Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОНЯТИЕ «ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисов Андрей Викторович

На основе анализа научных источников, посвященных проблемам транспортной безопасности, и действующего законодательства рассматривается транспортная безопасность как объект криминологического исследования, и раскрывается ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Проводится анализ правового закрепления дефиниции «транспортная безопасность» в законодательстве Российской Федерации, раскрываются позиции российских ученых по вопросу содержания понятия «транспортная безопасность», предлагается авторская редакция понятия «транспортная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT SECURITY AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Based on the analysis of scientific sources devoted to the problems of transport security and current legislation, transport security is considered as an object of criminological research and its place in the national security system of the Russian Federation is revealed. The legal consolidation of the definition of «transport security» in the legislation of the Russian Federation is being analyzed, the positions of Russian scientists on the content of the concept of «transport security» are being revealed, and the author’s version of the concept of «transport security» is being suggested.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 343.9.01

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-14-24 NIION: 2015-0066-1/23-589 MOSURED: 77/27-011-2023-01-788

Транспортная безопасность как объект криминологического исследования в системе национальной безопасности Российской Федерации

Андрей Викторович Борисов

Российский университет транспорта, Москва, Россия, av-borisov@mail.ru

Аннотация. На основе анализа научных источников, посвященных проблемам транспортной безопасности, и действующего законодательства рассматривается транспортная безопасность как объект криминологического исследования, и раскрывается ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Проводится анализ правового закрепления дефиниции «транспортная безопасность» в законодательстве Российской Федерации, раскрываются позиции российских ученых по вопросу содержания понятия «транспортная безопасность», предлагается авторская редакция понятия «транспортная безопасность».

Ключевые слова: транспортная безопасность, понятие «транспортной безопасности», национальная безопасность

Для цитирования: Борисов А. В. Транспортная безопасность как объект криминологического исследования в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 14-24. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-14-24.

Original article

Transport security as an object of criminological research in the national security system of the Russian Federation

Andrei V. Borisov

Russian University of Transport, Moscow, Russia, av-borisov@mail.ru

Abstract. Based on the analysis of scientific sources devoted to the problems of transport security and current legislation, transport security is considered as an object of criminological research and its place in the national security system of the Russian Federation is revealed. The legal consolidation of the definition of «transport security» in the legislation of the Russian Federation is being analyzed, the positions of Russian scientists on the content of the concept of «transport security» are being revealed, and the author's version of the concept of «transport security» is being suggested.

Keywords: transport security, concept of «transport security», national security

For citation: Borisov A. V. Transport security as an object of criminological research in the national security system of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(1):14-24. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-14-24.

Масштабы территории Российской Федерации обусловливают существенное значение всех видов транспорта. Транспорт России - это глобальная системообразующая отрасль, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры, которая играет одну из ключевых функций в процессе социально-экономического развития нашей страны, обеспечения обороноспособности Российской Федерации, так как обуславливает подвижность Вооруженных Сил Российской Федерации; в обеспечении безопасности объектов транспортной инфраструктуры от противоправных посягательств, создающих угрозы безопасной деятельно© Борисов А. В., 2023

сти транспортного комплекса; в создании необходимых условий для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Современный транспортный комплекс, объединяя все районы страны, является необходимым условием ее территориальной целостности, составляет огромную часть мировой экономики, развивается с учетом глобальных общемировых стратегических тенденций. В то же время, привлекает внимание криминальных структур и представляет собой источник повышенной опасности. Особенно уязвим к угрозам террористического, технического, информационного, экологического и иного ха-

рактера [8]. В настоящее время снизить уровень транспортной безопасности может и пандемия коронави-русной инфекции, которая порождает широкий спектр криминальных угроз [7].

В этой связи существенное значение имеет повышение эффективности обеспечения транспортной безопасности.

Сам термин «транспортная безопасность» стал применяться сравнительно недавно [36], однако сразу привлек к себе внимание исследователей. Объектом дискуссий стали дефиниции транспортной безопасности, ее сущность, содержание, система и виды, научное и практическое значение, проблемы, которые могут возникнуть при создании системы транспортной безопасности. По мнению исследователей, термин «транспортная безопасность» имеет собирательное значение, поэтому при нормативно-правовом регулировании необходим междисциплинарный подход [например, 24; 28; 46, с. 3-20; 11; 23; 27 и др.].

Еще больший интерес к данному понятию проявился после его легального определения в Федеральном законе от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ, согласно которому транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10) [54].

Подобное определение содержится и в современной Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года [41].

В соответствии с п. 1 указанного закона под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

К сожалению, принятый закон не поставил точку в научных спорах, а, наоборот, по справедливому замечанию Ю. В. Степаненко, стал «возмутителем спокойствия», на том основании, что законодатель не раскрыл сущность и содержание введенного в нормативный оборот абстрактного собирательного термина «транспортная безопасность». «Законодательная дефиниция... должна быть безукоризненной, не оставлять места для интерпретационных рисков, чего явно не получилось в случае с понятием «транспортная безопасность» [45].

