УГРОЗЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THREATS TO TRANSPORT SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 343.346.53
д.в. чЕлядинов,
кандидат технических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
Россия, Белгород) dmit.chelyadinow2013@yandex.ru
В.А. ПОЛЯКОВА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород)
DMITRIY V. CHELYADINOV,
Candidate of Technical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
VLADISLAVA A. POLYAKOVA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье авторы обращают внимание на некоторые аспекты функционирования объектов транспортной инфраструктуры. В настоящее время роль транспорта в экономическом плане огромна как для нашей страны, так и для всего мирового сообщества. Это повышает риск возникновения угроз безопасности транспортной инфраструктуры. С каждым годом появляются новые, все более сложные угрозы, с которыми необходимо справляться.
В статье анализируются различные современные угрозы транспортной безопасности. В настоящее время все большее количество систем и устройств транспортной инфраструктуры перешли на цифровую платформу, что делает их более уязвимыми для кибератак. Киберпреступники могут воспользоваться системами управления транспортными потоками, сетями связи или пассажирскими информационными системами для осуществления вредоносных действий.
Еще одной серьезной угрозой являются террористические акты. Транспортная инфраструктура, такая как аэропорты, железнодорожные станции, автобусные терминалы и метро представляют собой привлекательные цели для террористов. Взрывы, нападения или захваты транспортных объектов могут привести к серьезным последствиям и угрожать жизни многих людей. Также необходимо учитывать традиционные способы нападения на транспортные узлы и пути сообщения. Кроме того, высока вероятность совершения краж, грабежей и других форм преступных посягательств на объектах транспортной инфраструктуры.
В свете указанных угроз в статье предлагаются меры по совершенствованию законодательства и профилактических действий для предотвращения таких угроз транспортной инфраструктуре. Важно разработать строгие правила и нормативы для защиты цифровых систем транспорта от киберугроз, так как безопасность транспортной инфраструктуры требует постоянного внимания и улучшения мер по ее защите. Совместные усилия государства, транспортных организаций и общественности позволят обеспечить безопасность и надежную работу транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, транспортная безопасность, пути сообщения, транспортный узел, киберугрозы, традиционные способы нападения, угрозы террористического характера.
Для цитирования: Челядинов Д.В., Полякова В.А. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 4. - С. 68-72.
Abstract: in the article, the authors pay attention to some aspects of the functioning of transport infrastructure facilities. At present the role of transport in economic terms is huge both for our country and for the entire world community. This increases the risk of threats to the security of the transport infrastructure. Every year there are new, more complex threats that need to be dealt with.
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'23 ^^^^^^^^^^^^^^ 68
The article analyzes various modern threats to transport security. Currently, an increasing number of transport infrastructure systems and devices have switched to a digital platform which makes them more vulnerable to cyber attacks. Cybercriminals can use traffic management systems, communication networks or passenger information systems to carry out malicious actions.
Terrorist acts are another serious threat. Transport infrastructure such as airports, railway stations, bus terminals and subways are attractive targets for terrorists. Explosions, attacks or seizures of transport facilities can lead to serious consequences and threaten the lives of many people. It is also necessary to take into account the traditional methods of attacking transport hubs and communication routes. In addition, there is a high probability of theft, robbery and other forms of criminal encroachments on transport infrastructure facilities.
In the light of these threats, the article proposes measures to improve legislation and preventive actions to overcome such threats to the transport infrastructure. It is important to develop strict rules and regulations to protect digital transport systems from cyber threats, as the security of transport infrastructure requires constant attention and improvement of measures to protect it. The joint efforts of the state, transport organizations and the public will ensure the safety and reliable operation of the transport infrastructure.
Keywords: transport, transport infrastructure, transport security, communication routes, transport hub, cyber threats, traditional methods of attack, terrorist threats.
For citation: Chelyadinov D.V., Polyakova V.A. Threats to transport security of the Russian Federation // Problems of Law Enforcement Activity. - 2023. - № 4. - P. 68-72.
Термин «угроза» означает опасность, возможность причинения вреда. Угрозы могут присутствовать во всех сферах деятельности человека. В целях избегания различного рода угроз создаются специальные правила, позволяющие обеспечить безопасность. Например, инструкции по эксплуатации технических приборов позволяют предупредить неправильное обращение с прибором и, как следствие, - порчу устройства. Государство, обеспечивая безопасность своих граждан, также стремится своевременно выявлять и ликвидировать возможные угрозы. Достаточно уязвимой к угрозам является транспортная система Российской Федерации.
