Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / УГРОЗЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АКТЫ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рязанов Никита Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы обеспечения транспортной безопасности, в том числе уголовноправовыми мерами. Анализируется законодательство в области транспортной безопасности, изучаются отдельные проблемные вопросы нормативного регулирования в изучаемой сфере. Проводится классификация подходов к определению транспортной безопасности, раскрывается содержание данных подходов. На основе анализа действующего законодательства, с учетом теоретических представлений, касающихся обеспечения уголовно-правовыми мерами транспортной безопасности, сформулирована ее авторская дефиниция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEFINING TRANSPORT SECURITY AS AN OBJECT OF CRIMINAL LEGAL PROTECTION

The article deals with the issues of ensuring transport security, including criminal law measures. The legislation in the field of transport security is analyzed, some problematic issues of regulatory regulation in the studied area are studied. The classification of approaches to the definition of transport security is carried out, the content of these approaches is disclosed. Based on the analysis of the current legislation, taking into account theoretical ideas concerning the provision of criminal law measures of transport security, its author's definition is formulated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_133 УДК 343.2/7.

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ON THE ISSUE OF DEFINING TRANSPORT SECURITY AS AN OBJECT OF CRIMINAL LEGAL PROTECTION

РЯЗАНОВ Никита Сергеевич,

прокуратура Архангельской области,

помощник прокурора Архангельской области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. 163000, Россия, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Первомайская, 6. E-mail: rns87@yandex.ru;

Ryazanov Nickita S.,

Prosecutor's Office of the Arkhangelsk Region,

Assistant Prosecutor of the Arkhangelsk Region for Supervision of the Legality of the Execution of Criminal Penalties. 163000, Arkhangelsk Region, Novodvinsk, 6. E-mail: rns87@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения транспортной безопасности, в том числе уголовно-правовыми мерами. Анализируется законодательство в области транспортной безопасности, изучаются отдельные проблемные вопросы нормативного регулирования в изучаемой сфере. Проводится классификация подходов к определению транспортной безопасности, раскрывается содержание данных подходов. На основе анализа действующего законодательства, с учетом теоретических представлений, касающихся обеспечения уголовно-правовыми мерами транспортной безопасности, сформулирована ее авторская дефиниция.

Abstract. The article deals with the issues of ensuring transport security, including criminal law measures. The legislation in the field of transport security is analyzed, some problematic issues of regulatory regulation in the studied area are studied. The classification of approaches to the definition of transport security is carried out, the content of these approaches is disclosed. Based on the analysis of the current legislation, taking into account theoretical ideas concerning the provision of criminal law measures of transport security, its author's definition is formulated.

Ключевые слова: транспортная безопасность, уголовная ответственность, транспортный комплекс, угрозы транспортной безопасности, акты незаконного вмешательства.

Keywords: transport security, criminal liability, transport complex, threats to transport security, acts of unlawful interference.

Дата направления статьи в редакцию: 17.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

На основании Федерального закона от 27.07.2010 № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности»[1]1 в Уголовный кодекс РФ[2]2 включена ст. 2631 «Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Криминализация указанного деяния обоснована, поскольку они, хотя и не имеют широкого распространения, но приводят к серьезным авариям на транспорте, гибели людей, причинению существенного ущерба имуществу и окружающей среде.

Однако содержание ст. 2631 УК РФ вызвало немало нареканий среди представителей юридической науки и практики. Большая часть критических замечаний связана с бланкетным характером диспозиции указанной нормы и несоответствием всех признаков предусмотренного ею криминального деяния Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ, Федеральный закон «О транспортной безопасности»)[3]3, содержание которого также не отличается безупречностью юридической техники.

Федеральным законом «О транспортной безопасности» транспортная безопасность определяется, как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. То есть, речь здесь идет об охране транспорта от угроз внешнего несанкционированного воздействия, в основном изобличенного в деяния террористического характера.

Отсутствие единообразного понимания транспортной безопасности стало предпосылкой появления дискуссий относительно содержательного наполнения данного термина.

