о создание валютного союза представляется преждевременным. При этом важно учитывать опыт ЕС, у которых интеграция заняла около 35 лет.
Библиографический список
1. Борисов С. М. Валютно-финансовые проблемы евразийской интеграции. 2-е изд. дополненное и уточненное. М.: ИМЭМо РаН, 2015.
2. Котляров Н. Н., Алексеев П. В. Оценка перспектив евразийской валютно-экономической интеграции //Деньги и кредит. 2014 № 6.
3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии, Департамент макроэкономическойполитики http://eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/monitoring/Pages/default.aspx (дата обращения - 23.11.2015).
4. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database. April 2015. URL: http://www.imf.org
УДК 339.9
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУППЫ БРИКС
И.И. Тумайкина
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия.
О Аннотация. В статье рассматриваются меры по обеспечению финансово- экономической безопасности стран Группы БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, экономическая безопасность. Новый банк развития БРИКС, :: МВФ.
^ Abstract. The paper discusses measures for ensuring financial and economic safety of the
countries of BRICS group are considered. > Keywords: BRICS, economic security. New development bank of BRICS, IMF.
В условиях геоэкономической нестабильности, негативные последствия регулярно повторяющихся экономических и финансовых кризисов, неустойчивость мировой финансовой системы вышли на уровень реальной экономической угрозы для каждой страны придавая новый смысл понятию «экономическая безопасность». В этих условиях создание, становление и развитие группы стран БРИКС оценивается как необходимая своевременная реакция на усилившиеся структурные дисбалансы в мировой экономике.
Экономическая безопасность связана с интеграционными процессами как характерной чертой развития современных международных экономических отношений. Страны Группы БРИКС объединяет не только общность вызовов, в первую очередь, ускорения модернизации во всех сферах деятельности, но и взаимодополняющий характер экономических комплексов, природных, технологических и интеллектуальных ресурсов всех пяти стран, заинтересованность в обеспечении глобальной финансово-экономической стабильности.
Западные страны, привыкшие к тому, что большинство процессов в глобальной экономике контролируется только ими, уже сейчас обеспокоены, что появляются альтернативные структуры, которые не подконтрольны США и их союзникам. Суммарный отток капитала из экономик Китая, Бразилии, России, Индии и ЮАР за последние 10 лет составил $3,5 трлн., половина этой суммы выведена за последние 3 года [4]. В качестве инструмента воздействия Запада на страны Группы БРИКС все чаще используются международные финансовые институты. В связи с этим актуальным является выработка мер по обеспечению финансово-экономической безопасности стран Группы БРИКС. Снижение зависимости от глобальных финансовых структур поможет странам БРИКС оградить свои экономики от возможных угроз.
Страны БРИКС продолжают следовать избранным курсом в рамках масштабных переговоров по реформированию мировой валютно-финансовой системы с целью создания «более репрезентативной международной финансовой архитектуры, в которой страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны будут иметь больший голос и большую представительность» [1].
В русле этой политики выделяются три основных направления:
• модернизация глобальных институтов управления, прежде всего МВФ и Всемирного банка;
• формирование собственных кредитно-банковских структур с целью повышения инвестиционного потенциала стран БРИКС и ослабления их зависимости от политики мировых финансовых центров;
• создание новой системы резервных валют и повышение роли национальных денежных единиц во взаиморасчетах между странами БРИКС.
