерениями Украины. Ведь помимо прочего, интеграция в ЕС предусматривает достижение соответствия европейским стандартам также в сфере миграционных законодательств и менеджмента. Правовые нормы, которые обязательны для стран - членов Евросоюза, должны быть постепенно реализованы в соответствии с законодательством, а административная практика приближена к общепринятой в Европе.

И последнее, что даст простым гражданам заключение Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом.

По данным Госкомитета Украины, в 2012 году социальная помощь населению из бюджета достигла 301,0 млрд гривен. Такой объем не отвечает даже нынешней потребности, чтобы поддержать социально уязвимые слои населения.

Украина в условиях кризиса не имеет ресурсов для адекватного увеличения социальной поддержки своего населения. В итоге падение жизненного уровня стало фактором, который привёл к протестным настроениям. А миграционный кризис в Европе свидетельствует о том, что Европе будет не до Украины, в связи с чем среди украинцев будет слабеть тяга к интеграции с Европой.

Таким образом, миграционные процессы продолжаются. Они будут определяться уровнем политического и экономического развития. Сотрудничество Украины с ЕС в сфере миграции страдало фрагментарностью и формализмом, что было характерно для всего спектра отношений, направленных на евроинте-грацию. Для выхода из данной ситуации можно предложить следующие:

- при заключении Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС настаивать на расширении блока вопросов, посвящённых защите интересов мигрантов, в частности, в сфере социального обеспечения;

- шире использовать возможности сотрудничества в миграционной сфере, в частности партнёров по мобилизации;

- инициировать развитие миграции между Украиной и странами ЕС, совместно разрабатывать механизм её внедрения;

- использовать ЕС при разработке законодательных документов в миграционной сфере;

- активизировать научные исследования в сфере миграции, в частности сравнительный анализ развития миграционной политики Украины и европейских стран, совместной миграционной политики ЕС.

Эти и другие предложения учесть при рассмотрении Концепции государственной политики Украины, доработка которой представляется необходимой ввиду новой политической обстановки и перспективы евроинтеграции Украины.

Список литературы

1. Дубровин Д. Миграционный кризис - у ЕС нет решения // Альтернатива. - 2015, 20 окт.

2. Клюня В.П., Новикова И.В. Экономическая теория. - М., 1997. С. 60 [Электронный ресурс]. - URL: index.mintim.com.ua|people|.

3. Украина и Таможенный союз: время дискуссий заканчивается [Электронный ресурс]. - URL: http:||rusedin.ru|2013|02|20|Ukraina-i-tamozhennyi-soyuz-vremya-diskussi-zakanchivaetsya.

4. Черноиван Т. Стоит ли украинцам бежать в Европу? И ждут ли их там? [Электронный ресурс]. - URL: ps-ua.com|novosti-ukrainy|item|1424-taras chornoivan-stoit-li-ukraintsam.

References

1. Dubrovin D. Migratsionnyi krizis - u ES net resheniia [Migration crisis -the EU is not the solution]. Al'ternativa, 2015, 20 oktiabria.

2. Kliunia V.P., Novikova I.V. Ekonomicheskaia teoriia [Economic theory]. Moscow, 1997. p. 60, available at: index.mintim.com.ua/people

3. Ukraina i Tamozhennyi soiuz: vremia diskussii zakanchivaetsia [Ukraine and the Customs Union: the discussions end], available at: http://rusedin.ru/2013/ 02/20/Ukraina-i-tamozhennyi-soyuz-vremya-diskussi-zakanchivaetsya.

4. Chernoivan T. Stoit li ukraintsam bezhat' v Evropu? I zhdut li ikh tam? [Should Ukrainians flee to Europe? And whether they are waiting there?], available at: ps-ua.com/novosti-ukrainy/item/1424-taras chornoivan-stoit-li-ukraintsam.

Получено 25.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.