DOI: 10.18287/2542-047X-2021-7-2-106-112 [¿^«mJ
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 342.951:351.82
Дата поступления: 11.03.2021 рецензирования: 20.04.2021 принятия: 25.05.2021
Особенности административно-правового регулирования транспортной безопасности в странах - участниках СНГ
С. Н. Зайкова
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме защищенности транспортного комплекса и участников транспортных правоотношений. Автором отмечается, что особое значение для обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации имеет состояние правового регулирования рассматриваемой проблемы на территориях, ранее входивших в состав Союза ССР. Проводится анализ, и дается сравнение систем административно-правового обеспечения транспортной безопасности в России и странах - участниках СНГ. Целью исследования стало определение уровня разработанности, проблем, различий и противоречий законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, разработка предложений по унификации терминологии, форм и методов сотрудничества на основе анализа международно-правовых оснований (договоров, меморандумов, протоколов, соглашений и т.д.). Автор приходит к выводу, что не всеми государствами-участниками СНГ приняты специализированные законы о транспортной безопасности. Содержание принятых и действующих национальных законов имеет существенные отличия от модельного закона о транспортной безопасности в части целей, задач, принципов, основных понятий и административно-правовых средств. Отсюда предлагается унификация национального и международного законодательства, обеспечивающая координацию деятельности государств - участников СНГ в области транспортной безопасности. Настоящее исследование имеет возможность практического применения при внесении изменений в законодательство, регулирующее рассматриваемую область правоотношений. Ключевые слова: транспортная безопасность; система транспортной безопасности; государства - участники СНГ; национальная безопасность; международно-правовые основания; безопасность на транспорте. Цитирование. Зайкова С. Н. Особенности административно-правового регулирования транспортной безопасности в странах - участниках СНГ // Юридический вестник Самарского университета. 2021. Т. 7, № 2. С. 106-112. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2021-7-2-106-112.
Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. © Зайкова С. Н., 2021
Светлана Николаевна Зайкова - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права, Саратовская государственная юридическая академия, 410056, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Вольская, 1.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 11.03.2021 Revised: 20.04.2021 Accepted: 25.05.2021
Administrative and legal transport security regulation features in the CIS
member countries
S. N. Zaikova
Saratov State Law Academy, Saratov, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the current problem of the security of the transport complex and participants in transport legal relations. The author notes that the state of legal regulation of the problem in question in the territories that were previously part of the USSR is of particular importance for ensuring transport security in the Russian Federation. The author analyses and compares the Russian and the CIS countries' transport security administrative and legal support systems. Defining the elaboration level of the CIS's member countries' legislation in the field of transport security as well as problems, differences and contradictions, development of proposals for the terminology unification, forms and methods of cooperation based on the analysis of international legal basis (treaties, memorandums, protocols, agreements etc.), the author comes to the conclusion that not all CIS member states have adopted specialized laws on transport security. The content of the adopted and existing national laws has significant differences from the model law on transport security in terms of objectives, principles, basic concepts as well as administrative and legal means. Hence, the unification of national and international legislation is proposed that would ensure the coordination between the CIS member states in the field of
transport security. The present research may be implemented if amendments are made into the legislation that regulates the stated sphere of legal relations.
Key words: transportation security; transportation security system; CIS member countries; national security; international legal basis; security on transport.
Citation. Zaikova S. N. Osobennosti administrativno-pravovogo regulirovaniya transportnoi bezopasnosti v stranakh -uchastnikakh SNG [Administrative and legal transport security regulation features in the CIS member countries]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2021, vol. 7, no. 2, pp. 106-112. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2021-7-2-106-112 [in Russian]. Information about the conflict of interests: author declares no conflict of interests.
© Zaikova S. N., 2021
Svetlana Nikolaevna Zaikova - Candidate of Juridical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy, 1, Volskaya Street, Saratov, 410056, Russian Federation.
