Научная статья на тему 'О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств - членов ЕАЭС'

О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств - членов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1870
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ / BANKING SERVICES MARKET / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / SECURITIES MARKET / РЫНОК СТРАХОВАНИЯ / INSURANCE MARKET / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОФР / INSTITUTIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звонова Е. А., Пищик В. Я.

Предмет. Важнейшим направлением развития евразийской экономической интеграции выступает появление общего рынка финансовых и банковских услуг (ОФР). Рассмотрена концепция его формирования. Цели. Разработка концептуальных подходов к формированию ОФР государств ЕАЭС. Методология. Использованы методы сравнительного и статистического анализа. Результаты. Предложено теоретическое функциональное определение понятия «общий финансовый рынок», обоснованы методологические подходы к формированию такого рынка стран ЕАЭС, с учетом опыта Европейского союза выделены и проанализированы критерии, цели, задачи, принципы и предполагаемые этапы построения ОФР. Осуществлена классификация рисков финансовой нестабильности в ЕАЭС и рассмотрены возможности их минимизации. Область применения. Результаты применимы в деятельности Евразийской экономической комиссии, а также министерств финансов и центральных банков государств членов ЕАЭС. Выводы. Принципы, структура и содержание мер концепции формирования ОФР государств членов ЕАЭС должны опираться на модель эволюционного поступательного развития процесса интеграции финансовых рынков стран-участниц, учитывающую особенности национальных экономик и финансовых систем. Эффективность принимаемых на каждом этапе пакетов мер находится в прямой зависимости от достигнутого уровня финансово-экономической интеграции. В целях институциональной консолидации процесса формирования ОФР предлагается создание Евразийского совета финансовой стабильности и наднационального надзорного органа с полномочиями прямого надзора за системно значимыми банками и другими финансовыми институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On conceptual approaches to creation of the common financial market of EAEU member states

Importance This paper considers the development of Eurasian economic integration after the creation of the Common Economic Space. Objectives The article aims to develop conceptual approaches to the formation of EAEU common financial market. Methods In this work, the methods of comparative and statistical analysis are used. The article explores the features of the EAEU Members' national financial markets. Results The article highlights and analyzes the criteria, goals, objectives, principles and expected stages of common financial market construction and substantiates methodological approaches to the creation of the common financial market of the EAEC countries. As well, the article presents a classification of financial instability risks in the EAEU. Conclusions and Relevance The article concludes that the principles, structure and content of the measures of the concept of formation of common financial market of the EAEU Member States should be based on the model of evolutionary progressive development of the process of integration of the financial markets of the participating countries, taking into account the peculiarities of national economies and financial systems. The results of the research can find practical application in the activities of the Eurasian Economic Commission, as well as the ministries of finance and central banks of the EAEU Member States. It is proposed to establish the Eurasian Financial Stability Board and supranational supervisory authority.

Текст научной работы на тему «О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств - членов ЕАЭС»

pISSN 2071-4688 Финансовая система

eISSN 2311-8709

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К СОЗДАНИЮ ОБЩЕГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС*

Елена Анатольевна ЗВОНОВА3'', Виктор Яковлевич ПИЩИКЬ

а доктор экономических наук, профессор, руководитель департамента мировой экономики и мировых финансов

Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация

[email protected]

orcid.org/0000-0002-8923-860X

SPIN-код: 4589-0641

ь доктор экономических наук, профессор, научный руководитель департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]

orcid.org/0000-0002-9013-7670 SPIN-код: 4906-6666

' Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Получена 25.10.2017 Предмет. Важнейшим направлением развития евразийской экономической

Получена в доработанном интеграции выступает появление общего рынка финансовых и банковских услуг виде 08.11.2017 (ОФР). Рассмотрена концепция его формирования.

Одобрена 22.11.2017 Цели. Разработка концептуальных подходов к формированию ОФР государств ЕАЭС.

Доступна онлайн 29.01.2018 Методология. Использованы методы сравнительного и статистического анализа.

Результаты. Предложено теоретическое функциональное определение понятия УДК 336(075.8) «общий финансовый рынок», обоснованы методологические подходы к

JEL: Е31, Е44, F36, F45, F52 формированию такого рынка стран ЕАЭС, с учетом опыта Европейского союза

выделены и проанализированы критерии, цели, задачи, принципы и предполагаемые этапы построения ОФР. Осуществлена классификация рисков финансовой нестабильности в ЕАЭС и рассмотрены возможности их минимизации. Область применения. Результаты применимы в деятельности Евразийской экономической комиссии, а также министерств финансов и центральных банков государств - членов ЕАЭС.

Выводы. Принципы, структура и содержание мер концепции формирования ОФР государств - членов ЕАЭС должны опираться на модель эволюционного поступательного развития процесса интеграции финансовых рынков стран-участниц, учитывающую особенности национальных экономик и финансовых систем. Эффективность принимаемых на каждом этапе пакетов мер находится в прямой зависимости от достигнутого уровня финансово-экономической интеграции. В целях институциональной консолидации процесса формирования ОФР предлагается создание Евразийского совета финансовой стабильности и наднационального надзорного органа с полномочиями прямого надзора за системно значимыми банками и другими финансовыми институтами.

