Научная статья на тему 'Специфика обеспечения общественной и транспортной безопасности на объектах метрополитенов'

Специфика обеспечения общественной и транспортной безопасности на объектах метрополитенов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТ / МЕТРОПОЛИТЕН / ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / СУБЪЕКТ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SECURITY / TRANSPORT / SUBWAY / EXECUTIVE AUTHORITY / SUBJECT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Михаил Алексеевич

Рассматривается специфика обеспечения безопасности на метрополитенах и выделяются проблемы оценки указанной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of transport and public security of subways

Legislation about transport security establishes that subway is the subjects of transport infrastructure. In this issue authors narrate about the problems of public security on the subways and assessment criteria.

Текст научной работы на тему «Специфика обеспечения общественной и транспортной безопасности на объектах метрополитенов»

УДК: 342 ББК: 12.00.14

СПЕЦИФИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ СМИРНОВ,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, заместитель начальника отдела охраны общественного порядка УВД

на ММ ГУ МВД России по г. Москве. Научная специальность: 12.00.14 — административное право, административная деятельность.

E-mail: M.Al.Smirnov@yandex.ru, Научный руководитель, рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается специфика обеспечения безопасности на метрополитенах и выделяются проблемы оценки указанной деятельности.

Ключевые слова: безопасность, транспорт, метрополитен, орган исполнительной власти, субъект транспортной инфраструктуры.

Annotation. Legislation about transport security establishes that subway is the subjects of transport infrastructure. In this issue authors narrate about the problems of public security on the subways and assessment criteria.

Keywords: security, transport, subway, the executive authority, the subject of transport infrastructure.

«Транспорт является одной из важнейших отраслей российской экономики и необходимым атрибутом нормальной жизни каждого человека. В то же время транспорт относится к числу повышенных источников опасности, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, имуществу»1. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)» 2

В начале статьи рассмотрим несколько дефиниций, содержащихся в различный законодательных актах субъектов Российской федерации в том числе и в проекте.

«Метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого являются памятниками истории, культуры, архитектуры и охраняются государством. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки электроподстанций, депо и вентиляционные шахты, вагоны по-

ездов. Метрополитен — транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью».3

«Метрополитен является одним из основных видов городского пассажирского транспорта общего пользования, деятельность которого связана с повышенной опасностью»4.

«Метрополитен — один из основных видов городского пассажирского транспорта общего пользования, требующий особого внимания при эксплуатации в связи с повышенной опасностью для пассажиров»5

«Метрополитен — вид внеуличного транспорта, все пути которого полностью изолированы от автомобильных дорог, все линии которого оборудованы станциями и имеют преимущественно подземное расположение; электропитание подвижного состава метрополитена осуществляется по контактному рельсу»6.

Оценив указанные дефиниции, автор приходит к выводу, что любой метрополитен на территории Российской федерации является транспортным средством, которое используется большим количеством пассажиров, и соответственно обеспечение общественной и транспортной безопасности должно быть организовано с учетом специфики указанного рода транспорта.

В данной статье пойдет речь о специфике обеспечения безопасности, на метрополитенах, рассмотрена проблема критериев оценки данной деятельности.

В соответствии с п. «б» ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» метрополитен относится к объектам транспортной инфраструктуры, наряду с такими как: морские терминалы аэродромы, аэропорты, железнодорожные станции. Отсюда следует, что безопасность на объектах метрополитена обеспечивается в соответствии с требованиями указанного нормативно-правового акта. Проблема же возникает в следующем: «В зону оперативного воздействия органов внутренних дел на транспорте входят 17 железных дорог, 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации, 8 морских и 64 речных пароходства. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 87 тыс. км. В зоне контроля ОВДТ также находятся 190 аэропортов и аэродромов, 72 морских и 128 речных портов»7; то есть в системе МВД РФ органы внутренних дел, обеспечивающие безопасность на метрополитенах, не входят структуру органов внутренних дел на транспорте.

Тем не менее органы внутренних дел на метрополитенах (ОВД на М) в соответствии с возложенными на них обязанностями обеспечивают охрану общественного порядка и безопасности на станциях 7 российских метрополитенов (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург).

Согласно планам единой дислокации ежедневно на указанных объектах несут службу свыше 1000 сотрудников ППСП.

В данном контексте автор считает необходимым провести аналогию с железнодорожным транспортом: «железнодорожный транспорт общего пользования — производственно — технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками»;8

Из указанной дефиниции видно, что железнодорожной транспорт так же включает в себя различные объекты инфраструктуры и по сути несет в себе те же функции по предоставлению услуг населению, что и метрополитен.