Масштабность проблем обеспечения транспортной безопасности с 30-х годов XIX века привела к созданию и совершенствованию в странах национального законодательства и к разработке международных правовых актов, регулирующих вопросы межгосударственного сотрудничества в рассматриваемой области.
Проблема защищенности транспортного комплекса и пассажиров имеет актуальное значение для каждой страны и по сегодняшний день. Международное право1 предоставляет каждому право на свободу передвижения, такое право может быть ограничено только в интересах национальной безопасности (п. 3 ст. 2). Соответственно, все страны обязаны обеспечить безопасное передвижение по своей территории.
В основу формирования системы административно-правового обеспечения транспортной безопасности в России положен международный опыт борьбы с терроризмом, в том числе на транспорте.
Анализируя международное законодательство по обеспечению транспортной безопасности, особое внимание предлагаем уделить законодательству соседних государств (далее - СНГ).
Не согласимся с мнением [1, с. 96], что меры обеспечения безопасности на транспорте, принятые в странах СНГ, являются системообразующим сегментом рынка транспортных услуг, неотъемлемой частью информационных систем национальных морских портов, железнодорожных вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры. Слишком много имеется не исполненных до конца договоренностей и правовых пробелов в международном и национальном правовом регулировании.
В настоящее время среди стран - участников СНГ отсутствует единое понимание термина «транспортная безопасность» [2, с. 24]. Например, в Азербайджане2 и Армении3 отсутствует его ле-
гальное определение, однако в законах перечислены обязательные требования, которым должно соответствовать транспортное средство.
В законодательстве Республики Казахстан4 транспортная безопасность понимается как составная часть экономической безопасности. При этом, защищенность транспортной отрасли экономики от возможных угроз должна обеспечивать не только функционирование, но и развитие транспортного комплекса: обеспечивать создание условий для удовлетворения ежедневных потребностей бизнеса и населения в услугах по перевозке различными видами транспорта, совершенствование транспортной инфраструктуры и обеспечение конкурентоспособности транзитного потенциала республики.
Однако, как отмечают исследователи [3, с. 142], несмотря на законодательно урегулированный понятийный аппарат, в законодательстве Республики Казахстан имеется недостаточная регламентация отдельных составляющих системы безопасности.
В стадии формирования находится аналогичное законодательство в Беларуси [4, с. 141]. В республиканском законе5 под безопасностью транспортной деятельности понимается такое ее состояние, при котором обеспечена минимальная вероятность возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, в том числе иностранных и без гражданства, для имущества республиканского и частного, для республики и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств, окружающей среды.
Также не имеется специализированного закона о транспортной безопасности в Республике Киргизия. Действующий закон о транспорте содержит лишь одну правовую норму о том, что «транспортные средства должны соответствовать требованиям безопасности»6.
1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕТС № 005: заключена в г. Риме 4 нояб. 1950 г. (с изм. от 13 мая 2004 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
2 Закон Азербайджанской Республики от 11 июня 1999 г. № 683-^ «О транспорте» // Сборник законодатель-/ ных актов Азербайджанской Республики. 1999. № 7. Ст. 399.
3 Закон Республики Армения от 21 декабря 2006 г. № ЗР-233 «Об автомобильном транспорте» // Официальные ведомости Республики Армения. 200б. № 67 (522). Ст. 1404.
4 Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 г. № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан». URL: https://online.zakon.kz/ document/?doc_id=31106860.
5 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 140-З «Об основах транспортной деятельности» определяет понятие «безопасности на транспортной деятельности» // Звезда. 1998. № 168.
6 Закон Киргизской республики от 8 июля
1998 г. № 89 «О транспорте» // Эркин-Тоо. 1998.
№ 93.
Аналогичная ситуация с правовым регулированием и в Республике Узбекистан7.
В Республике Молдова отдельные вопросы безопасности на автомобильном транспорте регулируются Кодексом автомобильного транспорта8. По другим видам транспорта в республике используется международное законодательство.
