Научная статья на тему 'УКРАИНА, ТУРЦИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: КОНТУРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА, РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ'

УКРАИНА, ТУРЦИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: КОНТУРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА, РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
173
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ / УКРАИНА / ТУРЦИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чмырева В. А.

В настоящее время происходит фундаментальная трансформация украинского государства и общества: при поддержке Лондона и Анкары Украина встраивается в сообщество евроатлантических государств, что позволяет специалистам говорить о неформальном альянсе трех стран, форсированном крымскими событиями 2014 г. и отличающемся ярко выраженной антироссийской направленностью. Вопрос о вхождении Крыма в состав РФ представляется идейным базисом украинской внешнеполитической стратегии, который способен выстроить в краткосрочной перспективе архитектуру взаимоотношений Украины с западными партнерами как в контексте политического и правового давления на Россию, так и в части поддержки украинских экономических интересов. Очевидно, вопросы признания легитимности референдума 2014 г. будут перманентно появляться на международной повестке, что не только дискредитирует потенциал глобальной внешнеполитической активности РФ, но и нивелирует успех приоритетных российских инициатив в странах ближнего зарубежья. Учитывая, что актуальная евроатлантическая повестка Украины является результатом планомерного развития страны в течение нескольких последних десятилетий, с позиции интересов России целесообразно акцентироваться не на вызовах, которые возникают для РФ, а на возможностях нивелирования антироссийских настроений и формирования международной повестки с учетом российских политических и экономических интересов. Как показывает внешнеполитическая практика, ни Лондон, ни Анкара не пересекают красные линии во взаимоотношениях с Москвой: несмотря на антироссийскую риторику, стороны не исключают возможности двустороннего диалога с Россией по любым вопросам международной повестки. В этом контексте актуальная задача России - сбалансированная многовекторная внешняя политика и конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами; необходимо инициирование сетевых процессов, направленных на гармонизацию социально-политического и экономического пространства в регионе с целью нивелирования эскалации вокруг Крыма и включения полуострова в международную экономическую повестку с учетом интересов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINE, TURKEY, BRITAIN: CONTOURS OF INTERACTION, CHALLENGES AND OPPORTUNITIES FOR RUSSIA

Nowadays we observe a fundamental transformation of the Ukrainian state and society. The dynamic of Ukraine’s strengthening relations with Turkey and Great Britain attracts close experts’ attention brining up a question of an informal alliance among the three states. Bilateral relations within the «triangle» have been steadily developing over the past two decades and after the Crimean events of 2014 are noticed for a pronounced anti-Russia stance, developing amid the narrative of the “Russian threat”. It is obvious that the legitimacy of the Crimean referendum will be permanently present on the international agenda since it has already become an ideological basis of Ukraine's foreign policy strategy, forming the architecture of its relations with partners. On the one hand, this makes it possible to exert political and legal pressure on Russia, on the other, to support its own economic interests driven by the foreign policy rhetoric about the “illegal annexation" of the peninsula. Furthermore, the efforts of Ukrainian diplomacy supported by its partners have already brought the Crimean case to the international level. Russia is facing new challenges and dangerous tendencies in the Black Sea region, at the same time, if there is a challenge, there is an opportunity. Both London and Ankara do not rule out the possibility of bilateral dialogue and do not cross red lines in their relations with Moscow. At the same time, Russian ongoing strengthening in the Black Sea Region is not advantageous to any of the parties, and in this context the Crimean issue will be present on the international agenda as a paradigm of Ukrainian foreign policy strategy and an effective instrument of containing Russia. From this perspective, it is required to launch various network processes in order to harmonize socio-political and economic space in the region and to make steps on reducing tensions over Crimea to include the peninsula in the international economic agenda from the perspective of the Russian priorities.

