Научная статья на тему 'Сотрудничество стран СНГ по обеспечению безопасности деятельности объектов транспортной инфраструктуры, перевозок пассажиров и грузов разными видами транспорта'

Сотрудничество стран СНГ по обеспечению безопасности деятельности объектов транспортной инфраструктуры, перевозок пассажиров и грузов разными видами транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН СНГ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН СНГ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК / БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / TRANSPORT SECURITY OF THE CIS COUNTRIES / INFORMATION INTERACTION OF THE CIS COUNTRIES IN THE FIELD OF TRANSPORTATION SAFETY / SAFETY OF THE OPERATION OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меркушова Олеся Валерьевна

Рассмотрена система обеспечения информационного взаимодействия стран СНГ в сфере безопасности перевозок и функционирования объектов транспортной инфраструктуры. Отмечены меры обеспечения безопасности транспортной и инвестиционной деятельности объектов инфраструктуры транспорта. Определена реальность мер противодействия недружественным действиям США в сфере транспорта. Показано, как фокусировка стран СНГ на проблемах безопасности транспорта привела к радикальному изменению режима надзора за качеством перевозок железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом. При этом особое внимание в странах СНГ уделяется анализу и изучению международного опыта организации систем цифрового контроля уровней безопасности на транспорте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of the CIS countries to ensure the safety of transport infrastructure facilities, transport of passengers and goods by different types of transport

The system of ensuring information interaction of the CIS countries in the field of transport safety and the functioning of transport infrastructure facilities is considered Measures to ensure the safety of transport and investment activities of transport infrastructure facilities are noted. The reality of countermeasures on unfriendly actions of the USA in the field of transport has been determined. It is shown how the focus of the CIS countries on the problems of transport security has led to a radical change in the mode of monitoring the quality of transportation by rail, sea, road and air transport. At the same time, in the CIS countries, special attention is paid to the analysis and study of international experience in the organization of “digital control of safety levels” in transport,

Текст научной работы на тему «Сотрудничество стран СНГ по обеспечению безопасности деятельности объектов транспортной инфраструктуры, перевозок пассажиров и грузов разными видами транспорта»

Сотрудничество стран СНГ по обеспечению безопасности деятельности объектов транспортной инфраструктуры, перевозок пассажиров и грузов разными видами транспорта

МЕРКУШОВА ОЛЕСЯ ВАЛЕРЬЕВНА,

декан юридического факультета Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук

Аннотация: Рассмотрена система обеспечения информационного взаимодействия стран СНГ в сфере безопасности перевозок и функционирования объектов транспортной инфраструктуры. Отмечены меры обеспечения безопасности транспортной и инвестиционной деятельности объектов инфраструктуры транспорта. Определена реальность мер противодействия недружественным действиям США в сфере транспорта. Показано, как фокусировка стран СНГ на проблемах безопасности транспорта привела к радикальному изменению режима надзора за качеством перевозок железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом. При этом особое внимание в странах СНГ уделяется анализу и изучению международного опыта организации систем цифрового контроля уровней безопасности на транспорте

Ключевые слова: транспортная безопасность стран СНГ, информационное взаимодействие стран СНГ в сфере безопасности перевозок, безопасность функционирования объектов транспортной инфраструктуры

Cooperation of the CIS countries to ensure the safety of transport infrastructure facilities, transport of passengers and goods by different types of transport

MERKUSHOVA OLESYA VALERYEVNA,

Dean of the Law Faculty of the Institute of International Law and Economics named after A.Griboedov, Candidate of Legal Science

Abstract: The system of ensuring information interaction of the CIS countries in the field of transport safety and the functioning of transport infrastructure facilities is considered Measures to ensure the safety of transport and investment activities of transport infrastructure facilities are noted. The reality of countermeasures on unfriendly actions of the USA in the field of transport has been determined. It is shown how the focus of the CIS countries on the problems of transport security has led to a radical change in the mode of monitoring the quality of transportation by rail, sea, road and air transport. At the same time, in the CIS countries, special attention is paid to the analysis and study of international experience in the organization of "digital control of safety levels" in transport,

Key words: transport security of the CIS countries, information interaction of the CIS countries in the field of transportation safety, safety of the operation of transport infrastructure facilities.