Из всех государств - участников СНГ законы о транспортной безопасности приняты в России, Таджикистане9 и Туркменистане10, по содержанию указанные законы во многом схожи.
Различные подходы в нормативно-правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности приводят к необходимости унификации национального законодательства стран СНГ с международным законодательством, координации совместных усилий, направленных на защищенность транспортной отрасли. Как отмечали представители Минтранса России, требуется разработка «эффективного механизма по согласованию государства= ми - участниками Содружества системы мер, принимаемых в целях защиты транспортного комплекса»11.
На современном этапе координация совместных действий осуществляется на основе соглашений, договоров, модельных законов, принятых Советом глав правительств СНГ, а также решений Координационного транспортного совещания государств - участников СНГ.
Все перечисленные правовые акты и соглашения можно поделить на две части в зависимости от предмета регулирования (общего и особенного).
Во-первых, общие акты (соглашения) государств - участников СНГ, которые направлены на развитие транспортного сотрудничества в целом, косвенно затрагивающие вопросы обеспечения транспортной безопасности. К ним относятся:
- Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства12 (Российской Федерацией и Республикой Молдова не выполнены внутригосударственные процедуры),
7 Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1998 г. № 674-I «Об автомобильном транспорте» // Народное слово. 1998. № 184 (1968).
8 Кодекс автомобильного транспорта Республики Молдова от 17 июля 2014 г. № 150. URL: http://bizlex. m/29-kodeks-avtomobilnogo-transporta-respubliki-moldova.html.
9 Закон Республики Таджикистан от 3 июля 2012 г. № 847 «О транспортной безопасности». URL: http:// www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn= 117174.
10 Закон Туркменистана от 5 января 2018 г. «О транспортной безопасности» // Нейтральный Туркменистан. 2018. № 11.
11 Тезисы выступления заместителя министра транспорта РФ Захряпина Н. Ю. VI Международный форум «Безопасность на транспорте»: развитие законодательства и антитеррористические меры (2016 г.). URL: https://tb-inform.ru/vi-mezhdunarodnyj-forum-bezopasnost-na-transporte-razvitie-zakonodatelstva-i-antiterroristicheskie-mery.
12 О принципах формирования общего транспортного про странства и взаимодействия го сударств - участников Содружества Независимых Государств в области транспортной политики: Соглашение стран СНГ от 9 октября 1997 г. // Дипломатический вестник. 1997. № 11. С. 35-38.
- Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом13 (Грузией не выполнены внутригосударственные процедуры),
- Меморандум14 и соглашение15 о сотрудничестве в области развития международных транспортных коридоров,
- Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства16,
- Протокол о международных автодорогах СНГ17.
Ко второй группе относятся специальные акты (соглашения), регулирующие сотрудничество по вопросам безопасности транспортного комплекса в целом и по отдельным видам транспорта:
- Декларация по обеспечению безопасности на транспорте18, положившая начало формированию правовой базы для сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой и терроризмом на транспорте. Во исполнение указанной Декларации был разработан и утвержден соответствующий перечень комплексных меропри-
ятий19,
- Стратегия обеспечения безопасности в международном сообщении20 и плано=
13 Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (подписан в г. Минске 4 июня 1999 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1999. № 2 (32). С. 120-129.
14 О сотрудничестве государств - участников СНГ в области международных транспортных коридоров: Меморандум стран СНГ от 18 сентября 2003 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2003. № 2 (43). С. 32-35.
15 О согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ: Соглашение глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 г. (с изм. от 28.10.2016) // Бюллетень международных договоров. 2011. № 4. С. 13-18.
16 Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (заключено в г. Минске 12 декабря 1991 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 7. С. 3-7.
17 О международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств : Протокол стран СНГ от 11 сентября 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 12. С. 15 - 35.
