Научная статья на тему 'Миграционная политика Евросоюза: некоторые аспекты'

Миграционная политика Евросоюза: некоторые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1018
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / МИГРАНТЫ / ИММИГРАЦИЯ / ЕВРОСОЮЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морин Александр Владимирович

Цель: Определить некоторые особенности миграционной политики Евросоюза. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие. Результаты: Определены отличительные особенности миграционной политики Евросоюза, основные направления взаимодействия государств-участников, направленные на уменьшение потоков миграции. Автор обращает внимание на несостоятельность проводимой в Европе политики мультикультурализма, приводит статистические данные относительно масштабов иммиграции в Европу в 2016 году, указывает на основные направления взаимодействия государств в реализации миграционной политики. Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет научную и практическую ценность, поскольку в ней приводятся актуальные сведения о ряде современных аспектов деятельности Евросоюза в области миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration policy of the European Union: some aspects

Purpose: To define some features of migration policy of the European Union. Methodology: Private and scientific methods of knowledge were used: legallistic, comparative and legal, historical, system analysis and others. Results: The distinctive features of migration policy of the European Union, the main directions of interaction of the State Parties directed to reduction of streams of migration are defined. The author pays attention to insolvency, the multiculturalism policy pursued in Europe, brings statistical data on immigration scales into Europe in 2016, points to the main directions of interaction of the states in realization of migration policy. Novelty/originality/value: Article has the scientific and practical value as actual data on a row modern aspects of activity of the European Union in the field of migration policy are provided in it.

Текст научной работы на тему «Миграционная политика Евросоюза: некоторые аспекты»

Политика и экономика евразии

Морин А.В.

миграционная политика ЕВРОСОЮЗА: НЕКОТОРыЕ АСПЕКТы

цель: Определить некоторые особенности миграционной политики Евросоюза. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.

Результаты: Определены отличительные особенности миграционной политики Евросоюза, основные направления взаимодействия государств-участников, направленные на уменьшение потоков миграции. Автор обращает внимание на несостоятельность проводимой в Европе политики мульти-культурализма, приводит статистические данные относительно масштабов иммиграции в Европу в 2016 году, указывает на основные направления взаимодействия государств в реализации миграционной политики.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет научную и практическую ценность, поскольку в ней приводятся актуальные сведения о ряде современных аспектов деятельности Евросоюза в области миграционной политики.

Ключевые слова: миграция населения, мигранты, иммиграция, Евросоюз.

Morin A.V.

MIGRATION POLICY OF THE EuROPEAN uNION: SOME ASPECTS

Purpose: To define some features of migration policy of the European Union.

Methodology: Private and scientific methods of knowledge were used: legallistic, comparative and legal, historical, system analysis and others.

Results: The distinctive features of migration policy of the European Union, the main directions of interaction of the State Parties directed to reduction of streams of migration are defined. The author pays attention to insolvency, the multiculturalism policy pursued in Europe, brings statistical data on immigration scales into Europe in 2016, points to the main directions of interaction of the states in realization of migration policy.

Novelty/originality/value: Article has the scientific and practical value as actual data on a row modern aspects of activity of the European Union in the field of migration policy are provided in it. Keywords: population shift, migrants, immigration, European Union.

Миграция, будучи объективно существующим социальным явлением, оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на политическую жизнь Европы, несмотря на то, что отдельные государства неоднократно пересматривали свои позиции относительно увеличения либо уменьшения ее объемов, а также интеллектуальной ее составляющей [1, 3, 4, 5].

С середины прошлого столетия и по настоящее время заметное влияние на формирование указанной политики оказывают: богатое колониальное прошлое ряда развитых государств Европы, периодически возникающая и экономически обусловленная потребность в неквалифицированной рабочей силе, проводимая на территории Евросоюза политика открытости границ, установление единой мультикультурной интеграционной модели развития, повышенное внимание к угрозам национальной безопасности (прежде всего террористического плана) и т. д.

Рассматривая интеграционную составляющую, отметим, что в связи с переходом к мультикультурной от популярной ранее ассимиляционной модели интеграции мигрантов Европа

столкнулась с множеством серьезных проблем. В условиях, когда в европейские страны стало мигрировать большое количество людей из разных уголков мира, в каждом из принимающих государств сформировалась собственная специфика переселяющихся меньшинств в силу разнообразных, в том числе и исторических, причин. Так, во Францию, например, устремились представители Северной Африки (Марокко, Алжира и Туниса), а также выходцы из ее бывших колоний, расположенных к югу от Сахары. В Германию направились выходцы из Турции и стран бывшей Югославии. В Испанию - из Марокко, а также из бывших испанских колоний - стран Латинской Америки, а в Британию - выходцы из Южной Азии (Индии, Пакистана, Бангладеша) и Африки (ЮАР, Нигерии и Ганы).

