Научная статья на тему 'Формирование финансового рынка ЕАЭС как основа развития интеграционного процесса'

Формирование финансового рынка ЕАЭС как основа развития интеграционного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / EURASIAN ECONOMIC UNION / INVESTMENTS / FINANCIAL MARKET / FINANCIAL INFRASTRUCTURE / INTEGRATION PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохина Татьяна Константиновна, Блохин Кирилл Владимирович

В статье рассматриваются проблемы создания единого финансового рынка стран-членов ЕАЭС, которые обусловлены разными уровнями развития их экономик, а также неодинаковыми подходами к определению своего участия в данном Союзе. Показана взаимозависимость развития стран-участниц между собой на макроэкономическом уровне, когда геополитические вызовы России оказывают непосредственное влияние и на другие страны в ЕАЭС. Обосновывается необходимость создания единого финансового рынка как условия преодоления различий в уровнях развития стран ЕАЭС и обеспечения инфраструктуры для свободного перелива капитала между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the financial market of the EAEU as the basis for the development of the integration process

The article considers the issues of formation of a common financial market of the EAEU member countries, arising from different levels of development of their economies and different approaches to defining their participation in this Union. We show the interdependence of development between participating countries at macroeconomic level, when the geopolitical challenges of Russia have a direct impact on other EAEU countries. We justify the need to create a common financial market as a condition for overcoming differences in the development levels of the EAEU countries and providing an infrastructure for free flow of capital between them.

Текст научной работы на тему «Формирование финансового рынка ЕАЭС как основа развития интеграционного процесса»

вопросы инновационной экономики

>

Том 7 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2017 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

Креативная экономика

издательство

Формирование финансового рынка ЕДЭС как основа развития интеграционного процесса

Блохина Т.К.1, Блохин К.В. 2

В статье рассматриваются проблемы создания единого финансового рынка стран-членов ЕАЭС, которые обусловлены разными уровнями развития их экономик, а также неодинаковыми подходами к определению своего участия в данном Союзе. Показана взаимозависимость развития стран-участниц между собой на макроэкономическом уровне, когда геополитические вызовы России оказывают непосредственное влияние и на другие страны в ЕАЭС. Обосновывается необходимость создания единого финансового рынка как условия преодоления различий в уровнях развития стран ЕАЭС и обеспечения инфраструктуры для свободного перелива капитала между ними.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Евразийский экономический союз, инвестиции, финансовый рынок, финансовая инфраструктура, интеграционный процесс

Formation of the financial market of the EAEU

as the basis for the development of the integration process

Blokhina T.K. \ Blokhin K.V. 2

1 RUDN University, Russia

2 All-Russian Research Institute of Labor, Russia

Введение

Несмотря на высокую эффективность развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в последние годы возникает ряд проблем, обусловленных геополитическими вызовами для экономики России (ограничение доступа к международному финансированию, институциональные и секторальные санкции), которые непосредственно проецируются и на систему взаимоотношений государств -участников ЕАЭС. Это препятствует реализации скоординированной макроэкономической политики, нацеленной на формирование общего внутреннего рынка в рамках Союза с прогрессивной структурой товарооборота [1].

1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

2 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

300 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #4'2017 (October-December)

Максимальное использование интеграционного потенциала Союза создает возможности реализации имеющихся у стран-участниц инновационных заделов, способствующих получению ими дополнительных экономических эффектов. Если в целом интеграционное объединение базируется на таких фундаментальных факторах, как высокий уровень развития взаимовыгодной торговли, устоявшиеся экономические связи, отсутствие языковых барьеров, то наличие объективных (значительный дефицит внешних и внутренних инвестиций) и субъективных (недостаточная правовая защищенность взаимных инвестиций) факторов оказывают отрицательное влияние на движение капитала между государствами, что значительно сдерживает развитие интеграционного процесса в ЕАЭС.

