ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
Научная статья / Research article Украина в контексте внешнеполитических интересов Великобритании
К. А. Годованюк
Федеральное государственное учреждение науки Институт Европы Российской Академии Наук, Москва, Россия
ORCID:0000-0002-5205-0021, [email protected]
Аннотация: В статье исследовано место Украины в новой внешнеполитической стратегии Соединенного Королевства («Глобальная Британия»). Показано, что Лондон представляет себя ближайшим союзником Киева в попытке укрепить собственные позиции в Европе после брекзита, сформировать особую роль в региональной безопасности и обеспечить собственные экономические интересы. Центральный элемент британской стратегии -сдерживание Москвы. «Украинская карта» разыгрывается с привлечением традиционных для Соединенного Королевства инструментов воздействия на третьи страны: специальные программы содействия развитию, выстраивание особого политического партнерства и всесторонняя поддержка внутриполитического курса Украины с целью сформировать лояльную политическую атмосферу и благоприятный для британского бизнеса инвестиционный климат. Не менее важно для Лондона задействовать многосторонние неформальные площадки для взаимодействия со странами-единомышленниками с тем, чтобы влиять на региональный баланс сил. Такая политика нацелена на решение нескольких задач: создание коалиции для международного давления на РФ и «противодействие российской дезинформации и недостоверному новостному контенту», а также за счет демонстрации потенциала «жесткой силы». В частности, Британия использует «украинский фактор» для выстраивания военно-стратегического сотрудничества в Черноморском регионе со странами НАТО. В целом это соответствует курсу новой администрации США. «Украинский вопрос» вписан в повестку председательства Лондона в Группе Семи в 2021 г. как важнейший элемент объединения союзников и восстановления евроатлантической солидарности.
Ключевые слова: Внешняя политика Великобритании, Украина, «российская угроза», программы содействия развитию, торговые связи, Черноморский регион, европейская безопасность.
Для цитирования: Годованюк К.А. Украина в контексте внешнеполитических интересов Великобритании. Постсоветские исследования. 2021;4(5):427-434.
Ukraine in light of British foreign policy interests Kira A. Godovanyuk
Institute of Europe, Moscow, Russia
ORCID:0000-0002-5205-0021, [email protected]
Abstract. The article explores the place of Ukraine in the UK new foreign policy strategy ("Global Britain"). The author argues that London presents itself as the closest ally of Kiev, in attempt to strengthen its position in Europe after Brexit and to play a special role in regional security, as well as to ensure its own economic interests. A central element of Britain's strategy towards Kiev is containing Moscow. The "Ukrainian Card" is played using traditional instruments in third countries: special development assistance programs, building a special political partnership and comprehensive support for Ukraine's domestic policy in order to create a loyal political atmosphere and an investment climate favorable for British business. It is equally important for Britain to use multilateral informal platforms to interact with like-minded countries to influence the regional balance of power. This policy is to solve several problems: creating a coalition of Western countries to put pressure on
Russia, including through programs to counter Russian disinformation and fake news, as well as through "hard power". London is using the "Ukrainian factor" to build strategic defence cooperation in the Black Sea region with NATO countries. More broadly this policy is consistent with the new US administration course. The "Ukrainian question" is included in the agenda of London's G7 presidency in 2021 as an essential element in uniting allies and restoring Euro-Atlantic solidarity.
Key words: UK foreign policy, Ukraine, "Russian threat", humanitarian aid, trade relations, Black Sea region, European security.
For citation: Godovanyuk K.A. Ukraine in light of British foreign policy interests. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;5(4):427-434. (In Russ.)
«Фактор Украины» приобретает возрастающее значение для Британии на фоне выстраивания нового
внешнеполитического курса и попыток играть особую роль в региональной системе безопасности. Политика на украинском треке напрямую связана с общей стратегией Лондона в Европе, где его позиции значительно ослабли после выхода из ЕС. Принимая во внимание фактическое «изъятие» из двусторонней повестки Соединенного Королевства и Европейского союза вопросов общей внешней политики и политики безопасности, взаимодействие с европейскими странами на двусторонней основе становится для Лондона приоритетным. Не меньший интерес составляет координация курса в отношении Киева с союзниками в Евроатлантике, в первую очередь с Вашингтоном.