Обеспечение безопасности транспортной и инвестиционной деятельности объектов инфраструктуры транспорта в странах СНГ

На приграничных территориях стран СНГ, таких, например, как Калининградская область в России, Кустанайская область в Казахстане, Брестская и Могилевская области в Беларуси, соседние прикаспийские территории Азербайджана и Ирана, и на других территориях происходят процессы формирования трансграничных транспортных кластеров, способных в будущем усиливать транспортное взаимодействие приграничных государств и интегрироваться в единую транспортную систему евразийских государств через ЕС, ЕАЭС, СНГ, ШОС, Экономический проект нового Шелкового пути, обеспечивая транзит грузов и пассажиров между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европейским союзом1.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. в качестве одной из целевых установок определила интеграцию в мировое транспортное пространство, развитие экспорта транспортных услуг и реализацию транзитного потенциала России и стран СНГ в системе международных транспортных перевозок, которые в сочетании с инвестиционной деятельностью на объектах транспортной инфраструктуры, превращают международные транспортные узлы и коридоры в транспортные синдикаты по перевозкам грузов и пассажиров.

Это, с одной стороны, снижает уровень транспортных и инвестиционных рисков, но с другой, требует усиления контроля за безопасностью в сфере обеспечения оперативности, достоверности информации о транспорте и его объектах, проведение контроля за целевым использованием, за бюджетным финансированием, за безопасностью перевозок различными видами

транспорта, усиления надзора за перевозками как меры предупреждения преступлений на транспорте.

Обеспечение безопасности транспортной и инвестиционной деятельности объектов инфраструктуры транспорта сегодня не только широко используется в практике зарубежных компаний, но и выступает эффективным инструментом внешней коммерческой стратегии безопасности перевозок2. Меры обеспечения безопасности на транспорте в странах СНГ трансформируются в системообразующий сегмент рынка транспортных услуг, становясь неотъемлемой частью коммуникационных связей и информационных систем национальных железнодорожных вокзалов, морских портов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры.

Кроме того, транспортно-инвестиционная деятельность по развитию инфраструктуры железнодорожных вокзалов, морских портов, аэропортов, других объектов транспорта обеспечивается созданием инвестиционных фондов транспортных корпораций, фондов страхования рисков авиаперевозок и др., выступая как организационно-финансовое условие, обеспечивающее положительное влияние на предпринимательскую деятельность в транспортной сфере.

В рамках стран СНГ, включая Россию, меры безопасности как форма защиты от рисков в транспортной и инвестиционной деятельности при перевозках до сих пор рассматриваются узко, лишь как специализированная ниша программ развития вокзалов, портов и перевозок, не совместимая с системными мерами противодействия незаконному обороту товаров, незакон-

1 Сергеев С.В., Коренева В.С. Транспортный кластер как вариант развития транспортного комплекса // Вестник Балтийского Федерального университета им. Канта. 2012. Вып. 1.С. 144-149. https://cyberleшnka.ш/artide/n/transportnyy-klaster-kak-variant-razvitiya-transportnogo-kompleks

2 Петрова Г.В. Саммит Группы-20 в Гамбурге 2017 года и новые векторы стабильности, безопасности и сотрудничества в международных отношениях по инвестиционным, торговым и финансовым вопросам // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 47-56.

ной миграции, борьбе со всеми видами организованной преступности.

Такое положение неприемлемо в связи с тем, что государственное регулирование безопасности в железнодорожной, авиатранспортной, иных сферах перевозок играет решающую роль в развитии регулирования системы управления транспортными и коммерческими рисками как наиболее действенного и перспективного механизма повышения качества функционирования транспорта как высокодоходной самоорганизующейся системы.

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области РФ определила стратегическими точками развития увеличение числа территориально-отраслевых кластеров, включающих транспортно-логистический кластеры на основе мульти-модульных транспортно-экспе-диционных центров, построенных по принципам связанных анклавов, организованных с примене-

нием информационно-коммуникационных технологий и цифровых инноваций.

Акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») уже разработало методология организации функционирования международных транспортных коридоров на основе кластерного подхода с применением мультимо-дальных логистических центров1.

