Научная статья на тему 'Использование автоматизированных информационно-поисковых систем в идентификации личности террориста и предупреждении террористических актов на объектах транспорта'

Использование автоматизированных информационно-поисковых систем в идентификации личности террориста и предупреждении террористических актов на объектах транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТЕРРОРИСТ / ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ / ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТА / IDENTIFICATION / TERRORIST / SEARCH ENGINES / TERRORIST ATTACKS / TRANSPORT FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свистильников А.Б.

В статье рассматриваются возможности автоматизированных информационно-поисковых систем осуществлять идентификацию личности террориста по геометрии лица. Приводится пример экспериментального апробирования этой системы в аэропорту г. Белгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свистильников А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF AUTOMATED INFORMATION RETRIEVAL SYSTEMS IN THE IDENTIFICATION OF TERRORISTS AND PREVENT TERRORIST ACTS AT TRANSPORT FACILITIES

The possibility of automated information retrieval systems to carry personal identification on the geometry of a terrorist entity. An example of the experimental testing of the system at the airport in the city of Belgorod.

Текст научной работы на тему «Использование автоматизированных информационно-поисковых систем в идентификации личности террориста и предупреждении террористических актов на объектах транспорта»

г г)

/

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ В ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ТЕРРОРИСТА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ НА

ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

USE OF AUTOMATED INFORMATION RETRIEVAL SYSTEMS IN THE IDENTIFICATION OF TERRORISTS AND PREVENT TERRORIST ACTS AT TRANSPORT FACILITIES

УДК 343.326

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент,

Почетный сотрудник МВД (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722) 25-71-34

A.B. SVISTILNIKOV,

candidate of law, associate professor, Honorable police officer (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются возможности автоматизированных информационно-поисковых систем осуществлять идентификацию личности террориста по геометрии лица. Приводится пример экспериментального апробирования этой системы в аэропорту г. Белгорода.

Ключевые слова: идентификация, террорист, поисковые системы, отождествление, террористические акты, объекты транспорта.

Abstract: the possibility of automated information retrieval systems to carry personal identification on the geometry of a terrorist entity. An example of the experimental testing of the system at the airport in the city of Belgorod.

Keywords: identification, terrorist, search engines, identification, terrorist attacks, transport facilities.

Противодействие терроризму в начале XXI века приобрело особое значение ввиду возрастания его масштабов. Террористические акты со стороны отдельных организаций и даже государств (например, ИГИЛ) в настоящее время приняли угрожающие масштабы для всего человечества.

В последние годы террористы все чаще для своих криминальных деяний выбирают объекты транспорта. И это объяснимо. Транспортный комплекс, включающий в себя объекты воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта, в настоящее время представляет собой сложно организованную,

интегрированную и многоуровневую систему, направленную на удовлетворение возрастающих потребностей национальной экономики.

С целью нейтрализации террористических угроз в стране принимаются меры политического, экономического, правового и иного реагирования. Так, Президентом России 5 октября 2009 г. утверждена Концепция противодействия терроризму в России, которая определила основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, а также наметила цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия [1].

Безусловно, принятие вышеуказанного нормативного документа значительно активизировало работу по противодействию террористическим угрозам. Субъектами противодействия был проведен комплексный анализ причин возникновения и распространения этого явления, четко разграничены функции и зоны ответственности, определены приоритеты в решении поставленных задач, направления противодействия, а также формы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия.

Правоохранительными органами была проведена работа, направленная на получение упреждающей информации о планах террористических организаций по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности. С целью повышения эффективности противодействия заблаговременно готовились имеющиеся в их распоряжении силы и средства к пресечению возможного террористического акта, в ходе командно-штабных игр моделировались различные криминальные ситуации и нейтрализующие террористические угрозы решения, которые в дальнейшем отрабатывались на оперативно-тактических учениях.

Органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, принимались меры, направленные на снижение потенциального уровня угроз совершения террористических актов. Осуществлялось урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могли привести к возникновению в обществе разногласий и конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям. В своей деятельности субъекты противодействия использовали различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта профилактического воздействия.

Многие образовательные организации МВД России ввели в учебный процесс специальные дисциплины (спецкурсы), направленные на получение дополнительных знаний в области противодействия терроризму и экстремизму. Органы внутренних дел на транспорте приняли дополнительные меры, направленные на усиление безопасности и недопущение совершения террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры и подвижных транспортных

средствах. На потенциально опасных объектах (в аэропортах, в метрополитене и т.п.) была увеличена численность личного состава, осуществляющего несение службы, а также улучшено техническое оснащение сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД).

