ISSN 2311-8768 (Online) Экономическая политика
ISSN 2073-4484 (Print)
УЗЛОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Вячеслав Васильевич ЗУБЕНКО", Максим Викторович МИХАЙЛОВ^
a доктор экономических наук, профессор кафедры мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация VVZubenko@fa.ru
b старший преподаватель Московского филиала Российской международной академии туризма, Москва, Российская Федерация maximmikhailov@mail.ru • Ответственный автор
История статьи:
Принята 19.07.2016 Принята в доработанном виде 03.08.2016 Одобрена 08.08.2016
УДК 339.923 JEL: F02, F15, F36
Ключевые слова: финансовый рынок, экономическая интеграция, гармонизация, законодательство
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Аннотация
Предмет. Важнейшая роль в процессе евразийской интеграции принадлежит ее финансовой составляющей. Исследование сосредоточено на особенностях современного развития финансовых рынков стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возможностях их интеграции в процессе формирования общего финансового рынка. Цели. Определение условий, перспектив и первоочередных шагов в рамках создания общего финансового рынка ЕАЭС.
Методология. В процессе исследования использовались методы логического и статистического анализа.
Результаты. Проведена оценка уровня развития финансовых рынков стран ЕАЭС, выявлены особенности интеграции финансовых рынков, а также условия, способствующие и препятствующие этому процессу, и первоочередные шаги на пути к общему финансовому рынку.
Выводы. Осуществление названной программы будет способствовать консолидации национальных финансовых рынков и увеличению объемов обращающихся на них инвестиционных ресурсов. За счет снижения издержек экономического взаимодействия и усиления защиты от внешних шоков общий финансовый рынок ЕАЭС будет способствовать развитию интеграционного образования как с точки зрения реализации свободы движения капитала, так и с точки зрения достижения синергетического эффекта в других сферах совместной деятельности. Осложняющим фактором интеграции является низкий уровень монетизации и доли кредитов в валовом внутреннем продукте (ВВП) всех пяти экономик ЕАЭС. Первым шагом на пути к созданию общего финансового рынка является гармонизация национальных законодательств в соответствующей области.
Мировая экономика в XXI в. находится под усиливающимся влиянием региональной экономической интеграции. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин в программной статье о евразийской интеграции, «в период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс»1. Это можно проиллюстрировать данными статистики Всемирной торговой организации: число действующих региональных торговых соглашений только за последнее десятилетие выросло с 240 в 2007 г. до 423 к середине 2016 г.2
1 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии -будущее, которое рождается сегодня // Известия. 03.10.2011.
2 Regional Trade Agreements: Facts and Figures // World Trade Organization. URL: www.wto.org/english/1ratop_e/region_e/regfac_e.htm
Интеграционные процессы касаются не только сферы материального производства и торговли, но и всех сегментов финансового сектора - основного трансформационного механизма и индикатора экономики. Причем объективные данные свидетельствуют: за последние десятилетия национальные финансовые рынки объединений претерпели существенные изменения.
Прежде всего произошла структуризация инфраструктуры, резко выросли трансграничные объемы перемещаемых капиталов, усилились комплексное взаимовлияние и взаимозависимость государств в финансовой сфере.
В значительной степени эти тенденции характерны для постсоветских государств, которые делают только первые методологические и практические шаги в разработке интеграционных программ и их финансовом обеспечении.
Важнейшая роль в процессе евразийской интеграции принадлежит финансовой составляющей. Валютно-финансовые отношения связывают все без исключения стадии воспроизводства, обеспечивая нормальное функционирование субъектов экономики.
На встрече Евразийского экономического союза 31 мая 2016 г. Высший Евразийский экономический совет принял документ «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств -членов Евразийского экономического союза на 2016-2017 годы». В нем в качестве необходимых условий восстановления экономического роста указаны активизация заимствований на внутренних рынках союза, создание возможностей для долгосрочного банковского кредитования, использование региональных институтов развития (Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития), совершенствование
3
законодательства .
В современном научном мире проблематику финансово-экономической интеграции на евразийском пространстве достаточно результативно изучает большое число экспертов. Среди российских исследователей нужно выделить работы С.А. Афонцева [1], О.В. Буториной [2], Е.Ю. Винокурова [3], С.Ю. Глазьева4, Р.С. Гринберга5, В.Р. Евстигнеева [4], А.В. Захарова [5], Е.А. Звоновой [6], Д.И. Кондратова [7], Т.А. Мансурова [8].
B.Ю. Мишиной [9], А.В. Навоя [10], А.Н. Спартака [11].
Несмотря на значительное число публикаций, связанных с общими вопросами финансовой интеграции, а также конкретными аспектами экстраполяции интеграционных процессов на макро-, мезо- и микроуровнях ЕАЭС, в научной литературе отсутствуют комплексные исследования формирования общего финансового рынка ЕАЭС. В этой связи растущее значение финансовых взаимосвязей и взаимообусловленностей на фоне углубления процесса интеграции союза, трудности и противоречия в валютно-финансовой сфере на национальном уровне, а также необходимость прогностического обобщения опыта, накопленного в странах союза, объясняют потребность более
3 Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза
на 2016-2017 годы: решение Высшего Евразийского экономического совета от 31.05.2016 № 5.