Кластеры как форма организации транснациональных структур на транспорте существует в инновационной практике развития транспортных систем развитых западных стран Европы Германии, США, Японии, Финляндии, Китае, Индии. Республика Казахстан провозгласила одним из семи стратегически важных направлений развития экономики обеспечение деятельности транспортных кластеров инфраструктуры приграничных со странами СНГ районов, а также строительство инфраструктурных транспортных объектов Экономического проекта Нового шелкового пути.2

Система обеспечения информационного взаимодействия в сфере безопасности на транспорте стран СНГ

В СНГ создается система обеспечения коллективной безопасности на транспорте, которая ориентирована на мировые стандарты. Странами СНГ принято Соглашение об информационном взаимодействии государств - участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности от 30.05.2014 г., которое утверждено Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10.10.2018 г. № 6803.

Соглашение принято в целях сближения законодательства стран СНГ в области обеспечения

транспортной безопасности и повышения эффективности эксплуатационных параметров и нормативов функционирования национальных и международных транспортных коридоров стран СНГ. В этой связи необходимо дальнейшее развитие международного сотрудничества по реализации на практике совместных мер по предупреждению актов, имеющих признаки незаконного вмешательства и противозаконного воздействия (угрозы) для устойчивости и безопасности транспортных коридоров, объектов транспортных комплек-

1 Морозов В.Н. Методология организации функционирования международных транспортных коридоров на основе кластерного подхода с применением мультимодальных логистических центров: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. М., 2011. http://disus.ru/r-transport/130850-1-metodologiya-organizacii-funkcionirovaniya-mezhdunarodnih-transportnih-koridorov-osnove-klasternogo-podhoda-primeneniem-mul.php

2 Прокофьев Т.А. Хаиров Б.Г. Кластерный подход к формированию региональной транспортно-логистической системы (РТЛС) на территории Омской области. http://www.e-rej.ru/upload/iblock/a65/a65be1c3973904262a9c2a0b6ebb8a3a.pdf

3 Об утверждении Соглашения об информационном взаимодействии государств - участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности/ http://docs.cntd.ru/document/542617602

сов, кластеров, технологических платформ транспортной инфраструктуры, а также несущих угрозы для интересов личности, общества и государства,

В Соглашении «актами незаконного вмешательства» называются противоправные умышленные и неумышленные действия или бездействия, террористические акты, угрожающие безопасности функционирования транспортного комплекса, если они повлекли или могли повлечь вред или угрозу вреда жизни и здоровью граждан, а также имущественный ущерб.

К объектам транспортной инфраструктуры, относительно которых применяются меры обеспечения безопасности в странах СНГ, относятся технологические комплексы, состоящие из железнодорожных, автомобильных вокзалов, станций, тоннелей и эстакад, мостов, наземных и подземных переходов, морских портов и терминалов. Также особо охраняются системы акваторий морских портов; порты, расположенных во

внутренних водных коридорах, где проходит регистрация, посадка или высадка людей, перевалка опасных грузов, осуществляемая по специальным разрешениям.

Число охраняемых транспортных объектов постоянно растет, включая комплексы судоходных гидротехнических сооружений, аэродромов, аэропортов, средств слежения, радиолокации,связи, компьютерного управления транспортными средствами. Происходит систематическая проверка степени уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценка и анализ степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства на участках автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромах, посадочных площадках, а также на иных объектах обеспечивающих функционирование транспортного комплекса.

Транспортная безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

Информационное взаимодействие по обеспечению безопасности в транспортной сфере сотрудничества стран СНГ осуществляется для предотвращения угроз совершения актов незаконного вмешательства, нарушающих функционирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств при проведении постоянной оценки уязвимости объектов, категорирова-нии, планировании, осмотре объектов обеспечения транспортной безопасности, осуществлении государственного контроля (надзора), информационном материально-техническом и научно-техническом обеспечении сотрудничества.

Министерство транспорта РФ выполняет задачи развития информационно-технологических

систем обеспечения безопасности на транспорте, поставленные Правительством РФ в рамках реализации положений Указа Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1.

Распоряжение Минтранса России от 03.03.2018 г. № ИА-140-р «О внесении изменений в План информатизации Министерства транспорта Российской Федерации на 2018 финансовый год и плановый период 2019-2020 годов, утвержденный распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2018 г. № ЕД-9-р'2 реализует задачи Указа Президента РФ от 05.07.2018 г. № 204 и Согла-

1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2 Распоряжение Минтранса России от 03.09.2018 г. № ИА-140-р. https://www.mintrans.rU/documents/2/9545

шения СНГ об информационном взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности от 30.05.2014 г.