На наш взгляд, легальная дефиниция отличается излишней лаконичностью, поскольку внимание уделено только состоянию защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Наряду с этим ничего не говорится о защищенности субъектов транспортной инфраструктуры и лицах, находящихся на территории объектов транспортной инфраструктуры - технологического комплекса, включающего в себя в соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции; объекты

инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации [38]; тоннели, эстакады, мосты; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины); аэродромы и аэропорты; определяемые Правительством Российской Федерации [37] участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение; здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта [40], определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Сформулированная законодателем дефиниция влечет сложности правоприменения норм уголовного и административного законодательства (ст. 11.15.1 КоАП РФ), ограничивает их возможности. Например, по единодушному мнению исследователей, ст. 2631 УК РФ («Нарушение требований в области транспортной безопасности») предназначена для регулирования уголовной ответственности за нарушение требований Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ и предусматривает уголовную ответственность за два вида преступных деяний (неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности; неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности), имеет бланкетные признаки, которые должны раскрываться при помощи норм транспортного законода-

тельства. Однако легальное определение транспортной безопасности применительно к сфере уголовно-правовых отношений трактуется ограниченно - всего лишь как защищенность от актов незаконного вмешательства, что, по мнению специалистов в области уголовного права, предполагает только деяния с умышленной формой вины. Следовательно, неосторожные деяния под это понятие не подпадают [например, 32; 33; 58 и др.].

С позиции формальной логики, базовый Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ должен системно объединить понятия всех видов транспортной безопасности, однако они отсутствуют. Не приведен даже минимальный перечень основных видов транспортной безопасности. Упоминается только авиационная безопасность. Сложившаяся ситуация дает основание полагать, что понятие «транспортная безопасность» в контексте указанного закона не является родовым для понятий видов транспортной безопасности.

По мнению исследователей, одной из существенных причин несовершенства легального определения является сложность построения юридической конструкции термина «транспортная безопасность», включающего две самостоятельные категории - «транспорт» и «безопасность» [например, 17; 43], каждая из которых имеет комплексный характер.

Бесспорно, транспорт выполнит свое предназначение только при условии, если надлежащим образом будет обеспечена транспортная безопасность. Именно безопасность является фактором, обусловливающим жизнедеятельность, существование и функционирование всех объектов транспортной инфраструктуры.

Первое упоминание термина «безопасность» зафиксировано в словаре английского ученого-философа Роберта Гроссетеста и относится к 1190 году. В период с XII по XVI вв. он означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако с начала XVII столетия безопасность стали понимать в более широком значении, т. е. как необходимость обеспечения общего благосостояния и безопасности не только личности, но и общества и государства в целом [60, с. 13-14].

В настоящее время этот термин активно применяется в различных областях знания, в том числе уголовно-правовой и криминологической, а также различных сферах общественной жизни. Кроме того, безопасность -это родовое понятие по отношению к транспортной безопасности и национальной безопасности.

В русском языке слово «безопасность» образовано по принципу антиномии, то есть за счет простой приставки префикса (к слову «опасность» была добавлена приставка «без-»). Из этого следует, что в этимологическом отношении слово «безопасность» в целом сводится к значению «отсутствие опасности», «жизнь, деятельность без опасности» [22].

В словаре В. И. Даля под безопасностью понимается «отсутствие опасности, сохранность, надежность; безопасный - значит не угрожающий, не могущий при-

чинить зла или вреда, безвредный, сохранный, верный, надежный» [13]. По мнению Д. Н. Ушакова безопасность означает не только «отсутствие опасности», но и «предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность» [53]. С. И. Ожегов определяет безопасность как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь» [31].

Современные научные точки зрения о сущности и содержании термина «безопасность» отличаются большим разнообразием. В частности, под безопасностью понимают:

аксиологическую категорию, согласно которой безопасность любого субъекта - это защищенность материальных и духовных ценностей субъекта от небезразличного для него ущерба [4; 5; 34; 35];

правовую категорию, неотъемлемый и обязательный элемент права и одна из сторон его сущности [18];

совокупность мер, принимаемых для обеспечения состояния защищенности [15, с. 56];

состояние объекта (системы), взаимозависимость совокупности условий, обеспечивающих его защищенность, сохранение, функционирование и развитие [42].

Итоги проведенного исследования научных работ, посвященных вопросам определения понятия «безопасность», позволяют говорить о том, что в настоящее время существует две основные группы дефиниций. Первая, включает охранительные определения, в которых безопасность рассматривается как состояние защищенности от разных видов угроз. Вторая содержит охранительно-предупредительные дефиниции, определяющие безопасность как совокупность мер или условий, направленных на противодействие угрозам.

Исходной правовой основой безопасности считается сформулированное законодателем в Законе РФ от 05 марта 1992 г. № 2446-1 определение, согласно которому «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (статья 1) [16].

