УДК: 342 ББК: 12.00.14
УГРОЗЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МЕТРОПОЛИТЕНАХ
МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ СМИРНОВ,
адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (заместитель начальника отдела охраны общественного порядка УВД
на ММ ГУ МВД России по г. Москве). E-mail: [email protected], Научный руководитель, рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов Научная специальность 12.00.14 — административное право,
административная деятельность.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается классификация угроз общественной безопасности на метрополитенах, путем анализа «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации».
Ключевые слова: безопасность, транспорт, метрополитен, стратегия, концепция, субъект транспортной инфраструктуры.
Annotation. In this issue authors narrate about the classification the threat to Public safety, by the analysis of «The national security strategy of the Russian Federation until 2020 year» and «The concept of Public security in the Russian Federation». Keywords: security, transport, subway, strategy, concept, the subject of transport infrastructure.
Переживаемый миром очередной этап научно-технического прогресса, технологическая революция, инновации пронизывают все стороны общественного развития. Процессы глобализации затрагивают все новые и новые сферы человеческой деятельности. Обозначенное своим образом оказывает воздействие на содержание государственной политики в области обеспечения безопасности, программы ее реализации, на формирование и приведение в действие механизмов ее исполнения. В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития, в настоящее время, переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. При этом реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам является одним из обязательных условий обеспечения национальной безопасности. Такие понятия, как: «безопасность», «национальная безопасность», «общественная без-
опасность», «транспортная безопасность» «экологическая безопасность», «информационная безопасность» закладываются в основание государственных стратегий развития, различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений нашей страны.1
В Российской Федерации появляются все больше и больше объектов, которым необходимы особые, режимные правила деятельности, способные создавать условия для их качественного функционирования. К таковым объектам относится и метрополитен. Специфика ситуации складывается в том, что в закрытом, в 99% случаях подземном пространстве, находится свыше сотен тысяч людей, которые осуществляют транзит на достаточно большие расстояния. Сама по себе деятельность метрополитенов, как объектов транспортного комплекса, естественно подвержена угрозам как извне, так и внутренним. То есть ситуация, складывающаяся в ходе пользования метрополитеном, влияет на изменение содержания общественных отношений, выражает необходимость изменения форм и методов управления в создающихся условиях и как следствие, установление административно-правового режима.
Метрополитен как объект управления — крупная, сложная, работающая при наличии помех нелинейная система, в которой одновременно задействовано большое количество подвижного состава, различного рода транспортных систем, которые, в свою очередь, должны работать слаженно и четко.
О сложности метрополитена как объекта управления свидетельствуют следующие признаки:
• многообразие структурных подразделений, высокая степень централизации, взаимосвязанность и необходимость синхронизации действий различных служб;
• необходимость решения не только отдельных инженерно-экономических задач, но и вопросов долгосрочного планирования и прогнозирования, наличие больших внешних связей системы;
• постоянный рост объема работы и информации, затрудняющий и делающий невозможным для человека полный анализ информации и принятие оптимального решения без ЭВМ.
В современных условиях проблема обеспечения безопасности такого объекта, как метрополитен, выходит в разряд приоритетных, что обусловлено рядом причин, в т.ч.: рост преступности в стране;
• активизация террористической и диверсионной деятельности националистических и подрывных организаций;
• неуменьшающееся количество несчастных случаев на платформах и прилегающих пространствах, аварий подвижного состава;
• насущная необходимость реструктуризации АС и электросети в соответствии с новейшими информационными технологиями, способствующими появлению оборудования информационно-вычислительного и телекоммуникационного назначения, требующего особой защиты.
Предмет защиты — конкретные объекты метрополитена, подлежащие защите с помощью той или иной системы. К ним относятся:
• люди — персонал объекта, пассажиры;
• материальные и хозяйственные объекты;
• информация, обрабатываемая и хранящаяся в автоматизированных системах;
• система управления эксплуатацией (СУЭ), в состав которой входят системы: обеспечения кондиционирования и вентиляции воздуха; управления эскалаторным оборудованием; контроля основных энергетических показателей; обеспечения экологического мониторинга;
• информация, поступающая от технической системы охраны — системы контроля доступом через турникеты, пожарной сигнализации (СПС); аварийного оповещения и управления эвакуацией персонала и пассажиров (СОУЭ); охранной сигнализации («тревожные кнопки»); видеоконтроля (СВК).