В новом стратегическом обзоре Министерства обороны Великобритании «Оборона в эру конкуренции» Украина отмечена в качестве одного из важнейших направлений для обеспечения региональной безопасности и противодействия
«российской агрессии» в Европе. Для украинских властей поддержка западных союзников остается первоочередным вопросом признания собственной легитимности. Согласно Стратегии национальной безопасности Украины, принятой в сентябре 2020 г., Британия обозначена в числе пяти крупнейших стратегических партнеров Киева наряду с США, Канадой, Германией и Францией1. Эти
страны в разных формах поддержали государственный переворот на Украине в 2014 г. и впоследствии выступили наиболее активными лоббистами политического курса Киева и «противодействия российской агрессии». Весной 2021 г. диалог между Москвой и коллективным Западом существенно обострился и сопровождался требованиями отодвинуть российские войска вглубь страны от границ с Украиной. Жесткая антироссийская линия коалиции стран Запада была призвана, в числе прочего, продемонстрировать восстановление
трансатлантической солидарности, которая испытывала серьезные трудности в период администрации Д. Трампа (2017-2021 гг.). Интересы Соединенного Королевства обусловлены комплексом
внешнеполитических задач как на уровне британо-украинских отношений, так и в рамках многосторонних форматов и ситуативных союзов в соответствии с новой концепцией «Глобальная Британия» [Громыко, Федоров, 2019].
Особенности британо-украинского диалога.
Стратегия Британии в отношении Украины согласуется с общезападным курсом на сдерживание России. В ходе украинского кризиса 2014 г. Великобритания заняла одну из наиболее жестких позиций среди европейских стран, активно лоббировала санкции и ограничительные меры с целью оказать давление на Москву. С этого времени Лондон связывает общий контекст российско-британского
1 УКАЗ Президента Украши Про ршення Ради нацюнально! безпеки i оборони Украши вщ 14 вересня 2020 року "Про Стратепю нацюнально! безпеки Укра1ни". // Закнодательство Украины. URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/U392_20.htm
l (дата обращения 10.05.2021)
политического диалога с «украинским вопросом», о чем заявил премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон (2010-2016 гг.) еще в марте 2014 г.2 Британия, как и ее ближайшие западные союзники,
неоднократно выдвигала в качестве одного из главных условий нормализации диалога с Россией изменение ее позиции по Украине, в том числе возврат Крыма под юрисдикцию Киева.
Б. Джонсон продолжил линию предыдущих консервативных Кабинетов Д. Кэмерона и Т. Мэй (2016-2019 гг.) в отношении Украины, что обусловлено широким комплексом внешнеполитических задач. Во-первых, по-прежнему украинский курс Лондона связан с тематикой «сдерживания России» и противодействия ее влиянию на постсоветском пространстве. Эта политика сосредоточена на нескольких направлениях - военно-политическом, информационном и экономическом.
Отстранившись от политико-дипломатического участия в нормандском формате, Соединенное Королевство, тем не менее, с 2014 г. оказывает в существенных объемах военную (нелетальную), гуманитарную и консультационную помощь украинским властям. Так, еще в 2017 г. Британия стала страной-хозяйкой первой конференции по реформам на Украине [Годованюк, 2017], продемонстрировав свои возможности выступить координационным хабом международной поддержки «европейского пути» нового украинского руководства.
С 2015 г. британские инструкторы обучили свыше 18 тыс. украинских военных в рамках операции министерства обороны
Великобритании Orbital (продлена до 2023 г.). Соединенное Королевство активно вкладывает консультационные и
финансовые ресурсы в реформирование системы государственного управления Украины [Годованюк, 2017]. Совокупный объем официальной британской помощи Киеву (через проектную деятельность таких структур, как Conflict, Stability and Security Fund, Good governance Fund, British Council, Climate Change Fund и пр.), а также гуманитарные программы министерства иностранных дел и специальные проекты министерства обороны Великобритании на 2020-2021 гг. составили 40 млн ф.ст.3 В 2020 г. на гуманитарные цели в связи с конфликтом на Донбассе и пандемией коронавируса Британия выделила 5 млн ф.ст.4
Примечательно, что Б. Джонсон упомянул о необходимости увеличить помощь Украине в качестве одного из аргументов реформы британской системы государственного управления, в результате чего произошло слияние Департамента международного развития и Форин-офиса в 2020 г.5 Лондон уделяет большое внимание «созданию независимых украинских СМИ», «противодействию российской пропаганде», укреплению гражданского общества и продвижению демократических ценностей. По линии взаимодействия министерств внутренних дел «тематический портфель» включает в себя борьбу с отмыванием денег, киберпреступлениями и незаконной иммиграцией, помощь в противодействии гибридным угрозам со стороны РФ и психологическую реабилитацию участников боевых действий на востоке Украины.