Демократизация международных финансовых институтов — один из наиболее актуальных вопросов, стоящих на повестке дня на встречах лидеров стран БРИКС. В первую очередь речь идет о перестройке работы Международного валютного фонда и Всемирного банка, нацеленных преимущественно на обслуживание интересов развитых государств, удерживающих ведущие позиции в указанных институтах. В практическом плане это означает изменение веса развивающихся стран в международных финансовых институтах, в том числе в механизме расчета квот и голосов Международного валютного фонда. К настоящему времени сохраняется очевидная диспропорция между «весом» стран БРИКС и других развивающихся государств в мировой экономике и удельным весом их голосов в МВФ. У них лишь 11 % совокупной доли голосующих акций МВФ по сравнению с 16,8 % голосов у США, что позволяет Вашингтону блокировать любые решения МВФ (для их принятия необходимо собрать 85 % голосов). На втором саммите БРИКС в Бразилии (апрель 2010 г.) в совместном заявлении сторон был поставлен вопрос о необходимости масштабных реформ бреттон-вудских институтов, серьезных изменений в пользу стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, с тем, чтобы привести их участие в процессе принятия решений в соответствие со сравнительным весом этих стран в мировой экономике. В соответствии с принятым в 2010 г. под давлением развивающихся стран решением относительно реформы прежней системы должно произойти увеличение общей доли голосов стран БРИКС с 11 до 14,13 % [3].
Однако процесс пересмотра квот затягивается, прежде всего по инициативе США и в Уфимской декларации 2015 году было выражено разочарование в связи с невыполнением объявленных в 2010 г. реформ МВФ, что негативно сказывается на легитимности, репутации и эффективности фонда. Поэтому БРИКС призвали незамедлительно провести 14-й раунд общего пересмотра квот, а также достичь окончательной договоренности по новой формуле расчета квот совместно с проведением 15-го раунда.
В качестве меры противодействия экономическому давлению может быть создание Нового банка развития БРИКС. На саммите в Форталезе было подписано Соглашение о создании Нового банка развития, в целях мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития в странах БРИКС, других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах. Создание банка можно рассматривать как существенный вклад в формирование альтернативной системы, направленной на ослабление зависимости от политики МВФ и Всемирного банка.
В мае 2015 года президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о создании пула валютных резервов стран БРИКС в размере $100 млрд., в целях содействия укреплению глобальной сети финансовой безопасности и дополнения действующих международных валютных и финансовых механизмов. Документ предусматривает учреждение самоуправляемого пула условных валютных резервов в целях противодействия возможному давлению на платежные балансы стран БРИКС и оказания взаимной поддержки.
Формирование собственных финансовых структур позволит повысить инвестиционный потенциал стран БРИКС и снизить их зависимость от политики мировых финансовых центров. Финансовые структуры БРИКС могут стать прототипом и катализатором развития нового финансового миропорядка, за установление которого выступают не только развивающиеся, но и многие развитые государства [5].
В условиях, не прекращающихся санкций в отношении России и для того, чтобы обезопасить себя от возможного давления со стороны западных финансовых структур, странам группы БРИКС необходимо рассмотреть возможность создания собственного рейтингового агентства, а также аналога системы SWIFT. Создание аналогичной системы в рамках Группы БРИКС необходимо в связи с созданием Нового банка развития стран БРИКС, а также соглашением, которое предполагает взаимное открытие кредитных линий в национальных валютах центральными банками стран БРИКС. В результате у БРИКС возникла чисто технологическая потребность в аналоге SWIFT. Такая активность Группы БРИКС станет еще одним фактором курса на дедолларизацию и поможет странам-участницам стать менее зависимыми от западных структур.
Преднамеренные занижения рейтингов компаний и суверенного рейтинга различных стран наносит значительный ущерб экономическим интересам этих стран. Создание собственного рейтингового агентства, которое послужит альтернативой для «большой западной тройки» (Standard & Poors, Moody's и Fitch), доминирующей на рынке анализа кредитных рисков, станет еще одним важным шагом к финансовой независимости стран Группы БРИКС.
Страны БРИКС рассматривают интернационализацию национальных валют в качестве одного из важных направлений по реформированию международной валютно-финансовой системы. Речь в данном случае идет не только о мерах по уменьшению рисков дестабилизации их валютных рынков, связанных с массированными трансграничными перемещениями иностранного капитала, но и об общем повышении роли национальных валют во взаиморасчетах между членами «пятерки» и развитии сотрудничества в финансовой сфере.