Изучив имеющиеся точки зрения относительно интерпретации транспортной безопасности, можно сделать вывод о том, что в правовой доктрине сложились разные подходы к ее определению. В зависимости от содержания транспортная безопасность раскрывается как:

1) совокупность иных видов безопасности;

2) отсутствие опасности;

3) защищенность транспорта от внутренних угроз, возникающих при движении и эксплуатации транспорта, и внешних - актов незаконного вмешательства;

4) защищенность от преступных посягательств;

5) состояние защищенности различных объектов при осуществлении транспортной деятельности.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных подходов.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 31. - Ст. 4164.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 837.

1) Транспортная безопасность как совокупность иных видов безопасности.

По мнению К.Г. Макренковой, «транспортная безопасность» включает в себя различные виды безопасности: национальную, военную, экономическую, политическую, перевозок, эксплуатации транспорта и др.[4, с. 20-22]

Безусловно, транспортная безопасность понятие комплексное, она призвана охранять различные виды возникающих при функционировании транспорта отношений. Тем не менее, определение ее содержания исключительно путем перечисления составляющих компонентов, представляется спорным. Во-первых, исходя из документов стратегического характера, транспортная безопасность является частью национальной безопасности, а не наоборот. Во-вторых, автором не учтены иные виды безопасности (к примеру - экологическая безопасность, безопасность движения и др.), да и предлагать их исчерпывающий перечень вряд ли целесообразно.

В этой части С.Н. Дмитриев справедливо отмечает, что «провозглашенная система безопасности на транспорте никак не может быть сведена лишь к некой сумме ее разновидностей (транспортной, эксплуатационной, экологической, антитеррористической и др.), а также к определенной совокупности мероприятий организационно-технического порядка»[5, с. 262].

2) Транспортная безопасность как отсутствие опасности.

С.В. Проценко считает, что «безопасность транспорта - это такое его состояние, при котором исключается опасность причинения вреда в процессе движения или эксплуатации поездов, судов, воздушных кораблей и т.д. кому-либо или чему-либо. Это обеспечивается соответствующим поведением людей при использовании транспортных средств»[6, с. 23].

В полной мере согласиться с предложенной точкой зрения нельзя, так как транспорт сам по себе является источником повышенной опасности, в связи с чем полностью исключить угрозы при его эксплуатации невозможно.

3) Транспортная безопасность как защищенность транспорта от внутренних угроз, возникающих при движении и эксплуатации транспорта, и внешних - актов незаконного вмешательства.

К примеру, С.М. Зырянов и В.И. Кузнецов, используют в качестве ключевой категорию «безопасность на транспорте», в которую закладывают техническую безопасность транспорта, безопасность его движения и эксплуатации, а также транспортную безопасность (защищенность от внешнего воздействия)[7, с. 9-10]. Схожую позицию занимает и Б.Н. Дудышкин, закладывающий в содержание безопасности на транспорте защиту эксплуатации транспорта и защиту от актов незаконного вмешательства[8, с. 28].

Н.И. Пикуров трактует транспортную безопасность с точки зрения защищенности транспортного комплекса от внешнего воздействия (ст. 2631 УК РФ) и причинения вреда вследствие сбоя в системе управления движением и эксплуатацией транспорта (ст. 263, 264, 268 УК РФ и др.)[9, с. 56-62].

Отмечая целесообразность обеспечения защищенности транспортного комплекса от любых видов угроз, следует констатировать, что действующее законодательство о транспортной безопасности предусматривает нормы о защите всего транспортного комплекса только от внешних посягательств.

Безопасность движения и эксплуатации транспорта, в свою очередь, обеспечивает защиту от внутренних угроз технического и технологического характера, порождаемых внутри функционирования отдельных видов транспорта (железнодорожный, водный, воздушный и т.д.).

Уголовный закон также разграничивает деяния в области безопасности движения и эксплуатации транспорта и транспортной безопасности, предусматривая за них ответственность в разных статьях. Дополнительно следует отметить, что транспортная безопасность должна обеспечивать и защищенность транспортного комплекса от угроз чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера[10, с. 1722].

