УДК 339.7; 339.9
УГРОЗЫ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЕАЭС
Е.В. Кулакова
ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
С Аннотация. В статье рассмотрено влияние внешнеэкономических напряжений на ' процесс интеграции Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: валютно-финансовая интеграция; Евразийский экономический союз; - единая валюта; финансовый рынок.
Abstract. The article considers the impact of external economic stresses on process of integration of the Eurasian Economic Union. ^ Keywords: monetary and financial integration; Eurasian Economic Union; single currency; ; financial market.
В последнее время мы может наблюдать стремительный рост количества интеграционных объединений. Самый существенный проект интеграции на просоветском пространстве является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Внешнеэкономическое напряжение на мировом рынке, применяемые санкции к России, понижение доверия между странами, обострение военной и политической ситуации - все это наносит вред не только российской экономики, но косвенно ударяют по экономикам стран ЕАЭС, что является угрозой процессу интеграции стран.
В ЕАЭС определены критерии сближения экономического развития и согласованы количественные значения макроэкономических показателей:
• годовой дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
• государственный долг не более 50% ВВП;
• уровень инфляции не выше 5%, чем уровень инфляции страны-участницы с наименьшим ростом цен.
Анализ макроэкономических показателей, определяющие степень интеграции стран-участниц ЕАЭС, которые публикует Евразийская экономическая комиссия, указывает на то, что интеграция членов ЕАЭС пока находится на стадии сближение своих экономик (таблица 1).
Таблица 1 -Макроэкономические показатели государств - членов ЕАЭС.
Государства- Дефицит бюджета Государственный Инфляция
члены долг
I кв. 2015 I пол. I кв. II кв. Март Июнь Сент.
г. 2015г. 2015 г. 2015г. 2015г. 2015г. 2015г.
Республика Ар- -1,6 -2,6 37,1 38,0 105,8 105,5 103,3
мения
Республика Бела- 3,8 4,2 23,6 25,3 116,2 113,2 111,9
русь
Республика Ка- 1,1 -4,6 14,4 14,1 105,2 103,9 104,4
захстан
Кыргызская Республика 0,7 2,7 51,3 51,0 108,5 104,5 106,4
Российская Феде- -1,6 -1,6 11,9 12,0 116,9 115,3 115,7
рация
Пороговое зна- -3,0 -3,0 50,0 50,0 110,2 108,9 108,3
чение
Источник: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии, Департамент макроэкономической политики; http://eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Pages/default.aspx (дата обращения - 30.11.2015).
Коллективные санкции ЕС, США и других стран в отношении РФ имеют негативное влияние на интеграцию стран ЕАЭС. Так уровень взаимной торговли в 2015г. снизился в годовом исчислении, по сравнению с 2014 г. примерно на четверть. В качественной структуре взаимной торговли наблюдается наибольшее падение в торговле инвестиционными товарами (42,9%), что накладывает дополнительное
бремя на проблему экономического роста стран ЕАЭС и это происходит на фоне падения курсов национальных валют.
Международные санкции обнажают проблемы институциональных разрывов интеграции в ЕАЭС, делают их еще более актуальными с одной стороны - создают стимулы для адаптации к изменяющимся условиям, с другой являются угрозой существования всего объединения.
Рассмотрим основные проблемы, препятствующие развитию финансовой интеграции:
• различные уровни развития и структуры финансовых рынков, макроэкономическая нестабильность;
• волатильность курсов национальных валют;
• отсутствие единой и эффективной платежно-расчетной системы
• экспортно-сырьевая зависимость экономик, низкая конкурентоспособность товаров;
• не развитый международный финансовый центр в России и регионе СНГ.
Важнейшей проблемой евразийской региональной интеграции является значительные различия по уровню экономического развития между странами ЕАЭС. Продолжается увеличение неравенства по показателю ВВП между странами ЕАЭС (таб. 2). Так, коэффициент вариации для показателя ВВП на душу населения по странам ЕАЭС - с 83 до 86,6%. Такое различие в значениях показателей может свидетельствовать о существование высокого риска расслоения на богатые и бедные регионы в интернирующимся союзе. Особенно если бедные регионы будут иметь бюджетно-долговые проблемы.
Таблица 2 - Динамика ВВП на душу населения в странах ЕАЭС в 2008-2014 гг., дол. США
Год Россия Казахстан Белоруссия Армения Киргизия
2008 21 615 17 938 13 905 6 529 2 666
2011 22 564 20 626 16 589 6 167 2 911
2012 23 700 21 736 17 209 6 712 2 908
2013 24 298 23 038 17 623 7 039 3 230
2014 24 805 24 020 18 161 7 374 3 361
Источник: International Monetary Fund. World Economic Outlook Database. April 2015. URL: http://www.imf.org.
Одной из фундаментальных проблем является так же рост валютных курсов (таб.3). Важнейшей проблемой валютной интеграции стран ЕАЭС является волатильность курсов национальных валют. Валюты стран ЕАСЭ неустойчивые, имеют только внутреннюю конвертируемость, привязаны к доллару США или бивалютной корзине как Россия. Средняя скорость изменений достигает 15-20 пунктов за год, в России в 2014 году был, достигнут максимум снижение рубля относительно доллара, что отразилось не только на состоянии российской экономики, но и на экономиках стран-партнеров по ЕАЭС, мгновенно лишив их продукцию конкурентоспособности по ценовому фактору.