Как уже было отмечено метрополитен служит для перевозки пассажиров и одновременно является одним из самых широко используемых видов транспорта. Анализ деятельности метрополитенов показывает, что его притягательность в качестве объекта террористических атак обусловлена следующими позициями:
• большими пассажиропотоками и возможности причинения максимального вреда людям, при взрыве в замкнутом пространстве;
• интенсивностью движения поездов;
• относительно свободным проходом на станции;
• невозможностью широкомасштабного использования технических средств для обнаружения оружия и взрывчатых веществ. 2
Степень защищенности транспортных систем играет немалую роль в нормальном функционировании государства в целом. Исходя из этого государство имеет ряд собственных интересов в области транспорта, к которым можно отнести такие интересы, как: удовлетворение потребностей личности, общества и государства в современном спектре транспортных услуг; достижение технического перевооружения и модернизации транспортного комплекса; эффективности и безопасности транспортного процесса; и самое важное, приведение транспортной безопасности России к уровню международных стандартов, что является необходимым условием реализации потенциала транспортного комплекса; предупреждение и пресечение преступлений на транспорте, включая терроризм.
По мнению Веремеенко И.И. ««Состояние общественного спокойствия» обеспечивается и ритмичной работой транспорта. В часы пик, когда эта ритмичность нарушается, безусловно, можно наблюдать «состояние общественного беспокойствия». Между тем ритмичность работы транспорта обеспечивается рядом таких отношений (трудовых, например), которые никак нельзя отнести к сфере общественного порядка»»3. Таким образом если террористической либо экстремисткой деятельностью националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур будет нарушена работа метрополитена в каком-либо из субъектов Российской Федерации, то будет наблюдаться дестабилизация социальной ситуации.
Соответственно безопасность метрополитенов достигается путем проведения соответствующей государственной политики, разработкой и применением системы мер политического, экономического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере.
Основой внимания к проблеме формирования и обеспечения административно-правовых режимов является механизм формирования и реализация Стратегии национальной безопасности России (Далее — Стратегия), призванной обеспечить защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз за счет политических, экономических, военных, правовых, научно-технических и иных возможностей
государства.
В свою очередь, Концепция общественной безопасности в Российском государстве является синтезом государственной и общественной безопасности. В итоге безопасность становится универсальной системой взаимной защиты прав и интересов личности, общества и государства.
Данные акты содержат в себе характеристики угроз обозначенным видам безопасности. Пункт 37, раздела 2, 4 главы Стратегии описывает основные источники угроз.
В Концепции дается оценка состояния общественной безопасности в Российской Федерации как нестабильное и несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут.
Исходя из перечня угроз, изложенных в Концепции можно выделить три дополнительные, которые не обозначены в Стратегии, а именно это правонарушения, совершаемые в различные рода состояниях опьянения, общее ухудшение состояния транспортного комплекса, и колебание характеристик гидрологического режима. И следует отметить, что в пункте 13 не предусмотрен такой вид транспорта как метрополитен, хотя число совершенных правонарушений на метрополитене лицами, находившимися в состоянии опьянения так же не мало.
Источники угроз, изложенные в Концепции и Стратегии, напрямую, либо косвенно, связаны с истоками формирования административно-правового режима на объектах метрополитена, в широком смысле, так как данные нормативные акты так же предусматривают и решения, направленные на обеспечение защиты от данных угроз.
В стратегии данное решение содержится в пункте 38: «Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.»
В Концепции данные решения отражены значительно шире и содержатся в IV разделе. Но так или иначе, как Стратегия, так и Концепция, предусматривают в качестве одного из решений по защите от данных угроз нормативно-правовое регулирование в различных сферах государственной деятельности.
Для реализации защиты от угроз, обозначенных в
Стратегии и Концепции, был разработан и принят один из основополагающих нормативно-правовых актов, устанавливающий административно-правовой режим как на транспорте в целом и на метрополитенах в частности. Таким актом является Федеральный закон от 09.02.2007 года № 16 ФЗ «О транспортной безопасности».
В Российской Федерации в настоящее время функционирует 7 метрополитенов, в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург. В указанных субъектах РФ, приняты законодательные акты, которые определяют, что же такое метрополитен:
«Метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого являются памятниками истории, культуры, архитектуры и охраняются государством. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционные шахты, вагоны поездов. Метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью».4
«Метрополитен является одним из основных видов городского пассажирского транспорта общего пользования, деятельность которого связана с повышенной опасностью»5.
«Метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта общего пользования, требующий особого внимания при эксплуатации в связи с повышенной опасностью для пассажиров»6
Таким образом можно сделать вывод о необходимости единогласного законодательного определения метрополитена на федеральном уровне, так как по своей сути понятия «метрополитен» не содержится ни в одном законодательном акте. В самом ФЗ «О транспортной безопасности» это определение содержится очень сухо в п. «б» ч.5 ст. 1, а именно «метрополитены». В данном ФЗ, в статье об основных понятиях, существенно шире раскрыты понятия иных видов транспорта и какие объекты инфраструктуры входят в сам транспортный комплекс, а как видно из приведенных выше дефиниций — разные субъекты РФ подходят к определению системы метрополитенов по разному, что вызывает ряд проблем в регулировании отношений, связанных с обеспечением как транспортной безопасности, так и общественной.