20
ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №2, 2015
Основным источником резервных активов в современной финансовой архитектуре по-прежнему служит доллар. В странах БРИКС, являющихся крупнейшими держателями международных резервов (39 % мировых и 69 % резервов развивающихся стран), он занимает наибольшую долю в валютных резервах (58 %) [7]. Усилившаяся в последние годы неустойчивость основных резервных валют, прежде всего американского доллара, ставит под сомнение устойчивость нынешней валютной системы, а нетрадиционная кредитно-денежная политика США усиливает неустойчивость мировых рынков, что отрицательно сказывается на развивающихся странах, включая страны БРИКС. Расширение межбанковского сотрудничества и снижение использования доллара и евро в собственной системе расчетов повысит финансовую безопасность странам Группы БРИКС. В рамках механизма межбанковского сотрудничества БРИКС банки развития пяти стран подписали генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах и соглашение о подтверждении аккредитивов. Сам документ предусматривает снижение зависимости местных валют от доллара и евро.
Зарубежные рынки валют «пятерки» будут развиваться также на базе биржевого альянса стран БРИКС. Это стало возможными благодаря достигнутым в октябре 2011 г. договоренностям между ключевыми биржами БРИКС. В настоящее время биржи начали осуществлять кросс-листинг фьючерсных контрактов на ключевые фондовые индексы стран БРИКС. На следующем этапе необходима разработка новых продуктов, которые могут создаваться на основе валют стран БРИКС [2].
При переходе к новой модели устойчивого экономического развития, соответствующей требованиям глобальной экономики XXI в., особую роль приобретают инвестиции. Для углубления инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС необходимо предпринять конкретные меры. Важнейшей из них могла бы стать разработка Дорожной карты инвестиционного сотрудничества, которая будет стимулировать активизацию других форм внешнеэкономического взаимодействия, прежде всего внешней торговли, промышленной и научно-технологической кооперации. Стимулирование взаимных инвестиций стран БРИКС может осуществляться в рамках, как общего стимулирования иностранных инвестиций, так и дополнительных мер по каждому конкретному проекту сотрудничества. В частности, за счет предоставления льгот по отдельным налогам, таможенным платежам, селективного создания специальных условий для ведения бизнеса и т.п. [6]
Суммируя потенциальные результаты рассмотренных мер, можно говорить о том, что они подкрепляют притязания пяти государств на их более широкое представительство в международных финансовых институтах и в целом в управлении мировой экономикой. Создание совместной финансовой инфраструктуры в рамках Группы БРИКС даст важный импульс реальному сектору экономики. Использование национальных валют при взаимных расчетах и кредитовании снизит зависимость объединения от конъюнктуры в традиционных центрах мировой экономики. Разработка мер по управляемости финансовой глобализацией в условиях возросших угроз и вызовов необходимы для обеспечения финансово-экономической безопасности Группы БРИКС.
Библиографический список
1. Делийская Декларация по итогам IV саммита 29 марта 2012 года URL:http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/1DB82FF3745BA8FE442579D5004778E6 (дата обращения: 20.10.2015).
2. ММВБ-РТС объявляет о запуске торгов фьючерсами на индексы стран БРИКС // Новости Московской биржи, 6.06.2012. URL:http://rts.micex.ru/n871/?nt=101 (дата обращения: 21.10.2015).
3. Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики - взаимодействие в БРИКС / Отв. ред. С.П. Глинкина; колл. авторов. - М.: Институт экономики РАН, 2014. - 220 с
4. Патрушев: западные страны вывели $1,5 трлн за последние 3 года из БРИКС URL:http://www.gazeta.ru/business/news/2015/05/26/n_7228617.shtml (дата обращения: 21.10.2015).
5. Прексин О. Большая финансовая стройка /BRICS. Business Magazine. М.: ООО «Рекламное Агентство Медиакрат», 2013, с. 50-51.
6. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: Монография / Б. А. Хейфец. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 220 с.
7. The World Bank. Indicators, 2000-2013. URL:http://data.worldbank.org/indicator