В связи с чем в рамках единой макроэкономической политики ЕАЭС необходимо задействовать механизмы наращивания финансового потенциала, одним из основных источников формирования которого является финансовый рынок, обеспечивающий движение инвестиций между странами.

Инвестиции как индикатор интеграционных процессов

Мировая практика показывает, что для развития интеграционных процессов именно прямые инвестиции становятся ключевым элементом экономических связей, обеспечивая равномерное развитие экономик объединяющихся государств, рост их научно-технического потенциала, структурную перестройку хозяйства [2].

ABSTRACT:_

The article considers the issues of formation of a common financial market of the EAEU member countries, arising from different levels of development of their economies and different approaches to defining their participation in this Union. We show the interdependence of development between participating countries at macroeconomic level, when the geopolitical challenges of Russia have a direct impact on other EAEU countries. We justify the need to create a common financial market as a condition for overcoming differences in the development levels of the EAEU countries and providing an infrastructure for free flow of capital between them.

KEYWORDS: Eurasian Economic Union, investments, financial market, financial infrastructure, integration process.

JEL Classification: F15, F21, F30, F40 Received: 18.10.2017 / Published: 30.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Blokhina T.K. (Tk240list.ru)

CITATION:_

Blokhina T.K., Blokhin K.V. (2017) Formirovanie finansovogo rynka EAES kak osnova razvitiya integratsionnogo protsessa [Formation of the financial market of the EAEU as the basis for the development of the integration process]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 7. (4). - 299-306. doi: 10.18334/vinec.7.4.38550

Однако анализ макроэкономических показателей развития стран - членов ЕАЭС демонстрирует отрицательную тенденцию развития процесса инвестирования внутри Союза. Так, в 2015 г. сумма прямых иностранных инвестиций государств-членов Евразийского экономического союза претерпела снижение на 7,2 %. При этом на долю России приходилось 83,6 % общего объема инвестиций, Казахстана - 11 %, Беларуси -4,4 %, Кыргызстана - 0,7 %, Армении - 0,3 % [3].

Существуют серьезные различия и по другим макроэкономическим показателям, определяющим устойчивость экономического сотрудничества государств ЕАЭС (табл. 1).

Как показывают приведенные данные, на сегодняшний день сложились определенные различия в уровнях макроэкономических показателей стран- членов ЕАЭС, в том числе: по дефициту бюджета разброс показателей от -3,0 % (Россия) до -4,6 % (Кыргызстан); по долгу сектора государственного управления - от 11,9 % (Россия) до 61,8 % (Кыргызстан); по динамике ВВП - от 3,8 % (Кыргызстан) до -0,2 % (Россия). Наличие разнонаправленности рассмотренных показателей свидетельствуют о неравномерности экономического развития стран ЕАЭС, что может негативно повлиять на развитие интеграционных процессов из-за различного уровня готовности отдельных стран к интеграции.

В условиях внешнеэкономического давления общий финансовый рынок мог бы в значительной степени нивелировать отрицательное влияние на взаимодействие стран-участниц ЕАЭС. В связи с чем увеличение объемов перетока капитала между странами ЕАЭС зависит от повышения эффективности процесса объединения национальных финансовых рынков, которое может обеспечить рост объемов оборота инвестиционных ресурсов.

Проблемы создания единого финансового рынка ЕДЭС

Для формирования единого финансового рынка страны-участницы ЕАЭС уже предпринимают определенные шаги. Так, в Договоре о ЕАЭС в рамках стандартизации подходов сформулированы единые понятия по созданию общего финансового рынка, а также представлен план поэтапного устранения ограничений, существующих в национальных нормативных документах. В рамках базовых соглашений стран

ОБ АВТОРАХ:_

Блохина Татьяна Константиновна, доктор экономических наук, профессор (Tk2401ist.ru)

Блохин Кирилл Владимирович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ^Мк20000

mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Блохина Т.К., Блохин К.В. Формирование финансового рынка ЕАЭС как основа развития интеграционного процесса // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - Том 7. - № 4. - С. 299-306. сЫ: 10.18334/утее.7.4.38550

