Научная статья на тему 'УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ'

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
угрозы / вызовы / культура / цифровизация / цифровизация в сфере культуры / виртуальная реальность / виртуальные концертные залы / threats / challenges / culture / digitalization / digitalization in the field of culture / virtual reality / virtual concert halls

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артем Олегович Прончатов

В статье осуществлена попытка осмыслить те вызовы и угрозы, которые проявляются в сфере культуры в связи с процессами цифровизации. В работе анализируется сущность происходящих изменений в культуре в связи с внедрением инновационных информационных технологий. Автором обращается внимание на то, что цифровизация как одно из направлений технического прогресса и следствие глобализации социально-экономического развития несет в себе угрозы смещения понимания фундаментальных целей национальной культуры на их средства — цифровизацию, понимаемую как конечную цель. В статье приводятся факты неэффективного использования средств для реализации цифровых культурных проектов и недостаточность подготовки информационных мероприятий в учреждениях культуры с точки зрения их рекламного продвижения, что обесценивает цели федерального проекта «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»)» и препятствует устойчивому развитию культурной сферы. Технократизм в виде цифровизации несет в себе угрозу основным национальным культурным ценностям, лишая культурной суверенности государство, основанного на духовном начале, формировавшемся веками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Артем Олегович Прончатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS AND CHALLENGES OF DIGITALIZATION OF THE CULTURAL SPHERE

The study attempts to comprehend the challenges and threats that manifest themselves in the field of culture in connection to the processes of digitalization. The paper analyzes the essence of the ongoing changes in culture in connection with the introduction of innovative information technologies. The author draws attention to the fact that digitalization as one of the directions of technological progress and a consequence of the globalization of socio-economic development carries threats of shifting the understanding of the fundamental goals of national culture to their means — digitalization, understood as the ultimate goal. The article presents facts of inefficient use of funds for the implementation of digital cultural projects and insufficient preparation of information events in cultural institutions from the point of view of their advertising promotion, which devalues the goals of the federal project “Digitalization of services and the formation of information space in the field of culture (“Digital Culture”)” and makes it impossible to sustainably develop the cultural sphere. Technocracy in the form of digitalization poses a threat to the main national cultural values, depriving the cultural sovereignty of the state based on the spiritual principle that has been formed for centuries.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 008(091) + 316.7

ББК 60.523

П 81

DOI: 10.53598/2410-3691-2024-1-334-62-67

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

(Рецензирована)

Артем Олегович ПРОНЧАТОВ

Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Россия

proart87@mail.ru

Аннотация. В статье осуществлена попытка осмыслить те вызовы и угрозы, которые проявляются в сфере культуры в связи с процессами цифровизации. В работе анализируется сущность происходящих изменений в культуре в связи с внедрением инновационных информационных технологий. Автором обращается внимание на то, что цифровизация как одно из направлений технического прогресса и следствие глобализации социально-экономического развития несет в себе угрозы смещения понимания фундаментальных целей национальной культуры на их средства — цифровизацию, понимаемую как конечную цель. В статье приводятся факты неэффективного использования средств для реализации цифровых культурных проектов и недостаточность подготовки информационных мероприятий в учреждениях культуры с точки зрения их рекламного продвижения, что обесценивает цели федерального проекта «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»)» и препятствует устойчивому развитию культурной сферы. Технократизм в виде цифровизации несет в себе угрозу основным национальным культурным ценностям, лишая культурной суверенности государство, основанного на духовном начале, формировавшемся веками.

Ключевые слова: угрозы, вызовы, культура, цифровизация, цифровизация в сфере культуры, виртуальная реальность, виртуальные концертные залы.

Для цитирования: Прончатов А.О. Угрозы и вызовы цифровизации культурной сферы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2024. Вып. 1 (334). С. 62-67. DOI: 10.53598/2410-3691-2024-1-334-62-67.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

THREATS AND CHALLENGES OF DIGITALIZATION OF THE CULTURAL SPHERE

Artem O. PRONCHATOV

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia

proart87@mail.ru

Annotation. The study attempts to comprehend the challenges and threats that manifest themselves in the field of culture in connection to the processes of digitalization. The paper analyzes the essence of the ongoing changes in culture in connection with the introduction of innovative information technologies. The author draws attention to the fact that digitalization as one of the directions of technological progress and a consequence of the globalization of socio-economic development carries threats of shifting the understanding of the fundamental goals of national culture to their means — digitalization, understood as the ultimate goal. The article presents facts of inefficient use of funds for the implementation of digital cultural projects and insufficient preparation of information events in cultural institutions from the point of view of their advertising promotion, which devalues the goals of the federal project "Digitalization of services and the formation of information space in the field of culture ("Digital Culture")" and makes it impossible to sustainably develop the cultural sphere.