Ключевые слова:

финансовый рынок, рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг, рынок страхования, финансовая устойчивость, институциональная структура ОФР

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Звонова Е.А., Пищик В.Я. О концептуальных подходах к созданию общего финансового рынка государств - членов ЕАЭС // Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24, № 1. - С. 5 - 18. https://doi.org/10.24891/fc. 24. 1.5

Введение

В настоящее время правительства и центральные (национальные) банки государств - членов ЕАЭС разрабатывают

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (РФФИ). Грант № 17-02-00347.

совместно с ЕЭК проект Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза в соответствии с распоряжением, принятым 26 декабря 2016 г. на заседании Высшего евразийского экономического совета на уровне

глав государств. Значимость документа определяется ключевой ролью общего финансового рынка (ОФР) в инновационном развитии национальных экономик и углублении евразийской экономической интеграции в среднесрочной перспективе.

Целостность и системность концепции формирования общего финансового рынка государств - членов ЕАЭС предполагает при ее разработке опору на базовые нормативно-правовые документы, принимаемые на уровне ЕАЭС, учет национальных особенностей развития экономик, банковских и финансовых систем стран ЕАЭС, действующих концепций и стратегий развития финансовых рынков. Необходимо также, на наш взгляд, критическое переосмысление опыта создания общего европейского финансового рынка на основании использования его позитивных аспектов и с учетом допущенных ошибок и недочетов.

Базовые положения о создании ОФР заложены в Договоре о Евразийском экономическом союзе1. Содержащийся в документе Протокол по финансовым услугам определяет направления, порядок, меры и сроки гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕАЭС в секторах банковского и страхового рынков, а также секторе ценных бумаг (фондовом) на период до 1 января 2025 г.

Процесс гармонизации национальных законодательств может стать первым этапом формирования ОФР, а создание сбалансированного, устойчивого и ликвидного регионального финансового рынка в ЕАЭС, как показывает многолетний опыт Европейского союза, займет существенно более продолжительный период времени, если учитывать различия в объеме, уровне и структурах развития национальных экономик и финансовых рынков стран ЕАЭС.

Особенности национальных финансовых рынков стран ЕАЭС

Модели финансовых рынков стран ЕАЭС являются преимущественно

1 Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан главами государств России, Белоруссии и Казахстана (Астана, 29 мая 2014 г.). URL: http://www.consultant.ru

банкоориентированными, и в их институциональной структуре доминируют банковские институты, количество которых постоянно сокращается, что отражает активно развивающийся процесс концентрации банковского капитала.

Роль финансовых рынков стран ЕАЭС в финансировании реального сектора экономики вследствие скромных объемов и низкой ликвидности в последние годы не только не увеличивается, но и, напротив, снижается (табл. 1 и 2).

Как видно из данных табл. 1, при общем слабом уровне роли банковских систем стран ЕАЭС в кредитовании реального сектора экономики банки России и Белоруссии все же более активно кредитуют юридических лиц, чем банки Кыргызстана и Казахстана.

Данные табл. 2 свидетельствуют о слабой диверсификации сектора ценных бумаг (фондового) на финансовых рынках государств - членов ЕАЭС и о его неравноценном значении для национальных экономик. Фондовый рынок Казахстана является относительно более развитым по сравнению с рынками других стран ЕАЭС. Соотношение объема биржевых торгов к ВВП составило на Казахстанской бирже KASE и ETC в 2016 г. 92,86% по сравнению с 27,77% на Московской бирже ММВБ-РТС (MICEX) и Санкт-Петербургской бирже СПбМТСБ. Еще менее значительны показатели торгов ценными бумагами на биржах Армении и Кыргызстана.

Развитие методологических подходов к формированию общего финансового рынка стран ЕАЭС

Представляется важным дополнить критериальное определение ОФР, содержащееся в Договоре о ЕАЭС2, функциональным

2 Договор о ЕАЭС определяет понятие «общий финансовый рынок» как финансовый рынок государств-членов, который

соответствует следующим критериям: соблюдение гармонизированных требований к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов; взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг, выданных

определением общего финансового рынка с акцентом на его роль в перераспределении ресурсов между странами в целях экономического роста и углубления интеграции стран ЕАЭС3. В числе конкретных задач реализации целевого назначения ОФР по содействию росту объема взаимных инвестиций в реальный сектор национальных экономик можно выделить наиболее значимые: а) последовательный переход к использованию национальных режимов и/или режимов наибольшего благоприятствования в отдельных секторах создаваемого общего финансового рынка; б) постепенное устранение установленных при принятии обязательств по предоставлению национального режима ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий; в) наращивание ресурсной базы ОФР, развитие и диверсификация инструментов инвестирования в реальный сектор национальных экономик [1].