В действующем Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» исследуемое понятие не раскрывается, но определяется через предмет регулирования (статья 1), основные принципы обеспечения безопасности (статья 2), содержание деятельности по обеспечению безопасности (статья 3) [57].

Проблемы, связанные с понятием безопасности, решаются с помощью соответствующих нормативных правовых актов. Например, в транспортной сфере применительно к видам транспортной безопасности в Воздушном кодексе Российской Федерации авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (пункт 1 статьи 83) [10]. Подобная, в то же время, несколько развернутая трактовка этого термина содержится в Модельном законе о безопасности на воздушном транспорте, где «авиационная безопасность - состояние защищенности транспорта от актов незаконного вмешательства в деятельность, связан-

ную с функционированием воздушного транспорта» (статья 2) [29].

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» (статья 2) [56], в Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определяется как «состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц» (статья 2) [55].

Таким образом, категория «безопасность» не абсолютна, а относительна и приобретает смысловое значение в связи с конкретными объектами или сферой жизнедеятельности [12].

Результаты проведенного исследования понятия безопасности позволяют констатировать, что абсолютному большинству дефиниций свойственна общая составляющая - состояние защищенности. Однако именно это словосочетание наиболее часто критикуется. По мнению исследователей, термин «состояние» означает «быть», «находиться», а также отражает статичную данность. То есть речь идет о пассивности государства, лишь его наблюдении за состоянием защищенности, а не активных действиях, связанных с применением надлежащих мер. Кроме того, этот термин относят к числу качественных и количественных, абстрактных и субъективных, оценочных категорий. Установить совокупность параметров, определяющих состояние защищенности, их допустимые пределы и значения - это одна из сложных проблем [например, 3; 9; 6, с. 153, 154; 2; 26 и др.], которая до настоящего времени не решена.

Критике подвергнут и термин «защищенность». В научной литературе отмечается, что использование данного термина позволяет говорить только о сохранении существующего положения [6, с. 153, 154]. Определение безопасности через этот термин охватывает не все опасные состояния. По этой причине понятие «безопасность» следует рассматривать как охранительное, поскольку безопасность как состояние защищенности предполагает наличие угроз и противодействие им, но если таковых нет, то и сама проблема безопасности отсутствует [49, с. 48; 47, с. 11-13; 15, с. 57].

Аккумулируя обозначенные позиции М. А. Ефремова предлагает рассматривать безопасность в статике (состояние защищенности), и в динамике (совокупность мер, предпринимаемых для обеспечения этого состояния) [15, с. 56].

Учитывая развитие науки и техники, активное использование ГГ-технологий в транспортной сфере, это состояние может изменяться. Однако меры, которые

должны быть направлены на обеспечение состояния защищенности, ввиду разных причин (они будут подробно изложены в последующих параграфах) могут оставаться бездейственными, т. е. статичными.

Результаты анализа многоаспектного понятия «безопасность» позволяют выделить основные элементы его содержания:

наличие состояния защищенности от внешних и внутренних угроз;

стабильность общественных отношений во всех сферах деятельности;

обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов личности;

создание условий для гармоничного развития личности общества и государства.

Совокупность мер или условий, обеспечивающих защищенность, сохранение, функционирование и развитие объекта (системы), по нашему мнению, в большей степени относится к иному понятию - обеспечение безопасности.

Таким образом, под безопасностью следует понимать, прежде всего, стабильность систем, объектов, процессов и т. п. как результат деятельности, направленной на противодействие внешним и внутренним угрозам, обеспечение безопасности.

По справедливому замечанию исследователей, несмотря на большое количество «дефиниций безопасности, объективная сущность этого феномена до настоящего времени не раскрыта» [39, с. 19].

Вне всякого сомнения, избежать неясности термина и его подмены в ходе дискуссии позволяет только определенность смыслового значения дефиниции. Полностью солидарны с точкой зрения Е. А. Юртае-вой, согласно которой дефиниции являются своеобразными научными изобретениями, поэтому необходимо их изыскивать, доказывать, добиваться всеобщего признания [61].

Понятие «транспортная безопасность» следует рассматривать как частное по отношению к общему -«безопасность». В научной литературе данное понятие представлено гораздо шире, чем в законе. В частности, О. Е Трофимов рассматривает транспортную безопасность как «состояние защищенности транспорта и транспортной инфраструктуры, потребителей транспортных услуг (пассажиров) от различного рода угроз (природного и техногенного характера), а также актов незаконного вмешательства, в деятельности различных видов транспорта» [48, с. 8].

По нашему мнению, если говорить о субъектах, то не стоит ограничиваться упоминанием только лишь пассажиров. Круг субъектов, нуждающихся в защите в исследуемой сфере весьма широк. Кроме пассажиров, к ним относятся и работники транспортного комплекса, и юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном

основании; лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и др. Наряду с этим, перечень угроз в зависимости от содержания выходит за рамки угроз природного и техногенного характера.