Technocracy in the form of digitalization poses a threat to the main national cultural values, depriving the cultural sovereignty of the state based on the spiritual principle that has been formed for centuries.

Keywords: threats, challenges, culture, digitalization, digitalization in the field of culture, virtual reality, virtual concert halls.

For citation: Pronchatov A.O. Threats and challenges of digitalization of the cultural sphere // Bulletin of Adyghe State University. Series "Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Cultural studies." 2024. Iss. 1 (334). pp. 62-67. DOI: 10.53598/2410-3691-20241-334-62-67.

Введение. В последние годы перед учреждениями культуры была поставлена задача увеличения посещаемости и повышения доступности культуры и искусства для населения. Для решения этой задачи цифровизация рассматривалась как универсальный механизм распространения информации с помощью самых разных технологий: оцифровки произведений культуры и искусства, виртуального приобщения к культурным ценностям, создания государственных реестров и виртуальных фондов, внедрения систем он-лайн продажи билетов и учета посетителей и многое другое.

При этом следует уточнить, что оцифровка лишь начальный этап более сложной процедуры цифровизации, за которой следует цифровая трансформация в сфере управления, в том числе и в культурной сфере. Внедрение информационных систем в конечном итоге приводит к фундаментальным изменениям в модели управления (например, путем замены действий, ранее выполнявшихся людьми с процессами, основанными на IT). Любая смена модели управления приводит к меньшей устойчивости системы, так как никто не может предположить последствия подобных изменений.

Результаты и обсуждение. Следует признать, что внедрение цифровых технологий в сфере культуры оказалось не такой однозначно выполнимой целью, как виделось вначале при реализации основных нормативных документов, сопровождавших данный процесс, таких, как федеральная целевая программа «Электронная Россия (2010 — 2025 годы)» [1], «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [2], государственная программа «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» [3], указ Президента РФ от 24.12.2014 №808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» [4], федеральный проект «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»)» [5].

Реализация федеральных проектов и программ — это техническое исполнение внедрения цифровых платформ, имеющее цивилизационную значимость, в деятельность учреждений культуры. По словам T.A. Хербергера и Дж. Дётча, «если цифровизация означает такой технический вариант, который расширяет возможности в различных технических и экономических областях и тем самым изменяет общественные частичные системы, тогда наибольший общий интерес представляет получение ясности в отношении того, как работать в направлении устойчивого развития» [6; 41]. Речь идет о более устойчивом развитии той или иной системы, в том числе и в сфере культуры.

Когда говорится об устойчивости системы, то имеют в виду, прежде всего, те изменения, которые могут изменить традиционную систему управления. Сам процесс цифровизации в любой области сопровождается огромными культурными и ментальными переменами в сознании общества. Множество специалистов (Е.М. Анохина [7], Л.С. Гончаренко [8], Ю.В. Косов [7], Д.В. Трошин [9], В.Г. Халин и Г.В. Чернова [10] и др.) указывают на те угрозы и вызовы, которые несет в себя излишняя информатизация общества, а в сфере культуры исследователями только сейчас начинается процесс осмысления последствий цифровизации в аспекте уменьшения устойчивости культурной системы.

Проблема оценки угроз и вызовов как научная лакуна осмысливается в рамках понятия «национальная безопасность». В последние годы специалистами активно исследуется вопрос о культурной безопасности. Одним из первых, поставивших проблему культурной безопасности применительно к российскому государству, стал В.В. Сергеев, который определил культурную безопасность как «интегрирующее понятие, включающее в себя в широком смысле слова безопасность жизнедеятельности, формирующей условия для защищенности материального и духовного мира человека от негативных воздействий различного характера. В узком смысле — это защищенность условий для культурного развития личности, ее безопасности в социокультурном контексте, создание благоприятных условий для развития культурного и духовно-нравственного потенциала общества» [11; 27].

И.И. Горлова, А.Л. Зорин и Т.В. Коваленко подчеркивают, что понятие «безопасность» «трактуется многими исследователями, прежде всего, как свобода от угрозы. Поэтому неслучайно угроза выступает как фундаментальная категория, наряду с вызовами и рисками, при анализе вопросов безопасности» [12; 220].

В качестве одной из таких угроз для культуры представляет рассматривается «технократизм» как признание «абсолютной и бесспорной значимости техники и технического прогресса. В современном мире техника развивается стремительными темпами и считается средством решения всех проблем» [13; 129]. Между тем технократизм в культуре через цифровизацию несет риск утраты изначального смысла культуры.