С учетом сохраняющихся различий между странами в уровне развития национальных экономик, состояния банковских и финансовых систем государств - членов ЕАЭС, успешное формирование ОФР возможно при условии соблюдения ряда базовых принципов, а именно:

• поэтапный эволюционный алгоритм продвижения стран ЕАЭС к созданию ОФР;

• рациональное сочетание национального, межгосударственного и наднационального уровней регулирования ОФР;

уполномоченными органами одного государства-члена, на территориях других государств-членов; осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица; административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в том числе путем обмена информацией. Договор о Евразийском экономическом союзе. Приложение 17, ст. 3. URL: http://docs.cntd.ru/document/420205962

3 ОФР с учетом целевой направленности его деятельности следует рассматривать как совокупность национальных финансовых рынков и международного финансового рынка государств - членов ЕАЭС, функциональное назначение которых состоит в рациональном перераспределении финансовых ресурсов между ними в целях содействия долгосрочному инвестированию в реальный сектор и инновационное развитие национальных экономик, обеспечению их устойчивости и дальнейшему углублению региональной финансово-экономической интеграции.

• дифференцированный по секторам финансового рынка и по времени подход к реализации проекта формирования ОФР;

• разноскоростное продвижение национальных финансовых рынков стран - участниц ЕАЭС к ОФР по мере готовности и выраженного намерения отдельных стран к секторальной и полной реализации проекта ОФР;

• создание наднационального регулирующего финансового института, способного интегрировать и обеспечивать баланс интересов всех участников создаваемого ОФР.

Критерий системного комплексного подхода к реализации проекта ОФР на основе базовых принципов предполагает обеспечение:

• взаимного допуска участников ОФР на все сегменты интегрированного финансового рынка, включая валютный, путем предоставления национального режима и/или режима наибольшего благоприятствования в отдельных секторах ОФР;

• взаимного признания участников ОФР, включая введение так называемого евразийского паспорта для финансовых институтов, обеспечивающего возможность ведения бизнеса на территории всех заинтересованных стран ЕАЭС (по аналогии с европейским паспортом для банков и финансовых компаний стран Евросоюза и ЕАСТ, образующих единый внутренний рынок в составе Европейской экономической зоны, в которую входит 31 государство)4;

• создание необходимых макроэкономических, макропруденциальных и валютно-финансовых условий, включая согласование

4 Европейский финансовый паспорт представляет собой своего рода лицензию для финансовых институтов какой-либо из стран ЕС на ведение бизнеса на территории других стран Евросоюза в соответствии с правилами и обязательствами, устанавливаемыми европейскими регуляторами. Например,

5 476 британских фирм имеют один или несколько финансовых паспортов на одну или несколько стран Европейского союза или Европейской экономической зоны (ЕЭЗ, EuropeanEconomicArea,EEA), в которую дополнительно входят Исландия, Норвегия, Хорватия, Лихтенштейн и, по факту, Швейцария. Со стороны стран континентальной Европы около 8 000 финансовых компаний имеют паспорта на ведение дел в Великобритании.

подходов к поддержанию финансовой устойчивости, нормам валютного и финансового регулирования и контроля.

Этапы формирования ОФР и их содержание

Последовательный эволюционный характер продвижения по пути к ОФР стран ЕАЭС на обозримую перспективу предполагает выделение двух этапов с ориентировочными временными параметрами их реализации. Первый этап определен Договором о ЕАЭС и охватывает период с 2017 по 2024 г., а к реализации второго этапа после всесторонней оценки результатов первой фазы страны могут приступить с 2025 г.5.

Доминантой первого этапа (2017-2024 гг.) является гармонизация ряда ключевых положений национальных финансовых законодательств стран ЕАЭС, а к числу ожидаемых результатов первого этапа (до 2025 г.) создания ОФР ЕАЭС относятся:

- разработка и предоставление финансовым институтам государств - членов ЕАЭС евразийского паспорта, обеспечивающего им равные условия ведения бизнеса на территории стран ЕАЭС (по аналогии с европейским финансовым паспортом);

- создание общего рынка банковских продуктов и услуг, обеспечивающего свободный допуск банков стран ЕАЭС на национальные финансовые рынки, гармонизацию законодательства и политики регулирования в банковском секторе финансовых рынков государств - членов ЕАЭС;

- устранение различий в наборе требований к резидентам и нерезидентам в государствах ЕАЭС при открытии и ведении счетов в банках;

- соблюдение сторонами согласованных гармонизированных требований к

5 Аналитический доклад «О ситуации по устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Евразийского экономического союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы». URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroe c_pol/developDocs/Documents.pdf

регулированию и надзору за деятельностью участников финансовых рынков стран ЕАЭС;

- взаимное признание лицензий, выданных банковским и небанковским финансовым посредникам уполномоченными органами стран ЕАЭС;

- предоставление права на оказание банками стран ЕАЭС финансовых услуг на всей территории ЕАЭС без дополнительного учреждения в качестве юридического лица [2];

- создание единого биржевого пространства государств - членов ЕАЭС путем предоставления допуска брокеров и дилеров одного государства Союза на биржи других государств-членов [3];

- взаимодействие между уполномоченными органами стран - членов ЕАЭС по вопросам регулирования деятельности финансовых институтов, включая информационный обмен;

- принятие и вступление в силу Соглашения о подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах ЕАЭС (9 августа 2017 г. Совет ЕЭК одобрил проект данного документа). Соглашение направлено на обеспечение свободы трансграничного перемещения финансовых ресурсов, формирование общего финансового рынка в государствах-участниках [4]. Создание Евразийского совета по финансовой стабильности;

- создание наднационального надзорного органа ЕАЭС по регулированию общего финансового рынка с наделением его рядом функций и полномочий [5].