Текст научной работы на тему «УКРАИНА, ТУРЦИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: КОНТУРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА, РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ»

Научная статья / Research article

Украина, Турция, Великобритания: контуры сотрудничества, риски и возможности для России

В. А. Чмырева

Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия ORCID: 0000-0001-8643-2872, [email protected]

Аннотация. В настоящее время происходит фундаментальная трансформация украинского государства и общества: при поддержке Лондона и Анкары Украина встраивается в сообщество евроатлантических государств, что позволяет специалистам говорить о неформальном альянсе трех стран, форсированном крымскими событиями 2014 г. и отличающемся ярко выраженной антироссийской направленностью. Вопрос о вхождении Крыма в состав РФ представляется идейным базисом украинской внешнеполитической стратегии, который способен выстроить в краткосрочной перспективе архитектуру взаимоотношений Украины с западными партнерами как в контексте политического и правового давления на Россию, так и в части поддержки украинских экономических интересов. Очевидно, вопросы признания легитимности референдума 2014 г. будут перманентно появляться на международной повестке, что не только дискредитирует потенциал глобальной внешнеполитической активности РФ, но и нивелирует успех приоритетных российских инициатив в странах ближнего зарубежья. Учитывая, что актуальная евроатлантическая повестка Украины является результатом планомерного развития страны в течение нескольких последних десятилетий, с позиции интересов России целесообразно акцентироваться не на вызовах, которые возникают для РФ, а на возможностях нивелирования антироссийских настроений и формирования международной повестки с учетом российских политических и экономических интересов. Как показывает внешнеполитическая практика, ни Лондон, ни Анкара не пересекают красные линии во взаимоотношениях с Москвой: несмотря на антироссийскую риторику, стороны не исключают возможности двустороннего диалога с Россией по любым вопросам международной повестки. В этом контексте актуальная задача России - сбалансированная многовекторная внешняя политика и конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами; необходимо инициирование сетевых процессов, направленных на гармонизацию социально-политического и экономического пространства в регионе с целью нивелирования эскалации вокруг Крыма и включения полуострова в международную экономическую повестку с учетом интересов РФ.

Ключевые слова: внешняя политика, Россия, Украина, Турция, Великобритания, стратегическое партнерство, ЕАЭС.

Для цитирования: Чмырева В. А. Украина, Турция, Великобритания: контуры сотрудничества, риски и возможности для России. Постсоветские исследования. 2021;4(3):226-233.

Ukraine, Turkey, Britain: Contours of Interaction, Challenges and Opportunities for Russia

Vera A. Chmyreva

Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow Russia ORCID: 0000-0001-8643-2872, [email protected]

Abstract. Nowadays we observe a fundamental transformation of the Ukrainian state and society. The dynamic of Ukraine's strengthening relations with Turkey and Great Britain attracts close experts' attention brining up a question of an informal alliance among the three states. Bilateral relations within the «triangle» have been steadily developing over the past two decades and after the Crimean events of 2014 are noticed for a pronounced anti-Russia stance, developing amid the narrative of the "Russian threat". It is obvious that the legitimacy of the Crimean referendum will be permanently present on the international agenda since it has already become an ideological basis of Ukraine's

Чмырева В. А. Украина, Турция, Великобритания: контуры сотрудничества, риски и возможности

для России

foreign policy strategy, forming the architecture of its relations with partners. On the one hand, this makes it possible to exert political and legal pressure on Russia, on the other, to support its own economic interests driven by the foreign policy rhetoric about the "illegal annexation" of the peninsula. Furthermore, the efforts of Ukrainian diplomacy supported by its partners have already brought the Crimean case to the international level. Russia is facing new challenges and dangerous tendencies in the Black Sea region, at the same time, if there is a challenge, there is an opportunity. Both London and Ankara do not rule out the possibility of bilateral dialogue and do not cross red lines in their relations with Moscow. At the same time, Russian ongoing strengthening in the Black Sea Region is not advantageous to any of the parties, and in this context the Crimean issue will be present on the international agenda as a paradigm of Ukrainian foreign policy strategy and an effective instrument of containing Russia. From this perspective, it is required to launch various network processes in order to harmonize socio-political and economic space in the region and to make steps on reducing tensions over Crimea to include the peninsula in the international economic agenda from the perspective of the Russian priorities.

Key words: foreign policy, Russia, Ukraine, Turkey, Great Britain, strategic partnership, EEU.

For citation: Chmyreva V. A. Ukraine, Turkey, Britain: Contours of Interaction, Challenges and Opportunities for Russia Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(3):220-227. (In Russ.)