2 Statement on Ukraine: 2 March 2014. // Prime Minister's Office, 10 Downing Street . URL https://www.gov.uk/government/news/statement-on-ukraine-2-march-2014 (дата обращения 10.05.2021)
3 UK programme assistance to Ukraine in 2020-2021 // Foreign, Commonwealth & Development Office. URL:
https://www.gov.uk/government/publications/uk-programme-assistance-to-ukraine-in-2020-2021 (дата
обращения 10.12.2020)
4 UK to announce £5m support package for Ukraine duri ng Presidential visit // Foreign, Commonwealth & Development
Office . URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-to-announce-5m-support-package-for-ukraine-during-presidential-visit (дата обращения 10.12.2020)
5 Премьер-министр выразил недоумение «нерациональностью» распределения средств: «Почему мы выделяем одинаковый объём помощи Замбии и Украине»? По мнению руководства Великобритании, именно страны, наиболее уязвимые перед «угрозой российского вмешательства», заслуживают концентрации наибольших усилий и ресурсов.
Во-вторых, развитие британо-украинского партнерства - один из компонентов сотрудничества Киева с Североатлантическим Альянсом. Согласно исследованиям Чатэм Хауса, украинская молодежь доверяет Соединенному Королевству больше, чем какой-либо другой стране или организации «в силу последовательной линии по введению санкций в отношении РФ», а также безоговорочной поддержки членства Украины в Североатлантическом Альянсе. Значимость «украинского вопроса» для европейской безопасности неоднократно подчеркивала Британия и ее союзники. В июне 2020 г. Киев получил статус «партнера НАТО расширенных возможностей», что вызвано, скорее, попытками надавить на Москву, нежели намерением в ближайшее время включить Украину в
североатлантическое сообщество
безопасности.
Наконец, после выхода из Евросоюза (31 января 2020 г.) британское руководство заинтересовано в максимально обширной сети торговых соглашений на двусторонней основе. Страны постсоветского
пространства, с которыми уже имеются договоренности у ЕС, представляют приоритетное значение для Великобритании. В техническом плане Лондону легче договариваться с действующими партнерами Брюсселя о «зеркальных» сделках, которые во многом дублируют торговые договоры ЕС с третьими странами (например, Соглашения об ассоциации). Так, еще в ноябре 2019 г. Великобритания и Грузия подписали Соглашение о всеобъемлющем
стратегическом партнерстве. Новый договор зафиксировал политическую и
экономическую ассоциацию двух стран,
включая создание зоны свободной торговли с 1 января 2021 г. Документ заменяет для Британии Соглашение об ассоциации между Грузией и ЕС, которое перестало распространяться на Лондон после 1 января 2021 г. 6
Осенью 2020 г. в ходе визита украинского президента В. Зеленского в Соединенное Королевство лидеры двух стран подписали Соглашение о всеобъемлющем политическом,
стратегическом партнерстве и свободной торговле, которое предусматривает сотрудничество в сфере безопасности и внешней политики, а также подтверждает намерение Лондона «предоставить статус преференциального торгового партнера Киеву». Торговая часть договора во многом повторяет Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между ЕС и Украиной, подписанное в сентябре 2017 г. Учитывая, что сегодня Киев - 69-й торговый партнер Великобритании (торговый оборот в 2019 г. - 1,5 млрд ф.ст.7), очевидно, что политическая составляющая такой сделки первична. В связи с пандемией COVID-19 в третьем квартале 2020 г. товарооборот между странами сократился до 1,3 млрд ф.ст.8
Потенциал торгового британо-украинского сотрудничества в первую очередь определяется перспективами выступить взаимными рынками сбыта товаров и услуг (сегодня эти объемы весьма скромные). В 2018 г. в ходе украинской недели в Лондоне, организованной британо-украинской торговой палатой, два направления были определены в качестве приоритетных (импорт продукции сельского хозяйства в Британию9 и экспорт британских услуг и инвестиций на Украину10). Между
6 UK/Georgia: Strategic Partnership and Cooperation Agreement // Foreign & Commonwealth Office. URL: https://www.gov.uk/government/publications/ukgeorgia-strategic-partnership-and-cooperation-agreement-cs-georgia-no12019 (дата обращения 11.05.2021)
7 UK and Ukraine sign Political, Free Trade and Strategic
Partnership Agreement // Foreign, Commonwealth &
Development Office, Department for International Trade.
URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-and-ukraine-sign-political-free-trade-and-strategic-partnership-agreement (дата обращения 10.05.2021)
8 Ukraine. Department for International Trade //. URL https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uplo ads/system/uploads/attachment_data/file/976694/ukraine -trade-and-investment-factsheet-2021-04-09.pdf (дата обращения 10.05.2021)
9Британия - крупнейший импортер продовольствия в Европе. После брекзита Украина рассчитывает частично заменить европейские
сельскохозяйственные товары продукцией собственного производства.
10 Ukrainian Week in London // Ukrainian events in London. 11.09.2018. URL:
тем эксперты отмечают потенциал британо-украинского сотрудничества в сфере информационных услуг. В 2020 г. на британский рынок пришлась половина всего украинского экспорта услуг 1Т сектора. В рамках торгового соглашения открываются возможности для аутсорсинга украинских 1Т специалистов. Большие надежды Киев возлагает на британские инвестиции в свою экономику. Так, украинская энергетическая компания DTEK планирует открыть инвестиционный хаб в Лондоне для развития новых энергетических проектов, в том числе с акцентом на возобновляемые источники энергии и проекты с использованием водорода11.
Военно-стратегический аспект:
фактор Черноморского региона.
В связи с выходом из Евросоюза интерес Британии в отношении Украины связан с задачей обеспечить особую роль в европейской безопасности. Примечательно, что еще в ноябре 2020 г. Б. Джонсон озвучил планы правительства вернуть Соединенному Королевству статус передовой морской державы в Европе и обеспечить «ренессанс» британского кораблестроения12. В военно-стратегическом аспекте такая политика сопряжена с желанием «сдержать российское влияние» не только на Северном и Восточном, но и Южном флангах. Наряду с активностью в Балтийском море и Арктике британские ВМС не менее пристальное внимание теперь уделяют и позициям в Средиземном и Черном морях.
Согласно Меморандуму о намерениях между министерствами обороны Британии и
Украины (октябрь 2020 г.), Лондон планирует оказывать содействие Киеву в «развитии военно-морского флота» и обеспечить поставки военного оборудования для военно-морской базы13. Фактически речь идет о продаже Украине 8 быстроходных ракетных катеров (Barzan-class fast attack craft), на которые Соединенное Королевство предоставило Киеву кредит в размере 1,25 млрд ф.ст. на 10 лет (2 судна будут построены в Британии, остальные - на украинских судостроительных предприятиях под Николаевом14). Заявлено, что такие меры помогут улучшить обороноспособность украинского ВМС и его операционную совместимость с военно-морским компонентом стран НАТО. Интерес Британии не ограничивается
экономическими мотивами получить крупные контракты для собственного ВПК. Не следует игнорировать британские планы обеспечить стратегическое присутствие в Черном море, влиять на региональный баланс сил и искать дополнительные рычаги давления на Москву.