В настоящее время роль транспорта в экономической составляющей России, а также всего мирового сообщества очень велика. Это обуславливается количеством перевозок пассажиров, грузов, багажа. Ежедневно в Россию прибывают граждане из других государств с различными целями. Обеспечивается переправка грузов, что позволяет поддерживать стабильное экономическое положение страны. Современная ситуация, сложившаяся в мире, обусловила ряд факторов, по которым экономика Российской Федерации находится не в лучшем положении, поэтому огромное значение стал приобретать внутренний туризм. Исходя из этого, стоит констатировать, что транспорт - это важнейший элемент обеспечения благосостояния, поэтому транспортная инфраструктура и транспортные средства должны находиться на должном уровне, а государство обязано делать инвестиции в инновационные проекты, связанные с внедрением новых технологий в транспортную инфраструктуру страны.
Подобная востребованность означает, что государство должно обеспечивать функционирование транспортной системы.
Помимо перемещения населения, транспорт играет важнейшую роль в перевозке грузов, поддержании торговли не только внутригосударственного, но и межгосударственного характера.
Транспорт зачастую сравнивают с артерией государства, которая доставляет необходимые ресурсы во все сферы общества.
Без транспорта функционирование современного общества невозможно представить. Если буквально столетие назад транспорт был предметом роскоши, то теперь он - необходимость.
Востребованность транспорта порождает уязвимость его безопасности к различным угрозам. Определение транспортной безопасности содержится в положениях Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»: это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства1.
Однако при этом законодателем не упомянуты лица, задействованные в транспортном процессе, - пассажиры, персонал и другие. На наш взгляд, это является достаточно существенным недостатком, поскольку главным объектом выступают именно люди, а не сами транспортные средства. Нельзя согласиться с тем, что террористы в качестве цели выберут пустой самолет,
1 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
который не задействован в рейсе. Их целью будет являться причинение крупного ущерба в виде огромных людских потерь, поэтому существующее в данный момент определение транспортной безопасности является несостоятельным. В связи с этим можно предложить изложение данного положения в новой редакции, где будут учитываться люди как главные объекты актов незаконного вмешательства.
Для выявления угроз прежде всего необходимо выявить особенности, присущие современной транспортной системе.
Транспортная система по своей сущности отталкивается от географических и исторических факторов, которые ее характеризуют, а также имеет следующие особенности:
- неравномерное развитие и низкую плотность путей на территории России. Стоит отметить, что, например, к западу от Урала отмечается хорошая плотность путей, что образует конкуренцию между различными видами транспорта, а это благоприятно влияет на гибкость цепей доставки. Тогда как в Сибири и восточной части России наблюдается безальтернативное функционирование путей сообщения. В некоторых регионах отсутствует непрерывная связь с опорной транспортной сетью;
- глобальное ориентирование на столичный транспортный узел. Пути сообщения развиваются, ориентируясь на Москву. Это связано прежде всего с исторической особенностью развития централизованной экономики. В настоящее время Москва выступает как финансово-индустриальный центр, а также как основа потребительского рынка, что, в свою очередь, вызывает перегруз транспортного узла;
- качество транспортной инфраструктуры является низким [1]. Россия, исходя из рейтинга в мировом экономическом форуме, находится на тридцатом месте по качественному показателю железных дорог, на девяносто третьем месте по качественному показателю портовой инфраструктуры. Что касается воздушного транспорта, то дела здесь обстоят еще хуже: по рейтингу Россия находится на сто четвертом месте, а по качеству автодорог - на сто тридцать шестом месте;
- значимое влияние фактора сезонности. Эксплуатация части водных путей в зимнее время приостанавливается. Часть морских портов для функционирования требует работы ледоколов. Также из-за климатических условий в части регионов весной происходят половодья, что значительно затрудняет движение по автодорогам. Неблагоприятные факторы погодных условий нарушают стабильную работу транспортного комплекса;
- плохое развитие автотранспорта. Качество дорожного полотна низкое, даже несмотря на повышение инвестирования по ремонту дорог. Для их восстановления требуются годы и новые инновации [2].
Совместным приказом Министерства транспорта России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 5 марта 2010 года установлен перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
К таким угрозам относятся угрозы взрыва, захвата, размещения или попытки размещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства взрывных устройств (взрывчатых веществ), поражения опасными веществами, захвата критического элемента объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, блокирования и его хищения2.