ОАО «РЖД», международные железнодорожные организации стран СНГ, «Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСРГА), Комитет по технике, оборудованию, аэродромному обеспечению Ассоциации «Аэропорт» ГА (СНГ) и другие транспортные межгосударственные и общественные организации, объединяющие транспортные компании России и стран СНГ, в 2000-2018 гг. провели серьезные мероприятия по выработке стандартов транспортной безопасности1.

В 2016-2018 гг. аэропорты (а затем и железнодорожные транспортные узловые комплексы) стран СНГ провели через межгосударственные организации оценки уязвимости транспортных объектов по различным критериям, по результатам которых были разработаны планы обеспечения транспортной безопасности, детализирующий порядок действий при введении различных уровней безопасности.

Было отмечено: необходимость повышения уровней безопасности связана с тем, что государства при развитии государственных корпораций и государственно-частных партнерств как форм коммерциализации объектов транспорта должны ускорить процесс институциональной трансформации транспортной отрасли и создать особую правовую среду для регулирования деятельности объектов транспорта как государственных и частных акционерных обществ -транспортных корпораций (полисов и кластеров) возможно со статусом особой техно-платформы развития и инноваций.

Правовая ниша корпораций транспорт-полисов должна включать не один единый режим регулирования, а несколько различных по жестко-

сти режимов регулятивных правовых систем для каждого институционального звена объектов разных видов транспорта в связи с ростом на транспорте терроризма и экстремизма.

Фокусировка на проблемах безопасности привела к радикальному изменению режима надзора за качеством перевозок железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом. Администрации компаний, входящих в ОАО «РЖД», авиакомпании России и стран СНГ ищут рентабельные технологические решения, которые позволили бы решить проблемы обеспечения безопасности использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Особое внимание в странах СНГ уделяется анализу и изучению международного опыта организации систем цифрового контроля уровней безопасности на транспорте, включая опыт Израиля, США, Великобритании и других стран.

Здесь актуальность приобретает изучение и использование как внутригосударственного, так и международного опыта в области противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного, морского транспорта и гражданской авиации, основанного на создании интеллектуальных систем прогнозирования потенциальных угроз и их нейтрализации, эффективных систем обнаружения угроз.

Представителями Антитеррористического центра государств - участников СНГ, Межгосударственного авиационного комитета СНГ, Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ2 систематически обобщается опыт работы государственных органов и компаний в сфере транспорта, их взаимодействие с правоохранительными органами и службами безопасности стран СНГ. На основе критических подходов предлагаются планы осуществления дальнейших мер.

1 Заседание комитета ассоциаций аэропортов стран СНГ. http://aerodorstroy.by/index.pl?act=NEWSSHOW&id=2015062303

2 Совет по железнодорожному транспорту СНГ образован Межправительственным соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта СНГ от 14.02.1992 г. и является межгосударственным органом, координирующим работу железнодорожного транспорта стран СНГ. http://www.cis.minsk.by/page.php?id=2424

Аналитические материалы содержат конструктивные выводы и предложения, которые позволяют сделать дальнейшие шаги к сотрудничеству1. Можно сказать, что в определенной мере необходимость усиления национальных и международных мер обеспечения транспортной безопасности в СНГ обусловлена чрезмерной открытостью режимов функционирования вокзалов, морских портов, аэропортов, которые в расширением объема перевозок стали более уязвимыми для непредвиденных угроз пассажирам, персоналу, стабильности и правопорядку. При этом повышению количества возможных факторов дестабилизации в работе объектов транспорта стран СНГ

способствует и процесс трансформации коммерческих структур, имеющихся в системе объектов транспортной инфраструктуры, в самоокупаемые специализированные организации, не подконтрольные государственной администрации, представляющей транспортные компании.

Положения Федерального закона России «О транспортной безопасности» в контексте международного сотрудничества стран СНГ в области транспорта

Международный опыт технического оснащения демонстрирует различные аспекты и лучшие мировые практики внедрения систем транспортной безопасности. В процессе развития цифровых инноваций на транспорте обостряются многие виды рисков, не связанные прямо с терроризмом и экстремизмом, но имеющие негативное воздействие с возможной деформацией инфраструктуры. В частности, это касается риска бурного роста кластеров авиационной отрасли при непродуманной стратегии их коммерциализации с участием иностранного капитала. Это может усугубить риск чрезмерной задолженности, операционных издержек (операционный риск), ухудшить структуру пассивов и активов транспортного объекта, а также повысить уровень недоверия государства к транспортным услугам компаний.