18 Решение Совета глав правительств СНГ «О Декларации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах - участниках Содружества Независимых Государств» (принято в г. Ялте 18 сентября 2003 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2 (43). С. 36-39.
19 Перечень мероприятий по комплексному обеспечению безопасности на транспорте в государствах - участниках СНГ (утвержден в г. Астане 17 июня 2004 г.) // Транспорт России. 2004. 5-11 июля.
20 О Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении: Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 г URL: http://cis.minsk.by.
вый документ по реализации этой стратегии21,
- Соглашение о сотрудничестве в области защиты гражданской авиации22 и Модельный закон о безопасности на воздушном транспорте23,
- Положение по вопросам безопасности движения на железнодорожном транспорте24,
- Соглашение об информационном взаимодей-ствии25.
Отдельно необходимо остановиться на Модельном законе о безопасности на транспорте26, которым определены основные цели сотрудничества, административно-правовые и организационные задачи, принципы и структура национального законодательства в области транспортной безопасности.
Что касается структуры законодательства, то модельный закон включил в нее национальную конституцию и иные национальные нормативные правовые акты, а также международные договоры и соглашения. Указанное положение нашло отражение в правовых системах всех государств - участников СНГ в отличие от других важных положений рассматриваемого закона.
В результате достигнутых международных договоренностей целями обеспечения транспортной безопасности являются:
21 О Плане первоочередных мероприятий по реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении на период 2017-2019 годов: Решение Совета глав правительств СНГ от 26 мая 2017 г. URL: http://cis.minsk.by.
22 Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (заключено в г. Минске 26 мая 1995 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1995. № 2 (19). С. 127-130.
23 Модельный закон о безопасности на воздушном транспорте (принят в г. Санкт-Петербурге 31 октября 2007 г. постановлением № 29-10 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств -участников Содружества Независиых Государств. 2007. № 41. С. 217-239.
24 Положение о Комиссии Совета по железнодорожному транспорту по вопросам безопасности движения на железнодорожном транспорте (утверждено в г. Кишиневе 20 ноября 2013 г. на 59-м заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ) (с изм. от 18 мая 2018 г.) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
25 Об информационном взаимодействии государств-участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности : Соглашение стран СНГ от 30 мая 2014 г. URL: http://www.pravo.gov.ru.
26 Модельный закон о безопасности на транспорте (принят в г. Санкт-Петербурге 31 октября
2007 г. постановлением № 29-9 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 200-216.
- обеспечение достаточных условий для планомерного и беспрерывного функционирования транспортного комплекса,
- защита личных и имущественных интересов в транспортном комплексе,
- защита транспортных объектов и субъектов транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг от актов незаконного вмешательства, а также от природных, техногенных и иных кризисных ситуаций.
В отличие от Модельного закона, целевые ориентиры, содержащиеся в российском законе, ограничиваются защитой транспортного комплекса только от актов незаконного вмешательства. Аналогичное целеполагание - в законах Таджикистана и Туркменистана.
Следовательно, рассмотренные национальные законы ограничиваются только актами незаконного вмешательства, оставляя без внимания иные кризисные ситуации. Как известно, от правильно поставленной цели зависит эффективность государственного управления, особенно в области национальной безопасности.
Задачи, закрепленные в Модельном законе и в национальных законах, во многом схожи. Однако следует отметить, что пункт 2 статьи 2 российского закона, пункт 2 статьи 3 Закона Республики Таджикистан и пункт 2 статьи 2 Закона Туркменистана не предусматривают такой задачи, как международное сотрудничество в области транспортной безопасности. Закрепленное Модельным законом и практически реализуемое, безусловно, оно требует отражения в национальных законодательных актах.
В рассматриваемом законодательстве отличаются и принципы. Не нашли отражения в национальных законах следующие модельные принципы:
- приоритета жизни и здоровья людей;
- конечной государственной ответственности за организацию транспортной безопасности;
- обоснованного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов транспортной отрасли при государственном управлении и регулировании в области безопасности.