Несмотря на проводимую широкомасштабную профилактическую работу 29 марта 2010 г. в московском метро вновь совершаются террористические акты. Взрывы на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» унесли жизни сорока человек, восьмидесяти восьми гражданам причинен вред здоровью различной степени тяжести. 24 января 2011 г. происходит очередной террористический акт. От взрыва в аэропорту Домодедово погибло 37 человек, пострадало 117.

После совершения этих преступлений вопрос о безопасности граждан на объектах транспорта обсуждался на всех уровнях власти и гражданского общества, которые осудили противоправные действия террористов. Вместе с тем отдельные направления в деятельности правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, критически оценивались общественностью. Неоднозначно по этому вопросу высказывались и специалисты в области правоохранительной деятельности.

Разделяя позицию гражданского общества в части нетерпимости к различным формам насилия и неотвратимости наказания виновных, мы признаём наличие отдельных недостатков в деятельности правоохранительной системы по обеспечению общественной безопасности и предлагаем к обсуждению свою позицию нейтрализации террористов на объектах транспорта. Рассмотрим ее подробнее.

После совершения терактов на станциях метро, в аэропорту и прилегающих к ним территориях были выставлены дополнительные наряды милиции. Сотрудники органов внутренних дел (далее - ОВД) могли противодействовать террористам, т.к. были вооружены, штатно экипированы, при себе имели средства связи и переносные металлодетекторы. Часть из них была усилена инспекторами-кинологами со служебно-разыскными собаками.

Бесспорно, в тот период времени принятые меры были своевременны и необходимы как в профилактическом аспекте, так и политически. Опыт работы в органах внутренних дел показывает, что кроме конкретных преступников, осуществляющих террористические акты, в этот период времени активизируются и иные категории недовольных режимом граждан, а также лица с признаками психических болезней, которые могут совершать аналогичные преступления. Именно дополнительные силы, как правило, и

выявляют эту категорию лиц. Кроме того, жители и гости столицы увидели в местах вероятного совершения терактов усиленные наряды работников правоохранительных органов, и это психологически их немного успокоило, что тоже крайне важно в первые дни после совершения террористических актов.

Однако давайте проблему рассмотрим с позиции профессионалов. Могли ли гарантированно дополнительные наряды органов внутренних дел, даже усиленные в тот период представителями других ведомств, в том числе и сотрудниками ФСБ, несущие патрульно-постовую службу, предотвратить возможные в тот день теракты в метро? Вопрос остается открытым и однозначно на него ответить нельзя.

Задействованные тогда в дополнительных нарядах сотрудники правоохранительных органов прекрасно понимали, что теракт возможен именно в этот день, при этом они более или менее представляли, от какой категории лиц может исходить потенциальная угроза. И каждый из них осознавал, что от его профессиональных действий будет зависеть безопасность не только пассажиров в метро, но и его самого, поэтому к выполнению поставленной задачи относились с максимальной добросовестностью.

В этой связи у читателя закономерно встает вопрос: если патрули добросовестно исполняли свои обязанности по недопущению террористов на объекты транспорта, тогда почему нельзя гарантировать полную безопасность этим транспортным артериям столицы?

Для ответа на этот вопрос каждый из читателей самостоятельно может провести эксперимент и на собственном опыте убедиться в сложности выполнения поставленной задачи. Для этого необходимо выбрать место с большим пассажиропотоком (вход-выход в метро, авто- или железнодорожные вокзалы и т.п.) и понаблюдать за идущими в несколько рядов одновременно гражданами. Среди них необходимо попытаться выявить гражданина не европейской внешности, на вид около 30-ти лет, среднего роста, одет в коричневую куртку, черные джинсы и коричневого цвета ботинки. При себе он может иметь спортивную сумку средних размеров серого цвета.

Эксперимент, как правило, показывает, что уже через непродолжительное время добросовестного наблюдения за пассажиропотоком наблюдатель начинает чувствовать усталость, не успевает сосредоточивать внимание на каждом проходящем человеке, а при плотном потоке граждан в сознании работника размываются лица и он не успевает с одинаковым качеством оценить все признаки разыскиваемого, упускает многое из предметов одежды и ручной клади, а мозг не

успевает провести отождествление каждого из пассажиров метро с приметами разыскиваемого.

Возвращаясь к проблеме обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры силами патрулей, отметим, что после совершения вышеуказанных террористических актов для поимки террористов были привлечены сотрудники из различных служб ОВД, которые на профессиональной основе сыскной работой не занимались либо занимались ею давно и к моменту привлечения их к патрулированию утратили эти навыки. Поэтому коэффициент полезного действия дополнительных нарядов, несущих патрульно-постовую службу, невысок. Осуществление же подобных мер ежедневно, в штатном режиме, на протяжении нескольких недель или месяцев является неоправданной тратой государственных ресурсов.