Исходя из приоритетности мероприятий первого этапа, представляется логичным с учетом опыта ЕС в первую очередь сосредоточить усилия на выработке условий и порядка предоставления финансовым институтам стран ЕАЭС так называемого евразийского паспорта, обеспечивающего возможность ведения ими бизнеса на

территории всех заинтересованных стран ЕАЭС6.

Параллельно с учетом преимущественно банкоориентированной модели финансирования экономики в странах ЕАЭС (как и в ЕС) целесообразен выбор в качестве приоритета первого этапа формирования ОФР создание общего рынка банковских услуг как базового, наиболее масштабного и максимально адаптированного к регулированию сегмента ОФР7. Банки стран ЕАЭС являются на данный момент наиболее структурированными, по сути, ведущими институциональными участниками национальных финансовых рынков государств - членов ЕАЭС. За ними легче обеспечить надлежащий коллективный надзор и создать для них общую торговую инфраструктуру, учетную и расчетно-клиринговую систему, общую платежно-расчетную систему (ПРС) [6]. Исторически интегрированный валютный рынок стран ЕАЭС также начинался с допуска банков на биржевые валютные рынки друг друга. И только сейчас начинает проводиться работа по допуску на интегрированный валютный рынок ЕАЭС небанковских финансовых

6 Для справки: из опыта Евросоюза. В мае 1999 г. был принят План действий по созданию рынка финансовых услуг (FinancialServicesActionPlan, FSAP) [10]. Основная цель FSAP состояла в том, чтобы обеспечить европейские финансовые рынки детально разработанной и совершенной правовой базой. Для этого было принято нескольких десятков нормативных актов в трех основных областях: рынка ценных бумаг, в банковской сфере и в области страхования. Практическая цель FSAP - обеспечить финансовые компании единым европейским паспортом, предоставляющим им равные условия ведения бизнеса на всей территории ЕС. Реализация FSAP была рассчитана на пять лет, и уже в 2005 г. принят новый документ - Белая книга ЕС по политике финансовых услуг в период 2005-2010 гг. Основная цель Белой книги состояла в развитии достигнутых ранее успехов и смещение акцента на развитие банковского сектора в ЕС. Результатом частичной реализации второго этапа плана FSAP стало то, что к предкризисному 2007 г. европейские кредитные институты стали более интернационализированы, чем американские и японские банки. После кризиса 20082009 гг., выявившего уязвимость банковского сектора финансового рынка, акцент был сделан на институциональную консолидацию европейского финансового рынка.

7 По состоянию на конец 2015 г. объем обращающихся на внутреннем рынке долговых ценных бумаг, выпущенных нефинансовыми организациями, достигал 3,7 трлн руб., что

составило лишь чуть более 10% от размера кредитных средств, привлеченных со стороны банковского сектора (54,4% ВВП в 2015 г.). URL: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/ development/onrfr_2016-18.pdf

посредников. Параллельно на первом этапе проводится работа по формированию общего рынка ценных бумаг и общего страхового рынка, включая гармонизацию требований к регулированию и надзору за деятельностью на финансовых рынках стран ЕАЭС, взаимное признание лицензий, выданных банковским и небанковским финансовым посредникам уполномоченными органами стран ЕАЭС и другие меры.

Формирование общего финансового рынка на первом этапе осуществляется на основе принципов гармонизации, которые включают:

• принятие ряда общих норм и правил регулирования для всех сегментов финансового рынка, не вызывающих у сторон серьезных возражений;

• параллельно выбирается приоритетный сектор финансового рынка для гармонизации и общего регулирования, который имеет системное значение для перспектив развития интеграции. В ЕАЭС -рынок банковских услуг. В этом наблюдается сходство с Евросоюзом, где также доминирует банковский сектор в институциональной структуре ОФР;

• соблюдение принципа разноскоростной интеграции секторов национальных финансовых рынков по мере готовности и принятия политического решения в зависимости от внутренних условий функционирования национальных рынков;

• разработка и реализация Плана гармонизации законодательства по формированию ОФР является общим для тех стран, которые заинтересованы и готовы участвовать в этом процессе. План действий по опыту стран ЕС по созданию СРК предусматривает принцип постепенного эволюционного подхода к гармонизации (stepbystepapproach)8;

• модальность осуществления гармонизации предполагает принятие документов на

8 Financial Services: Implementing the Framework for Financial Markets: Action Plan. Financial Services Action Plan Communication of the Commission.

URL: http://ec.europa.eu/internal_market/finances/docs/actionplan /index/action_en.pdf

наднациональном уровне и их последующее инкорпорирование в национальное законодательство9.