Еще летом 2020 г. министр обороны Соединенного Королевства Б. Уоллес объявил, что под эгидой Великобритании будет действовать многонациональная «Инициатива по морской подготовке» (multinational Maritime Training Initiative) для ВМС Украины. Декларируемая цель - помощь в противодействии угрозам в Черном море. Курсы будут проводить военнослужащие Королевских Военно-морских сил, а также их коллеги из Швеции, Канады и Дании15.
https://www.ukrainianlondon.co.uk/ukrainian-week-in-london-8-11-oct-2018/ (дата обращения 10.05.2021)
11 DTEK intends to open investment hub in UK for new Ukrainian energy sector // Interfax-Ukraine. 09.05.2021. URL:
https://en.interfax.com.ua/news/economic/714993.html (дата обращения 10.05.2021)
12 PM statement to the House on the Integrated Review: 19 November 2020 //Prime Minister's Office, 10 Downing Street. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-statement-to-the-house-on-the-integrated-review- 19-november-2020 (дата обращения 10.05.2021)
13Ukraine and Great Britain have launched large-scale projects for the development of the Ukrainian Navy, -
Andrii Taran // Ministry of Defence of Ukraine.
08.10.2020. URL:
https://www.kmu.gov.ua/en/news/ukraina-ta-velikobritaniya-poklali-pochatok-masshtabnim-proektam-z-rozvitku-viiskovo-morskih-sil-zs-ukraini-andrii-taran (дата обращения 10.05.2021)
14 В сентябре 2020 г. на территории Украины прошли совместные учения ВСУ и сил стран НАТО «Совместные усилия — 2020». В рамках маневров 250 десантников Великобритании из 16-й десантно-штурмовой бригады высадились в Николаевской области.
15 UK launches multinational training to enhance Ukrainian Navy against threats from the East // Ministry of Defence. URL:https://www.gov.uk/government/news/uk-launches-multinational-training-to-enhance-ukrainian-navy-against-threats-from-the-east (дата обращения 10.05.2021)
Присутствие в Черном море -важнейший компонент европейского измерения стратегии «Глобальная Британия», что подтвердил глава Штаба обороны ВМС Великобритании Т. Радакин во время встречи с В. Зеленским в октябре 2020 г.16 Уже через месяц эскадренный миноносец британских ВМС Dragon совместно с военно-морскими силами Украины, Грузии и Румынии проводил учения по патрулированию акватории Черного моря в поддержку свободы судоходства17.
Интерес Лондона в отношении этого региона зафиксирован в новой стратегии обороны Соединенного Королевства «Оборона в эпоху конкуренции» (март, 2021 г.). Британия, помимо Украины, видит в качестве своих ближайших союзников в регионе Болгарию, Грецию, Румынию и Турцию, совместно с которыми собирается встать на защиту свободы судоходства18. Исходную позицию британских властей выразил министр обороны Великобритании Г. Уильямсона: «Черное море не принадлежит России»19.
В последние годы участились морские маневры в Черноморском регионе, хотя их длительность лимитирована Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 1936 г. (для военных кораблей нечерноморских государств - 21 день пребывания). В декабре 2018 г. британский корабль разведчик Echo после захода в одесский порт совершил маневры с флагманом военно-морских сил
Украины «Гетман Сагайдачный». а в апреле 2019 г. этот же британский корабль вновь пересек акваторию Черного моря и дошел до грузинского порта Батуми20. На фоне обострения ситуации на Украине весной 2021 г. Британия запланировала очередной заход военных кораблей в Черное море21, а глава МИД Румынии назвал его «почти внутренним озером НАТО».
Напомним, еще в марте 2019 г. министры обороны Великобритании и Румынии подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором подтвердили заинтересованность в сотрудничестве в сфере безопасности Черного моря и Западных Балкан22. В дополнении к воздушным маневрам в рамках миссии NATO's Air Policing South стороны договорились расширить взаимодействие в области обороны, сотрудничество по линии ВПК, развитие связей в сфере разведки (defence intelligence), «зеленых» оборонных инициатив, военной медицины, а также поддержки систем здравоохранения.