Кроме этого для выработки грамотной государственной политики в сфере внутренних дел, для организации охраны общественного порядка на метрополитенах, обеспечения административного режима, необходимо определить административно-правовой статус органов внутренних дел на метрополитенах, так как Указом Президента Российской Федерации № 248 от 01 марта 2011 года «Вопросы Министерства внутренних дел Российской федерации» определен статус только УВД на Московском метрополитене как территориального органа внутренних дел на районном уровне.7
В случае принятия законодательного акта на федеральном уровне, устанавливающего, что метрополитен является объектом транспорта, возможно это вызовет ряд организационно-штатных изменений в системе Министерства внутренних дел Российской федерации: органы внутренних дел на метрополитенах будут отнесены к транспортной полиции, со всеми вытекающими последствиями. По своей сути это должно положительно сказаться как на организации деятельности указанных органов внутренних дел, в ключе выполнения требований по защите от угроз, рассматриваемых в Концепции и Стратегии, так и на ее оценке.
Литература
1. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
2. «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685).
3. Указ Президента Российской Федерации № 248 от 01 марта 2011 года «Вопросы Министерства внутренних дел Российской федерации».
4. Федеральный закон Российской Федерации «О транспортной безопасности» от 02.02.2017 года
5. Постановление Правительства Москвы №844-IIII от 16.09.2008 г. «Об утверждении Правил пользования Московским метрополитеном»
6. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 5 апреля 2013 года № 1229 «Об утверждении Правил пользования Нижегородским метрополитеном» (с изменениями на 24 ноября 2014 года).
7. Решение Казанской городской Думы №13-5 от 27 апреля 2011 г. «Правила пользования метрополитеном города Казани».
8. Проценко С.В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. N 8. С. 40 — 43.
9. Криминологические аспекты антитеррористической защищенности метрополитенов: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.08 / Игошкина Анна Сергеевна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ] Москва, 2009.
Reference
1. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 N 537 (red. ot 01.07.2014) "O Ctrategii nacional'noj
bezopacnocti Roccijckoj Federacii do 2020 goda".
2. "Koncepcija obshhectvennoj bezopacnocti v Roccijckoj Federacii" (utv. Prezidentom RF 14.11.2013 N Pp-2685).
3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 248 ot 01 marta 2011 goda «Voprosy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj federacii».
4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «O transportnoj bezopasnosti» ot 02.02.2017 goda
5. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy №844-PP ot 16.09.2008 g. "Ob utverzhdenii Pravil pol'zovanija Moskovskim metropolitenom"
6. Poctanovlenie adminictpacii gopoda Nizhnego Novgopoda ot 5 aprelja 2013 goda № 1229 «Ob utvepzhdenii Pravil pol'zovanija Nizhegopodckim metropolitenom» (c izmenenijami na 24 nojabrja 2014 goda).
7. Reshenie Kazanckoj gopodckoj Dumy №135 ot 27 aprelja 2011 g. «Pravila pol'zovanija metropolitenom gopoda Kazani».
8. Procenko C.V. Ugrozy tpancportnoj bezopacnocti Roccijckoj Fedepacii // Roccijckaja jucticija. 2010. N 8. C. 40 — 43.
9. Kpiminologicheckie acpekty antiterroricticheckoj zashhishhennocti metropolitenov: diccertacija kandidata juridicheckih nauk: 12.00.08 / Igoshkina Anna Cergeevna; [Mecto zashhity: Mock. un-t MVD RF] Mockva, 2009.
1 Проценко С.В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. N 8. С. 40 — 43.
2 Криминологические аспекты антитеррористической защищенности метрополитенов: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.08 / Игошкина Анна Сергеевна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ] Москва, 2009.
3 Веремеенко И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Часть 1. Предмет и понятие. М., ВНИИ МВД СССР, 1981, 72 с.
4 Постановление Правительства Москвы №844-ПП от 16.09.2008 г. «Об утверждении Правил пользования Московским метрополитеном»
5 Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 5 апреля 2013 года № 1229 «Об утверждении Правил пользования Нижегородским метрополитеном» (с изменениями на 24 ноября 2014 года)
6 Решение Казанской городской Думы №13-5 от 27 апреля 2011 г. «Правила пользования метрополитеном города Казани»
7 Пункт «г» раздела 4 настоящего Указа