Научная статья на тему 'Административно-правовое обеспечение транспортной безопасности в странах — участниках СНГ'

Административно-правовое обеспечение транспортной безопасности в странах — участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная безопасность / система транспортной безопасности / государства — участники СНГ / национальная безопасность / международно-правовые основания / безопасность на транспорте / transport security / transport security system / CIS member states / national security / international legal basis / security on transport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

Введение: за основу формирования системы административно-правового обеспечения транспортной безопасности в России принят международный опыт борьбы с терроризмом, в том числе на транспорте. Особое значение для защищенности российского транспортного комплекса имеет состояние правового регулирования рассматриваемой проблемы на территориях, ранее входивших в состав Союза ССР. Цель: определение уровня разработанности, проблем, различий и противоречий законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, разработка предложений по унификации терминологии, форм и методов сотрудничества на основе анализа международно-правовых оснований (договоров, меморандумов, протоколов, соглашений и т.д.). Методологическая основа: совокупность общенаучных и частнонаучных (логико-юридический, сравнительно-правовой) методов познания. Результаты: настоящее исследование имеет возможность практического применения при внесении изменений в законодательство, регулирующее рассматриваемую область правоотношений. Выводы: не всеми государствами — участниками СНГ приняты специализированные законы о транспортной безопасности. Содержание принятых и действующих национальных законов имеет существенные отличия от модельного закона о транспортной безопасности в части целей, задач, принципов, основных понятий и административно-правовых средств. Требуется унификация национального и международного законодательства, обеспечивающая координацию деятельности государств — участников СНГ в области транспортной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and Legal Support of Transport Security in the CIS Member States

Background: the basis for the formation of the system of administrative and legal support of transport security in Russia is the international experience of combating terrorism, including in transport. Of particular importance for the security of the Russian transport complex is the state of legal regulation of the problem under consideration in the territories that were previously part of the USSR. Objective: determination of the level of development, problems, differences and contradictions of legislation in the field of transport security in the member states of the Commonwealth of Independent States, development of proposals for the unification of terminology, forms and methods of cooperation based on the analysis of international legal bases (treaties, memoranda, protocols, agreements, etc.). Methodology: a set of general scientific and private scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition. Results: this study has the possibility of practical application when making changes to the legislation regulating the area of legal relations under consideration. Conclusions: not all CIS member States have adopted specialized laws on transport security. The content of the adopted and current national laws has significant differences from the model law on transport security in terms of goals, objectives, principles, basic concepts and administrative and legal means. The unification of national and international legislation is required, ensuring the coordination of the activities of the CIS member States in the field of transport security.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое обеспечение транспортной безопасности в странах — участниках СНГ»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-5-114-122 УДК 342.951:351.82

С.Н. Зайкова

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ — УЧАСТНИКАХ СНГ

Введение: за основу формирования системы административно-правового обеспечения транспортной безопасности в России принят международный опыт борьбы с терроризмом, в том числе на транспорте. Особое значение для защищенности российского транспортного комплекса имеет состояние правового регулирования рассматриваемой проблемы на территориях, ранее входивших в состав Союза ССР. Цель: определение уровня разработанности, проблем, различий и противоречий законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, разработка предложений по унификации терминологии, форм и методов сотрудничества на основе анализа международно-правовых оснований (договоров, меморандумов, протоколов, соглашений и т.д.). Методологическая основа: совокупность общенаучных и частнонаучных (логико-юридический, сравнительно-правовой) методов познания. Результаты: настоящее исследование имеет возможность практического применения при внесении изменений в законодательство, регулирующее рассматриваемую область правоотношений. Выводы: не всеми государствами — участниками СНГ приняты специализированные законы о транспортной безопасности. Содержание принятых и действующих национальных законов имеет существенные отличия от модельного закона о транспортной безопасности в части целей, задач, принципов, основных понятий и административно-правовых средств. Требуется унификация национального и международного законодательства, обеспечивающая координацию деятельности государств — участников СНГ в области транспортной безопасности.