Противоположной точки зрения придерживается М.М. Колчин[11, с. 25]. Приводя в своем диссертационном исследовании его мнение, В.Г. Саркисова, констатирует, что категория «транспортная безопасность» не должна включать в себя то, что не связано с деяниями людей. Вместе с тем транспортная безопасность должна быть ориентирована на охрану транспортного комплекса от разнообразных угроз, в том числе техногенного и природного характера [12, с. 35]. Однако деятельность лиц, не принявших должных мер по их предупреждению, предотвращению и ликвидации, пока находится вне уголовно-правового запрета.

Обоснованность выделения М.М. Колчиным «техногенных угроз, как не зависящих от воли людей», также вызывает сомнение, так как очевидно, что как раз эти угрозы зачастую являются результатом человеческой деятельности.

4) Транспортная безопасность как защищенность от преступных посягательств.

Определяя транспортную безопасность, как защищенность транспортного комплекса от преступных посягательств, Н.Ю. Скубак и М.Е. Норсеев[13, с. 63] не уточняют содержание соответствующих криминальных посягательств, что, на наш взгляд, требует уточнения. Безусловно, транспортная безопасность предполагает всестороннюю защищенность транспортного комплекса от разносторонних угроз. Тем не менее, она по своей природе не призвана обеспечивать защиту от любых форм криминальных деликтов, пусть даже и совершенных на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В противном случае ее границы необоснованно расширятся, и угрозами транспортной безопасности, возможно, будет признавать любые «общеуголовные» деяния, в том числе, хищения имущества у пассажиров, оскорбление сотрудника транспортной полиции и т.д.

Широко определяя содержание угроз в области транспортной безопасности А.В. Максименко и С.А. Черняков, относят к ним и половые посягательства[14, с. 77], что, на наш взгляд, является спорным, так как соответствующие криминальные деяния причиняют вред исключительно личности. К числу посягательств в области транспортной безопасности относится только те, которые образуют только акты незаконного вмешательства в нормальное функционирование транспортного комплекса.

Схожие суждения высказывает и Д.В. Ирошников, справедливо отмечая, что безопасность личности на транспорте и транспортная безопасность выступают различными видами национальной безопасности. При этом безопасность личности можно выделить в любом виде безопасности [15, с. 22].

5) Транспортная безопасность как состояние защищенности различных объектов при осуществлении транспортной деятельности.

Актуальное, на наш взгляд, определение предложено А.И. Чучаевым: «Под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций»[16].

С этим объективным заключением трудно не согласиться, ведь повышенная социально-экономическая значимость транспортного комплекса, наличие новых вызовов национальной безопасности определяют потребность в обеспечении состояния защищенности от актов незаконного вмешательства различных объектов, вовлеченных в транспортную деятельность. Очевидно, что охраной лишь транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, как то указано в Федеральном законе «О транспортной безопасности», здесь нельзя ограничиваться, в противном случае жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, экологии, а также экономическая безопасность при транспортной деятельности остаются за пределами уголовно-правовой охраны.

Вероятно, в связи с этим в принятом Постановлением пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31.10.2007 № 29-9 Модельном законе «О безопасности на транспорте», (далее - Модельный закон СНГ «О безопасности на транспорте») в качестве объектов защиты определяется устойчивость функционирования транспорта, национальные интересы в этой сфере, жизнь и здоровье человека, имущество, экологию, экономическую деятельность [17, с. 200-216].

Следует отметить, что Перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом от 05.03.2010 Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 [18] (далее - Перечень потенциальных угроз), в котором в качестве таких угроз перечислены противоправные посягательства террористической направленности (за исключением хищения элементов объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств)[19, с. 3-7]. Иные внешние посягательства на транспортный комплекс (например, киберугрозы, проезд с внешней стороны транспортного средства в непредназначенных для этого местах, экономические угрозы, несанкционированный доступ к системам автопилотирования транспорта) отсутствуют в данном Перечне, что вызывает вопрос относительно полноты нормативного определения транспортной безопасности[20, с. 222-230].