При этом отметим, что личным сыском выявить в большой массе людей преступника, пытающегося совершить террористический акт, и грамотно его задержать может только высококвалифицированный специалист, как правило, работающий в оперативных подразделениях, а не в патрульно-постовой службе. Для подготовки и становления профессионала такого уровня нужны годы. При этом данный аспект напрямую не зависит от финансирования.

Справедливости и истины ради заметим, что даже высококвалифицированные сотрудники оперативных подразделений полиции, владеющие всеми формами и методами выявления преступников в большой массе людей, ввиду высокой физической и психологической усталости не смогут выполнять свои обязанности в течение смены, т.е. 8-12 часов. Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что сотрудник полиции, работая личным сыском, зрением охватывает огромное количество людей, его мозг, получая сигнал от зрительного органа о каждом гражданине, попавшем в поле зрения, производит его отождествление с разыскиваемым как по внешнему виду, так и по мимике и манере поведения, и делает вывод о его тождестве с разыскиваемым, кроме того, мозг одновременно должен отмечать и выделять признаки нервозности, волнения и иные неадекватности, характерные для поведения лиц, несущих на себе взрывчатку и готовящихся к её подрыву.

Транспортные средства в течение суток перевозят огромное количество людей. При такой нагрузке работник полиции начинает психологически уставать уже после часа работы. Опыт работы показывает, что даже высококвалифицированным сотрудникам необходимо давать отдых и психологическую разгрузку уже после 1,5-2 часов поисковой работы. Оптимально необходимое время для отдыха целесообразно определять экспериментально, совместно с

медиками и психологами. Причем время отдыха должно примерно равняться времени поисковой работы. По мнению автора статьи, квалифицированный труд личным сыском в местах с высоким уровнем пассажиропотока по сложности можно сравнить разве что с трудом авиадиспетчеров, обслуживающих воздушное движение.

Изложенное показывает, что качество организации противодействия террористам на транспорте с высоким уровнем пассажиропотока силами сотрудников ОВД как физических лиц имеет свой психофизиологический предел. В этой связи для выявления преступников целесообразно использовать современные технические средства и информационные системы, которые усталости подвержены в меньшей степени.

Предложений по вопросам антитеррористической защищенности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры высказано достаточно много. Ученые, практики и просто неравнодушные люди предлагают оснащать вестибюли станций метро металлодетектора-ми, техническими средствами по обнаружению взрывчатки и иной поисковой техникой. В научных и специальных изданиях идет полемика об эффективности подобного рода мероприятий и возможности их осуществления.

Действительно, в настоящее время правоохранительные органы для выявления взрывных устройств могут применять различные способы их обнаружения и досмотровые технические средства. Так, наличие у террориста взрывчатки определяется с использованием: одорологического метода с применением служебно-разыскных собак; портативных анализаторов паров взрывчатого вещества; экспресс-анализа микрочастиц взрывчатого вещества, предполагающего непосредственный контакт с зарядом и т.п.

С целью определения наличия предохранительно-исполнительного механизма (взрывателя) используется метод нелинейной радиолокации; метод выявления дистанционного управления по радиоканалу; метод бесконтактной индикации изменения состояния физических полей.

Проведенный анализ поисковых методов досмотра показывает, что применение одного из них не решит имеющуюся проблему обеспечения безопасности граждан на объектах транспорта. Тем не менее, в ряде зарубежных стран (Египет, Израиль и др.) и в России при проведении различных мероприятий в местах массового скопления граждан успешно применяются отдельные из вышеуказанных досмотровых технических средств. В основном это металлодетекторы (стационарные, передвижные, переносные).

Однако давайте исследуем этот вопрос в иной плоскости. Даже если предположить, что эффек-

тивность вышеуказанных поисковых систем будет равна 100%, это не исключит наступление вредных последствий, а лишь перенесет проблему на более раннюю стадию. Дело в том, что любая досмотровая система затруднит и значительно замедлит пропуск пассажиров. Образовавшееся скопление людей перед досмотровыми системами - идеальная цель для террористов. Какая разница, где произойдет взрыв - в толпе людей при входе в метро или в толпе людей в поезде метрополитена? Результат одинаково трагичен в обоих случаях.

Учитывая, что взрывчатые вещества имеют разные физические свойства и химические составы, представляется, что создать единую универсальную систему их поиска и обнаружения будет практически невозможно. При указанных обстоятельствах в условиях экономического кризиса тратить значительные финансовые средства на неперспективные поисковые системы, не обеспечивающие реальной безопасности, представляется нецелесообразным.

В этой связи необходимо честно признать, что любая система безопасности не может быть эффективной на 100 процентов. Именно попытка достижения полной эффективности и является главной ошибкой. Эта цель изначально не достижима и приводит лишь к неэффективной трате ресурсов. Вместе с тем достижение максимальной эффективности, при умеренном уровне затрат, является весьма реальной целью.