Ключевые слова: транспортная безопасность, система транспортной безопасности, государства — участники СНГ, национальная безопасность, международно-правовые основания, безопасность на транспорте.

S.N. Zaikova

ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT OF TRANSPORT SECURITY IN THE CIS MEMBER STATES

Background: the basis for the formation of the system of administrative and legal support of transport security in Russia is the international experience of combating terrorism, including in transport. Of particular importance for the security of the Russian transport complex is the state of legal regulation of the problem under consideration in the territories that were previously part of the USSR. Objective: determination of

© Зайкова Светлана Николаевна, 2021

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: snzaikova@rambler.ru © Zaikova Svetlana Nikolaevna, 2021

Candidate of law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Administrative and municipal law 114 (Saratov State Law Academy)

the level of development, problems, differences and contradictions of legislation in the field of transport security in the member states of the Commonwealth of Independent States, development of proposals for the unification of terminology, forms and methods of cooperation based on the analysis of international legal bases (treaties, memoranda, protocols, agreements, etc.). Methodology: a set of general scientific and private scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition. Results: this study has the possibility of practical application when making changes to the legislation regulating the area of legal relations under consideration. Conclusions: not all CIS member States have adopted specialized laws on transport security. The content of the adopted and current national laws has significant differences from the model law on transport security in terms of goals, objectives, principles, basic concepts and administrative and legal means. The unification of national and international legislation is required, ensuring the coordination of the activities of the CIS member States in the field of transport security.

Key-words: transport security, transport security system, CIS member states , national security, international legal basis, security on transport.

Масштабность проблем обеспечения транспортной безопасности с 30-х гг. XIX века привела к созданию и совершенствованию в странах национального законодательства и к разработке международных правовых актов, регулирующих вопросы межгосударственного сотрудничества в рассматриваемой области.

Проблема защищенности транспортного комплекса и пассажиров имеет актуальное значение для каждой страны и по сегодняшний день. Международное право1 закрепляет свободу передвижения для каждого, и она может быть ограничена только в интересах национальной безопасности (п. 3 ст. 2). Соответственно все страны обязаны обеспечить безопасное передвижение по своей территории.

В основу формирования системы административно-правового обеспечения транспортной безопасности в России положен международный опыт борьбы с терроризмом, в том числе на транспорте.

Естественно, что при анализе международной практики в рассматриваемой сфере правоотношений в первую очередь целесообразно обратиться к законодательству соседних государств (далее — СНГ).

Не согласимся с мнением [1, с. 96], что меры обеспечения безопасности на транспорте, принятые в странах СНГ, являются системообразующим сегментом рынка транспортных услуг, неотъемлемой частью информационных систем национальных морских портов, железнодорожных вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры. Слишком много имеется не исполненных до конца договоренностей и правовых пробелов в международном и национальном правовом регулировании.

В настоящее время среди стран — участников СНГ отсутствует единое понимание термина «транспортная безопасность» [2, с. 24]. Например, в Азербайджане2 и Армении3 отсутствует его легальное определение, однако в законах перечислены обязательные требования, которым должно соответствовать транспортное средство.

1 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕТС № 005 (заключена в Риме 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13 мая 2004 г.)) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.

2 См.: Закон Азербайджанской Республики от 11 июня 1999 г. №683-19 «О транспорте» // Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики. 1999. № 7, ст. 399.

3 См.: Закон Республики Армения от 21 декабря 2006 г. № ЗР-233 «Об автомобильном транспорте» // Официальные ведомости Республики Армения. 2006. № 67 (522), ст. 1404. 115

В законодательстве Республики Казахстан1 транспортная безопасность понимается как составная часть экономической безопасности. При этом защищенность транспортной отрасли экономики от возможных угроз должна обеспечивать не только функционирование, но и развитие транспортного комплекса: создание условий для удовлетворения ежедневных потребностей бизнеса и населения в услугах по перевозке различными видами транспорта, совершенствование транспортной инфраструктуры и обеспечение конкурентоспособности транзитного потенциала республики.