Динамично развивающиеся отношения Украины с Турецкой Республикой и Великобританией привлекают пристальное внимание российского экспертного сообщества, а сопряжение интересов трех стран в контексте евроатлантической повестки Украины позволяют специалистам говорить о складывающемся неформальном альянсе Украины, Турции и Великобритании, форсированном крымскими событиями 2014 г. и отличающемся ярко выраженной антироссийской направленностью. Очевидно, вопросы признания легитимности референдума 2014 г. и вхождения Крыма в состав России будут перманентно появляться на международной повестке, что не только дискредитирует потенциал глобальной внешнеполитической активности РФ, но и нивелирует успех приоритетных российских инициатив в странах ближнего зарубежья. В этом контексте актуальная задача России - сбалансированная многовекторная внешняя политика и конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами с целью нивелирования антироссийских настроений и интеграции Крыма в международные политические и экономические отношения с учетом интересов России.

1 Украина и Турция подписали военное соглашение/ ra3eTa.Ru 16.10.2020 г. URL:

https://www.gazeta.ru/army/news/2020/10/16/15091045. shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Динамика украинско-турецких отношений и интересы России. Отношения между Украиной и Турцией прогрессируют с 2014 г. на фоне политической риторики о необходимости укрепления обороны и противодействия «российской угрозе». На волне кризисной конфронтации 2014 г. Турецкая республика заняла официальную позицию Запада и признала незаконность проведенного в Крыму референдума. В настоящее время турецко-украинское стратегическое партнерство укрепляется, и провокационная риторика конвертируется в наращивание политического, экономического, военно-технического сотрудничества между странами.

Важным событием, создавшим правовые основы для расширения украинско-турецкого партнерства, стало подписание Рамочного военного соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Турецкой Республики (16 октября 2020 г.)1.

Продолжается институционализация формата трехстороннего взаимодействия вооруженных сил Украины, Турции и НАТО в Черноморском регионе: развиваются масштабные инфраструктурные проекты, совместные проекты в военно-технической сфере с целью внедрения современных

Чмырева В.А. Украина, Турция, Великобритания: контуры сотрудничества, риски и возможности для

России

технических решений в соответствии с международными стандартами НАТО; активизируются военные учения в акватории Черного моря. Официальный представитель НАТО О. Лунгеску в январе 2021 г. заявила, что «Черное море имеет стратегическое значение для НАТО. Три союзника - Болгария, Румыния и Турция - являются прибрежными государствами, а Грузия и Украина - близкими партнерами. В ответ на незаконную и противоправную аннексию Россией Крыма и продолжающееся наращивание ею военной мощи в Черном море Североатлантический союз увеличил свое оборонительное присутствие в регионе^»1. Украина является важнейшим звеном в процессе укрепления оборонного партнерства НАТО и потенциала сдерживания России; в июне 2020 г. Украина получила статус партнера НАТО с расширенными возможностями, который подразумевает углубление сотрудничества между государствами-членами и партнерами Альянса2. Турецкая Республика заявила о готовности содействовать Украине в достижении критериев членства в Альянсе3.

Анкара стремится развивать многовекторные отношения с Киевом: поддерживает международную украинскую инициативу «Крымская платформа», приветствует намерение Украины присоединиться к Организации исламского сотрудничества (ОИС) в качестве государства-наблюдателя, поддерживает украинский интерес к взаимодействию с Советом сотрудничества тюркоязычных государств, или Тюркским советом4, способствуя, таким образом, интернационализации крымской повестки. И этот вопрос требует особого внимания России: в состав Тюркского совета (ТС) входят два государства-

1 Корабли и самолеты стран НАТО патрулируют Черное море/ Официальный сайт Организации североатлантического договора. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_180887.htm?se lectedLocale=ru

2НАТО признает Украину в качестве партнера с расширенными возможностями/ Официальный сайт Организации североатлантического договора. URL: https ://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_176327. htm?se lectedLocale=ru

3 Совместное заявление по результатам встречи Пре-

зидента Украины Владимира Зеленского и Президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдо-

гана/ Официальное интернет-представительство

члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Казахстан и Киргизия, а Узбекистан (член ТС) в 2020 г. получил статус наблюдателя в ЕАЭС. Исходя из того, что долгосрочная повестка ТС нацелена на создание общей зоны безопасности, единого политико-экономического и культурного пространства между тюркскими государствами, а также учитывая членство Турции в НАТО, а Казахстана и Кыргызстана в ОДКБ, поиск компромиссных политических и экономических решений с целью сопряжения интересов ЕАЭС и ТС - актуальная задача российской дипломатии, которая уже доказала свою эффективность в решении острых международных кризисов и создала предпосылки для формирования новых интеграционных процессов в регионе.