В Модельном законе перечислены субъекты и объекты защиты.
К первым относятся: органы власти, в том числе местного самоуправления; международные организации, функционирующие в транспортной отрасли; хозяйствующие субъекты (поставщики) и потребители транспортных услуг. Причем последние имеют двойной правовой статус: как лица, обязанные обеспечивать и соблюдать транспортную безопасность, которые несут ответственность за неисполнение указанных обязанностей, и как лица, имеющие право на безопасное рабочее место и безопасную транспортную услугу.
Помимо поставщиков и потребителей транспортных услуг к объектам защиты относятся третьи лица - участники транспортной деятельности, которым может быть причинен вред, объекты транспорта, груз, багаж.
Национальные законы Российской Федерации, Таджикистана и Туркменистана не уточняют составы субъектов и объекты защиты. В них понятие «транспортная безопасность», по сути, сводится к защищенности только лишь объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, без упоминания физических лиц (независимо от их административно-правового статуса), находящихся в транспортных средствах или на этих объектах.
Имеют как сходства, так и отличия применяемых организационно-правовых средств обеспечения транспортной безопасности.
В большинстве стран применяются техническое регулирование, стандартизация и сертификация, аккредитация сил и средств обеспечения безопасности. Так, в Азербайджанской Республике предусмотрена государственная стандартизация обязательных требований относительно безопасности транспортных средств, дорог, а также технических средств, обеспечивающих работу транспорта.
В Армении установлена административная регламентация в виде лицензирования транспортной деятельности (отдельных ее видов) и подтверждения соответствия транспортных услуг (аккредитация) в порядке, установленном Законом Республики Армения «Об оценке соответствия»27.
В Республике Казахстан, где транспортная безопасность является составной частью экономической безопасности, законодательно закреплен контроль за использованием экономических объектов, находящихся в управлении (либо собственности) иностранных организаций и организаций с участием иностранных инвесторов.
Среди административно-правовых процедур в области обеспечения транспортной безопасности в Беларуси следует отметить: техническую оценку, лицензирование и оценку профессиональной подготовки и состояния здоровья, проводимую в отношении работников службы безопасности транспортной деятельности. Контроль за осуществлением лицензируемых видов деятельности в области транспортной деятельности осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси в соответствии с законодательством о лицензировании, о контрольной деятельности.
В Киргизской Республике признаны зонами повышенной опасности аэропорты и пристани, станции и автотранспортные предприятия, железнодорожные линии и водные пути, используемые для движения транспортных средств. Правила нахождения на их территории строго регламентированы республиканским правительством. Транспортным предприятиям и перевозчикам предписано предотвратить доступ посторонних лиц к транспорту, обеспечить его охрану, техническое оснащение специальными устройствами. В качестве формы контроля предусмотрены административные досмотры.
Правила пребывания на объектах транспортной инфраструктуры устанавливаются также в
27 Закон Республики Армения «Об оценке соответствия» от 19 июня 2004 г. № 82-Н. URL: http://www.parliament. am/legislation.php?sel=show&ID=2006&lang=rus.
Республике Узбекистан. Помимо этого, применяются сертификация автотранспортных средств на соответствие требованиям безопасности и лицензирование перевозок.
Вышеприведенный анализ основных административно-правовых процедур показал, что национальным законодательством (за исключением России, Таджикистана и Туркменистана) не предусмотрены: оценка уязвимости объектов, их катего-рирование и особые ограничения при приеме на работу сотрудников безопасности на транспорте, несмотря на то, что указанные меры предусмотрены Модельным законом о безопасности на транспорте.
По нашему мнению, требуется корректировка принятых национальных законов относительно целей, задач, принципов и основных понятий, административно-правовых мер обеспечения транспортной безопасности, а также принятия другими государствами - участниками СНГ соответствующих национальных законов.