Стоит отметить, что перечисленные угрозы имеют в большинстве своем террористический характер [3]. Иные же способы незаконного вмешательства законодатель никак не раскрывает, соответственно, и меры по нейтрализации таких угроз не разрабатываются. К иным способам незаконного вмешательства мы относим новые угрозы, обусловленные бурными темпами научно-технического прогресса, а также развитием преступного мира [4].
В частности, не уделяется должное внимание киберугрозам. Во-первых, такая угроза не содержится в перечне потенциальных угроз, приведенном выше. Также приказ Министерства транспорта России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» не называет потенциальную уязвимость информационных систем объектом оценки3. На наш взгляд, это является серьезным упущением, поскольку ущерб от ки-бератаки может превышать ущерб, причиненный традиционным способом нападения4.
2 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 Приказ Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4 Приказ Министерства транспорта России от 12 апреля
2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Например, кибератака, организованная в мае 2021 года на компанию Colonial Pipeline, поставляющую нефтепродукты для половины восточного побережья США, остановила ее работу на целую неделю. Причиненный ущерб оценивается в 50 млн долларов.
Если пару лет назад кибератаки организовывались раз в несколько лет, то в настоящее время каждый месяц организуется сразу несколько атак. Так, в 2022 году количество кибератак на Российскую Федерацию увеличилось на 80 %. Совершенно ясно, что беспрецедентную агрессию в информационном пространстве ни в коем случае нельзя игно-рировать5.
В частности, необходимо законодательно закрепить термин «киберугроза», а также внести его в перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.
Исходя из вышесказанного, мы можем найти сходство в перечисленных проблемах: все они начинаются с несовершенства законодательства. Дело в том, что обеспечение транспортной безопасности является деятельностью. Прежде чем начинать реализовывать любую деятельность, изначально необходимо урегулировать ее, т.е. создать правила.
В случае с государственной деятельностью разрабатывается соответствующая нормативная основа, на которую опираются субъекты, осуществляющие деятельность. Соответственно, если нормативная основа полна пробелов и коллизий, то большой эффективности в реализации деятельности на основании таких нормативных правовых актов добиться нельзя. Учитывая, что речь идет о транспортной безопасности, это является стратегически важным вопросом для государства.
В связи с этим несовершенство законодательства в рассматриваемой сфере мы можем отнести к числу угроз транспортной безопасности. На наш взгляд, данная проблема не менее серьезна, чем все вышеперечисленные, поскольку отсутствие законотворческой инициативы может привести к застою законодательного процесса, а это еще больше повышает уязвимость транспортного комплекса [5].
5 В МИДе заявили об увеличении кибератак на Российскую Федерацию на 80% в 2022 году [Электронный ресурс]. - URL: https://iz.ru/1447678/2022-12-28/v-mid-zaiavili-ob-uvelichenii-kiberatak-na-rf-na- 80-v-2022-godu
Решение указанной проблемы мы видим в активизации научной деятельности в указанном направлении. Кроме того, считаем необходимым привлекать к такой деятельности молодое поколение - обучающихся старших классов, а также студентов. Участие в законодательном процессе позволит сформировать правовое сознание, а также чувство гражданственности у молодежи, что особенно важно на современном этапе, характеризующемся осложнением политической обстановки.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что научно-технический прогресс позволил не только многократно автоматизировать транспортный процесс, но и явился катализатором появления новых угроз транспортной безопасности. Как показывает проведенный анализ законодательства, государственная политика в области обеспечения транспортной безопасности нацелена на борьбу с угрозами террористической направленности. Такая узкая направленность не исчерпывает противодействие современным актуальным угрозам, в частности кибератакам на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства6.
Для снижения рисков реализации новой угрозы необходимо осуществление законодательных реформ, направленных на закрепление киберу-грозы как потенциальной угрозы совершения актов незаконного вмешательства, а также принятие на этой основе профилактических мер [6].
Кроме того, законодательная деятельность должна быть направлена на совершенство основных нормативных актов, которые регламентируют обеспечение транспортной безопасности в нашем государстве. В частности, считаем необходимым внести изменения в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в определение понятия транспортной безопасности.
Однако указанный нормативный акт не является единственным нуждающимся в особом внимании. Считаем целесообразным пересмотреть все нормативные акты, касающиеся транспортной безопасности, обновив их положения с упором на современные угрозы.
Также считаем необходимым привлечение молодого поколения к законодательному процессу.