На втором этапе, начиная с 2025 г., необходимо принять комплекс мер по развитию и углублению ОФР в сегментах рынка долговых и долевых ценных бумаг и рынка страхования, при этом важно обеспечивать повышение роли рынка ценных бумаг и страховых продуктов в аккумулировании долгосрочных ресурсов для экономического развития стран ЕАЭС. В этот период формируется работающая модель единого страхового сегмента в структуре ОФР, развивается рынок кросс-секторных продуктов, инструментов и услуг, а также сектор производных финансовых инструментов. К числу ожидаемых результатов второго этапа создания ОФР ЕАЭС относятся меры, предусматривающие системную интеграцию национальных финансовых рынков и механизмов финансового регулирования и надзора, включение в практику надзора, наряду с гармонизацией, элементов унификации:

- создание общего рынка ценных бумаг и общего рынка страхования, обеспечивающих повышение роли ОФР в инвестициях в экономику стран ЕАЭС [7];

- упрощение в странах ЕАЭС процедур листинга ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

- формирование общей торговой, расчетно-клиринговой и учетной инфраструктуры ОФР;

- использование наряду с гармонизацией элементов унификации регулятивных и надзорных мер, обеспечивающих бесперебойное эффективное функционирование ОФР и национальных финансовых рынков стран ЕАЭС как его составных сегментов.

9 Для справки: Британия в период своего пребывания в ЕС инкорпорировала в национальное законодательство 90 000 нормативно-правовых актов, принятых на уровне ЕС, что составляет около 70% всей нормативно-правовой базы, действующей в Великобритании.

Развитие и консолидация институциональной структуры регулирования и надзора на формируемом общем финансовом рынке

Системный подход к созданию ОФР ЕАЭС включает такой важный аспект финансовой интеграции, как меры по формированию рыночной инфраструктуры ОФР, обеспечивающие бесперебойное функционирование общего финансового рынка, включая:

• создание торговой, расчетно-клиринговой и учетной инфраструктуры, общей платежно-расчетной системы;

• формирование общего биржевого пространства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание интегрированного сегментированного финансового рынка;

• создание в ЕАЭС международного финансового центра [8].

Важным аспектом институциональной консолидации в ЕАЭС является создание и развитие системы органов регулирования и надзора за ОФР в целях минимизации рисков финансовой стабильности в регионе. Риски финансовой стабильности в банковском секторе ОФР ЕАЭС связаны: а) с высоким уровнем концентрации активов в крупнейших банках; б) с низким уровнем капитализации банков; в) со слабым кредитованием реального сектора экономики в сочетании с высоким уровнем просроченной задолженности кредитов в целом по экономике стран;

г) с расхождением количественных и качественных стандартов банковского регулирования в государствах - членах ЕАЭС;

д) с недостаточным и неравномерным по странам ЕАЭС использованием инструментов макропруденциального регулирования [9].

На рынке ценных бумаг риски финансовой стабильности связаны с общим низким уровнем развития этого сектора национальных финансовых рынков стран ЕАЭС, узким набором финансовых продуктов и инструментов, высокой волатильностью этого

сектора рынка, значительными регулятивными и транзакционными издержками, слабой ролью фондовых рынков в финансировании инвестиций.

К числу мер по минимизации рисков финансовой стабильности относятся:

• повышение конкурентоспособности и эффективности национальных экономик наряду с созданием равных конкурентных возможностей для развития всех сегментов финансовых рынков стран ЕАЭС;

• усиление функциональной роли фондового рынка и институционального значения небанковских посредников в финансировании экономики;

• повышение качества регулирования и надзора на рынке банковских услуг;

• развитие риск-ориентированного регулирования деятельности банков, внедрение стандартов Базеля 2 и Базеля 2,5 в части управления рыночным риском;

• создание при Евразийской экономической комиссии Евразийского совета по финансовой стабильности (ЕСФС) и разработка им свода правил и требований по вопросам регулирования деятельности участников общего финансового рынка ЕАЭС; в компетенции ЕСФС целесообразно включить: а) разработку концептуального обоснования поддержания финансовой устойчивости в целях экономического роста в странах ЕАЭС в том числе путем создания наднационального органа по регулированию секторально структурированного финансового рынка; б) обоснование инициатив по совершенствованию нормативно-правовой базы формирования общего финансового рынка стран ЕАЭС; в) разработку соответствующих рекомендаций институциональным структурам управления интеграционными процессами в ЕАЭС и национальным институтам регулирования секторов финансовых рынков в целях обеспечения макроэкономической стабильности. ЕСФС мог бы стать преемником ныне действующего при ЕЭК

Консультативного комитета по финансовым рынкам10 с ограниченным функционалом11;

• создание наднационального надзорного

органа ЕАЭС по регулированию общего

финансового рынка и выделение в его

структуре трех отраслевых институтов

регулирования: а) в банковской сфере; б) на

рынке ценных бумаг; в) на страховом 12

рынке12.

В целях обеспечения эффективного регулирования ОФР ЕАЭС и минимизации рисков финансовой устойчивости наднациональный надзорный орган предлагается наделить такими полномочиями, как: 1) право принятия решений, обязательных для выполнения национальными регуляторами государств - членов ЕАЭС или непосредственно финансовыми институтами в отдельных областях законодательства и деятельности на финансовых рынках; 2) право прямого надзора за системно значимыми финансовыми институтами, имеющими большое значение для экономики и финансовых рынков государств - членов ЕАЭС, а также финансовыми группами, осуществляющими финансовые операции в других государствах - членах ЕАЭС.