Все вышеперечисленные акты и соглашения определяют рамки сотрудничества и обязательные (либо рекомендованные) для исполнения государствами-участниками СНГ требования по обеспечению безопасности пассажиров и обслуживающего персонала на транспорте, а также сохранности грузов и багажа.
Анализ вышеперечисленных актов позволяет выделить следующие основные формы международного взаимодействия:
- информационный обмен,
- реализацию совместных планов по принятию превентивных, обеспечительных и восстановительных административно-правовых мер,
- экспертную оценку состояния защищенности объектов повышенной опасности,
- межведомственное взаимодействие и обмен накопленным положительным опытом борьбы с терроризмом, практикой реализации национального законодательства;
- практическую помощь при совершенном противоправном акте;
- проведение совместных учений и повышения квалификации сотрудников (семинары, стажировки, конференций);
- совместные научные исследования и опытно-конструкторские разработки систем и средств защиты объектов транспорта.
Сотрудничеству и взаимодействию способствует создание межгосударственных (межправительственных) органов, например, постоянно действуют Антитеррористический центр28, Межгосударственный авиационный комитет29, Совет по железнодорожному транспорту30.
28 Официальный сайт Антитеррористического центра государств - участников СНГ. URL: https://www.cisatc. org/132.
29 Официальный сайт Межгосударственного авиационного комитета. URL: https://mak-iac.org/o-mak.
30 Официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ. URL: https:// www.sovetgt.org/index.php?link= 1.
Как отмечают ученые [5-9], предстоит еще большая работа по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствии с требованиями международных актов. Новые вызовы и новые виды угроз, таких как деятельность интернет-экстремистов, направленная на подрыв транспортных систем, требуют непрерывной работы по обновлению форм и методов обеспечения безопасности.
Подводя итоги исследованию международно-правовых оснований и условий формирования системы административно-правового обеспечения транспортной безопасности, следует отметить, что, играя в основном унифицирующую роль [10, с. 118], международное право позволяет формировать национальное законодательство с учетом международного опыта правового регулирования борьбы с терроризмом и иными незаконными актами вмешательства в деятельность транспорта.
Библиографический список
1. Меркушова О. В. Сотрудничество стран СНГ по обеспечению безопасности деятельности объектов транспортной инфраструктуры, перевозок пассажиров и грузов разными видами транспорта // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 3 (16). С. 90-98. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=36823622.
2. Ирошников Д. В. Теоретические проблемы легального определения транспортной безопасности и смежных с ней категорий // Вопросы безопасности. 2020. № 1. С. 17-29. DOI: http://doi.org/10.25136/2409-7543.2020.L31878.
3. Ильясова Г. А. Правовые аспекты обеспечения безопасности на транспорте: сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1-2. С. 140143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21075060.
4. Полещук Л. А. Проблемы правовой регламентации безопасности транспортной деятельности в Республике Беларусь // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2013. № 1. С. 139-143. URL: http://media.miu.by/files/ store/items/uses/xix/mim_uses_xix_06007.pdf.
5. Скрынник А. М. Система государственного контроля и надзора в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности // Транспортное право. 2010. № 3. С. 20-25. URL: https://www.elibrary.m/item.asp?id=15181238; https://wiselawyer.ru/poleznoe/46169-sistema-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-sfere-obespecheniya-transportnoj.
6. Мамонова А. С. Международно-правовые меры обеспечения безопасности мореплавания // Транспортное право. 2007. № 1. С. 18-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12975528; https://wiselawyer.ru/poleznoe/26121-mezhdunarodno-pravovye-mery-obespecheniya-bezopasnosti-moreplavaniya.
7. Zervina O. The Environment of Extremist Textual Content Threatening Transportation Systems // Proceedings of the International Conference TRANSBALTICA XI: Transportation Science and Technology. Springer, 2019. P. 541-551. DOI: http://doi.org/10.1007/978-3-030-38666-5_57.