В качестве таковой для борьбы с террористами и иными категориями преступников представляется перспективным повсеместное внедрение систем биометрической идентификации граждан по геометрии лица (признакам внешности). Такие системы неоднократно демонстрировались в Академии управления МВД России в период проведения XXI -XXIII Всероссийских научных конференций «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» и показывали возможность автоматического распознавания и отождествления граждан с различных ракурсов по геометрии лица. Не вдаваясь в подробную полемику по принципу их действия, отметим, что в настоящее время ряд фирм предлагают свои системы биометрической идентификации физических лиц, работающие в форматах «2D» и <^», которые в автоматическом режиме могут отождествлять фотоизображение разыскиваемых с внешностью физических лиц из числа террористов и иных преступников. Наиболее эффективными в части отождествления личности являются аппаратно-программные комплексы биометрической идентификации, работающие в формате

Практический интерес представляет система «VOKORD FaceControl 3D», которая по инфор-

мации разработчика не требует специальных условий освещения и имеет возможность работать в дополнительном алгоритме «2,5D».

Заслуживает внимания и аппаратно-программный комплекс биометрической идентификации лиц, находящихся в розыске или представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел (АПКБИ «АТИГ»), который кроме лицевой геометрии при распознавании использует все четыре основных алгоритма биометрической идентификации, известные науке на сегодняшний день: алгоритм векторного сравнения (VFA); алгоритм сравнения иерархических графов лица (HGM); алгоритм анализа локальных особенностей лица (LFA); алгоритм анализа структуры кожного покрова лица (STA).

Этот аппаратно-программный комплекс разработан компанией НТК «ПрофИТ», транспортной полицией в инициативном порядке установлен в аэропорту г. Белгорода и с осени 2014 г. введен в эксплуатацию. Видеокамеры этого комплекса расположены на контрольном пункте, и система фиксирует всех пассажиров, пересекающих контрольный рубеж. При выявлении признаков сходства проходящего пассажира с разыскиваемым преступником (находящимся в розыске не только за преступления террористического характера, но и за иные противоправные деяния) система сигнализирует об этом сотрудникам полиции.

Уже первые месяцы эксплуатации аппаратно-программного комплекса принесли положительные результаты в отождествлении лиц, находящихся в федеральном розыске.

Так, 12 января 2015 г. в 21 ч. 40 мин. при пересечении контрольного рубежа гражданином З. АПКБИ «АТИГ» распознал его как лицо, находящееся в федеральном розыске по ст. 157 УК РФ. Последующая проверка гр. З. сотрудниками полиции в штатном режиме подтвердила результаты АПКБИ «АТИГ». Задержанный был передан инициаторам розыска.

11 февраля 2015 г. в 22 ч. 10 мин. при пересечении контрольного рубежа АПКБИ «АТИГ» распознал находящегося в федеральном розыске по ст. 159 ч. 4 УК РФ гр. Б., который в дальнейшем был передан инициаторам розыска.

У читателя может возникнуть вопрос о том, что приведенные в статье примеры о применении на практике аппаратно-программного комплекса в аэропорту г. Белгорода не иллюстрируют возможности данной системы в противодействии именно преступлениям террористического характера. Действительно, аппаратно-программный комплекс биометрической идентификации разыскиваемых лиц не выявил террористов, однако он на практике показал свою работоспособность в выявлении любых преступников, находящихся в розыске. А для выявления террористов необходимо, чтобы изображения их лиц были введены в базу данных (фотоизображений террористов немного и зачастую они низкого качества) и чтобы эти лица пересекали пункты контроля, где установлены вышеуказанные аппаратно-программные комплексы.

Раскрывая возможности аппаратно-программных комплексов биометрической идентификации личности, мы преследовали цель показать принципиальные возможности использования новых технических средств, которые при их грамотном использовании в крупных городах принесут значительную пользу в борьбе с террористами и иными категориями преступников.

Учитывая, что Белгород сравнительно небольшой город по количеству проживающих в нем жителей (согласно статистическим данным на январь 2015 г. в г. Белгороде проживает 384425 человек), и он не имеет разветвленной сети авиаперевозок, изложенный показатель выявления разыскиваемых лиц за три месяца работы АПКБИ «АТИГ» в аэропорту достаточно высок. Возможно, что апробирование его работы выявит ряд новых, требующих решения вопросов и принятие новых нормативных правовых актов, однако это будет предметом другого научного исследования.

В заключение отметим, что предлагаемая идея внедрения аппаратно-программных комплексов биометрической идентификации человека в правоохранительную деятельность обеспечит возможность выявления лиц, причастных к террористической и иной противоправной деятельности на объектах транспорта, и обеспечит безопасность гражданам на более качественном уровне.

Литература

1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г

References

1. The concept of counterterrorism in the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation 5 October 2009.

(статья сдана в редакцию 02.02.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.