4 Глазьев С.Ю. Настоящее и будущее евразийской интеграции // Изборский клуб. 2013. № 2. С. 10-39.
5 Гринберг Р.С. Формирование Евразийского союза: шансы
и риски // Белорусский экономический журнал. 2014. № 1.
C. 4-9.
детального изучения интеграционного потенциала ЕАЭС в финансовой области.
Предпосылки евразийской финансовой интеграции. Как известно, попытки экономической интеграции постсоветских стран связаны с образованием Содружества Независимых Государств (СНГ). Трудности его «двухэтапного вызревания» в Вискулях и Алма-Ате отражает декларация (Алма-Ата, декабрь 1991 г.), которая зафиксировала положение: Содружество «не является ни государством, ни надгосударственным
образованием»6.
Шок от «цивилизованного развода» республик Советского Союза длился чрезвычайно долго. Лишь в 1995 г. был подписан договор между Россией, Казахстаном и Белоруссией о создании Таможенного союза. Документ принято считать рамочным соглашением, которое логически трансформировалось в 2001 г. в договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС: 2001-2014 гг.). Его страны-учредители7 руководствовались благой задачей -как можно быстрее аккумулировать резервы для придания начального импульса интеграционному процессу в экономической и гуманитарной областях.
На рубеже 2000-х и 2010-х гг. в общественном сознании утвердилась идея перспективности социально-экономического взаимодействия бывших республик Советского Союза. В целом для 2010-х гг. характерными стали переосмысление странами СНГ интеграционной методологии и на ее основе поступательное выстраивание конкретной практики.
На фоне динамики, обретенной ЕврАзЭС, был запущен в работу качественно новый договор о Таможенном союзе (июль 2010 г.). На этой базе создана единая таможенная территория с едиными тарифами в отношении третьих стран. При этом не только отменены пошлины во взаимной торговле, но и любые хозяйственные ограничения для субъектов из числа стран-участниц.
Но при наличии внутренних особенностей, обусловленных различиями в хозяйственном
6 Алма-Атинская Декларация от 21.12.1991 г. // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: https://clck.ru/A4jUg
7 Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Узбекистан, который согласно «рейтингу счастья» (World Happiness Report 2016 Update UN Secretary-General Ban Ki-moon, p. 20) являлся в 2013-2015 гг. лидером среди постсоветских стран, приостанавливал членство
в ЕврАзЭС в 2006-2008 гг.
развитии и практике ведения внешнеэкономической деятельности, объединяющиеся страны оставляют за собой право применять различного рода списочные исключения. И результатом является введение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер, которые зачастую не обоснованы экономическими расчетами. Решение такого рода проблем становится возможным в результате длительных, скрупулезных переговоров.
В качестве логического развития интеграционного процесса следует рассматривать заключение Договора о зоне свободной торговли СНГ (октябрь 2011 г.), предусматривающий «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины».
Другим рассчитанным шагом стало учреждение в январе 2012 г. Единого экономического пространства (ЕЭП). Центральной задачей этого евразийского общего рынка (намерение организовать который руководители России, Казахстана, Белоруссии декларировали еще в 2003 г.) стало законодательное обеспечение между государствами-участниками «четырех свобод» -движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.
Создание ЕЭП было способно обеспечить реализацию макроэкономической политики и мезоэкономической практики только с учетом совместной координации общего финансового рынка, контуры которого все отчетливее проявлялись во взаимодействии интегрирующихся государств.
Нормативная база как регулятор финансовой интеграции: первые результаты. Исследуя процесс создания общего евразийского финансового рынка, необходимо отметить, что фактическое начало формирования Таможенного союза приходится на 2009 г. после создания его нормативной базы. Это стало возможным в результате подписания 40 международных договоров, касающихся как таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования, а также различных ограничений на импорт товаров и услуг третьих стран.
Единое экономическое пространство упрочило правовую базу и практику государственных договоренностей с 2012 г., когда были заключены соглашения о параметрах согласованности макроэкономической политики, принципах конкуренции, гармонизации финансовых законодательств и т.д. Тогда же было принято
решение о создании Евразийской экономической комиссии в качестве наднационального органа, регулирующего интеграционные процессы.
Отметим, что опыт использования договорной базы дал положительный методологический эффект и привел к увеличению объемов взаимной торговли и инвестиций еще в 2010-2012 гг. Затем наблюдался небольшой спад, связанный с кризисными явлениями в мировой экономике. Однако если нивелировать эффект девальвации национальных валют8, тенденция роста по-прежнему будет прослеживаться (рис. 1).
Таким образом, можно утверждать, что торговое и инвестиционное взаимодействие между странами Таможенного союза заложило основы и предпосылки дальнейшей интеграции, в том числе финансовой.