Особую ставку на сотрудничество в Черноморском регионе Лондон делает на Турцию, с которой стремится развивать продвинутое военно-политическое
партнерство, в том числе в контексте сдерживания России и укрепления неформального союза с Украиной. Сближение Лондона с Турцией обусловлено целым рядом факторов, в том числе заинтересованностью играть на внутренних противоречиях Анкары и Брюсселя, и также не допустить сближения Анкары и Москвы
16 From Portsmouth to Odesa, UK and Ukraine naval cooperation on show as Ukrainian President visits HMS Prince of Wales // Ministry of Defence. URL: https://www.gov.uk/government/news/from-portsmouth-to-odesa-uk-and-ukraine-naval-cooperation-on-show-as-ukrainian-president-visits-hms-prince-of-wales (дата обращения 10.05.2021)
17 HMS Dragon returns from black sea deployment // Royal Navy.21.11.2020. URL: https ://www.royalnavy. mod.uk/news-and-latest-activity/news/2020/november/21/211120-hms-dragon-home (дата обращения 10.05.2021)
18 Defence in a competitive age. March 2021. URL: https
://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/s
ystem/uploads/attachment_data/file/971859/_CP_411_-
_Defence_in_a_competitive_age.pdf (дата обращения
10.05.2021)
19 UK defense minister to Ukraine: Black Sea does not belong to Russia // Reuters. 21.12.2018. URL: https://www.reuters.com/article/us-ukraine-crisis-britain-idUSKCN1OK1H7 (дата обращения 10.05.2021)
20 Post-Brexit Britain can help secure the Black Sea against Russian aggression // The Telegraph.
16.10.2020.URL:
https://www.telegraph.co.uk/politics/2020/10/16/post-brexit-britain-can-help-secure-black-sea-against-russian/ (дата обращения 10.05.2021)
21 СМИ: Британия направит корабли в Черное море в знак солидарности с Киевом // Русская служба BBC.
18.04.2021. URL: https://www.bbc.com/russian/features-56790754 (дата обращения 10.05.2021)
22 UK and Romania signal shared commitment to Black Sea security // Ministry of Defence. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-and-romania-signal-shared-commitment-to-black-sea-security--2 (дата обращения 10.12.2020)
[Годованюк, 2021]. Среди возможных рисков для РФ - дестабилизация регионального баланса сил, военная напряженность и ухудшение российско-турецких отношений на фоне возросших геополитических амбиций Турции в регионе.
Украина в контексте британской внешнеполитической повестки.
Б. Джонсон неоднократно подчеркивал, что «украинская повестка» создает дополнительные возможности для солидаризации с союзниками. Эскалация конфликта на юго-востоке Украины весной 2021 г. сопровождалась заявлениями британского руководства о готовности совместно с ЕС и США поддерживать Киев23. Внешняя политика Лондона сегодня сталкивается с серьезными вызовами идентичности и поиска новой международной роли. Между тем «украинский вопрос» создает
дополнительное «окно возможностей». В марте 2021 г. лидеры Группы Семи сделали ставшее уже традиционным заявление в связи с очередной годовщиной воссоединения Крыма и РФ и осудили действия Москвы, «подрывающие суверенитет и территориальную целостность Украины»24.
Британия в этом контексте стремится воспользоваться шансом создать неформальные объединения со странами-единомышленниками. Не участвуя в нормандском формате, Лондон активно продвигает альтернативные площадки для «выработки коллективного подхода в отношении России». Например, в начале апреля 2021 г. состоялась встреча представителей военных ведомств США, Канады, Литвы, Польши и Великобритании по Украине25. Подобные форумы едва ли нацелены на поиск развязок по преодолению разногласий, а носят явный антироссийский
23 EU and UK pledge backing to Ukraine after Russian
military buildup // The Guardian. 06.04.2021.
URL:
https://www.theguardian.com/world/2021/apr/05/eu-sounds-alarm-at-russian-troops-ukraine-border-moves (дата обращения 10.05.2021)
характер и направлены, прежде всего, на координацию политики сдерживания РФ. Этим целям служит также инициатива президента Украины «Крымская
платформа», которая ставит задачу вернуть полуостров под юрисдикцию Киева. Первый саммит «Крымской платформы»
запланирован на 23 августа 2021 г., куда В. Зеленский пригласил представителей США, Турции, Франции, Великобритании, Канады и Японии.
В ходе встречи министров иностранных дел Группы Семи в Лондоне в мае 2021 г. страны вновь договорились координировать подход к международной политике с учетом ситуации на Украине и «российской угрозы». Немаловажно и то, что «возвращение Байдена в Европу» сопровождается повышенным вниманием к украинской тематике. Действуя в коалиции с Вашингтоном на украинском направлении, Лондон рассчитывает продвигать собственную особую роль в Евроатлантике и обновить повестку британо-американских «особых отношений».