10 Положение о Консультативном комитете по финансовым рынкам. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/

11 В соответствии с Положением о Консультативном комитете по финансовым рынкам, учрежденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.10.2012, его основными задачами являются проведение консультаций с представителями государств - членов ЕАЭС и выработка предложений для Коллегии ЕЭК по вопросам: формирования и реализации гармонизированной политики в сфере финансовых услуг (банковских услуг, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг и др.) на территории Сторон; создания условий для расширения взаимной торговли финансовыми услугами и формирования в перспективе единого финансового рынка; создания благоприятных условий для инвестирования средств лицами, осуществляющими деятельность на территории одной Стороны, на территориях других Сторон.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/

12 Для справки: из опыта Евросоюза. В рамках ЕС действует Европейская система финансового надзора (The European System of Financial Supervision (ESFS), которая осуществляет надзор за финансовым рынком и состоит из трех надзорных институтов: 1) Европейский совет по ценным бумагам и рынкам (The European Securities and Markets Authorities (ESMA), 2) Европейское банковское управление

(The European Banking Authority (EBA); 3) Европейский совет по страховым компаниям и пенсионным фондам (The European Insurance and Occupational Pensions Authority (EIOPA).

Ориентация регулирования банковского сектора финансовых рынков стран ЕАЭС на стандарты БКБН. С учетом международной практики банковское регулирование и надзор в государствах - участниках ЕАЭС развивается по пути активного внедрения в банковскую деятельность международных стандартов в этой области, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН). Особое место в этом процессе занимают такие базовые документы, как «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия» (Базель II)13, а также «Общие регулятивные подходы повышения устойчивости банков и банковского сектора, Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности» (Базель III)14.

В настоящее время страны ЕАЭС самостоятельно принимают решения относительно внедрения рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, с учетом текущей экономической ситуации и состояния финансовой системы. Представляется, что скоординированное внедрение государствами - членами ЕАЭС положений разработанных БКБН документов станет основой для гармонизации их регулятивных режимов в сфере банковского надзора. В свою очередь это позволит выработать единые подходы к внедрению международных рекомендаций с учетом региональных особенностей. Управление системными рисками предполагает также согласованное внедрение рекомендаций СФС/Группы двадцати в области макропруденциального надзора, контроля за системно значимыми финансовыми институтами государств - членов ЕАЭС.

13 Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы.

URL: http://www.cbr.ru/today/ms/bn/bz_1.pdf

14 Базельский Комитет по банковскому надзору. Международные стандарты по оценке риска ликвидности, стандартам и мониторингу.

URL: https://www. cbr.ru/today/ms/bn/2 .pdf

Заключение

Предлагаемые в статье принципы, структура и содержание концепции формирования общего финансового рынка государств - членов ЕАЭС основаны на модели эволюционного поступательного развития процесса интеграции финансовых рынков. Выбор алгоритма и приоритетов продвижения по пути к ОФР обусловлен необходимостью учета особенностей национальных экономик и финансовых систем и принятия на каждом этапе пакетов мер, адекватных достигнутому уровню финансово-экономической интеграции и готовности стран к их реализации [10]. В связи с этим принципы дифференцированного по секторам и во времени подхода к реализации проекта формирования ОФР и разноскоростного продвижения стран в этом направлении являются ключевыми для достижения позитивных результатов интеграции.

С учетом принципиального сходства типов классической интеграции в ЕАЭС и Европейском союзе, выстраиваемых в логической последовательности от зоны свободной торговли и таможенного союза к единому внутреннему рынку, общему финансовому рынку и экономическому союзу, а также преимущественно банкоориентированные модели финансовых рынков в двух регионах, логично критически переосмыслить и использовать позитивные аспекты многолетнего, неоднозначного опыта ЕС по созданию европейского финансового рынка. В частности, речь может идти на начальном этапе о предоставлении финансовым институтам стран ЕАЭС «евразийского паспорта» по аналогии с «европейским паспортом» в ЕС, обеспечивающего возможность ведения ими бизнеса на территории всех заинтересованных стран ЕАЭС, а также разработка плана действий по развитию, консолидации банковского сектора стран ЕАЭС и гармонизации условий его функционирования15.

15 Об основных социально-экономических показателях государств - членов Евразийского экономического союза. Аналитический обзор. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2015. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/in tegr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Indicators201508.pdf

Одновременно на первом этапе предлагается проводить активную работу по формированию общего рынка ценных бумаг и общего страхового рынка на основе принципов гармонизации и завершить ее на втором этапе.

Важнейшим направлением формирования ОФР ЕАЭС на всех этапах его создания является институциональная консолидация органов межгосударственного и

наднационального регулирования и надзора.

В разрабатываемой концепции предлагается предусмотреть создание Евразийского совета

по финансовой стабильности на базе действующего при ЕЭК ЕАЭС Консультативного комитета по финансовым рынкам с наделением его широким кругом полномочий в сфере регулирования финансовых рынков, а также наднационального надзорного органа ЕАЭС с функцией разработки свода правил и требований по вопросам регулирования деятельности участников общего финансового рынка ЕАЭС с соответствующими рекомендациями в адрес национальных и региональных институциональных структур регулирования и надзора.