С 1 января 2015 г. заработал Евразийский экономический союз , одной из целей которого является создание общего финансового рынка к 2025 г. По данным 2016 г., ЕАЭС - это 3,7% объема мирового ВВП (4,1 трлн долл.), 5,5% населения планеты (184 млн чел.), 3,7% мирового промышленного производства (1,5 трлн долл.) [12].
В условиях мировой финансовой нестабильности и внешнеэкономического давления (ограничение доступа к финансированию, институциональные и секторальные санкции) общий финансовый рынок позволил несколько нивелировать влияние негативных экзогенных факторов, а также снизить издержки экономического взаимодействия стран -участниц Евразийского экономического союза.
Вместе с тем для достижения позитивного эффекта всем странам объединения предстоит проделать масштабную работу. Прежде всего это связано с тем, что экономические дивиденды от работы ЕАЭС распределяются неравномерно. Больше всего выигрывает Белоруссия (ее взаимная торговля со странами ЕАЭС составляет около половины объема ее внешней торговли). В плюсе также оказываются Казахстан, Армения и Киргизия. России все еще отводится роль спонсора интеграционного проекта10.
8 Объемы взаимной торговли и инвестиций приведены здесь и далее в долларах США.
9 На настоящий момент в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения.
10 Зиядуллаев Н.С. Национальные приоритеты
и перспективы Евразийского экономического союза в условиях интеграции и глобальной нестабильности // Международные экономические отношения. 2015. № 15. С. 2-19.
Союз предполагает новый уровень экономического взаимодействия и кооперации между участниками и усиление гармонизации макроэкономической, монетарной, торговой, инвестиционной и налоговой политики. ЕАЭС также предусматривает координацию соответствующего законодательства и формирование общего финансового рынка в целях создания условий для обеспечения свободного движения капитала между государствами - членами союза. Свобода движения капитала с полным основанием считается основой экономики и развития единого рынка. Это более сложная задача, чем отмена торговых барьеров [13, с. 11].
Проблемные аспекты создания общего финансового рынка. Несмотря на политические и торгово-экономические предпосылки финансовой интеграции, при создании общего рынка в сфере финансовых услуг требуется достижение ряда специальных показателей. В этой связи анализ должен вестись на уровнях «общее» и «особенное», что характеризует степень зрелости финансовых рынков стран ЕАЭС. При этом мы исходим из постулата, что всем государствам союза присущи принципиальные качества экономики стран с формирующимися рынками11:
• высокая волатильность базовых макроэкономических показателей;
• широкая амплитуда делового цикла;
• значительная склонность к «перегреву» экономики и острая подверженность внешним шокам;
• относительно низкая капитализация рынка акций и долговых ценных бумаг;
• ограниченное число компаний с акциями, котирующимися на публичном фондовом рынке (в сравнении с общим числом национальных хозяйственных организаций);
• меньшая, в сравнении с развитыми рынками, зрелость финансовой и кредитной инфраструктур (недостаток, инертность и слабая капитальная база профессиональных участников рынка, банков, бирж, депозитариев);
11 Ляменков А.К., Ляменкова Е.А. Критерии выделения формирующихся финансовых рынков в современной мировой экономике // Вопросы экономики и управления. 2015. № 2. С. 42-44.
• олигополистичность многих сегментов денежного рынка, слабая конкуренция между его участниками;
• большая активность государства на финансовом рынке, особенно в банковской системе (включая доминирование государственных банков в России);
• не всегда высокие ответственность и финансовая дисциплина заемщиков.
При благоприятной конъюнктуре финансовые рынки показывают высокий темп хозяйственного роста, что укладывается в общую «логику наверстывания». Однако при первых признаках неблагополучия фондовые индексы стремительно падают, а портфельные инвестиции торопятся за границу, что усиливает нехватку финансовых средств и увеличивает глубину кризиса.
Однако финансовые рынки ЕАЭС разнятся не только по архитектуре, но и по объему ресурсов. При сравнении объемов финансовых рынков во всех странах союза отмечается значительное преимущество российского сектора. Доля активов банков РФ в 2015 г. составляла 92%, тогда как Казахстана и Белоруссии - лишь 5 и 2% соответственно, Армении и Киргизии - менее 1% (рис. 2).
При этом банковский сектор в каждой из стран -участниц ЕАЭС имеет доминирующее значение в ее внутренней финансовой системе, чем определяется его значение с точки зрения интеграционных акцентов и экономических эффектов. По имеющимся статистическим данным, доля активов банков составляет от 78% (Казахстан) до 98% (Белоруссия) во внутренних совокупных активах финансовой системы каждой из стран. При этом важно подчеркнуть, что у всех членов союза банковский сектор характеризуется высокой степенью концентрации. На пять крупнейших банков в любой стране приходится более половины активов национального банковского сектора (рис. 3).