Однако, как отмечают исследователи [3, с. 142], несмотря на законодательно урегулированный понятийный аппарат, в законодательстве Республики Казахстан имеется недостаточная регламентация отдельных составляющих системы безопасности.

В стадии формирования находится аналогичное законодательство в Белоруссии [4, с. 141]. В республиканском законе2 под безопасностью транспортной деятельности понимается такое ее состояние, при котором обеспечена минимальная вероятность возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, в том числе иностранных и без гражданства, для имущества республиканского и частного, для республики и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств, окружающей среды.

Также не имеется специализированного закона о транспортной безопасности в Республике Киргизия. Действующий закон о транспорте содержит лишь одну правовую норму о том, что «...транспортные средства должны соответствовать требованиям безопасности»3.

Аналогичная ситуация с правовым регулированием и в Республике Узбекистан4.

В Республике Молдова отдельные вопросы безопасности на автомобильном транспорте регулируются Кодексом автомобильного транспорта5. По другим видам транспорта в республике используется международное законодательство.

Из всех государств — участников СНГ законы о транспортной безопасности приняты в России, Таджикистане6 и Туркменистане7, по содержанию они во многом схожи.

Различные подходы в нормативно-правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности приводят к необходимости унификации национального законодательства стран СНГ с международным законодательством, координации совместных усилий, направленных на защищенность транспортной отрасли. Как отмечали представители Минтранса России, требуется разработ-

8 1 См.: Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 г. № 527-IV «О национальной безопас-

ности Республики Казахстан». URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31106860 (дата § обращения: 02.08.2021).

° 2 См.: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 140-З «Об основах транспортной деятель-

S. ности» определяет понятие «безопасности на транспортной деятельности» // Газета «Звезда». ч 1998. № 168.

1 3 См.: Закон Киргизской республики от 8 июля 1998 г. № 89 «О транспорте» // Газета «Эр-

§ кин-Тоо». 1998. № 93.

4 См.: Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1998 г. № 674-I «Об автомобильном транспорте» // Народное слово. 1998. № 184 (1968).

5 См.: Кодекс автомобильного транспорта Республики Молдова от 17 июля 2014 г. № 150. URL: http://bizlex.ru/29-kodeks-avtomobilnogo-transporta-respubliki-moldova.html (дата обращения: 02.08.2021).

6 См.: Закон Республики Таджикистан от 3 июля 2012 г. № 847 «О транспортной безопасности». URL: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?Rgn=117174 (дата обращения: 02.08.2021).

7 См.: Закон Туркменистана от 5 января 2018 г. «О транспортной безопасности» // Газета 116 «Нейтральный Туркменистан». 2018. № 11.

ка «эффективного механизма по согласованию государствами — участниками Содружества системы мер, принимаемых в целях защиты транспортного комплекса»1.

На современном этапе координация совместных действий осуществляется на основе соглашений, договоров, модельных законов, принятых Советом глав правительств СНГ, а также решений Координационного транспортного совещания государств — участников СНГ.

Все перечисленные правовые акты и соглашения можно поделить на две части, в зависимости от предмета регулирования (общего и особенного).

Во-первых, это общие акты (соглашения) государств — участников СНГ, которые направлены на развитие транспортного сотрудничества в целом, косвенно затрагивающие вопросы обеспечения транспортной безопасности. К ним относятся:

Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства2 (Российской Федерацией и Республикой Молдова не выполнены внутригосударственные процедуры);

Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом3 (Грузией не выполнены внутригосударственные процедуры);

Меморандум4 и соглашение5 о сотрудничестве в области развития международных транспортных коридоров;

Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства6;

Протокол о международных автодорогах СНГ7.