На развитие особых мер транспортной безопасности обращает внимание Антитеррористиче-

ский центр СНГ (АТЦ СНГ)2 в связи с формированием Единого экономического пространства СНГ и Евразийского экономического союза. Все это потребовало появления и развития ряда проектов по модернизации транспортной, и особенно авиатранспортной инфраструктуры Евразийского региона. То есть в настоящий момент перед странами СНГ остро стоит вопрос профилактики и пресечения преступлений и терактов на транспорте и выработки единых стандартов по созданию безопасной транспортной среды на евразийском пространстве. Эти задачи реализуются в рамках Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 03.08 2018 г.) «О транспортной безопасности»3.

Деятельность АТЦ СНГ показывает, что необходимы устойчивая контртеррористическая защищенность транспортной отрасли, внедрение инновационных технологий в целях обеспечения защищенности пассажирских и грузовых перевоз-

1 Анализ и планирование хозяйственной деятельности ОАО «Приморское агентство авиационных компаний». https://www. bibliofond.ru/view.aspx?id=560117

2 Антитеррористический центр СНГ http://www.cisatc.org/

3 Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 03.08 2018 г.) «О транспортной безопасности».

ок, а также объектов инфраструктуры, особенно в условиях крупных городов. Таким образом, одними из важнейших проблем и стратегических задач безопасности СНГ стали проблемы и задачи организации работы по обеспечению транспортной безопасности и организации работы органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на объектах транспорта.

Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» является отражением договоренностей, достигнутых на уровне органов СНГ в области безопасности на транспорте1.

Международное сотрудничество в сфере транспорта и его безопасности странами СНГ осуществляется посредством деятельности межгосударственных организаций. Заключенные в рамках межправительственных комитетов соглашения стран СНГ являются гарантами транспортной безопасности в широком и конкретном

смысле, поскольку создают всеобъемлющий договорно-правовой режим соблюдения странами правил организации перевозок и эксплуатации объектов транспорта.

Например, при участии Межгосударственного авиационного комитета СНГ (МАК) за период его существования с 1991 г. были приняты: Меморандум о принципах взаимодействия и сотрудничества в области гражданской авиации, Соглашение о модернизации гражданской авиации государств - участников Содружества Независимых Государств, Соглашение о создании транснациональной финансово-промышленной группы по обеспечению эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации государств - участников Содружества Независимых Государств, Соглашение о практическом использовании положений статьи 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации, Соглашение о сотрудничестве по организации и проведению поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации, Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства2.

Министерством транспорта РФ 7 декабря 2017 г. было организовано XXXVII заседание Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ (КТС СНГ), которое состоялось в рамках программы «Транспортной недели - 2017». В нем участвовали министры транспорта Республики Армения, Республики Беларусь, Киргизской Республики, заместитель Министра транспорта Республики Казахстан и заместители руководителей транспортных ведомств Азербайджанской Республики, Республики Молдова, Туркменистана, Республики

1 Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303877/

2 Межгосударственный авиационный комитет СНГ (МАК) учрежден на договорной основе 30.12.1991 г. Включен в Реестр международных межправительственных организаций 1САО и зарегистрирован в СНГ https://mak-iac.org/

Узбекистан, ассоциированные члены КТС СНГ, представители бизнес-сообщества, международных и общественных организаций в сфере транспорта1.

На заседании КТС СНГ были рассмотрены актуальные вопросы, связанные с развитием сотрудничества стран СНГ, совершенствованием и сближением национальных и международных

актов стран СНГ по отраслям экономики, развитием международных транспортных коридоров, реализацией Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территории государств СНГ на 2017-2019 гг., применением технологии ГЛО-НАСС в целях безопасности на транспорте, созданием цифровой платформы транспортного комплекса2.