Помимо очевидных диспропорций в масштабах банковской системы России и других стран ЕАЭС осложняющим фактором интеграции является низкая финансовая глубина (то есть низкий уровень монетизации и доли кредитов в ВВП) всех пяти экономик союза. Так, в России в 2015 г. показатель монетизации (М2/ВВП) составлял 47%, а у других участников - от 10 до 25%12.
12 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: www.eurasiancommission.org
Сопоставление с другими странами показывает, что в большинстве формирующихся экономик монетизация находится на уровне 50-80%, то есть превышает показатели стран ЕАЭС. Причем доля кредитов в ВВП в 2015 г. составляла в России 59%, Белоруссии - 22%, Казахстане - 35%, Киргизии -21%, Армении - 50%13. Для сравнения: в США этот показатель составляет 230%, в Китае - 150% при среднемировом значении 170%.
При оценке уровня развития банковских систем также используется показатель доступности банковских услуг для населения. Этот индикатор в странах ЕАЭС также имеет существенные особенности. По данным официального сайта Всемирного банка, показатель «число банковских отделений на 100 тыс. чел.» выше среднемирового (12) только в России и Армении (37 и 22,3 соответственно в 2014 г.). В остальных странах союза наблюдается многократное отставание. Так, в Киргизии этот параметр составляет 7,8 отделения, в Казахстане - 3,4, а в Белоруссии -1,614.
Таким образом, статистика финансовых рынков наглядно демонстрирует тот непреложный факт, что экономики стран - участниц ЕАЭС развивались с разной скоростью. Более того, существуют различия как в масштабе этих рынков, так и в практике регулирования, надзора.
Представляется, что для наиболее эффективного формирования общего финансового рынка в запланированные сроки необходимо прежде всего сближение отмеченных макроэкономических показателей, а также повышение финансовой грамотности населения с учетом демонополизации финансовой сферы [14].
При этом следует помнить, что высокий уровень интеграции стран Европейского союза был обеспечен во многом благодаря тому, что объединяющиеся страны (особенно на первоначальном этапе) имели близкие макроэкономические показатели, сопоставимый объем финансового рынка при высоком уровне его развития, а также подготовленное население в плане его финансовой грамотности.
Сближению уровня доступности банковских услуг могло бы способствовать взаимопроникновение такого рода капитала. Однако барьером для банковского сотрудничества являются в том числе
13 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: www.eurasiancommission.org
14 Данные статистического раздела официального сайта
Всемирного банка.
и законодательные ограничения доступа финансовых учреждений на рынки стран-партнеров. Типичным для членов ЕАЭС стало введение квот на участие капитала иностранных инвесторов (эта мера наиболее распространена), усугубленное запретами на использование ряда норм ведения бизнеса.
Процесс интеграции в этой сфере может получить второе дыхание, по крайней мере, за счет использования двух факторов прежде всего путем редуцирования (с ориентацией на полную отмену) всех ограничений в расчетах. Однако более масштабным и результативным представляется создание перспективной платежной системы
ЕАЭС.
Очевидной основой этих процессов должно стать широкое использование национальных валют, а также практика экономии на издержках для контрагентов. Позитивным видится использование опыта многосторонней клиринговой расчетной системы, созданной в 1965 г. странами Латиноамериканской ассоциации интеграции [15].
Помимо отмеченных ограничений обращают на себя внимание также дискриминационные меры в области слияний и поглощений в финансовой сфере: для государств - членов союза характерны принципиальные различия в регулятивных требованиях к капиталу банков, а также в размерах последних по абсолютным показателям. Гармонизация требований к собственному капиталу по верхней границе (максимальные требования к капиталу в размере, эквивалентном 30 млрд руб. к 2019 г., установленные в Казахстане с 2016 г.) может привести к невозможности их выполнения некоторыми странами (в настоящий момент в Армении, Белоруссии и Киргизии банки с таким уровнем капитала отсутствуют).
Юридические подходы к развитию финансовой интеграции ЕАЭС. Для формирования общего финансового рынка в ЕАЭС проводятся определенные правовые действия и принимаются институциональные решения. Так, в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (в ред. от 08.05.2015) определено понятие «общий финансовый рынок», зафиксировано поэтапное устранение изъятий и ограничений, которые определены индивидуальными национальными перечнями.
В частности, в соответствии с приложением № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе (в указанной редакции) общий финансовый рынок
это финансовый рынок государств-членов, соответствующий определенным критериям (рис. 4).
Также в договоре о ЕАЭС определены сектора финансовых рынков, подлежащие гармонизации. В соответствии с п. 21 названного приложения № 17 государства - члены союза на основе международных принципов и стандартов либо наилучшего интернационального опыта не ниже наилучших стандартов и практики, которые уже применяются в ЕАЭС, осуществляют выработку гармонизированных требований в сфере регулирования финансового рынка в следующих секторах услуг: банковский, страховой сектор и сектор услуг на рынке ценных бумаг15. Причем для каждого сегмента финансового рынка используются свои специализированные ориентиры на базе мировых принципов и стандартов с учетом наилучшей международной практики (рис. 5)16.