8. Rodrigue J. The Geography of Transport Systems (fifth edition). New York: Routledge, 2020. 456 p. DOI: http://doi. org/10.4324/9780429346323.
9. Segell G. Terrorism on London Public Transport // Defense & Security Analysis. 2006. Р. 45-59. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/14751790600577132.
10. Майстренко Г. А. Борьба с терроризмом на основе реализации положений международного и российского права // Современное право. 2018. № 9. С. 116-119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35671213.
References
1. Merkushova O. V Sotrudnichestvo stran SNG po obespecheniyu bezopasnosti deyatel'nosti ob"ektov transportnoi infrastruktury, perevozok passazhirov i gruzov raznymi vidami transporta [Cooperation of the CIS countries to ensure the safety of transport infrastructure facilities, transport of passengers and goods by different types of transport]. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evraziiskikh gosudarstv: politika, ekonomika, pravo [International Cooperation Eurasian States: Politics, Economics Law], 2018, no. 3 (16), pp. 90-98. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=36823622 [in Russian].
2. Iroshnikov D. V. Teoreticheskie problemy legal'nogo opredeleniya transportnoi bezopasnosti i smezhnykh s nei kategorii [Theoretical problems of legal definition of transport safety and adjacent categories]. Voprosy bezopasnosti [Security Issues], 2020, no. 1, pp. 17-29. DOI: http://doi.org/10.25136/2409-7543.2020.L31878.
3. Ilyasova G. A. Pravovye aspekty obespecheniya bezopasnosti na transporte: sravnitel'no-pravovoi analiz zakonodatel'stva stran SNG [The legal aspects of safety providing on transport: comparative and legal analysis of the CIS countries legislation]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2014, no. 1-2, pp. 140-143. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21075060 [in Russian].
4. Poleshchuk L. A. Problemy pravovoi reglamentatsii bezopasnosti transportnoi deyatel'nosti v Respublike Belarus' [Problems of legal regulation of transport security in the Republic of Belarus]. Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus' [Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus], 2013, no. 1, pp. 139143. Available at: http://media.miu.by/files/store/items/uses/xix/mim_uses_xix_06007.pdf [in Russian].
5. Skrynnik A. M. Sistema gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v sfere obespecheniya transportnoi (morskoi) bezopasnosti [State management in the sphere of maintenance of sea transport safety in Russia]. Transportnoe pravo [Transportation Law], 2010, no. 3, pp. 20-26. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15181238; https://wiselawyer.ru/poleznoe/46169-sistema-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-sfere-obespecheniya-transportnoj [in Russian].
6. Mamonova A. S. Mezhdunarodno-pravovye mery obespecheniya bezopasnosti moreplavaniya [International legal measures for ensuring navigation security]. Transportnoe pravo [Transportation Law], 2007, no. 1, pp. 18-23. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=12975528; https://wiselawyer.ru/poleznoe/26121-mezhdunarodno-pravovye-mery-obespecheniya-bezopasnosti-moreplavaniya [in Russian].
7. Zervina O. The Environment of Extremist Textual Content Threatening Transportation Systems. In: Proceedings of the International Conference TRANSBALTICA XI: Transportation Science and Technology. Springer, 2019, pp. 541-551. DOI: http://doi.org/10.1007/978-3-030-38666-5_57.
8. Rodrigue J. The Geography of Transport Systems (fifth edition). New York: Routledge, 2020, 456 p. DOI: http://doi. org/10.4324/9780429346323.
9. Segell G. Terrorism on London Public Transport. Defense & Security Analysis, 2006, pp. 45-59. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/14751790600577132.
10. Maistrenko G.A. Bor'ba s terrorizmom na osnove realizatsii polozhenii mezhdunarodnogo i rossiiskogo prava [Counterterrorism on the base of implementation of provisions of international and Russian law]. Sovremennoe pravo [The Modern Law], 2018, no. 9, pp. 116-119. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35671213 [in Russian].