Научная статья на тему 'Вопросы системы органов внутренних дел на метрополитенах'

Вопросы системы органов внутренних дел на метрополитенах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность / транспорт / метрополитен / органы внутренних дел / административный участок. / security / transport / subway / law enforcement agencies / administrative district

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михаил Алексеевич Смирнов

Рассматривается система органов внутренних дел на метрополитенах, вопросы организации служебной деятельности на объектах метрополитенов. Автор проводит аналогию административных участков территориальных органов внутренних дел с объектами метрополитенов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONS ABOUT THE SYSTEM OF THE DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS ON SUBWAYS

In this issue authors narrate about the system of internal affairs on subways, the questions of organization of official activity at subway facilities. The author conducts an analogy of the administrative districts of the territorial departments of internal affairs with the objects of subways.

Текст научной работы на тему «Вопросы системы органов внутренних дел на метрополитенах»

© М.А. Смирнов, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401

ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

НА МЕТРОПОЛИТЕНАХ

Михаил Алексеевич Смирнов,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заместитель начальника отдела охраны общественного порядка УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве

Е-таИ. M.Al.Smirnov@yandex.ru

Научный руководитель, рецензент: С.М. Зырянов, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается система органов внутренних дел на метрополитенах, вопросы организации служебной деятельности на объектах метрополитенов. Автор проводит аналогию административных участков территориальных органов внутренних дел с объектами метрополитенов.

Ключевые слова: безопасность, транспорт, метрополитен, органы внутренних дел, административный участок.

Для цитирования: Смирнов М.А. Вопросы системы органов внутренних дел на метрополитенах. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):256-60.

THE QUESTIONS ABOUT THE SYSTEM OF THE DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS ON SUBWAYS

Mikhail A. Smirnov,

Adjunct of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Deputy Head of the Department of Public Order Protection at the Ministry of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow

Abstract. In this issue authors narrate about the system of internal affairs on subways, the questions of organization of official activity at subway facilities. The author conducts an analogy of the administrative districts of the territorial departments of internal affairs with the objects of subways.

Keywords: security, transport, subway, law enforcement agencies, administrative district.

Система обе спечения безопасно сти на транспор -те Российской Федерации является частью системы обеспечения национальной безопасности страны. Система обеспечения безопасности на транспорте Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Основными элементами системы обеспечения безопасности на транспорте Российской Федерации выступают: Президент Российской Федерации; Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Правительство Россий-

ской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти. Система органов предполагает помимо законодательной, исполнительной и судебной властей, участие в процессе обеспечения транспортной безопасности спецслужб, органов правоохранительной системы, негосударственных предприятий безопасности, структур, ответственных за транспортную безопасность и действующих непосредственно в транспортных ведомствах, общественных организаций и граждан [5, с. 87].

В статье автор рассмотрит систему субъектов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности на объектах метрополитенов.

Первая линия Московского метрополитена была пущена в строй 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры, с ответвлением на «Смоленскую». Протяженность линии составляла 11,2 км, она имела 13 станций. Метрополитен первоначально носил имя Л.М. Кагановича. С 1955 года метрополитен носит имя В.И. Ленина.

1 мая 1935 года в соответствии с приказом НКВД СССР № 061 «Об организации милицейской охраны на метрополитене» был создан Отдельный дивизион милиции по охране метрополитена. 11 мая 1935 года Постановлением Совнаркома СССР был образован отряд милиции по охране Московского метрополитена. Вскоре, 15 мая 1935 года, состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена — движение было организовано от станций «Парк культуры» и «Смоленская» до станции «Сокольники». 11 сентября 1938 года был образован второй отряд милиции по охране Московского метрополитена. Движение поездов осуществлялось от станции «Павелецкая» до станции «Аэропорт».

В рекордно короткие сроки, менее чем за три года, была пущена в строй первая линия «Сокольники — Парк Культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская». Протяженность линии составляла 11,2 км, она имела 13 станций.

С этого момента ведет свой отсчет история развития первого отечественного метрополитена, ставшего родоначальником создания метрополитена в нашей стране.

В период строительства метрополитена его охрану нес Отдельный военизированный отряд. Но, учитывая уникальность самого метро — его техническую оснащенность, перед Городским комитетом ВКП(б) и руководством Моссовета остро встал вопрос об организации такой охраны, которая бы обеспечила полную сохранность всего оборудования и должный общественный порядок. В связи с этим Управлению милиции города Москвы было поручено организовать хорошо подготовленный Отряд по охране метрополитена.

У истоков создания этого подразделения стояли старший инспектор Управления милиции Василий Чугунов, командир районного отдела милиции Федор Точилин, которые совместно с начальником вое-

низированного отряда охраны метро Ильей Ляндре-сом ознакомились со всеми помещениями подземки, тоннелями, станциями, определили дислокацию милицейских постов. Составленная схема, расчет и смета на содержание, обмундирование, снаряжение, вооружение и расходы были согласованы с руководством Управления метрополитена.