6 Информационная безопасность в логистике и на транспорте [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tadviser.ru/ index.php/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1 %82%D0%B8
Литература
1. Глухов Н.И., Протопопов В.А. Актуальные проблемы оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры // Вестник Бурятского университета. - 2012. - № 2. - С. 278.
2. Протопопов В.А. Две трактовки многокритериальной оценки уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры // Моделирование. - 2021. - № 3. - С. 55-59.
3. Терроризм и безопасность на транспорте: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. - Москва: Юриспруденция, 2022. - 299 с.
4. Протопопов В.А. Оценка уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: формализованный подход // Современные технологии. - 2021. - № 1. - С. 38-40.
5. Цыгичко В.Н., Черешкин Д.С. Безопасность критически важных объектов транспортного комплекса. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 224 c.
6. Рябчинский А.И., Гудков В.А., Кравченко Е.А. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 c.
7. Корякин В.М. Некоторые вопросы возмещение вреда, причиненного актом незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса / Современные финансовые и финансово-правовые проблемы на транспорте: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Москва: Московский институт государственного управления и права, 2019. - С. 83-90.
8. Сергеева Д.Д., Съемщиков С.Е. Антитеррористическая безопасность вокзального комплекса станции Иркутск-Пассажирский / Безопасность транспорта и сложных технических систем глазами молодежи: сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. - Иркутск: Иркутский государственный университет путей сообщения, 2018. С. 186-190.
9. Головина А.А., Некрасова Е.А. Некоторые проблемные аспекты обеспечения транспортной безопасности // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. - 2023. - № 3 (44). - С. 118-121.
10. Живов А.В. К вопросу о мерах юридической ответственности за нарушения транспортной безопасности / Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: ООО «Агентство международных исследований», 2019. С. 254-258.
11. Глухов Н.И., Протопопов В.А. Актуальные проблемы уязвимости объектов транспортной инфраструктуры // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 278-283.
References =
1. Gluhov N.I., Protopopov V.A. Aktual'nye problemy ocenki uyazvimosti ob»ektov transportnoj infrastruktury // Vestnik Buryatskogo universiteta. - 2012. - № 2. - S. 278.
2. Protopopov V.A. Dve traktovki mnogokriterial'noj ocenki urovnya uyazvimosti ob»ektov transportnoj infrastruktury // Modelirovanie. - 2021. - № 3. - S. 55-59.
3. Terrorizm i bezopasnost' na transporte: sbornik materialov X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Moskva: YUrisprudenciya, 2022. - 299 s.
4. Protopopov V.A. Ocenka urovnya uyazvimosti ob»ektov transportnoj infrastruktury: formalizovannyj podhod // Sovremennye tekhnologii. - 2021. - № 1. - S. 38-40.
5. Cygichko V.N., CHereshkin D.S. Bezopasnost' kriticheski vazhnyh ob»ektov transportnogo kompleksa. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 224 c.
6. Ryabchinskij A.I., Gudkov V.A., Kravchenko E.A. Organizaciya perevozochnyh uslug i bezopasnost' transportnogo processa: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. - Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013. - 256 c.
7. Koryakin V.M. Nekotorye voprosy vozmeshchenie vreda, prichinennogo aktom nezakonnogo vmeshatel'stva v funkcionirovanie transportnogo kompleksa / Sovremennye finansovye i finansovo-pravovye problemy na transporte: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva: Moskovskij institut gosudarstvennogo upravleniya i prava, 2019. - S. 83-90.
8. Sergeeva D.D., S»emshchikov S.E. Antiterroristicheskaya bezopasnost' vokzal'nogo kompleksa stancii Irkutsk-Passazhirskij / Bezopasnost' transporta i slozhnyh tekhnicheskih sistem glazami molodezhi: sbornik materialov Vserossijskoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, 2018. S. 186-190.
9. Golovina A.A., Nekrasova E.A. Nekotorye problemnye aspekty obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta imeni admirala F.F. Ushakova. - 2023. - № 3 (44). - S. 118-121.
10. Zhivov A.V. K voprosu o merah yuridicheskoj otvetstvennosti za narusheniya transportnoj bezopasnosti / Vnedrenie rezul'tatov innovacionnyh razrabotok: problemy i perspektivy: sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ekaterinburg: OOO «Agentstvo mezhdunarodnyh issledovanij», 2019. S. 254-258.
11. GluhovN.I., Protopopov V.A. Aktual'nye problemy uyazvimosti ob»ektov transportnoj infrastruktury // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 2. - S. 278-283.
(статья сдана в редакцию 20.11.2023)