В части характеристики субъектов транспортной безопасности, раскрывая исследуемое понятие, Д. В. Ирошников совершенно верно сделал акцент не только на субъектах транспортной инфраструктуры, понятие которых содержится в статье 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ, но и «личности на транспорте (пассажиров, транспортный персонал, участников дорожного движения и иных лиц)» [19]. Однако из всех видов вреда упомянул только имущественный.

В. Г. Саркисова полагает, что «транспортная безопасность - состояние защищенности неопределенного круга лиц, исключающее недопустимый риск вреда их жизни и здоровью, окружающей среде и собственности» [44, с. 11].

В данной дефиниции также ограничены виды объектов, которым причинен вред актами незаконного вмешательства. В числе такого рода объектов могут также выступать: половая неприкосновенность и половая свобода личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, сфера экономической деятельности, безопасность движения и эксплуатации транспорта и др.

Наиболее полная дефиниция транспортной безопасности сформулирована В. М. Корякиным, однако и она не лишена указанных недостатков: «это составная часть национальной безопасности Российской Федерации, представляющая собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, потребителей транспортных услуг, работников транспортного комплекса, окружающей среды от актов незаконного вмешательства, а также угроз природного и техногенного характера» [25].

Сходную точку зрения высказывает в своих работах и Н. С. Рязанов. Соответственно в качестве объектов транспортной безопасности он определяет «отношения, складывающиеся по поводу обеспечения устойчивого функционирования транспортного комплекса и его защищенности от актов незаконного вмешательства, технико-технологических угроз, угроз чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера с целью предотвращения (минимизации) вреда здоровью и (или) жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, экономического ущерба при транспортной деятельности» [43].

Следует отметить, что понятие «транспортная безопасность» необходимо отличать от иного понятия -«безопасность на транспорте».

Согласно статьи 2 Модельного закона о безопасности на транспорте «безопасность на транспорте - состояние транспортной системы государства - участника СНГ, позволяющее обеспечивать национальную безопасность в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, удовлетворять на-

циональные интересы в области транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и (или) жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, экономический ущерб при транспортной деятельности» [30].

Таким образом, исследуемые понятия не совпадают по объему. Безопасность на транспорте понимается шире, чем транспортная безопасность.

В соответствии с содержанием Стратегии национальной безопасности Российской Федерации развитие транспортной инфраструктуры является одной из задач для достижения целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала (п. 33), повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры - задача, направленная на достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности (п. 47), обеспечение развития эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны относится к числу задач, направленных на достижение целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (п. 67), интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала Российской Федерации - задача внешней политики Российской Федерации (п. 101) [50].

Тем не менее, необходимо отметить, что в ныне действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400, отсутствует упоминание транспортной безопасности как одного из видов безопасности, а также в качестве стратегического национального приоритета. Вместе с тем в утратившим силу одноименном нормативном правовом акте [52] было непосредственное указание на транспортную безопасность: «Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».

В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», транспортная безопасность скрыта под формулировкой «иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации» (ст. 1). Кроме того, согласно ст. 1 указанного закона, законодатель рассматривает «безопасность» и «национальную безопасность», как синонимические категории, расположив их через запятую. В частности, «настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность).» (ст. 1). По нашему убеждению, с подобной позицией нельзя согла-

ситься, поскольку эти категории соотносятся как общее и частное. Безопасность следует рассматривать как родовое понятие по отношению к национальной безопасности, но не тождественное.

В Законе «О безопасности» дефиниция «национальная безопасность» отсутствует. А в тексте основного закона страны - Конституции РФ даже не упоминается этот термин, что не могло не вызвать обоснованную научную критику [14; 59 и др.].

По нашему мнению, самое развернутое понятие национальной безопасности было представлено в утратившей в настоящее время Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. По сравнению с дефиницией, содержащейся в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [51], в исследуемое понятие были включены такие элементы как «независимость и государственная целостность», а в содержание добавлена оборона государства и вполне развернутый перечень видов безопасности. Таким образом, национальная безопасность Российской Федерации определялась как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности» [52].

Современное понятие национальной безопасности несколько минимизировано за счет отсутствия упоминания видов безопасности: «национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [50].

Считаем, что с позиций структурного, системного и методологического подходов прежняя дефиниция национальной безопасности была более научно обоснована.

К числу недостатков понятия национальной безопасности исследователи относят ее определение через «состояние защищенности», что позволяет говорить о ее неизменном статичном состоянии [15, с. 57]. В связи с этим предлагается рассматривать исследуемую

категорию «в качестве системы мер по обеспечению конституционных прав и свобод индивида и общества; защиты суверенитета и территориальной целостности государства; достаточного уровня дееспособности для предупреждения и нивелирования всего спектра возможных вызовов и угроз; миротворческой деятельности на внутригосударственном, региональном и международном уровнях» [59]. Не разделяя данную позицию, отметим, что в этом случае происходит отождествление двух разных терминов - «национальная безопасность» и «обеспечение национальной безопасности». Их следует дифференцировать как целое и часть.