Ко второй группе относятся специальные акты (соглашения), регулирующие сотрудничество по вопросам безопасности транспортного комплекса в целом и по отдельным видам транспорта:

Декларация по обеспечению безопасности на транспорте8, положившая начало формированию правовой базы для сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой

1 См.: Тезисы выступления заместителя министра транспорта РФ Захряпина Н.Ю. на VI у Международном форуме «Безопасность на транспорте»: развитие законодательства и антитер- р рористические меры (2016 г.). URL: https://tb-inform.ru/vi-mezhdunarodnyj-forum-bezopasnost- в na-transporte-razvitie-zakonodatelstva-i-antiterroristicheskie-mery/ (дата обращения: 02.08.2021). н

2 См.: Соглашение стран СНГ от 9 октября 1997 г. «О принципах формирования общего й транспортного пространства и взаимодействия государств — участников Содружества Неза- д висимых Государств в области транспортной политики» // Дипломатический вестник. 1997. 1 № 11. С. 35-38. е

3 См.: Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Госу- к дарств в борьбе с терроризмом (подписан в г. Минске 4 июня 1999 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1999. № 2 (32). а

с. 120-129. ее

4 См.: Меморандум стран СНГ от 18 сентября 2003 г. «О сотрудничестве государств — участ- | ников СНГ в области международных транспортных коридоров» // Содружество. Информацион- • ный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2003. № 2 (43). С. 32-35. ю

5 См.: Соглашение глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 г. «О согласованном развитии 1 международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств — участников ) СНГ» (с изм. от 28 октября 2016 г.) // Бюллетень международных договоров. 2011. № 4. С. 13-18. 2

6 См.: Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства S (заключено в г. Минске 12 декабря 1991 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000.

№ 7. С. 3-7.

7 См.: Протокол стран СНГ от 11 сентября 1998 г. «О международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств» // Бюллетень международных договоров. 2000. № 12. С. 15-35.

8 См.: Решение Совета глав правительств СНГ «О Декларации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах — участниках Содружества Независимых Государств» (принято в г. Ялте 18 сентября 2003 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. № 2 (43). С. 3639. 117

и терроризмом на транспорте. Во исполнение указанной Декларации был разработан и утвержден соответствующий перечень комплексных мероприятий1; Стратегия обеспечения безопасности в международном сообщении2 и плано-

вый документ ее реализации3;

Соглашение о сотрудничестве в области защиты гражданской авиации4 и Модельный закон о безопасности на воздушном транспорте5;

Положение по вопросам безопасности движения на железнодорожном транспорте6;

Соглашение об информационном взаимодействии7.

Отдельно необходимо остановиться на Модельном законе о безопасности на транспорте8, которым определены основные цели сотрудничества, административно-правовые и организационные задачи, принципы и структура национального законодательства в области транспортной безопасности.

Что касается структуры законодательства, то модельный закон включил в нее национальную конституцию и иные национальные нормативные правовые акты, а также международные договоры и соглашения. Указанное положение нашло отражение в правовых системах всех государств —участников СНГ в отличие от других важных положений рассматриваемого закона.

На основе достигнутых международных договоренностей целями обеспечения транспортной безопасности являются:

обеспечение достаточных условий для планомерного и беспрерывного функционирования транспортного комплекса;

защита личных и имущественных интересов в транспортном комплексе;

f 1 См.: Перечень мероприятий по комплексному обеспечению безопасности на транспорте в

I государствах — участниках СНГ (утвержден в г. Астане 17 июня 2004 г.) // Транспорт России. ! 2004. 11 июля.

2 См.: Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 г. «О Стратегии обеспечения " транспортной безопасности на территориях государств — участников Содружества Независи-

i мых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении». URL: http://cis.

¥ minsk.by/ (дата обращения: 02.08.2021).

¡1 3 См.: Решение Совета глав правительств СНГ от 26 мая 2017 г. «О Плане первоочередных

мероприятий по реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевоз-£ ок в международном сообщении на период 2017-2019 годов». URL: ^^р://и8.тш8к.Ьу/(дата I обращения: 02.08.2021).