Заключение.
В рамках курса на «Глобальную Британию», которая ставит своей целью сохранить ведущие позиции в обеспечении европейской безопасности, Украина выделяется в списке международных приоритетов Лондона. Всесторонняя поддержка Киева, которая с 2014 г. является важным фактором сдерживания РФ, теперь становится еще и символом восстановления трансатлантического единства, в котором заинтересован не только британский, но и американский истеблишмент.
Лондон неоднократно заявлял о готовности поддержать Украину в ее борьбе за сохранение суверенитета и территориальной целостности. Вместе с тем вряд ли интересам Соединенного
24 Ukraine: G7 foreign ministers' statement, 18 March 2021 //Foreign, Commonwealth & Development Office. URL: https ://www.gov.uk/government/news/g7-foreign-ministers-statement-on-ukraine
(дата обращения 10.05.2021)
25 Представители США, Канады, Литвы, Польши и Великобритании провели встречу по Украине // Тасс 08.04.2021. URL: https://tass.ru/mezMunarodnaya-panorama/11093743 (дата обращения 10.05.2021)
Королевства отвечает эскалация военной напряженности и, тем более, реальное военное столкновение с Москвой. Политический интерес составляет курс на сдерживание РФ и возможность проявить солидарность с союзниками на фоне уязвимого положения в Европе после выхода из ЕС. Британия стремится найти рычаги для влияния на региональный баланс сил и сформировать новые неформальные союзы для контрбаланса России в Черноморском регионе, Восточной Европе и странах постсоветского пространства.
Военно-политическую активность
Лондона в Черноморском регионе можно рассматривать как имиджевый ход: демонстрация военно-политических
возможностей как лояльного союзника Киева и влиятельного европейского игрока. В более широком контексте такая политика сопряжена с попытками объединить западных союзников и возможность предлагать собственную повестку для Европы. Не менее ценна для Британии украинская площадка для апробации проектов по формированию
информационной и кибер-повестки, а также антироссийского новостного контента. В целом можно констатировать, что Украина будет занимать особое место во внешней политике Соединенного Королевства как важный фактор для обеспечения собственной особой роли в европейской и трансатлантической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Громыко Ал.А., Фёдоров В.П. (ред.) Европа между трёх океанов. Монография. М., ИЕ РАН,
2019. 608 с.
Годованюк К.А. Конференция по реформам на Украине в Лондоне. Аналитическая записка
Института Европы РАН. №18, 2017 (№91). Годованюк К.А. Британо-турецкие отношения в свете брекзита. Научно-аналитический
вестник ИЕ РАН. № 1. 2021. C. 22-29. Курылев К.П. Украинский кризис и международная безопасность, М.: Ленанд, 2018. 272 с. Мироненко В.И. Украинский транзит. Опыт ситуационного анализа М.: Ин-т Европы РАН,
2020. - 98 с.
REFERENCES
Godovanyuk K.A. Britano-tureckie otnosheniya v svete brekzita. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN. № 1. 2021. C. 22-29.
Godovanyuk K.A. Konferenciya po reformam na Ukraine v Londone. Analiticheskaya zapiska Instituta Evropy RAN. №18, 2017 (№91).
Gromyko Al.A., Fyodorov V.P. (red.) Evropa mezhdu tryoh okeanov. Monografiya. M., IE RAN, 2019. 608 s.
Kurylev K.P. Ukrainskij krizis i mezhdunarodnaya bezopasnost', Moskva: Lenand, 2018. - 272 s. Mcglynn J. Renewing the resistance: The UK role in the Crimea platform. Henry Jackson Society Research Paper. April 2021.
Mironenko V.I. Ukrainskij tranzit. Opyt situacionnogo analiza M.: In-t Evropy RAN, 2020. - 98 s. Solodkyy S., Bielieskov M. (2017) Ukraine- the United Kingdom. Discussion paper. Kyiv.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Годованюк Кира Анатольевна,
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Российской академии наук. Москва, Россия.
Kira A. Godovanyuk, PhD in Political Science, Leading researcher at the Centre for British studies, Institute of Europe of Russian Academy of Sciences. Moscow, Russia.