По обозначенной аналогии проведен анализ ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел на транспорте и на метрополитене, а так же различные проекты нормативно правовых актов, в ходе чего отмечено, что основными формами организации патрульно-постовой службы в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном,

водном и воздушном транспорте являются:

Патрулирование нарядами подразделений ППСП линейного органа внутренних дел по залам вокзалов и аэропортов, станциям, портам, пристаням и причалам, с обходом мест сосредоточения пассажиров, посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам транспорта, выставление в этих местах постов.

Сопровождение нарядами поездов, судов.9 Что касается несения службы на метрополитенах, то оно выражается в следующих формах:

Сопровождение нарядами полиции подвижных составов электропоездов.

Патрулирование на станциях метрополитена (вестибюлях станций, посадочных платформах, межстанционных и подуличных переходах, эскалаторах и маршевых лестницах, в поездах метрополитенов) постовая служба полиции организуется начальником отдела (отделения) внутренних дел по охране метрополитена с учетом складывающейся оперативной обстановки, интенсивности пассажиропотока и движения электропоездов во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.10

По результатам анализа можно сделать вывод, что в целом деятельность указных органов идентична.

Далее следует проблемный вопрос, ведь полиция на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в том числе в зонах транспортной безопасности, осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», которым на указанный орган исполнительной власти возложены следующие обязанности:

• обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

• участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

• контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; произ-

водить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;

• выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

• изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;11

Выполнению указанных обязанностей способствует проведение досмотров, сотрудниками безопасности объекта транспортной инфраструктуры, но наряды полиции ОВД на М являются составляющей частью комплексных сил обеспечения правопорядка субъектов Российской федерации и представляют собой значительную часть патрульно-постовой службы ОВД по субъектам РФ, в отличие от сотрудников ОВД на транспорте.

Постовой полицейский на станции входит в систему единой дислокации комплексных сил обеспечения правопорядка в городе. В соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность патрульно-постовой службы, дежурному по ОВД предоставлено право проводить маневр комплексными силами в целях реагирования на изменения оперативной обстановки. Таким образом, высока вероятность того, что в связи с создавшейся оперативной обстановкой постовой будет должен оставить досмотровую зону для выполнения задач по охране порядка на другом участке метрополитена или города.

Еще одной проблемой досмотровой зоны метрополитенов является то, что специфика метро, как правило, не позволяет использовать систему тотального досмотра пассажиров и багажа, подобную той, что применяется в аэропортах и на железнодорожном транспорте. По различным статистическим данным пассажиропоток, например Московского метрополитена, в десятки раз превышает пассажиропоток пригородного сообщения железнодорожного транспорта.

Платформа станции является наиболее загруженной частью станции и в обязанности постового на платформе, помимо охраны общественного порядка и безопасности пассажиров, Уставом ПППС вменено оказание содействия работникам службы движения метрополитена в регулировании пассажиропотоков. При этом анализ оперативной обстановки показывает, что большинство преступлений, совершается в зоне платформ и в подвижном составе, и поэтому существует необходимость в постоянном присутствии наряда на платформе.

В целях профилактики диверсионно-террори-стических атак (ДТА) в обязанности нарядов вменен ежечасный обход территории поста с обязательным

осмотром мест возможной закладки потенциально-опасных предметов.

Следующий проблемный вопрос возникает в критериях оценки указанного рода деятельности.

Были проанализированы требования приказов, регламентирующих вопросы оценки деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) (Приказ МВД РФ № 1040 от 31.12.2013 и ГУ МВД России по г. Москве № 337 от 25.07.2014 года).

В ходе анализа установлено, что приказом МВД ряд оценочных показателей в деятельности ОВД на транспорте рассчитывается из коэффициента на 100000 человек пассажиропотока, а деятельность территориальных ОВД рассчитывается из коэффициента на 100000 человек населения.

Приказом ГУ МВД России по г. Москве, в виду специфики территории оперативного обслуживания, предусмотрена оценка Управления внутренних дел на Московском метрополитене (далее УВД на ММ) в сравнении с показателями в виде аналогичного периода прошлого года.

Возьмем для примерного рассмотрения данного вопроса показатель в виде оценки уровня преступности (указанный показатель содержится в приложениях к обозначенным приказам, в перечне, характеризующем условия функционирования ОВД) за отчетный период в виде одного месяца.

Условия для сравнения: на территории оперативного обслуживания УВД на ММ за месяц было совершено 40 преступлений, на территории обслуживания территориального ОВД (в виде УВД по АО) было совершено 200 преступлений.

В территориальном ОВД г. Москвы данный показатель будет выглядеть в виде дробного числа на количество населения:

200 / (1000000 / 10000) = 200 / 10 = 20

Где 200 — количество совершенных преступлений, 1000000 — общее количество населения территориального ОВД, 10000 — коэффициент, предусмотренный приказом.

И эффективность деятельности данного УВД по АО будет идти в сравнении с иными УВД по АО.

Таким образом, описанный выше показатель будет всегда иметь дробное число, а показатель УВД на ММ будет иметь процентное, либо абсолютное число, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (т.е. в данном случае 40) и в сравнении с городским показателем реальную картину отразить не сможет (40>20).