Таблица 1

Макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития государств-членов ЕАЭС

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия Пороговое значение

Профицит/дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления, в процентах к ВВП -3.4 2,1 -2,9 -4,6 -3,0 -3,0

Долг сектора государственного управления, в % к ВВП 51,5 41,8 19,7 61,8 11,9 50,0

Уровень инфляции (индекс потребительских цен), % 98,9 110,6 108,5 99,5 105,4 103,9

Валовой внутренний продукт 0,2 -2,6 1,0 3,8 -0,2

ВВП по ППС на душу населения, в долл. США 8492 17715 25912 3395 25965

Источник: Об итогах и перспективах социально-экономического развития государств-членов ЕАЭС и мерах, предпринятых государствами-членами ЕАЭС в области макроэкономической политики, Москва 2017.

ЕАЭС планируется создание условий, обеспечивающих к 2020 г. взаимное признание лицензий и других разрешительных документов всех участников финансовых рынков, что должно значительно облегчить участие в операциях на финансовых рынках для компаний из всех стран ЕАЭС [3].

Вместе с тем в настоящее время в странах ЕАЭС деятельность основных финансовых институтов осуществляется в соответствии с национальным законодательством, которое не в полной мере учитывает интеграционную направленность. С целью выработки общих ориентиров развития интеграции финансовых рынков Евразийская экономическая комиссия приступила к разработке Стратегии развития финансового рынка в рамках единого экономического пространства [4]. Данная Стратегия определяет единый подход к формированию модели финансовых рынков в странах ЕАЭС, включая реформирование финансовой системы, для которой сегодня характерны доминирование банков, ограниченная роль небанковских финансовых институтов, а также преобладание долгового финансирования по сравнению с акционерным, что значительно сдерживает инфраструктурное развитие национальных финансовых рынков.

Кроме того, проводится работа по внедрению новых институциональных форм ведения бизнеса, в том числе создание микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов и союзов и др. При этом должны быть реализованы единые стандарты

деятельности этих институтов с тем, чтобы они могли быть сопоставимы для всех стран-участниц.

Нужно отметить, что наблюдаемые сегодня различия в моделях финансовых рынков в странах-членах ЕАЭС сосредоточены в области регулирования некоторых видов деятельности, в том числе: различаются подходы к определению деятельности банков и других кредитных организаций; наблюдаются отдельные различия подходов к определению и регулированию финансовых институтов на рынке ценных бумаг.

Наиболее остро на данном этапе развития финансовой интеграции стран ЕАЭС стоят две задачи: обеспечение прозрачности деятельности на финансовых рынках и интеграция информационного пространства по всем национальным рынкам. В этой связи Евразийская экономическая комиссия подготовила специальные документы [5] (Suleymenov, 2015):

• соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, предполагающее гармонизацию различных аспектов финансового регулирования и направленное на создание единого финансового рынка;

• соглашение по обмену информацией, которое призвано обеспечить правовую основу для административного сотрудничества, в том числе обмен конфиденциальной информацией с соблюдением необходимых требований и режима.

Вместе с тем существует необходимость преодоления зависимости финансовой деятельности членов ЕАЭС от международных платежно-расчетных систем, которые во многом могут оказывать отрицательное влияние. В настоящее время начал активно обсуждаться вопрос о создании единой межнациональной платежной системы в рамках ЕАЭС, которая будет способна укрепить финансовую независимость международной организации и каждого государства, обеспечивать безопасность денежных переводов и способствовать созданию единой валюты. В этой связи предусматривается создать единую инфраструктуру для передачи платежной информации, которая базировалась бы на единых стандартах и форматах финансовых сообщений, придерживалась единых правил при проведении платежей [6] (Blokhina, Girinskiy, 2015).