Транспортная безопасность и мер противодействия на недружественные действия США и иных иностранных государств

Тема транспортной безопасности становится особенно актуальной в связи с введением в последние два года новых санкций США против России, что привело к обострению напряженности во многих сегмента международных отношений, включая и авиационные перевозки между Россией и США. Россия намерена противодействовать этих мерам, которые противоречат международному торговому праву ВТО, принципам Устава ООН и другим международным нормам о недопустимости дискриминации в мировой торговле.

Министерство транспорта России, как и другие отраслевые органы государственного управления, прорабатывает антиамериканские экономические меры в сфере транспорта в ответ на санкции, введенные Вашингтоном против России, опираясь на федеральное законодательство в этой сфере.

Федеральный закон от 04.06.2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» включает конкретные меры воздействия (противодействия), которые являются ответом на санкции, введенные США и странами ЕС против России.

В качестве мер противодействия санкциям предполагается введение режима прекращения или приостановления международного сотрудничества Российской Федерации, российских юридических лиц с недружественными иностранными государствами, организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольными недружественным иностранным государствам или аффилированными с ними, в отраслях, определяемых решением Президента РФ3.

Как меры противодействия санкциям выступают запрещающие или ограничивающие меры, устанавливаемые Правительством РФ, относительно ввоза на территорию Российской Федерации продукции, сырья, которые сделаны в организациях под юрисдикцией недружественных иностранных государств либо в организациях, косвенно подконтрольных недружественным иностранным государствам или аффилированным с ними лицам. Это означает, что транспортная безопасность должна будет включать новые меры усиленного контроля за нелегальными перевозками запрещенных санкциями товаров.

1 XXXVII заседание Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ 07.12.2017 г. https://www. mintrans.ru/press-center/news/8434

2 Там же.

3 ФЗ РФ от 4 июня 2018г. N127^3 «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств»

Нормативно-правовые акты и литература

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ <^/71837200/

2. Соглашение об информационном взаимодействии государств-участников СНГ в области транспортной безопасности от 30.05.2014 г. http://docs. cntd.ru/document/542617602

3. Соглашение стран СНГ о создании Межгосударственного авиационного комитета СНГ (МАК) от 30.12.1991 г. https://mak-iac.org/

4. Решение XXXVII заседания Координационного транспортного совещания государств - участников СНГ от 07.12.2017 г. https://www.mintrans.ru/press-center/news/8434

5. Межправительственное соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта СНГ от 14.02.1992 г. http://www.cis.minsk.by/page. php?id=2424

6. Федеральный закон от 04.06.2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств». http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_299382/

7. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 03.08 2018 г.) «О транспортной безопасности». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66069/

8. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_303877/

9.Распоряжение Минтранса России от 03.09.2018 г. № ИА-140-р «О внесении изменений в План информатизации Министерства транспорта Российской Федерации на 2018 финансовый год и плановый период 2019-2020 годов, утвержденный распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2018 г. № ЕД-9-р». https://www. mintrans.ru/documents/2/9545

10. Анализ и планирование хозяйственной деятельности ОАО «Приморское агентство авиационных компаний». https://www.bibliofond.ru/view.

11. Антитеррористический центр СНГ. http://www. cisatc.org/

12. Сергеев С.В., Коренева В.С. Транспортный кластер как вариант развития транспортного комплекса // Вестник Балтийского Федерального университета им. Канта. 2012. Вып. 1.С. 144-149. https:// cyberleninka.ru/article/n/transportnyy-klaster-kak-variant-razvitiya-transportnogo-kompleks

13. Морозов В.Н. Методология организации функционирования международных транспортных коридоров на основе кластерного подхода с применением мультимодальных логистических центров: ав-тореф. дис. ... д-ра техн. наук. М., 2011. http://disus. ru/r-transport/130850-1-metodologiya-organizacii-funkcionirovaniya-mezhdunarodnih-transportnih-koridorov-osnove-klasternogo-podhoda-primeneniem-mul.php

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Петрова Г.В. Саммит Группы-20 в Гамбурге 2017 года и новые векторы стабильности, безопасности и сотрудничества в международных отношениях по инвестиционным, торговым и финансовым вопросам // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 47-56.

15. Прокофьев Т.А. Хаиров Б.Г. Кластерный подход к формированию региональной транспортно-логисти-ческой системы (РТЛС) на территории Омской области. http://www.e-rej.ru/upload/iblock/a65/a65be1c39 73904262a9c2a0b6ebb8a3a.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.