Как отмечалось ранее, страны - участницы ЕАЭС должны завершить гармонизацию к 2025 г. В этой связи ст. 103 указанного договора фиксирует: «государства-члены к 2025 году осуществят гармонизацию своего законодательства в сфере финансового рынка... после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков примут решение о полномочиях и функциях наднационального органа по регулированию финансового рынка и создадут его с месторасположением в городе Алматы в 2025 году»17.
Для запуска механизмов формирования общего финансового рынка подготовлены два ключевых соглашения. Это проект соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках (принят в Москве 12.10.2015)18 и Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере (заключено в Москве 23.12.2014) в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения
15 Данные статистического раздела официального сайта Всемирного банка.
16 Core Principles for Effective Banking Supervision of September 2012 // Bank for International Settlements. URL: http://www.bis.org/publ/bcbs230.pdf; Insurance Core Principles of November 2015 // International Association of Insurance Supervisors. URL: http://urlid.ru/amfx
17 Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в Астане 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015).
18 Проект соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.10.2015 № 138.
свободного движения капитала19. Последнее в силу
не вступило, так как проходит необходимые
20
внутригосударственные процедуры .
Проект соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках направлен на обеспечение взаимного признания лицензий на осуществление видов деятельности в секторах финансовых услуг, а также формирование недискриминационного доступа к финансовым рынкам членов ЕАЭС.
При гармонизации законодательства в финансовой сфере будет создана основа, которая поможет свободному движению финансовых услуг и капитала, а также развитию бизнеса в странах союза.
Соглашение об обмене информацией было разработано для определения порядка использования соответствующих данных в целях углубления интеграционных процессов в сфере финансовых рынков, а также для обеспечения обмена конфиденциальными сведениями между государственными органами в интересах защиты прав участников финансового рынка.
Гармонизация финансового регулирования в странах ЕАЭС как первоочередная задача.
В настоящее время в каждой стране - участнице
21
союза действуют различные правовые акты21 и программные документы по развитию финансового рынка в целом либо его секторов22, которые ориентированы в основном на внутреннее развитие. Поэтому первым шагом на пути
19 Соглашение ЕАЭС об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала: заключено 23.12.2014 в Москве.
20 Сысоева А. Задел на будущее: как банки могут участвовать в проектах ЕАЭС? // Международные банковские операции. 2016. № 1. URL: http://link.ac/01432
21 О регулятивных режимах в сфере банковского регулирования и надзора в государствах - участниках СНГ: решение Экономического совета СНГ от 26.09.2014. URL: www.cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text? doc=5009; О развитии банковского регулирования и надзора
в государствах - участниках СНГ в 2013-2015 годах: решение Экономического совета СНГ от 10.12.2015. URL: http://link.ac/048410
22 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утверждена решением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р); Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года: постановление Правительства Республики Казахстан от 27.08.2014 № 954; Стратегия развития цифрового банкинга в Республике Беларусь
на 2016-2020 годы: одобрена постановлением Национального банка Республики Беларусь 02.03.2016 № 108.
интеграции надо рассматривать гармонизацию национальных законодательств.
Национальными регуляторами разрабатывается план гармонизации законодательства. Заинтересованные стороны проводят консультации с профессиональными сообществами для подготовки изменений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты стран. Итоговый документ фактически станет дорожной картой сближения норм и требований, предусмотренных национальным законодательством в финансовой сфере.
Авторы на основе имеющихся в открытом доступе данных предприняли попытку систематизации мер по сближению регулирования в странах ЕАЭС (рис. 6).
Среди внутренних факторов, определяющих формы, инструменты и ориентиры при гармонизации национальных законодательств, следует уделить внимание повышению устойчивости и снижению волатильности финансовых рынков.
Внешние факторы, такие как страновые риски и степень интеграционных взаимоотношений с другими странами, труднее контролировать, но их нельзя не принимать во внимание [20].
Сближение законодательного регулирования финансовых рынков государств, представляется, может идти двумя путями. Во-первых, она может развиваться при ведущей роли государства. Во-вторых, - при приоритетном воздействии рыночных игроков друг на друга. У каждого из вариантов есть свои отрицательные и положительные стороны.
В первом случае значительно возрастают издержки хозяйствующих субъектов и регуляторов на гармонизацию. При втором варианте сближения национальных стандартов существует риск возникновения финансовой нестабильности из-за регуляторного арбитража или перетока капитала в те сферы, которые наименее или недостаточно регулируемы государственными органами.
В документах Всемирного банка выделяется несколько случаев гармонизации при доминирующей роли государства23.
Во-первых, это характерно для стран, у которых большой объем взаимной торговли, что побуждает
23 Jordan C., Majnoni G. Financial Regulatory Harmonization and the Globalization of Finance // Policy Research Working Paper 2919. The World Bank, 2002.
правительства создавать наднациональный орган регулирования с передачей этому органу части суверенитета (например, Европейский союз).