4 См.: Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов Ц незаконного вмешательства (заключено в г. Минске 26 мая 1995 г.) // Содружество. Информацией онный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1995. № 2 (19). С. 127-130. >g 5 См.: Модельный закон о безопасности на воздушном транспорте (принят в г. Санкт-

5 Петербурге 31 октября 2007 г. постановлением № 29-10 на 29-м пленарном заседании Межпар-¡5 ламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Меж-

§ парламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств.

4 2007. № 41. С. 217-239.

1 6 См.: Положение о Комиссии Совета по железнодорожному транспорту по вопросам безопас-

5 ности движения на железнодорожном транспорте (утверждено в г. Кишиневе 20 ноября 2013 г. на 59-м заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ) (с изм. от 18 мая 2018 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 См.: Соглашение стран СНГ от 30 мая 2014 г. «Об информационном взаимодействии государств — участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности». URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.08.2021).

8 См.: Модельный закон о безопасности на транспорте (принят в г. Санкт-Петербурге 31 октября 2007 г. постановлением № 29-9 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея

118 государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 200-216.

защита транспортных объектов и субъектов транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг от актов незаконного вмешательства, а также от природных, техногенных и иных кризисных ситуаций.

В отличие от модельного закона, целевые ориентиры, содержащиеся в российском законе, ограничиваются защитой транспортного комплекса только от актов незаконного вмешательства. Аналогичное целеполагание в законах Таджикистана и Туркменистана.

Следовательно, рассмотренные национальные законы ограничиваются только актами незаконного вмешательства, оставляя без внимания иные кризисные ситуации. Как известно, от правильно поставленной цели зависит эффективность государственного управления, особенно в области национальной безопасности.

Задачи, закрепленные в модельном законе и в национальных законах, во многом схожи. Однако следует отметить, что п. 2 ст. 2 Закона РФ, п. 2 ст. 3 Закона Республики Таджикистан и п. 2 ст. 2 Закона Туркменистана не предусматривают такой задачи, как международное сотрудничество в области транспортной безопасности. Закрепленное модельным законом и практически реализуемое, оно, безусловно, требует отражения в национальных законодательных актах.

В рассматриваемом законодательстве отличаются и принципы. Не нашли отражения в национальных законах следующие модельные принципы: приоритет жизни и здоровья людей;

конечной государственной ответственности за организацию транспортной безопасности;

обоснованного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов транспортной отрасли при государственном управлении и регулиро- ш вании в области безопасности. н

В модельном законе перечислены субъекты и объекты

защиты. п

К субъектам защиты относятся: органы власти, в том числе местного само- о управления; международные организации, функционирующие в транспортной | отрасли; хозяйствующие субъекты (поставщики) и потребители транспортных о

с

услуг. Причем последние имеют двойной правовой статус: как лица, обязанные а

обеспечивать и соблюдать транспортную безопасность и несущие ответствен- в

ность за неисполнение указанных обязанностей, и как лица, имеющие право на о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

безопасное рабочее место и безопасную транспортную услугу. р

К объектам защиты относятся поставщики и потребители транспортных |

услуг, а также третьи лица — участники транспортной деятельности, которым к

может быть причинен вред. Кроме того, защите подлежат объекты транспорта, а

груз, багаж. |

Национальные законы Российской Федерации, Таджикистана и Туркме- и

нистана не уточняют составы субъектов и объектов защиты. В них понятие ¡§

«транспортная безопасность», по сути, сводится к защищенности только лишь 1

объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, без упомина- ) ния физических лиц (независимо от их административно-правового статуса), находящихся в транспортных средствах или на этих объектах.

Организационно-правовые средства обеспечения транспортной безопасности, применяемые в разных странах, имеют как сходство, так и отличие.

В большинстве стран применяются техническое регулирование, стандартизация и сертификация, аккредитация сил и средств обеспечения безопасности.