Украина и Турция не только развивают новые направления, но и запускают новые форматы сотрудничества: в декабре 2020 г. президент Украины В. Зеленский провел встречу с министром иностранных дел Турецкой Республики М. Чавушоглу и министром национальной обороны Х. Акаром по формуле «два плюс два» (новый формат ежегодных двусторонних встреч с участием министров иностранных дел и министров обороны - «Квадрига»)5. Стороны отметили особое значение стратегического партнерства между Киевом и Анкарой, в том числе, в вопросах поддержания положительной динамики в торговой, оборонной и военно-технической сферах. Дополнительно, Анкара подтвердила неизменность позиции в отношении Крыма и готовность активно участвовать в защите прав крымскотатарского народа.

Турция успешно сочетает украинский и российский векторы в своей внешней

Президента Украины. 16 октября 2020 г. URL: https://www.presidentgov.ua/ru/news/spilna-zayava-za-rezultatami-zustrichi-prezidenta-ukrayini-v-64661 4Там же/ URL:

https://www.presidentgov.ua/en/news/spilna-zayava-za-rezultatami-zustrichi-prezidenta-ukrayini-v-64661 ^Президент Украины встретился с министром иностранных дел и министром национальной обороны Турции/ Официальное интернет-представительство Президента Украины. 18 декабря 2020 г. URL: https://www.president.gov.ua/ru/news/prezident-ukrayini-zustrivsya-z-ministrom-zakordonnih-sprav-65657

политике. Развиваются перспективные политические, экономические, энергетические российско-турецкие проекты, сотрудничество в области безопасности. Москва и Анкара планомерно движутся к установлению прочных связей, выстраивая новую архитектуру безопасности в зоне витальных интересов РФ. (Показательно открытие в январе 2021 г. в Азербайджане Совместного российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня в районе Нагорного Карабаха)1.

Все это открывает для России новые возможности, учитывая, что всестороннее сотрудничество с государствами ЕС и НАТО имеет для Украины стратегический характер и направлено на укрепление независимости страны, что отмечено в украинской Стратегии национальной безопасности2. Дело в том, что Украина никогда не являлась приоритетом евроатлантической повестки, но была перманентно вовлечена в процесс моделирования и корректировки отношений Запада с Россией. Турция, напротив, несмотря на сложности евроинтеграционного процесса, никогда не утрачивала собственной стратегической важности для евроатлантических партнеров и вплоть до настоящего времени является союзником самоценным. В этом контексте для России Турция - важнейший партнер и единственный представитель Североатлантического альянса, способный выступить в роли медиатора между Россией и Западом, а также Украиной, как в крымском вопросе (в процессе интеграции Крыма в международные политические и экономические процессы), так и в контексте нивелирования рисков военного присутствия НАТО в регионе.

Крымский вопрос является краеугольным камнем внешнеполитической повестки Турции: на официальном уровне перманентно озвучивается поддержка в отношении крымских татар и констатируется

1 См.: Открытие совместного российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта/ Официальный сайт Министерства обороны РФ. URL:

http://mil.ru/russian_peacekeeping_forces/me-dia/photo/gallery.htm?id=87226@cmsPhotoGallery

2 Стратепя нацюнально! безпеки Укра1ни/ Официаль-

ный сайт Верховной Рады Украины. URL:

нелегитимность референдума 2014 г. [Чмы-рева 2020: 132]. Р. Эрдоган акцентирует особое значение Крыма в истории Турции, подчеркивая, что Анкара никогда не признает вхождение Крыма в состав РФ, в то же время - дистанцируется от открытой критики действий Москвы и поддержания антироссийских санкций; вопрос Крыма де-факто выведен за рамки российско-турецкого переговорного процесса. Одновременно, используя комплекс политических, экономических, гуманитарных и культурных инструментов в рамках «предприимчивой» внешней политики3, Анкара продолжает участвовать в процессах формирования национального самосознания и этнокультуры крымских татар, укрепляя собственные позиции в регионе, а также - наращивает сотрудничество с Великобританией, что отражается, в том числе, на украинском направлении, и требует особого внимания РФ.