Во-вторых, это гармонизация применительно к странам, подверженным влиянию экономически более мощного соседнего государства. В этом случае гармонизация осуществляется «по мерке» такого соседа, чтобы упростить доступ к финансовым и иным ресурсам более крупной экономики (например, Европейский союз и страны Северной Африки).
В-третьих, речь идет о гармонизации между метрополией и бывшими колониями, которые оставляют у себя уже внедренную систему регулирования, а в дальнейшем следуют за изменениями в метрополии.
Гармонизация при доминирующей роли рынка проходит в основном в форме распространения передовых технологий и капиталоемких продуктов или посредством внедрения передовых договорных стандартов.
С точки зрения образцов, на которые страны должны ориентироваться при адаптации своего финансового рынка, эксперты Всемирного банка различают также вертикальную и горизонтальную гармонизацию24.
Вертикальная связана с имплементацией международных стандартов в области финансовых рынков в национальные системы регулирования: Базельских принципов банковского надзора, принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам, Международной организации по страховому надзору, Комитета по платежным и расчетным системам, транспарентности денежной и финансовой политики Международного валютного фонда и др.
Этот метод имеет определенные преимущества. Он сочетает элементы рыночной дисциплины и общеобязательные правила поведения, а также применим к странам с различными стартовыми экономическими потенциалами.
Из-за относительной простоты этого способа, а также улучшения инвестиционного имиджа внедряющих его стран распространение вертикальной интеграции расширяется и становится современным международным трендом. Однако реализация данного метода осложняется низкой степенью принуждения к выполнению соответствующих стандартов.
24 Там же.
Эффективность здесь напрямую зависит от доверия со стороны рыночных игроков, степени практической применимости данного подхода в той или иной стране.
Горизонтальная гармонизация предполагает сближение существующих норм и правил регулирования различных сегментов финансового рынка на одном уровне. По мнению исследователей Всемирного банка, она опирается на методы кооперации национальных регуляторов и конвергенции национальных норм регулирования соответствующих рынков. Это означает:
• обмен информацией о финансовых рынках между властными структурами;
• создание общих надзорных органов (площадка согласования текущих вопросов и принятия наднациональных решений);
• работа международных рабочих групп на межведомственной основе (согласование общих подходов и проведение консультаций);
• разработка совместных стандартов;
• создание наднациональных стратегий развития (сюда входят ключевые вопросы развития общего финансового рынка, в том числе его секторов).
В реальности обнаружить тот или иной тип гармонизации в чистом виде весьма сложно. Как правило, интеграционные объединения намеренно сочетают отмеченные типы.
Свидетельством вертикальной интеграции служит внедрение многими странами в финансовое
законодательство принципов банковского или страхового надзора (Базель III, Солвенси II). Горизонтальная интеграция проявляется в создании разного рода органов финансового регулирования, мониторинга и надзора между странами - участницами интеграционных объединений.
Затрудняет выработку общей финансово-экономической политики ЕАЭС то, что экономики Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии имеют высокую зависимость от российской хозяйственной конъюнктуры. Поэтому кризисные экономические явления из России быстро распространяются на сопредельные государства, но не наоборот.
Кроме того, ЕАЭС характерна зонтичная схема экономических отношений: подавляющая часть товарооборота внутри группировки формируется за счет экспорта в Россию и импорта из нее. Однако торговые связи Казахстана и Белоруссии, Киргизии и Армении весьма ограничены. Это накладывает особые обязательства на РФ, которой надлежит выступать локомотивом и главным связующим звеном интеграции.
Таким образом, поскольку финансовые рынки стран ЕАЭС характеризуются ведущей ролью банков, которые являются основными держателями финансовых активов, а РФ доминирует в банковском секторе, представляется, что интеграция финансовых рынков участников союза должна строиться вокруг банковского сектора на сочетании вертикальной и горизонтальной схем гармонизации при ведущей роли России.