Как один из путей решения данной проблемы можно взять условный коэффициент в виде 100000 пассажиропотока, в случае чего показатель уровня преступности в УВД на ММ будет выглядеть следующим образом (при условии, что метрополитен за отчетный период посетило 10000000 человек).

40 / (1000000 / 10000) = 40 / 100 = 0,4

Где 40 — количество совершенных преступлений, 10000000 — общее количество пассажиропотока за отчетный период, 10000 — коэффициент, который предлагается рассмотреть.

В таком ракурсе возможно сравнить уровень преступности в целом по УВД по АО, ОВД на Транспорте и УВД на ММ, а не прибегать к сравнению деятельности по АППГ.

Резюмируя изложенное, хотелось бы отметить, что в целях совершенствования деятельности ОВД на М необходимо в системе МВД РФ наделить статусом транспортной полиции указанные ОВД. В таком случае произойдет извлечение нарядов ОВД на М из системы единой дислокации субъектов РФ, что позволит больше внимания уделять обеспечению безопасности на самом объекте транспортной инфраструктуры, и, соответственно, изменятся критерии оценки.

Литература

1. Статья «Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения» С.М. Зырянов, В.И. Кузнецов

2. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848.

3. Постановление Правительства Москвы №844-ПП от 16.09.2008 г.

4. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции»

6. Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (Устав ППСП)

7. Статья «ГУТ МВД России: задачи и приоритеты технического оснащения» Д.В. Шаробаров.

8. Приказ МВД РФ № 1040 от 31.12.2013

9. Приказ ГУ МВД России по г. Москве № 337 от 25.07.2014 года

10. Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 5 апреля 2013 года № 1229 «Об утверждении Правил пользования Нижегородским метрополитеном» (с изменениями на 24 ноября 2014 года)

11. Решение Казанской городской Думы №13-5 от 27 апреля 2011 г. «Правила пользования метрополитеном города Казани»

12. Проект Федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта»

13. Федеральный закон № 17-ФЗ «о железнодорожном транспорте в Российской федерации» от 10 января 2003 года.

Reference

1. Stat'ya «Transportnaya bezopasnost' i sistema sub"ektov ee obespecheniya» S.M. Zyryanov, V.I. Kuznetsov

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 5 dekabrya 2001 g. N 848.

3. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy №844-PP ot 16.09.2008 g.

4. Federal'nyy zakon ot 9 fevralya 2007 g. № 16-FZ «O transportnoy bezopasnosti»

5. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 goda № Z-FZ «O politsii»

6. Prikaz MVD RF ot 29 yanvarya 2008 g. № 80 "Voprosy organizatsii deyatel'nosti stroevykh podrazdeleniy patrul'no-postovoy sluzhby politsii" (Ustav PPSP)

7. Stat'ja «GUT MVD Rossii: zadachi i prioritety tehnicheskogo osnashhenija» D.V. Sharobarov.

8. Prikaz MVD RF № 1040 ot 31.12.2013

9. Prikaz GU MVD Rossii po g. Moskve № 337 ot 25.07.2014 goda

10. Postanovlenie administracii goroda Nizhnego Novgorodaot 5 aprelja 2013 goda № 1229 «Ob utverzhdenii Pravil pol'zovanija Nizhegorodskim metropolitenom» (s izmenenijami na 24 nojabrja 2014 goda)

11. Reshenie Kazanskoj gorodskoj Dumy №135 ot 27 aprelja 2011 g. «Pravila pol'zovanija metropolitenom goroda Kazani»

12. Proekt Federal'nogo zakona "O metropolitenah i drugih vidah vneulichnogo transporta"

13. Federal'nyj zakon№17-FZ«ozheleznodorozhnom transporte v Rossijskoj federacii» ot 10 janvarja 2003 goda.

1 Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения С.М. Зырянов, В.И. Кузнецов

2 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848.

3 Постановление Правительства Москвы №844-ПП от 16.09.2008 г. «Об утверждении Правил пользования Московским метрополитеном»

4 Постановление администрации города Нижнего Нов-городаот 5 апреля 2013 года № 1229 «Об утверждении Правил пользования Нижегородским метрополитеном» (с изменениями на 24 ноября 2014 года)

5 Решение Казанской городской Думы №13-5 от 27 апреля 2011 г. «Правила пользования метрополитеном города Казани»

6 Проект Федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта»

7 Статья «ГУТ МВД России: задачи и приоритеты технического оснащения» Д.В. Шаробаров.

8 Федеральный закон № 17-ФЗ «о железнодорожном транспорте в Российской федерации» от 10 января 2003 года

9 пп. 187.1,187.2 п.187 Приказа МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (Устав ППСП)

10 пп. 195.1,197.2 Приказа МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (Устав ППСП)

11 п.5,17,21,32,37 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.