«Золотая эра» британо-турецких отношений. На протяжении последнего десятилетия Великобритания и Турция демонстрируют общность экономических, политических и военных интересов, а лидеры обеих стран называют нынешний период «золотой эрой двусторонних отношений»4, что позволяет экспертам констатировать становление британо-турецкого альянса.

Соглашение о стратегическом партнерстве между странами, традиционная поддержка Лондоном турецкого евроинтеграци-онного процесса, демонстрация солидарности с официальной Анкарой после неудавшегося государственного переворота в Турции в 2016 г., поддержка политического режима президента Р. Эрдогана, сдержанная позиция Королевства в отношении военных операций Турции против курдских вооруженных формирований в Сирии, финансирование Лондоном гуманитарных проектов в зоне военных действий и поддержка сирийских беженцев

https://za-

kon.rada.gov.ua/laws/show/392/2020?lang=ru#Text ^Предприимчивая и гуманная внешняя политика Турции/ Официальный сайт Министерства иностранных дел Турецкой республики. URL:

http://www.mfa.gov.tr/russian.en.mfa 4Relations between Turkey and the United Kingdom/ Официальный сайт Министерства иностранных дел Турецкой республики. URL: http://www.mfa.gov.tr/re-lations-between-turkey-and-the-united-kingdom.en.mfa

Чмырева В.А. Украина, Турция, Великобритания: контуры сотрудничества, риски и возможности для

России

на территории Турции, тесное военно-оборонное сотрудничество между странами, подписание Соглашения о свободной торговле и др. - все это знаменует «золотую эру» двусторонних отношений1. Назначение на пост главы британской внешней разведки МИ-6 экс-посола в Турции Р. Мура в 2020 г. может способствовать укреплению турецкого направления в британской внешнеполитической стратегии и практике2.

В перспективе следует ожидать не только усиление торгово-экономического и военно-политического сотрудничества между странами, но и сближение британо-турецких геополитических интересов в Черноморском регионе, что требует внимания России, учитывая антироссийскую направленность актуальной трансатлантической повестки. Одновременно, учитывая Соглашение о выходе Великобритании из ЕС, Россия получает возможность выстраивания новой конфигурации отношений с Соединенным Королевством. Примечательно, что с 1 января 2021 г. вступило в силу решение Великобритании об открытии портов крымского полуострова для британских судов (на основании генеральной лицензии Управления Казначейства её Величества по применению финансовых санк-ций3). Начало заявленного взаимодействия с Крымом позволяет прогнозировать изменение внешнеполитической конъюнктуры в

1См.: UK-Turkey relations and Turkey's regional role/ Официальный сайт Парламента Великобритании. URL:

https://publications.parlia-

ment.uk/pa/cm201012/cmselect/cmfaff/1567/156706.htm #:~:text=The%20former%20Prime%20Minis-ter%2C%20Rt%20Hon%20Gordon%20Brown,re-stated%20and%20renewed%20commit-ments%20made%20three%20years%20earlier; The UK's humanitarian aid response to the Syria crisis/ Официальный сайт Парламента Великобритании. URL:

https://assets.publishing.service.gov.uk/government/up-

loads/system/uploads/attach-

ment_data/file/944596/UK_Syria_Crisis_Re-

sponse_Summary_07.12.2020_FCDO_.pdf; Free

trade agreement between the United Kingdom of Great

Britain and Northern Ireland and the Republic of Turkey/

Официальный сайт Парламента Великобритании.

URL: https://www.gov.uk/government/publica-

tions/ukturkey-free-trade-agreement

2«Держать руку на пульсе»: почему МИ-6 возглавил

бывший посол в Турции/ Газета.Ru 02.08.2020 г. URL:

отношении РФ, в частности, по крымскому вопросу, и возможность выстраивания новых двусторонних партнерств.