Таблица 1

Динамика объема кредитования юридических лиц в странах ЕАЭС в 2012-2016 гг., млн долл. США и % к ВВП

Table 1

Dynamics of the volume of lending to legal entities in the EEU Member States in 2012-2016, million USD and GDP percentage

Страна 2012 2013 2014 2015 2016

Млн В % Млн В % Млн В % Млн В % Млн В %

долл. к долл. к долл. к долл. к долл. к

США ВВП США ВВП США ВВП США ВВП США ВВП

Армения - - - - - - - - - -

Беларусь 32 338 51 32 585 45 32 188 41 23 570 42,6 22 552 47,8

Казахстан 38 430 18,5 39 892 16,9 44 589 20,1 32 817 17,8 22 248 16,6

Кыргызстан 721 10,9 1 115 15,2 1 356 18,2 1 085 16,2 1 203 18,4

Россия 973 770 45,2 1 138 421 51 1 014 817 49,4 564 391 42,4 531 870 41,4

ЕАЭС* 1 045 259 42,8 1 212 014 47,3 1 092 946 45,4 621 862 38,2 577 875 38,9

* Без учета Армении

Источник: Финансы статистика Евразии экономического союза. Евразийская экономическая комиссия. Москва, 2017. С. 83-84.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru^act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/finstat_2016.pdf; Евразийский экономический союз в цифрах. Cart статистика сборник. Евразийская экономическая комиссия. Москва, 2017. С. 53.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru^act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat;/Documents/'Brief_Statistics_Yearboo k_2017.pdf

Source: Finance statistics of the Eurasian Economic Union. The Eurasian Economic Commission. Moscow, 2017, pp. 83-84.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru^act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/finstat_2016.pdf;

EEU in figures. Cart statistics collection. The Eurasian economic Commission. Moscow, 2017, p. 53.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru^act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_Yearboo

k_2017.pdf

Таблица 2

Динамика объема биржевых торгов на фондовых рынках стран ЕАЭС в 2012-2016 гг., млн долл. США и % к ВВП

Table 2

Dynamics of the volume of exchange trade in the stock markets of the EEU Member States in 2012-2016, million USD and GDP percentage

Страна 2012 2013 2014 2015 2016

Млн В % Млн В % Млн В % Млн В % Млн В %

долл. к долл. к долл. к долл. к долл. к

США ВВП США ВВП США ВВП США ВВП США ВВП

Армения 12 0,11 41 0,37 152 1,31 29 0,26 114 1,08

Беларусь 5 081 7,77 5 554 7,43 6 470 8,24 6 152 11,12 4 814 10,21

Казахстан 88 270 42,44 89 345 37,76 61 560 27,8 116 232 63,04 125 369 92,86

Кыргызстан 25 0,38 34 0,46 30 0,4 62 0,93 143 2,18

Россия 776 698 40,94 755 028 33,83 550 141 40,09 338 871 24,7 357 164 27,77

ЕАЭС 870 089 35,6 850 002 33,19 618 353 25,71 461 346 28,32 487 604 32,83

Источник: Финансы статистика Евразии экономического союза. Евразийская экономическая комиссия. Москва, 2017. С. 86.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru^act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/finstat_2016.pdf; Евразийский экономический союз в цифрах. Cart статистика сборник. Евразийская экономическая комиссия. Москва, 2017. С. 53.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru^act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_Yearboo k_2017.pdf

Source: Finance statistics of the Eurasian Economic Union. The Eurasian Economic Commission. Moscow, 2017, p. 86.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru^act/integr_i_makroec/dep_stat/finstat/Documents/finstat_2016.pdf;

EEU in figures. Cart statistics collection. The Eurasian Economic Commission. Moscow, 2017, p. 53.

URL: http://www.eurasiancommission.org/ru^act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_Yearboo

k_2017.pdf

Список литературы

1. Звонова Е.А., Ершов М.В., Кузнецов А.В. и др. Реформирование мировой финансовой архитектуры и российский финансовый рынок / под ред. Е.А. Звоновой. М.: Русайнс, 2016. 430 с. URL: https://doi.org/10.15216/978-5-4365-0570-1

2. Звонова Е.А., Пищик В.Я. Оценка факторов обеспечения экономического роста и достижения финансовой стабильности в государствах - членах Евразийского экономического союза // Финансы и кредит. 2016. № 18. С. 2-18.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n^otsenka-faktorov-obespecheniya-ekonomicheskogo-rosta-i-dostizheniya-finansovoy-stabilnosti-v-gosudarstvah-chlenah-evraziyskogo

3. Навой А.В. О роли банков в формировании трансграничных потоков капитала // Банковское дело. 2012. № 6. С. 27-30.

4. Гусева И.А., Кудинова М.М., Малышев П.Ю. и др. Фондовые рынки стран СНГ: состояние и перспективы интеграции: монография / под ред. Б.Б. Рубцова. М.: Русайнс, 2015. 192 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/210916345

5. Пищик В.Я. Формирование Союза рынков капитала в зоне евро: проекция на ЕАЭС с участием России // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 2. С. 60-66.

URL: http://old.fa.ru/projects/enp/Documents/Экономика_налоги_право-2_2016.pdf

6. Пищик В.Я., Звонова Е.А. Институциональные аспекты регулирования валютно-финансовых отношений в Евразийском экономическом союзе // Вестник Финансового университета. 2014. № 6. С. 92-100.