Об этом в свое время писал один из ведущих немецких философов и физиков-ядерщиков Карл Фридрих фон Вайцзеккер, который подчеркивал, что человек, сам по себе являясь наблюдателем и двигателем технического прогресса, увлекаясь им, постепенно забывает, что сами технологии являются лишь средством достижения цели [14]. Поэтому закономерен вопрос: предоставив населению возможность «потреблять» произведения искусства или культуры в оцифрованном виде или в виде виртуальной реальности, можно ли с уверенностью сказать, что достигается основная цель — постижение культуры человеком в ее наиболее полном содержании? Отчитываясь о положительной динамике посещений учреждений культуры населением и увеличении он-лайн покупок билетов в филармонию, можно ли утверждать, что цель цифровизации в сфере культуре достигнута?

В этой связи стоит вспомнить уже упоминаемого выше философа К.Ф. Вайцзек-кера: «Культура не может быть устойчивой, средства которой развиты в большей степени, чем осознание своих целей» [15; 145], что подчеркивает важность не количественного «потребления» культурных ценностей, а их качественного осмысления.

Между тем, обзор происходящих культурных событий, связанных с процессами цифровизации, например, виртуальные концерты, происходящие в региональных филармониях, виртуальные выставки Российской государственной библиотеки, например, «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма», «Император Александр II. Воспитание просвещением», «Библия Гутенберга: начало нового времени» и другие мероприятия, показал, что количество посещений и просмотров выложенных материалов составляет около 1000. Например, виртуальная выставка «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» за 6 лет своего представления набрала всего 1,5 тыс. просмотров, то есть в год ее посмотрело не более 250 человек. Материалы данной виртуальной выставки готовились штатом проекта более чем 50 человек — это ученые, библиотеки, кураторы и дизайнеры выставки, авторы текстов и фотографии, 1Т-специалисты и так далее. Следует признать, что самое культурное событие — это дорогостоящее и в научно-административном аспекте весьма

затратное мероприятие. Однако при таком количестве просмотров возникает закономерный вопрос: существует ли возможность организации и реализации подобного проекта посредством его сопровождения иными организационными мероприятиями с целью повышения посещаемости, значимости и эффективности заявленных выставок? На наш взгляд, любой проект, осуществляемый в этой сфере, как и иное культурное событие, требует подготовительной и рекламно-просветительской работы. Между тем, знакомство с некоторыми проектами, анонсируемыми региональными учреждениями культуры, носит формальный характер, а их результаты остаются практически неизвестными и невостребованными потребителями. В данном случае речь идет о том, что цифровизация становится целью, а не средством приобщения населения к культурным ценностям.

Заключение. Возвращаясь к аспекту устойчивости в процессе цифровиза-ции, следует подчеркнуть необходимость комплексной оценки устойчивого развития культуры. В нашем понимании развитие культуры станет более устойчивым при условии сохранения ее суверенной и исконно национальной природы. Однако происходящие в последние десятилетия разрушительные процессы глобализации, на наш взгляд, ставят под угрозу саму идею существования национальной культуры.

В этой связи задачами цифровизации в современном российском обществе является продвижение именно национальных традиционных ценностей, освобожденных от токсичных неолиберальных идей, имевших место в последние 20 лет в России. В этом смысле цифровизация как сам по себе глобализирующий процесс несет в себе определенные риски. Излишнее увлечение технологизацией противоречит самой природе российской культуры, наполненной эмоциональными образами и глубокими философскими смыслами.

Таким образом, внедрение процессов цифровизации помимо позитивных тенденций, направленных на большую доступность культуры для населения, несет в себе определенные риски, связанные с утратой фундаментальных культурных смыслов, излишней технологизацией, как средства становящейся преобладающей над целью. Технократизм в любом его виде — это угроза для национального культурного суверенитета с его традиционными духовными ценностями. Увлечение различными технологиями цифровизации из средства, изменяющего модель управления в сфере культуры, может превратиться в конечную цель культурных перемен.

Примечания:

1. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)» : Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65 // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.10.2023).

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утв. Президентом РФ от 7.02.2008 № Пр-212 // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.10.2023).

3. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ). URL: http://www. pravo. gov.ru (дата обращения: 03.10.2023).

4. Об утверждении основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 // СПС КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ (дата обращения: 03.10.2023).

5. Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура»): федер. проект утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Культура» от 21 декабря 2018 г. № 2 (дата реализации 2019-2024 г.). URL: https://spending.gov.ru/np/A/fp/A3/budget/?year=2020 (дата обращения: 21.11.2022).

6. Herberger T.A., DÖtsch J. J. Digitalization, Digital Transformation and Sustainability in the Global Economy. Risks and Opportunities. Springer, 2022. 184 р.

7. Системные риски управления при реализации государственной политики в области образования и науки: анализ проблемной ситуации, риски и их идентификация / Е.М. Анохина, Ю.В. Косов, В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. 2016. № 10. С. 8-26.

8. Гончаренко Л.С. Цифровая экономика как фактор социально-экономической трансформации России // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 43-49.