Анализ приведенных мнений и законодательных положений о транспортной безопасности позволяет сделать вывод, что легальное определение транспортной безопасности (Федеральный закон «О транспортной безопасности»), охватывающее только транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры не может быть положено в основу соответствующей уголовно-правовой дефиниции, так как не охватывает другие объекты, которым причиняется вред или создается угроза причинения вреда (жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, безопасность окружающей среды, экономическая безопасность при транспортной деятельности).

Учитывая изложенное, транспортную безопасность в качестве объекта уголовно-правовой защиты предлагается определять как состояние защищенности транспортного комплекса от любых угроз совершения актов незаконного вмешательства, обеспечивающее нормальное функционирование транспорта, предотвращение и (или) минимизацию вреда здоровью и (или) жизни людей, ущерба имуществу, окружающей среде и экономической деятельности при осуществлении перевозок.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 31. - Ст. 4164.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 7.

- Ст. 837.

4. Макренкова К. Г. Обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта Управлением на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу // Транспортное право. - 2015. - № 4. - С. 20-22.

5. Дмитриев С. Н. Новации в правовом регулировании транспортной безопасности // Общество и право. - 2014. - № 2(48). - С. 262.

6. Проценко С. В. Предмет и объект уголовно-правовой охраны в составе транспортного преступления // Российский следователь. - 2010. - № 14. - С. 23.

7. Зырянов С. М., Кузнецов В. И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. - 2012. - № 12. - С. 9-10.

8. Дудышкин Б. Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. - 2008. № 4. - С. 28.

9. Пикуров Н. И. Новое в уголовно-правовой охране транспортной безопасности // Уголовное право. - 2014. - № 3. - С. 56-62.

10. Рязанов Н. С. Транспортная безопасность в системе видов безопасности // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых: сборник материалов конференцию. - Архангельск: САФУ, 2017. - С. 1722.

11. Колчин М. М. Уголовно-правовое обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - С. 25.

12. Саркисова В. Г. Уголовно-правовое обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2014. -

С. 35.

13. Скубак Н. Ю., Норсеева М. Е. Проблемы нормативно-правовой базы в области транспортной безопасности и пути их решения // Технологии гражданской безопасности. - 2012. - № 4. - Т. 9. - С. 63.

14. Ирошников Д.В. Теоретические проблемы легального определения транспортной безопасности и смежных с ней категорий // Вопросы безопасности. -2020. - № 1. - С. 22.

15. Ирошников Д.В. Теоретические проблемы легального определения транспортной безопасности и смежных с ней категорий // Вопросы безопасности. -2020. - № 1. - С. 22.

16. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. А.И. Чучаева. - М.: Проспект, 2019. - 328 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://be5.biz/pravo/u032/13.html. (дата обращения: 01.11.2020).

17. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31 октября 2007 г. № 29-9 «О модельном законе «О безопасности на транспорте» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. - 2007. - № 41. - С. 200-216.

18. Приказ Минтранса России, ФСБ России №, МВД России от 05 марта 2010 г. № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Российская газета - 2010. - 14 апреля.

19. Дмитриев С. Н. // Новации в законодательстве о транспортной безопасности // Транспортное право. - 2014. - № 4. - С. 3-7.

20. Рязанов Н. С. Отдельные проблемные аспекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности // Государственно-правовой статус прокуратуры: материалы Международной научно-практической конференции (14 декабря 2016 г.). - Тамбов, 2017. - С. 222-230.

References (transliterated):

1. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2010 g. № 195-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s obespecheniem transportnoj bezopasnosti» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2010. - № 31. - St. 4164.

2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1996. - № 25. - St. 2954.

3. Federal'nyj zakon ot 09 fevralya 2007 g. № 16-FZ «O transportnoj bezopasnosti» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2007. - № 7. - St. 837.