7. Гришина О.А., Звонова Е.А. Регулирование мирового финансового рынка: теория, практика, инструменты: монография. М.: Финансы и статистика, 2007. 382 с.

8. Багдасарян А.М. Анализ основных показателей регулируемого рынка ценных бумаг в Республике Армения // Вопросы управления. 2013. № 4.

URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/04/14/

9. Пищик В.Я. Тенденции развития Европейского экономического и валютного союза // Международная экономика. 2013. № 2. С. 28-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. De Grauwe P. Crisis in the Eurozone and How to Deal with It. CEPS Policy Brief, 2010, February 15, no. 204. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/Papers.cfm?abstract_id=1604453

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2071-4688 Financial System

elSSN 2311-8709

ON CONCEPTUAL APPROACHES TO CREATION OF THE COMMON FINANCIAL MARKET OF EAEU MEMBER STATES

Elena A. ZVONOVA3-, Viktor Ya. PISHCHIKb

a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

[email protected]

orcid.org/0000-0002-8923-860X

b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]

orcid.org/0000-0002-9013-7670 • Corresponding author

Article history:

Received 25 October 2017 Received in revised form 8 November 2017 Accepted 22 November 2017 Available online 29 January 2018

JEL classification: E31, E44, F36, F45, F52

Keywords: financial market, banking services market, securities market, insurance market, financial stability, institutional structure

Abstract

Importance This paper considers the development of Eurasian economic integration after the creation of the Common Economic Space.

Objectives The article aims to develop conceptual approaches to the formation of EAEU common financial market.

Methods In this work, the methods of comparative and statistical analysis are used. The article explores the features of the EAEU Members' national financial markets. Results The article highlights and analyzes the criteria, goals, objectives, principles and expected stages of common financial market construction and substantiates methodological approaches to the creation of the common financial market of the EAEC countries. As well, the article presents a classification of financial instability risks in the EAEU. Conclusions and Relevance The article concludes that the principles, structure and content of the measures of the concept of formation of common financial market of the EAEU Member States should be based on the model of evolutionary progressive development of the process of integration of the financial markets of the participating countries, taking into account the peculiarities of national economies and financial systems. The results of the research can find practical application in the activities of the Eurasian Economic Commission, as well as the ministries of finance and central banks of the EAEU Member States. It is proposed to establish the Eurasian Financial Stability Board and supranational supervisory authority.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Zvonova E.A., Pishchik V.Ya. On Conceptual Approaches to Creation of the Common Financial Market of EAEU Member States. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 1, pp. 5-18. https://doi.org/10.24891/fc. 24. 1.5

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant № 17-02-00347.

References

1. Zvonova E.A., Ershov M.V., Kuznetsov A.V. et al. Reformirovanie mirovoi finansovoi arkhitektury i rossiiskii finansovyi rynok [World financial architecture reformation and the Russian financial market]. Moscow, Rusains Publ., 2016, 430 p. URL: https://doi.org/10.15216/978-5-4365-0570-1

2. Zvonova E.A., Pishchik V.Ya. [Assessment of factors securing economic growth and financial stability in the EEU Member States]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2016, no. 18,

pp. 2-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZotsenka-faktorov-obespecheniya-

ekonomicheskogo-rosta-i-dostizheniya-finansovoy-stabilnosti-v-gosudarstvah-chlenah-evraziyskogo (In Russ.)

3. Navoi A.V. [On the role of banks in formation of trans-border capital flows]. Bankovskoe delo, 2012, no. 6, pp. 27-30. (In Russ.)

4. Guseva I.A., Kudinova M.M., Malyshev P.Yu. et al. Fondovye rynki stran SNG: sostoyanie I perspektivy integratsii: monografiya [Stock markets of CIS countries: status and prospects of integration: a monograph]. Moscow, Rusains Publ., 2015, 192 p.

URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/210916345

5. Pishchik V.Ya. [Building a capital markets union in the Euro Area: projection on the EAEU with the participation of Russia]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law, 2016, no. 2, pp. 60-66. URL: http://old.fa.ru/projects/enp/Documents^KOHOMMKa_Ha.ro™_npaBO-2_2016.pdf (In Russ.)

6. Pishchik V.Ya., Zvonova E.A. [Institutional aspects of monetary and financial regulation in the Eurasian Economic Union]. Vestnik Finansovogo universiteta, 2014, no. 6, pp. 92-100. (In Russ.)

7. Grishina O.A., Zvonova E.A. Regulirovanie mirovogo finansovogo rynka: teoriya, praktika, instrumenty: monografiya [Regulation of the world financial market: theory, practice, tools: a monograph]. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2007, 382 p.

8. Bagdasaryan A.M. [Analysis of key indicators of the regulated securities market in the Republic of Armenia]. Voprosy upravleniya = Management Issues, 2013, no. 4, pp. 89-94.

URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/04/14/ (In Russ.)

9. Pishchik V.Ya. [Trends in the development of the European economic and monetary Union]. Mezhdunarodnaya ekonomika = The World Economics, 2013, no. 2, pp. 28-35. (In Russ.)

10. De Grauwe P. Crisis in the Eurozone and How to Deal with It. CEPS Policy Brief, 2010, February 15, no. 204. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/Papers.cfm?abstract_id=1604453

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.