Показателен тот факт, что сформированная нормативно-правовая и культурная основа достижения единства на практике привела к созданию конгломерата изолированных и замкнутых анклавов трудовых мигрантов, отказывающихся интегрироваться в европейское общество, соблюдать законы принимающей их страны, считаться

евразийская -

> 4 (23) 2016 <

- адвокатура

с ее социокультурными ценностями и образом жизни [2]. Итогом стало исключительно потребительское отношение мигрантов из стран Азии и Африки к странам Европы и рассмотрение последних исключительно с позиции возможности удачного трудоустройства. Параллельно с указанной тенденцией в среде мигрантов возникло мнение о том, что политика мультикультурализма в ЕС представляет собой некоторую контрибуцию колониальным народам, своеобразное право на вседозволенность [6]. Недопонимание же необходимости интеграции в общество принимающей страны и банальная безграмотность вызвали враждебное отношение приезжих к коренному населению, а имевшие место факты гибели от полицейской пули или дубинки мигрантов, преступивших закон, были восприняты как акты насилия исключительно в отношении исламского населения.

2015-2016 годы стали переломными для Европейского Союза в плане смены политических ориентиров в сторону резкого ограничения миграционных потоков и противостояния нелегальной миграции. Интересным в этой связи представляется анализ попыток наднационального регулирования создавшейся в ЕС проблемы. Так, в ноябре 2015 года в столице Мальты состоялись встречи представителей более чем 40 европейских и африканских стран в целях поиска путей выхода из миграционного кризиса, порожденного резким наплывом мигрантов в Европу (плановый саммит ЕС-Африка и экстренное заседание глав государств и правительств Евросоюза).

Главным результатом встреч в Валлетте стало принятие Евросоюзом и государствами Африки совместного плана действий по борьбе с миграционным кризисом до конца 2016 года, который сосредоточен на борьбе с коренными причинами миграции и нелегальными перевозчиками, усилении сотрудничества между странами в вопросе легальной миграции и защиты перемещенных лиц, а также на возвращении на родину мигрантов, которые не нуждаются в международной защите и не имеют права находиться в ЕС.

Вторым более-менее значимым решением саммитов стало учреждение целевого фонда для Африки объемом €1,8 млрд. Указанная сумма должна быть выделена на реализацию проектов по улучшению жизни потенциальных мигрантов, укреплению пограничного контроля и созданию «перехватывающих» лагерей беженцев в транзитных странах миграционного потока.

Знаковым представляется и состоявшийся в ноябре 2015 года саммит ЕС-Турция, на кото-

ром стороны согласовали предоставление Анкаре помощи в €3 млрд для беженцев, из которых 500 млн были предоставлены Еврокомиссией и 2,5 млрд - странами-членами из своих бюджетов. Однако уже в марте 2016 года на очередном саммите в Брюсселе, торгуясь, турецкие власти открыто требовали не только увеличения объемов выделяемых средств, но и членства в Евросоюзе.

По состоянию на конец мая 2016 года с начала текущего года в страны Евросоюза мигрировало уже более чем 200 тыс. человек, причем 197 тыс. прибыло по морю, остальные по земле. Катастрофически растет, подтверждая прошлогодние опасения, уровень смертности среди мигрантов, пытающихся попасть в Европу морским путем (количество умерших / пропавших без вести на сегодняшний момент оценивается уже в 2861 человек). Первыми нарастающий миграционный поток, ввиду особенностей своего территориального положения, встречают Греция - 157,9 тыс. человек, Италия - 55,5 тыс., Болгария - 3,5 тыс. и Испания - 1,4 тыс. (объемы иных стран на фоне обозначенных цифр представляются крайне незначительными). Далее мигранты через страны транзита - Югославию, Сербию, Хорватию и Словению - устремляются уже во Францию, Германию, Финляндию и т. д., разбредаясь по всей Европе.

Корень проблем европейских государств, связанных с резко возросшим потоком мигрантов, видится, прежде всего, в отсутствии должного уровня их взаимодействия в политическом и экономическом плане с государствами-поставщиками мигрантов. Отсутствие же должного участия к регулируемым (переменным) факторам миграции населения, имеющим место в развивающихся странах, на наш взгляд, рано или поздно должно было привести к ситуации, которая складывается в настоящий момент на территории Евросоюза.

Пристатейный библиографический список

1. Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов: Сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов. Международная организация по миграции: Перев. с англ. М., 2011.