Несмотря на дискуссионность ряда положений, однозначно можно утверждать, что национальная безопасность является базовым, родовым и общим понятием по отношению к видам безопасности - государственной и общественной, транспортной, информационной, экономической, экологической, политической, военной и др.

В доктрине национальной безопасности в качестве основы классификации видов безопасности предлагают, как правило, объекты безопасности и сферы общественных отношений [например, 1, с. 16, 20, 26; 20; 21]. Так, в качестве объектов национальной безопасности называют личность, общество и государство, а транспортной безопасности - транспортный комплекс. К угрозам национальной безопасности отнесены «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации» [50, п. 5]; транспортной безопасности - «условия, обстоятельства и причины, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности, ущербу национальной безопасности, ущемлению национальных интересов Российской Федерации в области транспортной деятельности, нарушению устойчивости транспортной деятельности, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенациональному экономическому ущербу при транспортной деятельности».

Таким образом, национальную безопасность следует рассматривать как сложноорганизованную систему, включающую все виды безопасности, в том числе и транспортную.

Учитывая изложенное, приведем обобщающие выводы.

Категории «транспортная безопасность» и «национальная безопасность» следует рассматривать как частные по отношению к общей - «безопасность».

Транспортная безопасность, во-первых, является составной частью национальной безопасности, во-вторых, находится в неразрывной взаимосвязи с другими видами безопасности и взаимозависимости, в-третьих, представляет собой относительно самостоятельный вид безопасности, имеющий системный характер.

Учитывая значимость транспортного комплекса во всех сферах жизнедеятельности, а также его влияние на состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз,

вовлечение в систему сложных взаимосвязей, представляется целесообразным в перечень стратегических национальных приоритетов (пункт 26 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации) включить транспортную безопасность.

В настоящее время в отечественном транспортном законодательстве отсутствует полноценное легальное определение транспортной безопасности, выдерживающее научную критику. Действующее законодательство нуждается в полнофункциональной дефиниции, которая могла бы использоваться всеми отраслями права и стала основой при формулировании определений видов транспортной безопасности, что обусловит устранение законодательной перегруженности, создающей сложности для правоприменителей.

Представляется целесообразным транспортную безопасность на законодательном уровне определять как состояние защищенности транспортного комплекса (объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств) и лиц, находящихся на территории объектов транспортной инфраструктуры от внешних и внутренних угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Список источников

1. Авдеев Ю. И., Аленкин С. В., Алешин В. В. и др. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : монография / Под ред. проф. А. В. Опалева. М. : Юнити-Дана, 2004.

2. Атаманов А. Г. Ключевая проблема исследования феномена безопасность в современной России // Вестник военного университета. 2012. № 2 (30). С. 169-174.

3. Белов В., Голяков А. Терминологическая база теории безопасности // Стандарты и качество. 2004. № 9. С. 48-51.

4. Белов П. Г. Методологические аспекты национальной безопасности России. М. : ФЦНТП КП «Безопасность», 2002.

5. Белов П. Г. Национальная безопасность. Теория, методология, практика / П. Г. Белов. СПб. : Стратегия будущего, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бельков О. А. О языке теории и политики национальной безопасности России // Национальная безопасность : научное и государственное управленческое содержание : материалы Всерос. науч. конф. 4 декабря 2009 г. Москва / Центр пробл. анал. и гос.-упр. проект. М. : Научный эксперт, 2010.

7. Борисов А. В. Криминогенное влияние пандемии коронавирусной инфекции на состояние транспортной безопасности // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. № 2 (28). С. 32-35.

8. Борисов А. В. Угрозы транспортной безопасности // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 2 (24) С. 76-79.

9. Вишняков В. Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Рос-

сийской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 27-39.

10. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. 1997. № 59-60.

11. Гудема Г. Х., Степаненко Ю. В. Транспортная безопасность как новая дефиниция // Научные основы национальной безопасности Российской Федерации : материалы семинара (Москва, 24 мая 2005 г.). М. : Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, 2005. С. 101-107.

12. Гущина С. Безопасность личности как составляющая национальной безопасности // Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 4-5 (21-22). С. 135-136.

13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : современное написание : в 4 т. Т. 1. М. : Астрель. АСТ, 2003.

14. Демидов А. Ю. Система обеспечения национальной безопасности России (теория и практика правового регулирования) // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 237-240.

15. Ефремова М. А. Уголовно-правовая охрана информационной безопасности : дис. ...докт. юрид. наук. М., 2017.

16. Закон РФ от 05 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» // Российская газета. 1992. № 103 (утратил силу).

17. Зырянов С. М., Кузнецов В. И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. № 12. С. 5-12.

18. Ирошников Д. В. Безопасность как правовая категория : философско-правовой аспект // Теория государства и права. 2021. № 2(22). С. 89-106.

19. Ирошников Д. В. Теоретические проблемы легального определения транспортной безопасности и смежных с ней категорий // Вопросы безопасности. 2020. № 1. С. 17-29.

20. Кардашова И. Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 29-32.

21. Кардашова И. Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 30-32.