4. Makrenkova K. G. Obespechenie obshchestvennoj bezopasnosti na ob"ektah transporta Upravleniem na transporte MVD Rossii po Central'nomu federal'nomu okru-gu // Transportnoe pravo. - 2015. - № 4. - S. 20-22.

5. Dmitriev S. N. Novacii v pravovom regulirovanii transportnoj bezopasnosti // Obshchestvo i pravo. - 2014. - № 2(48). - S. 262.

6. Procenko S. V. Predmet i ob"ekt ugolovno-pravovoj ohrany v sostave transportnogo prestupleniya // Rossijskij sledovatel'. - 2010. - № 14. - S. 23.

7. Zyryanov S. M., Kuznecov V. I. Transportnaya bezopasnost i sistema sub"ektov ee obespecheniya // ZHurnal rossijskogo prava. - 2012. - № 12. - S. 9-10.

8. Dudyshkin B. N. Pravovye voprosy obespecheniya bezopasnosti na transporte // Transportnoe pravo. - 2008. № 4. - S. 28.

9. Pikurov N. I. Novoe v ugolovno-pravovoj ohrane transportnoj bezopasnosti // Ugolovnoe pravo. - 2014. - № 3. - S. 56-62.

10. Ryazanov N. S. Transportnaya bezopasnost' v sisteme vidov bezopasnosti // Lomonosovskie nauchnye chteniya studentov, aspirantov i molodyh uchenyh: sbornik materialov konferenciyu. - Arhangel'sk: SAFU, 2017. - S. 1722.

11. Kolchin M. M. Ugolovno-pravovoe obespechenie bezopasnosti dvizheniya i ekspluatacii zheleznodorozhnogo transporta: Dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2008. - S.

25.

12. Sarkisova V. G. Ugolovno-pravovoe obespechenie bezopasnosti ob"ektov transportnoj infrastruktury: Dis. ... kand. yurid. nauk. - Stavropol', 2014. - S. 35.

13. Skubak N. YU., Norseeva M. E. Problemy normativno-pravovoj bazy v oblasti transportnoj bezopasnosti i puti ih resheniya // Tekhnologii grazhdanskoj bezopasnosti. - 2012. - № 4. - T. 9. - S. 63.

14. Iroshnikov D.V. Teoreticheskie problemy legal'nogo opredeleniya transportnoj bezopasnosti i smezhnyh s nej kategorij // Voprosy bezopasnosti. - 2020. - № 1. - S.

22.

15. Iroshnikov D.V. Teoreticheskie problemy legal'nogo opredeleniya transportnoj bezopasnosti i smezhnyh s nej kategorij // Voprosy bezopasnosti. - 2020. - № 1. - S.

22.

16. Ugolovnoe pravo. Osobennaya chast' / Pod red. A.I. CHuchaeva. - M.: Prospekt, 2019. - 328 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://be5.biz/pravo/u032/13.html. (data obrashcheniya: 01.11.2020).

17. Postanovlenie Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG ot 31 oktyabrya 2007 g. № 29-9 «O model'nom zakone «O bezopasnosti na transporte» // Informacionnyj byulleten' Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. - 2007. - № 41. - S. 200-216.

18. Prikaz Mintransa Rossii, FSB Rossii №, MVD Rossii ot 05 marta 2010 g. № 52/112/134 «Ob utverzhdenii Perechnya potencial'nyh ugroz soversheniya aktov neza-konnogo vmeshatel'stva v deyatel'nost' ob"ektov transportnoj infrastruktury i transportnyh sredstv» // Rossijskaya gazeta - 2010. - 14 aprelya.

19. Dmitriev S. N. // Novacii v zakonodatel'stve o transportnoj bezopasnosti // Transportnoe pravo. - 2014. - № 4. - S. 3-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ryazanov N. S. Otdel'nye problemnye aspekty prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva o transportnoj bezopasnosti // Gosudarstvenno-pravovoj status prokuratury: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (14 dekabrya 2016 g.). - Tambov, 2017. - S. 222-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.