Актуальная динамика отношений между Великобританией и Украиной. Позиция Великобритании по вопросу о вхождении Крыма в состав России отражена в статье премьер-министра Б. Джонсона, опубликованной в феврале 2018 г.: это «первая насильственная аннексия территории европейского государства... с 1945 г.» и «нарушение норм международного права»4. Сохранение санкций в отношении РФ видится представителю лондонского истеблишмента необходимым и обоснованным, однако, учитывая, что Великобритания и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и несут особую ответственность за международный мир и безопасность, отношения с РФ, по мнению Б. Джонсона, следует развивать по формуле «взаимодействуй, но проявляй осто-рожность»5. Очевидно, открытие крымских портов для британских судов вписывается в обозначенную формулу взаимодействия.

В октябре 2020 г. состоялся знаковый визит украинской делегации во главе с президентом В. Зеленским в Великобританию6. Стороны подписали Соглашение о политическом сотрудничестве, свободной торговле и стратегическом партнерстве, открывшее новую страницу в британо-украинских

https://www.gazeta.ru/politics/2020/07/31_a_13172023.s html

3Office of Financial Sanctions Implementation HM Treasury. General license INT 2020/059/. Официальный сайт Парламента Великобритании. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/up-loads/system/uploads/attachment_data/file/949118/Gen-eral_licence_-_INT.2020.059_-_Publication_Notice.pdf 4 Boris Johnson - 2018 Article on Fourth Anniversary of Crimean Annexation/ Political Speech Archive. February 24, 2018. URL:

http://www.ukpol.co.uk/boris-johnson-2018-article-on-

fourth-anniversary-of-crimean-annexation/#:~:text=Be-

low%20is%20the%20text%20of%>20the%20arti-

cle%20released,Kremlin%20and%20re-

solved%20to%20seize%20Crimea%20from%20Ukraine

5Там же.

6Отмечаем новую главу в отношениях между Украиной и Великобританией/ Официальное интернет-представительство Президента Украины. 8 октября 2020 г. URL:

https://www.president.gov.ua/ru/news/vidznachayemo-novu-glavu-u-vidnosinah-mizh-ukrayinoyu-ta-vel-64405

отношениях1. В ходе официальных мероприятий были достигнуты договоренности об усилении сотрудничества в военной и военно-технической сферах, о модернизации военно-морских сил Украины в соответствии со стандартами НАТО и о строительстве соответствующей портовой инфраструктуры; также - о получении кредитных гарантий для развития торговых контрактов и инвестиционных проектов, закрепленные в Меморандуме о намерениях по развитию и укреплению военно-морского флота Украины2. Обозначенный документ закрепил политическое решение о развитии украинского судостроительного потенциала (в г. Николаев), восстановлении объектов военно-морской базы Украины в Азовском и Черном морях и создании москитной флотилии Украины при поддержке Департамента гарантирования экспортных кредитов Великобритании.

Таким образом, в настоящее время осуществляется программа встраивания Украины в европейское морское сообщество: создается украинский морской кластер, и иностранные инвесторы изучают возможности долгосрочных проектов строительства гражданских и военно-морских кораблей на Укра-ине3.

Показательно, что вскоре после встречи с Б. Джонсоном и подписания Соглашения с Великобританией, В. Зеленский посетил Стамбул и провел переговоры с президентом Турции Р. Эрдоганом, в ходе которых стороны подтвердили необходимость скорейшего заключения Соглашения о свободной торговле между Украиной и Турцией4.

1 Political, Free Trade and Strategic Partnership Agreement between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and Ukraine/ Официальный сайт Парламента Великобритании. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/up-loads/system/uploads/attach-

ment_data/file/934935/CS_Ukraine_1.2020_UK_Ukrain e_Political_Free_Trade_Strat_Partner_Agreement.pdf

2 См.: UK programme assistance to Ukraine in 2020-2021. A list of projects funded by the UK government in Ukraine in 2020-2021/ Официальный сайт Парламента Великобритании. URL:

https://www.gov.uk/government/publications/uk-pro-gramme-assistance-to-ukraine-in-2020-2021

3См.: Ukrainian maritime cluster / Официальный сайт МКУ. URL: https://maritimeukraine.com