22. Климашин А. Г. Понятие безопасности : проблемы интерпретации // Социологический альманах. 2019. № 10. С. 290-296.

23. Козлов Ю. П. Создание системы транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии : Национальный журнал-каталог. 2005. № 4 (5). С. 22-23.

24. Кокорев И. Г. Система транспортной безопасности - составная часть Транспортной стратегии России // Транспортная безопасность и технологии : Национальный журнал-каталог. 2004. № 1. С. 16-19.

25. Корякин В.М. О соотношении понятия «транспортная безопасность» со смежными понятиями в области безопасности на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2017. № 11 (23). С. 26-32.

26. Корякин В. М. Понятие транспортной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. 2016. № 3(3). С. 51-58.

27. Красновский В. И. О некоторых проблемах, влияющих на обеспечение транспортной безопасности РФ // Транспортная безопасность и технологии : Национальный журнал-каталог. 2006. № 2 (7). С. 13-15.

28. Малеев В. Н. Транспортная безопасность - категория экономическая // Транспортная безопасность и технологии : Национальный журнал-каталог. 2004. № 1. С. 106-107.

29. Модельный закон о безопасности на воздушном транспорте (Принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением № 29-10 на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 217-239.

30. Модельный закон о безопасности на транспорте (Принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-9 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 200-216.

31. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 28-е изд., перераб. М. : Мир и образование, 2015.

32. Пикуров Н. И. Квалификация транспортных преступлений : научно-практическое пособие. М. : РАП, 2011.

33. Пожарский А. Ю. Система норм о транспортных преступлениях в уголовном праве России (становление и развитие) : дис. ... канд. юрид. наук. М. : Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016.

34. Поздняков А. И. Система основных понятий теории национальной безопасности с позиций ценностного (аксиологического) подхода // Безопасность России в ХХГ веке. М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2006.

35. Поздняков А.И. Сравнительный анализ основных методологических подходов к построению теории национальной безопасности // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2013. № 21. С. 46-53.

36. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 274 (ред. от 28.12.2020) «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2429.

37. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных

площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 38. Ст. 5907.

38. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 1636 «Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 53 (часть II). Ст. 8676.

39. Правовое обеспечение транспортной безопасности в России / А. И. Сидоркин, Д. В. Ирошников, А. И. Землин [и др.]. М. : Российский университет транспорта, 2021.

40. Приказ Минтранса России от 28 января 2021 г. № 21 «Об определении объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, являющихся объектами транспортной инфраструктуры» // СПС КонсультанПлюс.

41. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.12.2021.

42. Решетникова Г. А. Безопасность субъектов права : философский анализ понятия «безопасность» // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2018. Т. 28. № 4. С. 591-597.

43. Рязанов Н. С. К вопросу о соотношении понятий «безопасность» и «транспортная безопасность» // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 89-94.

44. Саркисова В. Г. Уголовно-правовое обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.

45. Степаненко Ю. В. Интерпретационные риски в правовом обеспечении транспортной безопасности // Современный юрист. 2015. № 3. С. 8-20.

46. Сулакшин С. С., Вилисов М. В., Жукова А. В. и др. Нормативные правовые проблемы обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации // Проблемы нормативно-правового регулирования транспортной безопасности. М. : Научный эксперт, 2004.

47. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М. : Норма, 2005.

48. Трофимов О. Е. Административно-правовое регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на

объектах транспорта и транспортной инфраструктуры : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

49. Землин А. И. Правовая культура военного юриста в контексте проблемы безопасности человека // Безопасность военной службы / Материалы научной конференции «Правовое обеспечение безопасности человека», 14 октября 1998 г., г. Москва. М. : ВУ 1998.

50. Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

51. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. № 88 (утратил силу).

52. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212 (утратил силу).

53. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция. М. : Дом Славянской кн., 2008.

54. Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 7. Ст. 837.

55. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 8.

56. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. 1995. № 245.

57. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. № 295.

58. Чучаев А. И., Пожарский А. Ю. Транспортные преступления : понятие, виды, характеристика : монография. М. : Проспект, 2018.

59. Шамаров П. В. Национальная безопасность : содержание понятия // Этносоциум. 2019. № 4. С. 16-24.

60. Экономическая и национальная безопасность / Е. А. Олейников, С. А. Филин, В. И. Видяпин [и др.]. М. : Издательство «Экзамен», 2005.

61. Юртаева Е. А. Нормативность законодательства : современные модуляции в российском правотворчестве // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 28-39.

References

1. Avdeev Yu. I., Alenkin S. V., Aleshin V. V., etc. The legal basis for ensuring the national security of the Russian Federation : monograph / Edited by prof. A.V. Opaleva. M. : Unity-Dana, 2004.

2. Atamanov A. G. The key problem of the study of the phenomenon of security in modern Russia // Bulletin of the Military University. 2012. № 2 (30). P. 169-174.