Рассмотренные меры по созданию инфраструктуры единого финансового рынка ЕАЭС направлены на поэтапную трансформацию национальных финансовых рынков в межнациональную финансовую систему. Однако эффективность работы этой системы во многом будет зависеть от уровня развития внутренних рынков стран-участниц ЕАЭС. Если сравнить современные объемы оборота различных финансовых инструментов на биржах стран-участниц ЕАЭС, то бросается в глаза значительный разрыв по основным показателям между Россией и всеми остальными странами (табл. 2).

Так, незначительные объемы оборота государственных ценных бумаг практически у всех стран, кроме России. Похожая ситуация в сегменте корпоративных ценных бумаг и еще хуже на рынке акций, где объемы их оборота минимальны. Весьма незначительны обороты валютного рынка и сделок РЕПО, в то время как срочный рынок имеется только в России.

Таблица 2

Объемы торгов на основных фондовых и товарных биржах стран ЕДЭС в 2016 году (млн долларов СШД)

Страны Дрмения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

Государственные ценные бумаги 20 822 965 0,5 42864

Корпоративные долговые ценные бумаги 0,8 928 554 2,9 44118

Рынок акций 0,2 4,8 234 23 67884

Срочный рынок 901096

Валютный рынок (без учета сделок РЕПО) 3,8 4826 55839 596 2402671

Сделки РЕПО 1138 84659 49 2304562

Фондовый рынок 37 7719 142251 671 5763195

Источник: Об итогах торгов на фондовых и товарных биржах в 2016 г. - Евразийская экономическая комиссия. Департамент статистики. 2016. - Электронный ресурс: Ьир://шшш. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/Express_Stock_2016.

В целом по объему оборота капитала на фондовом рынке даже у Казахстана, обладающего наиболее развитым фондовым рынком, оборот за 2016 г. составил только 2,5 % от оборота Российского фондового рынка (табл. 2). При этом объем фондового рынка России значительно превышает фондовый оборот всех остальных стран ЕАЭС вместе взятых, что может препятствовать функционированию интегрированного финансового рынка из-за монопольного положения России по отношению к другим участникам.

Если же проанализировать развитие указанных тенденций за период 2015-2016 гг., то можно отметить снижение объемов оборота капитала на фондовых рынках во всех рассматриваемых странах по сравнению с предыдущими периодами. Здесь проявилась определенная реакция на внешние вызовы по отношению к России, которые оказали свое негативное воздействие и на экономики всех стран ЕАЭС. Это нашло отражение в смене валютного режима Казахстана с фиксированного курса на плавающий, а также девальвации национальных валют по отношению к доллару США во всех странах ЕАЭС [7] (Niyazbekova, Grekov, Blokhina, 2016).

Неравномерное развитие национальных финансовых рынков стран ЕАЭС может быть преодолено уже на данном этапе развития за счет объединения национальных фондовых бирж в единую фондовую биржу в рамках ЕАЭС, что позволило бы ценным бумагам всех пяти стран участвовать в биржевых торгах стран-партнеров. Эффективность этого варианта апробирована странами-членами Европейского союза, которые путем объединения национальных бирж преодолели дифференциацию в уровнях развития финансовых рынков различных стран. Такое решение может быть связано не только с преодолением ограниченности объемов оборота национальных