Чугуновым, Точилиным и Ляндресом была разработана «Инструкция милиционера по охране метро», в которой наряду с общими задачами по охране государственного предприятия предусматривались также все специфические особенности несения службы в подземных условиях и действия постовых милиционеров при выявлении того или иного нарушения. Данная Инструкция в середине апреля 1935 года была утверждена начальником Управления милиции города Москвы Леонидом Давидовичем Вулем.

С введением в работу Московского метрополитена было положено начало создания специализированного милицейского подразделения, на которое были возложены функциональные обязанности, как по охране метрополитена (особо важного государственного объекта), так и по борьбе с уголовной преступностью, поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности пассажиров [6].

С тех пор органы внутренних дел на метрополитенах зарекомендовали себя как важный субъект обеспечения общественной безопасности в целом. Основным субъектом обеспечения общественной безопасности является полиция, статус которой установлен Федеральным законом «О полиции».

В соответствии с п. «б» ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» метрополитен относится к объектам транспортной инфраструктуры, наряду с такими как: морские терминалы аэродромы, аэропорты, железнодорожные станции. Отсюда следует, что безопасность на объектах метрополитена обеспечивается в соответствии с требованиями указанного нормативно-правового акта. Проблема же возникает в следующем: «В зону оперативного воздействия органов внутренних дел на транспорте входят 17 железных дорог, 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации, 8 морских и 64 речных пароходства. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 87 тыс. км. В зоне контроля ОВДТ также находятся 190 аэропортов и аэродромов,

72 морских и 128 речных портов»; то есть в системе МВД РФ органы внутренних дел, обеспечивающие безопасность на метрополитенах, не входят структуру органов внутренних дел на транспорте.

Тем не менее, органы внутренних дел на метрополитенах в соответствии с возложенными на них обязанностями обеспечивают охрану общественного порядка и безопасности на станциях 7 российских метрополитенов (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург).

В данном контексте автор считает необходимым провести аналогию с железнодорожным транспортом: «железнодорожный транспорт общего пользования — производственно — технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками».

Из указанной дефиниции видно, что железнодорожной транспорт так же включает в себя различные объекты инфраструктуры и по сути несет в себе те же функции по предоставлению услуг населению, что и метрополитен [7, с. 123].

Перейдем к структурному построению органов внутренних дел на метрополитенах. В двух субъектах Российской Федерации, а именно городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, самые большие метрополитены, территории которых поделены на оперативное обслуживание нескольких отделов полиции, которые подчинены Управлениям. В городе Москве это Управление внутренних дел на Московском метрополитене ГУ МВД России по городу Москве, а в городе Санкт — Петербурге это Управление полиции на метрополитене (город Санкт-Петербург) ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. На этом уровне уже видны ряд существенных различий, а именно в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Указа Президента Российской от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» Управление внутренних дел на Московском метрополитене ГУ МВД России по городу Москве является территориаль-

ным органом внутренних дел на районном уровне, в отличие от Управления полиции на метрополитене (город Санкт-Петербург) ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое является структурным подразделением указанного органа внутренних дел на региональном уровне, такая же ситуация складывается и с остальными отделами полиции на метрополитенах, в иных субъектах Российской Федерации, а именно данные органы внутренних дел имеют прямое подчинение Министерствам внутренних дел по республикам, главным управлениям, управлениям Министерства внутренних на региональном уровне.

Типовая структура территориального органа Министерства внутренних дел РФ (МВД России) на районном уровне определена приказом МВД России от 30.04.11 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России». Территориальные органы МВД России на районном уровне являются самыми многочисленными звеньями системы органов внутренних дел. Структуру территориальных органов МВД России на районном уровне образуют:

• Подразделения, непосредственно подчиненные начальнику территориального органа МВД России на районном уровне: делопроизводства и режима; правовое подразделение; подразделения по связи со СМИ;

• Подразделения полиции, в их состав входят:

• Подразделения полиции по охране общественного порядка: подразделение охраны общественного порядка; подразделение участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; строевое подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; подразделение исполнения административного законодательства; центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; подразделения ГИБДД; строевое подразделение патрульно-постовой службы полиции;

• Подразделения полиции по оперативной работе: подразделение уголовного розыска; подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции; подразделение оперативно-разыскной информации; центр кинологической службы;

• Подразделения полиции общего назначении: оперативное подразделение (отдел, отделение);

дежурная часть; экспертно-криминалистиче-ское подразделение; комендантский отдел (отделение, группа); подразделение дознания;

• Подразделения внутренней службы: по работе с личным составом (подразделение кадров; подразделение морально-психологического обеспечения; подразделение профессиональной подготовки; подразделение по работе с личным составом);

• Тыл: подразделение материально-технического и хозяйственного обеспечения; автохозяйство (гараж); склад; подразделение информационных технологий, связи и защиты информации;

• Штаб: подразделение анализа, планирования и контроля; подразделение информационного обеспечения;

• Подразделения юстиции: Следственное подразделение (отдел, отделение) [8, с. 304].