Так, в Азербайджанской Республике предусмотрена государственная стандар- цд

тизация обязательных требований относительно безопасности транспортных средств, дорог, а также технических средств, обеспечивающих работу транспорта.

В Армении установлена административная регламентация в виде лицензирования транспортной деятельности (отдельных ее видов) и подтверждения соответствия транспортных услуг (аккредитация) в порядке, установленном Законом Республики Армения «Об оценке соответствия»1.

В Республике Казахстан, где транспортная безопасность является составной частью экономической безопасности, законодательно закреплен контроль за использованием экономических объектов, находящихся в управлении (либо собственности) иностранных организаций и организаций с участием иностранных инвесторов.

Среди административно-правовых процедур в области обеспечения транспортной безопасности в Белоруссии следует отметить техническую оценку, лицензирование и оценку профессиональной подготовки и состояния здоровья, проводимую в отношении работников службы безопасности транспортной деятельности. Контроль за осуществлением лицензируемых видов деятельности в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется министерством транспорта и коммуникаций Белоруссии в соответствии с законодательством о лицензировании, о контрольной деятельности.

В Киргизской республике признаны зонами повышенной опасности аэропорты и пристани, станции и автотранспортные предприятия, железнодорожные линии и водные пути, используемые для движения транспортных средств. Правила нахождения на их территории строго регламентированы республиканским правительством. Транспортным предприятиям и перевозчикам предписано предотвратить доступ посторонних лиц к транспорту, обеспечить его охрану, техническое оснащение специальными устройствами. В качестве формы контроля предусмотрены административные досмотры.

Правила пребывания на объектах транспортной инфраструктуры устанавливаются также в Республике Узбекистан. Помимо этого, применяются сертификация автотранспортных средств на соответствие требованиям безопасности и лицензирование перевозок.

Вышеприведенный анализ основных административно-правовых процедур показывает, что национальным законодательством (за исключением России, Таджикистана и Туркменистана) не предусмотрены следующие меры: оценка уязвимости объектов, их категорирование и особые ограничения при приеме на работу сотрудников безопасности на транспорте, несмотря на то, что указанные меры предусмотрены модельным законом о безопасности на транспорте.

По нашему мнению, требуется корректировка действующих в Российской Федерации национальных законов относительно целей, задач, принципов и основных понятий, административно-правовых мер обеспечения транспортной безопасности, а также принятие другими государствами — участниками СНГ соответствующих национальных законов.

Все вышеперечисленные акты и соглашения определяют рамки сотрудничества и обязательные (либо рекомендованные) для исполнения государствами

1 См.: Закон Республики Армении «Об оценке соответствия» от 19 июня 2004 г. № 82-Н. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=2006&lang=rus (дата обращения: 120 02.08.2021).

участниками СНГ требования по обеспечению безопасности пассажиров и обслуживающего персонала на транспорте, а также сохранности грузов и багажа.

Анализ вышеперечисленных актов позволяет выделить основные формы международного взаимодействия: информационный обмен;

реализация совместных планов по принятию превентивных, обеспечительных и восстановительных административно-правовых мер;

экспертная оценка состояния защищенности объектов повышенной опасности; межведомственное взаимодействие и обмен накопленным положительным опытом борьбы с терроризмом, практикой реализации национального законодательства;

практическая помощь при совершенном противоправном акте; проведение совместных учений и повышения квалификации сотрудников (семинары, стажировки, конференции);

совместные научные исследования и опытно-конструкторские разработки систем и средств защиты объектов транспорта.

Сотрудничеству и взаимодействию в рассматриваемой сфере правоотношений способствует создание межгосударственных (межправительственных) органов. Например, на этой основе постоянно действуют Антитеррористический центр1, Межгосударственный авиационный комитет2, Совет по железнодорожному транспорту3.