Рисунок 1
Объем взаимной торговли и инвестиций в 2010-2015 гг., млрд долл. США Figure 1
Mutual trade and investment in 2010-2015, bln USD
80
70 60 50 40 30 20 10 0
b/ 64
T 63 ✓ ✓ у >N 58 4 4
' 47 X 4 %45
97 1Q
Z / ¿Q Tt-
-^22 24
i i i i i i
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Источник: составлено авторами на основе данных Евразийского банка развития Source: Authoring, based on the Eurasian Development Bank data
Рисунок 2
Активы банковского сектора, процент к совокупному показателю Figure 2
Assets of the banking sector, percentage to the aggregate measure
Объем взаимной торговли стран -участниц ЕАЭС
'Объем взаимных инвестиций стран участниц ЕАЭС
Источник: составлено авторами на основе данных Международного валютного фонда Source: Authoring, based on the IMF data
Рисунок 3
Доля активов банков в финансовой системе, 2015 г. Figure 3
Bank assets share in the financial system, 2015
_23_
95
90
79
78
80
59
52
54
Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия
Источник: составлено авторами на основе данных Евразийской экономической комиссии и Международного валютного фонда Source: Authoring, based on the EEC and IMF data
Рисунок 4
Критерии общего финансового рынка ЕАЭС Figure 4
Criteria for the EEU common financial market
0,8
0,2
□ Доля банков, % к активам финансовой системы страны
□ Доля первых пяти банков, % к активам финансовой системы страны
■ Активы банков страны, % от активов ЕАЭС
Общий финансовый рынок ЕАЭС
Гармонизированные требования к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков стран союза
Взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в сегменте услуг на рынке ценных бумаг, выданных уполномоченными органами одного государства, на всей территории союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица на территориях других членов объединения
Административное сотрудничество между уполномоченными органами государств — членов союза, в том числе путем обмена информацией
Источник: составлено авторами на основе Договора о ЕАЭС Source: Authoring, based on the EEU Treaty
Рисунок 5
Совокупность принципов и стандартов гармонизации Figure 5
The combination of principles and standards of harmonization
a s
в
<
s в о
S
Рч
<
-
3
H
Рн
<
в
H
и
s в s в в в
Рн
в
Страны ЕАЭС
• Договор о ЕАЭС предписывает осуществление гармонизации на уровне «не ниже наилучших стандартов и практики, которые уже применяются в государствах-членах Союза»
Базельский комитет по банковскому надзору Банка международных расчетов
♦ Рекомендуется использовать Основополагающие принципы эффективного банковского надзора
Международная ассоциация страховых надзоров
* Рекомендуется использовать Основополагающие принципы страхового надзора
Международная организация комиссий по ценным бумагам
• Рекомендуется руководствоваться наилучшими принципами и стандартами организации
Организация экономического сотрудничества и развития
• Рекомендуется руководствоваться наилучшими принципами и стандартами организации
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 6
Меры по гармонизации регулирования финансовых рынков Figure 6
Harmonization measures to regulate financial markets
Краткосрочный период
Введение гармонизированной (унифицированной) терминологии
Обеспечение защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг
Среднесрочный период
Гармонизация лицензионных требований, требований к учреждению и порядку деятельности Требования к квалификации и деловой репутации руководителей участников финансового рынка Требования к финансовой устойчивости и достаточности собственного (уставного) капитала Согласованные требования к раскрытию информации на финансовых рынках
Общие требования к деятельности рейтинговых агентств
Долгосрочный период
• Порядок надзора на финансовом рынке
• Согласованные требования к приобретению долей (акций) инвесторами ЕАЭС
• Виды правонарушений и порядок применения санкций на финансовом рынке
• Требования к финансовой отчетности
• Принятие решения о полномочиях и функциях наднационального органа по регулированию финансового рынка в Алма-Ате к 2025 г.
Источник: составлено авторами на основе Договора о ЕАЭС и данных Евразийской экономической комиссии Source: Authoring, based on the EEU Treaty and Eurasian Economic Commission data
Список литературы
1. Афонцев С.А. Интеграционные дилеммы Единого экономического пространства // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 38-45.
2. Буторина О.В. Интеграция СНГ: применим ли опыт Европейского Союза? // Свободная мысль. 1999. № 6. С. 40-46.
3. Винокуров Е.Ю., Либман А.М. Две евразийские интеграции // Вопросы экономики. 2013. № 2. С.47-72.
4. Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ. Сравнительный семантический анализ. М.: Наука, 1997. 271 с.
5. ЗахаровА.В. О концепции единого валютного пространства СНГ. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2002. 144 с.
6. Звонова Е.А. Реформирование мировой финансовой архитектуры и российский финансовый рынок. М.: Русайнс, 2016. 430 с. doi: 10.15216/978-5-4365-0570-1
7. КондратовД.И. Финансовая интеграция: мировой опыт и перспективы развития СНГ // Экономический журнал ВШЭ. 2012. Т. 15. № 2. C. 105-120.
8. Мансуров Т.А. ЕврАзЭС - от экономического сотрудничества к единому экономическому пространству. М.: Русский раритет, 2011. 304 с.
9. Мишина В.Ю. Интеграция финансовых рынков и взаимодействие бирж стран СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2010. № 2. С. 25-34.
10. Навой А.В. Валютно-финансовые критерии конвергенции в ЕАЭС // Деньги и кредит. 2015. № 6. С.6-12.
11. Спартак А.Н. Евразийская экономическая интеграция - состоявшийся и открытый для широкого международного сотрудничества интеграционный проект // Международная экономика. 2013. № 1. С.59-61.
12. Веренков А.И. Будущее ЕАЭС: сложный поиск равновесия и роста // Аудиторские ведомости. 2015. № 7. С. 12-19.
13. Абрамова М.А. Гармонизация монетарной политики стран - членов ЕАЭС: возможности и перспективы. М.: Русайнс, 2016. 198 с. doi: 10.15216/978-5-4365-0747-7
14. Адамбекова А.А. ЕАЭС: neoфинансовый подход к интеграции // Аудиторские ведомости. 2015. № 7. С.20-38.
15. Кузнецов В.С. Валютный союз - будущее ЕАЭС // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 2. С. 171-179.