Стоит отметить, что на территории обслуживания Управления внутренних дел на Московском метрополитене ГУ МВД России по городу Москве полностью отсутствует жилой сектор, как в прочем и на территории обслуживания иных органов внутренних дел на метрополитенах, но в данном контексте автор считает необходимым пока рассмотреть именно структурное построение территориального органа внутренних дел на районном уровне, касаемо Управления внутренних дел на Московском метрополитене ГУ МВД России по городу Москве. Из предложенной типовой структуры сразу же выпадает ряд служб и подразделений, ввиду их ненужности на обслуживаемой территории, а именно: подразделения ГИБДД и участковых уполномоченных полиции. В случае с ГИБДД ситуация полностью ясна, а вот в случае с участковыми уполномоченными, автор видит аналогию с такой категорией должностей на метрополитенах, предусмотренных приложением № 16 к поименованному приказу МВД России от 30.04.11 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», как инспектор. В обозначенном контексте интересует инспектор, который отнесен к службе охраны общественного порядка в системе полиции органов внутренних дел на метрополитенах. Аналогия в данной ситуации простая, станция метрополитена по своей сути сложный технологический объект, который обслуживается большим количеством персонала, на станции несут службу патрульно-постовые наряды, станцию посещают зна-

чительное количество пассажиров, то есть станция метрополитена по своему содержанию представляет ни что иное как административный участок обслуживания в системе органов внутренних дел.

Автор приведет несколько доводов в поддержку названной позиции: приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 были утверждены «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», в том числе и прилагаемое к указанному нормативному правовому акту «Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции», где определяется понятие административного участка участкового уполномоченного полиции — закрепленная для несения службы часть территории муниципального образования, обслуживаемая территориальным органом МВД России на районном уровне. Ниже для сравнительного анализа несколько дефиниций из общих положений действующего Федерального законодательства:

• «Городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

• Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

• Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления» [2]. «Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и му-

ниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия» [3].

Отсюда следует, что унитарные предприятия, в интересующем нас случае — метрополитены, имеют непосредственное подчинение органам местного самоуправления, а территория названных унитарных предприятий является ничем иным как территорией муниципальных образований. То есть территории метрополитенов должны быть включены в территории административных участков, однако органы внутренних дел на районном уровне не имеют в оперативном обслуживании станции и объекты метрополитенов, следовательно, административные участки целесообразно создать в условиях оперативного обслуживания органов внутренних дел на метрополитенах. А.А. Странцов в своей работе «Правовой режим административного участка участкового уполномоченного полиции» [9, с. 47] характеризует административный участок как определяемую приказом начальника территориального органа МВД России с целью локализации муниципальных границ несения службы участковым уполномоченным полиции неделимая совокупность земельных участков, их частей одной или нескольких территориальных зон в составе земель населенных пунктов с находящимися на ней зданиями, строениями, сооружениями, иными объектами различного назначения и форм собствен-

ности, а также субъектным составом, информация о которых фиксируется в служебной документации участкового уполномоченного полиции (паспорте на административный участок). Автор соглашается с указанным определением и предлагает в условиях метрополитена следующее понятие административного участка — определяемый приказом начальника органа внутренних дел на метрополитене, с целью локализации границ несения службы инспектором, неделимый участок, из одного или нескольких объектов метрополитена с постоянным и переменным персональным составом, информация о которых фиксируется в служебной документации инспектора (паспорте на объект метрополитена).

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О Государственных и муниципальных предприятиях».

4. Указ Президента Российской Федерации № 248 от 01 марта 2011 года «Вопросы Министерства внутренних дел Российской федерации».

5. Статья «Обеспечение антитеррористической безопасности на объектах метрополитена подразделениями органов внутренних дел» В.Н. Амельчакова «Вестник Московского Университета МВД России» № 8. 2010.

6. Книга «80 лет на страже безопасности Московского метрополитена» М., 2015.

7. Статья «Специфика обеспечения общественной и транспортной безопасности на объектах метрополитенов» М.А. Смирнов «Вестник Московского Университета МВД России» № 1. 2017.

8. Административная деятельность полиции. Части общая и особенная: учебное пособие / под ред. А.К. Дубровина. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ «МВД России», 2013.

9. Статья «Правовой режим административного участка участкового уполномоченного полиции» А.А. Странцов «Вестник Барнаульского юридического института МВД России» № 2 (29). 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.