4Украина заинтересована в расширении круга турец-

ких компаний, привлеченных к реализации

Британская программа помощи Украине на период 2020-2021 гг. в полной мере отражает основные направления сотрудничества между странами5. На основании различных стратегических планов и оперативных программ с привлечением британских и европейских целевых фонов (среди прочих - Целевой фонд технической помощи Восточного партнерства, Агентство USAID, Европейский банк реконструкции и развития) правительство Соединенного Королевства активно поддерживает и финансирует евроатлантиче-скую повестку Украины; участвует в реформировании системы управления в стране, финансового сектора, трудового законодательства, системы здравоохранения, украинских СМИ; поддерживает украинские международные инициативы (Крымская платформа, Конференция по реформам на Украине и др.). Показательно, что первое заседание Конференции по реформам на Украине с участием представителей более чем из 30 стран, а том числе Турции, состоялось под эгидой британского правительства в Лондоне 6 июля 2017 г. Одновременно Великобритания поддерживает мирное урегулирование конфликта на юго-востоке Украины на основе Минских соглашений, приветствует работу «Нормандской четверки» и Трехсторонней контактной группы6.

После выхода из ЕС Лондон заинтересован в перезапуске отношений со всеми партнерами, в создании надежных торгово-экономических и военно-политических парт-нерств, обеспечивающих сохранение британских национальных интересов в

программы «Большое строительство» - Владимир Зеленский/ Официальное интернет-представительство Президента Украины. 16 октября 2020 г. URL: https://www.president.gov.ua/ru/news/ukrayina-zacikavlena-u-rozshirenni-kola-tureckih-kompanij-za-64673

5UK programme assistance to Ukraine in 2020-2021. A list of projects funded by the UK government in Ukraine in 2020-2021/ Официальный сайт Правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/government/pub-lications/uk-programme-assistance-to-ukraine-in-2020-2021

6 Russia's ongoing aggression against Ukraine and illegal annexation of Crimea: UK statement/ Официальный сайт Правительства Великобритании. URL:

https://www.gov.uk/government/speeches/russias-ongo-ing-aggression-against-ukraine-and-illegal-annexation-of-crimea-uk-statement

Чмырева В.А. Украина, Турция, Великобритания: контуры сотрудничества, риски и возможности для

России

Черноморском регионе, и в этом контексте Соединенное Королевство открыто к экономическому диалогу с Россией. В опубликованном в феврале 2021 г. руководстве «Бизнес-риски в России» отмечена актуальная привлекательность российского рынка для Королевства, несмотря на политическую напряженность, а также - возможность инвестиционного сотрудничества в ряде секторов российской экономики (энергетика, финансы, потребительские товары, машиностроение и др.) и сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Выводы и заключения. Вопрос о вхождении Крыма в состав РФ представляется идейным базисом украинской внешнеполитической стратегии, который способен выстроить в краткосрочной перспективе архитектуру взаимоотношений Украины с западными партнерами как в контексте политического и правового давления на Россию, так и в части поддержки собственных экономических интересов за счет внешнеполитической риторики о «незаконной аннексии» полуострова. Учитывая, что актуальная евроатлантическая повестка Украины является результатом планомерного развития страны в течение нескольких десятилетий, с позиции интересов России целесообразно акцентироваться не на вызовах, которые возникают для РФ, а на возможностях нивелирования антироссийских настроений и формирования международной повестки с учетом российских политических и экономических интересов.

Как показывает внешнеполитическая практика, ни Лондон, ни Анкара не пересекают красные линии во взаимоотношениях с Москвой: несмотря на антироссийскую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

риторику, стороны не исключают возможности двустороннего диалога с Россией по любым вопросам международной повестки. Говорить о становлении неформального альянса между Украиной, Турцией и Великобританией в настоящее время не представляется возможным. Исходя из вышесказанного, речь идет об общности тактических интересов, связанных с проекцией влияния каждой из сторон на Черноморский регион, исходя из собственных торгово-экономических и геополитических целей. При этом активизация внешнеполитического и экономического сотрудничества между странами способствует интернационализации региона и, в частности, крымской повестки, и требует особого внимания России.