16. Платонов С.Р., Губанов Р.С. Финансовые рынки Евразийского экономического союза: гармонизация национальных законодательств // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 13-18.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 31 (2016) 2-16 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy
ISSN 2073-4484 (Print)
KEY ASPECTS OF THE CREATION OF A COMMON FINANCIAL MARKET OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Vyacheslav V. ZUBENKOa, Maksim V. MIKHAILOVb^
a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation VVZubenko@fa.ru
b Russian International Academy for Tourism, Moscow, Russian Federation maximmikhailov@mail.ru • Corresponding author
Article history:
Received 19 July 2016 Received in revised form 3 August 2016 Accepted 8 August 2016
JEL classification: F02, F15, F36
Keywords: financial market, economic integration, harmonization, legislation
Abstract
Subject The article studies the features of current development of the financial markets of the Eurasian Economic Union member countries, and possibilities of their integration in the process of forming a common financial market.
Objectives The paper aims to determine the conditions, prospects, and priority steps in creating a common financial market of EEU.
Methods For the study, we used the logical and statistical analysis methods.
Results We present the results of evaluation of the development levels of the EEU financial markets, their integration features, as well as the conditions that facilitate and impede this process, and the priority steps towards a common financial market.
Conclusions The implementation of the program named will consolidate the national financial markets and increase their investment resources volumes. The EEU common financial market would contribute to the integration development in terms of both the freedom of capital movements and achieving synergies in other areas of joint activity. The first step towards the creation of a common financial market is the harmonization of national legislation of each particular EEU Member State in the relevant field.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Afontsev S.A. [Single economic space integration dilemmas]. Vestnik MGIMO-Universiteta = MGIMO-University Herald, 2012, no. 6, pp. 38-45. (In Russ.)
2. Butorina O.V. [CIS integration: applicability of EU pattern]. Svobodnaya mysl' = Free Thought, 1999, no. 6, pp. 40-46. (In Russ.)
3. Vinokurov E.Yu., Libman A.M. [Two Eurasian integrations]. Voprosy Ekonomiki, 2013, no. 2, pp. 47-72. (In Russ.)
4. Evstigneev V.R. Valyutno-fmansovaya integratsiya v ES i SNG. Sravnitel'nyi semanticheskii analiz [Currency and financial integration in the EU and CIS. A comparative semantic analysis]. Moscow, Nauka Publ., 1997, 271 p.
5. Zakharov A.V. O kontseptsii edinogo valyutnogo prostranstva SNG [On the concept of a single currency space of CIS]. Moscow, Yuridicheskii dom Yustitsinform Publ., 2002, 144 p.
6. Zvonova E.A. Reformirovanie mirovoi finansovoi arkhitektury i rossiiskii finansovyi rynok [Reforming the world financial architecture and the Russian financial market]. Moscow, Rusains Publ., 2016, 430 p. doi: 10.15216/ 978-5-4365-0570-1
7. Kondratov D.I. [Financial integration: world experience and the prospects for the CIS development].
Ekonomicheskii zhurnal VShE = HSE Economic Journal, 2012, vol. 15, no. 2, pp. 105-120. (In Russ.)
8. Mansurov T.A. EvrAzES - ot ekonomicheskogo sotrudnichestva k edinomu ekonomicheskomu prostranstvu [EEU: from economic cooperation to a single economic space]. Moscow, Russkii raritet Publ., 2011, 304 p.
9. Mishina V.Yu. [Financial market integration and the interaction of CIS stock exchanges]. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya = Eurasian Economic Integration, 2010, no. 2, pp. 25-34. (In Russ.)
10. Navoi A.V. [Currency and the financial criteria for convergence in EAEU]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2015, no. 6, pp. 6-12. (In Russ.)
11. Spartak A.N. [Eurasian economic integration: the successful integration project, open for broad international cooperation]. Mezhdunarodnaya ekonomika = International Economy, 2013, no. 1, pp. 59-61. (In Russ.)
12. Verenkov A.I. [The future of EAEU: a difficult quest for equilibrium and growth]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2015, no. 7, pp. 12-19. (In Russ.)
13. Abramova M.A. Garmonizatsiya monetarnoi politiki stran-chlenov EAES: vozmozhnosti i perspektivy [The harmonization of monetary policies of the EAEU Member States: opportunities and prospects]. Moscow, Rusains Publ., 2016, 198 p. doi: 10.15216/978-5-4365-0747-7
14. Adambekova A.A. [EAEU: a neofinancial approach to integration]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2015, no. 7, pp. 20-38. (In Russ.)
15. Kuznetsov V.S. [A currency union: the future of EAEU]. Vestnik MGIMO-Universiteta = MGIMO-University Herald, 2015, no. 2, pp. 171-179. (In Russ.)
16. Platonov S.R., Gubanov R.S. [Financial markets of the Eurasian Economic Union: harmonization of national legislation]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Research Financial Institute. Financial Journal, 2015, no. 4, pp. 13-18. (In Russ.)