3. Belov V., Golyakov A. Terminological base of security theory // Standards and quality. 2004. № 9. P. 48-51.

4. Belov P. G. Methodological aspects of national security of Russia. M. : FCNTP KP «Security», 2002.

5. Belov P. G. National security. Theory, methodology, practice / P. G. Belov. St. Petersburg : Strategy of the Future, 2015.

6. Belkov O. A. On the language of theory and policy of national security of Russia // National security : scientific and state management content : materials of the All-Russian Scientific Conference on December 4, 2009 Moscow / Center probl. anal. and the state-upr. project. M. : Scientific expert, 2010.

7. Borisov A.V. Criminogenic impact of the coronavirus pandemic on the state of transport security // Investigation of crimes: problems and ways to solve them.

2020. № 2 (28). P. 32-35.

8. Borisov A.V. Threats to transport security // Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2020. № 2 (24). P. 76-79.

9. Vishnyakov V. G. On the methodological foundations of legal regulation of security problems of the Russian Federation // Journal of Russian Law. 2005. № 9. P. 27-39.

10. Air Code of the Russian Federation of March 19, 1997 № 60-FZ (ed. of 02.07.2021) // Rossiyskaya Gazeta. 1997. № 59-60.

11. Gudema G. H., Stepanenko Yu. V. Transport security as a new definition // Scientific foundations of national security of the Russian Federation : materials of the seminar (Moscow, May 24, 2005). M. : Committee of the Federation Council on Defense and Security, 2005. P. 101-107.

12. Gushchina S. Personal security as a component of national security // National security and Geopolitics of Russia. 2001. № 4-5 (21-22). P. 135-136.

13. Dal V. I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language : modern spelling: in 4 t. T. 1. M. : Astrel. AST, 2003.

14. Demidov A. Yu. The system of ensuring national security of Russia (theory and practice of legal regulation) // Gaps in Russian legislation. 2014. № 1. P. 237-240.

15. Efremova M. A. Criminal law protection of information security : dis. ...doct. jurid. M., 2017.

16. Law of the Russian Federation of March 05, 1992 № 2446-1 (ed. of 26.06.2008) «On security» // Rossiyskaya Gazeta. 1992. № 103 (expired).

17. Zyryanov S. M., Kuznetsov V. I. Transport security and the system of subjects of its provision // Journal of Russian Law. 2012. № 12. P. 5-12.

18. Iroshnikov D. V. Security as a legal category : philosophical and legal aspect // Theory of state and law.

2021. № 2 (22). P. 89-106.

19. Iroshnikov D. V. Theoretical problems of legal definition of transport security and related categories // Security issues. 2020. № 1. P. 17-29.

20. Kardashova I. B. On the problems of national security research // Administrative law and process. 2014. № 5. P. 29-32.

21. Kardashova I. B. Modern system of ensuring national security of the Russian Federation // Administrative law and process. 2013. № 9. P. 30-32.

22. Klimashin A. G. The concept of security : problems of interpretation // Sociological Almanac. 2019. № 10. P. 290-296.

23. Kozlov Yu. P. Creation of a transport security system // Transport security and technologies : National Journal-catalog. 2005. № 4 (5). P. 22-23.

24. Kokorev I. G. Transport security system - an integral part of the Transport strategy of Russia // Transport security and technologies : National journal-catalog. 2004. № 1. P. 16-19.

25. Koryakin V.M. On the correlation of the concept of «transport security» with related concepts in the field of transport security // Transport law and security. 2017. № 11 (23). P. 26-32.

26. Koryakin V. M. The concept of transport security and its place in the general system of national security of the Russian Federation // Transport law and security. 2016. № 3(3). P. 51-58.

27. Krasnovsky V. I. On some problems affecting the provision of transport security of the Russian Federation // Transport security and technologies : National Journal-catalog. 2006. № 2 (7). P. 13-15.

28. Maleev V. N. Transport security - economic category // Transport security and technologies : National Journal-catalog. 2004. № 1. P. 106-107.

29. Model Law on Air Transport Safety (Adopted in St. Petersburg on 31.10.2007 by Resolution № 29-10 at the twenty-ninth plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States // Newsletter. Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States. 2007. № 41. P. 217-239.

30. Model Law on Transport Safety (Adopted in St. Petersburg on 31.10.2007 by Resolution 29-9 at the 29th plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States) // Newsletter. Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States. 2007. № 41. P. 200-216.

31. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of the Russian language. 28th ed., pererab. M. : World and Education, 2015.

32. Pikurov N. I. Qualification of transport crimes : a scientific and practical guide. M. : RAP, 2011.

33. Pozharsky A. Yu. The system of norms on transport crimes in the criminal law of Russia (formation and development) : dis. ... cand. jurid. M. : Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (Moscow State Law University), 2016.

34. Pozdnyakov A. I. System of basic concepts of the theory of national security from the standpoint of a value (axiological) approach // Security of Russia in the XXI century. M. : RIC ISPI RAS, 2006.

35. Pozdnyakov A. I. Comparative analysis of the main methodological approaches to the construction of the theory

of national security // National interests: priorities and security. 2013. № 21. P. 46-53.