Стратегия военного доминирования без учета актуальных процессов интенсификации международного сотрудничества в регионе в перспективе может представлять значительные риски для России, притормозить развитие интеграционных проектов, концептуальную основу которых составляет российская инициатива формирования Большого Евразийского партнерства, рассчитанная на длительную перспективу1. Фокусом внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности России должна стать активация сетевых процессов в Черноморском регионе, направленных на включение Крыма в международную экономическую повестку с учетом интересов РФ (в том числе, посредством многосторонних проектов в рамках ЕАЭС) и гармонизацию социально-политического и экономического пространства в регионе с целью нивелирования эскалации вокруг Крыма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аватков В.А. Россия и Турция: переход к полицентрической системе международных отношений // Обозреватель-Observer. - 2018. - № 11 (346). - С. 38-52.

Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики в XXI веке: Монография / Под ред. Т.В. Кашириной и В.А. Аваткова - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 411 с.

Внешняя политика стран СНГ: Учеб. Пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д.А. Дегтерев, К.П. Курылев. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. - 496 с.

Курылев К.П. Внешняя политика Украины в контексте формирования региональной системы безопасности в Европе: монография / К. П. Курылев. - Москва: РУДН, 2014. - 530 с.

1 Основные внешнеполитические итоги/ Официаль- https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_pub-ный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: lisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3985482

Курылев К.П. Украинский кризис и международная безопасность: монография / К. П. Куры-

лев. - Москва: Ленанд, 2018. - 272 с. Мегатренды мировой политики и их развитие в XXI веке: Учеб. пособие для студентов вузов

/ Под ред. М.М. Лебедевой - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2019. - 400 с. Чмырева В.А. Интересы России в контексте турецко-украинского стратегического партнерства: крымский вопрос // Вопросы национальных и федеративных отношений. Том: 10 Номер: 2 (59) Год: 2020 С. 361-370. Чмырева В.А. Турция: фокус американской аналитики. (Прикладной анализ новейшей историографии США). М.: Издательство «Наука сегодня», 2020. - 158 с. Шмелев Б.А. Россия - Украина: партнерство или конфронтация? Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2020. - 46 c.

REFERENCES

Avatkov V.A. Rossiya i Turtsiya: perekhod k politsentricheskoi sisteme mezhdunarodnykh otnoshenii

// Obozrevatel'-Observer. - 2018. - № 11 (346). - S. 38-52. Aktual'nye problemy mezhdunarodnykh otnoshenii i vneshnei politiki v KHKHI veke: Monografiya / Pod red. T.V.Kashirinoi i V.A.Avatkova - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°», 2017. — 411 s.

Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. Posobie dlya studentov vuzov / Red.-sost. D.A. Degterev,

K.P. Kurylev. - M.: Izdatel'stvo «Aspekt PresS», 2019. - 496 s. Kurylev K.P. Vneshnyaya politika Ukrainy v kontekste formirovaniya regional'noi sistemy bezopas-

nosti v Evrope: monografiya / K. P. Kurylev. - Moskva: RUDN, 2014. - 530 s. Kurylev K.P. Ukrainskii krizis i mezhdunarodnaya bezopasnost': monografiya / K. P. Kurylev. -

Moskva: Lenand, 2018. - 272 s. Megatrendy mirovoi politiki i ikh razvitie v XXI veke: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Pod

red. M M. Lebedevoi - M.: Izdatel'stvo «Aspekt PresS», 2019. - 400 s. Chmyreva V.A. Interesy Rossii v kontekste turetsko-ukrainskogo strategicheskogo partnerstva: krymskii vopros // Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii. Tom: 10 Nomer: 2 (59) God: 2020 S. 361-370.

Chmyreva V.A. Turtsiya: fokus amerikanskoi analitiki. (Prikladnoi analiz noveishei istoriografii

SSHA). M.: Izdatel'stvo «Nauka segodnYA», 2020. - 158 s. Shmelev B.A. Rossiya - Ukraina: partnerstvo ili konfrontatsiya? Nauchnyi doklad. - M. : Institut ehkonomiki RAN, 2020. - 46 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Чмырева Вера Александровна, научный сотрудник, Институт экономики РАН, Научное направление «Международные экономические и политические исследования», Центр постсоветских исследований.

Vera A. Chmyreva, research scientist, The Institute of Economics, RAS, The Department of International Economic and Political Studies, Center for Post-Soviet Studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.