9. Трошин Д.В. Методика анализа рисков и угроз экономической безопасности в социально-экономической системе на основе факторной модели // Онтология проектирования. 2019. Т. 9, № 2 (32). С. 239-252.

10. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46-63.

11. Сергеев В.В. Формирование культурной безопасности в условиях модернизации российского общества: на примере московского мегаполиса: дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.06. Москва, 2011. 420 с.

12. Горлова И.И., Зорин А.Л., Коваленко Т.В. Современные вызовы и угрозы национальной безопасности России в сфере культуры // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации: сб. материалов круглого стола. Москва: ИМЦ, 2021. С. 219-229.

13. Современные вызовы и угрозы самобытным народным культурам России / С.П. Цаплина, Д.Е. Скачков, А.Д. Ахремцова, А.В. Фокина // Социокультурные взаимодействия регионов приграничья: материалы междунар. круглого стола. Смоленск: СГИИ, 2016. С. 127131.

14. Родина А.В. Философские аспекты построения единой физической теории в трудах Карла Фридриха фон Вайцзеккера: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08. Москва, 2021. 154 с.

15. Weizsäcker K.F. von. Der Garten des Menschlichen. Beiträge zur geschichtlichen Anthropologie. München: Hanser, 1977. 612 S.

References:

1. On the federal target program "Electronic Russia (2002-2010)": Decree of the Government of the Russian Federation dated 28.01.2002 No. 65 // Official Internet Portal of Legal Information (GSPI). URL: http://www.pravo.gov.ru (date of reference: 03.10.2023).

2. Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation: approved By the President of the Russian Federation No. Pr-212 dated 7.02.2008 // Official Internet Portal of Legal Information (GSPI). URL: http://www.pravo.gov.ru (date of application: 03.10.2023).

3. On the state program of the Russian Federation "Information Society (2011-2020)": Decree of the Government of the Russian Federation dated 10/20/2010 No. 1815-r // Official Internet Portal of Legal Information (GSPI). URL: http://www.pravo.gov.ru (date of application: 03.10.2023).

4. On the approval of the fundamentals of the state cultural policy: Decree of the President of the Russian Federation dated 12/24/2014 No. 808 // SPS ConsultantPlus: website. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ (date of application: 03.10.2023).

5. Digitalization of services and the formation of an information space in the field of culture ("Digital culture"): feder. the project was approved by the minutes of the meeting of the project committee for the national project "Culture" dated December 21, 2018 No. 2 (implementation date 2019-2024). URL: https://spending.gov.ru/np/A/fp/A3/budget /?year=2020 (accessed: 11/21/2022).

6. Herberger T.A., DÖtsch J. J. Digitalization, Digital Transformation and Sustainability in the Global Economy. Risks and Opportunities. Springer, 2022. 184 p.

7. Systemic management risks in the implementation of state policy in the field of education and science: analysis of the problem situation, risks and their identification / E.M. Anokhina, Yu.V. Kosov, V.G. Khalin, G.V. Chernova // Managerial consulting. 2016. No. 10. pp. 8-26.

8. Goncharenko L.S. Digital economy as a factor of socio-economic transformation of Russia // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2019. No. 3 (425). pp. 43-49.

9. Troshin D.V. Methodology for analyzing risks and threats to economic security in the socioeconomic system based on a factor model // The ontology of design. 2019. Vol. 9, No. 2 (32). pp. 239-252.

10. Khalin V.G., Chernova G.V. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks // Managerial consulting. 2018. No. 10. pp. 46-63.

11. Sergeev V.V. Formation of cultural security in the conditions of modernization of Russian society: on the example of the Moscow metropolis: dis. ... doctor of Social Sciences : 22.00.06. Moscow, 2011. 420 p.

12. Gorlova I.I., Zorin A.L., Kovalenko T.V. Modern challenges and threats to Russia's national security in the field of culture // Projected challenges and threats to the national security of the Russian Federation and directions for their neutralization: collection of materials of the round table. Moscow: IMC, 2021. pp. 219-229.

13. Modern challenges and threats to the original folk cultures of Russia / S.P. Tsaplina, D.E. Skachkov, A.D. Akhremtsova, A.V. Fokina // Socio-cultural interactions of the border regions: materials of the International the round table. Smolensk: SGII, 2016. pp. 127-131.

14. Rodina A.V. Philosophical aspects of the construction of a unified physical theory in the works of Karl Friedrich von Weizsacker: dis. ... cand. philos. Sciences : 09.00.08. Moscow, 2021. 154 p.

15. Weizsäcker K.F. von. Der Garten des Menschlichen. Beiträge zur geschichtlichen Anthropologie. München: Hanser, 1977. 612 S.

Статья поступила в редакцию 10.01.2024; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 25.01.2024.

The paper was submitted 10.01.2024; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 25.01.2024.

© А.О.Прончатов, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.