финансовых рынков, но и формированием условий для межстрановой трансформации капитала, обеспечивающей перемещение инновационных технологий в области развития финансового рынка [8] (Penkova, Komlev, 2016). Технические предпосылки решения этого вопроса уже созданы в России, где Московская биржа имеет разветвленную сеть своих филиалов по всей стране. В этой связи необходимо осуществить унификацию действующего законодательства стран-участниц в соответствии с требованиями ЕАЭС, решить проблемы по разработке и внедрению новых механизмов регулирования деятельности участников финансовых рынков, сформировать соответствующую новым техническим стандартам финансовую инфраструктуру [9] (Ivanitskaya, Nazvanova, 2016). Именно этот механизм может стать базовым для повышения объемов перетока капитала внутри ЕАЭС, который наряду с созданием системы трансграничных расчетов в национальных валютах будет способствовать развитию единого финансового рынка в странах ЕАЭС.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что само по себе создание единого финансового рынка без четко выработанной единой стратегии развития стран-членов ЕАЭС, созданной единой финансовой инфраструктуры даст лишь часть интеграционного эффекта. С целью оптимизации разработки и проведения согласованной работы по преодолению существующих различий между странами целесообразно создание наднациональных финансовых институтов, которые смогли бы сконцентрировать внимание именно на основных аспектах деятельности, определяющих цели объединения стран. При этом необходимо отметить, что российская экономика по основным макроэкономическим индикаторам и их реальным значениям во много раз превосходит экономические показатели других стран-членов ЕАЭС, поэтому интеграционный процесс должен учитывать объективно ведущую роль Российской Федерации в объединении финансового рынка. Сложившиеся на сегодняшний день различия между странами ЕАЭС во многом могут быть преодолимы, но это потребует от их руководства определенных усилий по достижению более высокого уровня экономического развития, проведению работы по унификации национального законодательства и обеспечению сопоставимости макроэкономических индикаторов, что будет способствовать росту стабильности и устойчивости Евразийского экономического союза.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ильина М.Ю. Единое инновационное пространство как фактор реиндустриализа-

ции экономик государств - членов ЕАЭС. Webeconomy.ru. [Электронный ресурс].

URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=3231&type=news.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)

(ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)

306 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #4'2017 (October-December)

3. ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвес-

тиций. Евразийский банк развития. [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/

upload/iblock/571/edb_centre_2016_report_41_fdi_eurasia_rus.pdf.

4. Integration of financial markets in terms of formation of the EAEC. Eurasiancommission.

[Электронный ресурс]. URL: http://eurasiancommission.org/ru/nae/news/

Pages/16-05-014-3.

5. Сулейменов Т.М. Общий финансовый рынок Евразийского экономического союза.

Бюджет. [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/article/269499.php.

6. Блохина Т., Гиринский А. Концептуальные подходы к созданию российской наци-

ональной платежной системы // Государственная служба. - 2015. - № 2. - c. 45-49.

7. Niyazbekova S.U., Grekov I.T., Blokhina T.K. The Influence of Macroeconomic Factors to

the Dynamics of Stock Exchange in the Republic of Kazakhstan // Экономика региона.

- 2016. - № 4. - p. 1263-1273.

8. Пенькова И.В., Комлев В.С. Инновационное развитие в рамках Евразийского эконо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мического союза // Ученые записки. - 2016. - № 3. - c. 89-97.

9. Иваницкая А.Е., Названова К.В. Формирование интегрированной инновацион-

ной системы Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы //

Фундаментальные исследования. - 2016. - № 4. - c. 868-872.

REFERENCES:

Blokhina T., Girinskiy A. (2015). Kontseptualnye podkhody k sozdaniyu rossiyskoy natsionalnoy platezhnoy sistemy [Conceptual approaches to the creation of the national payment system in Russia]. Public service. (2). 45-49. (in Russian).

Integration of financial markets in terms of formation of the EAECEurasiancommission. Retrieved from http://eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/16-05-014-3

Ivanitskaya A.E., Nazvanova K.V. (2016). Formirovanie integrirovannoy innovatsionnoy sistemy Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: problemy i perspektivy [Formation of integrated innovation system of eurasian economic union: problems and perspectives]. Basic research. 12 (4). 868-872. (in Russian).

Niyazbekova S.U., Grekov I.T., Blokhina T.K. (2016). The Influence of Macroeconomic Factors to the Dynamics of Stock Exchange in the Republic of Kazakhstan Экономика региона. 12 (4). 1263-1273.

Penkova I.V., Komlev V.S. (2016). Innovatsionnoe razvitie v ramkakh Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza[Innovative development within the framework of the Eurasian Economic Union]. Scientific notes. 2 (3). 89-97. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.