Предстоит еще большая работа по совершенствованию национального законодательства и приведения его в соответствие с требованиями международных актов. Новые вызовы и новые виды угроз, таких как деятельность интернет-экстремистов, направленная на подрыв транспортных систем, требуют непрерывной работы по обновлению форм и методов обеспечения безопасности [5; 6; 7].

Подводя итоги исследованию международно-правовых оснований и условий формирования системы административно-правового обеспечения транспортной безопасности, следует отметить, что, играя в основном унифицирующую роль [8, с. 118], международное право позволяет формировать национальное законодательство с учетом международного опыта правового регулирования борьбы с терроризмом и иными незаконными актами вмешательства в деятельность транспорта.

Библиографический список

1. Меркушова О.В. Сотрудничество стран СНГ по обеспечению безопасности деятельности объектов транспортной инфраструктуры, перевозок пассажиров и грузов разными видами транспорта // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 3. С. 90-98.

2. Ирошников Д.В. Теоретические проблемы легального определения транспортной безопасности и смежных с ней категорий // Вопросы безопасности. 2020. № 1. С. 17-29.

1 См.: Официальный сайт Антитеррористического центра государств — участников СНГ. URL: https://www.cisatc.org/132 (дата обращения: 02.08.202l).

2 См.: Официальный сайт Межгосударственного авиационного комитета. URL: https://mak-iac.org/o-mak/ (дата обращения:

3 См.: Официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств — участников

СНГ. URL: https://www.sovetgt.org/index.php?link=1 (дата обращения: 02.08.2021). 121

3. Ильясова Г.А. Правовые аспекты обеспечения безопасности на транспорте: сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1-2. С. 140-143.

4. Полещук Л.А. Проблемы правовой регламентации безопасности транспортной деятельности в Республике Беларусь // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2013. № 1. С. 139-143.

5. Zervina O. The Environment of Extremist Textual Content Threatening Transportation Systems // Proceedings of the International Conference TRANSBALTICA XI: Transportation Science and Technology. Springer, 2019. P. 541-551.

6. Rodrigue J. The Geography of Transport Systems (fifth edition). New York: Rout-ledge, 2020. 456 p.

7. Segell G. Terrorism on London Public Transport, Defence & Security Analysis. 2006. Р. 45-59.

8. Маистренко Г.А. Борьба с терроризмом на основе реализации положений международного и российского права // Современное право. 2018. № 9. С. 116-119.

References

1. Merkushova O.V. Cooperation of the CIS Countries in Ensuring the Safety of Transport Infrastructure Facilities, Passenger and Cargo Transportation by Various Modes of Transport // International Cooperation of the Eurasian States: Politics, Economics, Law. 2018. No. 3. P. 90-98.

2. Iroshnikov D.V. Theoretical Problems of Legal Definition of Transport Safety and Related Categories // Security Issues. 2020. No. 1. P. 17- 29.

3. Ilyasova G.A. Legal Aspects of Ensuring Transport Safety: a Comparative Legal Analysis of the Legislation of the CIS Countries // International Journal of Experimental

3 Education. 2014. No. 1-2. P. 140-143.

0

? 4. Poleshchuk L.A. Problems of Legal Regulation of Transport Security in the Republic

3 of Belarus / L. A. Poleshchuk // Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Af-

£ fairs of the Republic of Belarus. 2013. No. 1. P. 139-143.

5. Zervina O. The Environment of Extremist Textual Content Threatening Trans-| portation Systems // Proceedings of the International Conference TRANSBALTICA XI:

1 Transportation Science and Technology. Springer, 2019. P. 541-551.

6. Rodrigue J. The Geography of Transport Systems (fifth edition). New York: Rout-| ledge, 2020. 456 p.

| 7. Segell G. Terrorism on London Public Transport, Defense & Security Analysis.

| 2006. P. 45-59.

g 8. Maistrenko G.A. Counterterrorism on the Base of Implementation of Provisions of

8 International and Russian Law // The Modern Law. 2018. No. 9. P. 116-119.

u a ro

u O

5 S

O *

u CO O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.