2. Игбаева Г.Р., Шакирова З.Р. Пробелы государственного управления этнонациональными процессами в современной России и пути их решения // Евразийская интеграция - диалог исследователей и экспертов: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 212-221.

3. Ионцев В.А. Миграционная политика буржуазных государств. М., 1980.

EURASIAN -

> 4 (23) 2016 <

- ADVOCACY

4. Лялина А.В. Опыт наднациональной политики интеграции мигрантов ЕС // Балтийский регион. 2014. № 2 (20).

5. Морин А.В. Иммиграционная политика Великобритании // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.

6. Царёва Е.Ю. Особенности миграционной политики Италии на современном этапе: автореферат дис. ... канд. полит. наук. М., 2015.

References (transliterated)

1. Zakonodatel'stvo i politika v oblasti integrarii im-migrantov: Sbornik zakonodatel'stva, politiki i praktiki 19 gosudarstv v oblasti integrarii immigrantov. Mezhdun-arodnaja organizacija po migracii: Perev. s angl. M., 2011.

2. Igbaeva G.R., Shakirova Z.R. Probely gosudarstven-nogo upravlenija jetnonadonaTnymi processami v sovre-mennoj Rossii i puti ih reshenija // Evrazijskaja integracija - dialog issledovatelej i jekspertov: sbornik statej po mate-rialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii. 2016. S. 212-221.

3. Ioncev V.A. Migracionnaja politika burzhuaznyh gosudarstv. M., 1980.

4. Ljalina A.V. Opyt nadnacional'noj politiki integracii migrantov ES // Baltijskij region. 2014. № 2 (20).

5. Morin A.V. Immigracionnaja politika Velikobritanii // Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. Ufa, 2015.

6. Carjova E.Ju. Osobennosti migracionnoj politiki Italii na sovremennom jetape: avtoreferat dis. ... kand. polit. nauk. M., 2015.

РАГУЛИН A.B.

Организация деятельности адвоката-защитника: совершенствование регламентации и реализации профессиональных прав

Рагулин A.B. Организация деятельности адвоката-защитника: совершенствование регламентации и реализации профессиональных прав. -М.: Юрлитинформ, 2013. ISBN 978-5-4396-0467-8.

В монографии на основе проведения теоретического, ретроспективного и сравнительно-правового анализа обосновывается концепция существования в российском праве института профессиональных прав адвоката-защитника. Особое внимание в работе уделяется рассмотрению вопросов регламентации и реализации статусных профессиональных прав адвоката-защитника. На основе проведенного исследования автором формулируется ряд выводов и предложений, которые могут быть учтены и использованы как в научно-практической деятельности, так и при реформировании отечественного законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и иного законодательства.

Подробная информация о работе на веб-сайте издательства «Юрлитинформ»: www.urlit.ru

МЕЛЬНИЧЕНКО Р.Г.

Дисциплинарная

ответствен ность

присяжной

адвокатуры

Мельниченко Р.Г. Дисциплинарная ответственность присяжной адвокатуры. -М.: Юрлитинформ, 2013. ISBN 978-5-4396-0431-9.

Работа содержит исследование периода расцвета российской адвокатуры, адвокатуры присяжной. В этом периоде «препарируется» нерв присяжных поверенных - институт дисциплинарной ответственности. На основе отчетов советов присяжных поверенных и научных работ этого времени (1866-1916 гг.) читателю предлагается ответить на вопрос: за что и как наказывали риторическую и интеллектуальную элиту того времени? Работа предназначена для современных российских адвокатов, историков-правоведов, изучающих период судебных реформ 1864 г., и всем тем, кому интересны нравы погибшей цивилизации - Российской империи конца IX - начала XX века.

Подробная информация о работе на веб-сайте издательства «Юрлитинформ»: www.urlit.ru

Бородин С.В. Методология защиты в уголовном процессе России. -М.: Юркомпани, 2013. ISBN 978-5-4396-0434-0

В монографии впервые исследованы методологические основы профессиональной защиты по уголовным делам. В работе представлен авторский подход по определению методики профессиональной защиты по уголовным делам, разработаны стандарты профессиональной защиты, которые могут быть использованы как законодателем для разработки стандартов адвокатской деятельности, так и практикующими адвокатами, участвующими в судебных разбирательствах по уголовным делам. Монография предназначена для научных работников, преподавателей, судей и адвокатов, а также для специалистов в области уголовного процесса, криминалистики и теории адвокатской деятельности.

Подробная информация о работе на веб-сайте издательства «Юрлитинформ»: www.urlit.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.