36. Decree of the Government of the Russian Federation of July 11, 2004 № 274 (ed. of 12/28/2020) «Issues of the Ministry of Transport of the Russian Federation» // SZ RF. 2004. № 24. Art. 2429.

37. Resolution of the Government of the Russian Federation of September 15, 2020 № 1442 «On the Definition of Sections of Highways, Railways and Inland Waterways, Heliports, Landing Pads, as Well as Ensuring the Functioning of the Transport Complex of Buildings, Structures and Premises for Servicing Passengers and Vehicles, Loading, Unloading and Storage of High-Risk Cargo and (or) Dangerous Goods, the Transportation of which requires a special permit, which are objects of transport infrastructure, and invalidation of acts and individual provisions of acts of the Government of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. № 38. Art. 5907.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Decree of the Government of the Russian Federation № 1636 dated December 22, 2018 «On Approval of the list of infrastructure facilities of off-street transport (in terms of subways) that are objects of transport infrastructure» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. № 53 (Part II). Art. 8676.

39. Legal support of transport security in Russia / A. I. Sidorkin, D. V. Iroshnikov, A. I. Zemlin [et al.]. M. : Russian University of Transport, 2021.

40. Order of the Ministry of Transport of Russia № 21 dated January 28, 2021 «On the definition of objects of communication systems, navigation and traffic control of air transport vehicles, railway, sea and inland water transport, which are objects of transport infrastructure» // SPS «ConsultantPlus».

41. Decree of the Government of the Russian Federation № 3363-r dated November 27, 2021 «On the Transport Strategy of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period up to 2035» // Official Internet Portal of Legal Information http://pravo.gov.ru , 03.12.2021.

42. Reshetnikova G. A. Security of subjects of law : a philosophical analysis of the concept of «security» // Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series. 2018. Vol. 28. № 4. P. 591-597.

43. Ryazanov N. S. On the question of the relationship between the concepts of «security» and «transport security» // Bulletin of the Omsk Law Academy. 2017. № 3. P. 89-94.

44. Sarkisova V. G. Criminal and legal security of transport infrastructure facilities : abstract. dis. ... cand. jurid. sciences. Krasnodar, 2014.

45. Stepanenko Yu. V. Interpretative risks in the legal provision of transport security // Modern lawyer. 2015. № 3. P. 8-20.

46. Sulakshin S. S., Vilisov M. V, Zhukova A.V. et al. Normative legal problems of ensuring transport security of the Russian Federation // Problems of regulatory regulation of transport security. M. : Scientific Expert, 2004.

47. Ter-Akopov A. A. Human security. Social and legal foundations. M. : Norm, 2005.

48. Trofimov O. E. Administrative and legal regulation of the activities of federal executive authorities in the field of security at transport facilities and transport infrastructure : abstract. dis. ... cand. jurid. M., 2013.

49. Zemlin A. I. The legal culture of a military lawyer in the context of the problem of human security // Security of military service / Materials of the scientific conference «Legal provision of human security», October 14, 1998, Moscow. M. : VU, 1998.

50. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated July 02, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. № 27 (Part II). Article 5351.

51. Decree of the President of the Russian Federation № 537 of May 12, 2009 «On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020» // Rossiyskaya Gazeta. 2009. № 88 (expired).

52. Decree of the President of the Russian Federation № 683 of December 31, 2015 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. № 1 (Part II). Art. 212 (expired).

53. Ushakov D. N. Big explanatory dictionary of the Russian language : modern edition. Moscow : House of Slavic Books, 2008.

54. Federal Law № 16-FZ of February 09, 2007 «On Transport security» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2007. № 7. Art. 837.

55. Federal Law № 17-FZ of January 10, 2003 «On Railway Transport in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2003. № 8.

56. Federal Law № 196-FZ of December 10, 1995 «On Road safety» // Rossiyskaya Gazeta. 1995. № 245.

57. Federal Law № 390-FZ of December 28, 2010 «On Security» // Rossiyskaya Gazeta. 2010. № 295.

58. Chuchaev A. I., Pozharsky A. Yu. Transport crimes : concept, types, characteristics : monograph. M. : Prospect, 2018.

59. Shamarov P. V. National security : the content of the concept // Ethnosocium. 2019. № 4. P. 16-24.

60. Economic and national security / E. A. Oleynikov, S. A. Filin, V. I. Vidyapin [et al.]. M. : Publishing House «Exam», 2005.

61. Yurtaeva E. A. Normativity of legislation: modern modulations in Russian lawmaking // Journal of Russian Law. 2012. № 11. P. 28-39.

Информация об авторе

А. В. Борисов - заведующий кафедрой уголовное право, уголовный процесс и криминология Российского университета транспорта, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author A. V. Borisov - Head of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology of the Russian University of Transport, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 12.01.2023; одобрена после рецензирования 16.02.2023; принята к публикации 06.03.2023.

The article was submitted 12.01.2023; approved after reviewing 16.02.2023; accepted for publication 06.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.