Таблица 3 - Динамика валютного курса в странах ЕАЭС по отношению к доллару США, в %
Страна 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Россия 1,24 1,01 1,06 0,94 1,08 1,72
Казахстан 1,23 1,00 1,00 1,02 1,02 1,19
Белоруссия 1,24 1,07 2,98 1,01 1,11 1,25
Армения 1,19 1,03 1,00 1,08 1,01 1,17
Киргизия 1,17 1,07 1,00 1,03 1,04 1,20
Источник: International Financial Statistics. Yearbook. 2014. IMF
Соответственно, можно сделать вывод, что по официальные оценки конкурентоспособности национальных экономик завышены и не соответствуют реальному конкурентному потенциалу стран ЕАЭС в международной и региональной торговле, по крайне мере их покупательной способности.
В целом экономическая ситуация в странах ЕАЭС не дает оснований для оптимистических прогнозов, особенно в сфере стабильности на валютных рынках. При этом значения краткосрочных факторов в большей степени имеют отрицательный тренд и направлены на ускорение темпов обесценивания национальных валют стран ЕАЭС.
Таким образом, представляется, что в настоящее время в ЕАЭС объективно не существует основы для создания валютного союза. Кроме перечисленных проблем, препятствующих валютно- финансовой интеграции стран ЕАЭС, существуют так же высокая зависимость стран от экспорта сырья; значительное отставание по уровню развития и недостаточную конкурентоспособность их экономик по сравнению с промышленно развитыми странами; неблагоприятную внешнюю среду, в частности нестабильность развития мирового хозяйства, риски внешнего негативного воздействия. Таким образом говорить
18
ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №2, 2015
о создание валютного союза представляется преждевременным. При этом важно учитывать опыт ЕС, у которых интеграция заняла около 35 лет.
Библиографический список
1. Борисов С. М. Валютно-финансовые проблемы евразийской интеграции. 2-е изд. дополненное и уточненное. М.: ИМЭМо РаН, 2015.
2. Котляров Н. Н., Алексеев П. В. Оценка перспектив евразийской валютно-экономической интеграции //Деньги и кредит. 2014 № 6.
3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии, Департамент макроэкономическойполитики http://eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Pages/default.aspx (дата обращения - 23.11.2015).
4. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database. April 2015. URL: http://www.imf.org
УДК 339.9
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУППЫ БРИКС
И.И. Тумайкина
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия.
Аннотация. В статье рассматриваются меры по обеспечению финансово- экономической безопасности стран Группы БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, экономическая безопасность. Новый банк развития БРИКС, :: МВФ.
^ Abstract. The paper discusses measures for ensuring financial and economic safety of the
countries of BRICS group are considered. > Keywords: BRICS, economic security. New development bank of BRICS, IMF.
В условиях геоэкономической нестабильности, негативные последствия регулярно повторяющихся экономических и финансовых кризисов, неустойчивость мировой финансовой системы вышли на уровень реальной экономической угрозы для каждой страны придавая новый смысл понятию «экономическая безопасность». В этих условиях создание, становление и развитие группы стран БРИКС оценивается как необходимая своевременная реакция на усилившиеся структурные дисбалансы в мировой экономике.
Экономическая безопасность связана с интеграционными процессами как характерной чертой развития современных международных экономических отношений. Страны Группы БРИКС объединяет не только общность вызовов, в первую очередь, ускорения модернизации во всех сферах деятельности, но и взаимодополняющий характер экономических комплексов, природных, технологических и интеллектуальных ресурсов всех пяти стран, заинтересованность в обеспечении глобальной финансово-экономической стабильности.
Западные страны, привыкшие к тому, что большинство процессов в глобальной экономике контролируется только ими, уже сейчас обеспокоены, что появляются альтернативные структуры, которые не подконтрольны США и их союзникам. Суммарный отток капитала из экономик Китая, Бразилии, России, Индии и ЮАР за последние 10 лет составил $3,5 трлн., половина этой суммы выведена за последние 3 года [4]. В качестве инструмента воздействия Запада на страны Группы БРИКС все чаще используются международные финансовые институты. В связи с этим актуальным является выработка мер по обеспечению финансово-экономической безопасности стран Группы БРИКС. Снижение зависимости от глобальных финансовых структур поможет странам БРИКС оградить свои экономики от возможных угроз.
Страны БРИКС продолжают следовать избранным курсом в рамках масштабных переговоров по реформированию мировой валютно-финансовой системы с целью создания «более репрезентативной международной финансовой архитектуры, в которой страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны будут иметь больший голос и большую представительность» [1].
В русле этой политики выделяются три основных направления:
• модернизация глобальных институтов управления, прежде всего МВФ и Всемирного банка;
• формирование собственных кредитно-банковских структур с целью повышения инвестиционного потенциала стран БРИКС и ослабления их зависимости от политики мировых финансовых центров;
• создание новой системы резервных валют и повышение роли национальных денежных единиц во взаиморасчетах между странами БРИКС.